Влияет ли наличие судимости на возможность получения гражданами рф образования

Обновлено: 02.07.2024

Трудоустройство судимых граждан сопряжено с рядом запретов и ограничений. Рассказываем о существующих запретах, правилах приема на работу претендентов с судимостью и ответственности за несоблюдение этих правил.

Запрет на работу с судимостью

В настоящее время в ТК РФ и других законодательных актах для граждан с судимостью закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности. Работодатели обязаны соблюдать данный запрет и не трудоустраивать соискателей в нарушение закона.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В ТК РФ и других законодательных актах закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности для граждан с судимостью.

2. Если закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, то работодатель, принимая на такую работу, должен требовать от соискателей справку об отсутствии судимости.

3. Если запретов на определенную работу для судимых в законе нет, то, принимая на такие должности, работодатели не могут требовать от соискателей справку об отсутствии судимости. Это дискриминация.

4. Если гражданина приняли на работу, а потом обнаружили, что предоставленная им справка поддельная, то трудовой договор будет расторгнут.

5. Если на сотрудника завели уголовное дело, а его работа несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ, то он должен быть отстранен на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

6. Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Лица, имеющие или имевшие судимость, не имеют права заниматься:

  • педагогической деятельностью (абз. 3,4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);
  • деятельностью в сфере воспитания, развития и организации отдыха несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).
  • выполнять работы, непосредственно связанные с транспортной безопасностью (пп.1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • занимать должность специалиста авиационного персонала и службы авиационной безопасности (п. 3, 4 ст. 52 Воздушного Кодекса РФ);
  • быть гражданским служащим (пп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • быть призванным на военную службу или проходить военную службу по контракту (ст. 23, ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, не могут:

  • работать в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг (п. 2 ст. 10.1. Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ).

Лица, имеющие судимость (в том числе снятую и погашенную), не могут быть трудоустроены:

  • в прокуратуру (п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • в органы ФСБ (ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ);
  • в органы внутренних дел (пп. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
  • в суды (пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.06.1992 № 3132-1).

Лица, имеющие неснятую или непогашеную судимость за преступления в сфере экономики, не могут быть:

  • главными бухгалтерами акционерных обществ (пп.3 п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Это далеко не весь перечень работ и профессий, которые недоступны для нарушителей уголовного права. Но перечисленные выше нормы закона обязывают работодателей проверять соискателей на предмет наличия судимости. При этом проверка соискателей должна проводиться с соблюдением определенных правил.

128.jpg
Проверка соискателей на наличие судимости

Среди обязательных документов, которые при поступлении на работу гражданин предъявляет работодателю, фигурирует справка о наличии (отсутствии) судимости и факта уголовного преследования (ст. 65 ТК РФ). Форма и порядок выдачи такой справки утверждены приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121.

Если ТК РФ либо другой закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, справка обязательна. В других случаях работодатель не вправе запрашивать у соискателя подобную информацию - это будет считаться дискриминацией.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. На письменный отказ у работодателя есть 7 дней (ст. 64 ТК РФ).

Если впоследствии работодатель обнаружит, что справка о наличии (отсутствии) судимости, представленная работником, подделана, трудовой договор с таким работником будет расторгнут по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Основание - представление работником подложных документов при заключении трудового договора.

Если же работодатель принял работника без справки и выяснилось, что у того есть или была судимость, препятствующая дальнейшей работе, работника уволят по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основание - нарушение правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы.

Обратите внимание! На основании ст. 84 ТК РФ работодатель обязан предложить сотруднику другую работу, на которую не распространяется запрет на трудоустройство судимых граждан. Кроме этого, сотруднику в данном случае выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Уголовное дело во время работы

Работник может подвергнуться уголовному преследованию, работая на должности, которая несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ.

При получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергнут уголовному преследованию, работодатель обязан отстранить работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. В период отстранения от работы (недопущения к ней) зарплата сотруднику не начисляется (ст. 76 ТК РФ).

Отстранение от работы осуществляется приказом руководителя организации, составленным в произвольной форме. В приказе следует указать основание отстранения от работы, например, наименование и реквизиты документа, полученного от правоохранительных органов.

Приказ должен содержать и срок отстранения (на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда).

Во избежание трудовых споров нужно ознакомить работника с таким приказом под роспись. Если по окончании уголовного преследования работник был осужден, то в день вступления приговора в законную силу трудовой договор расторгается. Основанием расторжения следует указать п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по не зависящим от воли сторон обстоятельствам вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы.

129.jpg
Ответственность за незаконное трудоустройство судимых

Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Судебная практика подтверждает обязанность работодателей проверять соискателей на предмет судимости. Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 22.02.2018 № Ф04-210/2018 возложил на работодателя ответственность за допуск к работе в области транспортной безопасности лиц, данными о судимости которых при заключении трудового договора он не располагал.

ИП был оштрафован на 30 000 рублей по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ за допуск на должность ответственного за соблюдение транспортной безопасности работника, имеющего непогашенную судимость. Такое трудоустройство прямо запрещено п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". ИП, принимая гражданина на работу, о его судимости не знал.

По мнению суда, работодатель должен обладать достоверной информацией, что принимаемое на работу лицо не имеет неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Для этого он должен потребовать у работника справку об отсутствии судимости (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Отсутствие у работодателя такой информации не освобождает его от ответственности, предусмотренной законом.

Таким образом, работодатель может и должен требовать справку об отсутствии судимости у потенциального работника в тех случаях, когда к работе невозможно допустить лицо с судимостью.

Любой, кому не повезло попасть под гнет уголовного преследования, знаком с судимостью. Считается что это клеймо, которое система правосудия поставила на человеке раз и навсегда. Но в действительности это не совсем так: судимость имеет свои сроки для погашения и даже может быть снята досрочно. Более того, когда судимость считается погашенной или снятой, аннулируются все правовые последствия, а сам гражданин будет считаться несудимым. По крайней мере, так написано в уголовном законе.

Судимость – это правовое состояние гражданина, обусловленное фактом его осуждения и назначения ему приговором суда уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера (п. 1.2 Постановления КС РФ № 3-П от 19.03.2003).

Судимость порождает особые публично-правовые отношения гражданина с государством, которые выражены в некоторых обременениях и ограничениях прав для такого лица и обусловлены в том числе его общественной опасностью. В числе таких обременений:

  • ограничение в праве на выезд за границу;
  • запрет на занятие трудовой педагогической деятельностью, деятельностью в области воспитания, организации отдыха несовершеннолетних;
  • запрет на госслужбу, адвокатскую деятельность, деятельность кадастрового инженера, арбитражного управляющего, детективную и охранную деятельность;
  • запрет на получение разрешения на оружие, охотничьего билета;
  • запрет на усыновление, установление опеки и попечительства;
  • запрет на принятие на службу в полицию, прокуратуру, судебную систему и т.д.

Кроме таких ограничений, факт судимости, в случае совершения еще одного преступления, свидетельствует о повышенной общественной опасности такого гражданина, и является основанием для применения к нему более строгих мер уголовной ответственности. Иными словами, наличие судимости учитывается при квалификации преступления как рецидива (ст. 18 УК), а также является отягчающим обстоятельством (ст. 63 УК).

Когда судимость прекращается?

Итак, судимость у любого гражданина действует до момента, пока она не будет погашена или снята. В чем разница:

  1. Погашение судимости – это общий порядок ее прекращения. Судимость погашается в результате истечения установленного законом срока после отбытия наказания, длительность которого зависит от тяжести совершенного преступления и строгости назначенного наказания. Проще говоря, чем больше срок – тем дольше и судимость.
  2. Снятие судимости – это специальный порядок ее прекращения досрочно, до истечения срока погашения. Применяется в исключительных случаях только судом и только по ходатайству судимого лица.

Можно ли снять судимость, если она погашена? Нет, факт погашения судимости уже свидетельствует о ее прекращении. Снятие несет аналогичные последствия для гражданина, дополнительно снимать уже погашенную судимость необходимости, как и возможности нет.

Сроки действия судимости

Сроки действия судимости определены ч. 3 ст. 86 УК, согласно которой судимость погашается:

  • по истечении испытательного срока – в случае осуждения условно;
  • по истечении 1 года – в случае отбытия наказания, не связанного с лишением свободы;
  • по истечении 3 лет – в случае отбытия наказания за преступления небольшой или средней тяжести (если было назначено до 5 лет за умышленные преступления и до 10 лет тюрьмы за преступления по неосторожности);
  • через 8 лет – в случае отбытия наказания за тяжкие преступления (до 10 лет тюрьмы за умышленные преступления и до 15 лет за преступления по неосторожности);
  • через 10 лет – в случае отбытия наказания за особо тяжкое умышленное преступление, за которое было назначено 10 и более лет тюрьмы.

Судимость погашается автоматически, дополнительно собирать документы и подтверждать истечение срока не нужно.

Когда можно подавать ходатайство о снятии судимости?

Иная ситуация с досрочным снятием судимости – она может быть снята только на основании ходатайства судимого лица при соблюдении им двух обязательных условий, а именно если осужденный (ч. 5 ст. 86 УК):

  • после отбытия наказания вел себя безупречно;
  • возместил вред, причиненный преступлением.

Срок, прошедший с момента отбытия наказания, в законе не определен. А значит, ходатайствовать можно в любое время, после отбытия наказания, когда оба указанных условия соблюдены. Однако, исходя из существующей судебной практики, куда чаще ходатайства удовлетворялись в случаях, когда на момент их подачи проходило не менее половины срока погашения судимости.

Порядок досрочного снятия судимости


Снять судимость может только районный суд или мировой судья по уголовным делам в соответствии со своей подсудностью – именно им по месту жительства осужденного направляется ходатайство (ч. 1 ст. 400 УПК). Общий порядок выглядит следующим образом:

  1. Осужденный направляет ходатайство в суд.
  2. Суд назначает судебного заседание, о дате и месте проведения которого извещает самого заявителя и прокурора. Личное участие заявителя в судебном заседании ОБЯЗАТЕЛЬНО. Допускается привлечение в заседание адвоката.
  3. В судебном заседании суд заслушивает объяснения заявителя, его доводы и обоснование необходимости о снятии судимости. Затем изучаются представленные материалы, заслушивается прокурор и иные лица, приглашенные в заседание.
  4. Затем суд дает оценку представленным материалам, полученным объяснениям и выносит решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства.

Как написать ходатайство о снятии судимости?

Установленной законом формы и требований к содержанию такого рода ходатайства не предусмотрено, в связи с чем его можно составить в свободной форме. В качестве шаблона рекомендуется брать исковые заявления. Такое ходатайство в любом случае должно содержать:

  • наименование суда;
  • ФИО, адрес, контакты заявителя;
  • реквизиты и суть приговора суда;
  • дата отбытия наказания;
  • указание на безупречное поведение после отбытия наказания, возмещение причиненного вреда, что подтверждается конкретными документами;
  • обоснование необходимости снятия судимости;
  • просьбу снять судимость до истечения срока погашения;
  • дата, подпись.

Если у вас нет опыта составления подобных документов, рекомендуем воспользоваться образцом, представленным ниже.

Какие доказательства и документы приложить к ходатайству?

  • справки из УИИ об отсутствии нарушений порядка отбытия наказания;
  • справка от участкового об отсутствии нарушений общественного порядка и других правонарушений;
  • документы о наличии на иждивении несовершеннолетних детей;
  • показания свидетелей о примерном поведении лица в быту;
  • квитанции о возмещении причиненного пострадавшим ущерба, совершение других действий, направленных на устранение негативных последствий и т.д.
  • При оценке обстоятельств судом весомое значение также имеют:
  • наличие постоянного места работы;
  • условно-досрочное освобождение;
  • критическое отношение к содеянному, раскаяние;
  • возраст осужденного;
  • наличие малолетних детей и качество ухода за ними;
  • прошедший срок после отбытия наказания и оставшийся срок до погашения судимости;
  • мнение органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного.

Почему могут отказать?

При оценке обстоятельств поводом для отказа в снятии судимости:

  • повышенная опасность совершенного преступления;
  • незначительность срока, прошедшего с момента отбытия наказания;
  • отсутствие данных о безупречном поведении во время всего периода после отбытия наказания;
  • отсутствие сведений о трудоустройстве;
  • нарушение порядка отбывания наказания, например, неявка в УИИ на регистрацию;
  • совершение в период после отбытия наказания административных правонарушений и т.д.

Считается ли примирение сторон в суде судимостью?

Примирение сторон – специальная процедура, включающая примирение лица, совершившего преступление с потерпевшим и заглаживание причиненный им вред. Это является основанием для освобождения лица от уголовной ответственности (ст. 76 УК) и дает ответ, есть ли судимость. Примирение сторон исключает обвинительный приговор суда, а лицо, освобожденное от ответственности, считается несудимым. Таким образом, после примирения судимость и связанные с ней правовые последствия не наступают.

Правовые последствия судимости для несовершеннолетних

Из текста уголовного закона (ст. 86 УК РФ) следует, что сам факт осуждения лица за совершение преступления к определенному наказанию либо факт осуждения и отбытия им определенного наказания в предусмотренных нормами права случаях порождает особое правовое положение (состояние) осужденного (освобожденного), именуемое судимостью.

Юридическое значение судимости заключается в том, что она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных федеральными законами. Как правило, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение времени, продолжительность которого зависит от характера совершенного преступления и вида отбытого наказания.

Согласно ст. 95 УК сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, в сравнении со сроками погашения судимости, предусмотренными в отношении взрослых, ст. 86 УК сокращены и составляют после отбытия лишения свободы за преступления: небольшой или средней тяжести - один год; тяжкое или особо тяжкое - три года.

Судимость - это имеющий срочный характер юридический факт осуждения (выраженного во вступившем в законную силу обвинительном приговоре суда с назначением наказания) лица за совершенное им преступление, влекущий за собой определенные уголовно-правовые и общеправовые последствия для осужденного.

Юридическая природа судимости заключается в том, что она представляет собой сложный правовой феномен, который состоит из юридического факта однократного действия (постановления судом обвинительного приговора с назначением наказания в отношении лица, совершившего преступление) и возникающего на его основе юридического факта - состояния (наличия у лица судимости).

Судимость как факт однократного действия имеет существенные основные и производные признаки. К существенным основным признакам судимости относятся: обвинительный приговор суда; назначение наказания этим приговором; само преступление. К производным признакам судимости относятся: категория преступления; характер преступления; вид назначенного приговором суда наказания; срок (размер) назначенного приговором суда наказания; применение отдельных мер уголовно-правового воздействия (условного осуждения, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и т.п.); фактическое отбывание наказания; фактическое отбывание наказания определенного вида; количество судимостей.

При освобождении от наказания аннулируются все правовые последствия осуждения лица обвинительным приговором суда ("лицо считается несудимым"), а при освобождении от отбывания наказания судимость погашается в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 86 УК, с правовыми последствиями, указанными в ч. 6 ст. 86 УК РФ.

Несовершеннолетние, осужденные за преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК) (так же, как, естественно, и несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности с применением принудительных мер (ст. 90 УК)), считаются несудимыми.

Остальные положения, относящиеся к учету, погашению и снятию судимости, предусмотренные в отношении взрослых (ст. 86 УК), за исключением учета судимостей при рецидиве преступлений, распространяются и на несовершеннолетних. Так, погашение судимости в отношении несовершеннолетних, осужденных условно или к более мягким, чем лишение свободы, наказаниям, определяется п. "а", "б" ч. 3 ст. 86 УК. Судимость в этих случаях погашается соответственно по истечении испытательного срока или одного года после отбытия наказания.

Судимость несовершеннолетнего до истечения срока погашения судимости может быть снята судом не только по ходатайству самого несовершеннолетнего, но и по ходатайству его родителей, законных представителей, а также органов опеки и попечительства.

Статья 96 УК предоставляет суду право в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности виновного применять положения гл. 14 к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, за исключением помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних либо воспитательную колонию. Понятие "исключительный случай" оценочное, и суд решает этот вопрос с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления и личности виновного. Такими обстоятельствами могут быть, например, отставание в психическом развитии, не подпадающее под признаки возрастной невменяемости (ч. 3 ст. 20 УК), второстепенная роль в преступлении, совершенном под влиянием других соучастников, совершение преступления при случайных обстоятельствах и т.д.

Все эти меры законодатель предусмотрел в целях быстрейшей социальной адаптации лиц, которые в несовершеннолетнем возрасте отбывали наказание в виде лишения свободы.
Одним из основных направлений борьбы с рецидивной преступностью является оказание лицам, освобожденным от наказания, помощи в трудовом и бытовом устройстве. Это относится не только к постпенитенциарной адаптации, но и ко всем лицам, отбывшим наказание, соединенное с ограничением свободы. Следует отметить, что уровень рецидивной преступности здесь достаточно высок, что обычно объясняется ошибками судов, применяющих указанные виды наказания, а также недостатками организации карательно-воспитательного процесса.

Контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права. Поэтому ст. 183 УИК РФ лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами. Контроль за несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колоний, осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних.

В случае если возвращение освобожденного несовершеннолетнего к родителям или лицам, их заменяющим, невозможно в связи с отсутствием названных лиц либо лишением их родительских или опекунских прав, комиссия по делам несовершеннолетних по месту прежнего жительства освобожденного по представлению администрации колонии принимает меры к устройству его на работу в соответствии с имеющейся специальностью или на учебу, а также к созданию для него жилищно-бытовых условий.

В исключительных случаях, когда направление освобожденного из колонии к прежнему месту жительства нецелесообразно из воспитательных соображений, его устройство по представлению администрации колонии осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних по месту расположения колонии. Комиссия по делам несовершеннолетних обязана решить вопрос об устройстве освобожденного не позднее десятидневного срока со дня обращения его за помощью.

Правила
принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2015 г. N 796)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), решения о допуске или недопуске лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее соответственно - деятельность с участием несовершеннолетних, решение).

2. Комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против:

а) жизни и здоровья;

б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);

в) семьи и несовершеннолетних;

г) здоровья населения и общественной нравственности;

д) основ конституционного строя и безопасности государства;

е) общественной безопасности.

3. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования о порядке принятия комиссией решения размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

а) полное наименование комиссии, ее местонахождение, место приема заявления о выдаче решения (далее - заявление) (с указанием почтового адреса, схемы проезда общественным транспортом, конкретного места (помещения) подачи заявлений), время приема заявлений, номера телефонов для получения информации по вопросам принятия комиссией решения;

б) перечень категорий лиц, в отношении которых комиссия имеет право принимать решение;

в) перечень документов, необходимых для принятия решения;

г) порядок принятия комиссией решения;

д) форму решения, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 "Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения";

е) порядок обжалования решений, а также действий (бездействия) комиссии;

ж) законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок принятия решения.

4. Лицо, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее - заявитель), либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.

5. В заявлении указываются:

а) наименование комиссии, в которую подается заявление;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, его место жительства (с указанием сведений о регистрации по месту жительства, а в случае ее отсутствия - о месте жительства, где заявитель постоянно или преимущественно проживает), а также фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя и его место жительства, если заявление подается представителем;

в) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя, а также о таком документе представителя заявителя, если заявление подается представителем;

г) намерение осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних, а также обстоятельства, на основании которых заявитель подает заявление (сведения о фактах привлечения к уголовной ответственности и (или) уголовному преследованию (в каком году (годах), по какой статье (статьям), сроках снятия (погашения) судимости (судимостей), сроках и основаниях прекращения уголовного преследования;

д) сведения о ранее поданных заявлениях;

е) сведения о наличии (отсутствии) приговора (приговоров) суда (судов) и (или) постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования о лишении права заниматься видами деятельности с участием несовершеннолетних, а также о судебных решениях, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;

з) согласие на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;

и) перечень прилагаемых к заявлению документов и материалов, в том числе характеризующих заявителя.

6. К заявлению прилагаются:

а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя);

б) копия документа об образовании и (или) о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке), а также копия документа об обучении, ученой степени, ученом звании;

в) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) копия приговора (приговоров) суда (судов) и (или) копия постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также копии судебных решений, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;

д) документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие трудовую деятельность, иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования (копии трудовой книжки, характеристики с мест работы, учебы, иных документов, связанных с работой либо занятием предпринимательской деятельностью, заверенные в установленном порядке).

7. Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются заявителем или его представителем в комиссию непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением.

В случае если заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются в комиссию представителем заявителя, то помимо указанных документов и материалов к заявлению прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя заявителя.

8. Заявление подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней со дня поступления в комиссию.

9. Комиссия отказывает в рассмотрении заявления в следующих случаях:

а) невыполнение требований к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам и материалам, установленных пунктами 5 - 7 настоящих Правил;

б) поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

10. Решение в отношении рассмотрения заявления принимается в течение 30 дней со дня его регистрации.

11. Об отказе в рассмотрении заявления с указанием оснований такого отказа заявитель уведомляется в письменной форме.

Решение комиссии об отказе в рассмотрении заявления оформляется в форме постановления с указанием оснований такого отказа.

Отказ в рассмотрении заявления по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 9 настоящих Правил, не препятствует повторному обращению с заявлением, если заявителем будет устранено допущенное нарушение.

Председатель комиссии (заместитель председателя комиссии) в случае необходимости проверки достоверности сведений, документов и материалов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, вправе продлить срок принятия решения не более чем на 30 календарных дней, уведомив об этом заявителя в письменной форме.

12. Комиссия вправе проверять достоверность сведений, документов и материалов, предоставляемых заявителем в соответствии с пунктами 5 - 7 настоящих Правил, путем направления соответствующих запросов или приглашать на заседания комиссии соответствующих лиц, в том числе представителей государственных (муниципальных) органов, учреждений и организаций, правоохранительных органов, органов федеральной службы исполнения наказаний регионального уровня, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, представителей работодателей, общественных объединений, а также граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними.

Неявка указанных лиц на заседание комиссии не является препятствием для рассмотрения заявления.

13. Дата, время и место проведения заседания комиссии определяется председателем комиссии.

О дате, времени и месте проведения заседания комиссии заявитель уведомляется в письменной форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения заседания.

14. Перед началом заседания комиссия устанавливает личность заявителя и иных лиц, явившихся на заседание комиссии, проверяет полномочия представителя заявителя.

15. Заявитель вправе не присутствовать на заседании комиссии при условии уведомления об этом комиссии до начала заседания в письменной форме.

Неявка заявителя на заседание комиссии без соответствующего уведомления не является препятствием для рассмотрения его заявления.

16. Дата рассмотрения заявления может быть перенесена на основании письменного обращения заявителя с указанием причин (состояние здоровья, отпуск, командировка и другие причины, признанные комиссией уважительными).

17. В случае если перенесена дата рассмотрения заявления, течение срока, указанного в пункте 10 настоящих Правил, приостанавливается, но не более чем на 30 календарных дней.

18. В случае если от заявителя поступило письменное обращение об оставлении заявления без рассмотрения, заявление не рассматривается.

19. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

20. При принятии решения комиссией учитываются следующие обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних:

а) вид и степень тяжести совершенного преступления (преступлений), характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, иные обстоятельства, выявленные в ходе уголовного преследования заявителя;

б) срок, истекший со дня совершения преступления, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также со дня погашения или снятия судимости;

г) вид наказания;

д) факты смягчения назначенного заявителю наказания или освобождения его от отбывания этого наказания;

е) возмещение причиненного вреда (если применимо к заявителю);

ж) отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений;

з) отношение к исполнению трудовых (служебных) обязанностей;

и) обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение заявителя после совершения преступления.

21. Решение принимается комиссией в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равном количестве голосов председательствующий имеет право решающего голоса.

22. Комиссией по результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений:

а) о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних;

б) о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.

23. Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности (представляет опасность) для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

24. О принятом решении объявляется заявителю на том же заседании комиссии.

25. Оформляется протокол заседания комиссии, на котором рассматривалось заявление.

Протокол подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.

26. Решение оформляется на бланке комиссии по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 "Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения", в 2 экземплярах, которые подписываются в установленном порядке председателем комиссии и заверяются печатью комиссии.

При этом 1-й экземпляр решения выдается заявителю, 2-й экземпляр решения остается в комиссии.

27. Решение регистрируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

28. Комиссия вручает решение заявителю или его представителю под роспись либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному заявителем, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.

29. Решение может быть обжаловано в суд.

30. Информация о решении (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения заявителя, номер и дата решения, содержание решения) размещается на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае если решение признано судом недействительным, информация об этом также размещается на указанном официальном сайте.

31. Решение вступает в силу со дня его вручения (получения) заявителю.

32. Комиссия вправе принять заявление от лица, в отношении которого ранее принималось решение о недопуске его к деятельности с участием несовершеннолетних, после устранения причин, явившихся основанием для отказа.

Форма решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

Гаджиев Яков

В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в силу и до момента погашения или снятия судимости. При этом, как указано в ч. 6 той же статьи, погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней предусмотренные Кодексом правовые последствия.

Тем самым, отмечено в постановлении, несмотря на то что все правовые последствия судимости аннулируются, федеральный законодатель имеет право, руководствуясь публично-правовыми интересами государства и общества, вводить ограничения для лиц с погашенной судимостью (в частности, запрет занимать определенные должности, заниматься правоохранной или педагогической деятельностью).

Статистический учет лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, равно как и судимых, относится к компетенции МВД России, поскольку за данный учет отвечает одна из структур указанного ведомства – Государственный информационный аналитический центр (ГИАЦ). Деятельность ГИАЦ регулируется внутриведомственными нормативными актами, а именно:

Так, согласно п. 15.2 Наставления даже в случае прекращения уголовного преследования в связи с примирением с потерпевшим сведения о привлечении лица к уголовной ответственности будут храниться в базе данных ГИАЦ до достижения данным лицом возраста 80 лет – т.е. фактически пожизненно.

Однако основная опасность, на мой взгляд, заключается в том, что принятие законопроекта в нынешней редакции может породить новый коррупционный механизм. В частности, лицо, которое предлагается наделить правом (а не обязанностью!) по собственному усмотрению решать вопрос о том, что является уголовным проступком, а что – преступлением, сможет манипулировать данными понятиями в личных интересах.

Особо отмечу, что в действующих редакциях кодексов предусмотрены аналогичные по правовой природе механизмы, которые на практике фактически не используются.

Во-первых, согласно ч. 1 ст. 75 УК РФ и ч. 1 ст. 28 УПК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию данного преступления, возместило ущерб или иным образом загладило причиненный вред и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Во-вторых, в соответствии со ст. 76.2 УК РФ и ст. 25.1 УПК РФ такое лицо может быть освобождено от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, если возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Несмотря на то что институт деятельного раскаяния давно существует в российской уголовно-правовой системе, он так и не нашел широкого применения.

Фактически единственная разница в последствиях между назначением судебного штрафа и реализацией инициативы ВС РФ о введении института уголовного проступка – отсутствие факта судимости, дабы не портить характеристику личности гражданина и не лишать его возможности в дальнейшем вести нормальный образ жизни.

Здесь необходимо отметить главное – снятая и погашенная судимость фактически не влияли бы на жизнь человека, если бы не пресловутая запись в ГИАЦ и других информационных центрах, поскольку это единственное, что препятствует его нормальному существованию.

Самым простым выходом из сложившейся ситуации, не требующим изменения законодательства и правоприменительной практики и введения в правовое поле новых доктрин, представляется внесение изменений во внутриведомственный правовой акт – Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ.

Предлагаемые изменения могут касаться категорий записей в отношении лиц, совершивших незначительные преступления, либо тех, в отношении которых не вынесен обвинительный приговор, а именно по уголовным делам, прекращенным по нереабилитирующим основаниям (примирение сторон, срок давности и др.).

На мой взгляд, сведения о привлечении к уголовной ответственности подлежат аннулированию в ГИАЦ, когда в отношении лица:

  • был вынесен оправдательный приговор (в таких ситуациях в базе остаются первоначальные сведения о привлечении к уголовной ответственности);
  • –уголовное дело было прекращено по реабилитирующим основаниям (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Поскольку на момент вынесения оправдательного приговора сведения о привлечении лица к уголовной ответственности следственным органом уже содержатся в информационной базе, целесообразно аннулировать ранее сделанную запись в порядке исполнения вступившего в силу оправдательного приговора.

Также полагаю целесообразным ввести временной ценз – срок, по истечении которого сведения о привлечении лица к уголовной ответственности, равно как и о его осуждении, должны быть удалены из всех баз данных (федеральных и региональных) в отношении лиц:

  • осужденных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, за исключением ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ;
  • уголовные дела которых по обвинению в совершении преступлений небольшой и средней тяжести были прекращены по нереабилитирующим основаниям (т.е. ввиду примирения с потерпевшим, истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности и т.д.).

В соответствии с п. 2.9 Перечня сроки хранения уголовных дел исчисляются с момента погашения судимости либо с момента прекращения дела. При этом согласно п. 187–188 сводной таблицы Перечня уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести хранятся 5 лет, средней тяжести – 10 лет.

Данные установленные ВС РФ сроки хранения являются, на мой взгляд, разумными и справедливыми и должны распространяться не только на уголовное дело как физический носитель информации, но и на сведения об этом деле, хранящиеся в базах данных информационных центров (ГИАЦ, ИЦ и ЗИЦ).

В заключение отмечу, что рассматриваемая законодательная инициатива имеет важное значение для изменения правового положения лиц, которые были реабилитированы, чьи уголовные дела прекращены, либо тех, кто десятки лет назад совершил незначительные преступления. Даже в современных реалиях российской правовой системы проступок, совершенный в 18 лет, будет сказываться на человеке даже спустя 50 лет, что, на мой взгляд, является в корне несправедливым, так как за это время человек мог социализироваться и начать вести добропорядочный образ жизни, в то время как пресловутая запись в информационной системе не позволит ему устроиться на достойную работу, а его детям – занимать государственные должности.

Читайте также: