Какие особенности строения нервной системы обеспечили более разнообразное поведение птиц

Обновлено: 28.06.2024

Подробный решебник (ГДЗ) по Биологии за 8 (восьмой) класс - готовый ответ § - § 42. Нервная система, органы чувств и поведение птиц. Размножение и развитие птиц. Авторы учебника: Камлюк, Шалапенок. Издательство: Народная асвета 2010.

1. Какие органы чувств играют первостепенную роль в жизни птиц? С чем это связано?

Важнейшими органами чувств у птиц, позволяющими им ориентироваться в среде обитания, являются зрение и слух. Острое зрение, быстрая наводка на резкость изображения предмета, способность глаза к восприятию цветов и их оттенков делают зрительную ориентацию важнейшей в жизни птиц.

Птицы обладают также острым слухом, с помощью которого они улавливают разнообразные звуковые сигналы, издаваемые особями своего вида, а также другими животными. Это дает им возможность соответствующим образом реагировать'на звук, не видя самого источника звука.

2. Докажите, что для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с пресмыкающимися.

В головном мозге птиц наиболее развитыми отделами являются передний мозг и мозжечок. Большие полушария переднего мозга по массе соответствуют всем остальным отделам головного мозга, а у некоторых птиц даже превосходят их (у хищных птиц вдвое, у попугаев — втрое). Высокоразвитый передний мозг служит основой сложного поведения птиц, в том числе и социального. Они легко приобретают условные рефлексы, некоторые из них способны к обучению (попугаи, вороны, галки). Однако основным регулятором поведения остаются безусловные рефлексы. При этом птицы демонстрируют наиболее сложную инстинктивную деятельность среди всех позвоночных животных. Эта деятельность проявляется в сложном половом поведении птиц, строительстве гнезд, насиживании яиц, заботе о птенцах, миграции к местам размножения и кормления. К таким сложным формам поведения пресмыкающиеся не способны.

3. Какие оболочки имеет яйцо птицы? Каковы их функции?

Яйцо птицы представляет собой оплодотворенную яйцеклетку с запасом питательных веществ и воды, защищенную от высыхания и механических повреждений на суше. В отложенном оплодотворенном яйце зародыш представлен зародышевым диском, расположенным на поверхности желтка. Заключенный в оболочке желток подвешен на слизистых канатиках в центре белка. Яйцо имеет три внешние оболочки: две пергаментные — подскорлупо-вые и скорлуповую. На тупом конце яйца находится воздушная камера с запасом воздуха для развивающегося зародыша. В скор-луповой оболочке есть поры, через которые происходит газообмен между зародышем и воздушной средой.

4. Какие типы развития птенцов выделяют у птиц?

Птицы, у которых птенцы вылупляются из яиц покрытыми пухом, с открытыми глазами, способными самостоятельно передвигаться и следовать за взрослыми птицами, называются выводковыми. Роль родителей сводится к защите выводка, обогреве птенцов и помощи в поисках пищи.

Птицы другой группы, у которых птенцы выходят из яйца беспомощными, слепыми, голыми или слабо опушенными, нуждающимися в обогреве, защите и длительном вскармливании, называются птенцовыми или гнездовыми.

5. Весной лес наполнен пением птиц, а летом пения не слышно. Почему?

Весной у большинства птиц начинается брачный период, сопровождающийся привлечением особей противоположного пола, строительством гнезд, защитой кормовой территории. Это выражается в пении птиц или других формах звуковой сигнализации между ними, драках между самцами, турнирных боях. В летний период в лесу не слышно пения, так как птицы заняты выкармливанием птенцов, добычей для них корма, обучением молодняка.

6. Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно. Подумайте, почему так происходит.

Большинство птиц начинает интенсивное насиживание после откладки всех яиц в гнездо. Поэтому вылупление птенцов проходит почти одновременно.

7. Очень многие организации просят учёных изучить особенности пения птиц. Кто является заказчиком и для чего это им необходимо?

Голосом птицы могут передавать друг другу разнообразную информацию: призыв, грозящую опасность, наличие корма и т. п. Можно использовать запись голоса птиц, передающих опасность, или голоса хищных птиц для отпугивания птиц с аэродромов, из фруктовых садов со зрелыми плодами, с посевов ценных сельскохозяйственных культур.

1. Развитие коры головного мозга и значительное, по сравнению с рептилиями, увеличение больших полушарий.
2. Развитие мозжечка обусловило хорошую координацию в пространстве.

Ответьте самостоятельно

2. Чем объясняется тот факт, что у птиц не встречаются виды с недоразвитыми глазами?


3.У большинства птиц обоняние развито слабо, а вот у грифов и киви хорошо. С чем это связано?

4. Почему полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности считается ароморфозами?(С1)

1. Полное разделение кругов кровообращения позволило разделить кровь на венозную и артериальную. Это привело к повышению интенсивности обмена веществ и теплокровности.
2. Возникновение теплокровности обеспечило приспособленность животных к самым разнообразным климатическим условиям среды, позволило занять разные среды обитания.

Ответьте самостоятельно

5. Каковы преимущества четырехкамерного сердца перед трехкамерным?


6. Каковы преимущества теплокровности перед холоднокровностью

Теплокровные животные имеют постоянную устойчивую температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды. У холоднокровных животныхтемпература тела изменяется в зависимости от температуры окружающей среды.

Теплокровными животными являются млекопитающие и птицы. Все остальные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, рыбы) и все беспозвоночные являются холоднокровными.

У холоднокровных животных медленные протекают процессы обмена веществ - в 20-30 раз медленнее, чем у теплокровных! Поэтому температура их тела выше температуры окружающей среды максимум на 1-2 градуса. Холоднокровные животные деятельны только в теплое время года. Когда температура снижается, то у холоднокровных животных снижается скорость движения (вы, наверно, замечали, "сонных" мух, пчел или бабочек осенью?) На зиму они впадают в состояние анабиоза, то есть в спячку.

Теплокровность считается более выгодным свойством организма с точки зрения эволюции, так как позволяет существовать в самых различных климатических условиях и сохранять активность и в холодное, и в жаркое время года. Обеспечивается теплокровность механизмами терморегуляции. Есть три основных пути терморегуляции:

12. Какие особенности строения нервной системы обеспечили более разнообразное поведение птиц по сравнению с рептилиями?(С3)

1. Развитие коры головного мозга и значительное, по сравнению с рептилиями, увеличение больших полушарий.
2. Развитие мозжечка обусловило хорошую координацию в пространстве.

Ответьте самостоятельно

13. Чем объясняется тот факт, что у птиц не встречаются виды с недоразвитыми глазами?


14.У большинства птиц обоняние развито слабо, а вот у грифов и киви хорошо. С чем это связано?

15. Почему полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности считается ароморфозами?(С3)

1. Полное разделение кругов кровообращения позволило разделить кровь на венозную и артериальную. Это привело к повышению интенсивности обмена веществ и теплокровности.
2. Возникновение теплокровности обеспечило приспособленность животных к самым разнообразным климатическим условиям среды, позволило занять разные среды обитания.

Ответьте самостоятельно

16. Каковы преимущества четырехкамерного сердца перед трехкамерным?

1.В трехкамерном сердце артериальная и венозная кровь смешиваются в желудочке, ко всем клеткам тела притекает смешанная кровь, бедная кислородом, интенсивность обмена веществ низкая, животные холоднокровные.

2.В четырехкамерном сердце венозная и артериальная кровь не смешиваются и к органам притекает артериальная кровь богатая кислородом, поэтому обмен веществ протекает интенсивнее и животные – теплокровные, температура тела не зависит от температуры окружающей среды.

• Каковы преимущества теплокровности перед холоднокровностью?

17.Каковы особенности птиц, которые позволили им занять территории, недоступные для пресмыкающихся?

1.Четырехкамерное сердце, кровь не смешивается, ко всем органам поступает кровь, насыщенная кислородом

2. Животные теплокровные: температура тела постоянная не зависит от температуры окружающей среды

18. Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?

1.В четырехкамерном сердце венозная и артериальная кровь не смешиваются и к органам притекает артериальная кровь богатая кислородом, поэтому обмен веществ протекает интенсивнее и животные – теплокровные, температура тела не зависит от температуры окружающей среды

2. Возникновение теплокровности обеспечило приспособленность животных к самым разнообразным климатическим условиям среды, позволило занять разные среды обитаниянедоступные для других животных

19. Какова роль птиц в биоценозе леса?

1. регулируют численность растений (распространяют плоды и семена)

2.регулируют численность насекомых, мелких грызунов

3. служат пищей для хищников

4. вносят в почву органику и неорганику в виде экскрементов

20.Орнитоллоги обратили внимание на то, что, как правило, в разных гнездах разных птиц яйца тупым концом обращены к наружной стенке гнезда или вверх. Объясните это явление?(С1)

1.на тупом конце яйца находится воздушная камера;

2.такое положение яйца способствует лучшему газообмену с внешней средой, что необходимо для дыхания зародыша

21.Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания?

1.особенности строения, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья;

2.особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4--х камерное сердце,. особое строение органов дыхания (легкие и воздушные мешки ), потребление большого количества пищи и др.;

3.развитие центральной нервной системы( передний мозг, мозжечок), сложное поведение, (перелеты, забота о потомстве) и др.).

22.Какие приспособления развиты во внешнем строении у водоплавающих птиц, кормящихся на мелководье? ( 4 примера)

1.на ногах плавательные перепонки, увеличивающие плавательную поверхность и ускоряющие передвижение в воде

2.тело имеет форму плоскодонной лодки, короткие ноги смещены к задней части туловища

3.широкий клюв с поперечными роговыми пластинками. образующий цедильный аппарат

4.сильно развитый пух и подкожный слой жира защищают тело от переохлаждения

5.копчиковая железа выделяет жироподобное вещество для смазки перьев, защита от намокания и переохлаждения


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

С1.Почему необходимо очищать сточные воды перед попаданием их в водоемы?

  1. Из-за попадания в водоем солей (особенно фосфатов и нитратов) или избытка органических веществ в водоемах начинается бурное размножение одноклеточных водорослей
  2. Это приводит к изменению светового режима водоема. Растениям не хватает света, они начинают умирать и гнить на дне
  3. В результате этого уменьшается количество кислорода, растворенного в воде, что, в свою очередь, приводит к гибели животных. Водоем постепенно загнивает, превращается в дурно пахнущую лужу
  4. Многие организмы, особенно одноклеточные водоросли и простейшие, погибают из-за отравления сточными водами
  5. С гибелью простейших пропадает корм для других животных
  6. Снижается разнообразие организмов
  7. Нарушаются пищевые цепи в водоеме
  8. Для предотвращения этих последствий следует очищать сточные воды до их попадания в водоем

С2.Приведите примеры использования в технике знаний о строении животных

  1. Знание о строении и работе крыла птицы помогло созданию летательных аппаратов
  2. Знание о строении костей помогло созданию прочных инженерных конструкций (Эйфелева башня)
  3. Знания о строении и свойствах морских животных (дельфинов) позволило усовершенствовать ходовые качества кораблей и подводных лодок
  4. Знания о строении биологических объектов применяются в строительстве и архитектуре (дома-крылья, дома-соты)

С3. Можно ли провести четкую грань между царством Животные и остальными царствами организмов?

  1. Сходные механизмы обмена веществ
  2. Состоят из клеток близких по химическому составу и строению
  3. Обладают универсальным генетическим кодом

С4.На какие группы по способам питания делятся простейшие животные?

  1. Есть 3 способа питания – автотрофный (вольвокс)
  2. Гетеротрофный (сапрофаги, паразиты, хищники)
  3. Миксотрофный (эвглена зеленая)

С5.Каким образом простейшие воспринимают раздражение, поступающие из внешней среды?

  1. Простейшие, обладая раздражимостью, реагируют на свет, температуру, химический состав среды, механические воздействия
  2. Раздражители воздействуют на мембранные рецепторы, светочувствительные элементы

С6.Какие простейшие рефлексы могут быть у кишечнополостных животных?

  1. Защитный
  2. Охотничий, или пищедобывающий

С7.На чем основано разделение на классы плоских червей и членистоногих животных?

  1. Плоских червей разделили, основываясь на различиях в образе жизни (свободном и паразитическом), а так же связанных с ними особенностях строения
  2. Членистоногих разделили, основываясь на различиях в среде обитания, образе жизни, способах развития и количествах конечностей

С8.Чем опасны для человека бычий цепень и свиной солитер?

  1. Эти черви выделяют в кишечник человека токсины и вызывают тошноту, рвоту, понос
  2. Токсины поступают в кровь и изменяют ее состав
  3. Токсины угнетают нервную систему
  4. Питание паразитов происходит за счет организма человека

С9.Чем отличается газообмен насекомых от газообмена кольчатых червей или моллюсков?

  1. У насекомых кислород поступает по трахеям непосредственно к клеткам тела
  2. У кольчатых червей и моллюсков кислород поступает сначала в кровь, а затем в клетки тела

С10.В чем заключаются различия между жизненным циклом медоносной пчелы и кузнечика?

  1. Кузнечик относится к насекомым, жизненный цикл которого происходит с неполным превращением, т.е. без стадии куколки
  2. Медоносная пчела развивается с полным превращением, проходя стадию куколки

С11.Какие функции могут выполнять нити, выпускаемые разными животными?

  1. Паутина пауков – ловчая сеть, средство передвижения, сигнальная нить, строительный материал
  2. Шелковая нить тутового шелкопряда – кокон, в котором развивается куколка
  3. Некоторые клещи и скорпионы тоже плетут паутину, которую используют для ловли добычи

С12.Почему появление хорды и позвоночника у животных считается ароморфозом?

  1. Хорда (позвоночник) – это основа внутреннего скелета животных
  2. Возникновение внутреннего скелета позволило создать новый тип опоры тела и новый способ прикрепления мышц
  3. Появление внутреннего скелета обеспечило хордовым увеличение размеров тела, высокую дифференциацию его отделов и, прежде всего, опорно-двигательной системы
  4. В результате указанных изменений хордовые оказались на значительно более высоком уровне организации, чем беспозвоночные животные. Поэтому их появление можно считать результатом ароморфоза

С13.Сравните кровеносную систему рыб и земноводных. Какие выводы можно сделать на основе этого сравнения?

  1. У рыб двухкамерное сердце и 1 круг кровообращения
  2. У земноводных трехкамерное сердце и 2 круга кровообращения
  3. В сердце земноводных частично смешанная кровь, а в сердце рыб венозная кровь
  4. Второй (легочный) круг кровообращения вместе с развитием легких обеспечил земноводным возможность жизни на суше

С14.Какие эволюционные изменения в системе дыхания пресмыкающихся позволили им стать первыми настоящими наземными позвоночными животными?

  1. Формирование ячеистых легких с большой рабочей поверхностью
  2. Образование диафрагмы, разделяющей грудную и брюшную полости

С15.Докажите, что органы кровообращения пресмыкающихся соответствуют условиям их наземного существования

  1. Сердце разделено частичной перегородкой, что способствует большему разделению крови
  2. От левой части желудочка артериальная кровь идет к мозгу, и он лучше снабжается кислородом
  3. Хорошее снабжение мозга кислородом необходимо для повышения скорости реакций, что очень существенно для жизни на суше

С16.Какие особенности строения нервной системы обеспечили более разнообразное поведение птиц по сравнению с рептилиями?

  1. Развитие коры головного мозга и значительное, по сравнению с рептилиями, увеличение больших полушарий
  2. Развитие мозжечка обусловило хорошую координацию в пространстве

С17.Почему полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности считается ароморфозами?

  1. Полное разделение кругов кровообращения позволило разделить кровь на венозную и артериальную. Это привело к интенсивности обмена веществ и теплокровности
  2. Возникновение теплокровности обеспечило приспособленность животных к самым разнообразным климатическим условиям среды, позволило занять разные среды обитания

С18.Какие прогрессивные черты по сравнению с птицами появились у млекопитающих?

  1. У млекопитающих сформировалась кора головного мозга из тел нейронов – серого вещества мозга
  2. Млекопитающие – живородящие животные, вскармливающие своих детенышей грудным молоком
  3. У млекопитающих появился кожный волосяной покров с его производными

С19.Докажите, что утконос и ехидна по уровню организации ниже, чем настоящие звери.

  1. Утконос – яйцекладущее млекопитающее животное, у которого терморегуляционные функции развиты хуже, чем у настоящих зверей. Есть роговой клюв и клоака
  2. Ехидна – яйцекладущее сумчатое животное, у которого терморегуляционные функции развиты хуже, чем у настоящих зверей. Есть роговой клюв и клоака
  3. Нервная система более примитивна, чем у настоящих зверей

С20.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

  1. В богатых перегноем почвах живет один из представителей класса кольчатых червей – дождевой червь
  2. Он относится к типу Малощетинковые черви
  3. Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой
  4. Кровеносная система у дождевых червей незамкнутая
  5. Роль сердец выполняют кольцевые кровеносные сосуды
  6. Газообмен происходит в подкожных капиллярах
  7. Дождевые черви гермафродиты

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4. В предложении 1: Кольчатые черви – это тип животных

В предложении 2: Малощетинковые черви – класс животных. В предложении 4: кровеносная система у кольчатых червей замкнутая

С21.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

  1. У двустворчатых моллюсков тело заключено в раковину, образованную двумя створками
  2. При раскрытии раковины можно увидеть голову и ногу
  3. Представителями двустворчатых моллюсков являются беззубки, мидии, прудовики
  4. Тип питания двустворчатых – фильтрация
  5. Вода проходит через сифоны – вводной и выводной
  6. Дышит двустворчатый моллюск всем телом, поглощая растворенный в воде кислород

Ошибки допущены в предложениях 2,3,6

С22. На рисунке показан круглый червь – ришта и его промежуточный хозяин – рачок циклоп. Червь ришта был распространен в арыках Средней Азии. Самка ришты паразитирует в соединительной ткани человека, образуя подкожные нарывы. После вскрытия нарыва из него выходит множество личинок. Каким образом человек может заразиться риштой? Предложите меры борьбы с риштой.

  1. Личинки попадают в воду, где их проглатывают циклопы
  2. Человек может заразиться, если выпьет сырой воды, содержащей зараженных циклопов
  3. Меры борьбы – очистка водоема, фильтрация и кипячение воды, прокладка водопроводов

С23.Назовите рыбу, изображенную на рисунке. Чем она интересна?

латимерия рыба кистеперая.jpg

  1. Это кистеперая рыба латимерия, или целакант
  2. Ученые предполагают, что от древних кистеперых рыб произошли земноводные
  3. На происхождение земноводных от кистеперых рыб указывают такие признаки, как сходство в строении плавников латимерии с пятипалой конечностью земноводных, зачатки легких

С24.В чем заключается сходство и различие яйцеклеток и сперматозоидов у животных?

  1. Ответяйцеклетки и сперматозоиды – это половые клетки животных, или женские и мужские гаметы
  2. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом и несут наследственную информацию, полученную от одного из родителей
  3. Сперматозоид – подвижная мужская гамета, имеющая голову и хвостик
  4. Яйцеклетка – неподвижная женская гамета, содержащая запас питательных веществ для развития зародыша

С25.Чем объясняется периодичность приступов малярии?

  1. Малярийные паразиты выходят в кровяное русло человека через определенные промежутки времени
  2. Выход паразитов в кровь сопровождается разрушением эритроцитов
  3. Продукты жизнедеятельности паразита попадают в кровь человека, что вызывает лихорадку, подъем температуры, т.е. приступ малярии

С26.Какие доказательства можно привести в пользу происхождения кишечнополостных животных от простейших?

  1. У кишечнополостных животных существует специализация клеток, но нет систем органов, кроме нервной
  2. Специализированные клетки по форме напоминают разных простейших – жгутиковых, амеб …
  3. Развиваются из одной клетки бесполым или половым способом

С27.Какими ароморфозами сопровождалось появление кишечнополостных животных?

  1. Возникновение многоклеточности
  2. Возникновение 2 зародышевых листков
  3. Дифференциация клеток
  4. Возникновение кишечной полости
  5. Появление диффузной нервной системы

С28.Дайте характеристику типу кишечнополостные

  1. Кишечнополостные – водные двуслойные животные с радиальной симметрией тела
  2. Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки
  3. В типе насчитывается 3 класса: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы
  4. Все хищники. Переваривание пищи происходит как в кишечной полости, так и внутри пищеварительно-мускульных клеток
  5. Размножение происходит как бесполым, так и половым путем

С29. Кто лишний на этом рисунке – муравей, кузнечик, майский жук, бабочка перламутровка. Ответ обоснуйте.

  1. Лишний – кузнечик
  2. Кузнечик относится к насекомым, развивающимся с неполным превращением
  3. Остальные насекомые на рисунке показанные, развиваются с полным превращением

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского.


Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени.

Выступление на ГМО учителей английского языка на тему "Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Подготовка к устной части экзамена" 16.02.19

Данный материал содержит практические советы для учителей английского языка, готовящих обучающихся к сдаче ОГЭ или ЕГЭ.


Методическое пособие. Силовая подготовка боксеров как часть физической подготовки.

Хорошо подготовленный боксер должен обладать высокоразвитой быстротой и силой, которые проявляются в тесной связи друг с другом. Если качество быстроты в успехе боксера признано всеми, то качество сил.


Методическое пособие "Силовая подготовка борцов как часть физической подготовки"

В процессе подготовки юных борцов чрезвычайно важное значение придается разносторонней физической подготовленности, гармоническому развитию основных двигательных качеств. Чем выше уровень развития дви.

Подробный решебник (ГДЗ) по Биологии за 8 (восьмой) класс - готовый ответ § - § 42. Нервная система, органы чувств и поведение птиц. Размножение и развитие птиц. Авторы учебника: Камлюк, Шалапенок. Издательство: Народная асвета 2010.

1. Какие органы чувств играют первостепенную роль в жизни птиц? С чем это связано?

Важнейшими органами чувств у птиц, позволяющими им ориентироваться в среде обитания, являются зрение и слух. Острое зрение, быстрая наводка на резкость изображения предмета, способность глаза к восприятию цветов и их оттенков делают зрительную ориентацию важнейшей в жизни птиц.

Птицы обладают также острым слухом, с помощью которого они улавливают разнообразные звуковые сигналы, издаваемые особями своего вида, а также другими животными. Это дает им возможность соответствующим образом реагировать'на звук, не видя самого источника звука.

2. Докажите, что для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с пресмыкающимися.

В головном мозге птиц наиболее развитыми отделами являются передний мозг и мозжечок. Большие полушария переднего мозга по массе соответствуют всем остальным отделам головного мозга, а у некоторых птиц даже превосходят их (у хищных птиц вдвое, у попугаев — втрое). Высокоразвитый передний мозг служит основой сложного поведения птиц, в том числе и социального. Они легко приобретают условные рефлексы, некоторые из них способны к обучению (попугаи, вороны, галки). Однако основным регулятором поведения остаются безусловные рефлексы. При этом птицы демонстрируют наиболее сложную инстинктивную деятельность среди всех позвоночных животных. Эта деятельность проявляется в сложном половом поведении птиц, строительстве гнезд, насиживании яиц, заботе о птенцах, миграции к местам размножения и кормления. К таким сложным формам поведения пресмыкающиеся не способны.

3. Какие оболочки имеет яйцо птицы? Каковы их функции?

Яйцо птицы представляет собой оплодотворенную яйцеклетку с запасом питательных веществ и воды, защищенную от высыхания и механических повреждений на суше. В отложенном оплодотворенном яйце зародыш представлен зародышевым диском, расположенным на поверхности желтка. Заключенный в оболочке желток подвешен на слизистых канатиках в центре белка. Яйцо имеет три внешние оболочки: две пергаментные — подскорлупо-вые и скорлуповую. На тупом конце яйца находится воздушная камера с запасом воздуха для развивающегося зародыша. В скор-луповой оболочке есть поры, через которые происходит газообмен между зародышем и воздушной средой.

4. Какие типы развития птенцов выделяют у птиц?

Птицы, у которых птенцы вылупляются из яиц покрытыми пухом, с открытыми глазами, способными самостоятельно передвигаться и следовать за взрослыми птицами, называются выводковыми. Роль родителей сводится к защите выводка, обогреве птенцов и помощи в поисках пищи.

Птицы другой группы, у которых птенцы выходят из яйца беспомощными, слепыми, голыми или слабо опушенными, нуждающимися в обогреве, защите и длительном вскармливании, называются птенцовыми или гнездовыми.

5. Весной лес наполнен пением птиц, а летом пения не слышно. Почему?

Весной у большинства птиц начинается брачный период, сопровождающийся привлечением особей противоположного пола, строительством гнезд, защитой кормовой территории. Это выражается в пении птиц или других формах звуковой сигнализации между ними, драках между самцами, турнирных боях. В летний период в лесу не слышно пения, так как птицы заняты выкармливанием птенцов, добычей для них корма, обучением молодняка.

6. Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно. Подумайте, почему так происходит.

Большинство птиц начинает интенсивное насиживание после откладки всех яиц в гнездо. Поэтому вылупление птенцов проходит почти одновременно.

7. Очень многие организации просят учёных изучить особенности пения птиц. Кто является заказчиком и для чего это им необходимо?

Голосом птицы могут передавать друг другу разнообразную информацию: призыв, грозящую опасность, наличие корма и т. п. Можно использовать запись голоса птиц, передающих опасность, или голоса хищных птиц для отпугивания птиц с аэродромов, из фруктовых садов со зрелыми плодами, с посевов ценных сельскохозяйственных культур.

Читайте также: