Какие подразделения полиции осуществляли гласный и негласный надзор
Обновлено: 30.06.2024
Гласные и негласные штатные работники оперативных подразделений
Для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности оперативным подразделениям предоставляется право иметь гласных и негласных штатных работников. Для такого сотрудничества необходимо добровольное согласие как оперативного подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, так и граждан, которые берут на себя выполнение обязанностей гласных и негласных штатных работников. Согласие граждан на установление сотрудничества с оперативными подразделениями оформляется, как правило, в письменной форме в виде соглашения или контракта и может носить постоянный или временный характер, а само участие граждан в проведении оперативно-розыскных мероприятий может иметь, в зависимости от их желания и характера выполняемых задач , гласный или негласный характер. Лица, сотрудничающие с оперативными подразделениями, обязаны хранить в тайне сведения, которые стали им доступны в процессе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий, они не вправе предоставлять заведомо ложную информацию оперативным подразделениям.
Конкретные задачи ОРД выполняют должностные лица оперативных подразделений, которые наделены правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Кроме оперативных работников, которые могут выполнять свои обязанности гласно и негласно, к выполнению ОРД могут привлекаться и конфиденты, то есть граждане сотрудничающих с оперативными подразделениями на конфиденциальной основе. Среди субъектов ОРД, ведущая роль принадлежит штатным оперативным работникам правоохранительных органов и спецслужб, для которых ОРД является основной профессией. Оперативные работники в процессе своей служебной деятельности непосредственно осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, добывают, анализируют оперативную информацию, легализуют ее в целях уголовного судопроизводства, для чего вступают во взаимодействие с различными физическими и юридическими лицами, в том числе и с представителями криминальной среды.
К негласных штатных работников принадлежит оперативный состав этих подразделений, который выполняет задачи ОРД конспиративно, с использованием документов, зашифровывающие личность или ее ведомственную принадлежность. Такие работники могут быть направлены для работы на штатных должностях в другие предприятия, учреждения и организации для выполнения конкретных задач в интересах безопасности общества и государства, а также на постоянную работу в порядке, установленном законодательством.
К негласных штатных работников относятся также работники специализированных подразделений органов, осуществляющих ОРД, работники подразделений уголовного розыска и другие.
Каждая из этих категорий оперативных работников наделена полномочиями, соответствующими тем задачам ОРД, которые ими выполняются. Оперативные работники могут быть рядовыми исполнителями, но статус оперативного работника, то есть его полномочия, имеют и те должностные лица, возглавляющие оперативные подразделения, организуют ОРД, направляют ее и контролируют. Таким образом, к оперативным работникам относятся и руководители оперативных подразделений, их заместители, другой руководящий состав оперативных подразделений.
К другим гласных и негласных штатных работников тоже предъявляются соответствующие требования, в частности, соблюдать условия сотрудничества, конспирации, не разглашать сведения, которые стали им доступны в связи с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, соблюдать установленной линии поведения, давать правдивую информацию, честно и добросовестно выполнять взятые на себя обязательства.
Негласное сотрудничество отдельных граждан в качестве штатных работников оперативных подразделений обуславливается:
сложностью задач, которые выполняют оперативные подразделения и невозможностью выполнить их без участия негласных штатных работников;
тайным характером подготовки и совершения тяжких преступлений и сокрытием их следов;
наличие реальных угроз государственной, экономической, военной безопасности Украины;
правом граждан выбирать форму сотрудничества с оперативным подразделением;
допустимостью использования на законных основаниях информации полученной негласными методами.
Оперативные работники, гласные и негласные, другие штатные работники оперативных подразделений находятся под социальным и правовой защитой государства.
Конфиденциальное сотрудничество
Конституция Украины провозгласила, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах, никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. "Каждый имеет право на труд, исключает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается". (Ст. 43 Конституции). Ст. 8 Закона Украины "Об ОРД) предоставила оперативным подразделениям право устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на принципах добровольности.
Конфиденциальное сотрудничество лица с оперативным подразделением должно иметь обоюдному согласию. Сотрудничество на других принципах как запугивание, угроза, обман и т.п. будет не правовым. Мотивация сотрудничества с оперативным подразделением может иметь разнообразную основу (чувство патриотизма, выполнение общественного долга, поиск справедливости, материальная заинтересованность). Привлечение к сотрудничеству с оперативным подразделением происходит индивидуально и может быть долгосрочным или разовым для выполнения отдельной задачи оперативно-розыскной деятельности.Государственные органы обязаны содействовать оперативным подразделениям в решении задач ОРД. Такое содействие проявляется в том, что сотрудничество лица с оперативным подразделением, осуществляющим ОРД, носит узаконенный характер, лицам гарантируется конфиденциальность сотрудничества, государство предоставляет социальную и правовую защиту лицу, которое привлекается к выполнению задач ОРД.
Оперативный работник, привлекая лицо в зависимости от их характера, изучает целесообразность и возможность привлечения такого лица к сотрудничеству. Соглашение о содействии оперативным подразделениям может быть заключен только с дееспособным лицом.Порядок заключения соглашения определяется Кабинетом Министров Украины и регламентируется ведомственными нормативными актами. Сотрудничество лица с оперативным подразделением может носить как гласный характер так и негласный. Граждане, гласно, открыто сотрудничают с оперативным подразделением приобретают статус внештатного работника общественного помощника, они способствуют выполнению отдельных задач или выполняют их самостоятельно на добровольной основе по поручению оперативного работника. Они могут привлекаться к:
- Проведение оперативно-розыскных мероприятий;
- Изучение документов, их анализа, подготовке проекта выводов;
- Профилактических мероприятий как общих так и индивидуальных отношении конкретных лиц;
- Участие в осмотре места событий, выполнение поручений по установлению свидетелей, потерпевших, охранные места происшествия, фото, киносъемки и других действий по техническому оформлению результатов осмотра.
Вместе с тем оперативным работникам запрещается поручать общественном помощнику самостоятельное выполнение оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, а также давать поручения, связанные с риском для его здоровья, и жизни. Участие общественного помощника в процессуальных действиях отмечается в протоколе соответствующего правового акта.
По желанию лиц их сотрудничество с оперативным подразделением может быть оформлено письменным соглашением с обеспечением конфиденциальности сотрудничества.
В соглашении должно быть вообще указано, какие обязательства берут на себя стороны в решении задач оперативно-розыскной деятельности и срок, на который она заключается.Определяются особенности действий сторон. В частности, для сотрудников указывается, в чем заключается их содействие при подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий. Содержание этих сведений носит индивидуальный характер и зависит от личных и деловых качеств сотрудника, характера выполняемых им задач, а также реальных возможностей в решении задач оперативно-розыскной деятельности. При этом в соглашении запрещается указывать сведения, составляющие государственную тайну.
В правах и обязанностях договаривающихся сторон, в первую очередь, должны быть оговорены требования к предмету договора, в том числе в какой форме (устной, письменной) сотрудник подавать информацию об участии в проведении оперативно-розыскных мероприятий; обязательства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в организации для сотрудника отдельных видов подготовки (специальной, психологической и т.д.). Среди особенностей прав и обязанностей сторон необходимо отметить границы использования оперативной информации, а также обязательства, связанные с обеспечением личной безопасности сотрудника, членов его семьи, и и т. Д ..
В соглашении необходимо отразить вид, размер и порядок вознаграждения сотруднику за выполнение взятых им обязательств. Кроме того, в соглашении могут быть указаны другие виды расчетов в зависимости от оснований мотивации конфиденциального сотрудничества.
В соглашении могут оговариваться особые условия, связанные с результатами участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в частности, неразглашении сведений, составляющих государственную тайну. В этой связи соглашением могут устанавливаться конкретные требования к сотруднику, например, связанные с ограничением его прав выезда.
Действие соглашения прекращается по инициативе одной из сторон и может быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке. Досрочное расторжение договора осуществляется при невыполнении его условий или других обязательств. Например, основанием для досрочного расторжения контракта о конфиденциальном сотрудничестве со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются:
- Разглашение сведений о конфиденциальном сотрудничестве;
- Потеря сотрудником возможности оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- Приобретение сотрудником статуса народного депутата, судьи, прокурора, адвоката, священнослужителя;
- Совершение сотрудником преступления (в частности, вступление сотрудника в преступный сговор с лицами, подозреваемыми в подготовке, совершении и сокрытии следов преступления);
- Использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности;
- Разглашение сведений конфиденциального характера, сопряженных с причинением вреда оперативно-розыскной деятельности;
- Умышленное предоставление заведомо ложной информации, сокрытие или ее умышленное искажение;
- Отклонение от сотрудничества в разнообразной форме;
- Грубое нарушение требований конспирации;
- Наличие психического заболевания;
- Другие нарушения условий соглашения о конфиденциальном сотрудничестве.
Лица, которые привлекаются к выполнению задач оперативно обязаны хранить тайну, которая стала им известна. Разглашение этой тайны влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.
Конфиденциальные отношения могут устанавливаться с физическими лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, должностного, социального и имущественного положения, принадлежности к общественным о, объединений, политических, идеологических и религиозных убеждений.
Привлечение к негласному сотрудничеству может осуществляться только с целью выполнения задач: поиска и фиксации фактических данных о противоправной деятельности отдельных лиц и групп, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.
Часто при раскрытии тяжких преступлений, организованной преступной деятельности оперативная информация, полученная от конфидентов, имеет решающее значение для принятия решений о следующих оперативно-розыскные мероприятия и процессуальные действия.Содержание такой оперативной информации при подтверждении является реальным отражением события преступления, других изучаемых фактов, он не меняется и при дальнейшем использовании такой информации в процессе доказывания. Когда информация конфидента получает процессуальное оформление, то есть легализована, она получает и процессуальные источники и процессуальный регламент ее использования, гарантии ее достоверности и объективности, обеспечивается процессуальным порядком доказывания.Оперативные работники должны направлять деятельность конфидентов на сбор упереджаючои информации, информации, которая бы давала возможность правоохранительным органам принимать меры относительно совершения преступлений и их тяжелых последствий.
Использование информации, полученной в результате конфиденциального сотрудничества, как и сама работа с конфидентом отмечается большой сложностью и требует от работников оперативных подразделений необходимых знаний в этой сфере и надлежащего практического опыта. В связи с этим оперативным работникам для работы с лицами, привлеченными к конфиденциальной сотрудничества, предоставляется специальное разрешение выше оперативным начальником.
п. 1. Негласный полицейский надзор, именуемый также секретным, есть одна из мер предупреждения Государственных преступлений посредством наблюдения за лицами сомнительной благонадежности.
Примечание. 1. Независимо от негласного или секретного надзора, порядок учреждения и осуществления коего определяется сим положением, административные началь- 137
ства имеют право в пределах подведомственной им местности устанавлять негласное наблюдение для получения тех результатов, которые имеются в виду при установлении наблюдения. Способы сего наблюдения предоставляются усмотрению местных же начальств.
2. Негласное наблюдение, имея характер меры исключительно розыскной, учреждается Департаментом Полиции или местными властями временно для проверки полученных сведений о вредной деятельности данного лица, его связей, а также для обнаружения разыскиваемых лиц, которые, по имеющимся указаниям, могли войти с ним в сношение. О результатах наблюдения подлежащее Жандармское Управление доносит, по мере поступления сведений, Департаменту Полиции; но к лицам, состоящим под таким негласным наблюдением, порядок регистрации, указанный в Положении 1 Марта 1882 г., не применяется и указанные в п. 7 дела не заводятся, в алфавитные списки под лит. А они не вносятся, а также не помещаются в полугодовые ведомости, предоставляемые в Департамент на основании п. 12 положения (п.1 МВД. 1 Декабря 1889 г. № 4113).
п. 2. Секретный надзор, как мера негласная, осуществляется способами, которые должны исключать возможность лицу поднадзорному знать о существовании установленного за ним наблюдения, а потому лицо это не может подвергнуться каким-либо стеснениям в свободе передвижения, образе жизни, выборе занятий и т.
п. 3. Негласный полицейский надзор учреждается исключительно Департаментом Полиции или по его непосредственному усмотрению, или вследствие представления местных начальств. Без испрошения предварительного разрешения Департамента негласный надзор учреждается:
а) за воспитанниками, исключенными учебным начальством из высших учебных заведений, поименованных в прилагаемом сего списке, за участие в забастовках (Цирк. МВД: 9 апреля 1882 г. № 1365 п. 3, 1 Декабря 1889 г. № 4113 п. —а п. 11 и 3 Марта 1894 г. № 1395 и Цирк. Департамента Полиции 15 Апреля 1899 г. № 3955 и 29 Февраля 1900 г. № 2150);
б) за лицами, возвращенными из административной ссылки и освобожденными от гласного надзора полиции, а также за лицами, отбывшими тюремное заключение за совершение Государственного преступления (Цирк. Министра ВД по Департаменту Полиции 1 Декабря 1889 г. № 4113 и 10 Июля 1895 г. № 6387).
Примечание. 1) Согласно п. 5 Циркуляра Министра ВД от 13 Февраля 1882 г. № 1109 (к Губернаторам и проч.), п. 6 относится до лиц, высланных и подчиненных гласному надзору за совершение государственных преступлений и политическую неблагонадежность, и отнюдь не должен применяться к лицам, высланным и подчиненным гласному надзору: за порочное поведение, крестьянские беспорядки, подстрекательство к неповиновению властям, совращение в раскол и т. п. За лицами означенных категорий губернские Начальства могут, если признают нужным, учредить на некоторое время местное негласное наблюдение, но регистрационному негласному надзору они не подлежат и не должны быть включены в список лит. А и ведомость лит. В (п. 11 Цирк. МВД 1 Декабря 1889 г. № 4113).
2) Чины общей полиции должны извещать Начальников Губернских Жандармских Управлений и др. лиц, упомянутых в п. 5сего положения, о прибытии в их район лиц, возвращенных из административной ссылки и освобожденных от гласного надзора за совершение государственного преступления или за политическую неблагонадежность (Цир. МВД по Департаменту Государственной Полиции от 30 Октября 1882 г.
3) По освобождении от гласного надзора полиции лиц за соучастие в польском мятеже 1863 г., за ними должно учредить негласное наблюдение на сроки, по усмотрению Начальников Жандармских Управлений и лиц, означенных в п. 5 сего положения (Цирк. ДП 22 Августа 1884 г. № 3480).
п. 4. Секретный надзор за лицами, политически неблагонадежными, входит в круг обязанностей как общей полиции, так равно и чинов Корпуса Жандармов. Оба названных органа Государственной Охраны, руководствуясь нижеизложенными правилами, должны стремиться к обеспечению действительности негласного надзора и его непрерывности.
п. 5. В обеих столицах негласное наблюдение за лицами не-благонадежными производится чинами общей полиции; в прочих местностях сие наблюдение принадлежит Начальникам Губернских и Городских Жандармских Управлений, действующих в сей области служебной деятельности по соглашению с Губернаторами и Градоначальниками (в Варшаве же с Обер-полицмейстером) и при содействии чинов, подчиненной сим общей полиции.
Способ осуществления негласного полицейского надзора через чинов общей полиции, чинов Корпуса Жандармов или секретных агентов определяется в каждом отдельном случае, смотря по местным условиям, путем соглашения Губернатора или Градоначальника с Начальником Местного Жандармского Управления.
Примечание. Согласно п. 5 Цирк. Министра ВД по ДП от 1 Декабря 1889 г. № 4113, Жандармские Управления обязаны непосредственно собирать сведения об образе жизни, занятиях и сношениях поднадзорных и не ограничиваться лишь регистрацией случайных сведений, доставляемых местной полицией. Начальникам Губернских Жандармских Управлений предоставляется право входить в соглашение с Губернаторами по вопросам о осуществлении негласного надзора, и при содействии последних они всегда могут иметь точные сведения о выездах, особенно живущих в уездах. При этом надлежит просить Губернаторов подтвердить полиции о сохранении имен поднадзорных и приемов наблюдения в строжайшей тайне.
Ввиду изложенного необходимо: 1) Установить по соглашению с местной полицией особое наблюдение за всеми передвижениями этих лиц. 2) Бдительно следить за поступлением на государственную или общественную службу, и если о них не последует запроса со стороны местных начальств, доносить о том на усмотрение Департамента. 3) О надзорных, поступающих на службу на железную дорогу, независимо от представления в Департамент Полиции, сообщать о том подлежащему Начальнику Железнодорожного Жандармского Полицейского Управления или Отделения. 4) Подтвердить подведомственным чинам о соблюдении в строгой тайне имен поднадзорных и приемов наблюдения.
п. 7. О лицах, отданных под негласный надзор Полиции, ведутся особые списки: общие по всей Империи в ДП и частные, алфавитные, по каждой губернии по прилагаемой при сем форме лит. А при местном Жандармском Управлении. В списки эти включают подробные сведения: о прошедшей жизни поднадзорного, о семейном, имущественном его положении, а также указания на повод последовавшего со стороны МВД распоряжения об учреждении надзора. Независимо от сего, о каждом поднадзорном в Жандармском Управлении должно быть заведено дело, к которому присоединяются все поступающие о поднадзорном сведения, как получаемые случайно, так равно и доставляемые периодически тем агентом наблюдения, коему таковые в порядке, указанном в предыдущем пункте, поручены.
п. 8. В случае временной отлучки поднадзорного из местности, в коей он стоит под надзором, в другую местность, Жандармскому Управлению последней посылается извещение по форме лит. Б. По возвращении поднадзорного из отлучки означенное извещение, пополненное полученными при наблюдении сведениями, возвращается в подлежащее Губернское Жандармское Управление, где и прилагается к делу о поднадзорном.
Примечание. 1. Одновременно с извещением по форме лит. Б лиц, ведающих регистрацией сведений о поднадзорных (п. 5 Положения), об отлучке состоящего под негласным надзором в другую местность, посылается ДП уведомление без препроводительных бумаг по форме лит.
Г (на зеленой бумаге) о каждом выезде (хотя бы и временно) и по форме Д (на желтой бумаге) о возвращении или новом прибытии таковых лиц. В уведомлении лит. Г должно означать губернию и город или селение, где жил поднадзорный (Цирк. ДП 24 Января 1883 г. № 186 и Цирк. МВД 1 Декабря 1889 г. № 4113).
2. В случае неприбытия поднадзорного лица в район, куда была послана лит. Б, учреждение, в списках коего значится это лицо, должно собрать сведения: о виде на жительство поднадзорного, месте его родины, месте жительства родственников и т. п., которые способствовали бы обнаружению места жительства скрывшегося лица и, если эти розыски окажут
ся безуспешными, то сообщают о сем в ДП для производства повсеместного негласного розыска (Цирк. ДП 1882 г. № 2727). Формы лит. Б, Г и Д (см. в Приложении).
п. 9. В случае отъезда поднадзорного, сопровождаемого переменою места его жительства, обязанность дальнейшего за ним наблюдения переходит в учреждение, заведыва- ющее негласным полицейским надзором в местности, куда поднадзорный переселился, причем в это учреждение передается и дело о нем, а он сам зачисляется в списки поднадзорных сего управления, с исключением из прежних списков.
п. 10. О выезде поднадзорного за границу Губернское Жандармское Управление доводит до сведения ДП с показанием года, числа, № и срока выданного поднадзорному паспорта.
Примечание. Циркуляром ДП от 11 Декабря 1895 г. за № 10342 подтверждено, чтобы Начальники Губернских Жандармских Управлений, по получении сведений о выезде поднадзорных за границу, безотлагательно доводили о сем до сведения Департамента. Для устранения замедления в получении Жандармскими Управлениями означенных сведений, ДП сделано распоряжение, чтобы Генерал-губернаторы о выданных ими заграничных паспортах сообщали, по возможности, еженедельно Начальникам Жандармских Управлений.
п. 11. Для прекращения негласного надзора надлежит ру- ко-водствоваться нижеследующими правилами, изложенными в Циркуляре Министра ВД по ДП от 1 Декабря 1889 г.
1. Нормальным сроком негласного надзора признается 2 года со времени его учреждения.
2. По истечении 2 лет со времени подчинения надзору лиц, за которыми установлен по непосредственному распоряжению ДП, учреждение, ведающее регистрацией негласного надзора, о тех из числа означенных лиц, в образе жизни, занятиях и сношениях которых ничего предосудительного в отчетный: период не замечено, одновременно с полугодовыми ведомостями представляет в ДП особый список, причем ДП по соображениям с имеющимися сведениями разрешает вопрос, за кем именно надзор должно продолжать и за кем прекратить.
3. За воспитанниками учебных заведений, исключенными по распоряжению учебного начальства за беспорядки, надзор подлежит прекращению, если лица вновь поступят в какое-либо учебное заведение, определятся на какую-либо службу государственную, общественную или частную, или вообще приобретут занятия, обеспечивающие их материально (Цирк. МВД 3 Марта 1894 г. № 1395. Тоже самое и в Цирк. ДП от 14 Декабря 1899 г. № 13452). О всяком лице, освобождаемом от надзора, ДП посылается уведомление с указанием, по какому именно поводу надзор прекращен.
4. Прекращение негласного надзора полиции за лицами, возвращенными из административной ссылки, освобожденными от гласного надзора и отбывшими срок тюремного заключения, подчиняется правилам, указанным выше в п. 2-м, в отношении лиц, подчиненных надзору по непосредственному усмотрению ДП.
5. О каждом умершем поднадзорном, независимо от отметки в полугодовой ведомости, надлежит посылать в ДП особое донесение.
Примечание. Циркуляром ДП от 30 Марта 1892 г. № 1710 установлено: 1. В список лиц, представляемых к освобождению от негласного надзора, включать только оседло живущих в губернии. 2. В случае переездов в другую губернию лиц, заслуживающих освобождения от надзора, следует вместе с делом сообщать подлежащему Начальству Жандармского Управления заключение свое о возможности прекращения за означенным лицом надзора полиции.
п. 12. 1. Губернские Жандармские Управления доставляют в ДП полугодовые ведомости лит. В о состоящих под негласным надзором полиции, согласно прилагаемым образцам, а именно:
а) общую перечневую ведомость (по форме № 1); б) листок на каждого поднадзорного отдельно (по форме № 2) с краткой, но точной аттестацией поднадзорного, согласно сведениям, полученным наблюдением за означенный период. Именной список поднадзорных, надзор за коими может быть прекращен, представляется прежним порядком, одновременно с ведомостью лит. В.
О лицах, выбывших в течение отчетного периода в другую ме-стность или за коим надзор прекращен, листки должны представляться, но если определенных сведений по наблюдению не поступало, то в графе об аттестации можно ограничиться отметкой о выбытии из-под надзора (Цирк. ДП от 16 Октября 1894 г. № 7315).
2. В графе 3-й ведомости лит. В следует отмечать, в каком именно городе или селении поднадзорный имеет постоянное жительство, а также чем занимается и где состоит на службе (Цирк. ДП 1889 г. № 4113 пар. 4 п. З).
1. Общие списки для всей империи;
1. Отдельные алфавитные списки для каждой губернии, с приложением документа формы лит.А, включающей в себя основную информацию о поднадзорном в строго регламентированном порядке, а именно:
· Имя, отчество, фамилия и сословие поднадзорного;
· Обстоятельства прошедшей жизни поднадзорного и настоящие его занятия;
· Год, число и номер распоряжения Департамента полиции, согласно которому учреждён надзор;
· Время выбытия из района жандармского управления или прекращения надзора.
Кроме таких списков в жандармском управлении заводилось особое дело на каждого поднадзорного, в которое вносилась вся вновь поступающая информация о поднадзорном, как случайная, так и полученная в ходе проверки. В это дело могли быть включены сведения о перемещении поднадзорного в другую местность. В случае временной отлучки поднадзорного в другую местность в то местное жандармское управление направлялось извещение по форме лит. Б, которое, по возвращении поднадзорного из отлучки, пополненное сведениями по наблюдению, возвращалось в подлежащее губернское жандармское управление и прикреплялось к делу о поднадзорном. В случае переезда поднадзорного, дело его передавалось в соответствующее губернское жандармское управление с включением в списки поднадзорных, а в месте выбывания поднадзорный из списков исключался. А при выезде поднадзорного за границу к перечню обязательных сведений добавлялась информация о годе, числе, номере и сроке выданного поднадзорному паспорта. При этом в постоянном месте жительства, отлучке или переезде все данные о поднадзорном, как и факт осуществления надзора, оставались в строгой секретности. Поэтому агент, наблюдавший за поднадзорным, не имел права стеснять наблюдаемое лицо в свободе передвижения, образе жизни, сношениях, выборе занятий и т.п. Однако при поступлении поднадзорного на военную службу учреждения, ведавшие наблюдением, обязаны были сообщить подлежащим начальникам военных частей о том, что лицо сомнительной политической благонадёжности, состоящее под негласным наблюдением, поступило во вверенные им части войска.
1. О прибытии в подведомственный им район лица, состоящего под негласным надзором;
2. О прибытии в подведомственный им район лица, состоящего под негласным надзором;
3. О поступлении поднадзорного на военную службу с указанием даты и номера части;
4. О перемещении поднадзорного в другую местность империи;
5. О выдаче поднадзорного, с разрешения начальства, в другую местность империи;
6. О выдаче поднадзорному заграничного паспорта с указанием даты, номера и сроке легитимности такового;
7. О случаях прекращения надзора:
7.1. По особому распоряжению властей;
7.2. По смерти поднадзорного.
8. О случаях присуждения ему наказания, связанного с лишением всех прав состояния или высылкой в отдалённые районы;
Отчётные сведение полиция обязана была предоставлять корпусу жандармов к 10 января и 10 июля каждого года. Перед назначением негласного надзора над лицом, представлявшим большую опасность для государственного спокойствия, губернатору (по предварительному соглашению с начальником жандармского управления) необходимо было ходатайствовать в Департамент полиции о назначении надзора, равно как и при установлении особого негласного наблюдения.
1. Был установлен нормативный срок негласного надзора, составлявший 2 года со времени его учреждения;
2. По истечении нормативного срока негласного надзора учреждение, ведавшее надзором, обязано было предоставить в Департамент полиции особые списки о тех лицах, образ жизни, занятия и сношения которых, по сведениям двухлетнего наблюдения, не вызывали подозрения. Департамент, в свою очередь, рассмотрев имеющиеся данные, принимал решение о продолжении или прекращении негласного надзора за каждым конкретным лицом;
3. Воспитанники высших учебных заведений, исключённые за неодобрительное поведение, за невзнос учебной платы или же за учинённые беспорядки, подлежат нахождению под негласным надзором до тех пор, пока не поступят в какое-либо учебное заведение, определятся на какую-либо службу государственную, общественную, частную или приобретут занятия, обеспечивающие их материально;
4. Прекращение негласного надзора за лицами, возвращёнными из административной ссылки, освобождёнными от главного надзора и отбившими срок тюремного заключения соответствует порядку, предписанному для лиц, находившихся под надзором предписанный срок;
5. О каждом умершем поднадзорном следовало отправлять донесение в Департамент независимости от полугодовой отчетности.
Ответственные агенты по негласному надзору предоставляли полугодовую ведомость литеры В, где указывались в последовательном порядке:
1. Лица, находящиеся под надзором согласно указанию Департамента полиции (обозначались литерой а);
2. Лица, находящиеся под негласным надзором после освобождения от гласного (обозначались литерой б);
Так студенты-участники беспорядков февраля-марта 1901 года не были все подчинены негласному надзору, надзор был назначен за видными участниками этих беспорядков, в отношении которых были приняты меры административного воздействия.
2. Все лица, состоящие под негласным надзором согласно пункту № 3 циркуляра № 1365 от 9 апреля 1882 г.[35], являющиеся поднадзорными без особого распоряжения Департамента полиции, освобождались от него.
Следствием бумажной волокиты явилось положение Министерства внутренних дел от 16 октября 1894 г.[36], предписывающее новые нормы об обязательной полугодовой документации. Во избежание большого количества лиц, назначенных к надзору, в Департамент полиции должны быть предоставлены фактические основания, дающие повод усомниться в благонадежности и поимённый список лиц, с кем подозреваемый в неблагонадежности имеет сношения. О лицах, выбывших из-под надзора или переехавших в другую местность должны быть сделаны пометки соответствующего характера в документации.
Список сведений о поднадзорных лицах всех губерний имел единую форму:
1. Имя, отчество и фамилия поднадзорного;
2. Время учреждения надзора;
3. Место жительства и род занятий поднадзорного;
4. Время прибытия в район (другого) жандармского управления или отметка о прекращении надзора.
Гусенков А. С., аспирант Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
В статье рассказывается об одном из принудительных методов борьбы с преступностью, особенно распространенном в Новгородской губернии в конце XIX — начале XX века, — полицейском надзоре. Полицейский надзор подразделялся на четыре вида: а) как добавочное наказание, налагаемое судебными органами; б) особый полицейский надзор; в) негласный полицейский надзор и г) гласный полицейский надзор. В статье приводятся конкретные примеры применения данной меры принуждения на основе архивных материалов и действующего в рассматриваемый период законодательства. Отличительной особенностью действовавшего в конце XIX — начале XX в. российского законодательства была крайняя широта и неопределенность принудительных полномочий полицейской власти. Основными принудительными методами борьбы с преступностью в рассматриваемом периоде в Новгородской губернии были полицейский надзор, полицейский арест, административная высылка и ссылка и вооруженное принуждение. Наиболее часто применяемым в Новгородской губернии был полицейский надзор. Полицейский надзор подразделялся на четыре вида. Надзор, налагаемый как добавочное наказание судебными органами, заключался в том, что лица, отбывшие наказание, сопряженное с лишением всех или некоторых особенных прав и преимуществ, попадали под надзор полиции на срок от одного года до четырех лет (в зависимости от вида наказания). В течение этого времени поднадзорным воспрещалось изменять место жительства и удаляться из него без особого разрешения полиции. Кроме того, им воспрещалось жить и пребывать в столицах и столичных губерниях, в губернских городах, их уездах и близлежащих местностях, в крепостных районах и в городах или местностях, в которых по особым Высочайшим повелениям не разрешалось водворение поднадзорных. Вторым видом являлся особый полицейский надзор, и применялся он как мера пресечения способов уклонения от следствия и суда. Статья 416 Устава уголовного судопроизводства устанавливала ряд мер, применяемых по отношению к лицам, состоящим под следствием, с целью недопущения уклонения их от следствия. Меры эти заключались в отобрании вида на жительство или подписке о невыезде; в отдаче под особый надзор полиции; в отдаче на поруки; во взятии залога; в домашнем аресте и во взятии под стражу . Из всех этих мер так называемый особый надзор полиции, не имеющий почти никакого практического значения, в Новгородской губернии применялся редко. Данный вид надзора устанавливался по распоряжению судебной власти и не предоставлял никаких полномочий полицейской власти по отношению к поднадзорному. Новгородское губернское жандармское управление направляло полицмейстеру и уездным исправникам письма о том, кто отдан под особый надзор, а когда поднадзорные не являлись по вызову, то полиция должна была доставлять их в жандармское управление . ——————————— См.: Устав уголовного судопроизводства // Щегловитов С. Г. Судебные уставы Императора Александра II с законодательными мотивами и разъяснениями. СПб., 1913. С. 325. ГАНО. Ф. 120. Оп. 1. Д. 3. Л. 3 — 4 об.; ГАНО. Ф. 119. Оп. 1. Д. 89. Л. 1.
Гласный полицейский надзор устанавливался на срок не более пяти лет и являлся необходимым последствием административной высылки лица в определенную местность (т. е. административной ссылки). Но иногда он мог устанавливаться и над лицами в месте его постоянного проживания. Установление данного вида полицейского надзора влекло за собой ряд правоограничений, которые сводились к следующему. Лицо поднадзорное ограничивалось в свободе передвижения. У него отнимались документы о его звании и вид на жительство, взамен которых ему выдавалось свидетельство на проживание в назначенной ему для этого местности. Временные выезды в пределах уезда разрешались местным начальником полиции, в пределах губернии — губернатором, а в другие губернии — министром внутренних дел. Для каждого выезда из места жительства, определенного поднадзорному, он получал проходное свидетельство и обязательный для него маршрут. Проходное свидетельство было именным. Оно также содержало приметы поднадзорного (возраст, рост, цвет волос, бровей, глаз, описание лица, рта, носа и особые приметы), его обязанности и маршрут следования . Во время пути поднадзорный не имел права уклоняться от маршрута и останавливаться где бы то ни было, за исключением случаев болезни или каких-либо непреодолимых препятствий. А в случае остановки был обязан немедленно доложить об этом местному начальнику полиции . ——————————— См.: Проходное свидетельство N 22425 дворянке О. Г. Успенской // ГАНО. Ф. 120. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 и об.
Жилище поднадзорного не пользовалось той неприкосновенностью, которая была гарантирована российским законодательством. Полиция имела право в любое время войти в квартиру поднадзорного, а также проводить в ней любые обыски и выемки. Министру внутренних дел предоставлялось право запрещать поднадзорному непосредственное получение и отправку корреспонденции. В случае такого запрета вся переписка поднадзорного представлялась на просмотр жандармским или полицейским властям Новгородской губернии. Поднадзорное лицо ограничивалось в свободе занятий и промыслов. Любое занятие, которое ставило его в непосредственное соприкосновение с окружающей его средой, т. е. с публичной деятельностью, ему было запрещено. Так, поднадзорному запрещалось быть на государственной или общественной службе, занятие педагогической и адвокатской деятельностью. Медицинская, акушерская и фармацевтическая практика разрешалась только с разрешения министра внутренних дел. Кроме того, поднадзорным запрещалось чтение публичных лекций, участие в публичных заседаниях ученых обществ, а также в сценических представлениях; содержание типографий, литографий, фотоателье, библиотек для чтения и служба в них; торговля книгами и всеми принадлежностями и печатными произведениями; содержание трактирных и питейных заведений. Поднадзорный мог быть принят в правительственные, общественные и частные учебные заведения только с разрешения министра внутренних дел по соглашению с руководителями учебного заведения. Кроме перечисленных занятий, запрещенных поднадзорному, любое другое занятие также могло быть запрещено Новгородским губернатором, если оно по какой-либо причине признавалось опасным для общественного порядка и спокойствия. Если же вследствие вышеперечисленных ограничений поднадзорное лицо оказывалось лишенным каких бы то ни было средств к существованию, ему должно было выдаваться пособие из казны на жизнь, на одежду, белье и обувь, а также, после окончания срока высылки, для отъезда из места водворения. Но, как видно из списка лиц, состоящих под надзором, такое пособие выплачивалось крайне редко . ——————————— ГАНО. Ф. 119. Оп. 1. Д. 158. Л. 19 — 24 об.
За неисполнение правил о надзоре поднадзорные подвергались аресту полицией: по постановлению начальника местной полиции — на срок до трех суток, по постановлению губернатора — на срок до семи суток, и по предписанию министра внутренних дел — на срок до одного месяца, причем в последнем случае арест мог быть назначен в тюрьме. Таковы были последствия, связанные с установлением гласного полицейского надзора. Будучи по своему смыслу предупредительной мерой, этот надзор по своим последствиям имел безусловно репрессивный характер. Многочисленные правительственные комиссии, обсуждавшие вопросы полицейского законодательства, всегда признавали практическую бесполезность, даже с точки зрения охраны государственного порядка, данной меры принуждения полиции.
Структура сельской полиции
Какие методы работы сыскного отделения успешно применил Путилин? Как в данном случае дознание по горячим следам повлияло на следствие?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. В 1878 г. в сельской местности была учреждена новая полицейская должность, исполнявший которую занимал среднее положение между становым и сотским. Как она называлась? Какие специализированные функции были возложены на исполнителя этой должности?______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА № 8. Реформа политического сыска в последней трети XIX - начале XX вв.
Задание 1. Конкретизируйте факторы, представлявшие угрозу внутренней безопасности Российской империи в 80-е – 90-е годы XIX в.:
а) нерешенность крестьянского вопроса нашла выражение в _________________________________________________________________
________________________________________________________________
б) распространение революционного терроризма проявилось в __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) нарастание революционного рабочего движения выразилось в _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой ответ дало руководство МВД на эти вызовы? В каком законодательном акте были заложены правовые основы объявления страны на положении усиленной и чрезвычайной охраны?_______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. В ответ на угрозы внутренней безопасности Российской империи УказомАлександра II была учреждена Верховная распорядительная комиссия во главе с _________________________________________
Она действовала с _______________________ по ___________________
Приняла следующие решения:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
…2. Высшее направление действий по охранению государственного порядка и общественного спокойствия принадлежит Министру Внутренних Дел. Требования его, к сим предметам относящиеся, подлежат немедленному исполнению всеми местными начальниками. …
3. На основании предыдущей статьи Министр Внутренних Дел отменяет те распоряжения подчиненных ему административных начальств по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которые будут признаны им несоответствующими цели.
…4. В тех случаях, когда проявления преступной деятельности лиц, злоумышляющих против государственного порядка и общественной безопасности, принимает в отдельных местностях столь угрожающий характер, что вызывают необходимость особых мероприятий, направленных к прекращению сих проявлений, местности объявляются в установленном ниже порядке в исключительном положении. …
…II. Правила о положении усиленной охраны
…14. В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на генерал-губернаторов как постоянных, так и временно в сии местности назначенных, а в губерниях, им не подведомственных, — на губернаторов и градоначальников.
15. В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:
a) Издавать постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, как, например, относительно способов сего наблюдения, порядка определения и смещения лиц, на которых будут возложены упомянутые обязанности, и т.п.;
b) Устанавливать за нарушение таковых обязанностей постановлений взыскания, не превышающие трехмесячного ареста и денежного штрафа в 500 рублей.
16. Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных, губернаторам и градоначальникам представляется также:
a) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных ими обязательных постановлений, причем генерал- губернаторы могут уполномочивать на разрешение сих дел подчиненных им начальников губерний градоначальников и обер-полицмейстеров;
b) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;
c) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны;
(ПСЗ. Собр. 3. Т. I. № 350)
Как Вы определите значение этого законодательного акта?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. На основании анализа приведенного ниже извлечения из Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. сформулируйте полномочия Особого совещания при МВД.
«… V. Правила об административной высылке
33. Подлежащая власть, убедившись в необходимости высылки частного лица, представляет об этом Министру Внутренних Дел с подробным объяснением оснований к принятию этой меры, и предложений по высылке.
(ПСЗ. Собр. 3. Т. I. № 350)
Как назывались меры, предпринимаемые полицией по наблюдению за высланным по решению Особого совещания лицом?_________________________________________________________
В чем состояли эти меры?_________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 6. Проанализируйте приведенные ниже извлечения из Положения о негласном полицейском надзоре. В чем заключались основные отличия в ведении гласного и негласного надзора сотрудниками полиции? Какие подразделения полиции осуществляли гласный и негласный надзор?
«…Секретный надзор, как мера негласная, осуществляется способами, которые должны исключать возможность лицу поднадзорному знать о существовании установленного за ним наблюдения, а потому лицо это не может подвергнуться каким-либо стеснениям в свободе передвижения, образе жизни, выборе занятий и т.п. ….
…В обеих столицах негласное наблюдение за лицами неблагонадежными производится чинами общей полиции; в прочих местностях сие наблюдение принадлежит Начальникам Губернских и Городских Жандармских Управлений, действующих в сей области служебной деятельности по соглашению с Губернаторами и Градоначальниками (в Варшаве же с Обер-полицмейстером) и при содействии чинов, подчиненной сим, общей полиции.
Читайте также:
- Лучше раньше и сам чем позже и прокурор
- Метеорологическое обеспечение как вид обеспечения боевых действий
- Приобретает ли поднаниматель самостоятельное право пользования жилым помещением
- Каковы признаки индивидуализации гражданина физического лица как субъекты гражданского права
- Мероприятие что такое право