Какие обязательства берет на себя человек принимая пострижение какие обеты дает

Обновлено: 03.05.2024

СЛУЧАИ ОСТАВЛЕНИЯ МОНАШЕСТВА:
СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД И ПОПУЛЯРНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ МНЕНИЯ

Оставление иноком монашества – одно из самых тяжелых испытаний, с которым приходится сталкиваться братству монастыря, прихожанам обители и, конечно, самим решившимся на такой поступок нашим братьям или сестрам. Мы помним, как в девяностые годы, в начале бурного возрождения монашеской жизни, некоторые обители обновлялись практически полностью. Сейчас ситуация, слава Богу, изменилась, хотя, к несчастью, подобные случаи время от времени возникают.

В нашем московском Сретенском монастыре за двадцать один год из монашества ушли четыре наших собрата. Когда нам говорят, что это очень мало, мы не можем согласиться. Каждый такой случай – огромная трагедия для всех.

Наша задача, конечно же, не в том, чтобы осуждать кого бы то ни было. Необычайно важно и для ушедшего инока, и для оставшегося братства или сестричества назвать случившееся с ушедшим монахом своими именами, как бы сурово и нелицеприятно это ни прозвучало. Критерии же оценки подобных поступков мы должны искать не в личных мнениях кого бы то ни было, но у святых отцов и в предании Церкви.

Еще важнее понять, каковы коренные, духовные причины попрания монашеских обетов и что необходимо сделать каждому – братии, игумену, священноначалию, – чтобы, по возможности, предотвращать подобное.

Несомненно, судить наших несчастных братьев и сестер, принявших ужасающее решение отвергнуть великие монашеские обеты, данные Самому Богу, не может никто, кроме Господа Иисуса Христа. Но это совсем не означает, что сам подобный поступок мы не можем назвать своими именами: духовная деградация, расцерковление, предательство.

Но все же в чем причина столь гибельного изменения во вчерашнем искреннем и благочестивом иноке?

Неверие… Ржавчина. Сделался черным… – разве это не именно то, о чем мы говорим? И выход из этого состояния указывает святой: покаяние, обращение в Богу. Как все известно, как просто. Но как порой невыполнимо! И особенно когда к охваченному малодушием, изнемогшему в духовной брани иноку назойливо (как бесы, по другому не скажешь) приступают ложные утешители и самозваные советчики, усугубляя роковую готовность совершить непоправимую ошибку.

Что должно сделать, чтобы свести до минимума обсуждаемые нами случаи? Это необычайно обширная тема, начиная от обязательного возрождение практики продолжительного духовного испытания послушников и вплоть до едва ли не практически всех вопросов, касающихся устроения монашеской жизни. Но есть одна из проблем, представляющихся несомненно принципиальной и важной, решение которой не вызовет особых затруднений.

Синодальной комиссии по монашеству не раз доводилось сталкиваться со случаями, когда постриженники некоторых монастырей, намеревающиеся выйти из обители и вернуться в мир, как это ни поразительно прозвучит, просто не имеют никаких представлений о том, что монашеские обеты невозвратны. Тем более не знают они о содержании церковного предания и взглядах святых отцов на саму возможность и канонические последствия оставления монашества. Все, что должно быть известно каждому иноку на данную тему, становилось для них открытием и диковинной новостью. Впрочем, представления о высочайшей ответственности и невозвратности монашеских обетов даже у части насельников благополучных обителей порой носят весьма приблизительный характер.

Не входя в обсуждение подобных действий некоторых епископов, необходимо сказать, что святая обязанность и огромная ответственность нас, игуменов и игумений, – приложить все усилия, чтобы ознакомить послушника или послушницу с истинным преданием Церкви о невозвратности монашеских обетов, удостовериться, что эти знания глубоко и верно восприняты, и рассеять ложные представления об этом предмете, от каких бы лиц подобные соблазнительные утверждения ни исходили.

В нашем монастыре мы уже несколько лет в период послушнического искуса обязательно знакомим трудника и требуем от него тщательного изучения небольшой исследовательской работы, которую я позволю себе представить сейчас на ваш суд. Книжка эта была написана по благословению Комиссии по монашеству Межсоборного присутствия.

НЕОБРАТИМОСТЬ МОНАШЕСКИХ ОБЕТОВ

Комиссией по монастырям и монашеству была поставлена задача всесторонне изучить проблему, связанную со случаями оставления монашества. Нет нужды говорить о том, насколько болезнен и сложен этот вопрос. Приступая к работе, мы ставили задачу рассмотреть материал в историческом, богословском и практическом его аспектах.

Целью данного исследования является просвещение готовящихся к принятию монашества относительно понимания необратимости монашеских обетов. Еще до того, как будут принесены великие и невозвратные обещания пред Господом Богом, необходимо самым серьезным образом изучить правила и установления Православной Церкви и взгляды святых отцов на ответственность за оставление монашества, а игуменам и игумениям не совершать постригов без предварительного собеседования с послушниками и послушницами на предмет сознательного понимания ими предстоящего важнейшего в жизни шага. Настоятельная рекомендация такого рода была дана и на монашеском съезде в 1909 году.

Анализ материалов о случаях оставления монашества проводился по следующим направлениям:

I.Законодательные решения Вселенских Соборов.

II.Правила отцов Православной Церкви, принятые в качестве канонических постановлений, а также встречающиеся в трудах святых отцов.

III.Церковные постановления византийского периода.

IV.Церковное законодательство об оставлении монашества в Русской Церкви в досинодальный период.

V.Церковное законодательство и законы Российской Империи в Синодальный период.

VI.Церковные постановления и практика в братских Поместных Церквах.

VIII.Высказывания подвижников благочестия XIX–ХХ веков.

Практические вопросы, которые надлежало изучить, были следующие:


  1. Имеются ли какие-либо церковно-канонические основания для снятия монашеской схимы?
  2. Какие на протяжении церковной истории признавались пути покаяния для лиц, оставивших монашество?
  3. Имеются ли какие-либо церковно-канонические основания для признания церковного брака лиц, ранее постриженных в монашество?
  4. Какова практика допущения ко Святому Причастию для лиц, оставивших монашество?

I. Законодательные решения Вселенских Соборов

Вопрос о случаях оставления монашества впервые поднимается на IV Вселенском Соборе. Проблема привлекает особое внимание отцов Собора, хотя ранее данная тема даже не подлежала дискуссии. Монашество, безусловно, признавалось святыми отцами Вселенских и Поместных Соборов как звание пожизненное. Святые отцы руководствовались мыслью, что монашеские обеты давались Богу и только Он может освободить человека от данных обязательств, что происходит лишь со смертью монаха. Но ко времени созыва Халкидонского Собора в 451 году количество монашествующих в Церкви стало увеличиваться и, соответственно, стали умножаться случаи оставления монашества.

В итоге 7 правилом IV Вселенского Собора было определено:

В 16 правиле того же Собора халкидонские отцы вновь возвращаются к этой теме:

II. Правила отцов Православной Церкви, принятые в качестве канонических постановлений, а также встречающиеся в трудах святых отцов

О выходе из монашества по уставам свт. Василия Великого

Свт. Василий Великий считал, что человек, принесший самого себя в дар Богу, уже не обладает собой. Поэтому, рассуждает святитель, такой поступок может рассматриваться только как святотатство, т. е. воровство у Бога Его достояния. На каждого, принятого в братство и потом нарушающего произнесенный обет, надобно смотреть как на согрешившего Богу, пред Которым и Которому он произнес исповедание согласия своего.

Однако святитель не отвергал их, иначе бы это действие было противно словам евангельским о погибшей драхме или о пропавшей овце. Напротив, он всячески заповедовал взыскивать отпадших и стараться возвращать их к прежней чистой жизни. И только от тех, кто после долгих увещаний все же оставался неисцельным, святитель заповедовал отстраняться и все передавать в руки Божии на Его суд и милость.

Приводя примеры из Священного Писания (предательство Иуды и верность апостолов, праведность Ноя и Лота), сравнивая с договором и браком монашеские обеты, свт. Василий Великий говорит:

Высказывания святых отцов, подтверждающих невозможность оставления монашества

Св. Ефрем Сириянин:

Прп. Кассиан:

Святитель Киприан, приемник святителя Алексия Московского, отвечая на вопрошание игумена Высоцкого монастыря Афанасия об исходящих из монастыря без благословения, пишет, что невозможно игумену таковых принимать. А кто из монастыря тайно и кроме благословения выходит, такового недостойно ни допускать к священнослужению, ни причащать.

III. Церковные постановления византийского периода

Законы Римской империи о монахах

Новелла Юстиниана СХХІІІ, гл. 42; Василики, ІV, § 14:

Императору Льву этот закон представляется непоследовательным: По мнению Льва, это является незаконным: несправедливо включать в ряды мирского войска того, кто вступил в ряды воинства божественного. Поэтому император, согласно церковному постановлению (7-е пр. Халкидонского Собора), узаконил, что инок, сколько бы раз ни отвергал монашескую жизнь, опять должен водвориться в монастыре, а не принимать мирской образ: ведь гражданский закон, рассуждает Лев, допускающий, наконец, возможность выхода из монастыря в мир, лишь поощряет в неразумных стремлениях того, кто охватывается жаждой мирских удовольствий (новелла VIII императора Льва Мудрого).

IV. Церковное законодательство об оставлении монашества в Русской Церкви в досинодальный период

Номоканон при большом Требнике

Правило 77: Монах или монахиня аще придут во общение брака, сиречь, аще оженятся, не судится то брак, но блуд: или наипаче рещи прелюбодейство. Сего ради донележе не распустятся, в церковь да не входят, но да отлучатся по 6-му правилу Великого Василия. Аще ли случится им умрети без покаяния, да не погребают их, ниже да творят им помин: ибо чужди суть христиан.

Правило 115: Инок не должен оставлять свой монастырь и отходить во иный по 21 правилу Седьмаго Вселенскаго Собора, разве точию сих ради вин: аще еретик есть игумен; аще в монастырь есть свободный вход женам; аще учатся мирския дети и еще: аще кто имать некоего скорбяща нань и, много творя еже угодити ему, не можаше преложити и; аще прилучашеся о мнозех славитися; егда случится во искушение блудное впасти по 112 правилу Номоканона. Но аще кто, кроме реченных вин, оставляет обитель свою, в ней же зван бысть, не стерпя какой-либо укоризны или язвы, или яко видел еси на час смутившуюся братию, или бдения ради и низу легания и неумывания, или яко мний еси всех, или яко желаеши мира и яже в мире, или яко огорчи тебя игумен или брат твой, то сицевый весьма страшно по 115 правилу Номоканона уподобляется Июде предателю, отлучившемуся Христа и ученик Его, и по 4 правилу Четвертаго Вселенскаго Собора отлучается таковый.

V. Церковное законодательство и законы Российской Империи в Синодальный период

Петровские церковные реформы, целью которых было безусловное подчинение Церкви и ее уставов интересам государства, впервые открыли возможность для официального снятия монашества. Если до начала XIX в. законы Российской Империи признавали только один путь к выходу из монашества – принудительно, по духовному суду, то при Александре I получил признание и добровольный отказ от монашеского звания.

VI. Церковные постановления и практика в братских Поместных Церквах

Лишь в Кипрской Церкви официально на основании статей 89, 90 Устава Кипрской Православной Церкви своевольный выход монаха из монастыря священноначалие рассматривает как отказ от монашеских обетов и карает это лишением монашеской схимы, хотя, как и Русская Церковь, не может подтвердить это никакими каноническими основаниями.

VII. Послереволюционный период

Декрет о свободе совести и об отделении Церкви от государства был опубликован 23 января (5 февраля) 1918 г. [1] По новому закону никто не имел полномочий ущемлять права бывших монахов, расстриженных священников и других лиц, которые в царской России имели ограничения в правах [2] . В Декрете говорилось, что никакой дискриминации по религиозному признаку в России быть не может. После принятия Декрета участились случаи ухода из монашества, а также случаи снятия иерейского и даже архиерейского сана. Но большинство монашествующих и белого духовенства стойко исповедовали свою веру и мужественно переносили гонения.

Несмотря на то что в конце ХХ века были приняты церковные акты о снятии монашества (например, с Денисенко, а также с нескольких ушедших из монастыря лиц), имеется ряд прямых свидетельств, что Патриарх Алексий II был против снятия монашества даже в самых, казалось бы, по-человечески сложных случаях оставления монашеских обетов. В частных разговорах Патриарх Алексий говорил о том, что снятие схимы и церковное признание брака монашествующих совершенно невозможно, а сожительство таковых может признаваться лишь в гражданском плане.

VIII. Высказывания подвижников благочестия XIX–ХХ веков

Из писем преп. Амвросия Оптинского

Письмо № 331. Ушедшая из монастыря уподобляется Иуде предателю:

Письмо 344 (1876 г.):

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

Архимандрит Адриан (Кирсанов) об оставлении монашества:

Имеются ли какие-либо церковно-канонические основания для снятия монашеской схимы?

Если принять во внимание единое учение Церкви о характере монашеского образа, изложенное в канонах, ответ на вопрос о возможности снятия монашеской схимы может быть только отрицательным. Вот что пишет греческий канонист Панайотакос, всесторонне изучавший эту тему:

Хотя на практике и даже в церковном законодательстве в двух Поместных Церквах – Русской и Кипрской – предусматривается возможность снятия монашества. Но абсолютно никакого богословского или канонического обоснования на подобное действие найти не удается.

Какие на протяжении церковной истории признавались пути покаяния для лиц, оставивших монашество?

Начиная со святителя Василия Великого, а за ним и всеми известными нам святыми отцами и подвижниками благочестия единодушно признается единственно возможный плод покаяния для человека, самовольного оставившего монашество, – его возвращение к монашеской жизни.

Современные ученые-канонисты также утверждают, что поскольку монашеский постриг неизменен, то является обязательным хотя бы даже и в конце жизни возвращение монаха в ряды монашеской братии. Возможным также признается вступление монаха в другой монастырь. Право обращения по этому вопросу имеют как власти монастыря, так и сам монах, просящий о своем возвращении в монастырь.

Конечно, если такой плод покаяния не принесен по не зависящим от монаха обстоятельствам, вопрос о снисхождении (скажем, в случае вопроса о причащении) в конце концов решает духовник.

Имеются ли какие-либо церковно-каноническое основания для признания церковного брака лиц, ранее постриженных в монашество?

По 6 правилу Василия Великого и 44 правилу Трулльского Собора вступление в супружество после обета девства не почиталось браком, а блудом и даже прелюбодейством, за что отлучали от причащения Св. Таинств, а в случае упорства – от Церкви.

Свт. Василий Великий:

Главное в этом правиле, комментирует еп. Никодим (Милаш), то, что любодеяние никак не может стать законным браком.

Свт. Иоанн Златоуст:

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с воином из царского войска, который трусливо убегает с поля боя. Такое поведение называется дезертирством и подлежит наказанию. Святитель уподобляет монашество духовному браку, который заключает душа человека с Богом, и делает вывод, что если в обществе человеческом супружеская измена называется прелюбодеянием, то тем более измена Богу, которая должна наказываться строже, так как Бог гораздо выше людей:

Практика допущения ко Св. Причастию для лиц, оставивших монашество

Правило 44 VI Вселенского Собора, разрешающего после определенной епископом епитимии приступать ко причащению Святых Христовых Таин, говорит о тех монахах, которые уже оставили свой грех, а не о тех, которые продолжают грешить.

Святитель Киприан в послании к Высоцкому игумену Афанасию пишет о тех, кто из монастыря тайно и кроме благословения выходит, что таковых недостойно ни допускать к священнослужению, ни причащать.

Отношение братии к монаху, изменившему своим обетам

Об отношении к таковым монахам до их покаяния говорит и правило св. Никифора Исповедника, канон 24:

Вопрос о выходе из монастыря и монашества имеет еще один аспект: ответственность за это настоятеля монастыря (игумена). Правило это весьма строгое:

Иногда в жизни человека бывают ситуации, когда единственным способом избавиться от груза проблем и суеты становится уход в монастырь. Как правило, такой вариант выбирают те, кто устал от переживаний и хочет обрести тихую гавань вдалеке от шумного города. Некоторые идут в монастырь с целью обрести душевную гармонию. Женщины более склонны к таким эмоциональным решениям. Однако, ни в коем случае не стоит идти на подобные меры из-за эмоций. Лучше все хорошенько обдумать и решить, что для вас лучше. А в данном обзоре мы рассмотрим, как происходит постриг в монахини и в каком случае женщине, желающей принять монашеские обеты, могут отказать в постриге сегодня.

Что такое монашество?


Основные этапы

Как происходит постриг в монахини? Прежде необходимо пройти целый период испытаний. Существует три основных этапа перехода в монашество:

  • трудник;
  • кандидат в послушники;
  • послушник.

Трудник

Любой верующий христианин, который хочет выполнять какую-то работу в монастыре, может стать трудником. Такие люди совершенно не обязаны потом становиться монахами. Им разрешено иметь семью и заводить детей. Кроме того, они могут официально заключить трудовой договор с монастырем и даже получать заработную плату. Если трудник проживает в монастыре, он должен соблюдать устав и чтить традиции.

Кандидатки в монахини


Женщина, которая хочет стать монахиней, после поступление в монастырь считается кандидаткой в послушницы. Она проходит подготовку к постригу, знакомится с уставом и принимает окончательное решение о том, подходит ли ей такая жизнь. Длительность периода подготовки определяется для каждого человека индивидуально настоятельницей и старшими сестрами. Если после испытательного срока желание остаться в обители у женщины остается, она становится послушницей. Настоятельница должна подготовить прошение на имя архиерея. Как только будет получено благословение епархиального начальства, на сестру одевают подрясник и полуаполстольник. После этого она официально считается послушницей монастыря.

Типы пострига


В современной православной церкви выделяют три типа пострига в монахи:

  • Рясофор.
  • Мантия.
  • Великая схима.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных выше типов.

Рясофор

При постриге в рясофор кандидатка в монахини должна не менее трех лет прожить в обители. В случае, если кандидатка страдает неизлечимым заболеванием, срок может быть уменьшен. В этом случае настоятельница может подать ходатайство о постриге раньше положенного времени. Священнодействие включает в себя чтение молитв, пострижение волос крестом, переменой или оставлением имени, отсутствием обетов и облачением в рясу. Хотя обеты во время пострига не произносятся, выступление на ионический путь считается обязательством чистого жития перед Богом. Можно считать, что рясофор – это своеобразная подготовка к монашескому постригу. Женщина после него может зваться инокиней, рясофорной послушнице или рясофорной монахиней.

Малая схима или мантия

Пострижение в мантию или малую схиму можно считать началом монашества. Именно на этом этапе кандидат дает обеты Богу. Он полностью отрекается от внешнего мира, получает новое имя и облачается в монашеские одежды. Обычно пострижение в малую схиму осуществляется после рясофора. Но на практике встречаются различные варианты. Иногда рясофор пропускают и сразу проводят малую схиму. Есть случаи, когда верующий сразу принимает великую схиму без получения предшествующих знаний. Здесь все строго индивидуально, и подбирается в зависимости от личных качеств и предрасположенностей человека.

Великая схима


Пострижение в великую схиму представляет собой очень торжественную и серьезную процедуру. Послушнику снова дается новое имя. В одеянии кандидатки появляются куколь с аналавом и великий параман. После пострижения монахиню называют схимницей. Обычно в православной церкви в великую схиму постригают тяжелобольных и престарелых людей. Совершать таинство может правящий архиерей или высшие чины духовенства с его благословения.

Особенности монашеского пострига


Пострижение в монахини считается символом послушания Богу. Это таинство официально не входит в перечень семи таинств, которые современные священники считают вторым крещением. Считается, что настоящее монашество зарождается с момента пострига в малую схиму. Данное священнодействие должно производится торжественно и занимает достаточно много времени. Начинается оно исполнение тропаря из недели о блудном сыне. Кандидатка в послушницы должна проползти на животе в длинной белой рубахе из притвора храма в его центр. Там она должна остаться лежать с распростертыми руками. Это действо должно символизировать монашество как путь плача и покаяния. После этого игумен обращается к кандидаткам с речью и подает им знак встать. Он должен задать ряд вопросов и предупредить о том, что данные ими обеты будут приняты Христом и Божьей Матерью.

Обеты


Во время пострига послушницы дают следующие обеты:

  • целомудрия и постничества;
  • безбрачия;
  • соблюдения монашеских уставов;
  • пребывания в монастыре;
  • послушания;
  • бедности;
  • терпеть скорби жизни инокини.

После принятия этих обетов, игумен произносит поучение о сути монашеской жизни. После этого на голову постригаемой кладется книга и читается молитва о наставлении и вразумлении. Лицо, производящее постриг, считается духовником монахини. После обетов послушница должна трижды подать ножницы игумену, которые он намеренно бросает на пол. Эта процедура символизирует добровольность пострига. После этого послушнице крестообразно стригут волосы. В этот момент она впервые слышит свое новое имя.

Кому можно, а кому нельзя постричься в монахини?


Существует ряд формальностей, о которых следует знать кандидаткам в послушницы. Прежде, чем принять обеты, необходимо решить все семейные, имущественные и юридические формальности. Женатых мужчин и замужних женщин не принимают в монашество. Если человек состоит в благополучных семейных отношениях и при этом желает уйти в монастырь, любой священнослужитель во время разговора скажет ему, что делать этого не стоит. Одиноким женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, также лучше отложить постриг в монахини. Вести детей за собой в монастырь неправильно, поскольку монашество является исключительно добровольным выбором каждого человека. Постриг обычно разрешается женщинам только после достижения возраста 30 лет. При этом если она все-таки решает оставить миру несовершеннолетних детей, необходимо предоставить свидетельство об опеке.

Стать монахиней - это очень серьезный шаг, к которому нужно долго идти. Если при возникновении небольших жизненных трудностей вы решили убежать в монастырь от проблем, то это неправильно. Все решения должны быть обдуманными.


Вопросы к представителям Церкви есть, и их немало. Мы собрали свои и в качестве человека, который может на них ответить, выбрали иеродиакона Иоанна (Тибанова) — заместителя руководителя Паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры. Он рассказал нам, почему собирается стать монахом, есть ли примеры неудачного пострижения, как не нарушить обет безбрачия и нужно ли окроплять города святой водой с целью борьбы с пандемией.

Ваня, очень хочется узнать, с чего начался твой путь. Ты всегда был верующим? Или начал интересоваться религией в какой-то определенный момент?

Второй вариант. Это был 2005 год — тогда, можно сказать, случился переломный момент в моей жизни.

15 лет назад. То есть тебе тогда было 14 лет. Что тогда произошло?

Чтобы максимально точно и в то же время кратко представить ответ на поставленный вопрос, я воспользуюсь словами Стива Джобса, которые он озвучил перед выпускниками Стэнфорда. Уверен, что каждый человек, прослушав эту речь, согласится, что тот же принцип действовал и в его жизни.

Дело в том, что у бабушки был очень сильный характер, она обладала невероятным трудолюбием и умом — таких людей обычно ставят в пример другим. Анализируя последние годы ее жизни, я понимаю, что они были очень чистыми: жила она на хуторе на границе с Финляндией (кругом леса, озера, ни души, пасека и сад, за которыми она ухаживала в полном одиночестве) и, выйдя на пенсию, работала на почтовой станции. Летом — еще ладно, а вот зимой — сложнее, ведь идти на станцию приходилось через лес и сугробы, а успеть надо вовремя: поезд с корреспонденцией ждать не будет.

Так вот, вернемся в 2005 год, о котором я сказал в начале нашей беседы. Мы с мамой одновременно начали изучать религию, в частности — православие, но мне было тогда 14 лет, и я на время от этого отстранился. Сама понимаешь, подростковый возраст со всеми составляющими. Через какое-то время мне вновь стало все это любопытно, а особенно — как церковная служба выглядит в самом начале. Объясню: обычно я приходил к концу службы, к началу — ни разу. Пришел однажды, постоял, послушал, нельзя сказать, что все сразу понял, но там так пели, что за душу меня это очень сильно зацепило.

Что было дальше?

Произошло два важных события и оба — на Пасху (2004 и 2005 гг.). Благодаря им я отчетливо понял, чем хочу заниматься, чему хочу посвятить жизнь, но пока не мог это для себя сформулировать.

После того случая я стал ходить на службу постоянно. Меня стали замечать, и к Пасхе 2005 года, которая выпала на 1 мая (этот день я запомнил навсегда), Игорь Фадеевич — помощник батюшки — где-то за неделю до праздника пригласил меня звонить в колокола. Представляешь? Колокола! Мне всего 14 лет, а меня уже зовут звонить в колокола на Пасху!

Батюшка в той церкви — отец Иоанн (Иоанн Белевцев. — Прим. SRSLY) — это отдельный разговор. Можно сказать, что в моем становлении решающую роль сыграл именно он. К сожалению, он умер в ноябре прошлого года в возрасте 92 лет.

Что ты испытал, когда звонил в колокол в первый раз?

В тот момент я, можно сказать, не на земле был. Просто слушал звон и воспринимал те новые ощущения, которые впервые происходили у меня в сердце. Эти воспоминания до сих пор помогают мне придерживаться того пути, который я избрал.

Знаю, что ты собираешься постричься в монахи.

Два года назад принял решение, а собираешься принять постриг только сейчас. Почему?

Получается, что ты прожил в монастыре два года и согласился.

Да, в прошлом году в Великий пост меня возвели в иночество. Иночество — это иначе рясофор (от греч. ρασοφόρος, носящий рясу).

Ваня показывает подрясник и рясу.

А как проходит пострижение?

В очень мистической и таинственной обстановке. Совершается он после вечерней службы. В храме полумрак, не горит свет, только восковые свечи и лампады. Будущий монах в сопровождении братии Лавры приходит к наместнику, и далее происходит диалог, в ходе которого он дает Богу обеты (обещания): послушания, нестяжания и целомудрия. Потом наместник берет стальные ножницы и бросает. Будущий монах должен поднять их и отдать в руки наместнику. Так трижды. Таким образом, на глазах у всех он показывает, что к пострижению его никто не принуждает, это только его желание, его свободная воля. Далее наместник отстригает небольшую прядь волос с четырех сторон головы (крестообразно) монаха, и после этого ему дается новое имя, т.к. постриг — это своего рода водораздел между твоей жизнью до и после монашества. Каким будет новое имя, ты не знаешь до этого самого момента. Вот сейчас я Иоанн, а как меня будут звать после пострижения — не знаю.

После посвящения монах трое суток находится в молитве. Грубо говоря, тебя закрывают в храме, и ты молишься три дня практически без сна. Накапливаешь силу, которая потом тебя подкрепляет. А дальше все зависит от того, как ты будешь проходить этот путь: потеряешь благодать или наоборот — станешь более сильным.

И это не просто слова, я видел разные примеры, в том числе и неудачные.

Получается, становиться монахом в 18 лет рано?

Когда человек принимает решение поспешно и становится монахом, ему до поры до времени все нравится, Бог дает ему силы, он это явно чувствует. Сложности начинаются потом, когда приходят испытания, и к ним он, как оказывается, бывает не готов. Понимаешь, когда ты встаешь на монашеский путь, то должен хранить верность своим обещаниям и преодолевать все трудности, чтобы тем самым возрастать дальше и не стоять на месте. Кроме того, важно сохранять верность Церкви — как муж должен хранить верность жене. Можно сказать, что духовные законы здесь одни и те же. Они не столь видны, как законы физического мира, но ощутимы и действенны одинаково. Скажу также, что в храме в главный момент венчания семейной пары поются те же песнопения, что и во время посвящения в священный сан — один в один.

Так, приходят испытания. И что, человек их не проходит?

Каждый абсолютно свободен в выборе своей зависимости. Любо ты зависишь от Бога и стараешься жить по совести, либо уходишь в другую сторону, поддаешься влиянию страстей. Если человек спотыкается и не возвращается через покаяние обратно, то падение продолжается.

Например, одна из распространенных проблем, которая встречается у многих людей, не выдерживающих натиск и давление обстоятельств — алкоголизм . Человек просто уходит в ту реальность, что позволяет ему чувствовать себя комфортно, забывая о проблемах и не решая их. Сколько я видел людей, которые страдают от этого! Причина у большинства одна: тотальное одиночество. Каждый из нас может провести такой эксперимент: сможет ли он находиться один без внешних раздражителей (смартфона, ТВ и прочего). Если ты с Богом и реально чувствуешь эту связь, то ты уже не один и можешь преодолеть все испытания.

Обо что еще человек может споткнуться?

И здесь есть ярко выраженная проблема. Сомневающийся в вере человек хочет реально осязать плоды веры, понять, что все это действительно работает. Для этого и нужны святые. Один из моих преподавателей (А.И. Сидоров — кандидат исторических наук, профессор и переводчик) так и пришел к вере: он увидел святого человека. Есть множество других примеров.

Если видишь, что кругом мрак — нужно зажигать свою свечу и идти вперед. Хорошо, если есть опытный и заслуживающий доверия наставник, если его нет — сейчас масса умных книг.

Из суеверья, как-нибудь

Свой в рай оплачивая путь.

Он пачкой, пухлою на вид,

Попу по брюху постучит.

А после сядут заодно

И жрут Мартини и Бордо.

Друг другу сказки говорят

И вместе попадают в ад.

Как еще монах может не пройти испытания?

Тот, кто нарушает обеты, то есть данные Богу обещания. Либо ты увлекся женской красотой, либо сама женщина делает навстречу тебе шаги. Начинается общая симпатия, общение, что приводит к нарушению обета и последующему уходу из монастыря.

Как не нарушить обет безбрачия?

Нужно стараться быть с Богом, сохранять ту самую благодать, которая и дает силу к вдохновению, радости и счастью. По сравнению с ними все кажется временным и преходящим.

В этом плане важно понимать действия нашего организма. Если ты развил в своей голове мысли о сексе, то подключается гормональная система. В этом состоянии, если у человека не будет реализации этих мыслей, то нарушится работа тела: придут болезни. Поэтому важно держать свое сознание под контролем. Это дается не сразу, и на начальных этапах необходимы физические нагрузки. Но в монастыре их хватает: порой так за день напашешься, так устаешь, что готов уснуть даже стоя.

Но вот, опять же, есть другие примеры. Был у меня знакомый монах, образцовый, молился постоянно и был примером для всех. Сейчас женился. Ему разрешено приходить в храм — так же, как и все обычные люди, но служить не может. Петь может, но службу совершать — нет.

Примерно через какое время после пострижения становится тяжело?

У всех индивидуально. И тяжело не только в плане женщин. Может, вообще захотеться нарушить обет нестяжания: придет мысль, ты ее примешь и обложишь себя всяким ненужным хламом или, того хуже, захочешь приобрести какую-нибудь вещь.

Скажи честно: вы смотрите порнографию?

Порнография, как и другие зависимости, оказывает тяжелое последствие как на работу мозга, так и на организм. Более того, порнографической зависимости подвержены и многие семейные люди.

Если человек осознанно пришел в монастырь и через какое-то время он понимает, что испытывает зависимость от просмотра порнографии, то эту проблему он должен решить. Преодолеть эту зависимость, чтобы стать сильнее или же избрать путь семейной жизни.

Знаю, что в монастыре жизнь начинается очень рано. Во сколько ты встаешь?

В Лавре жизнь начинается в 5:30 утра. В это время начинается братский молебен — все братья собираются у мощей Преподобного Сергия. Так начинается день. Сам молебен, потом минут 10 утренняя молитва, потом полунощница, а потом уже литургия — самое главное таинство.

В монастыре у каждого есть послушание. Что делаешь конкретно ты?

В рамках этих и других мероприятий приходится общаться с прессой. Поэтому наше с тобой интервью у меня не первое уже: я довольно часто их даю.

Надо сказать, что Лавра — это город внутри города Сергиев Посад. У нас есть своя медицинская часть, служба МЧС и свой почтовый индекс. Также на территории монастыря находится крупнейшее учебное заведение Русской Церкви — Московская духовная академия. В ней учатся студенты не только из России, но и из США, Филиппин, Австралии, Египта, Японии, стран Европы. Чтобы все эту функционировало, нужны разные структуры. Так, в Лавре есть казначейская и келарская службы, разные мастерские. У нас, между прочим, есть такая интересная должность — виночерпий! Многие ждут, когда эта она будет вакантной, чтобы ее занять. Однако труд виночерпия тяжелый. Т.к. вина очень много (несколько десятков тонн) и это живой продукт, оно нуждается в уходе и постоянном наблюдении. Без него не может состояться главная служба — Литургия. Приезжай в гости — угощу тебя вином из бочек и нашей великолепной выпечкой.

Обязательно. За работу вы получаете какие-то деньги?

Нет. Монастырь — это большая семья, правильнее — братство. Все трудятся в той сфере, где они способны. Большая часть монахов с высшим образованием, многие закончили МГУ.

Если у тебя случается какое-то событие — кто-то из близких заболел, например, — ты пишешь прошение наместнику Лавры и тебе, как правило, оказывают необходимую помощь. Если ситуация непростая и требуется личная встреча с епископом, это возможно. Он назначает тебе время для встречи, ты приходишь и объясняешь, что произошло.

Насколько мне известно, монах должен находиться как можно дальше от обычной жизни и посвящать большую часть своего времени молитве. И тем не менее, монахам же разрешены телефоны, так? Они же отвлекают?

С одной стороны, зависит все от того, есть ли у тебя привязанность к этому телефону, месседжерам или социальным сетям. Не являются ли они теми раздражителями, заглушающими одиночество, которое возникает от чувства богооставленности. Если нет, то почему бы им не пользоваться?

С другой стороны, есть монахи, которые являются руководителями подразделений Лавры: им без телефона никак. Надо быть постоянно на связи и решать возникшие вопросы.

Некоторые совмещают священническое служение с деятельностью в социальных сетях, становятся блогерами, которые зарабатывают благодаря инстаграму или ютьюб-каналу.

Слушай, я в инстаграме нашла священников-блогеров и пару монахов. У некоторых даже под 200 тысяч подписчиков. В моей реальности это все как-то не вяжется.

Все священники разные в плане своих доходов. Мы же видим тех, кто ездит на очень хороших машинах, и тех, кто каждую копейку считает. Вот у меня кум служит в Ярославской области, и, помимо того, что он священник, еще и подрабатывает где-то. У него пятеро детей. Всех кормить надо, дать образование. Он вместе с матушкой справляется с этим: дети участвуют в олимпиадах и творческих мероприятиях, получают награды.

Некоторые совмещают священническое служение с деятельностью в социальных сетях, становятся блогерами, которые зарабатывают благодаря инстаграму или ютьюб-каналу. Не каждому это дано и не у каждого есть такой талант. Ну вот, например, отец Павел Островский — блогер. У него деятельность позитивная, созидательная. У некоторых людей ведь нет возможности задать какой-то вопрос батюшке: боятся, стесняются или по иной причине. Отец Павел на все эти вопросы хорошо и грамотно отвечает. Его заработок — это интернет-аудитория, хотя у него есть приход, где он служит.

Ну ведение таких блогов не противоречит каким-то канонам?

Как факт — нет, но все зависит от позиционирования. Тут нужно поставить себе вопрос: зачем и для чего я буду совершать тот или иной проект? Вот если я сейчас буду активно вести блог, то могу потерять пульс монастырской жизни, с течением времени сосредоточусь исключительно на самом себе. Если будет успех, то буду хвалиться собой, а там уже недалеко до гордыни и тщеславия — а это, сама понимаешь, не очень хорошо для монаха. Тут все очень тонко. Переступишь грань и далее можно быстро спуститься вниз. Самое главное — помнить для чего ты живешь. Я выбрал монашеский путь и неоднократно в течение жизни убеждался, что это мой путь, чувствую радость и счастье от служение Богу и людям. Если я оставлю это, то радости у меня точно не будет. Печальный опыт у меня был, и я не хочу к нему более возвращаться. Хотя греховный опыт защищает тебя от новых ошибок. Как сказал А.С. Пушкин:

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Так и я — не забываю моментов падения прошлого, строк печальных не смываю и это помогает мне, с Божией помощью, идти дальше.

А монахам разрешено вести блоги?

Ну если руководство монастыря не против этой деятельности и если у тебя хорошо это получается, то почему бы и нет. Я уже вспоминал иеромонаха Фотия: он хорошо поет, ведет блог и выступает с концертами. Но для этого надо быть внутренне очень сильным человеком, т.к. ты постоянно находишься в светском окружении: бомонд, общение, тот же женский вопрос. Сама атмосфера, которая существует в шоу-бизнесе, может вывести тебя из внутреннего мира, в котором ты пребываешь. Сможет ли монах, редко бывающий в монастыре, выдержать этот натиск гламура — большой вопрос и очень серьезная внутренняя работа.

Главное — не позволять шумам от других людей перебивать твое призвание и продолжать действовать согласно своим устремлению и интуиции.

Причины ухода в монастырь

В монастырь стоит стремиться с желанием служить Богу и проявлять милосердие к окружающим. Нет ничего плохого в том, что истинно верующий человек проведёт на Земле обычную мирскую жизнь. Можно быть близким к Богу не только в стенах монастыря. Молитва, церковные Таинства, пост, православные праздники – всё это позволяет душе приблизиться к Господу. Но может случиться так, что мирянин вдруг вознамерится уйти в монастырь.

Для начала стоит заметить – уход от мирских забот не является весомым поводом для монашеского пострига. Также неверно считать, что монахи близки к спасению, а миряне – нет. Серьёзный шаг прежде стоит обсудить со священнослужителем. В беседе батюшка поймёт, чем продиктовано желание уйти в монастырь и в зависимости от этого даст или не даст своё разрешение. Лучше всего говорить на тему ухода от мирских благ со своим духовником, у которого регулярно исповедуетесь. Если Вы этого не делаете и не посещаете службы, для начала надо регулярно этим заниматься, а потом уже думать о монастыре.

Преподобный Иларион

Если христианин уходит в монастырь, чтобы залечить глубокую рану, боль может и не притупиться, а вылезти наружу, поскольку человек в стенах обители предоставлен в каком-то смысле самому себе и Богу. В этой тишине, вероятно, чувства не смирятся, а разыграются с новой силой. Могут возникать мысли, что всё можно было бы изменить и досада от того, что этого уже не осуществить.

Поэтому решать проблемы нужно не уходом от мирской жизни, а исповедуясь, причащаясь, держа пост, радуясь вместе с другими верующими церковным датам. При правильном понимании смысла ритуалов и молитв и ведении благочестивой жизни, душа совершенствуется, разум становится светлее, и проблемы решаются легче (так как приходит понимание, мудрость, смирение, проявляются добрые качества). В беседах со священником происходит выражение чувств и мыслей, иногда достаточно выслушать, чтобы человек потом принял верное для себя решение.

Стоит помнить, что родители или супруг(а), в зависимости от возраста желающего принять монашеский постриг, должны дать согласие на это. Если у верующего имеются несовершеннолетние дети, придётся подождать до того времени, когда они вырастут.

Как прийти к монашеской жизни

В случае если внешних препятствий для ухода в монастырь нет, постриг всё равно не осуществляется при первом желании. Принято пройти некоторые этапы от мирянина до монаха:

  1. Вначале нужно будет послужить при монастыре трудником (трудницей), изучить его жизнь изнутри, помогать и работать на его территории.
  2. Спустя некоторое время, определённое игуменом (игуменьей) можно будет стать послушником (послушницей), если к этому моменту решение не изменится. В случае, если христианин передумал и хочет вернуться к мирской жизни, его отпускают, и он сможет тоже совершать богоугодные дела за стенами обители.
  3. Монашеские обеты даются только после прохождения этапов от мирянина до трудника и послушника.

Кто живет в монастырях

Просто так, на эмоциях, в монастырь уходить было бы неправильно. Не всякий человек на самом деле морально и духовно может быть готов к аскетическому образу жизни.

Что нужно принять, прежде чем изначально задуматься о монашестве:

  1. Понять, что Вы – действительно глубоко верующий человек.
  2. Регулярно посещать храм, не формально, а вникая во всё, что там происходит.
  3. Читать дома молитвы утром и вечером.
  4. Соблюдать пост, когда этого требует церковное правило, а также чтить праздники.
  5. Изучать специальную духовную литературу, чтобы понимать тонкости тех же самых ритуалов и смысл тех или иных церковных дат.
  6. Найти своего духовника и совершать паломнические поездки.
  7. Вести благочестивую жизнь.

Проблемы мирской жизни в ней и решаются. А в монастыре душа становится ближе к Богу от постоянного общения с ним, из-за отречения от материальных удовольствий, чтобы не отвлекали и не совращали. Признаком того, что верующий принял верное решение, когда ушёл в монастырь, является ощущение спокойствия, блаженства, радость от будней в обители. Далеко не каждый может смириться с аскетической жизнью, не всем это подходит, поэтому решение уйти в монастырь и проверяется на практике некоторое время, до ритуала пострига.

Стоит понимать, что от себя – не спрячешься. Уходить в монастырь стоит, не убегая от ответственности, а двигаясь по направлению к Богу.

Видео: Как уйти в монастырь, решиться на монашество

Обеты монаха

Постриг в монахи – это безвозвратное действие; прекратив аскетическую жизнь после пострига, человек разрывает связь с Богом. Посвящение в аскетическую жизнь, глубокое послушание и служение Богу – вот основные принципы жизни в обители.

После пострига монах (монашка) даёт три обета:

  1. Целомудрия. Иными словами, это обет безбрачия и отказ от похотей.
  2. Послушания. Это отказ от своей воли, полное послушание Богу и покорность, смирение с внешними обстоятельствами.
  3. Нестяжания. Отказ от всего земного, чтобы впоследствии обрести лёгкость духа.

В монашестве радость от близости к Богу – превыше всего, и она заменяет принявшим постриг все остальные радости мира.

ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 3

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Аввы монастырей строго определяли, чтобы у вновь пришедших не было бы никаких задолженностей ни перед родственниками, ни перед государством, ни перед обществом. Не принимали беглых рабов, уголовных преступников, дезертиров, должников, бежавших от долга или от государственной повинности, или кормильцев, бежавших от семьи.

Поскольку и такие случаи имели место, когда некоторые приносили из усердия что-либо с собой и отдавали монастырю, будь то деньги или имения, а затем по причине охлаждения или соблазна теряли горячность веры, бросали монастыри и уходили в мир. Тогда по возвращении они незаконно требовали вернуть свое имение назад, в то время когда оно давно уже было потрачено на нужды монастыря. Эти перебежчики обращались в мирские суды и устраивали тяжбы с монастырем. После таких случаев святые отцы постановили ничего не брать от вновь пришедших, дабы исключить наперед всякие соблазны, происходящие от них.

Кандидатов в монашество отдавали сначала в послушание к старцу, живущему недалеко от монастыря. Здесь они под руководством старца занимались приемом странников и услужением им. И только через год безропотного послушания старцу новичка вводили в монастырь и поручали его уже другому опытному монаху в руководство. Новый монах-старец был начальником над десятью младшими монахами, к нему-то и прикрепляли новичка. Старец-монах обязан был обучать новенького всем монашеским добродетелям и отвечал за него пред аввою монастыря.

После многих испытаний в твердости намерений новичка вводили в обитель и переменяли его мирскую одежду на монашескую. Делал это обычно сам авва монастыря, после чего вновь пришедший становился монахом. Все монахи находились на полном обеспечении монастыря. Еще одним правилом было то, чтобы никто ничего не смел называть своим: все считалось общим.

Мирскую одежду предусмотрительно не выбрасывали сразу после принятия в монашество, а оставляли на хранение эконому монастыря. И только тогда от нее избавлялись (ее отдавали нищим), когда удостоверялись, что новый монах не ослабевает в подвигах, не склоняется к ропоту, не ленится и не унывает, а твердо держится избранного пути, преуспевая от силы в силу.

Преподобный Иоанн Кассиан говорит, что из монастыря выход был только в двух случаях: в первом случае это был побег самовольника в мир, который совершался тайно ночью, а во втором случае выгоняли из монастыря нерадивых. Тогда процесс удаления из монастыря нерадивого монаха совершался по общему приговору всей братии. С недостойных иноков публично пред всеми снимали монашеские одежды и облекали обратно в мирские, и так со стыдом отправляли из обители в мир.

Эти порядки были подмечены преподобным Иоанном при посещении им египетских монастырей уже за много лет после смерти основателя общежительного монашества преподобного Пахомия Великого.

Преподобный Венедикт Нурсийский

Все вышеприведенные уставы восходят к одной святоотеческой традиции, выработанной на Востоке (в Египте) в самые ранние периоды зарождения монашеской жизни, и отличаются только в частностях. А по силе и смыслу являются единодушным мнением преподобных отцов на взгляд о принятии в монашество и о выходе из него.

Святитель Василий Великий

Вторым представителем святоотеческой традиции, более других повлиявшим на формирование общежительных монашеских уставов, является святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Если о преподобном Пахомии можно сказать, что его устав появился в результате откровения свыше, то устав святителя Василия можно назвать плодом его глубоких рассуждений над тем, какой должна быть идеальная жизнь во Христе, построенная исключительно на Евангельских заповедях.

Представление о монашестве сложились у святого Василия при созерцании многих современных ему подвижников благочестия, которых он видел во время своего путешествия по Сирии, Палестине и Египту. Кроме того, немалую роль в формировании его взглядов на монашество сыграла его собственная аскетическая жизнь, которую он проводил в пустынных местах Понта и Каппадокии. Василий Великий являлся руководителем множества иноков, собравшихся в монастыри, основанные им в этих областях. Правила для этих монахов составлял он сам.

Святой Василий происходил из малоазийских областей Римской империи. Родители его принадлежали к богатой землевладельческой аристократии и владели многими имениями в этих областях. Василий получил прекрасное образование в разных школах Кесарии Каппадокийской, в Афинах и в Константинополе. Он прошел весь курс тогдашних наук и, по мнениям современников, во всех достиг совершенства. Вскоре после окончания образования он возвратился в свой родной город Кесарию для преподавания риторики и для занятий адвокатурой.

Правила святителя Василия Великого

Второе, на что указывает святитель, – это тот момент, который говорит нечто о самом поступающем, а именно: не делает ли он шаг вступления в монашество с лукавством или самоугождением. Святитель Василий говорит, что при выборе монастыря надо идти в самый строгий, а не вызнавать, где будут делать больше поблажек к немощам. Иначе получится, что в самом отречении от мира поступающий ищет самоугодия, а не исправления дурных наклонностей[15].

В-третьих, святитель Василий настоятельно советует тому, кто собирается в монастырь, так мудро рассчитаться с миром, чтобы затем, живя в монастыре, уже больше не беспокоиться и не отвлекаться никакими заботами о мире[16]. Святитель Василий не случайно обращает на это внимание, потому что он сам был человеком не бедным и позже показал образец мудрого управления имением. Так, в его жизни был случай, говорящий сам за себя, когда во время голода в Каппадокии он продал свое имение и на вырученные деньги питал нищих и убогих, а богатых призывал раздать хлеб голодающим. Его благой пример и призыв возымели действие, и многие богачи открыли свои житницы для бедного народа, так что голод был преодолен.

Предшествующая жизнь исследуется для того, чтобы определить, кто и зачем приходит. Так, в § 51 подробнее говорится об этом. Здесь как бы даются общие указания настоятелям монастырей, предоставляя на их волю саму форму исследования[19].

В-пятых, необходимо устраивать такие испытания для вновь пришедших, которые могли бы выявить их расположение к послушанию, к терпению, к смиренномудрию и другим монашеским добродетелям[20]. Здесьже святитель рекомендует один из действенных способов испытания, который является общим правилом для всех приходящих. Заключается он в том, чтобы давать испытуемым самые низкие работы, где видно, способен ли тот к смиренномудрию и послушанию.Такие испытания особенно полезны тем, которые в мирской жизни занимали какое-либо знатное положение и имели много поводов к тщеславию, а значит, привыкнув к нему, уже безболезненно избавиться от него не могли[21].

Испытание должно быть как можно более тщательным и долговременным, но срок испытания не определяется, оставляя этот вопрос на усмотрение настоятеля монастыря. Святитель намеренно указывал на важность испытания, потому что в это время опытными духовными наставниками устанавливается пригодность кандидата к мироотречной жизни. Святитель утверждает, что лучше на ранней стадии обнаружить недостатки (слабости) и отвратить от монашества, чем наносить боль и урон братству в дальнейшем[22]. Это очень важное замечание, дающее понять, что далеко не все приходящие в монастыри могут быть монахами.

В-шестых, когда новичок приобретет достаточно навыков в духовном делании и будет испытан настоятелем и братией в твердости своих намерений, то принимать такого советует после общего согласия всех братий, чтобы радость (и ответственность) была бы для всех общая. Если кто-то не согласен, то должен об этом уведомить всех и обосновать свое несогласие или, например, объявить то, что не знают другие о новом брате. В любом случае, решение всего братства является законом, потому что они представляют собой одну семью и вправе решать, кого брать к себе, а кого не брать[23]. Это одно из важнейших пожеланий, потому что чаще всего недостатки отдельных личностей не видны бываю администрации по причине притворства. Но то, что не может увидеть настоятель, свободно может заметить братство монастыря, от которого ничего не скроешь. Настоятелю трудно судить объективно, так как и он сам, и вступающий в монастырь есть лица заинтересованные, и между ними немаловажное значение имеет чисто человеческий фактор симпатий и антипатий, от которого невозможно избавиться даже святым людям. Поэтому в некоторых монастырских уставах настоятелю даются рекомендации – не верить своим симпатиям, потому что они могут быть ложными. Гораздо объективнее судит братство монашеское.

Последним, седьмым, пунктом в ряду правил приема в монашество является сам торжественный обет отречения от мира. Как мы уже говорили выше, собственно обеты (публичные и торжественные обещания) воздержной жизни ради Христа были впервые введены святителем Василием Великим в каппадокийских монастырях[24]. Затем они распространились по всей ойкумене. В дальнейшем они были дополнены еще двумя обетами (нестяжания и послушания).

Монашеский постриг по уставу святителя Василия Великого

В правилах не описывается чин самого приема в монашество, но по некоторым письменным свидетельствам (в творениях святителя Василия) можно видеть, что при постриге:

Прием детей в монастырь

Кроме взрослых, желающих вступить в монашество, святитель Василий принимал и детей разного возраста, но данное явление отличалось от простых приютов тем, что детей принимали с целью воспитания будущих монахов. Святитель Василий не принуждал немедленно детей к принятию монашеских обетов и пострига. Однако, поскольку дети находились при монастыре, то они участвовали в жизни обители, в богослужениях, в постах, в трудах братий, но главное, детей еще отдельно воспитывали и обучали грамоте[30].

Выход из монашества в уставе святителя Василия Великого

Реформа святителя Василия Великого

Мы можем рассматривать постриг как акт, который имеет силу официального публичного договора, данного человеком, а это уже гораздо более серьезный шаг, чем проявление частной инициативы. Например, захотел человек попоститься – пожалуйста, он торжественных клятв и обетов не произносил, и он, если нарушит свой пост, ответственности за это не несет. Но если он нарушает утвержденные Церковью посты, то он юридически ответственен и должен по закону нести исправительное наказание (епитимию), потому что нарушил закон. Точно так же и временное, пусть и длительное воздержание от брачных отношений, не карается, если человек решает его оставить и вступить в брак. Это частная инициатива.

Нарушение обетов, данных для самого себя, не несет юридической ответственности ни пред Богом, ни пред Церковью, и нарушившие эти обеты неповинны и не несут публичного наказания в виде общецерковной епитимии. Однако нарушение публичных обязательств карается епитимией.

В римском юридическом праве заключение торговой и любой другой сделки признавалось правильным и имело силу закона, если соблюдалась определенная форма сделки. Чтобы сделка была признана законной, необходимо было трижды произнести необходимую словесную формулу в присутствии не менее пяти свидетелей этой сделки, и тогда она признавалась совершившейся, а нарушение ее каралось законом в виде штрафа или тюремного заключения.

Здесь, при постриге, происходит то же самое, за исключением того, что обязательства принимает на себя только одна сторона, а именно ищущий монашества, тогда как другая сторона никаких обязательств не дает. Когда ищущий монашества трижды подает ножницы священнику и трижды заверяет всю Церковь в истинности своих намерений вступить в монашество, то он должен прекрасно понимать, что за нарушение обетов, за обман всей Церкви он рано или поздно понесет наказание.

(Продолжение следует.)


Иеродиакон Никон (Горохов)
25 июня 2009 года

Читайте также: