Какие обязанности возлагаются на полицию в отношении несовершеннолетних самовольно ушедших из семей

Обновлено: 30.06.2024

То есть Елена Александровна процитировала закон не по закону, а по противозаконной практике (разницу я описывал), которую она, значит, знает лучше.

. Безнадзорность трактуется законом настолько широко, что это неправильное исполнение родительских обязанностей, в результате которых ребёнок остался безнадзорным. [Неправильно. Ненадлежащее исполнение — только необходимый признак безнадзорности, благодаря наличию которого в законе не каждый ребёнок, который находится без взрослых, является безнадзорным. — А.К.] Но — и это очевидно — в присутствии родителя, который находится там же, назвать такую ситуацию безнадзорностью очень сложно. Также как когда ребёнка забирают из детского учреждения. Что, педагог, директор детского сада или школы или кружка оставил детей без надзора, он не выполнил свои обязанности? Эта трактовка настолько волюнтаристская, конечно, она противоречит здравому смыслу и , я подозреваю, она не соответствует и точной норме этого закона…
У большинства семей кровных, с которым мы работаем, дети были отобраны по вот этой бумажке, что это безнадзорность. То есть полиция вместе с опекой заходила в семью, где рядом с ребёнком была мама.
…И на самом деле получается, что в интересах семьи проще этого не делать. А при этом они считают, что ребёнка забрать надо. И что они делают: они просят полицию написать вот этот самый акт, что полиция вдруг обнаружила безнадзорного ребёнка сидящим на руках у мамы.

От общественницы, хотя и особенной, проповедующей вмешательство всюду , вернёмся снова к служащим.

Из статьи 1 ФЗ-120:
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, выступает 15 февраля в Общественной палате (см. трансляцию):

(49:50) Как я уже говорила, статьи 13 и 121 ФЗ-120 позволяют сотрудникам органов МВД выйти в семью, оценить в рамках своего усмотрения ситуацию в семье, доставить в соответствующее отделение полиции ребёнка, составить акт – либо о помещении ребёнка в специализированное учреждение если они сочли, что ребёнок находится в социально-опасном положении, либо акт о безнадзорности, если они выявили, например, факт жестокого обращения и полагают, что есть основания изъять ребёнка, потому что есть опасность его жизни. И их действия абсолютно логичны и понятны в рамках вот этих двух статей. И по сути таким образом именно осуществляется изъятие ребёнка в большинстве случаев.
(51:19) . Конечно же, необходим чёткий механизм действий органов внутренних дел. в части той оценки ситуации, есть ли социально-опасное положение, нет ли социально-опасного положения, насколько ситуация действительно остра.
(57:05) Мы работаем над подготовкой нашего московского регламента по отобранию детей в случае нахождения ребёнка в социально-опасном положении.

Как видно, Алла Зауровна твёрдо уверенна, что "социально-опасное положение" - законный повод для отобрания детей. Слушая на разных встречах такие речи, понимаешь, как практика исполнения незаконного Приказа № 845 искорёжила сознание служащих не только полиции, но и опеки.


4. Другие общественники.

Несмотря на наши разъяснения, продолжают нести ошибочную оценку и горячие представители родительской общественности. Героиня моего прошлого материала на Парламентских слушаниях выступила в унисон с Е.Альшанской, вновь обвинив и призвав к его радикальному изменению. Мне пришлось в своём выступлении указать на эту ошибку.


В России от задержания и административного дела не застрахован никто, в том числе и несовершеннолетние. Объясняем, как полицейские, суды и комиссии по делам несовершеннолетних должны поступать в соответствии с законом и что вас может ждать после задержания.

Короткая версия инструкции в картинках:

Задержание

При задержании несовершеннолетнего полиция обязана сообщить об этом родителям или другим законным представителям. Законные представители — это опекуны. Дедушки, бабушки, дяди, тети, братья, сестры или учителя не считаются законными представителями. После задержания несовершеннолетнего должны содержать отдельно от взрослых и никак иначе.

По закону несовершеннолетнего нельзя задерживать в отделе полиции более чем на 3 часа. Однако уйти из отдела полиции несовершеннолетний может, только если за ним явились его родители или опекуны.

Если родители или опекуны не забирают несовершеннолетнего в течение 3-х часов, он передаётся в ЦВСНП (центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) на срок до 48 часов. Если по истечении 48 часов родители не забрали и оттуда, то материалы передаются в суд, а несовершеннолетний остаётся в ЦВСНП, пока решается вопрос о его устройстве. Но оставаться в ЦВСНП он может не более чем на 30 суток, в крайнем случае суд может продлить этот срок ещё на 15 суток.

Бывают случаи, когда родителей в городе нет и забрать несовершеннолетнего некому (например, уехали в отпуск, оставив ребенка бабушке). Чтобы избежать описанных выше последствий, рекомендуем родителям оформлять перед отъездом доверенность на родственников/друзей. В доверенностях следует указывать, в том числе, полномочия на представление интересов в полиции, суде, комиссии по делам несовершеннолетних.

Допрос

Если несовершеннолетнего в ОВД решили допросить в качестве свидетеля по уголовному делу, то должны быть соблюдены особые правила:

  • если несовершеннолетнему меньше 14 лет, на допросе должны присутствовать родители или опекуны. С 14 до 18 — законного представителя могут допустить к участию, но не обязаны.
  • допрос не может продолжаться больше двух часов подряд и больше четырех часов в день
  • если несовершеннолетнему меньше 14 лет, на допросе должен присутствовать психолог или педагог (не из его школы, а любой, у кого есть соответствующее образование).
  • следователь должен вести видеосъемку допроса, если только сам несовершеннолетний или его законный представитель (родитель) не будут возражать (ч. 5 ст. 191 УПК РФ). Это видео должно храниться при уголовном деле. Родитель или законный представитель также может ходатайствовать о том, чтобы он вел видеосъемку и на свое устройство тоже.

Что происходит с делом дальше

Ваше дело должен рассматривать не суд, а комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). В Москве этим занимаются комиссии при районных управах.

В случае, если дело все-таки поступило в суд, тот обязан передать его в КДН. Если суд не передал дело сразу, а по ошибке принял его к рассмотрению, то передача его в КДН по закону уже невозможна. Суд может либо вынести решение, что будет поводом для отмены его в апелляционной инстанции, либо прекратить его вообще.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту их жительства. Верховный суд установил приоритет подсудности по месту жительства несовершеннолетнего.

Как рассматривают административные дела в КДН

Рассмотрение административного дела в КДН, как и рассмотрение дела в суде, регулируется Кодексом об административных правонарушениях и в целом осуществляется по той же процедуре.

Как подготовиться

Учтите, что для КДН особенно важны положительные характеристики привлекаемого к ответственности. КДН собирает их сама, делая запросы в образовательные учреждения. Однако будет лучше, если вы также покажете все достижения ребенка сами (грамоты, медали, положительные характеристики из школы, посещаемых кружков и секций, справки об участии в благотворительной работе и др.). Даже соседи могут написать характеристику — какой хороший ребёнок.

Особенности процедуры

Одно из ключевых отличий: в КДН дела рассматриваются коллегиально. В составе комиссии должно быть не менее трех, но не более 12 человек. Заседание КДН правомочно, если в нем приняло участие не менее половины членов комиссии. Председателем заседания должен быть председатель или заместитель председателя КДН. Кроме того, обязательно должен быть избран секретарь заседания.

Поскольку КДН — коллегиальный орган, во время заседания нужно вести протокол. Это делает секретарь комиссии.

В протоколе указываются:

  • дата и место рассмотрения дела
  • наименование и состав КДН
  • событие административного правонарушения
  • сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке
  • отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения
  • объяснения, показания, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела
  • документы, исследованные при рассмотрении.

Протокол о рассмотрении дела подписывают председательствующий в заседании и секретарь. Мы рекомендуем обязательно получить заверенную копию протокола после заседания.

Несовершеннолетние вправе иметь защитника, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и так далее. Объяснения также вправе давать законные представители несовершеннолетнего.

Если рассмотрение дела затянулось и привлекаемому к ответственности исполнилось 18 лет, дело не прекращается, решение выносится. Однако поставить на профилактический учет вдобавок к наказанию человека уже не смогут (о профилактической работе см. ниже).

Обязательное уведомление родителей

Права несовершеннолетнего защищают его законные представители: родители, усыновители, опекуны или попечители. Родство нужно будет подтвердить — например, предъявить страницу паспорта со вписанным ребенком или его свидетельство о рождении.

Родителям и опекунам должны обязательно сообщить о месте и времени рассмотрения дела — иначе это грубое нарушение прав несовершеннолетнего и его родителей. Судья или должностное лицо, рассматривающее дело, может обязать присутствовать родителей или опекунов.

Если несовершеннолетний и законный представитель не являются на заседание комиссии без уважительной причины, то они могут быть подвергнуты процедуре привода.

Обязательное уведомление прокурора

О месте и времени рассмотрения дела против несовершеннолетнего должны известить и прокурора. Не сделав этого, должностное лицо совершит серьезное нарушение, которое должно влечь отмену судебного акта. Если КДН не уведомила прокурора, лучше ей об этом не напоминать — а заявить уже в апелляции с целью отмены решения КДН.

Прокурор вправе принять участие в административном деле. Он может представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

Административное наказание несовершеннолетних

Несовершеннолетнего ни при каких условиях нельзя подвергнуть административному аресту. Кроме того, возраст — смягчающее обстоятельство, которое суд должен учесть при назначении административного наказания.

Поскольку многие несовершеннолетние пока не зарабатывают сами, судья, назначая штраф, должен вынести специальное определение о взыскании штрафа с законных представителей. Копию такого определения вручают под расписку несовершеннолетнему или его представителям. Если они не смогли присутствовать, копии документа высылают им в течение трех дней со дня вынесения. Об этом делается запись в деле.

Что потом?

Производство по делу о правонарушении рано или поздно закончится. Вероятнее всего, не в пользу несовершеннолетнего. Если для обычных правонарушителей история завершится уплатой штрафа или административным арестом, то для несовершеннолетних последствия могут длиться дольше.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

  • совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания
  • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Основанием для профилактики становится постановление, которое выносит КДН. Это постановление должно вступить в силу (должно пройти 10 дней, либо должна пройти апелляция, если постановление обжаловалось). Постановка на учет до вступления вы силу постановления КДН незаконна — ее можно обжаловать в порядке административного судопроизводства.

В любом случае, после 18 лет индивидуальная профилактическая работа прекращается.

Могут ли привлечь к ответственности родителей?

Кроме того, родителей могут вызвать в отдел полиции по делам несовершеннолетних для дачи объяснений. Рекомендуем не игнорировать такие вызовы, так как непонятно, как неявка может отразиться на ребенке. При этом рекомендуем ознакомиться с нашей инструкцией по ведению профилактических бесед с полицейскими.

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;

5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

6) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

7) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

8) в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;

11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

12) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации; обеспечивать участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении или о продлении административного надзора либо о дополнении ранее установленных административных ограничений, в случае подачи административного искового заявления территориальным органом;

13) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок; в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; информировать администрацию исправительного учреждения о продлении срока возвращения осужденного в исправительное учреждение, если такое продление осуществлялось в соответствии со статьей 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;

14) содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

15) принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

16) принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

17) участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

18) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности;

19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных транспортных средств;

20) выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельности по экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в полиции; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему;

21) контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;

22) осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также прием, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

23) выдавать при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса частного детектива и правового статуса частного охранника удостоверения установленного образца; принимать квалификационные экзамены у частных охранников и лиц, претендующих на получение удостоверения частного охранника; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;

24) осуществлять контроль за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций, а также участвовать в контроле за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, по соблюдению ими требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации;

26) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

27) проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию и государственную геномную регистрацию;

28) осуществлять в соответствии с федеральным законом государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

29) участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

30) оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы Российской Федерации во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации;

31) принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом;

32) выносить заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

33) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

34) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;

35) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;

37) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;

38) обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы;

39) предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления;

40) обеспечить создание и ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра;

41) оказывать содействие судебным приставам в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам;

42) осуществлять контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с федеральным законом.

2. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления,административного правонарушения, место происшествия, пресекатьпротивоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан иобщественной безопасности, документировать обстоятельствасовершения преступления, административного правонарушения,обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следовпреступления, административного правонарушения, происшествия;

3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим отпреступлений, административных правонарушений и несчастных случаев,а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо всостоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированнаяпомощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

4) выявлять причины преступлений и административныхправонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать впределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц,имеющих намерение совершить преступление, и проводить с нимииндивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать впропаганде правовых знаний;

5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок наулицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортныхмагистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах идругих общественных местах;

6) обеспечивать совместно с представителями органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления и организаторами собраний, митингов,демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее -публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок,оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерациисодействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовыхмероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечениибезопасности граждан и общественного порядка в местах проведенияэтих мероприятий;

7) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры поспасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра,содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательныхслужб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинныхмероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

8) в соответствии с подследственностью, установленнойуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации,возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам,производство предварительного следствия по которым необязательно;выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам,производство предварительного следствия по которым обязательно;

9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи),письменные поручения следователя, руководителя следственногооргана, органа дознания о производстве отдельных следственныхдействий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержаниилиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, опроизводстве иных процессуальных действий, оказывать содействие вих осуществлении;

10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целяхвыявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений,обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях,предусмотренных федеральным законом;

11) пресекать административные правонарушения и осуществлятьпроизводство по делам об административных правонарушениях,отнесенных законодательством об административных правонарушениях кподведомственности полиции;

12) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления илиподозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся оторганов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних,самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений длянесовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальныхучебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихсяот исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинскогохарактера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц,уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом всвязи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших безвести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливатьимущество, подлежащее конфискации; (В редакции Федерального законаот 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)

13) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительнойвласти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативно-правовому регулированию всфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействиеучреждениям и органам уголовно-исполнительной системы восуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-подстражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, отполучения предписания о направлении к месту отбывания наказаниялибо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный вуказанном предписании срок; в обеспечении безопасности граждан иобщественного порядка при введении режима особых условий висправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительнымзаконодательством Российской Федерации; информировать администрациюисправительного учреждения о продлении срока возвращенияосужденного в исправительное учреждение, если такое продлениеосуществлялось в соответствии со статьей 97Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;

14) содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или)заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временногосодержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, атакже лиц, подвергнутых административному наказанию в видеадминистративного ареста; конвоировать содержащихся в следственныхизоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенныхпод стражу лиц для участия в следственных действиях или судебномразбирательстве и охранять указанных лиц во время производствапроцессуальных действий; исполнять решения суда (судьи) о лишенииправа управления транспортным средством, о возмездном изъятии иликонфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетнихправонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждениязакрытого типа; (В редакции федеральных законовот 05.04.2013 г. N 37-ФЗ; от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)

15) принимать меры по идентификации лиц, которые по состояниюздоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения осебе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

16) принимать в соответствии с федеральным законом меры,направленные на предупреждение, выявление и пресечениеэкстремистской деятельности общественных объединений, религиозных ииных организаций, граждан;

17) участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму ив обеспечении правового режима контртеррористической операции, атакже в обеспечении защиты потенциальных объектов террористическихпосягательств и мест массового пребывания граждан, в проведенииэкспертной оценки состояния антитеррористической защищенности ибезопасности объектов;

18) проводить в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации экспертизы по уголовным делам и делам об административныхправонарушениях, а также исследования по материаламоперативно-разыскной деятельности;

19) осуществлять государственный контроль (надзор) засоблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требованийнормативных документов в области обеспечения безопасности дорожногодвижения; регулировать дорожное движение; оформлять документы одорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственныйучет основных показателей состояния безопасности дорожногодвижения; принимать экзамены на право управленияавтомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами ивыдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке,установленном законодательством Российской Федерации,автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать вустановленных случаях свидетельства о допуске их к перевозкеопасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которыепредусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождениетранспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств,осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленныхзаконодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесныхгрузов; (В редакции Федерального закона от 01.07.2011 г. N 170-ФЗ)

20) выдавать гражданам и организациям при наличии оснований,предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретениегражданского и служебного оружия; лицензии на осуществлениедеятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельногооружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельностипо экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основныхчастей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения нахранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия,на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввозна территорию Российской Федерации и вывоз с территории РоссийскойФедерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения нахранение и использование или хранение и ношение отдельных типов имоделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия,полученного во временное пользование в полиции; вести всоответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему;

21) контролировать оборот гражданского, служебного инаградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность итехническое состояние боевого ручного стрелкового и служебногооружия, находящегося во временном пользовании у граждан иорганизаций, а также соблюдение гражданами и организациямизаконодательства Российской Федерации в области оборота оружия;производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;

22) осуществлять в установленном порядке прием, хранение иуничтожение изъятого, добровольно сданного и найденногоогнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов,патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а такжеприем, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных инайденных наркотических средств, психотропных веществ и ихпрекурсоров;

23) выдавать при наличии оснований, предусмотренныхфедеральным законом, лицензии на осуществление частной детективной(сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности;выдавать для подтверждения правового статуса частного детектива иправового статуса частного охранника удостоверения установленногообразца; принимать квалификационные экзамены у частных охранников илиц, претендующих на получение удостоверения частного охранника;проводить периодические проверки частных охранников и работниковюридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность кдействиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружияи специальных средств;

24) осуществлять контроль за деятельностью частных детективови частных охранных организаций, а также участвовать в контроле задеятельностью организаций, осуществляющих образовательнуюдеятельность по программам профессионального обучения частныхдетективов, частных охранников и дополнительным профессиональнымпрограммам руководителей частных охранных организаций, пособлюдению ими требований и условий, установленныхзаконодательством Российской Федерации; (В редакции Федеральногозакона от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)

26) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами,освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судомв соответствии с федеральным законом запретов и ограничений;участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных,которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, илинаказание в виде лишения свободы условно;

27) проводить в соответствии с федеральным закономгосударственную дактилоскопическую регистрацию и государственнуюгеномную регистрацию;

28) осуществлять в соответствии с федеральным закономгосударственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участниковуголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей,должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, атакже других защищаемых лиц;

29) участвовать в обеспечении режима военного положения ирежима чрезвычайного положения в случае их введения на территорииРоссийской Федерации или в отдельных ее местностях;

30) оказывать содействие пограничным органам федеральнойслужбы безопасности в проведении мероприятий по защитеГосударственной границы Российской Федерации, участвовать восуществлении контроля за соблюдением пограничного режима,обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральнойслужбы безопасности временное ограничение или воспрещение доступаграждан на отдельные участки местности или объекты вблизиГосударственной границы Российской Федерации во время проведенияпограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторженийна территорию Российской Федерации или при воспрепятствованиинезаконным массовым пересечениям Государственной границы РоссийскойФедерации;

31) принимать в соответствии с федеральным законом меры попресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке ипроведении референдумов противоречащей закону предвыборнойагитации, агитации по вопросам референдума, информироватьизбирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленныхнарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять позапросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения оналичии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихсякандидатами на должность Президента Российской Федерации,кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органовгосударственной власти, кандидатами на выборные должности местногосамоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятсябюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать вобеспечении безопасности граждан и общественного порядка впомещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказыватьпо запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иноесодействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществленияэтими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральнымзаконом;

32) участвовать в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации в обеспечении авиационной безопасности в областигражданской авиации; охранять в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, аэропорты и объекты ихинфраструктуры; выносить заключения о возможности допуска к работев службе авиационной безопасности в случаях, если эта работасвязана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизнии здоровья граждан, а также для окружающей среды;

33) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительнойвласти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительнойвласти, реализующим государственную политику в сфере миграции иосуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю,надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции,участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданамиРоссийской Федерации и должностными лицами порядка регистрации иснятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета поместу пребывания и по месту жительства в пределах РоссийскойФедерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицамибез гражданства порядка временного или постоянного проживания,временного пребывания в Российской Федерации, въезда в РоссийскуюФедерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проездачерез территорию Российской Федерации;

34) направлять материалы в налоговый орган для принятия по нимрешения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий,отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиямналоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со днявыявления указанных обстоятельств;

35) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлениив медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явкипо вызову в эти организации; участвовать совместно с органамиздравоохранения в случаях и порядке, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами,страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом илинаркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целяхпредупреждения совершения ими преступлений и административныхправонарушений; оказывать содействие медицинским работникам восуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц вмедицинские организации, а также обеспечивать медицинскимработникам безопасные условия для доступа к этим лицам и ихосмотра;

37) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющиепризнаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборотаили ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них безспециального разрешения, с составлением протокола и вручением егокопии указанным гражданам и должностным лицам;

38) обеспечивать сохранность найденных и сданных в полициюдокументов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, ихвозврат законным владельцам либо передачу в соответствующиегосударственные или муниципальные органы;

39) предоставлять по межведомственным запросам органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведенияо наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если дляпредоставления государственной или муниципальной услугипредусмотрено предоставление таких сведений или документа,содержащего такие сведения, в указанные государственные органы илиорганы местного самоуправления; (Пункт дополнен - Федеральный законот 01.07.2011 г. N 169-ФЗ)

40) обеспечить создание и ведение единой автоматизированнойинформационной системы технического осмотра; (Пункт дополнен -Федеральный закон от 01.07.2011 г. N 170-ФЗ)

41) оказывать содействие судебным приставам в порядке,определяемом федеральным органом исполнительной власти в сферевнутренних дел и федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию всфере обеспечения установленного порядка деятельности судов иисполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлениирозыска гражданина - ответчика по гражданскому делу, а такжедолжника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительнымдокументам. (Пункт дополнен - Федеральный законот 03.12.2011 г. N 389-ФЗ)

2. Иные обязанности могут быть возложены на полицию толькопутем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей,если он не является предметом регулирования федеральных законов,нормативных правовых актов Президента Российской Федерации илинормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,определяется федеральным органом исполнительной власти в сферевнутренних дел.

Читайте также: