Признается право на существование только одной правящей партии какой режим

Обновлено: 17.05.2024

Тоталитаризм (или тоталитарное правление), (от лат. totalis, totus – в целом, весь, всемогущество, тотальный) – это политическая система (система правления, политический режим), основанная на обязательной идеологии, при которой власть полностью централизована, а государство стремится регулировать и контролировать все аспекты политической, социальной, интеллектуальной и частной жизни (стремясь, прежде всего, наложить контроль и ограничения на внутреннюю свободу личности своих граждан).

Определение тоталитаризма как такового возникло в первой половине ХХ века, когда появились первые тоталитарные режимы. Первым, кто использовал этот термин, был основатель итальянского фашистского режима Бенито Муссолини.

Обычно тоталитаризм воспринимается как феномен политический, однако он также может быть рассмотрен шире, свидетельством чему является понятие тоталитарных структур.

Тоталитаризм является формой деспотизма. В тоталитарном государстве все сферы общественной жизни находятся под контролем властей, свободы человека и конституционные права упразднены, а представители оппозиции и другой политической мысли подвергаются политическим репрессиям. Жертвы тоталитаризма лишаются всех своих прав, к ним применяются методы политического террора.

Основные черты и признаки тоталитарных режимов

Основные черты тоталитарных режимов

Многие тоталитарные государства (например, Германия в период Третьего Рейха, Сталинский Советский Союз, современная Северная Корея и т. п.) имеют очень специфические общие черты. Характерными чертами тоталитарных государств являются:

Примеры тоталитарных режимов

Примеры тоталитарных режимов

В зависимости от модели тоталитаризма разные государства называют тоталитарными. Примеры часто упоминаемых режимов:

  • Германская империя во времена национал-социализма;
  • Советский Союз и его государства-сателлиты в Восточном блоке во времена сталинизма;
  • Китайская Народная Республика при Мао Цзэдуне;
  • Камбоджа при красных кхмерах;
  • Северная Корея и др.

К современным тоталитарным государствам относятся:

  • Вьетнам;
  • Китай;
  • Лаос;
  • Саудовская Аравия;
  • Северная Корея и др.

Массовый террор и институт концентрационных лагерей

Террор – один из важнейших инструментов тоталитарных режимов для установления власти и устранения политических противоречий. Террор повсеместен и применяется не только для достижения полного подчинения, но и впоследствии – для реализации идеологической доктрины партии.

Это выражается как в телесных наказаниях, так и в моральных аспектах (таких как лишение граждан основных прав и свобод человека, ежедневная пропаганда партийной идеологии и политики). Для эффективного осуществления террора тоталитарные режимы уделяют особое внимание поддержанию почти полной монополии на владение огнестрельным оружием.

Важную роль в тоталитарных режимах играет институт концентрационных лагерей, в которые значительную часть населения отправляют без формального судебного разбирательства.

Произвол содержания в лагерях оказывает сильное психологическое воздействие на население, которое стремится не проявлять никакой нелояльности к режиму и не демонстрировать свою индивидуальность даже в сферах, не имеющих ничего общего с политикой. Сами лагеря являются средством перевоспитания, навязывая модель общества, состоящего из двух категорий – палачей и жертв, разница между которыми постепенно стирается.

Контроль над хозяйственной жизнью

Важной общей чертой тоталитарных режимов является установление централизованного контроля над экономической жизнью и построение необходимой бюрократической системы. Это также можно сделать путём прямой национализации предприятий.

Во всех случаях это связано с разработкой государственных бизнес-планов, регулированием заработной платы и строгим контролем над прибылью. Таким образом, экономика подчиняется формулам официальной идеологии.

Роль идеологии и пропаганды в тоталитарных системах

Роль идеологии и пропаганды

В тоталитарных системах идеология, независимо от её специфических характеристик, играет центральную роль, становясь своего рода светской религией. Идеологии являются ключевым средством консолидации общественной поддержки системы, заменяя реальность вымышленной реальностью (у этой реальности может даже быть внутренняя логика и непротиворечивость).

Идеология заменяет традиционную концепцию законности идеологическим обоснованием, вытекающим из абстрактных принципов, таких как законы исторического развития при коммунизме или законы природы при национал-социализме.

Правящая партия и её идеология претендуют на то, чтобы представлять общую волю и интересы всего общества, всех граждан. Законодательная, исполнительная и судебная власти полностью подчиняются решениям партии и её лидера. Остальные партии запрещены или уничтожены.

Тотальная монополия партии оправдывается партийной идеологией, согласно которой решения партийного лидера всегда верны. Это подтверждается партийной пропагандой, которая является обязательным элементом тоталитаризма. При тоталитарных режимах устраиваются эффектные массовые шествия и публичные выступления в честь партии.

Они представляют собой чрезвычайно влиятельный психологический инструмент, и их цель – привить гражданам восторженное подчинение партийной идеологии. Важную роль в эффективности пропаганды играет практически полная монополия режима на СМИ.

В то время как авторитарная диктатура стремится сохранить статус-кво, тоталитарная диктатура требует от управляемых чрезвычайно активного участия в государственной жизни и её дальнейшего развития в направлении, определяемом соответствующей идеологией. Поэтому типичными являются постоянная мобилизация в массовых организациях и исключение вплоть до убийства тех, кто фактически или возможно противостоит тотальным притязаниям на власть.

Политической контр-моделью тоталитаризма является демократическое и правовое государство с наличием гражданских свобод, гарантией основных прав, с разделением властей на 3 ветви и высшим значением Конституции в государстве.

Тоталитарная структура и её формы

Тоталитарная структура может существовать в форме таких организаций:

  • религиозная секта;
  • преступная группировка;
  • политическая партия;
  • тоталитарное государство.

Каждая из них имеет свою специфику.

Тоталитарная организация (партия)

Тоталитарная организация

Тоталитарная партия отличается от традиционных политических партий и имеет многие характеристики массового общественного движения. Она построена иерархически в направлении от лидеров (старшая номенклатура) во главе с лидером (генеральным секретарем, герцогом, фюрером) до обычных членов, чьи права избирать своих боссов являются чисто формальными.

В партию входит небольшая часть населения, обычно около 10%, которая формируется из лояльных режиму граждан. Партия проникает во все государственные структуры, подчиняет их, трансформирует их, создает новые. В результате получается партийное государство или государство, полностью ведомое, подчинённое, ограбленное партией, которое оккупировало все три ветви власти и практически разрушило парламентскую систему.

Базовые характеристики тоталитарной структуры

Базовая основа идеологии любого тоталитарного образования – утверждение идеи превосходства, избранности членов структуры относительно всех остальных. Эта идея может принимать самые разнообразные формы и проявляться в широком спектре: от утверждения моральной, этической преимущества членов группы над не входящими лицами, до отрицания любых морально-этических принципов, норм и принципов в отношениях с не членами группы. Иными словами, эта идея может иметь положительную окраску, когда идеология структуры утверждает, что её члены являются лучше других людей вследствие принадлежности к структуре.

Тоталитарная структура, в отличие от других социальных образований, стремится регламентировать и подчинить не только внешние проявления человеческого поведения, но и внутренний мир человека. Если в любой социальной структуре внешнее соблюдение установленных правил и норм является залогом успешного и комфортного пребывания индивида в этой структуре, то для тоталитарной структуры этого недостаточно. Например, армию можно не любить, но при условии соблюдения всех требований успешно продвигаться по служебной лестнице. При этом не нужно корректировать свой внутренний мир.

В тоталитарной структуре соблюдение правил внешнего поведения является обязательным, но не это главное. Тоталитарная структура требует не только нормативного поведения, для неё важно не только, и не столько, чтобы её члены выполняли установленные требования, – она требует любви к себе, к своей приоритетности в системе ценностей её членов.

Именно поэтому тоталитарное государство уничтожает не только тех, кто открыто выступает против него, но и тех, кто открыто критикует и не декларирует своей преданности, увлечения, подчинённости. При этом отсутствие в поведении лица определённых противоправных деяний никоим образом не является гарантией от репрессий.

По этой причине для тоталитарных структур характерны массовые акции, на которых каждый, принадлежащий к ней, может в установленном порядке демонстрировать свою преданность и любовь. Отсутствие на этих акциях, уклонение от участия в них является одним из страшнейших преступлений для члена структуры.

Характеристика тоталитарных систем в западной политологии

Збигнев Бжезинский и Карл Фридрих

Два американских политолога времён холодной войны, Збигнев Бжезинский и Карл Фридрих, будучи сторонниками идентичности нацистского и сталинского режимов, выделили 5 общих черт тоталитаризма:

  • официальная руководящая идеология, охватывающая все жизненно важные аспекты человеческого существования, которой, по крайней мере пассивно, придерживается каждый, кто живёт в этом обществе;
  • единая, монополистическая, иерархически организованная, массовая правящая партия, возглавляемая одним человеком (диктатором);
  • государственная монополия на средства вооруженной борьбы (оружие);
  • государственная монополия на распоряжение СМИ, на торговлю и производство (плановая экономика);
  • полицейская система, основанная на насилии, страхе и секретных службах.

Британский историк Норман Дэвис дает следующие черты тоталитаризма:

Есть ещё один набор черт тоталитаризма, созданный американским политологом Хуаном Линцем. По его мнению, суть тоталитаризма заключается в следующем:

  • монизм принятия решений партией нового типа;
  • политический гнозис;
  • направляемая массовая социальная мобилизация.

Современный тоталитаризм

Тоталитаризм – это сложное явление в обществе. При тоталитаризме индивид превращается в бесполезную массу, в которой массовое ложное сознание и язык создаются как средство массового политического манипулирования.

Тоталитарное государство – это государство закрытого типа. То есть это общество, в котором есть сопротивление изменениям, а социальная мобильность снижена. Антропологический нигилизм, то есть отрицание индивидов, является политическим следствием существования тоталитарных опосредованных социальных отношений. Таким образом, понятие тоталитаризма – это своего рода введение в понимание таких идеологий, как неофашизм, неофашистское государство и т. п.

Среди перечисленных признаков наибольшее значение имеют первые два – официальная идеология и монополия одной массовой пар­тии на власть.

политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм [4], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма

Чрезмерный контроль за гражданами и политическими партиями, ограничение свобод, диктат госаппарата во всех сферах жизни.

Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Тоталитарный режим характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы двадцатого века. Автором его был Б. Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, который его теоретики назвали "тотальной концепцией жизни". Противники фашизма взяли этот термин на вооружение, придав ему противоположное содержание. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к СССР.

Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Трудно сразу ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: через изменения, происходящие в политической системе общества, или через его психологические проявления. Особый характер этого режима проявился и в том, что именно художественная литература (Е.Замятин, Б.Платонов, С.Керстер, Д.Оруэлл, А.Солженицын) дала возможность показать во всей полноте не только политические процессы, происходящие в обществе при этом режиме, но и психологическое перерождение общества, которое порой трудно описать сухим языком научных категорий.

Рассмотрим этот тип политического режима на основании критериев, обозначенных в параграфе 1.

Характер и мера осуществления власти.

Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой.

Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Отношение людей к власти.

Общество полностью отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью".

Роль идеологии в обществе.

Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – "идеология у власти". Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Как правило, роль идеологии заключается в том, чтобы дать критику старого общества или определенного правительства, сформировать представления о "светлом будущем", дать рекомендации, как этого будущего достичь. Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство общества на основе новых ценностей. Идеологией заведует партия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается.

Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. Лидер всегда харизматический, на него распространяется ощущение слияния с народом.

Сфера допустимого и запрещенного.

Запрещено все, кроме того, что приказано (разрешено).

Положение средств массовой информации.

Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно "закрытое" общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое "правильное", лучшее в мире. Знакомство с внешним миром разрушает царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его усто

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика политических режимов.doc

Сравнительная характеристика политических режимов.

1. Гарантии прав человека

1) Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.

2) Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.

4) Право используется в качестве жесткого и директивного регулятора всех общественных отношений, в качестве ограничителя свободы.

1) Права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере).

2) Массовый террор отсутствует, в известных пределах допускается независимость личности.

3) Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Закон на стороне государства, а не личности.

1) Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Наличие гражданского общества.

Решающая роль в защите прав человека принадлежит суду.

вмешательство в общественную жизнь ограничено.

3) Высокая степень реализации прав человека.

2. Политические структуры, осуществляющие власть.

1) Концентрация государственной (политической) власти в одних руках. Это не законодательная, не исполнительная и не судебная власть, а власть стоящей за ними одной партии, узкой группы людей, возглавляемой лидером. Культ личности вождя.

2) Внешне такая власть чаще всего концентрируется в исполнительных органах, законодательство носит формальный характер (облечение в необходимую форму заранее принятых решений), судебная юрисдикция сведена к минимуму.

3) В стране и обществе функционирует однопартийная система, партия является главой всех государственных органов, она активно вмешивается во все стороны государственной и общественной жизни и предопределяет все важные решения как государственных органов, так и общественных организаций.

4) Легальная политическая оппозиция отсутствует.

1) Власть осуществляется одним конкретным лицом, при минимальном участии народа, в роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из

элитарной среды или правящая элитарная группа.

2) Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим, исключается деятельность других политических партий и общественных организаций.

3)Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, то превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

1) Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на

2) Как правило, присутствует высокая роль суда, велик авторитет судебной власти.

3) Конституционное ограничение правительства.

4) Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.

3.Методы осуществления власти

1) Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие.

2) Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции.

3) Наличие репрессивного аппарата.

1) Власть осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.

2) Вождизм превращается в официальный государственный принцип.

3) Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.

4) Отрицаются принципы конституционности и законности.

1) Свободные и честные выборы.

2) Приоритетное положении права перед государством.

3) Гласность в работе властей всех уровней.

4) Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.

5) Функционируют сложные механизмы управления, которые имеют целью не столько подчинить людей властям, сколько учесть и скоординиро-

вать различные интересы.

4. Степень учета интересов различных сегментов общества

1) Стремление к унификации, единообразию общества.

2) Существует только официальная государственная идеология. Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.

3) Общеобязательная государственная религия.

4) Обществу отдается приоритет перед отдельным человеком.

1) Власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой.

2) Отсутствует единая идеология.

1) Приоритет человека, индивида в обществе.

ванность общественной жизни, общественный плюрализм, конкуренция разных идеологий.

3) Равенство всех перед законом.

4) Свобода вероисповедания

5) Ценности сотрудничества и компромисса.

5. Структурная дифференциация

1) Существование только одной правящей партии.

2) Разделение властей формально признается, но все ветви власти контролируются правящей партией.

1) Чаще всего наделена особой социально-политической ролью армия.

2) игнорируются разделения властей, строгая централизация всей государственной

3) Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства.

1) Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).

2) Дифференциация общества;

3) В обществе функционирует многопартийная система. При этом партии выступают не в качестве субъектов власти, а как механизмы формирования органов власти.

Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Все изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. По мнению одних авторов, политический режим и государственный режим одно и тоже. По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий, движений, объединений.

Понятие политический режим включает в себя следующие признаки:

-степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

-соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

-гарантированность прав и свобод личности;

-характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;

-степень реализации политической власти непосредственно народом;

-положение средств массовой информации, степень гласности в обществе, прозрачности государственного аппарата;

-место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

-соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

-характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

-тип политического поведения лидерства;

-учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

-доминирование определенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политической власти;

-политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция);

-мера политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Различают демократический и антидемократический политические режимы.

Демократический режим (народовластие).

Признаки демократического режима:

1) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) предполагается существование правового государства и гражданского общества;

4) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

5) силовые структуры (вооруженные силы, милиция);

6) доминируют методы убеждения и компромисса;

7) политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать или быть участником любой политической партии), в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.

8) гласность средства массовой информации свободны от цензуры;

9) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и т.д.).

Различаются прямая (непосредственная) и представительная форма демократии.

ü Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации. Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носят обязательный характер и не нуждаются в санкции государственных структур, остальные институты народовластия носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия полититических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контроль за политической элитой.

Недостатками прямой демократии является отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства.

ü Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют профессионалы, компетентные лица.

К недостаткам представительной демократии относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от избирателей, принятие решений в интересах не большинства граждан.

Антидемократические режимы - тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим возникает в ХХ веке, как реакция некоторых государств на необходимость экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного режима характерно господство одной идеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика, контроль государства над всеми областями власти.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни;

2) общество отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни;

4) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена тайной, недоступна для контроля со стороны народа;

5) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы гражданина носят декларативный формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

7) устраняется плюрализм, централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, то есть радикальный тоталитаризм. Впервые возникший в Италии (стремились к возрождению Римской империи 1922 г.) и Германии (1933 г. господство арийской расы, высшая нация германская). Данный режим характеризуется культом вождя, воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом.

Авторитарный режим рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче, чем демократический.

Авторитарный режим - это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа.

Признаки авторитарного режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей ( на законодательную, исполнительную, судебную) зачастую президент исполнительно распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы;

3) роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает вспомогательным органом;

5) сужена сфера действия принципов выборности гос.власти и должностных лиц;

6) сохраняется ограниченная цензура, полугласность;

7) существует частичный плюрализм;

8) права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются в полной мере;

9) силовые структуры обществу неподконтрольны, используются в политических целях.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру.

Разновидности авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный и т.д.

Деспотический режим - произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Характерен для стран Древнего Востока.

Тиранический режим - основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Устанавливается насильственным образом.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство"

Политический режим – это совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.


Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политических институтов и так далее.

Главный признак, по которому различаются политические режимы – это характер отношений между властью и народом, личностью и обществом.

По этому признаку выделяют следующие основные типы политических режимов: недемократические и демократические.


К недемократическим режимам принято относить: авторитаризм и тоталитаризм.

Авторитаризм – это политический режим, при котором носитель власти (например: диктатор, монарх, тиран) провозглашает сам себя имеющим право на власть.

Основными чертами авторитаризма являются:

· жёсткий контроль политической сферы общественной жизни;

· правящая партия огосударствлена;

· деятельность оппозиции возможна, но она ограничена очень жёсткими рамками;

· права и свободы граждан декларируются, но не защищены законом от произвола властей, поскольку политические права фактически отсутствуют;

· закон защищает государство, а не личность;

· в сферах, не связанных с политикой, может быть относительная свобода (например, могут проявляться рыночные отношения в экономике).

Авторитаризм или его элементы широко распространены в современных обществах. Ярким примером страны с авторитарным режимом может быть Республика Куба. Руководитель страны – Рауль Кастро – одновременно является главой государства, правительства, главнокомандующим её вооружённых сил, а также лидером правящей Коммунистической партии Кубы.

Тоталитари́зм – это политический режим, подразумевающий полнейший (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.

Основными чертами тоталитаризма являются:

· государство осуществляет контроль всех сторон общественной и частной жизни;

· запрещено всё, что не разрешено законом;

· существует однопартийная система, деятельность оппозиции не допускается;

· существует единая обязательная идеология;

· права граждан не защищены от произвола властей, осуществляются массовые репрессии;

· в экономике господствует государственная, командно-административная система;

· происходит милитаризация общества.

Противоположностью авторитаризму и тоталитаризму является демократия.

Демократия – это политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Демократический способ правления известен со времён античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы.

Основные принципы демократии это:

· Признание народа источником власти и носителем суверенитета.

· При демократии граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

· Развитая система органов местного самоуправления.

· Равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни.

· Формальное равенство – равенство всех перед законом.

· Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства.

· Свободные, всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании.

· Соблюдение принципа большинства, согласно которому большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю.

· Право меньшинства на оппозицию (при условии подчинения решениям большинства).

· Наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции в политической сфере.

· Плюрализм – многообразие мнений, взглядов, политических направлений и тому подобное как один из принципов демократического устройства общества.

· Наличие независимых средств массовой информации.

· Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.

· Правовое государство, то есть форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

· Развитое гражданское общество.

Среди условий, необходимых для существования демократии можно выделить следующие:

· Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам.

· Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности как основы независимости (пусть даже и относительной) человека от государства.

· Высокая степень развития общей и политической культуры общества, социальная и политическая активность граждан и их добровольных объединений, развитость гражданского общества.

Основной классификацией разновидностей демократии выступает её подразделение на типы в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую, представительную и плебисцитную демократию.

При прямой (непосредственной) демократии граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений. Данный вид демократии используется главным образом на уровне местного самоуправления.

При представительной демократии граждане участвуют в принятии решений через своих представителей, например: депутатов, избранного ими главу города, области, государства и так далее.

При плебисцитной демократии граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, однако сами принять участие в его подготовке и контролировать его выполнение граждане не в силах. Это могут быть референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и другое.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества.

Сегодня мы можем говорить о том, что гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Так же гражданское общество – это и совокупность негосударственных добровольных объединений граждан, которые преследуют личные и групповые интересы.

И ещё мы можем сказать, что гражданское общество – это особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнёрами.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения гражданского общества.

Экономические:

· свободный рынок и конкуренция.

· большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые:

· юридическое равенство граждан;

· обеспечение прав и их защита;

· обеспечение прав человека на информацию;

· высокий образовательный уровень населения;

· свобода слова и совести.


Исходя из сущности гражданского общества, в политической науке выделены его основные структурные элементы, такие как:

Во-первых, общности людей:

· Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.

· Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.).

· Группы интересов добровольные или вынужденные объединения людей для удовлетворения и отстаивания жизненно значимых интересов её членов в отношениях с государством, остальной частью общества, политическими институтами и другими субъектами. Например:

o профсоюзы рабочих и служащих;

o фермерские (крестьянские) организации и союзы;

o профессиональные ассоциации предпринимателей;

o феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и тому подобные движения;

o союзы ветеранов и другие.

Во-вторых, муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы.

В-третьих, добровольные хозяйственные объединения людей (союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества).

Также в структуру гражданского общества входят:

· Научные и культурные организации, спортивные общества, клубы по интересам.

· Независимые средства массовой информации.

Есть множество определений функций гражданского общества, но в основном их можно свести к следующему:

· Гражданское общество воздействует на человека (с помощью негосударственных способов и санкций), вынуждая его соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание индивидов.

· Гражданское общество защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности.

· Гражданское общество способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

· Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.

И действительно, государство и гражданское общество постоянно находятся во взаимосвязи. Они взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства.

Правовое государство – это форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Можно выделить следующие признаки правового государства:

· главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

· равенство всех перед законом;

· разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Они не вмешиваются в сферу деятельности друг друга, но могут контролировать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

· реальность естественных прав и свобод человека, их правовая и социальная защищённость, поскольку эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

· признание прав и свобод человека высшей ценностью;

· политический и идеологический плюрализм;

· стабильность законности и правопорядка в обществе;

· контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Что такое политический режим?

2. В чём состоят различия между авторитаризмом, тоталитаризмом и демократией?

Читайте также: