Лучше раньше и сам чем позже и прокурор

Обновлено: 02.07.2024

Президент России резко отреагировал на слова режиссера Александра Сокурова о сепаратистских настроениях среди жителей Северного Кавказа и призыв освободить участников протестов против соглашения о чечено-ингушской границе. Сокуров расценил полемику как конфликт с Путиным.

Режиссер Александр Сокуров в своем выступлении на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, которое состоялось 9 декабря, начал с внешней политики России, назвав ее слишком дорогой для страны. Он, в частности, указал, что "на довольствии" страны находятся Южная Осетия и Абхазия. Видеозапись заседания опубликована на сайте президента России.

В 2020-2022 годах действует инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Абхазии, по которой Россия ежегодно выделяет 1,5 миллиарда рублей. Южной Осетии в рамках аналогичной программы только в 2015-2018 годах было выделено 9 миллиардов рублей. После масштабного хищения средств Генпрокуратура России возбудила 47 уголовных дел.

Сокуров добавил, что в соответствии с нынешней политикой властей "надо помогать большим дотационным южным регионам" страны, раскритиковал Сокуров и федеративное устройство России, включающей республики, образованные по национальному признаку. У этих республик есть свои "армии" и даже "появился падишах", отметил Александр Сокуров, имея в виду неофициальный титул главы Чечни Рамзана Кадырова.

"Есть федерация, а куда делась Россия?" – задал вопрос Сокуров.

23 ноября по приказу Кадырова все силовые подразделения Чечни выдвинулись на три дня на границу республики, протяженность которой – 841 километр. Опрошенные "Кавказским узлом" эксперты расценили это как демонстрацию силы ингушским властям. Маневры чеченского управления Росгвардии вызывают беспокойство, поскольку цели столь масштабной операции неясны, а аналогов у нее нет, указали опрошенные "Кавказским узлом" полковник полиции Амир Колов и председатель профсоюза полиции Дагестана Магомед Шамилов.

Возражения Владимира Путина вызвал призыв Сокурова "давайте отпустим всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве". Президент напомнил, что права выхода из состава федерации нет, и поинтересовался, откуда режиссеру известно, кто хочет, а кто не хочет оставаться в России.

"Давайте проверим", – ответил Сокуров. "Проверяли, в том числе в ходе голосования по Конституции", – парировал Путин. По его мнению, голосование по поправкам в Конституцию летом 2020 года стало доказательством того, что сепаратизма в России никто не хочет, в том числе чеченский народ.

Если противники России среди жителей северокавказских республик и есть, это не значит, что таковых "подавляющее большинство". Он также напомнил о военных кампаниях в Чечне. "Разве вы этого хотите? Мы этого не хотим", – сказал президент.

Он также заявил, что Россия создавалась как многонациональная и многоконфессиональная страна. "Вы хотите нас превратить в Московию? Так в НАТО хотят сделать", – сказал Путин. "Я хочу поговорить о том, что происходит в стране, и как она построена. Я предлагаю думать", – ответил Сокуров. "Так перед тем, как вот это сказать, надо было хорошо подумать", – заявил Путин, пригласив режиссера подискутировать лично. Поднимая столь "тонкие и чувствительные" вопросы, можно "легко обидеть, кого оскорбить", пояснил президент. "Согласен", – ответил Сокуров.

Александр Сокуров назвал ситуацию на Северном Кавказе наиболее проблемной в России и напомнил о протестах в Ингушетии против заключенного в 2018 году соглашения о границе в Чечней. Режиссер призвал освободить арестованных лидеров протеста: Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова, Малсага Ужахова, Исмаила Нальгиева, Багаудина Хаутиева, Бараха Чемурзиева, Зарифу Саутиеву. Сокуров подчеркнул, что арест женщины – Зарифы Саутиевой – вызвал недовольство в республике.

Президент в ответ призвал "очень серьезно" относиться к отношениям между вайнахскими народами. "У нас две тысячи территориальных претензий по стране", – добавил Путин. По мнению президента, тему межнациональных отношений опасно и недопустимо обсуждать. "Это непозволительно даже вам. Это опасные игрушки", – заявил Владимир Путин.

В марте 2019 года в Магасе состоялся масштабный митинг против соглашения о границе с Чечней. Силовики попытались разогнать собравшихся, и произошли столкновения. Обвинительные приговоры вынесены 40 активистам, под судом находятся еще восемь лидеров протеста. Перед судом, назначенным на 15 декабря, они заявили, что не верят в справедливый приговор. Преследование ингушских активистов ведется по политическим мотивам и направлено на прекращение публичной критики власти, утверждают правозащитники. Информация о задержаниях противников соглашения о границе с Чечней собрана в хронике "Кавказского узла" "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней".

Сокуров коснулся и ситуации в стране в целом – преследований за активную гражданскую позицию, "политизации" силовых структур. "Нам нужна активная, сильная оппозиция, надо запретить цензуру – Конституция-то еще жива, – надо прекратить преследование общественных и некоммерческих организаций. Про "Мемориал"* говорили, не буду ничего добавлять", – сказал он.

Сокуров также призвал "отменить все наказания гражданам женского пола за участие в общественно-политическом движении", поскольку, по мнению Сокурова, "милосердие выше справедливости".

Прокуратура добивается закрытия Правозащитного центра "Мемориал"* и международного общества "Мемориал"*. Комментируя эти дела на заседании, Путин повторил обвинения в защите запрещенных организаций и включении нацистских преступников в список жертв политрепрессий. Включение человека в список политзаключенных не означает согласия с его взглядами, а ошибочное причисление нацистских преступников к жертвам репрессий было связано с закрытостью архивов спецслужб, утверждают правозащитники. Материалы о преследовании Правозащитного центра "Мемориал" и "Международного Мемориала" "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Ликвидация "Мемориалов"".

В целом Путин отвечал Сокурову с раздражением в голосе. "Есть за что извиниться, потому что у вас не выступление, а манифест, набор страхов", – говорит президент на видео.

Александр Сокуров расценил эту дискуссию как "серьезный конфликт с президентом". Комментировать эту полемику он отказался. Еще одна участница встречи, член президентского Совета по правам человека Наталия Евдокимова, сказала, что "очень расстроена" реакцией Путина на слова Сокурова. "То, что Сокуров сказал о Чечне, ему резко не понравилось – он ответил, что нельзя так про чеченцев говорить: пусть уходят. Я первый раз видела его в разговоре с Александром Николаевичем таким рассерженным, прямо желваки ходили", – процитировали сегодня Евдокимову "Кавказ.Реалии" (издание внесено Минюстом России в реестр СМИ-иноагентов).

Сокуров и раньше поднимал острые темы, обращаясь к Владимиру Путину. В декабре 2019 года в Чечне вызвало резкую критику предложение Сокурова "переосмыслить статус звания Героя России". "Как может быть, что погибшие солдаты Псковской дивизии носят то же звание, что и воевавшие с ними Кадыровы, и как понять, что они, воевавшие с Россией, эти награды воинские принимают?" – задался тогда вопросом режиссер. Тот, кто "встал на сторону России", достоин звания Героя России, возразил Путин.

У Александра Сокурова кабардинские корни. В 2010 году он открыл в Нальчике творческую мастерскую, которая стала отправной точкой для профессионального черкесского кинематографа. Помимо призов на кинофестивалях, работы учеников Сокурова также получили и признание критиков. Сам Сокуров ранее отметил, что считает важным, что его ученики поднимают проблемы Кавказа. Он объяснил открытие мастерской в Нальчике тем, что была попытка сформировать сильную региональную инициативную группу молодых специалистов в области культуры в провинциальном городе, говорится в справке "Кавказского узла" "Александр Сокуров: как рождалось черкесское кино".

* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Автор: "Кавказский узел"

NM публикует монолог прокурора от первого лица.

Когда молодой прокурор только приходит на работу в прокуратуру, ему приходится весьма непросто. Он очень уязвим, так как многого еще не знает и может допускать ошибки. Он зависит от коллег и начальника.

Я стал прокурором в 2012 году. Я считал, что прокурор должен быть независимым и принимать решения самостоятельно. Но в ситуации, когда ты многого еще не знаешь, сложно придерживаться своих принципов, так как ты, по сути, еще нуждаешься в помощи.

Во многих прокуратурах есть начальник и лояльные ему прокуроры, которые таким образом зарабатывают себе бонусы. Если появляется человек, который отстаивает свои принципы, коллеги от него отдаляются, чтобы не создавать себе проблем.

Одно из таких дел возникло благодаря тому, что я часто мониторил прессу. На сайте одного столичного пригорода я увидел новость, что там снесли забор, который был частью памятника архитектуры. Он окружал церковь, которую признали архитектурным памятником. Я завел дело по факту разрушения памятника, но мне было больше интересно, на какие деньги построили новый забор.

Я выяснил, что забор построили на деньги мэрии, но без решения местного совета, тендер прошел с нарушениями, все решил мэр. Я завел по этому факту уголовное дело о превышении служебных полномочий. Мне казалось, что я делаю что-то революционное. Это был мэр одной из правящих партий. В итоге первая судебная инстанция его оправдала, хотя такого не могло быть. Я собрал все доказательства, и там в принципе не должно было быть оправдательного приговора. В худшем случае суд мог бы рассмотреть все выявленные нарушения не как единое преступление, а как отдельные административные правонарушения, но и в этом случае оправдательного приговора не должно было быть.

Идея создать ассоциацию прокуроров появилась в 2013 году, но тогда не было возможности ее реализовать. В 2019 году, когда сменилась власть и руководство Генпрокуратуры, такая возможность появилась. Мы хотели защитить прокуроров от самой системы и от влияния извне. Есть много политиков и бизнесменов, которые хотят влиять на прокуроров. Для этого у них есть разные возможности, в том числе пресса. При этом у прокурора практически нет возможности защитить себя. Я думал, что ассоциация может помочь тем прокурорам, которые хотят действовать в рамках закона.

Но меня ждало разочарование, в том числе в коллегах. Я считал, что многие думают так же, как и я, и тоже хотят что-то изменить. Но оказалось, что таких немного. А через несколько месяцев в системе снова начали закручивать гайки. Например, ты просто говоришь, что в системе есть такая-то проблема, давайте ее решим. Но все это воспринимают, как критику и чью-то попытку вмешаться в какие-то процессы. Людям сложно понять, что кто-то готов самоорганизоваться. Некоторые коллеги начали распространять слухи, что кто-то посредством этой ассоциации пытается на кого-то давить. Разумеется, это не так, но каждый раз, когда ассоциация высказывает свое мнение в критическом ключе, они говорят — ну вот, мы были правы, неспроста же эта критика.

Я условно разделяю коллег на несколько категорий: люди, которые чувствуют себя достаточно комфортно в сложившейся системе; люди которые просто не видят проблем — чаще всего это руководители, они видят, что система работает, и не собираются что-то менять; люди, которые видят проблемы, но не хотят бороться, потому что это влечет за собой негативные последствия лично для них. И последняя категория — небольшая группа людей, которые видят проблемы и хотят бороться за то, чтобы их решить.

Я считаю, что за последний год [после прихода нового генпрокурора] положение дел в прокуратуре не изменилось. Конечно, были какие-то изменения: перераспределение ответственности между специальными прокуратурами, проверки, кадровые перестановки. Но, к сожалению, суть самой системы осталась прежней. Она осталась продолжением советской системы прокуратуры. И это не меняется, несмотря на разные реформы — и большие, маленькие.

Сейчас много говорят о процессуальной независимости прокуроров. Но мы не можем говорить о независимости прокурора, если у вышестоящего прокурора есть возможность повлиять на исход какого-то дела, пусть даже незаконно. И такая возможность есть. Все просто: начальник берет дело и распределяет тому, кому надо, и он принимает решение, которое надо. И точно так же начальник может забрать дело у неподходящего прокурора. И, хотя есть четкие критерии для передачи дел, эти критерии, исходя из моего опыта и опыта моих коллег, не соблюдают. К тому же нет механизма, который бы контролировал соблюдение закона при передаче дел.

Начальник распределяет и объем работы по своему личному усмотрению, что тоже можно использовать, как механизм влияния на прокуроров. Ты с чем-то не согласен — тебя завалили работой, а у твоего коллеги пустой стол. И так будет, пока ты не станешь более покладистым.

По сути, закон дает начальникам достаточно широкий набор инструментов для непроцессуального влияния на прокурора. Может, для кого-то не проблема прийти к начальнику и спросить, что делать с этим делом и с тем. И начальник скажет — это дело в суд, а это надо прекратить. Но что делать тем прокурорам, которые отстаивают свою независимость? Они по идее должны написать рапорт на начальника, если он оказыает на них ненадлежащее влияние, то есть войти с ним в конфликт. При этом, по сути, рапорт никто не рассмотрит, а прокурору придется работать в том же коллективе и с тем же начальником.

В других странах прокуроры могут писать жалобы на давление в Высший совет прокуроров. И таких жалоб там очень много, несмотря на более широкие гарантии независимости, чем у нас. Я не могу вспомнить у нас ни одного такого обращения в Высший совет прокуроров. Прокуроры уверены, что обращаться в совет по такому поводу нет смысла.

Многие прокуроры разочаровались и считают, что бороться с системой бессмысленно. Мы создали ассоциацию не для того, чтобы воевать с какими-то начальниками, а чтобы попытаться изменить систему. Но это очень сложно. Система такая, какая есть, она воспитывает в прокурорах безынициативность.

Я разочаровался и в коллегах. Они сами не готовы бороться за это. А делать это за них и быть громоотводом — очень тяжело. Сейчас то, что мы делаем в ассоциации, больше вредит карьере, чем влияет на систему. К примеру, есть регламент, одобренный на уровне генпрокурора, который позволяет начальнику Прокуратуры муниципия Кишинев распределять прокуроров между офисами по своему усмотрению. Теоретически это может быть так: сегодня ты на Чеканах, а завтра ты на Буюканах. Будь добр, передай все дела. Я считаю, что это тоже один из инструментов, позволяющих влиять и давить на прокуроров.

Мы попросили пересмотреть регламент, ведь подобные переводы влияют на карьеру прокуроров и могут быть использованы для подавления независимости. Но нам ответили, что в этом нет необходимости. Хотя у судей была подобная ситуация, и в марте 2020 года Конституционный суд признал такую практику неконституционной.

В других странах профессиональные ассоциации имеют огромный авторитет, к их мнению прислушиваются. Нам хотелось перенять этот опыт. Но очень многое зависит и от конкретных руководителей самой прокуратуры.

Сейчас прокуроров критикуют все кому не лень. Люди негативно относятся к прокурорам, в том числе потому, что об этом каждый день говорят по телевизору политики и эксперты. Хотя большинство прокуроров не имеют никакого отношения ни к делам о краже миллиарда, ни к другим громким делам. Политикам очень удобно говорить — это не мы, это кто-то хуже нас. При этом почему-то уходит на задний план тот факт, что все самые резонансные преступления совершались именно политиками или благодаря им. А у прокуроров, по сути, нет возможности защитить себя от этого. Очень сложно противопоставить свою позицию человеку, у которого есть ресурсы, электорат. Даже если ты прав. Все аргументы утонут в информационном шуме.

Недавно я отправил ответ на обращение одного депутата [Думитру Алайбы]. Мой ответ был в том же ключе, что и другие мои ответы на подобные обращения, в том числе депутатов — и от партий власти, и оппозиционных: пожалуйста, представьте доказательства, укажите что-то конкретное, как минимум подпишите свое заявление, потому что оно не подписано. Ведь эти требования к жалобам предусмотрены законом, которые сами депутаты и приняли. Депутат опубликовал мой ответ на странице в Facebook со своим комментарием и всем прочим. Люди прочитают [и сделают выводы]. А что я могу этому противопоставить? Или я теперь должен написать ему ответ в Facebook? Потом он мне там же ответит. Что дальше?

К тому же эту идею раскритиковала Венецианская комиссия (ВК). Но и после этого никаких других идей по перезагрузке системы не предлагается. Поэтому у меня создается впечатление, что некоторые политические силы тем, несмотря на негативное заключение ВК, хотят реализовать эту идею, чтобы получить возможность и дальше назначать своих судей и прокуроров. По сути, у политических сил сейчас не так много возможностей влиять на какие-то назначения. Комиссию в итоге будут создавать те же политики.

В прошлом году мы проводили проверки в специализированных прокуратурах. И генпрокурор по итогам проверок публично сообщил о нарушениях, допущенных некоторыми прокурорами. Проблема в том, что некоторые из этих нарушений были общей практикой. А общая практика на уровне отдельно взятой прокуратуры говорит о том, что это не позиция прокуроров, которые непосредственно ведут или руководят уголовным преследованием. Это говорит о том, что это позиция начальника, а у прокуроров этой прокуратуры есть проблемы с независимостью.

Вот сейчас прокуроры отказались от обвинений против судей по делу о Ландромате. В [следственной] группе, которая тогда занималась этим делом, было примерно 20 прокуроров. И что, ни один из них не увидел, что там есть проблема с доказательствами или с квалификацией [преступления]? Почему ни один из них не взял на себя смелость высказаться или написать особое мнение? Все как один посчитали, что там был состав преступления. Это говорит о том, что у прокуроров нет индивидуального мышления, нет ответственности и нет независимости. Так не должно быть. Каждый должен принимать решения, как он считает нужным, и нести за эти решения ответственность.
.
Мне бы хотелось, чтобы наша ассоциация положительно повлияла на работу прокуратуры. Но все двигается очень медленно, потому что у нас нет никакой поддержки, а только энтузиазм. К сожалению, и общественное мнение сконцентрировано на достаточно поверхностных вещах, а чтобы изменить положение дел, нужно понимать саму суть процессов. Политики тоже предлагают довольно поверхностные решения, которые в лучшем случае ни на что не повлияют, но могут и навредить правосудию. Они и не могут ничего другого предложить, потому что ни они, ни так называемые эксперты никогда не работали прокурорами или судьями, соответственно, имеют лишь общие представления о том, что происходит в системе.

Мне отчасти понятно, почему никто не спрашивает мнение самих прокуроров или судей. Ведь считается, что эти системы довольно консервативны — зачем их спрашивать, если они в любом случае будут против изменений? Но и среди прокуроров и, я уверен, среди судей достаточно людей, которые хотят изменений и имеют потенциал для того, чтобы изменить положение дел изнутри.

Но для всего этого нужна мотивация. Как минимум гражданское общество должно твердо дать понять, что заинтересовано в этих изменениях и, в первую очередь, заинтересовано в защите независимости прокуроров и судей. Ведь независимость — это не личная привилегия прокурора или судьи, а гарантия для любого гражданина, который столкнется с системой юстиции, что его дело рассмотрят объективно и непредвзято.

Многие юристы мечтают попасть в прокуратуру, для них это кажется райским местом без особых забот и морем привилегий. Развею мифы людей и расскажу, как это всё устроено на самом деле.

Елена, автор канала

Елена, автор канала

Здравствуйте, с вами Елена. Я юрист со стажем более 6 лет. На своём канале я делюсь опытом и мнением по различным юридическим вопросам. Надеюсь, мой блог будет для вас интересным и полезным:)

В данной статье речь будет идти не о Генеральной прокуратуре, а об обычных районных прокурорах и их помощниках. Так вот, реалии на самом деле не совпадают с представлениями большинства граждан.

Давайте начнём с того, какие плюшки предусмотрены для работников данной системы.

  • Прокуратура — это действительно престижная и востребованная профессия на рынке труда. Прокуроры обладают широким кругом полномочий и правами при выполнении должностных обязанностей. Например, беспрепятственное вхождение на территории и в помещения любых организаций, получение доступа к любым документам и материалам и др.
  • Получение колоссального опыта, поскольку исходя из круга широких полномочий, сотрудники прокуратуры занимаются практически всеми сферами жизни. Бытует мнение, что после нескольких лет в прокуратуре уже ничего не страшно.
  • Высокая заработная плата. Но её размер зависит от должности и классного чина. Помощник прокурора, естественно, будет получать меньше, чем его заместитель или сам прокурор.

А теперь перейдём к минусам.

  • Работа очень ответственная и нервная. Чтобы стать прокурором, необходимо быть морально и юридически закалённым, иначе долго не протянете. За каждым шагом рядового сотрудника пристально следят, проводятся бесконечные проверки, не дай бог совершить малейшую ошибку, сразу последует наказание. Так что стрессы станут таким же привычным делом, как и завтрак или обед.

У кого-нибудь была такая ситуация?

У кого-нибудь была такая ситуация?

  • Многие считают, что прокурорам всё дозволено, но это не так. Рядовые помощники прокурора — это винтики системы и очень многое от них не зависит. Просто так встать и с чем-то не согласиться не получится.
  • Профессия достаточно опасна, ведь прокурорские работники выступают в суде в качестве государственных обвинителей. Суть в том, что озлобленные преступники или их близкие могут затаить обиду и попытаться отомстить. Поэтому профессию стоит выбирать уверенным в себе людям.
  • Отсутствие возможности выбирать место и район для прохождения службы. Многие хотят работать в комфортном городе, но так не получится. Меня, например, после института сразу отправили в районный центр, который представляет собой сельское поселение.
  • Работа в прокуратуре, нормальный отдых и личная жизнь несовместимы. Часто прокурорским работникам приходится ночевать в конторе, а каждый день задерживаться до 11-12 ночи считается привычным делом. Бесконечные проверки, отчёты, бумажная волокита дают о себе знать. Многие сотрудники не видят отпусков по 3 года. А люди думают, что работники сидят и пьют чай до полуночи.
  • Высокая конкуренция. Попасть в данную систему действительно непросто, а для желающих устроиться предъявляются действительно высокие требования. Хотя необразованным разгильдяям там действительно делать нечего.
  • Предвзятое отношение в обществе. Все думают, что работники прокуратуры — поголовно взяточники и коррупционеры, но это не так. Имидж прокуратуры занимает особое место и за этим тщательно следят и наказывают.

Таким образом, на плечи работников прокуратуры ложится высокая доля ответственности, физической и эмоциональной нагрузки.

А что вы думаете по этому поводу? Будет интересно узнать ваше мнение.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Буду рада, если поставите лайки и подпишетесь на мой канал:)

Прокурорские проверки ограничили

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

Топ высказываний генеральных прокуроров

Сегодня мы предлагаем вам свой топ высказываний генеральных прокуроров России.

1. И начнем мы с самого начала — с ока Петра 1 — с Павла Ягужинского (генерал-прокурор с 1722 по 1736 годы).

Иронично и с подтекстом, который неплохо объясняет, откуда у Державина могли взяться враги и спады в его карьере.

3. После генерал-прокурора — поэта эпохи Просвещения наш обзор продолжает абсолютно непохожий на него человек — Виктор Никитич Панин (генерал-прокурор, министр юстиции с 1839 по 1862 годы).

Пожалуй, Паниных в России и сейчас не мало на всех должностях. Почему-то не переводится этот люд.

4. А вот следом за консерватором Паниным уже идет реформатор — Дмитрий Николаевич Замятнин (министр юстиции и генерал-прокурор с 21.10.1862 по 15.04.1867 годы) — человек, который провел в жизнь судебную реформу, в результате которой, в том числе, в России появились адвокаты (в те годы называвшиеся присяжными поверенными).

Ох, если бы все прокуроры и чиновники несли государственную службу по такому принципу, как бы хорошо жилось бы в России.

Почему в наш обзор попал Керенский?! Потому что с 02.03.1917 по 05.05.1917 он был генерал-прокурором и министром юстиции Временного правительства. Керенский отличался исключительной харизмой. Прирожденный оратор с прекрасными актерскими задатками, в прошлом известный адвокат, он умел добиваться своих целей. Но неудачи на фронте и последовавшая за этим октябрьская революция не дали Керенскому остаться у руля .

В нашем топе сегодня у нас две его цитаты:

· Я счастлив, что мне выпало на долю подписать указ об отмене смертной казни в России навсегда.

· Если бы тогда было телевидение, никто бы меня не смог победить! (фраза, сказанная уже в старости)

6 . Следующий в нашем обзоре — Андрей Януа́рьевич Выши́нский — прокурор РСФСР с 1931 по 1933 и прокурор СССР с 1935 по 1939 годы.

На этом первую часть нашего обзора мы заканчиваем. Продолжение следует.

Из-за ошибки полиции пришлось пообщаться с прокуратурой. Удалось ли по закону наказать оскорблявших меня школьников

Прошёл уже месяц после злопамятных событий, когда двое моих бывших учеников прямо на улице осыпали меня оскорблениями, подбрасывали гнусные записки в мой почтовый ящик, из-за чего я и решил пойти в полицию. Тогда мне удалось достичь всех своих главных целей: приструнить малолетних хулиганов, дать тревожный сигнал их родителям и показать пример защиты чести и достоинства другим учителям. На само наличие законного наказания я смотрел уже как на формальность, но инспектор ПДН уверяла, что определённый результат всё же будет. Увы, именно тут и возникли сложности, хотя это была уже не моя вина…

Далее я опишу не только свои злоключения, но и дам некоторую юридическую информацию, которая может пригодиться, если Вам не повезло столкнуться с малолетними правонарушителями.

Кратко напомню суть всех событий:

  • Вечером в пятницу, после начала каникул, за мной на улице увязались двое школьников, бросавших мне в спину оскорбительные реплики. На следующий день эти же реплики в письменном виде оказались в моём почтовом ящике. Стало ясно, что это уже не спонтанная шалость, а обдуманный поступок. Подробнее об этом в первой статье.
  • Администрация школы посоветовала мне пойти в полицию, что я и сделал утром в понедельник. Заявление приняли и инспектор по делам несовершеннолетних (ПДН) пообещала разобраться. Вскоре у меня начались проблемы — мать оскорблявшего меня школьника притащила своего сына ко мне домой и устроила разборки уже со мной лично, не веря, что её ребёнок совершил подобное. Ссылка на вторую статью.
  • Всё вышеперечисленное хорошо потрепало мне нервы, но я упрямо стоял на своём — полиция во всём разберётся. И она разобралась. Те, кого я указал как главных подозреваемых, во всём сознались, несмотря на отчаянную защиту матерей. Об этом я писал в третьей статье.

Затем материалы дела были отправлены в комиссию по делам несовершеннолетних для решения вопроса о наказании. Инспектор даже называла определённую дату в конце июня, о результатах она пообещала сообщить в письменном уведомлении или предложила мне позвонить ей в день комиссии ближе к вечеру.

И вот, наступает этот день. Звоню инспектору — она трубку не берёт. Ну ладно, наверное занята, поэтому позвоню позже. Прошла неделя, никто не перезвонил и письменного уведомления тоже нет. Звоню ещё раз, уже в июле — молчание, трубку снова не берёт. Ещё несколько попыток через час-два — а в ответ смс-ка, что занята и перезвоню. Странное поведение для человека, который всегда отвечал или перезванивал… Ладно, ждём-с…

Думаю, вы не сильно удивитесь, если я скажу, что мне так никто и не перезвонил? Пишу вежливо на вацап инспектору, что я, такой-то и такой-то, интересуюсь результатами комиссии, и мне, как и моим коллегам-учителям, очень любопытно. А инспектор отвечает, что комиссии не было, материалы дела отправлены в прокуратуру и как будет известно хоть что-то, она мне сообщит. На этом всё.

Почему в прокуратуре? Где обещанная комиссия? Почему такое упорное молчание и избегание разговора со мной? Существует ли дело вообще или меня просто водят за нос?

Та самая прокуратура Российской Федерации. Источник фото yandex.news

Та самая прокуратура Российской Федерации. Источник фото yandex.news

Сперва стоит кратко объяснить, что из себя по пунктам представляет этот самый порядок, если там замешаны дети:

  1. Полиция проводит расследование, собирает материалы по делу и затем отправляет их в прокуратуру.
  2. Прокуратура выносит определение об отказе в возбуждении административного дела против несовершеннолетних нарушителей и освобождает их от ответственности, но возбуждает дело против родителей из-за ненадлежащего исполнения ими родительских обязанностей по воспитанию детей.
  3. Затем материалы из прокуратуры отправляются в комиссию по делам несовершеннолетних, где в присутствии прокурора, полиции и прочих уважаемых людей, а также малолетних нарушителей и их родителей, будет решаться вопрос о наказании и воспитательных мерах.

В конце концов, материалы добрались до прокуратуры, но из-за ошибки полиции они сделали лишний бюрократический круг, и это привело к потере одного месяца. Наверное, по этой причине инспектор и не выходила со мной на связь. Да, получилось глупо, но злиться я не вижу смысла, потому что всё же инспектор ответственно отнеслась к расследованию, не плюнула на всё и нашла виновных. Потеря времени обидная штука, но всё же это не критично — само моё дело существует, над ним работают и рано или поздно будут известны результаты.

Хотя остаётся открытым вопрос — ладно, молодой и неопытный специалист ошиблась, но куда смотрел её начальник, подписывая документ о переводе дела в комиссию, а не в прокуратуру? Он же точно должен был знать о правильном порядке делопроизводства…

С правовыми проволочками разобрались, теперь к самому наказанию. Как я уже говорил выше, за несовершеннолетних детей несут ответственность их родители. В моём случае речь идёт о ненадлежащем исполнении своих обязанностей по воспитанию собственных детей. За такое правонарушение полагается небольшой штраф, но есть нюанс — кроме встречи с комиссией родителей ожидает обязательный разговор с прокурором на тему воспитания своих отпрысков. Сам факт штрафа за поведение собственных детей неприятен, так ещё придётся покраснеть и перед прокурором.

И тут уже вступает дело ещё один очень неприятный для родителей аспект — их собственный довольно высокий статус в местном обществе. Все в прокуратуре были удивлены тому, что вроде бы такие серьёзные и солидные мамы (секретарь в юридической конторе и работник районной администрации) не занимаются воспитанием своих детей. И хоть данное происшествие это не главный местный инфоповод, но определённое внимание оно всё же привлекло. А если учесть любовь сельских жителей к сплетням и интригам, то можно смело сказать, что те двое оскорблявших меня деточек хорошо опозорили родителей с непредсказуемыми для них последствиями в будущем. И я думаю, что заслуженно — плохое поведение идёт из семьи. Да и сам факт скандальных разборок одной из мам со мной тоже о многом говорит.

В конце отмечу, что при обращении в правоохранительные органы не стоит забывать, что там работают живые люди со своими достоинствами и недостатками, поэтому всё может пойти по непредсказуемому пути. Да, возможно будет трудно, но если вам не повезло столкнуться с малолетними хулиганами, то помните главное — никто не имеет права оскорблять и обижать других людей, а за плохие поступки надо отвечать. Закон на вашей стороне и победить всё-таки возможно.

Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал и высказывайте своё мнение по теме в комментариях! Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!

Однако функции должностного лица выходят далеко за пределы судебных процессов.


Прокуратура – это основной орган, который следит за соблюдением законодательства в государстве. Требования её сотрудников распространяются на граждан, организации и субъектов власти.

В этой статье вы узнаете, кто такой прокурор, и какими полномочиями он обладает.

Прокурор — это .

В России должность была введена при Петре I. Российские служители права выполняли обязанности по проверке соблюдения законов и указов царя.

Сегодня объём полномочий прокурорских сотрудников сильно различается в разных странах.

Россия

В РФ прокурор – это должностное лицо, которое осуществляет надзор за соблюдением законодательства физлицами и организациями, а также выступает в роли государственного обвинителя.

Он возглавляет прокуратуру: субъекта РФ, города, района или другой территориальный орган.

Прокурору подчиняются помощники. Именно они чаще всего участвуют в судебных процессах на стороне истцов и устраивают выездные проверки. А сам прокурор обычно выполняет руководящие и координирующие функции.

В РФ система прокуратуры отделена от следственных органов. То есть, её сотрудники не участвуют в предварительном расследовании. Они лишь анализируют доводы и доказательства, собранные следователями, и принимают решение о направлении дела в суд.

Наручники

Франция и Германия

В этих европейских странах полномочия прокурора включают участие в предварительном расследовании. Но главная цель – не доказать вину обвиняемого, а установить объективную истину.

То есть, фактически прокурорская работа приближена к профессии судьи.

Что делает прокурор

В России прокуратура отделена от других ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

При осуществлении полномочий прокурор должен подчиняться только закону и следовать своим внутренним убеждениям – честности, справедливости, объективности.

Надзорные полномочия

Надзор – это основная функция прокурора в РФ. При её осуществлении он обладает следующими полномочиями:

  1. устраивать выездные проверки;
  2. беспрепятственно входить на чужие территории, предъявив удостоверение;
  3. проверять необходимые документы и материалы;
  4. задавать вопросы гражданам, руководству и работникам организации на месте или вызывать таких лиц к себе на приём.

В случае обнаружения нарушений сотрудник прокуратуры должен пресечь незаконные действия.

И у него есть 4 меры реагирования в зависимости от ситуации.

Крик

МераКогда применяетсяПоследствия для нарушителей
ПротестВ официальном акте (например, в решении местной администрации) есть моменты, которые противоречат законуПротест нужно рассмотреть в 10-дневный срок и устранить проблему
Представление прокурораНарушения обнаружены в деяниях лица (например, компания задерживает работникам выплату зарплаты)Нарушение необходимо устранить в течение месяца и сообщить прокурору и принятых мерах
Постановление о возбуждении делаСовершено административное правонарушение (это что?)Уполномоченный сотрудник госоргана или суд рассматривают спор
ПредостережениеПолучение сведений о приготовлении к правонарушениюНеобходимость выполнить требование, иначе последует привлечение к ответственности

Участие в суде

Прокурор вправе вступить в процесс (гражданский, арбитражный, административный или уголовный) на любой стадии по собственной инициативе.

А есть категории дел, которые без него вообще не рассматриваются.

Папки

Так, участие прокурора в гражданском процессе обязательно, в частности, в следующих спорах:

  1. восстановление уволенного на работе;
  2. усыновление ребёнка;
  3. признание гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, умершим.

В судебных заседаниях должностное лицо выступает в роли процессуального истца (это кто?).

То есть, формулирует исковые требования, выступает с речью, отвечает на вопросы и задаёт свои, заявляет ходатайства (это что?).

Если в уголовном процессе он придёт к выводу о необоснованности доводов потерпевшего, то может отказаться от поддержания обвинения.

Кроме того, прокурор вправе опротестовывать судебные решения, которые считает незаконными и/или необоснованными. Тогда дело в суде рассматривается повторно.

Другие полномочия прокурора

Работа прокурорского работника не исчерпывается надзорными и процессуальными функциями.

Он рассматривает жалобы граждан, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступниками, проводит антикоррупционную экспертизу официальных документов.

Работа

Прокурор даже обладает правом законодательной инициативы. То есть, он может вносить в Парламент (это что такое?) предложения о принятии новых нормативных правовых актов или изменении/отмене уже действующих.

Генеральный прокурор Российской Федерации

Систему органов прокуратуры в стране возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Ему присваивается высший классный чин – действительного государственного советника юстиции. С января 2020 года эту должность занимает Игорь Краснов.

Генеральный

Генеральный прокурор России выполняет, в частности, следующие руководящие функции:

    , распоряжения и другие документы, обязательные для всех подчинённых;
  1. формирует штат Генеральной прокуратуры, а также руководящий состав подчинённых системе научных и учебных организаций;
  2. назначает на должности прокуроров субъектов РФ, городов, районов, специализированных прокуратур.

Сам генеральный прокурор назначается на работу верхней палатой Парламента по представлению Президента. Срок полномочий – 5 лет.

Заключение

Итак, прокурор – это юрист, который выполняет роль основного надзорщика за соблюдением законодательства в государстве.

В ряде стран на такого работника дополнительно возлагаются функции следствия.

Чтобы стать прокурором в России, нужно получить высшее юридическое образование, много лет отработать на должности простого помощника и зарекомендовать себя как умного, ответственного и честного профессионала.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

У прокурора 7 мер прокурорского реагирования

Хочу дополнить перечень требований для тех граждан, которые хотят стать прокурорами районов (городов) и субъектов РФ. Это обязательное прохождение военной службы в ВС РФ, своевременность постановки на воинский учет по месту проживания. Без соблюдения этого условия стать прокурором не получится.

Автор не знает о чем пишет. Прокурор не надзирает за физлицами.

Раньше Следственный комитет был при прокуратуре, сейчас отдельно, потому мы видим время от времени конфликтные ситуации между этими силовыми ведомствами, СКР возбуждает странное уголовное дело, а прокуратура его закрывает. Насчёт того, что прокурор имеет право законодательной инициативы, тут автор ошибается, такое право есть у президента, правительства, депутатов, у прокуроров такого права точно нет.

Вот сколько знала людей, которые связаны с прокуратурой, то все гнилые какие-то, подставят-глазом не моргнут. Профессиональная деформация? Или изначально в профессию идет всякое гнилье, которому лишь бы хапнуть побольше, а на справедливость (ха-ха) плевать с очень высокой колокольни? Не знаю, не знаю. Знаю только, что лучше от прокуроров держаться дальше.

Читайте также: