Какие обязанности клиента перед государством может взять на себя партнер 1с бо

Обновлено: 16.05.2024

Мы привыкли к тому, что 115-ФЗ — это закон для банков. Банки проверяют клиентов, следят за транзакциями и, если что-то кажется им подозрительным, блокируют счёта компаний. Но теперь выполнять 115-ФЗ должны не только банки, но и бухгалтерские фирмы. Должны довольно давно, а штрафовать за невыполнение требований начнут с лета. Рассказываем, как выполнить требования.

Бухгалтерские фирмы и аутсорсеры — субъекты 115-ФЗ

115-ФЗ распространяется на бухгалтерские фирмы. В законе сказано, что он распространяются в том числе на лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Это относится ко всем обслуживающим бухгалтериям. В законе есть перечень операций, которые позволяют отнести бухгалтерскую фирму к субъектам 115-ФЗ. Вот эти операции:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

Многие бухгалтерские фирмы считали, что не ведут эти операции, а значит, и 115-ФЗ на них не распространяется.

Организационно-правовая форма не имеет значения. Из закона следует, что перед 115-ФЗ все равны: и бухгалтерские фирмы (ООО), и ИП, и самозанятые бухгалтеры. Например, если самозанятый бухгалтер заключает договор с организацией о том, что он оказывает этой организации бухгалтерские услуги, то он автоматически становится субъектом 115-ФЗ.

Какие требования закона нужно выполнять: пошаговая инструкция

Контролировать, как обслуживающие бухгалтерии и бухгалтеры-аутсорсеры соблюдают 115-ФЗ, будет Росфинмониторинг. На языке банков он называется регулятором. С проверками будет приходить именно он.

Вот на какие нормативные акты и материалы можно опираться, чтобы сделать всё правильно:

  • приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 — описано, как должна строиться система работы по ПОД/ФТ — противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма;
  • информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 — рассказано, как оценивать риски по ПОД/ФТ; — презентация для тех, кто оказывает бухгалтерские услуги.

Мы разложили всё по порядку.

Шаг 1. Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

Как только вы открыли юрлицо, которое будет оказывать бухгалтерские услуги, можно в этот же день подать пакет документов, чтобы зарегистрировать свой личный кабинет. Для уже действующих обслуживающих бухгалтерий нет штрафных санкций за отсутствие этой регистрации. Но чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.

Процедура регистрации на сайте Росфинмониторинга состоит из пяти шагов:

Но какие бы программы вы ни использовали, всё равно придётся ежедневно заходить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: это отслеживается.

Шаг 2. Разработать и утвердить правила внутреннего контроля. Загрузить их в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

Правила внутреннего контроля (ПВК) — это объемный документ, который нужно написать на бумажном носителе и утвердить руководителем организации.

В этих правилах нужно прописать, как вы:

Шаг 3. Назначить того, кто будет отвечать за соблюдение правил внутреннего контроля

Сотрудника, который отвечает за соблюдение правил внутреннего контроля, называют специальным должностным лицом. Его назначает руководитель организации.

Важно, чтобы он вступил в должность в тот же день, когда приняты правила внутреннего контроля, чтобы не получилось, что правила приняты, а за их выполнением никто не следит. Роскомнадзор при проверке сочтёт это нарушением и может возбудить дело об административном правонарушении.

Шаг 4. Проверять клиентов до приёма на обслуживание

Допустим, обслуживающая бухгалтерия заключила договор с новым клиентом, отправила его документы в налоговую. А когда появилось время, сотрудники бухгалтерии решили формально провести идентификацию. Выяснилось, что клиент находится в списке террористов и экстремистов.

Организации в этом случае грозит крупный штраф. А если суд установит, что действия бухгалтерии привели к финансированию терроризма или экстремизма, то и уголовная ответственность.

Шаг 5. Определить уровень риска клиентов

В правилах внутреннего контроля вы пропишете, какими уровнями риска будете оперировать и на основании каких фактов отнесёте клиента к тому или иному уровню. После идентификации клиента вы смотрите на факты и присваиваете компании определённый уровень риска, руководствуясь приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.

Шаг 6. Сформировать анкету клиента

Анкета клиента должна содержать сведения, которые прописаны в приложении 3 приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366. Анкета хранится в течение всего периода обслуживания клиента и ещё пять лет после прекращения сотрудничества. Не реже раза в год все идентификационные данные клиентов нужно обновлять.

Шаг 7. Сверять перечень клиентов со списком террористов и экстремистов

Как определить, что клиент обналичивает средства

Есть признаки, которые могут указывать на сомнительность действий клиента. Вендоров, которые автоматизируют проверки по 115-ФЗ, включают эти признаки в так называемый скоринг. Таких критериев около 300. Вот самые распространенные:

Как проверять клиентов — автоматически или вручную

Росфинмониторинг рекомендует проверять клиентов с помощью специальных программ, но это не обязательно. Можно проверять и вручную.

Проблема заключается в том, что клиентов нужно проверять по множеству списков и критериев, причём регулярно. Например, когда вы принимаете на обслуживание компанию, по ней всё чисто, а через полгода директор появляется в списке экстремистов. Чтобы соблюдать требования закона, придётся как минимум каждый месяц вручную заходить и проверять.

Другая ситуация: директор компании, с которой вы работаете, стал публичным должностным лицом. Как это проверить? Как такового списка публичных должностных в открытом доступе не существует. Нужно заходить и вручную искать приказы о назначении вашего клиента, его бенефициаров, родственников бенефициаров на какую-то публичную должность или приказы о снятии.

Если у вас на обслуживании одна-две компании, то задача вполне посильная. Для 5-10 клиентов времени на ручную проверку будет уходить очень много.

Но проблема не только в удобстве. Вручную можно что-то пропустить, а штрафы начинаются от 50 тысяч рублей. Программы стоят 20-40 тысяч рублей. Получается, эти расходы оправдывают себя, если программа поможет вам отловить хотя бы один тревожный сигнал, который вы бы вручную пропустили.

Будут ли проверки и штрафы

Пока Росфинмониторинг не проверяет обслуживающие бухгалтерии. Это временно: о том, что бухгалтерские фирмы подпадают под 115-ФЗ, регулятор заявил только в 2018 году. Компаниям дали время, чтобы они успели разработать правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо, пройти обучение и втянуться в процесс.

Но проверок не было не только поэтому. До сих пор для бухгалтерских фирм не были предусмотрены штрафы за несоблюдение 115-ФЗ. В новой редакции КоАП они появятся.

За неисполнение требований 115-ФЗ лиц, которые оказывают бухгалтерские услуги, ждёт предупреждение или административный штраф от 50 до 100 тысяч рублей (п. 7 ст. 30.3 новой редакции). Новый КоАП должен вступить в силу осенью 2021 года. С этого же момента бухгалтерские фирмы, скорее всего, начнут проверять.

При этом штраф могут выписать за каждое нарушение отдельно. По совокупности может набежать существенная сумма. Вот самые частые поводы для штрафов у других субъектов 115-ФЗ:

  • нет правил внутреннего контроля;
  • не назначено специальное должностное лицо;
  • нет анкет клиентов с идентификационными данными или они вовремя на обновлены.

Кроме того, с вопросами по ПОД/ФТ могут прийти из прокуратуры и ОБЭП.

Светлана Кирланова
эксперт Контур.Призмы

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: