Какие образовательные методы заведомо нельзя использовать в дополнительной программе открытого типа

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Мурыгина Марина Викторовна

Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону

Предыдущий год карантина и самоизоляции дал огромнейший стимул для развития людей. И для учебы, и для работы пришлось изучать огромное количество информационных ресурсов взаимодействия в сжатые сроки. И это было не просто желание научиться чему-то новому, а острая необходимость приспособления к новым реалиям жизни. Что, несомненно, для многих стало огромным плюсом. Ведь мир меняется, нас окружают скорость, технологии, огромные ресурсы. Время изучения новых возможностей обучения и коммуникации с учеником пришло неожиданно, но своевременно. Учитель в 2021 году подвергается цифровизации, что позволяет решать ключевые задачи образования.

Как показала практика, не все платформы для дистанционного обучения были готовы к столь огромному одновременному наплыву участников, что сильно сказывалось на нервной системе учителей, учеников и их родителей. Пройдены все стадии – отрицание, гнев, торги, депрессия. Сейчас все дружно находятся на стадии принятия этой новой реальности. Сбои в работе, зависание, сложности при входе на платформу, проблемы со звуком – это лишь малая часть проблем в использовании дистанционных платформ. И спустя время каждый учитель выбрал для себя один или несколько самых удобных ресурсов, исходя из своих методик обучения и необходимого именно ему функционалу для работы.

Я бы хотела рассказать о тех ресурсах, которые я опробовала, и выделить их плюсы и минусы.

Первый ресурс – Российская Электронная Школа (РЭШ)

Из плюсов можно отметить следующее:

- интересная форма подачи учебного материала в форме видео-уроков, которых уже отснято огромнейшее количество;

- системное усвоение материала (то есть у ребенка нет варианта – пропустить урок по какой-либо причине, он не перейдет к новой теме, пока не освоит предудущую);

- возможность получить образование по индивидуальному расписанию (удобно тем, кто по каким-либо причинам обучается дистанционно – спорт, здоровье, погодные или транспортные условия)

- отличная помощь учителю (портал имеет отличную базу для подготовки учителя к уроку, корректировки учебного плана, подборки дополнительного материала в виде тестов, презентаций, иллюстраций или сценариев.

К минусам можно отнести:

- отсутствие живого общения с настоящим учителем, где есть контакт, где есть дискуссия, обсуждение;

Яндекс.Учебник – еще одни очень интересный вспомогательный сервис.

- более 35000 обучающих карточек;

- возможность индивидуального подбора карточек для занятия со всеми учениками или конкретно для одного ученика;

- экономия времени на проверку заданий и подготовку к урокам – проверка идет моментальная и автоматическая;

- подробная статистика по каждому ребенку и всему классу – видны задания, вызвавшие трудности у всего класса и требуют совместного разбора, а также проблемы, которые возникли у конкретного ребенка и с которыми ему нужна помощь;

- красиво оформленные и увлекательные онлайн-задания, которые детям интересно решать;

- право на ошибку – дети знают, что не обязаны решить верно с первого раза, и что у них есть дополнительные попытки. Благодаря этому у детей снижается тревожность. В отсутствии стресса мозг работает лучше;

- можно задать время на выполнение задания;

- возможность выводить задания на интерактивную доску прямо в классе;

- отлично работающая служба поддержки.

- пока эта платформа работает только для 1-5 классов, однако, можно самостоятельно проводить видео-уроки для любого класса.

Учи.ру – отличная по функционалу платформа.

- учителя и родители могут отслеживать в системе статистику количества времени, которое потратил каждый конкретный ребенок на выполнение задания, а так же динамику его успехов;

- учитывается скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности;

- платформа предлагает для педагогов повышение квалификации с помощью вебинаров;

- обучение происходит с помощью готовых онлайн-уроков и с возможностью проводить виртуальный урок;

- есть возможность учителю общаться с учениками в чате или при помощи видеосвязи;

- на платформе проводятся Олимпиады для школьников.

- система предлагает интерактивные задания только по некоторым предметам школьного цикла;

- бесплатно изучать школьные предметы в "Учи.ру" можно только до 16:00. В вечернее время (после 16:00) можно выполнить лишь 20 увлекательных заданий, а для получения бесконечного доступа нужно приобрести подписку, стоимость которой не превышает 150-300 рублей в месяц;

- к большому количеству участников платформа пока не готова.

Вариантов платформ сейчас много. Выбрать какую-то одну, идеальную, пока невозможно – у всех есть свои недостатки. Но каждый учитель и его класс обязательно сможет выбрать максимально подходящие под запрос сервисы.

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности, направлению подготовки или научной специальности устанавливается соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами или самостоятельно устанавливаемыми требованиями. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки. Образовательная деятельность при освоении иных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Практическая подготовка может быть организована:

1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для проведения практической подготовки;

2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Положение о практической подготовке обучающихся и примерная форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28 сентября 2020 года:

Правила вступили в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года

В документе детально прописаны многие аспекты школьной жизни, в том числе определены требования к использованию электронных средств обучения и применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ.

Так, в пунктах 2.4.4. и 2.4.5. новых правил устанавливаются требования использованию электронных средств обучения, таких как интерактивная доска, сенсорный экран, информационная панель и другие средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки и другие электронные средства обучения, которые должны использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом и иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Согласно пункту 2.10.2 при использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:

  • для детей 5-7 лет – 5-7 минут,
  • для учащихся 1-4-х классов – 10 минут,
  • для 5-9-х классов – 15 минут.

Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать:

для интерактивной доски

  • для детей до 10 лет – 20 минут,
  • старше 10 лет – 30 минут;

компьютера

  • для детей 1–2 классов – 20 минут,
  • 3–4 классов — 25 минут,
  • 5–9 классов — 30 минут,
  • 10–11 классов — 35 минут.

В соответствии с пунктом 2.10.3. расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Этот пункт касается, в том числе, уроков с использованием электронных средств обучения, т.е. количество уроков с использованием электронных средств обучения устанавливается в соответствии с графиком учебного процесса.

Пункт 3.5. новых правил посвящен требованиям при реализации программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Обращаем внимание, что:

  • Согласно п. 3.5.2. одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств обучения (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
  • Согласно п. 3.5.3. мобильные средства связи для образовательных целей не используются.
  • Согласно п. 3.5.10. использование наушников при непрерывном использовании для всех возрастных групп должно составлять не более часа.
  • Согласно п. 3.5.12. при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов, продолжительность уроков не должна превышать 40 минут.

Для примера, распределение времени при организации и проведении урока в дистанционном формате, в частности, онлайн-урока для обучающихся 4 класса может выглядеть следующим образом:

  • Согласно п. 3.5.12. общая продолжительность урока составляет 40 минут.
  • Согласно п. 2.10.2. работа с компьютером в течение урока составляет не более 25 минут.
  • Согласно п. 2.10.2. непрерывное использование экрана составляет не более 10 минут.

Таким образом, при максимально возможном для данной возрастной группы времени использования компьютера в течение 25 минут, оставшиеся 15 минут должны предусматривать другие виды деятельности на уроке, не связанные с использованием электронных средств обучения, например, работа в тетрадях, с учебником. При этом, согласно пп.2.10.2, 3.5.13 в течение урока необходимо проводить гимнастику для глаз и выполнять физические упражнения.

Существует несколько ключевых моментов, свойственных для каждой образовательной программы:

  • проведение набора абитуриентов на основании отдельного конкурса;
  • относится к одному из уровней высшего образования и направлению подготовки/специальности;
  • программа имеет единый учебный план и единый график учебного процесса;
  • образовательная программа имеет академического руководителя и учебный офис, также может иметь академический совет.

Этап 1: Лицензирование нового направления подготовки

Лицензирование нового направления подготовки необходимо только в случае, если у вуза еще нет лицензии по тому направлению подготовки, по которому планируется открытие новой образовательной программы (по вопросам лицензирования обращаться к Каторгиной Оксане Павловне).

Этап 2: Открытие новой образовательной программы

Для открытия новой образовательной программы необходимо подготовить пакет документов для обсуждения на учебно-методическом совете НИУ ВШЭ, и последующего рассмотрения на ректорате и Ученом совете НИУ ВШЭ (по вопросам подготовки пакета документов обращаться к Мамоновой Марине Алексеевне, либо Залесской Светлане Николаевне )

Этап 3: Реализация образовательной программы

Этап 4: Аккредитация программы

Если программа была открыта по новому направлению подготовки, то ей необходимо пройти государственную аккредитацию, т.е. получить право на выдачу дипломов государственного образца (по вопросам подготовки к аккредитации обращаться к Каторгиной Оксане Павловне).

Этап 5: Обновление и модернизация программы с целью повышения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг (или) закрытие программы

Порядок подготовки документов к лицензированию нового направления подготовки

1. Принятие решения о лицензировании нового направления подготовки

Образовательная программа, планируемая к реализации по новому направлению подготовки, подлежит лицензированию (Федеральный закон Об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ч.1 Статья 91).

Вопрос о лицензировании нового направления подготовки по образовательным программам высшего образования рассматривается на заседании ученого совета НИУ ВШЭ.

Руководитель структурного подразделения – инициатор лицензирования – готовит на имя проректора С. Ю. Рощина служебную записку-обоснование, раскрывая перспективы развития нового направления подготовки и образовательных программ, их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и востребованность у потенциальных абитуриентов.

В случае положительного решения проректора ДООП передает ученому секретарю НИУ ВШЭ:

– служебную записку проректора о включении вопроса о лицензировании нового направления подготовки в повестку дня заседания ближайшего ученого совета НИУ ВШЭ;

– пояснительную записку (тезисы) по вопросу лицензирования нового направления подготовки (пример)

Решение ученого совета о лицензировании нового направления подготовки оформляется протоколом заседания.

2. Утверждение образовательной программы, разработанной в целях лицензирования

Положительное решение ученого совета НИУ ВШЭ о лицензировании нового направления подготовки является основанием для утверждения ОП приказом проректора.

Приказ готовит и запускает по СЭД ДООП.

3. Подготовка документов образовательной программы к лицензированию

Подача документов на лицензирование предусматривает подготовку разработчиками ОП ряда самостоятельных документов – справок:

– о наличии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ (форма справки);

– о педагогических и научных работниках (форма справки);

– о наличии печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов (форма справки);

– о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательной программе (форма справки);

– о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий) (форма справки).

Ввиду регулярного обновления нормативной базы документов, формы справок к заполнению, действующие на момент подготовки новой образовательной программы к лицензированию, предоставляет ДООП по запросу инициатора-разработчика ОП.

Заполнение указанных документов требует от инициаторов-разработчиков следующих действий:

I. Для справки о наличии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ необходимо разработать и согласовать с ДООП следующие компоненты ОП (на основании Положения об основной образовательной программе НИУ ВШЭ:

  1. Паспорт ОП (пример);
  2. Учебный план с перечнем планируемых результатов освоения (пример);
  3. Календарный учебный график (пример);
  4. Программы учебных дисциплин (далее – ПУД) (пример);
  5. Программы практик (пример)
  6. Оценочные и методические материалы ООП (пример):

6.1. контрольно-измерительные материалы текущего контроля и промежуточной аттестации по каждой из учебных дисциплин, практик, примеры которых приведены в ПУД, программах практик, а также из программы государственного экзамена, если он предусмотрен в учебном плане ОП;

6.2. требования к организации и результатам проектной и научно-исследовательской деятельности (если предусмотрены);

6.3. методические рекомендации по подготовке курсовых работ для студентов этой ООП (если предусмотрены);

6.4. методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену (если предусмотрен);

6.5. методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы (далее – ВКР);

7. Иные компоненты (Пример):

7.1. программа государственного экзамена (если предусмотрен);

7.2. перечень тем курсовых работ (если предусмотрены);

7.3. перечень тематики проектов для студентов (если предусмотрены);

7.4. перечень тем выпускных квалификационных работ;

7.5. правила подготовки ВКР;

7.6. другие документы и материалы, отражающие специфику ОП

К основным требованиям по кадровому обеспечению ОП при подготовке к лицензированию относятся:

- штатность научно-педагогических работников (в соотв. с требованиями ФГОС ВО);

- ученая степень (в том числе, присвоенная за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации) (в соотв. с требованиями ФГОС ВО);

- привлечение руководителей и (или) работников профильных организаций (в соотв. с требованиями ФГОС ВО).

Подбор педагогических и научных работников сопровождается заполнением внутренней справки Кадровые условия реализации основной образовательной программы (Приложение 7). Данная справка не входит в перечень самостоятельных документов – справок (этап 3) для подачи на лицензирование, но является основополагающей для удовлетворения требований к кадровому обеспечению реализации ОП.

Консультации по критериям подбора педагогических и научных работников можно получить у сотрудника ДООП, ответственного за лицензирование.

К основным требованиям по обеспеченности ОП печатными и электронными ресурсами при лицензировании относятся:

- наличие у лицензиата цифровых (электронных) библиотек, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам;

- нормы обеспеченности образовательной программы учебными изданиями в расчете на одного обучающегося (в соотв. с ФГОС ВО).

К основным требованиям материально-технического обеспечения ОП при лицензировании относятся:

- помещения для проведения всех видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом ОП, и помещения для самостоятельной работы студентов;

- оборудование и техническое оснащение помещений, предусмотренное образовательной программой;

В справке указывается минимально необходимый набор обязательных требований к оборудованию и типам помещений.

Данная справка составляется в том случае, если на лицензирование нового направления подготовки выводится образовательная программа, предусматривающая исключительно электронное обучение и дистанционные образовательные технологий.

4. Согласование всех документов на лицензирование в ДООП

Инициатор-разработчик необходимых документов на лицензирование передает сотруднику ДООП, ответственному за лицензирование, для экспертизы:

  1. компоненты ОП – в электронном виде путем размещения на электронном ресурсе с указанием ссылки;
  2. заполненные справки (см. 3 этап. Подготовка документов образовательной программы к лицензированию) и внутренняя справка Кадровые условия реализации основной образовательной программы - в электронном виде посредством корпоративной электронной почты.

Сотрудник ДООП, ответственный за лицензирование, получив комплект документов, проверяет заполненные справки на предмет соответствия Федеральному закону Об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, Федеральному закону о лицензировании отдельных видов деятельности от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ, федеральному государственному образовательному стандарту, а также другим нормативным документам, регулирующим подготовку к процедуре

лицензирования. Уведомляет инициатора-разработчика о выявленных несоответствиях. Консультирует по вопросам устранения несоответствий. Формирует заявление. Готовит полный пакет документов к подаче в лицензирующий орган.

Читайте также: