Какие первоочередные задачи стоят перед страной для борьбы с коррупцией

Обновлено: 04.07.2024

К оррупционное действие предполагает получение дополнительного дохода должностным лицом вследствие злоупотребления своими должностными правами и полномочиями. Употребление чиновником таким образом своего авторитета, связей и привилегий карается по закону. В простом понимании коррупция – это получение взятки в виде денежных средств, материальных благ или услуг должностным лицом.

Борьба с коррупцией заключается в комплексе превентивных мер и мероприятий, направленных на раскрытие и прекращение коррупционных действий. Наилучших показателей в проведении антикоррупционной политики добились такие страны, как Китай, Швеция, Сингапур.

Кто такой коррупционер

Коррупция в современной России продолжает оставаться первоочередным вопросом, ведь подобное явление подрывает авторитет всего государства. Оно разрушает экономику и нивелирует правовую защиту граждан.

Если рассматривать коррупцию с точки зрения социальной науки, она ведет к постепенному разрушению государственных структур через их подкуп. Главной целью государственного служащего, принимающего взятку, становится лоббирование исключительно своих предприятий.

Законодательство толкует понятие коррупционера как лица, наделенного властными полномочиями, которое за личную выгоду (материальные блага или оказанные услуги), используя свои привилегии, совершает (или, наоборот, не совершает) действия в пользу лица, давшего взятку. В первую очередь тема коррупции касается лиц, находящихся на государственной службе.

Собирательный портрет коррупционера

Социальный портрет российского коррупционера был составлен сотрудниками академии Генеральной прокуратуры. Обобщив данные социального исследования, проведенного среди трехсот лиц, привлеченных к ответственности за коррупцию, специалисты рисуют коррупционера как мужчину от тридцати до пятидесяти лет, занимающего ответственную должность на протяжении длительного времени.

Касательно отношения преступника к содеянному результаты исследований таковы:

Разновидности коррупционных деяний

Все виды коррупционных правонарушений можно условно разделить на:

  • низовые (небольшие);
  • элитарные (отличающиеся крупным размером).

Коррупция в числах

Отчет Генпрокурора РФ фиксирует 33 тысячи возбужденных уголовных дел за коррупционные деяния. Наблюдается небольшой рост показателей раскрываемости подобных дел – на полтора процента в сравнении с показателями предыдущего года. Выросла и сама коррупция: средний размер взятки в 2015 году составлял двести двенадцать тысяч рублей, а в 2017-м – уже четыреста двадцать пять.

Повышение внимания к коррупционным преступлениям – закономерно. Этот небольшой процент правонарушений (1,5% от всех совершенных преступных деяний) составляет 1/7 убытков, причиненных в результате всех противоправных действий.

Законодательная база

Существует ряд федеральных законов и указов Президента РФ, направленных на борьбу с коррупцией. В результате обязательного заполнения деклараций всеми лицами, находящимися на государственной службе, удалось избавить чиновничий аппарат от части недобросовестных сотрудников.

Многие эксперты считают, что для повышения эффективности противодействия коррупции необходимо усиление ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Антикоррупционные мероприятия

Мероприятия по противодействию коррупции санкционируются государством и включают в себя комплекс мер. Отстранением отдельных чиновников, попавшихся на взятке, эту проблему не решить.

Существует несколько подходов антикоррупционной политики:

1. Усиление наказания за коррупцию.

2. Повышение заработной платы государственным служащим.

3. Создание конкурентных отношений.

Реализация антикоррупционной борьбы осуществляется внешними и внутренними методами. Внутренняя защита предполагает четкое разграничение полномочий органов власти и контроль над исполнителями со стороны руководителей властных структур.

Внешний метод предполагает возможность обжалования решения представителя исполнительной власти в судебном порядке, а также свободу слова для СМИ.

Ответственность на практике

За 2016 год суды Российской Федерации вынесли обвинительные приговоры в отношении 13 тысяч граждан, привлеченных к ответственности за коррупцию.

Выплачено добровольно около 2,5 миллиарда рублей в счет погашения ущерба, причиненного противоправными коррупционными действиями. Еще на 33 миллиарда взысканий приняты меры по его обеспечению.

Изменения в законодательстве создали новый превентивный механизм антикоррупционной борьбы. Появилось новое ограничение для уволившихся чиновников: они не смогут устроиться на работу в организацию, деятельность которой контролировали во время государственной службы. Если чиновник желает трудоустроиться в такую компанию, он должен получить соответствующее разрешение, так как возможна коррупционная подоплека подобного выбора. Для исключения злоупотребления властными полномочиями и была внесена поправка в закон.

Для предотвращения коррупции одной ответственности чиновника мало. Предупредить противоправные действия помогает статья 19.28 административного кодекса. Она предусматривает ответственность предприятия. Кроме уголовной ответственности сотрудника фирмы на юридическое лицо налагается крупный штраф.

Подобные меры помогли пополнить бюджет на шестьсот пятьдесят миллионов рублей штрафов за коррупцию, наложенных на четыреста двадцать предприятий.

Гражданская сознательность

Многие считают, что бороться со взяточничеством должны правоохранители. Однако каждый сознательный гражданин может помочь в этом. Как свидетельствует статистика профильных министерств, граждане стали намного чаще обращаться с жалобами на противоправные коррупционные действия чиновников. Так, количество обращений за 2017 год выросло на семь процентов по сравнению с минувшим годом и составило около пятнадцати тысяч жалоб. Количество рассмотренных обращений также возросло в три раза.

Международное противодействие

Коррупция не имеет границ, и вопрос привлечения к ответственности лиц, укрывшихся за границей, продолжает оставаться актуальным. Единственный способ разрешить данную проблему – заключение соглашений на международном уровне. По состоянию на 2017 год РФ подписала свыше семидесяти соглашений о сотрудничестве по противодействию коррупции с представителями шестидесяти государств.

Отчет России о выполнении рекомендаций третьего раунда на семьдесят третьем заседании Группы государств против коррупции (ГРЕКО) в октябре 2016 года был принят позитивно. В настоящее время РФ проходит четвертый этап оценки превенции коррупционных деяний среди представителей правоохранительной, судебной и законодательной власти.

Полнофункциональное ПО без ограничений по пользователям и функциональности.

Как сообщила пресс-служба Президента России, на заседании обсуждался пакет антикоррупционных законопроектов, которые в ближайшее время будут внесены на рассмотрение в Государственную Думу.

Глава государства заявил, что первоочередные задачи в борьбе с коррупцией - укрепление государственно-правовой системы, защита права собственности, расширение свободы предпринимательства. В числе предлагаемых мер: обеспечение прозрачности и объективности при проведении конкурсов и заключении государственных контрактов, устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности.

Кардинальное снижение уровня коррупции - это стратегическая задача, которая стоит перед страной, подчеркнул Дмитрий Медведев.

Вступительное слово Президента России Дмитрия Медведева на заседании Совета по противодействию коррупции:

У нас с вами сегодня первое заседание Совета. Мы рассмотрим основные, первоочередные задачи по реализации Национального плана противодействия коррупции. Надеюсь, что обсуждение будет откровенным и деловым.

По сути, наш Совет и создавался для того, чтобы принимать такие важные, стратегические решения в сфере борьбы с коррупцией. И здесь необходимо проявить внимание, сконцентрироваться на тех документах, которые на сегодняшний день уже подготовлены.

Ещё раз вынужден повторить простую, но от этого не менее болезненную вещь: коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. И, как вы понимаете, речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество.

В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции - это, конечно, стратегическая задача, которая стоит перед страной. Её решение напрямую связано и с защитой права собственности в стране, и с укреплением правовой системы, судебной системы, расширением свободы предпринимательства. Фактически с большинством задач, которые мы поставили перед собой.

Хотел бы также отметить, что эта работа не носит конъюнктурного характера. Начали раздаваться голоса, что после различного рода событий, например, таких как августовский конфликт на Кавказе, Россия свернёт эту работу и никакой деятельности вести не будет. Наоборот, будем этим заниматься с не меньшей энергией.

Главный ориентир для работы - это Национальный план противодействия коррупции, который утверждён мною некоторое время назад. Неделю назад состоялось заседание президиума Совета [по противодействию коррупции], который наметил программу реализации плана. Кстати, и план, и программа размещены на сайте Президента на русском и английском языках, так что они открыты для обсуждения и анализа.

Что нам нужно сделать в самое ближайшее время? Несколько вещей. Во-первых, создать прочную системную и ясную нормативно-правовую базу. Это самое первое и самое главное. Поэтому сегодня основное внимание мы с вами уделим рассмотрению пакета соответствующих законопроектов. Собственно, того пакета, которым мы и занимались последние четыре месяца.

Во-вторых, мы обсудим некоторые наши практические шаги, которые следует предпринять при выполнении Национального плана. Хотел бы обратить внимание членов Совета на то, что в статье 7 проекта федерального закона "О противодействии коррупции" определены направления работы государственных органов в этой сфере. Это, в частности, обеспечение прозрачности, конкуренции, объективности при проведении конкурсов, при заключении государственных или муниципальных контрактов. Это устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности.

Очевидно, что реализация всех этих ключевых задач должна быть обеспечена в правовом плане. Поэтому и в дальнейшем нам предстоит серьёзная законотворческая работа. Не менее важно добиться не только принятия соответствующего нормативного материла, но и его неукоснительного исполнения. Здесь, как вы понимаете, проблем не меньше, а даже больше.

Чтобы закон начал работать, нужно не просто его принять, обнародовать и разъяснить, но и создать условия для его реализации. А потом, впоследствии ещё и убедиться в том, что этот закон всё-таки написан правильным образом, что он адекватно регулирует те общественные отношения, на которые направлен, а не высосан из пальца и не придуман в угоду начальникам. Поэтому предстоит разработка и принятие подзаконных нормативных актов, проведение ряда организационных мероприятий.

Считаю также, что нам нужно оперативно включать изучение правовых новелл в антикоррупционных законах и в учебные программы, и просто в профессиональные программы для переподготовки кадров правоохранительных органов и других организаций.

Ещё одно обстоятельство, которое мы должны иметь в виду, - это возможное дублирование законодательства. У нас довольно часто такие случаи происходят, когда вместо эффективного исполнения уже принятых правовых норм и управленческих решений принимаются новые, может быть, более хлёстко написанные или просто более адекватные, казалось бы, на сегодняшний день, но по сути ничего не меняется. Такие документы нам, конечно, не нужны.

Представленные вам законопроекты, без преувеличения, касаются каждого гражданина и всего общества, хотя зачастую направлены на некие корпоративные меры регулирования. Поэтому к их рассмотрению в Государственной Думе следует подойти обстоятельно, предоставить возможность обсудить их как на заседании Государственной Думы и впоследствии Совета Федерации, так и первоначально в субъектах Федерации, а также в институтах гражданского общества.

В связи с этим представляется абсолютно разумным решение о создании рабочей группы для обобщения поступающих по законопроектам замечаний. Эта рабочая группа должна также в целом координировать законотворческую работу в сфере противодействия коррупции.

Ещё раз хотел бы специально заметить, что цель нашей сегодняшней встречи - окончательное одобрение, если мы об этом договоримся, пакета антикоррупционных мер. По итогам нашего заседания я внесу этот пакет в Государственную Думу".

Беседа Руководителя Администрации Президента Сергея Нарышкина с журналистами после заседания Совета по противодействию коррупции:

С.НАРЫШКИН: Основной вопрос, который обсуждался на заседании, - это пакет антикоррупционных законов, который после обсуждения, после одобрения должен быть внесён в Государственную Думу. Если говорить конкретно, то речь идёт о четырёх законах: это основной, базовый закон, который так и называется - "О противодействии коррупции", это Федеральный конституционный закон, который вносит поправку в Федеральный же конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", и ещё два закона, каждый с очень длинным названием, которые, собственно, вносят изменения и поправки в 25 федеральных законов.

Если говорить о пакете в целом, выделяя из него основной, базовый закон "О противодействии коррупции", то в этом законе сформулирована, я бы сказал, политика государства в этой сфере, в сфере противодействия коррупции. Причём наряду с тем, что ужесточается ответственность за коррупционные преступления, упор делается и на расширение предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений.

Данными законами вводятся дополнительные обременения, ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих. Например, такое обременение, по начальству, как сообщать о фактах и случаях, ставших известными в процессе служебной деятельности, о различных правонарушениях в этой сфере.

Закон "О противодействии коррупции" ставит в качестве такой базовой задачи совершенствование структуры государственного управления, совершенствование функций и полномочий органов государственной власти. И здесь мы исходим из того, что коррупция является следствием избыточного и нерегламентированного государственного регулирования.

Законы упрощают ведение судебных действий в отношении так называемых спецсубъектов. Закон существенно расширяет сферу контроля за достоверностью представления государственными и муниципальными служащими информации об имуществе, доходах и имущественных обязательствах, расширяет и унифицирует сферу имущественного контроля.

В этом пакете законов вносятся изменения и в закон об оперативно-разыскной деятельности в части возможности применения оперативно-разыскных мероприятий для проверки достоверности сведений о декларируемом государственным или муниципальным служащим имуществе, доходах и имущественных правах - здесь имеется в виду налогооблагаемое имущество, - а также возможность использования оперативно-разыскных мероприятий для поиска имущества, подлежащего конфискации.

Сегодня обсуждалась и норма, которая содержится в данном пакете законов, норма в отношении права должностного лица после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет занимать должности в коммерческих организациях, с которыми это должностное лицо прежде было связано при выполнении своих функциональных обязанностей.

Вот это основные положения законопроекта, они сегодня обсуждались участниками заседания Совета. Был внесён ряд замечаний, после обработки этих замечаний, я думаю, что в течение, наверное, двух дней Президент внесет данный пакет законов в Государственную Думу.

ВОПРОС: Сергей Евгеньевич, в пакете законов, о котором Вы сейчас говорили, предусмотрена ли норма, что любой чиновник любого уровня должен декларировать не только свои доходы, но и отчитываться за доходы ближайших членов своей семьи? И вот по поводу того, что Вы сказали, что если чиновник был связан с какой-то фирмой, два года он не может работать в этой коммерческой структуре, - распространяется ли это на ближайших родственников?

С.НАРЫШКИН: Спасибо за хороший вопрос. Да, действительно я не сказал это сразу, но пакетом законов обязывается не только государственный или муниципальный служащий представлять декларацию о доходах, имуществе и имущественных обязательствах, но и члены семьи государственного или муниципального служащего. А в целях данного закона членами семей являются супруги и несовершеннолетние дети. Это что касается первой части Вашего вопроса.

Второй вопрос о двухлетнем моратории на занятие должности в коммерческих организациях. Как раз эта норма сегодня была тоже предметом обсуждения на заседании Совета, и корректива будет внесена по отношению к тому варианту, который существовал до сегодняшнего дня. Корректива следующая: после увольнения с государственной или муниципальной службы соответствующий гражданин может перейти на работу в коммерческую организацию, с которой он по долгу службы был связан, с согласия работодателя, то есть руководителя того государственного или муниципального органа, в котором он до увольнения трудился.

ВОПРОС: Сергей Евгеньевич, скажите, пожалуйста, не предполагается ли некий аналог налоговой амнистии по отношению к коррупционерам?

С.НАРЫШКИН: Нет, с момента вступления в силу закона он будет работать. Без какой-либо налоговой амнистии.

ВОПРОС: То есть они не смогут задекларировать: вот мы сдаём всё, что набрали, но остаёмся на своих местах?

С.НАРЫШКИН: Нет. Сейчас есть право у каждого, не только у государственных и муниципальных служащих, но у любого гражданина задекларировать всё своё имущество.

ВОПРОС: Скажите, а будет ли предусмотрен какой-то механизм передачи активов, принадлежащих чиновникам, в управление? Сейчас эта система не действует. Речь идёт об акциях - нет управляющей компании, и, соответственно, они акции могут оставлять при себе, и законом это не возбраняется.

С.НАРЫШКИН: Да, это предусмотрено законом. Закон будет содержать норму, в соответствии с которой это будет предметом иного подзаконного акта.

С.НАРЫШКИН: Действительно, что касается конфискации, то основными участниками этого процесса будут правоохранительные органы. И закон предполагает конфискацию имущества в пользу государства.

ВОПРОС: Вы говорили, что помимо антикоррупционных мер нужно проработать комплекс мер, касающихся реформы оплаты труда сотрудников правоохранительных органов, которые непосредственно будут участвовать в следственной и оперативной деятельности, чтобы их оградить от коррупции. Этот вопрос обсуждался?

С.НАРЫШКИН: Эти вопросы не входят в пакет законов, который обсуждался только что и который будет внесён в Государственную Думу. Но, если Вы помните, Национальный план противодействия коррупции, который был утверждён Президентом 31 июля, содержит эти вопросы как одно из направлений деятельности по противодействию коррупции, по созданию условий для государственных, муниципальных служащих, для работников правоохранительной системы. Речь идёт о создании таких условий, при которых государственная и муниципальная служба, авторитет и привлекательность этой службы были бы выше, чем они есть сегодня, условий, при которых коррупция была бы невыгодна для государственных и муниципальных служащих.

ВОПРОС: Но внутри бизнеса тоже есть коррупция. Что в этом направлении планируется делать?

С.НАРЫШКИН: Закон предполагает ответственность не только государственных и муниципальных служащих, но и иных граждан. Более того, закон предполагает ответственность, и административную ответственность, юридических лиц за совершение тех или иных коррупционных правонарушений.

ВОПРОС: А чем будет грозить чиновнику недостоверное декларирование? И будут ли проверять всех поголовно или будут какие-то выборочные проверки?

С.НАРЫШКИН: Закон предполагает дисциплинарную ответственность, административную ответственность. И одним из тех 25 законов, в которые вносятся изменения, является Трудовой кодекс. Трудовой кодекс будет содержать норму, в соответствии с которой правонарушения государственного и муниципального служащего в этой сфере могут быть причиной для расторжения контракта.

ВОПРОС: Какие изменения вносятся в закон о Правительстве?

С.НАРЫШКИН: В федеральный конституционный закон о Правительстве вводится норма, которая обязывает Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров декларировать своё имущество, доходы, имущественные обязательства, а также эта обязанность распространяется на членов семей соответствующих должностных лиц. В целях данного закона членами семьи также являются супруги и несовершеннолетние дети".

Если руководитель Администрации Президента России Сергей Нарышкин в беседе с журналистами в основном уточнял какие-то подробности из обсуждённого на Совете пакета законопроектов, то Дмитрий Медведев копал гораздо глубже.

Президент сразу "взял быка за рога", заявив, что "речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество.

В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции - это, конечно, стратегическая задача, которая стоит перед страной. Её решение напрямую связано и с защитой права собственности в стране, и с укреплением правовой системы, судебной системы, расширением свободы предпринимательства. Фактически с большинством задач, которые мы поставили перед собой".

По сути, Дмитрий Медведев сказал, что из-за коррупции находится под угрозой вся стратегия развития России до 2020 года. Победим коррупцию - сможем выполнить всё, что в ней намечаем, нет - проиграем это сражение.

Поэтому Президент обратил особое внимание членов Совета не столько на сам подготовленный пакет, ведь над ним работали четыре последних месяца, сколько практические шаги по реализации этого пакета законов на практике.

Очень важным мы считаем следующее обращение Дмитрия Медведева:

"Представленные вам законопроекты, без преувеличения, касаются каждого гражданина и всего общества, хотя зачастую направлены на некие корпоративные меры регулирования. Поэтому к их рассмотрению в Государственной Думе следует подойти обстоятельно, предоставить возможность обсудить их как на заседании Государственной Думы и впоследствии Совета Федерации, так и первоначально в субъектах Федерации, а также в институтах гражданского общества".

Мы рассматриваем это, как прямую реализацию на практике ключевого положения нашей Конституции о том, что народ России является носителем верховной власти в нашем Отечестве.


Статья посвящена исследованию системы совершенствования государственной политики в сфере противодействия коррупции. Автором на основании анализа компетентных источников выделены перспективные направления реализации антикоррупционной политики в современных условиях развития социально-экономических процессов. Выделена и обоснована роль эффективной и открытой системы принятия решений относительно мер предупреждения и борьбы с коррупцией в России.

Ключевые слова: коррупция, государственная политика, противодействие, антикоррупционная политика, общество, система.

Демократические преобразования, которые сейчас происходят в Российской Федерации (РФ), сопровождаются сложными процессами реформирования политических, экологических и правовых отношений. Одной из важнейших составных частей этого процесса является предотвращение и противодействие коррупции. На сегодня в России зафиксировано относительно высокий уровень коррупции, признанный не только отечественными и зарубежными аналитиками, экспертами, общественными и международными организациями, но и отечественными представителями высших органов законодательной и исполнительной власти. Таким образом, одним из самых актуальных вопросов современного развития РФ остается настоятельная необходимость совершенствования государственной антикоррупционной политики как неотъемлемой составляющей общей и всеобъемлющей внутренней политики страны. В этом контексте первоочередной задачей является разработка и научное обоснование механизмов противодействия коррупции.

Целью статьи является исследование современного состояния государственной политики России в сфере противодействия коррупции с установлением проблемных вопросов в процессе преодоления этого негативного явления и описанием перспективных направлений ее совершенствования.

Результаты анализа научных работ и публикаций по вопросам предотвращения и противодействия коррупции зарубежных и отечественных специалистов позволили прийти к выводу, что в России, как и во всем мире, коррупция отнесена к главным политическим, экономическим и социальным проблемам. Она признана одним из самых угрожающих явлений современности, способным мотивировать незаконную деятельность, тормозить экономическое развитие, нести угрозу многим элементам конституционного и общественного строя, а также национальной безопасности государства. Коррупция подрывает основы демократического устройства, доверие к власти, нарушает принципы права, справедливости и равенства перед законом, ответственности за совершенное деяние, честной конкуренции, приводит к росту теневой экономики и падению авторитета государства в международном сообществе [2].

С начала 1990-х годов правительство России принимало меры по разработке стратегии преодоления коррупции в государстве, разрабатывало соответствующие документы в форме государственных программ, планов, концепций и пр. При отсутствии системного противодействия коррупции со стороны государства и общества, это явление, независимо от его вида, способно к широкому распространению, поэтому эффективность предотвращения и противодействия коррупции в процессе социальной стабилизации и институционального становления российского государства приобретает особое значение. Концентрация власти в руках ограниченного круга лиц и их подотчетность способны привести к оказанию гипертрофированных полномочий административному аппарату, что приводит к ухудшению не только экономического, но и политического положения в государстве. В связи с этим особую опасность приобретает политическая коррупция, распространение которой приводит к торможению реформ, способствует деятельности коррумпированных кланов, организованной преступности, усложняет отношения с другими государствами и в целом дискредитирует отношение к стране и ее руководству как на внутреннем, так и на внешнем уровнях [4].

Опыт борьбы с коррупцией — как отечественный, так и мировой — показывает, что уничтожить ее полностью как социальное явление невозможно. Реальной целью антикоррупционной политики могут быть уменьшение уровня и локализация коррупции в обществе, изменение ее характера, ограничения ее влияния на социально-политические и экономические процессы [5]. Анализируя антикоррупционную политику России, следует назвать факторы влияния на уровень коррупции:

– непрозрачность деятельности и не подотчетность органов государственной власти;

– отсутствие (или очень малый процент) политического влияния на предотвращение и противодействие коррупции, неэффективное участие в этой работе правоохранительных структур и органов национальной безопасности государства;

– разветвленность разрешительно-регуляторной системы;

– чрезмерное влияние определенных олигархических групп на принятие государственных решений и процедуру кадровых назначений.

Сегодня принятие антикоррупционного законодательства, создание соответствующих субъектов противодействия коррупции проходит под давлением гражданского общества на органы государственной власти. Поэтому не случайно, что имплементация антикоррупционного законодательства происходит при отсутствии политической воли относительно эффективности противодействия коррупции. Об этом свидетельствует и факт сложного формирования состава созданных институтов борьбы с коррупцией, промедление с началом их практической работы и трудностями, возникающими на пути их деятельности. Как результат, ожидаемые от антикоррупционной реформы изменения по уменьшению коррупционных проявлений, утверждение стандартов добропорядочного поведения в деятельности представителей властных структур и бизнеса, минимизация в их деятельности коррупционных рисков, повышение прозрачности и подотчетности как органов власти в целом, так и отдельных должностных лиц перед обществом не находит своего реального воплощения [3].

Несмотря на множество государственных и общественных институтов, многие исследователи отмечают несовершенство антикоррупционной политики, которое заключается в бессистемности и недостаточной продуманности некоторых законодательных положений. Общий анализ системы предотвращения коррупции в России позволяет сделать вывод, что пока власти не демонстрируют решимости к построению устойчивой и эффективной системы предотвращения коррупции, потому как носители политической воли оказываются незаинтересованными и не готовы реализовывать антикоррупционные реформы на практике. Учитывая вышесказанное, мероприятия по совершенствованию государственной антикоррупционной политики в РФ следует направлять на улучшение отечественных антикоррупционных законов и институциональной системы, а также учитывать необходимость популяризации антикоррупционных практик в частном секторе.

Специальные меры по борьбе с коррупцией должны разрабатываться индивидуально для различных подразделений, сфер деятельности, которые считаются наиболее уязвимыми. То есть специальные меры должны приниматься не по отдельности, а в сочетании с общими мерами или как дополнение к ним. Таким образом, одни рекомендации пригодны для нескольких целевых отраслей, а другие (особенно специализированные) могут быть применены лишь в ограниченных областях. В России созданы достаточные законодательные предпосылки для развития эффективного государственного механизма предотвращения и противодействия коррупции, но при создании новой отечественной антикоррупционной модели следует использовать универсальный подход к сочетанию деятельности множества общественных институтов в пределах одного учреждения превентивной и регрессивной функции.

Следующее направление совершенствования государственной антикоррупционной политики — привлечение новых кадров. Отсутствие компетентных исполнителей в сфере государственного управления часто становится критической недостатком, препятствующим эффективному функционированию антикоррупционной модели. К реализации антикоррупционных мер должны привлекаться эксперты, компетентные специалисты сфер права и менеджмента, зарубежные консультанты.

Современные процессы информатизации общественных процессов и цифровизации экономики предполагает использование в системе государственной политики противодействия коррупции технологических достижений, что, во-первых, должно привести к уменьшению количества личных контактов граждан с государственными чиновниками, а во-вторых, будет способствовать повышению стандартов прозрачности и упрощению решения задач по обеспечению эффективного мониторинга качества предоставления административных услуг. Целесообразно отметить, что использование новейших технологий для целей государственной антикоррупционной политики будет способствовать повышению общей эффективности государственного управления. Кроме того, следует учитывать, что технологическое развитие также требует привлечения компетентных исполнителей.

Поскольку общество выступает основным заказчиком преодоления коррупции, его представители и активные деятели не должны оставаться за пределами модели государственной антикоррупционной политики. Для этого в рамках ее совершенствования необходимо обеспечить стратегическую коммуникацию [1]. В рамках антикоррупционной политики следует предусматривать возможность учета общественного мнения и преобладающих настроений в обществе для корректировки самой политики. Кроме того, возможности для принятия должностными лицами в одностороннем порядке решений ограничиваются в условиях прозрачности, открытости деятельности должностных лиц, существование единых, четких и понятных критериев оценки процесса принятия решений, наличия разработанных альтернативных вариантов решения, которые открыто обсуждаются и разрабатываются. Оптимальное решение должно приниматься взвешенно, экономически обоснованно, а результаты выполнения принятых решений должны быть измеряемыми с помощью соответствующих показателей. Основой государственной антикоррупционной политики должны стать показатели восприятия общественностью коррупционных проявлений и оценка их общественной опасности. Важным мероприятием по совершенствованию государственной антикоррупционной политики в рамках развития государственно-частного партнерства является разработка и внедрение типовой антикоррупционной программы юридических лиц, которая должна обязательно включать такие принципы и требования, как: системность целеполагания, абсолютная прозрачность бюджетных поступлений и расходов, избрание частного партнера на конкурентной основе, конструктивность.

Выводы . Итак, из вышеизложенного материала можно подытожить, что целями антикоррупционной политики в России должно стать снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач: предупреждение коррупционных правонарушений; создание правового механизма, препятствующего подкупу лиц, имеющих публичный статус; обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики; формирование антикоррупционного общественного сознания; содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации; создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная антикоррупционная политика, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, Россия, государственная политика, коррупция, сфера противодействия коррупции, антикоррупционное законодательство, государственная власть, государственное управление.


В Кремле состоялось первое заседание Совета по противодействию коррупции.

На заседании обсуждался пакет антикоррупционных законопроектов, которые в ближайшее время будут внесены на рассмотрение в Государственную Думу. Глава государства заявил, что первоочередные задачи в борьбе с коррупцией – укрепление государственно-правовой системы, защита права собственности, расширение свободы предпринимательства. В числе предлагаемых мер: обеспечение прозрачности и объективности при проведении конкурсов и заключении государственных контрактов, устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности.

Кардинальное снижение уровня коррупции – это стратегическая задача, которая стоит перед страной, подчеркнул Дмитрий Медведев.

Вступительное слово на заседании Совета по противодействию коррупции

У нас с вами сегодня первое заседание Совета. Мы рассмотрим основные, первоочередные задачи по реализации Национального плана противодействия коррупции. Надеюсь, что обсуждение будет откровенным и деловым.

По сути, наш Совет и создавался для того, чтобы принимать такие важные, стратегические решения в сфере борьбы с коррупцией. И здесь необходимо проявить внимание, сконцентрироваться на тех документах, которые на сегодняшний день уже подготовлены.

Ещё раз вынужден повторить простую, но от этого не менее болезненную вещь: коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. И, как вы понимаете, речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество.

В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции – это, конечно, стратегическая задача, которая стоит перед страной. Её решение напрямую связано и с защитой права собственности в стране, и с укреплением правовой системы, судебной системы, расширением свободы предпринимательства. Фактически с большинством задач, которые мы поставили перед собой.

Хотел бы также отметить, что эта работа не носит конъюнктурного характера. Начали раздаваться голоса, что после различного рода событий, например, таких как августовский конфликт на Кавказе, Россия свернёт эту работу и никакой деятельности вести не будет. Наоборот, будем этим заниматься с не меньшей энергией.

Главный ориентир для работы – это Национальный план противодействия коррупции, который утверждён мною некоторое время назад. Неделю назад состоялось заседание президиума Совета (по противодействию коррупции), который наметил программу реализации плана. Кстати, и план, и программа размещены на сайте Президента на русском и английском языках, так что они открыты для обсуждения и анализа.

Что нам нужно сделать в самое ближайшее время? Несколько вещей. Во-первых, создать прочную системную и ясную нормативно-правовую базу. Это самое первое и самое главное. Поэтому сегодня основное внимание мы с вами уделим рассмотрению пакета соответствующих законопроектов. Собственно, того пакета, которым мы и занимались последние четыре месяца.

Очевидно, что реализация всех этих ключевых задач должна быть обеспечена в правовом плане. Поэтому и в дальнейшем нам предстоит серьёзная законотворческая работа. Не менее важно добиться не только принятия соответствующего нормативного материла, но и его неукоснительного исполнения. Здесь, как вы понимаете, проблем не меньше, а даже больше.

Чтобы закон начал работать, нужно не просто его принять, обнародовать и разъяснить, но и создать условия для его реализации. А потом, впоследствии ещё и убедиться в том, что этот закон всё-таки написан правильным образом, что он адекватно регулирует те общественные отношения, на которые направлен, а не высосан из пальца и не придуман в угоду начальникам. Поэтому предстоит разработка и принятие подзаконных нормативных актов, проведение ряда организационных мероприятий.

Считаю также, что нам нужно оперативно включать изучение правовых новелл в антикоррупционных законах и в учебные программы, и просто в профессиональные программы для переподготовки кадров правоохранительных органов и других организаций.

Ещё одно обстоятельство, которое мы должны иметь в виду, – это возможное дублирование законодательства. У нас довольно часто такие случаи происходят, когда вместо эффективного исполнения уже принятых правовых норм и управленческих решений принимаются новые, может быть, более хлёстко написанные или просто более адекватные, казалось бы, на сегодняшний день, но по сути ничего не меняется. Такие документы нам, конечно, не нужны.

Представленные вам законопроекты, без преувеличения, касаются каждого гражданина и всего общества, хотя зачастую направлены на некие корпоративные меры регулирования. Поэтому к их рассмотрению в Государственной Думе следует подойти обстоятельно, предоставить возможность обсудить их как на заседании Государственной Думы и впоследствии Совета Федерации, так и первоначально в субъектах Федерации, а также в институтах гражданского общества.

В связи с этим представляется абсолютно разумным решение о создании рабочей группы для обобщения поступающих по законопроектам замечаний. Эта рабочая группа должна также в целом координировать законотворческую работу в сфере противодействия коррупции.

Ещё раз хотел бы специально заметить, что цель нашей сегодняшней встречи – окончательное одобрение, если мы об этом договоримся, пакета антикоррупционных мер. По итогам нашего заседания я внесу этот пакет в Государственную Думу.

Коррупция в России — её масштабы и как с ней борется власть

Противодействие коррупции в России, то есть противодействие незаконному использованию служебного положения или полномочий для получения каких-либо выгод, реализуется в ходе деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ выделены три составляющих противодействия коррупции: профилактика коррупции, борьба с коррупцией и деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Для противодействия коррупции в России применяется антикоррупционное законодательство, которое, помимо указанного федерального закона включает принимаемый Президентом РФ каждые два года Национальный план противодействия коррупции, ратифицированные международные договоры (Конвенция ООН против коррупции, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию), нормы о противодействии коррупции содержат ряд федеральных законов, указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.

Оценки уровня коррупции

Сегодня можно встретить разные оценки уровня коррупции в России и негативного влияния коррупции на экономическое развитие Российской Федерации. Так, согласно методике оценки уровня восприятия коррупции в государственном секторе, используемой международным антикоррупционным общественным движением Transparency International, в Индексе восприятия коррупции-2019 Россия среди 180 оцениваемых стран по итогам 2018 г. заняла 137 место, набрав 28 баллов из 100 возможных. Наибольшее количество баллов набрали Дания и Новая Зеландия (87 баллов), возглавив список стран с наименьшим уровнем коррупции, более двух третей из оцениваемых стран набрали менее 50 баллов. Примечательно, что согласно оценкам Transparency International среди исследуемых стран мира не было выявлено ни одной страны, где коррупция отсутствует, что подтверждает тезис о невозможности полностью искоренить коррупцию, но при этом можно успешно ей противодействовать.

blank

Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции. Лидеры и антилидеры рейтинга

Согласно отчетным материалам МВД России за 8 месяцев 2019 г. ущерб по оконченным делам коррупционной направленности составил 102 млрд. руб. Что касается объема бюджетных нарушений со средствами федерального бюджета за 2019 г., то по оценкам руководителя Счетной палаты РФ А. Кудрина за 2019 год было выявлено нарушений на сумму около 804 млрд. руб. (в 2017 г. – 547,2 млрд. руб., в 2018 г. – 426,1 млрд. руб.), из которых треть преступлений являются уголовными преступлениями. Оценивая масштабы коррупции в России, Алексей Кудрин отметил, что ущерб от коррупции для экономики России можно измерять триллионами рублей (объем ВВП в 2019 г. составил 109,3 трлн. руб), в том числе по уголовным преступлениям с бюджетными средствами ущерб составляет 2-3 млрд. рублей в год.

Говоря об использовании в экономике конфискованных денежных средств, полученных в результате коррупционных правонарушений, следует отметить, что с 1 января 2019 года такие доходы зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и используются для выплат пенсий и решения задач, которые стоят перед Пенсионным фондом в свете последних изменений пенсионного законодательства.

Результаты работы по борьбе с коррупцией

Оценивая эффективность работы по борьбе с коррупцией в России можно констатировать, что в последние годы российскому правительству удалось имплементировать многие передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией, среди которых ограничение стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура), повышение уровня заработной платы и вознаграждений госслужащих и работников государственного сектора (Швеция, Сингапур), выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания).

Помимо международного опыта, полезно учитывать и накопленный в советский период положительный опыт борьбы с коррупцией, показывающий, что действенное наказание за коррупцию является важным компонентом любых эффективных усилий в борьбе с ней. Можно отметить снижение коррупционной составляющей в результате ужесточения в период правления Н.С. Хрущева санкции за совершение коррупционных деяний. Согласно принятому в 1960 году Уголовному кодексу наказание за взяточничество было установлено до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, и получение взятки в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания в виде смертной казни (подобные нормы сегодня применяются в антикоррупционной работе правительства КНР, при этом смертную казнь могут отсрочить, а пожизненное заключение заменить на длительный, но ограниченный срок).

Возможно ли власти добиться успеха?

Успешность дальнейшей работы по противодействию коррупции в России видится в последовательной реализации важных принципов управления финансами государственного сектора, — принципов прозрачности и открытости, включая развитие электронного правительства (интернет-ресурсы во всем мире доказали свою эффективность в качестве инструмента сокращения коррупции), поощрение участия граждан в принятии финансовых решений на макроуровне (например, в рамках партисипаторного бюджетирования), использование цифровых технологий в сфере государственных закупок, усиление роли органов внешнего аудита и стратегического аудита (в части работы аудиторов Счетной палаты РФ это активное использование риск-ориентированного подхода при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, который позволяет выявлять наиболее рискоемкие для коррупционных проявлений сферы и выявлять проблемы, требующие оперативного решения), требование подотчетности от политических лидеров, государственных служащих и субъектов частного сектора, работающих с государственными средствами.

Вместе с тем представляется, что главный инструмент минимизации коррупции заключается в воспитании культуры честности, этичного поведения и нетерпимости к коррупции в обществе, разработке сдерживающих социальных механизмов к использованию коррумпированных методов ведения бизнеса в государственном и частном секторах экономики. Согласно постулатам поведенческой экономики, люди редко выступают в качестве рациональных оптимизаторов затрат и выгод, их решения и мотивы подвержены широкому разнообразию предубеждений и влияний. Любое коррупционное поведение и действие имеет соответствующие социальные стимулы как минимум двух людей. Поняв и изменив эти стимулы, мы сможем разработать и применять эффективные методы противодействия коррупционному поведению.

Читайте также: