Какие организации предоставляют кредиты

Обновлено: 19.05.2024

В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.

Бюджетное учреждение – заимодавец.

Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).

В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.

Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.

При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.

Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:

  • платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
  • указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
  • указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
  • суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.

Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Бюджетное учреждение – заемщик.

Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

1 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 271-ФЗ (за исключением положений, для которых установлены иные сроки), которым внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", далее – Закон № 353-ФЗ (указание Банка России от 31 августа 2018 г. № 4892-У, информация Банка России от 1 октября 2019 г.).

В частности, с указанной даты предоставлять гражданам кредиты (займы), обеспеченные ипотекой, могут только профессиональные кредиторы, которые находятся под надзором Банка России:

  • банки, микрофинансовые организации и потребительские кооперативы;
  • уполномоченные АО "ДОМ.РФ" организации (их перечень публикуется на сайте АО "ДОМ.РФ") и ФГКУ "Росвоенипотека".

Это требование не распространяется на выдачу ипотечных займов работодателем своему работнику (ч. 1.5 ст. 6 Закона № 353-ФЗ).

Кроме того, с 1 октября 2019 г. ограничен максимальный размер процентной ставки по ипотечным займам, предоставляемым кредитными потребительскими кооперативами и сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами своим членам – физлицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Ставка по таким займам не должна превышать 17% годовых (информация Банка России от 27 сентября 2019 г.). Данная мера, как отмечает ЦБ РФ, направлена на предотвращение выдачи ипотечных займов по завышенным ставкам, а также на обеспечение доступности этого вида потребительских займов для жителей небольших населенных пунктов.

Помимо этого, с 1 октября микрокредитные компании получили возможность поручать проведение идентификации клиентов банкам. Норма, запрещающая им делегировать идентификацию клиентов банкам, утратила силу. По мнению ЦБ РФ, это позволит снизить возможности для мошенничества (оформления займов по паспортным данным третьих лиц).

Другая часть нововведений обусловлена тем, что с 1 октября 2019 г. применяется приложение 1 к указанию Банка России от 31 августа 2018 г. № 4892-У, согласно которому кредитные организации теперь обязаны рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщиков-физлиц (ПДН) при принятии решения о выдаче кредита от 10 тыс. руб. (или в эквивалентной сумме в иностранной валюте), а также о реструктуризации задолженности по нему и при принятии решений, изменяющих условия договора кредита (займа):

  • об увеличении лимита кредитования и о продлении срока действия договора кредита (займа) – для кредитов, предоставляемых с использованием банковской карты,
  • об увеличении размера ежемесячного платежа, об изменении валюты кредита (займа) – для иных кредитов (займов).

Долговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы среднемесячных платежей по всем кредитам и займам заемщика к его среднемесячному доходу.

Расчет производится исходя из информации из кредитного отчета, предоставляемого бюро кредитных историй по запросу кредитной организации (в части определения суммы среднемесячных платежей по кредитам и займам) и документов, подтверждающих доход заемщика (в части определения его среднемесячного дохода). Такими подтверждающими документами могут быть справка о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ/3-НДФЛ, справка о заработной плате с места работы, подтвержденная работодателем, справка о размере пенсии и т. д. Конкретный перечень и порядок представления подтверждающих доход документов определяют сами кредитные организации с учетом Примерного перечня Банка России.

В целях ограничения рисков, связанных с увеличением закредитованности населения, Банком России установлены надбавки к коэффициентам риска в зависимости от значений показателей долговой нагрузки заемщика и полной стоимости кредита по необеспеченным потребительским кредитам в рублях, предоставленным c 1 октября 2019 г. В частности, повышенные надбавки к коэффициентам риска применяются при ПДН выше 50%. Напомним, что эти надбавки учитываются при расчете нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации. Следовательно, при кредитовании заемщиков с высоким уровнем ПДН (более 50%) банки должны будут формировать дополнительный запас капитала.

Аналогичные требования, касающиеся расчета показателя долговой нагрузки, предусмотрены с 1 октября и для микрофинансовых и микрокредитных организаций.

К сведению: через месяц, с 1 ноября 2019 года, микрофинансовые организации будут не вправе выдавать гражданам потребительские займы, обеспеченные залогом жилья, даже если оно не является единственным. Указанное ограничение не затронет МФО, учредителем (акционером, участником) которых является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Предполагается, что введение данного запрета позволит на законодательном уровне отделить деятельность МФО по выдаче потребительских займов от незаконной деятельности мошенников, занимающихся махинациями с жильем, которых часто принимали за МФО.

Как взять взаймы на личные нужды у своей компании

Многие компании оказывают финансовую поддержку своим сотрудникам, предоставляя займы на более выгодных условиях, чем кредит в банке. Как учредитель вы можете взять деньги в долг, независимо от того, являетесь работником или нет. Как правильно оформить заём? Какие условия будут выгодны для обеих сторон?

Как известно, учредитель не может свободно распоряжаться выручкой своей организации. Его доходом является только сумма, полученная в виде дивидендов. К тому же, существуют ограничения, когда дивиденды выплачивать нельзя. Но если вам нужны деньги на личные нужды, то компания может вас выручить и дать в долг необходимую сумму. Если брать деньги под символический процент или без него, то нужно заплатить НДФЛ от материальной выгоды.

Для получения займа необходимо подписать договор. Типовую форму договора можно найти в интернете и переделать под себя. Если вы одновременно являетесь и учредителем, и генеральным директором, то договор будет подписан одним лицом. После подписания договора вы сможете взять денежные средства наличными из кассы организации, выписав РКО, либо перевести сумму займа на банковскую карту.

Условия в договоре, на которые следует обратить внимание

  • сумма займа и период пользования;
  • срок возврата денежных средств: вы можете погашать долг частями — ежемесячно или единовременно целой суммой;
  • порядок возврата: если вы также являетесь сотрудником в компании и получаете зарплату, то можете возвращать заём путем удержания суммы из заработной платы либо самостоятельно перечислять деньги на расчетный счет или вносить наличными в кассу;
  • размер и условия погашения процентов: фирма может предоставить беспроцентный заём или выдать деньги под проценты.

Конечно, вам бы хотелось воспользоваться деньгами без дополнительных затрат, но с процентами не все так просто: слишком выгодный заём обяжет вас заплатить НДФЛ с материальной выгоды.

НДФЛ государству или проценты компании?

По законодательству, если вы получаете беспроцентный заём или заём под проценты ниже чем 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (сейчас это 5,5%), то у вас возникает материальная выгода. Она рассчитывается на день, когда вы возвращаете беспроцентный заём, или день, когда выплачиваете проценты. Материальная выгода облагается НДФЛ по ставке 35%.

Как рассчитывается материальная выгода, и что это вообще такое, удобнее рассмотреть на примерах.

Пример 1: беспроцентный заём

Учредитель ООО берет беспроцентный заём 100 000 руб. на 10 месяцев с января по октябрь. Заём возвращает единовременно. На дату возврата денежных средств организация должна рассчитать материальную выгоду и НДФЛ.

Материальную выгоду считаем следующим образом:

  • 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ * сумма займа / 365 * срок предоставления денег (календарные дни)
  • Материальная выгода: 5,5% * 100 000 руб. / 365 * 291 = 4 384 руб. 93 коп.
  • НДФЛ: 4 384 руб. 93 коп. * 35% = 1534 руб. 72 коп необходимо заплатить государству за пользование беспроцентным займом.

Пример 2: символический процент

Учредитель ООО берет заём у организации в размере 100 000 руб. под 2% годовых на 10 месяцев с января по октябрь. Возврат займа и процентов производится единовременно. Организация должна рассчитать материальную выгоду и НДФЛ на день уплаты процентов по займу учредителем.

В таком случае материальная выгода рассчитывается так:

  • (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ — ставка процентов по договору займа) * сумма займа / 365 * срок начисления процентов
  • Материальная выгода = (5,5% - 2%) * 100 000 руб. / 365 * 291 = 2790 руб. 41 коп.
  • НДФЛ: 2790 руб. 41 коп. * 35% = 976 руб. 64 коп.

Если учредитель одновременно является директором организации и получает заработную плату, то НДФЛ можно удержать из зарплаты и перечислить в бюджет государства. В случае, если учредитель в организации не работает и не получает выплат от фирмы, то организация должна сообщить учредителю и в свою налоговую о невозможности удержания НДФЛ. Это нужно сделать в срок не позднее месяца со дня окончания года, в котором была получена материальная выгода. Такое уведомление подается в виде справки 2-НДФЛ. Учредитель должен самостоятельно перечислить НДФЛ в бюджет государства и подать декларацию 3-НДФЛ.

Получается, что просто так взять деньги в долг у компании невозможно. Минимум 1,925 % годовых (5,5 * 0,35) вам все же придется заплатить государству или 5,5% - своей организации. Чаще всего бизнесмены делают выбор в пользу своей компании и берут заём под 5,5 % годовых.

Исключение: заём на покупку жилья

Если деньги, полученные в долг без процентов или по низкой ставке, были потрачены на приобретение жилья, то государство освобождает от НДФЛ полученную материальную выгоду, но при условии, что у вас есть право на имущественный вычет. После оформления покупки и регистрации права собственности вам нужно будет подтвердить имущественный вычет соответствующим уведомлением. Его следует запросить в налоговой по месту регистрации.

До получения уведомления о предоставлении имущественного вычета материальная выгода рассчитывается на день возврата беспроцентного займа или день уплаты процентов и облагается НДФЛ, затем производится перерасчет и удержанный НДФЛ возвращается.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как взять взаймы на личные нужды у своей компании

Многие компании оказывают финансовую поддержку своим сотрудникам, предоставляя займы на более выгодных условиях, чем кредит в банке. Как учредитель вы можете взять деньги в долг, независимо от того, являетесь работником или нет. Как правильно оформить заём? Какие условия будут выгодны для обеих сторон?

Как известно, учредитель не может свободно распоряжаться выручкой своей организации. Его доходом является только сумма, полученная в виде дивидендов. К тому же, существуют ограничения, когда дивиденды выплачивать нельзя. Но если вам нужны деньги на личные нужды, то компания может вас выручить и дать в долг необходимую сумму. Если брать деньги под символический процент или без него, то нужно заплатить НДФЛ от материальной выгоды.

Для получения займа необходимо подписать договор. Типовую форму договора можно найти в интернете и переделать под себя. Если вы одновременно являетесь и учредителем, и генеральным директором, то договор будет подписан одним лицом. После подписания договора вы сможете взять денежные средства наличными из кассы организации, выписав РКО, либо перевести сумму займа на банковскую карту.

Условия в договоре, на которые следует обратить внимание

  • сумма займа и период пользования;
  • срок возврата денежных средств: вы можете погашать долг частями — ежемесячно или единовременно целой суммой;
  • порядок возврата: если вы также являетесь сотрудником в компании и получаете зарплату, то можете возвращать заём путем удержания суммы из заработной платы либо самостоятельно перечислять деньги на расчетный счет или вносить наличными в кассу;
  • размер и условия погашения процентов: фирма может предоставить беспроцентный заём или выдать деньги под проценты.

Конечно, вам бы хотелось воспользоваться деньгами без дополнительных затрат, но с процентами не все так просто: слишком выгодный заём обяжет вас заплатить НДФЛ с материальной выгоды.

НДФЛ государству или проценты компании?

По законодательству, если вы получаете беспроцентный заём или заём под проценты ниже чем 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (сейчас это 5,5%), то у вас возникает материальная выгода. Она рассчитывается на день, когда вы возвращаете беспроцентный заём, или день, когда выплачиваете проценты. Материальная выгода облагается НДФЛ по ставке 35%.

Как рассчитывается материальная выгода, и что это вообще такое, удобнее рассмотреть на примерах.

Пример 1: беспроцентный заём

Учредитель ООО берет беспроцентный заём 100 000 руб. на 10 месяцев с января по октябрь. Заём возвращает единовременно. На дату возврата денежных средств организация должна рассчитать материальную выгоду и НДФЛ.

Материальную выгоду считаем следующим образом:

  • 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ * сумма займа / 365 * срок предоставления денег (календарные дни)
  • Материальная выгода: 5,5% * 100 000 руб. / 365 * 291 = 4 384 руб. 93 коп.
  • НДФЛ: 4 384 руб. 93 коп. * 35% = 1534 руб. 72 коп необходимо заплатить государству за пользование беспроцентным займом.

Пример 2: символический процент

Учредитель ООО берет заём у организации в размере 100 000 руб. под 2% годовых на 10 месяцев с января по октябрь. Возврат займа и процентов производится единовременно. Организация должна рассчитать материальную выгоду и НДФЛ на день уплаты процентов по займу учредителем.

В таком случае материальная выгода рассчитывается так:

  • (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ — ставка процентов по договору займа) * сумма займа / 365 * срок начисления процентов
  • Материальная выгода = (5,5% - 2%) * 100 000 руб. / 365 * 291 = 2790 руб. 41 коп.
  • НДФЛ: 2790 руб. 41 коп. * 35% = 976 руб. 64 коп.

Если учредитель одновременно является директором организации и получает заработную плату, то НДФЛ можно удержать из зарплаты и перечислить в бюджет государства. В случае, если учредитель в организации не работает и не получает выплат от фирмы, то организация должна сообщить учредителю и в свою налоговую о невозможности удержания НДФЛ. Это нужно сделать в срок не позднее месяца со дня окончания года, в котором была получена материальная выгода. Такое уведомление подается в виде справки 2-НДФЛ. Учредитель должен самостоятельно перечислить НДФЛ в бюджет государства и подать декларацию 3-НДФЛ.

Получается, что просто так взять деньги в долг у компании невозможно. Минимум 1,925 % годовых (5,5 * 0,35) вам все же придется заплатить государству или 5,5% - своей организации. Чаще всего бизнесмены делают выбор в пользу своей компании и берут заём под 5,5 % годовых.

Исключение: заём на покупку жилья

Если деньги, полученные в долг без процентов или по низкой ставке, были потрачены на приобретение жилья, то государство освобождает от НДФЛ полученную материальную выгоду, но при условии, что у вас есть право на имущественный вычет. После оформления покупки и регистрации права собственности вам нужно будет подтвердить имущественный вычет соответствующим уведомлением. Его следует запросить в налоговой по месту регистрации.

До получения уведомления о предоставлении имущественного вычета материальная выгода рассчитывается на день возврата беспроцентного займа или день уплаты процентов и облагается НДФЛ, затем производится перерасчет и удержанный НДФЛ возвращается.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: