Какие обязанности семьи важны для государства

Обновлено: 04.07.2024

Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья – это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1 миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества.

В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов семей и 38 миллионов детей нуждаются в эффективной реализации государственной семейной политики. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи (всего один трудовой доход), семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее.

У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

Есть различные проблемы у семьи и их необходимо решать в форме государственной помощи семьям:

- денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием;
- трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы;
- социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг, консультативной помощи.

Используются также и различные методы достижения целей:

1. изменение сложившихся за прошедшие годы стереотипов взаимодействия личности, семьи и государства (к семье возвращается часть функций – это экономическая, общественно-воспитательная, социокультурная и другие);
2. государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы, заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами.

Органы исполнительной власти на местах начали создавать и укреплять территориальную сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров усыновления, опеки и попечительства, центров планирования семьи, социальных приютов и других учреждений.

Совместные усилия федеральных органов власти в сочетании с активной работой на многих территориях местных органов власти – это одно из важных условий создания системы социальной помощи нуждающимся гражданам. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении все своей жизни. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направление деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь взаимозависимости, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой. Поэтому на сегодняшний день социальная государственная политика имеет своей целью укрепление семьи как социального института. Эта цель является одним из приоритетных направлений и носит фундаментальный, долговременный характер.

Для поддержания необходимой численности населения страны потребуется проведение социально ориентированной экономической и активной семейной и демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, привлечение трудовой иммиграции и создание условий для закрепления мигрантов в России.

Необходимо осознание того, что те меры, которые предпринимает государство в отношении улучшения демографической, а, если говорить, серьезнее, то геополитической ситуации, не касаются главного – идеологии деторождения. Необходимо в стране менять отношение к многодетным семьям, к деторождению, к стереотипам сознания наших граждан, когда многодетная семья воспринимается, как ненормальная, социально неадекватная. Поэтому помощь многодетным семьям необходима со стороны государства не разовая, а существенная и постоянная, зафиксированная законодательством.

Если государство будет помогать многодетным, значит, в государстве, действительно, все хорошо, и оно думает о будущем своего народа. Когда люди увидят, как государство помогает большим семьям, в которых родители не являются алкоголиками, то и отношение к рождаемости будет в России меняться. Очень хочется, чтобы сохранился русский этнос, наша русская культура, чтобы Россия сохранилась как Россия, для этого нужно, чтобы наши женщины рожали много детей, а государство помогало многодетным семьям и основательно их поддерживало.

Если государство реально будет помогать многодетным семьям и семьям с детьми вообще, то общество увидит, что дети нужны не только родителям, но и своей стране, Российскому государству.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Начнём с определений. Что такое семья? Общепринятого определения семьи не существует, поэтому каждый может трактовать это понятие по-своему. Лично мне нравится следующее определение:

Единственной задачей, которую людям нельзя качественно решить вне семьи, является воспитание детей. Всё многообразие отношений людей между собой, кроме воспитания детей, можно успешно реализовывать, семьи не создавая. Этот факт доказывает вся история человечества.

Основной функцией семьи является воспитание и социальная адаптация детей в обществе и окружающем мире.

Вторая важная функция семьи - это забота о всех её членах (не только о детях), бережное отношение друг к другу, защита членов семьи от негативных внешних воздействий.

Что такое крепкая семья? Крепкой можно назвать ту семью, которая хорошо справляется с вышеперечисленными функциями.

Крепкая семья – это фундамент крепкого государства. Слабая разрушенная семья – причина всех государственных бед и неурядиц.

Дадим определение государству.

Государство – это малочисленная группа активных людей, пришедшая к власти, которая силой своей власти контролирует территорию и людей на этой территории проживающих.

Основная функция государства – сохранение контроля над своей территорией и своим населением.

Крепкое государство – это государство эффективно, с наименьшими издержками, контролирующее свою территорию и своё население.

Человечество постоянно развивается и государству с каждым годом требуется всё больше сил и ресурсов, чтобы удержать под своим контролем свою территорию и своё население. История человечества предельно ясно показывает, какая это нелёгкая задача.

За счёт каких ресурсов государство живёт и развивается? Основных ресурса два:

  1. Семья.
  2. Природные ресурсы территории государства.

Существуя и развиваясь, государство разрушает два этих ресурса. Ничего удивительного в этом нет. В нашей вселенной всегда и везде существование и развитие чего-то одного идет за счёт разрушения чего-то другого. Например, земледелец, получая урожай, разрушает плодородие почвы. Человек строя свой дом рубит деревья. Но мудрый земледелец заботится о восстановлении плодородия своих земель, а мудрый строитель думает о посадке новых лесов, или о том, как без вырубки лесов обойтись.

Я поставил семью в списке ресурсов государства на первое место. Без людей государства нет. Государству постоянно требуются физически и психически здоровые, хорошо воспитанные и хорошо обученные люди. Откуда государство берёт их для своих нужд? Из семьи. Государство заставляет тратить людей свои жизни и здоровье, жизни и здоровье своих детей, на государственные нужды.

Вернёмся к разговору об эффективности государства. Основным критерием эффективности государства должно служить эффективность использования людских ресурсов, а значит эффективность использования семьи. Чем меньше времени и здоровья приходится тратить людям и их семьям на поддержание и развитие государства, тем эффективнее государство.

А зачем семье государство? Второй важной функцией государства является функция защиты семей и людей, проживающих на территории государства, от внешней агрессии, техногенных и природных катастроф, финансовых кризисов и т. п.. Государство аккумулирует ресурсы, для того чтобы сгладить негативные последствия от тех или иных неприятностей для своего населения. Государство – это выработанный в процессе эволюции механизм защиты семьи.

Государство должно заботиться о семье, также как земледелец заботится о восстановлении плодородия своих земель. Если государство о семье не заботится, то оно приходит в упадок и разрушается.

Семью можно рассматривать как возобновимый ресурс. Но у каждого возобновимого ресурса есть предел разрушения, за границей которого последующее восстановление данного ресурса становится невозможным. Есть такой предел и у института семьи, а значит есть он и у государства.

Государство, которое, разрушая семью, не заботится о её восстановлении, вынужденно брать на себя функции семьи по воспитанию детей, и по обеспечению членов разрушенных семей. Проблема в том, что функции семьи государству не свойственны, и выполнять качественно функции семьи ни одно государство никогда не сможет. В основе семьи лежит любовь и взаимное уважение, а в основе государства – сила и принуждение.

Пример России показателен. Непрерывное колоссальное разрушение института семьи в России на протяжении всего прошлого столетия, привело к появлению огромного числа детских домов, домов престарелых, психбольниц, тюрем, интернатов. А это значит, что разрушение института семьи в России привело к появлению огромного числа сирот, брошенных детей, одиноких стариков, людей психически неуравновешенных, преступников. Последствия такого катастрофического разрушения института семьи Россия будет расхлёбывать ещё не одно столетие.

На кого только в СССР и России не возлагали функцию воспитания подрастающего поколения: на церковь, на детдома, на пионерию и комсомол, на детсады и школы, на армию, на рабочие коллективы, на тюрьмы и лагеря. Толку не было! И быть не могло. И не будет.

Воспитание детей есть монополия семьи!

Если государство семью поддерживает, помогает ей восстанавливаться, без крайней нужды семью не разрушает, то в этом случае крепкая семья избавляет государство от множества несвойственных государству функций и позволяет значительно снизить затраты государства на контроль своей территории и своего населения. А значит, при бережном отношении к семье эффективность государства значительно повышается, и такое государство неизбежно будет получать конкурентные преимущества перед другими.

Если продолжать разговор об эффективности государства, то напрашивается ещё один вывод. Эффективность государства зависит от размера его территории. Небольшой территорией управлять легче. На небольшой территории легче навести порядок. Когда ты жёстко ограничен в людских и природных ресурсах, ты начинаешь бережно к ним относиться, ты начинаешь стараться использовать их с максимальным эффектом. Жесткие ограничения заставляют и учат думать ;0)

И семья и государство состоят из людей. Люди приходят во власть из своих семей. Конечно же, власть людей меняет и не всегда к лучшему. Но основная беда в том, что из разрушенных семей в государственную власть приходят люди уже заранее готовые предавать интересы своего государства и своего народа ради своих сиюминутных интересов и выгод своего властного окружения. Государство разрушает семью, а разрушенная семья разваливает государство. Круг разрушения замыкается. И я не вижу в современной России сил, способных этот круг разрушения разорвать.


Муниципальный район "Чурапчинский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Ребенок имеет право!

Список документов, которые защищают права ребенка:

  • Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Декларация прав ребенка(Принята 20.11.1959 г Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек счита­ется взрослым.

У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство уста­навливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка— это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Правовой статус – это твоё положение в мире права, которое определяется правами, обязанностями и ответственностью.

По мере взросления ты словно поднимаешься вверх по лестнице: получаешь новые возможности, набираешься опыта, а значит, - приобретаешь новые права, обязанности и ответственность. Так меняется твой правовой статус.

Здесь приведен основной перечень твоих прав и обязанностей.

С рождения ты имеешь права:

  • на имя;
  • на гражданство;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка);
  • на заботу и воспитание со стороны родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов, администраций учреждений общественного воспитания);
  • на уважение чести и достоинства;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);

Обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;
  • соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, общественных местах, дома.

C 6 лет добавляются

  • совершать мелкие бытовые сделки (например, ты можешь купить что-то для своих нужд);
  • свободно распоряжаться для собственных нужд предоставленными средствами.

Обязанности:

  • получить среднее образование;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.

С 10 лет добавляются

  • на учет твоего мнения при решении любого вопроса в семье, в правоохранительных органах, в суде;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии, на выбор места жительства при разводе родителей, на лишение или восстановление родителя в родительских правах, на усыновление, на передачу в приёмную семью.

С 14 лет добавляются

  • получить паспорт гражданина РФ;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, но не более 4 часов с легкими условиями труда;
  • участвовать в молодёжном общественном объединении.

Обязанности:

  • выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав, правила молодёжного общественного объединения.

С 15 лет добавляются

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

С 16 лет добавляются

  • вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным, т.е. получить все права совершеннолетнего (эмансипация) в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда.

С 17 лет добавляются

Обязанности:

  • для юношей – встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

В 18 лет

человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность.

В связи с тем что государство считает своей приоритетной задачей подготовку детей к полноценному в обществе существованию, а само детство - важным жизненным этапом для человека, так как политика страны направлена на развитие патриотизма, увеличение рождаемости и поддержку многодетных ячеек общества, возникает вопрос о том, какие права у ребенка в семье и в социуме согласно этому.

Общие положения о правах ребенка и об их защите

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН "О правах ребенка", Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах.

Семейный кодекс РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей. Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем.

Право жить и воспитываться в семье

Статья 54 Семейного кодекса РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье. А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку. При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье. При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.

Право на общение с родственниками

Помимо положений, прописанных в ст. 54 Семейного кодекса РФ, права ребенка включают в себя и его возможность общаться со всеми своими родственниками. В случае если родители находятся в разводе и проживают отдельно (даже если они находятся в разных странах), дети могут общаться как с матерью, так и с отцом в равной мере. А также их не могут ограничивать в коммуникациях с дедушками, бабушками, братьями, сестрами и т. п. Права детей в семье на общение с родственниками включают в себя и взаимодействие ребенка со своими родителями в ситуации, когда несовершеннолетние находятся под арестом, в медицинском учреждении по решению суда или под стражей, в установленном законом порядке.

Право на получение фамилии, имени, отчества

Также права ребенка заключаются и в возможности детей иметь имя, фамилию и отчество. Законодатель уточняет, что имя дается родителями, фамилия - согласно той, что присвоена матери или отцу, а отчество по имени папы ребенка. Это в случаях, если другое не прописано в законах субъектов РФ (связанных с традициями и обычаями регионов). Если родители не могут прийти к консенсусу в отношении выбора ФИО, то данный спор разрешает орган опеки и попечительства. А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины. Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя - на любое возможное. Если один из родителей пребывает в местах лишения свободы, невозможно определить его место нахождения, он недееспособен, лишен прав на ребенка или попросту не занимается воспитанием или развитием сына/дочери, его мнение при смене имени (фамилии) не берется во внимание. А также стоит учесть, что изменять данные детей, которые достигли 10-ти лет, можно только с их согласия.

Право на выражение собственного мнения

В статье 57 Семейного кодекса РФ описано право ребенка на выражение собственного мнения. Согласно данному постановлению, дети могут высказывать устно, письменно или в другой доступной им форме личные мысли по поводу любого вопроса, который затрагивает их интересы. Права ребенка состоят и в том, что их мнение может быть заслушано и принято во внимание судом в ходе разного рода заседаний. Как только несовершеннолетнему лицу исполняется 10 лет, учет его позиции обязателен. За исключением случаев, когда нарушаются интересы ребенка. В частности, суд или органы опеки могут принять решение только с согласия детей старше 10-ти лет в вопросах: смены имени/фамилии; восстановления родительских прав; усыновления (удочерения); изменение ФИО приемного ребенка при оформлении или при отмене усыновления; записи приемной семьи в качестве матери и (или) отца; назначение опекуна ребенку.

Право детей в семье и социуме на выражение собственного мнения согласно Конвенции ООН дается ребенку независимо от его возраста. Считается, что дети вправе высказываться по вопросам, касающихся их интересов, с того момента, как они становятся способными сформулировать свои мысли.

Право на собственные доходы и средства существования

Права ребенка в семье предполагают наличие и способность пользоваться собственными доходами и необходимыми средствами для существования. Необходимые средства для существования - это предметы, продукты питания, одежда и другие материальные ценности, нужные детям для жизни, образования и развития. Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ, родители обязаны содержать собственного ребенка, выбирая форму и порядок такого обеспечения самостоятельно. Если ребенок получает алименты от одного из родителей, то другой взрослый, воспитывающий его, вправе распоряжаться полученными благами в интересах несовершеннолетнего. Например, средства могут тратиться на воспитание, образование и развитие сына/дочки. То же самое касается пенсий и социальных выплат в полных и неполных семьях. По требованию взрослого суд может установить обязательное перечисление не более 50-ти процентов от уплаченных алиментов на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего лица. Под собственными доходами законодатель предполагает денежные средства, имущество или другие материальные ценности, заработанные ребенком лично, подаренные ему или унаследованные. Такими вещами и предметами дети могут пользоваться и распоряжаться самостоятельно. Ребенок имеют право на имущество родителей, а родители на его имущество - нет. Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию. В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 Семейного кодекса РФ.

Право на защиту

Помимо того, что права ребенка в семье непосредственно закреплены законодательно, они также защищены некоторыми положениями Семейного кодекса РФ. А именно статья 56 Семейного кодекса РФ устанавливает порядок охраны интересов несовершеннолетних лиц. Защита прав ребенка в семье осуществляется родителями или законными представителями (опекунами, усыновителями). При этом несовершеннолетний имеет возможность защиты от злоупотребления со стороны взрослых по отношению к нему. В случае, когда другому человеку становится известно, что права и интересы ребенка нарушены, его жизни или здоровью угрожает что-либо, гражданин обязан сообщить об этом в органы опеки. Особенно это правило распространяется на должностных лиц (учителей, медработников и других взрослых, имеющих постоянный контакт с данными детьми). Сам ребенок также может обратиться в данный орган по соответствующему факту нарушения. А с 14 лет он может сразу подать заявление в суд. Орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан своевременно отреагировать на поступивший сигнал и предпринять соответствующие меры.

Административная ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка в семье или в обществе влечет за собой определенные последствия, такие как уголовная, дисциплинарная или административная ответственность. Кроме того, родители или опекуны, ненадлежащим образом занимающиеся воспитанием, развитием и образованием собственных детей, могут быть лишены родительских прав. Согласно статье 69 Семейного кодекса РФ, основаниями для этого могут стать уклонение от выполнения ими обязанностей (выплаты алиментов), отказ забрать своего ребенка из роддома, медицинской организации и подобного учреждения, злоупотребление своими полномочиями, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания, совершение ими преступлений против жизни или здоровья собственных детей или супруга. Изначально же взрослые, нарушающие права и интересы ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, наказываются предупреждением и административным штрафом в размере от 100 до 500 рублей. В случае нарушения представителями ребенка его права на общение с родственниками, с целью скрыть местонахождение несовершеннолетнего, помимо его воли, на данные лица накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей. В повторившейся ситуации штраф увеличивается и составляет от четырех до пяти тысяч рублей, или же нарушителю вменяется до пяти суток ареста.

Уголовная ответственность за нарушение прав детей

Если же ненадлежащее воспитание детей сопряжено с жестоким обращением, то, согласно статье 156 УК РФ, родители или лица, на которых возложена данная обязанность, наказываются штрафом до ста тысяч рублей или размером в заработную плату или иного дохода совершившего преступление лица за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 440 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет или без такового.

Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. За совершение данного деяния предусматривается наказание лишение свободы на срок до 5-ти лет. Если такое нарушение совершают родители, педагогические работники либо иные лица, на которые законом возложены обязанности за воспитание несовершеннолетних, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового. Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового. В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, а также преступление совершается по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статья 151 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в совершение антиобщественных действий.

Так, за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, предусмотрена уголовная ответственность в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок одного года до 2-х лет, либо арест на срок от 3-х до 6-ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 4-х лет.

Если указанное деяние совершено родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, в таких случаях данное деяние наказывается ограничением свободы на срок от 2-х до 4-х лет, либо арестом на срок от 4-х до 6-ти месяцев, либо лишением свободы на срок до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

В случаях, если вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий совершено с применением насилия или с угрозой применения насилия, уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2-х до 6-ти лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

Иные права детей

Таким образом, Семейный кодекс РФ - это своего рода памятка для родителей. Права ребенка в семье здесь выделены для большей наглядности в отдельную главу. Но помимо основных прав ребенка, прописанных в кодексе, несовершеннолетние имеют права, закрепленные в других правовых источниках, например возможность разностороннего развития, бесплатного школьного и дошкольного образования, получения медицинской помощи. Дети могут получать различного рода пособия от государства. Они, как любой взрослый гражданин, также имеют право на уважение человеческого достоинства. А также права ребенка в семье предполагают беспрепятственное получение и владение информацией о том, кто является его родителями, согласно Конвенции ООН. Исключение составляют некоторые случаи, например, когда дети появились на свет путем искусственного оплодотворения, при использовании биологического материала из специального банка. Стоит отметить, что права ребенка в приемной семье ничем не отличаются от тех, которыми наделён малыш, проживающий с родными. Родители в такой семье по отношению к принятому на воспитание ребенку исполняют обязанности опекуна или попечителя, обладают его правами и несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций в порядке, установленном федеральным законом и договором. Современная семья и права ребенка - неразрывно связанные понятия, так как именно семья - это естественная среда обитания детей, а в настоящее время закон очень внимателен к несовершеннолетним как к будущему страны. Большую часть времени они проводят именно в стенах родного дома, получают воспитание и обеспечение со стороны собственных родителей. Но в связи с частными случаями, где встречаются недобросовестные взрослые, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, подвергают ребенка опасности, а иногда и откровенно издеваются над ним, закон должен не только прописывать и регулировать отношения, возникающие в данной ячейке общества, но и целенаправленно защищать интересы несовершеннолетних - тех граждан страны, которые в силу собственного возраста слабы, более уязвимы и часто не способны отстоять свои интересы.

Читайте также: