Какие подразделения пожарной охраны осуществляют профилактику пожаров и их тушение в зато

Обновлено: 26.04.2024

Безводный участок – участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.

Гарнизон пожарной охраны – совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

Караул – личный состав подразделения пожарной охраны, осуществляющий караульную службу в течение дежурства с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения.

Дежурство – период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая участие их в тушении пожара.

Действия по тушению пожара – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения задачи по тушению пожара.

Зона горения – часть пространства, в котором происходит подготовка горючих веществ и материалов к горению (подогрев, испарение, разложение) и их горение в объеме диффузионного факела пламени.

Зона задымления – часть пространства, примыкающего к зоне горения, заполненная дымовыми газами с концентрациями вредных веществ, создающих угрозу для жизни и здоровья людей или затрудняющих действия пожарных подразделений.

Зона теплового воздействия – часть пространства, примыкающая к зоне горения, в котором действие тепловых потоков приводит к заметному изменению материалов и конструкций, создаются условия для воспламенения горючих веществ и материалов и их подготовки к горению, а также делает невозможным пребывание людей без специальной тепловой защиты.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение, и устранены условия для его повторного возникновения.

Линейная скорость распространения горения – физическая величина, характеризующая поступательное движение фронта пламени по поверхности горючего материала в данном направлении в единицу времени.

Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Огнетушащие вещества – вещества, обладающие физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.

Оперативная обстановка – совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения (гарнизона), влияющих на определение задач и характер их выполнения.

Оперативно-тактические особенности района выезда – совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.

Оперативный штаб на пожаре – временно сформированный руководителем тушения пожара орган для управления силами и средствами на пожаре.

Основная задача при тушении пожаров – спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.

Основная позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение основных действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Основные действия – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи.

Очаг пожара – место первоначального возникновения пожара.

Оценка обстановки на пожаре – вывод, сформированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.

Периметр пожара – общая длина внешней границы площади пожара.

Планы и карточки тушения пожаров – документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.

Площадь пожара – площадь проекции зоны горения на горизонтальную или вертикальную плоскость.

Площадь тушения пожара – часть площади пожара, на которую в данный момент подается огнетушащее вещество.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарное вооружение – комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная техника – технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

Пожарный расчет (отделение) – первичное тактическое подразделение пожарной охраны на пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно–спасательных работ.

Порядок привлечения сил и средств – совокупность организационно-правовых и технических мероприятий по обеспечению сосредоточения на месте пожара необходимых и достаточных для успешного тушения сил и средств пожарной охраны.

Развертывание – приведение сил и средств в состояние готовности для немедленного выполнения задач на пожаре.

Развитие пожара – увеличение зоны горения и/или вероятности воздействия опасных факторов пожара.

Район выезда – территория, обслуживаемая подразделением пожарной охраны, аварийно–спасательным формированием, в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Расписание выезда – оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров в городском округе.

Решающее направление – направление основных действий пожарной охраны, на котором использование сил и средств, в данный момент времени, обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.

Руководитель тушения пожара – старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – органы управления и подразделения, личный состав, пожарная и специальная техника, средства связи, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и иные технические средства, находящиеся на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

Степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков – классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков.

Тактические возможности пожарных подразделений – способность подразделения выполнить максимальный объем аварийно-спасательных работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за определенное время.

Тыл на пожаре – участок (территория), на котором сосредоточены силы и средства, обеспечивающие действия по тушению пожара.

Участок тушения пожара – часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара.

Фронт пожара – часть периметра пожара, в направлении которой происходит распространение горения.

Фланг пожара – левая и правая части периметра пожара, где горение распространяется перпендикулярно фронту пожара.

Центр управления силами – подразделения федеральной противопожарной службы, выполняющие задачи по непосредственному руководству и координации действий силами реагирования в субъектах Российской Федерации при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также обеспечению оперативной деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны регламентируется органами МЧС РФ. В этом документе указаны действия спасателей во время гашения возгорания. Он содержит общие положения и план проведения работ. Здесь есть правила для каждого участника, включая руководителя и других служащих.

Рассмотрим детально, что он представляет собой.

Приказ об утверждении порядка

Важный документ, в котором следует разобраться подробнее, выяснить его цели.

Кем издается

Тушение огня – это комплекс действий, позволяющий спасать жизни граждан, а также их имущество. Он нужен, чтобы ликвидировать возгорание, последствия катастрофы. Разработана бумага приказом МЧС РФ от 16.10.2017 N 444.

Кто его подписывает

Утверждает Министр чрезвычайных ситуаций России. Устав распространяется на органы госнадзора, имеющие допуск к тушениям пожаров.

Назначение

Порядок тушения пожаров

Документ определяет порядок ликвидации возгораний, работ по массовому спасению граждан. Здесь указаны принципы реаги-рования на тревожный вызов и нормативы.

Это положение обязательно для исполнения всем органам, осуществляющим надзор за безопасностью при появлении огня в РФ.

Основные положения Порядка тушения пожаров

В документе есть главные пункты, на них требуется обратить внимание.

Действия

После неблагоприятного сигнала тревоги, порядок несения службы в подразделении пожарной охраны моментально меняется. Здесь нужно ориентироваться быстро. В ином случае жертв не избежать.

Для этого существует единый номер, на который звонят при выявлении возгорания – 112. Также это может быть 01 и 101. Вызов получает диспетчер центрального пункта, местного гарнизона, подразделения. Он обрабатывает, регистрирует, записывая адрес, характер, опасности.

Также узнает другие сведения: фамилию, телефон заявителя. После должностным лицом принимается решение об отправке на происшествие ЛС.

  • активировать тревожный сигнал во время разговора;
  • выяснить необходимые сведения;
  • заполнить путевой лист для выезда;
  • передать начальнику караула и план гашения возгорания, сообщить дополнительные сведения.

Детальная информация видна на видео:

Выезд и следование к месту пожара

Эта процедура происходит в таких случаях:

  • если сигнал поступил через средства связи;
  • когда заявитель обратился в подразделение;
  • в случае замеченных признаков возгорания;
  • если сработала сигнализация.

Выезд на место ЧС производится в безусловном порядке No1. Для этого собирается личный состав, надевает боевую форму, а также снаряжение и едет на технике к месту происшествия. Это происходит в максимально короткие сроки. Водитель ТС должен знать особенности перемещения по району.

Если обнаружено, что по пути следует другой пожарный расчет, то командир отделения обязан об этом сообщить диспетчеру.

Когда главный автомобиль вынужденно останавливается, другие транспортные средства, следующие за ним, тоже прекращают движение и продолжают его, только если даст команду начальник караула. В случае если это происходит со второй машиной в колоне, остальные едут дальше. Старший об этом сообщает диспетчеру гарнизона.

Разведка места

Разведка пожара – комплекс мероприятий по оценке горящего объекта с целью предупреждения развития возгорания. Порядок организации тушения пожаров подразумевает проведение действий по сбору информации там, где произошла ЧС. Это комплекс мероприятий, дающий возможность получить необходимые данные. Разведкой занимаются сотрудники расчета, включая диспетчера.

Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны

По прибытию на место, производятся следующие действия:

  • определяют ближайшие источники воды;
  • находят, где будут стоять ствольщики и территорию прокладки рукавных линий;
  • отыскивают возможность для установки дополнительных систем тушения;
  • ищут пути отхода, если изменяться обстоятельства.

Во время разведки не забывают об охране труда. Следят, чтобы у всех была надлежащая экипировка, соблюдалась техника безопасности.

Аварийно-спасательные работы

Такие действия организовывают, если:

  • граждане подвергаются угрозе ОФП;
  • люди не способны уйти с места ЧС;
  • опасные факторы пожара распространяются на отходы для эвакуации;
  • будут применяться вредные здоровью средства.

Последовательность действий определяется руководителем отряда.

Спасая людей, используют следующие методы:

  • перемещают граждан в место, где им не грозит опасность, спуская их с помощью технических средств;
  • применяются приспособления, защищающие органы дыхания, охлаждают конструкции, удаляют дым, предотвращают взрыв;
  • отключают провода под напряжением;
  • специалисты занимаются разборкой конструкций, чтобы найти очаг огня;
  • оказывают первую медпомощь.

Если техники и людских ресурсов мало, то освобождают граждан. Аварийно-спаса-тельные работы прекращаются, когда больше не остается нуждающихся в этом.

Детальная информация видна на видео:

Развертывание сил и средств

После прибытия, проведения вышеописанных мероприятий, расчеты готовятся к выполнению главной задачи – ликвидации огня. В этом процессе нужно четкое взаимодействие, согласованность.

Он делиться на такие этапы:

  1. Подготовка.
  2. Предварительное развертывание.
  3. Полная боеготовность.

Во время первого этапа производятся такие действия:

  • устанавливают на источник воды пожарную машину и приводят в работу насос;
  • открепляют и сосредотачивают у автомобиля нужные инструменты;
  • присоединяется линия рукавов к патрубку насоса.

Как тушат пожары подразделения пожарной охраны

Эти действия проводят только, если стало очевидно, что дальше необходимо тушить огонь.

На втором этапе делают следующее:

  • прокладывают рукавные линии;
  • занимаются установкой разветвлений для стволов, оборудования.

Это производят, если стало очевидно, что будут выполняться действия с примене-нием огнетушащих веществ.

Третий этап такой:

  • определяют, где расположить силы отряда, чтобы спасать граждан, избавляться от пламени;
  • заполняют веществами для ликвидации возгорания магистральные, рабочие линии рукавов.

Порядок тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ во многом зависит от ситуации на объекте. Последнее решение о действиях принимает командир подразделения.

Ликвидация горения

Когда силы расстановлены и готовы локализовать угрозу, используются все огнетушащие вещества и техника. Этот период может быть продолжительным. Все зависит от степени пожара. Также, жилое это помещение или нет.

Основные функции по ликвидации огня направлены на следующее:

  • сбор данных о происходящем;
  • контроль над выполнением задач;
  • организация взаимодействия;
  • обеспечение ресурсами.

Все действия направлены на:

  • максимальную подачу веществ, ликвидирующих возгорание;
  • вскрытие конструкций, борьбу с ОФП;
  • обеспечение полной безопасности.

Количество веществ зависит от особенностей пожара, принимаемых мер. Сначала используют специальные установки, а после прибегают к ручному тушению. Для этого нужны углекислотные огнетушители.

Специальные работы

Алгоритм тушения пожаров подразделениями пожарной охраны

Они делятся на такие виды:

  • вскрытие конструкций, последующая их разборка;
  • подъем либо спуск людей;
  • налаживание связи;
  • организация освещения места, где происходит ЧС;
  • восстановление функционирования различных техсредств.

Также выполняются условия мероприятий, защищающих от последствий катастрофы.

Сбор и возвращение

Эта процедура подразумевает следующее:

  • проверку численности ЛС подразделения;
  • сбор вооружения;
  • размещение инструментов на машинах;
  • приведение в безопасность противопожарного водопровода;
  • уборку веществ используемых при тушении огня.

После завершения всех действий, отряд готовиться к возвращению, начальник караула делает доклад об этом диспетчеру гарнизона.

Управление силами и средствами

Управление силами и средствами на пожаре. Комплекс мер, направленных на ликвидацию огня.

Участки тушения

УТП создают по указу руководителя тушением пожара. Если их три и более, организу-ются СТП. Управляет действиями начальник участка. Он и является ответственным по ликвидации возгорания. Применение необходимых мер зависит от него.

Руководитель тушения пожара выполняет такие функции:

  • непосредственно управляет действиями подразделения либо с помощью оперативного штаба;
  • разведывает, узнавая степень угрозы;
  • принимает решение о спасении граждан;
  • определяет главное направление действий;
  • расстанавливает силы;
  • занимается налаживанием связи;
  • следит за выполнением правил по охране труда;
  • составляет акты.

РТП досконально знает, каким документом утвержден порядок тушения пожара подразделениями пожарной охраны. От его действий зависит результат. Если это должностное лицо допустит ошибку, она может быть непоправимой.

Полномочия всех причастных к тушению

У каждого есть обязанности в период пребывания на ликвидации возгорания. Их они должны осуществлять во всем объеме.

Правила тушения пожаров подразделениями пожарной охраны

Но имеются общие полномочия участников:

  • требуется соблюдать настоящий Порядок и закон РФ;
  • обеспечивать функционирование спасательной техники и выявлять поломки;
  • следить за тем, как меняется ситуация, корректировать, докладывая командиру;
  • держать связь со всеми участниками и начальством;
  • выполнять задачи, прописанные МЧС тушение пожара;
  • препятствовать дальнейшему развитию огня и делать все для его преодоления;
  • заниматься эвакуацией граждан, имущества.

Причастные к тушению пожара должны обязательно оказывать первую медпомощь пострадавшим.

Выводы

Порядок тушения на территории РФ определяется настоящим документом. Он утвержден органами МЧС. Его придерживаются все подразделения. Нарушать данный приказ нельзя. Соблюдение нормативных актов и рекомендаций документа является обязательным. Ведь на пожаре повышенный уровень опасности.

Одна из главных функций госорганов — ответственность за противопожарную безопасность имущества, природных ресурсов, людей и самих территорий, поэтому регулирование в этой области есть его прямая обязанность. В 1994 году издан закон на основе Конституции РФ. Сегодня все нормативы, виды пожарной охраны, круг проблем, организация и прочие профильные вопросы регулируются 69-ФЗ. Противопожарная безопасность – это комплекс мероприятий, которые обеспечивают общую защищенность от пожаров: от конкретного объекта до страны в целом. Один из них – это пожарная охрана, которая состоит их многочисленных частей, управляющих органов, конструкторских и других функциональных подразделений.

Госчасти противопожарной безопасности

Виды подразделений пожарной охраны

Ведомственные части пожарных

Ведомственные части пожарных

ФЗ №69 предусматривает несколько видов подразделений пожарной охраны. Их классификация отработана с учетом всех аспектов безопасности: от предупреждения до устранения последствий возгораний. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • государственная;
  • добровольная;
  • муниципальная;
  • частная;
  • ведомственная.

Основные задачи пожарной охраны, как целостной системы — это профилактические мероприятия, ликвидация возгораний, спасение населения, минимизация имущественного ущерба, спасательные действия. Ни одно из подразделений не может быть использовано в иных целях, включая нейтрализацию конфликтов любого уровня. Все задачи пожарных охран взаимосвязаны.

Государственные части

Этот вид имеет внутреннюю классификацию. Пожарные силы подразделяются на федеративные службы и силы субъектов. Одним из важных направлений ГПС является контроль над противопожарной безопасностью, этим обуславливается большая численность сотрудников, которая превышает 16 тысяч. Основными задачами пожарной охраны государственного статуса преимущественно являются:

  • выработка программ по предотвращению ЧС и их реализация, повышение уровня защищенности территорий, предприятий, городов и прочих объектов;
  • формирование надзора на госуровне, его координация и реализация;
  • непосредственная работа во время чрезвычайных ситуаций и выполнение спасательных действий;
  • подготовка специалистов.

На заметку! В структуру ГПС входят несколько НИИ и бюро, где производятся исследования и изыскания по противопожарной безопасности, головное учреждение – ВНИИПО. Та же в Госслужбу входят средние и высшие учебные заведения, которые находятся в Москве, Урале, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иваново. Так же в систему ГПС входят более 9 десятков испытательных лабораторий.

ГПС – это головная структура всей противопожарной системы. Она в свою очередь входит в состав МЧС. Сама система самодостаточна, поскольку имеет все необходимые части: от оперативных до научных.

Добровольные отряды

Добровольные отряды

Самая большая структура в составе ГПС – это федеральные силы, они состоят:

  • центральный аппарат, решающий стратегические и оперативные задачи, он управляет подразделениями и координирует действия отдельных структур между собой;
  • структурные подотделы, который из которых отвечает за свой круг задач: гражданская оборона, ликвидация последствий, профилактические мероприятия, проводимые в регионах России;
  • Госпожарнадзор;
  • научные, технические учреждения и образовательные;
  • объектовые части, отвечающие за проведение профилактические мероприятия и непосредственные действия при возгораниях на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  • части, обслуживающие по противопожарной безопасности закрытые, режимные, специальные организации и предприятия, включая армейские и военизированные структуры;
  • территориальные части, контролирующие пожарную безопасность в населенных пунктах;
  • организационное подразделение, занимающееся организационными вопросами, согласно нормативным документам.

Добровольные подразделения

Муниципальные части пожарных

Муниципальные части пожарных

Службы муниципального статуса

Частные отряды пожарных

Частные отряды пожарных

Эти охранные отделения создаются руководством муниципальных образований. Есть два подвида этой службы:

  • части, которые формируются непосредственно для тушения возгораний в районах, городах, поселках и сельской местности, они же занимаются профилактикой предупреждения пожаров;
  • отделы, которые контролируют конкретные объекты, в их обязанности так же входят те же обязанности.

Для организаций в муниципалитетах предусмотрены следующие цели:

  • реализация профилактических мероприятий на конкретном муниципалитете;
  • ликвидация возгораний;
  • спасательные действия в отношении людей и их имущества.

Частные пожарные отряды

Это коммерческие организации. Их открытие, переформирование и закрытие которых регулируется ГК РФ. Сколько человек должно быть в боевом расчете, какую технику использовать и прочие вопросы определяет владелец. Преимущественно, их работа выполняется на основе контрактов с организациями. Деятельность этих предприятий может выполняться только при получении в МЧС официального разрешения. Частные команды пожарников плотно сотрудничают с добровольными отрядами. На 2018 год в России активно действуют более 650 таких предприятий.

Ведомственные силы пожарных

Некоторые ведомственные и государственные структуры имеют право создавать собственные подразделения пожарных. Все аспекты деятельности таких частей, включая:

  • регламенты службы;
  • караульные графики;
  • инструктажи;
  • техсредства пожаротушения;
  • спецтехника;

регулируются ГПС, который создает специальные документы и реализует их на практике. Режимы и порядок работы низших частей корректируется, согласно последним нормативам и приказам. Так же структура выполняет проверки ведомственных подразделений на соблюдение норм, порядков, требований и отсутствие нарушений.

На заметку! Как правило, на взрывоопасных предприятиях создаются собственные гарнизоны. Нужны они и на объектах, удаленных от цивилизационной инфраструктуры и дислокации частей пожарных. При обнаружении нарушений эта служба вправе остановить работу предприятия, отдельного цеха, конкретного оборудования или запретить выполнение некоторых работ.

Резюмируем

Итак, закон предусматривает работу пяти видов структур, призванных обеспечивать противопожарную безопасность. Раньше их перечень был шире. Но и сегодня в экзаменационных билетах предусмотрен вопрос, какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством. Сегодня упразднены межведомственные подразделения. Действующие сегодня структуры показывают целесообразность нормативов, поскольку снизились показатели смертности на пожарах, а имущественный ущерб – на 20%. Руководство структурой закреплено за несколькими инстанциями:

  • Правительство РФ;
  • МЧС;
  • прочими ведомствами.

Например, действия по ликвидации пожаров в лесных массивах выполняются силами Рослесхоза, но они согласовываются с МЧС. Комплекс мероприятий защиты государства, населения, природы, промышленности постоянно расширяется: создаются новые технологии, расширяется число подразделений, увеличивается количество техсредств, становятся результативней средства и методы. Выработан четкий алгоритм взаимодействий власти, администраций, министерств, охраны и граждан.


Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2019; проверки требует 1 правка.


Пожарная охрана — совокупность организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Что такое пожарная охрана

Это совокупность органов, служб, обеспечивающих предупреждение возгораний, ликвидацию последствий. Структура проводит аварийно-спасательные работы, реагирует на вызовы граждан.

История

В документе говорилось, что караульный состав должен получать вознаграждение, объезжать город с целью профилактики, наказывать тех, кто нарушил закон. Создание службы стало оправданным, подобные подразделения начали появляться по всему Российскому Государству.

Назначение


Пожарная охрана защищает население, объекты от возгорания. Она занимается организацией профилактических мероприятий, чтобы минимизировать возможность появления огня.

Структура предназначена для тушения пожаров любых типов и сложности.

Функции

Основные задачи противопожарной службы:

  • ликвидация очагов возгорания;
  • ведение работ по спасению людей, имущества;
  • взаимодействие с подразделениями при тушении пожара.

Также в функции ПО входит налаживание бесперебойной связи с медицинскими службами, коммунальщиками.

Виды подразделений пожарной охраны


Ведомственные части пожарных

ФЗ №69 предусматривает несколько видов подразделений пожарной охраны. Их классификация отработана с учетом всех аспектов безопасности: от предупреждения до устранения последствий возгораний. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • государственная;
  • добровольная;
  • муниципальная;
  • частная;
  • ведомственная.

Основные задачи пожарной охраны, как целостной системы — это профилактические мероприятия, ликвидация возгораний, спасение населения, минимизация имущественного ущерба, спасательные действия. Ни одно из подразделений не может быть использовано в иных целях, включая нейтрализацию конфликтов любого уровня. Все задачи пожарных охран взаимосвязаны.

Государственные части

Этот вид имеет внутреннюю классификацию. Пожарные силы подразделяются на федеративные службы и силы субъектов. Одним из важных направлений ГПС является контроль над противопожарной безопасностью, этим обуславливается большая численность сотрудников, которая превышает 16 тысяч. Основными задачами пожарной охраны государственного статуса преимущественно являются:

  • выработка программ по предотвращению ЧС и их реализация, повышение уровня защищенности территорий, предприятий, городов и прочих объектов;
  • формирование надзора на госуровне, его координация и реализация;
  • непосредственная работа во время чрезвычайных ситуаций и выполнение спасательных действий;
  • подготовка специалистов.

ГПС – это головная структура всей противопожарной системы. Она в свою очередь входит в состав МЧС. Сама система самодостаточна, поскольку имеет все необходимые части: от оперативных до научных.


Добровольные отряды

Самая большая структура в составе ГПС – это федеральные силы, они состоят:

  • центральный аппарат, решающий стратегические и оперативные задачи, он управляет подразделениями и координирует действия отдельных структур между собой;
  • структурные подотделы, который из которых отвечает за свой круг задач: гражданская оборона, ликвидация последствий, профилактические мероприятия, проводимые в регионах России;
  • Госпожарнадзор;
  • научные, технические учреждения и образовательные;
  • объектовые части, отвечающие за проведение профилактические мероприятия и непосредственные действия при возгораниях на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  • части, обслуживающие по противопожарной безопасности закрытые, режимные, специальные организации и предприятия, включая армейские и военизированные структуры;
  • территориальные части, контролирующие пожарную безопасность в населенных пунктах;
  • организационное подразделение, занимающееся организационными вопросами, согласно нормативным документам.

Добровольные подразделения


Муниципальные части пожарных

Службы муниципального статуса


Частные отряды пожарных

Эти охранные отделения создаются руководством муниципальных образований. Есть два подвида этой службы:

  • части, которые формируются непосредственно для тушения возгораний в районах, городах, поселках и сельской местности, они же занимаются профилактикой предупреждения пожаров;
  • отделы, которые контролируют конкретные объекты, в их обязанности так же входят те же обязанности.

Для организаций в муниципалитетах предусмотрены следующие цели:

  • реализация профилактических мероприятий на конкретном муниципалитете;
  • ликвидация возгораний;
  • спасательные действия в отношении людей и их имущества.

Частные пожарные отряды

Это коммерческие организации. Их открытие, переформирование и закрытие которых регулируется ГК РФ. Сколько человек должно быть в боевом расчете, какую технику использовать и прочие вопросы определяет владелец. Преимущественно, их работа выполняется на основе контрактов с организациями. Деятельность этих предприятий может выполняться только при получении в МЧС официального разрешения. Частные команды пожарников плотно сотрудничают с добровольными отрядами. На 2018 год в России активно действуют более 650 таких предприятий.

Ведомственные силы пожарных

Некоторые ведомственные и государственные структуры имеют право создавать собственные подразделения пожарных. Все аспекты деятельности таких частей, включая:

  • регламенты службы;
  • караульные графики;
  • инструктажи;
  • техсредства пожаротушения;
  • спецтехника;

регулируются ГПС, который создает специальные документы и реализует их на практике. Режимы и порядок работы низших частей корректируется, согласно последним нормативам и приказам. Так же структура выполняет проверки ведомственных подразделений на соблюдение норм, порядков, требований и отсутствие нарушений.

На заметку! Как правило, на взрывоопасных предприятиях создаются собственные гарнизоны. Нужны они и на объектах, удаленных от цивилизационной инфраструктуры и дислокации частей пожарных. При обнаружении нарушений эта служба вправе остановить работу предприятия, отдельного цеха, конкретного оборудования или запретить выполнение некоторых работ.

Резюмируем

Итак, закон предусматривает работу пяти видов структур, призванных обеспечивать противопожарную безопасность. Раньше их перечень был шире. Но и сегодня в экзаменационных билетах предусмотрен вопрос, какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством. Сегодня упразднены межведомственные подразделения. Действующие сегодня структуры показывают целесообразность нормативов, поскольку снизились показатели смертности на пожарах, а имущественный ущерб – на 20%. Руководство структурой закреплено за несколькими инстанциями:

  • Правительство РФ;
  • МЧС;
  • прочими ведомствами.

Например, действия по ликвидации пожаров в лесных массивах выполняются силами Рослесхоза, но они согласовываются с МЧС. Комплекс мероприятий защиты государства, населения, природы, промышленности постоянно расширяется: создаются новые технологии, расширяется число подразделений, увеличивается количество техсредств, становятся результативней средства и методы. Выработан четкий алгоритм взаимодействий власти, администраций, министерств, охраны и граждан.

Действия пожарной охраны по тушению пожаров




Разведка места пожара, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, развертывание сил и средств, ликвидация горения и специальные работы, по решению руководителя тушения пожара и при достаточности сил и средств на месте пожара, выполняются одновременно.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

  • проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
  • создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
  • использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
  • ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
  • эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара (РТП) — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Телефоны


Памятник огнеборцам в Николаеве

Страны Номер Комментарий
Россия 01, 101, 112 , 010 Оперативный дежурный (круглосуточно)
Белоруссия 101; 112 Оперативный дежурный (круглосуточно)
Украина 101; 112
Еврозона 112 единый номер для срочного вызова
Австрия 122
Бельгия 100 или 112
Великобритания 999
Греция 199
Испания 085 или 080
Италия 115
Польша 998
Словакия 150
Франция 18
Чехия 150
Швейцария 118
Бразилия 193
Чили 132
США 911 единый номер для срочного вызова пожарных, полиции, скорой медицинской помощи или комбинации служб.

Другие

Представители пожарной службы охраны занимаются пропагандой. Хоть и второстепенная задача, но действенная.

Они информируют общество о проблемах безопасности. Доносят к населению необходимую информацию через СМИ. Посещают школы, университеты, другие учебные заведения, где проводят лекции.

Выводы

По закону Российской Федерации в государстве пять структур, на которых лежит ответственность за безопасность. Они отличаются между собой. У них одна цель – защита людей от пожара. Для этого они выполняют все, что в их силах. Но в огне не перестают гибнуть граждане. Это часто происходит по собственной вине. Требуется соблюдать технику пожарной безопасности как на производстве, так и в домашних условиях.

Детальная информация видна на видео:

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 12609
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: