Какие органы обеспечивают защиту прав и законных интересов детей в рб

Обновлено: 04.07.2024

1 июня во всем мире отмечается Международный день защиты детей, праздник – напоминающий обществу о необходимости защищать каждого ребенка, чтобы дети всего мира росли здоровыми и счастливыми.

В соответствии с ч. 1 ст. 66 Кодекса о браке и семье (далее — КоБС) семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством. На семью возлагается ответственность не только за воспитание и содержание несовершеннолетних членов семьи, но и за защиту их интересов.

На семье лежит обязанность содействовать реализации прав и законных интересов всех ее членов, определяя формы, средства и методы воспитания детей (ч. 2 ст. 65 КоБС).

Дети в силу возраста и отсутствия полной дееспособности не способны сами в полной мере защищать свои права и законные интересы. Поэтому их права и законные интересы обязаны защищать их родители. В отсутствие или в силу недостаточности родительского попечения защита их прав и законных интересов возлагается на опекунов, попечителей или организации, которые в соответствии с законодательством являются их опекунами, и под надзором которых находятся несовершеннолетние. Защита прав и законных интересов детей обеспечивается также комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом. Координирующим органом является Министерство образования.

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями или одним из них, а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании и содержании детей, своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, отрицательном влиянии на поведение детей, жестком обращении с ними, дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд. Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Частью 3 ст. 59 Гражданского процессуального Кодекса Республики Беларусь предусмотрено право лиц, достигших 14 лет, самостоятельно обращаться в суд.

Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние.

Уголовным Кодексом Республики Беларусь предусмотрена ответственность родителей, педагогических работников или иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, за вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией (ч. 3 ст. 171-1 УК Республики Беларусь), за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 2 ст. 172 УК Республики Беларусь), за вовлечение несовершеннолетнего родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которые возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, в систематическое употребление спиртных напитков, либо систематическое немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в бродяжничество или попрошайничество ( ч. 2 ст. 173 УК Республики Беларусь), за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении (ст. 174 УК Республики Беларусь), за злоупотребление правами опекуна или попечителя (ст. 176 УК Республики Беларусь).

Трудовым Кодексом урегулирован труд работников в возрасте до 18 лет.

Уголовно-процессуальный Кодекс содержит нормы, посвященные особенностям допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе производства по уголовному делу.

Гражданский Кодекс устанавливает дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Это далеко не полный перечень правовых актов, обеспечивающих соблюдение гарантий и прав ребенка в Республике Беларусь.

Приоритет детей в нашей стране является общепризнанным принципом регулирования общественных отношений. Защита детей – это сегодняшнее благополучие и завтрашнее будущее нашей страны.

Н.А. Рыжко, заведующий юридической
консультацией Ивацевичского района


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
      • Защита нематериальных благ
      • Защита имущественных прав
      • Брачно-семейное право
      • Трудовые и связанные с ними отношения
      • Жилищное право
      • Земельное право
      • Право страхования

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      30 сентября 2004 г. № 11

      О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей

      Изменения и дополнения:

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 28, 6/851) ;

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 27 сентября 2012 г. № 8 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.10.2012, 6/1226) ;

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2017 г. № 11 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.10.2017, 6/1616)

      Обсудив практику рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей, в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Обратить внимание судов, что дети имеют право на особую, преимущественную и первоочередную заботу как со стороны родителей, так и со стороны государства, которая необходима для их благополучия и гармоничного развития. Поэтому при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, судам следует выносить решения в целях максимальной защиты прав и интересов детей, создания им наилучших условий для содержания и воспитания.

      3. Судам необходимо иметь в виду, что к спорам, связанным с воспитанием детей, относятся, в частности, споры: о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (ч. 3 ст. 74 КоБС); об устранении разногласий в вопросах воспитания детей между родителями (ч. 2 ст. 75 КоБС); об осуществлении попечения над ребенком одним родителем и ограничении прав и обязанностей другого родителя в отношении этого ребенка (ч. 4 ст. 76 КоБС); об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей (ст. 77 КоБС); об устранении препятствий к общению с внуками деда и бабки (ст. 78 КоБС); о возврате родителям детей от лиц, удерживающих их у себя без законных оснований (ст. 79 КоБС); о возврате опекунам (попечителям) подопечных, а также приемным родителям детей от лиц, удерживающих их у себя без законных оснований (ст. 159, ч. 3 ст. 173 КоБС).

      4. Разъяснить судам, что заявление о возбуждении дела по спору, связанному с воспитанием детей, принимается к производству суда с соблюдением правил подсудности, установленных ст.ст. 46, 47 ГПК. Если требования заявлены вместе с иском о расторжении брака, то применяются правила подсудности, установленные для иска о расторжении брака.

      Подсудность дел, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, а также дел, по которым хотя бы одна из сторон проживает за пределами Республики Беларусь, определяется в соответствии со ст. 544 ГПК.

      Для граждан государств – участников Конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам суды Республики Беларусь компетентны рассматривать споры, связанные с воспитанием детей, если родители и дети имеют постоянное совместное место жительства в Республике Беларусь, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей – если ребенок является гражданином Республики Беларусь.

      5. Судам надо учитывать, что правоотношения между родителями по вопросам, связанным с воспитанием детей, являются длящимися, поэтому наличие решения суда не является препятствием для возбуждения нового дела между теми же сторонами и о том же предмете, если изменились обстоятельства, на которых основано решение.

      6. В целях обеспечения своевременного и правильного разрешения споров, связанных с воспитанием детей, суды обязаны проводить надлежащую подготовку дел к судебному разбирательству, обращая при этом особое внимание на качество представляемых суду органом опеки и попечительства документов, и при наличии недостатков в их составлении принимать меры к устранению этих недостатков до назначения дела к судебному разбирательству.

      В порядке ст. 262 ГПК судья вызывает стороны для опроса и уточнения их позиции по возникшему спору, а также определяет круг доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств дела, совершает иные необходимые действия в целях обеспечения прав и интересов детей, в частности, разрешает вопросы о вызове в судебное заседание психолога, о назначении по делу судебно-психологической экспертизы и др.

      7. Обратить внимание судов, что по спорам, связанным с воспитанием детей, участие в деле органа опеки и попечительства является обязательным (ст. 86 КоБС).

      В соответствии с Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц возложено на управления (отделы) образования районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах. В деле по спору, связанному с воспитанием детей, орган опеки и попечительства может выступать как государственный орган, уполномоченный дать заключение по делу.

      Во всех случаях суд не вправе назначить судебное разбирательство до получения от органа опеки и попечительства заключения по делу. Поэтому если при подаче искового заявления о возбуждении дела к нему не было приложено заключение органа опеки и попечительства по существу спора, то при подготовке дела к судебному разбирательству суд обязан поручить органу опеки и попечительства провести обследование условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и дать заключение по существу спора.

      8. Судам нужно обращать особое внимание на качество обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, что оформляется соответствующими актами, в которых отражаются материально-бытовые условия, санитарное состояние жилых помещений, характер взаимоотношений в семье, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного вывода по существу спора. К актам могут быть приложены документы, относящиеся к исследуемому вопросу. Акты с приложенными документами в обязательном порядке приобщаются к заключению и вместе с ним направляются в суд.

      Заключение органа опеки и попечительства составляется в виде отдельного документа на основании актов обследования и должно представлять собой подробный анализ всех обстоятельств, касающихся условий жизни ребенка и его взаимоотношений с лицами, претендующими на его воспитание, и содержать вывод по существу спора. Заключение подписывается уполномоченным должностным лицом управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета и местной администрации района в городе.

      При недостаточно компетентном и квалифицированном обследовании и выводах, противоречащих обстоятельствам дела, а также при необходимости проверить объективность позиции лица, производящего обследование, суд вправе вынести определение о повторном обследовании. Несогласие с заключением органа опеки и попечительства должно быть изложено в мотивировочной части решения в случае ее составления.

      10. Разрешая спор о месте жительства ребенка при раздельном (по разным адресам) проживании родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам, другим членам семьи, нравственные и иные качества родителей, отношения, сложившиеся между каждым из родителей и ребенком, степень заботы и внимания, проявляемых к ребенку со стороны родителей с учетом их рода деятельности, режима работы, иных условий жизни, возможность обеспечения каждым из них надлежащих материально-бытовых условий для воспитания и развития ребенка, а также другие обстоятельства, сложившиеся в месте проживания каждого из родителей.

      Преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей само по себе не является безусловным основанием для передачи ему ребенка на воспитание.

      Если родители проживают хотя и обособленно, но по одному адресу, то спор о месте жительства ребенка не возникает. В таких случаях возможны споры о порядке участия родителей в воспитании ребенка.

      11. Судам надлежит иметь в виду, что ребенок, достигший десяти лет, вправе сам выбрать, с кем из родителей он будет проживать (ст. 185 КоБС). Желание ребенка о том, с кем из родителей он будет проживать, выясняется органами опеки и попечительства. При необходимости оно может быть также выяснено и судом как в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, так и в ходе судебного заседания путем личной беседы в присутствии педагога. При этом определяется, является ли желание ребенка искренним, к кому из родителей он больше привязан, не оказывалось ли на него воздействие со стороны одного из родителей или других лиц (деда, бабки, старших братьев и сестер, других родственников и заинтересованных лиц) и т.п. Справка о результатах беседы составляется судьей и приобщается к материалам дела.

      Суд принимает решение с учетом желания ребенка, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

      12. Разъяснить судам, что право на общение с детьми является неотъемлемым от права на участие в воспитании. Поэтому при разрешении споров о порядке общения отдельно проживающего родителя с детьми (ч. 1 ст. 77 КоБС), а также об ограничении общения суду следует руководствоваться положениями ст. 75 КоБС.

      По таким искам суду, учитывая конкретные обстоятельства, необходимо определить, как часто будет происходить общение родителя с детьми (количество встреч в месяц, в неделю, по выходным), в каком месте (в доме матери, отца, в школе, в детском саду и т.д.) и в течение какого времени (день, сутки, несколько часов, на период отпуска родителя и т.п.). При этом принимается во внимание возраст детей, состояние здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье детей, их нравственное развитие. В резолютивной части решения по таким делам должно содержаться и указание о возложении обязанности на другого родителя не чинить препятствий для установленного судом порядка общения с ребенком.

      В случаях когда общение детей с отдельно проживающим родителем может нанести вред детям, суд вправе ограничить этого родителя в общении с детьми, изложив мотивы принятого решения.

      Аналогично судом разрешается вопрос об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся на основании закона или решения суда у других лиц.

      13. Иски об ограничении права общения с ребенком одного или обоих родителей в случаях нарушения ими Соглашения о детях или решения суда либо когда общение с родителем не отвечает интересам ребенка (ч. 2 ст. 77 КоБС) могут быть заявлены как родителем, при котором проживают дети, так и другими лицами, у которых находятся дети на законных основаниях (опекуны, попечители, приемные родители, детские интернатные учреждения). Срок ограничения общения с детьми устанавливается судом в зависимости от характера допускаемых родителем нарушений.

      При ограничении общения с детьми на неопределенный срок отмена ограничения производится судом по заявлению родителей, если отпали причины, послужившие основанием к ограничению.

      14. Судам необходимо иметь в виду, что родители имеют преимущественное право перед другими лицами на воспитание своих детей, поэтому они вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего их у себя не на основании закона или решения суда (ст. 79 КоБС).

      При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителей (родителя) обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителей (родителя) с ребенком, продолжительность пребывания ребенка в семье лиц, которые фактически его воспитывали, привязанность ребенка к этим лицам, желание ребенка, достигшего десяти лет, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка как родителями (родителем), так и лицами, у которых ребенок проживает.

      Суд вправе отказать в удовлетворении иска, придя к выводу, что передача ребенка родителям (родителю) противоречит его интересам. При этом если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родитель, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, обязан решить вопрос о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства с тем, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и была выбрана наиболее приемлемая форма его устройства.

      Аналогичным образом судом разрешаются иски опекунов, попечителей и приемных родителей к лицам, удерживающим детей у себя без законных оснований (ст. 159, ч. 3 ст. 173 КоБС).

      15. Рассматривая иски родителей о передаче им детей лицами, у которых они находятся на законных основаниях (опекунов, попечителей, приемных родителей, детских интернатных учреждений), суды обязаны выяснить, изменились ли ко времени рассмотрения спора обстоятельства, послужившие основанием передачи ребенка указанным лицам и учреждениям, и отвечает ли интересам детей их возвращение родителям.

      16. Разрешая спор, связанный с воспитанием детей, суд вправе рассмотреть и требования о взыскании алиментов. Если такие требования не заявлены, а ранее алименты не были взысканы, то исходя из положений ст. 273 ГПК суд должен разъяснить заинтересованным лицам их право на взыскание алиментов.

      При передаче ребенка родителю, с которого ранее были взысканы алименты, прекращение взыскания алиментов производится после вступления в законную силу решения суда о передаче ребенка, о чем указывается в резолютивной части решения.

      17. Учитывая особенности разрешения споров, связанных с воспитанием детей, суды при необходимости вправе в соответствии со ст. 329 ГПК решать вопросы об определении способа и порядка исполнения таких решений.

      Принудительное исполнение решений по спорам о воспитании детей производится судебным исполнителем, как правило, по месту жительства лица, обязанного исполнить решение, или по месту нахождения ребенка, если исполнить решение суда по месту жительства лица, обязанного исполнить решение суда, не представляется возможным.

      Исполнение решений производится с обязательным участием представителей органов опеки и попечительства, а когда этого требуют фактические обстоятельства – с участием представителей органов внутренних дел.

      18. Суды не должны оставлять без внимания выявленные при рассмотрении дел данной категории факты ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию детей родителями и другими лицами, у которых находятся дети. Если в деяниях указанных лиц суд установит признаки преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности либо иных интересов несовершеннолетних, он должен сообщить об этом прокурору частным определением (ч. 2 ст. 325 ГПК).

      Председатель
      Верховного Суда
      Республики Беларусь В.О.Сукало

      Секретарь Пленума,
      судья Верховного Суда
      Республики Беларусь И.Н.Минец

      Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.

      Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

      Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

      Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

      За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.
      За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

      При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

      Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.

      В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

      За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

      Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления.

      Статьей 17.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ — влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

      Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение установлена ст.173 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Так, ч. 1 закреплено, что вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо в систематическое немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в бродяжничество или попрошайничество — наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет. Ч.2. — то же действие, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо совершенное родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, —наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

      Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его. Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

      В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

      По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

      К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

      Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

      За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

      В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,— наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.

      Критерии социально опасного положения Показатели социально опасного положения
      1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей) родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи
      родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста — от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста — от 3 до 6 лет, детей школьного возраста — от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста
      родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара
      родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
      родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)
      2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
      в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности
      3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей) в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
      в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия
      установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

      Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах? В соответствии с Декретом № 18, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, несовершеннолетние подлежат государственной защите (отбираются в родителей по решению комиссии по делам несовершеннолетних на срок до 6 месяцев) и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка (ст. 80 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье), если будет установлено, что: они уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка; они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком; они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка; они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком; в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке.

      В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принимать решение о немедленном отобрании ребенка или других лиц, на воспитании которых он фактически находится, и в семидневный срок после принятия такого решения обязан обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об отобрании ребенка (ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

      Что влечет за собой лишение родительских прав? Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (ст. 82 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

      Родителям необходимо знать, что все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание (ст. 185 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.


      На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

      В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

      Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

      Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

      Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

      Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

      Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

      За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

      Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

      • Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

      • Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

      • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

      • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

      • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

      • Федеральный закон об опеке и попечительстве

      В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

      Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

      Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

      Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

      • право жить и воспитываться в семье;

      • право на общение с родителями и родственниками;

      • право на защиту;

      • право на имя, отчество и фамилию;

      • право выражать свое мнение;

      • право на имя, отчество и фамилию;

      • имущественные права, включая права собственника.

      Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

      Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

      В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

      Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

      Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

      В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

      В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

      Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: "Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий".

      Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

      В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

      Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

      Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

      Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

      Документы, регламентирующие защиту прав ребёнка:

      1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

      2. Конституция РФ

      3. Семейный кодекс РФ

      4. Гражданский кодекс РФ

      8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.

      Читайте также: