Какие новые возможности цифровые технологии предоставляют в педагогической деятельности

Обновлено: 04.07.2024

Несмотря на появление и стремительное развитие новых педагогических, цифровых и других технологий, активно применяющихся в образовании, личность педагога, его человеческие и профессиональные качества были и будут ключевым фактором, определяющим эффективность подготовки студентов и школьников. Об этом свидетельствуют и личные ощущения каждого когда-либо обучавшегося человека, и мнение тех, кто учится сейчас, и действия родителей, большинство из которых выбирает класс или даже школу для своих детей не потому, какие используются технологии или средства обучения, а в зависимости от личностных и профессиональных качеств учителя.

Это вовсе не умаляет значимости исследований подходов к наиболее эффективному развитию системы образования, когда цифровые технологии всё больше проникают в процессы обучения, воспитания и развития. Любой преподаватель вуза, читающий лекции, когда студенты вольны выбирать средства обучения, наверняка не раз отмечал, что с течением времени доля студентов, фиксирующих лекционный материал не ручкой в тетради, а при помощи ноутбуков, планшетов или даже смартфонов, неуклонно возрастает. Это косвенно говорит о том, что в обществе возрастает доля людей, способных и желающих обучаться при помощи тех или иных цифровых инструментов. При этом подобная потребность варьируется в зависимости от возраста обучающихся. Статистика свидетельствует, что людей соответствующих возрастов в России уже около 40%, а в мире уже около 50%. Система образования не имеет права игнорировать этот объективный факт.

Объединяя предыдущие суждения о неизбежности цифровизации образования и ключевой роли педагогов, можно сделать обоснованный вывод об актуальности и первостепенной значимости исследований, нацеленных на комплексное использование цифровых инструментов на всех уровнях системы подготовки педагогов. Об этом говорит и тот факт, что сказанное выше о возрастании доли людей, способных и испытывающих потребность обучаться с применением цифровых технологий, имеет непосредственное отношение и к студентам педагогических специальностей вузов, и к ученикам будущих педагогов. Это означает, что необходимо комплексное взаимосвязанное использование цифровых инструментов во всех видах образовательной деятельности, составляющих систему профессиональной подготовки педагогов.

Педагогическое образование является особым с точки зрения обучения цифровым технологиям и использования цифровых технологий. Ведь, с одной стороны, система подготовки педагогов в вузах является частью системы образования, и к ней применимы все подходы и факторы, обусловленные масштабной информатизацией образования. С другой стороны, в этой системе готовят педагогов, которые должны внедрять цифровые технологии и работать в условиях применения таких технологий в образовании. В связи с этим, проблемы, касающиеся цифровизации образования, рассматриваемые с точки зрения развития систем подготовки педагогов, являются наиболее многофакторными, обширными и актуальными.

В настоящее время можно выделить три ключевые проблемы, характерные для применения цифровых инструментов в педагогическом образовании и системе образования, в целом, – недостаточность доступа педагога и обучаемых к требуемым современным информационным и телекоммуникационным технологиям, низкое качество содержательного наполнения образовательных электронных ресурсов и неготовность педагогов к осуществлению своей профессиональной деятельности в условиях использования цифровых средств и систем.

Сразу же следует отметить, что первая проблема, обусловленная недостаточностью имеющегося компьютерного аппаратного обеспечения и качества доступа к телекоммуникационным сетям, безусловно, имеет место. 2020 год и вынужденное удалённое обучение выявили целый спектр действий, которые необходимо предпринять для снижения остроты указанной проблемы 1 . Однако, уже в наши дни можно констатировать, что актуальность этой проблемы отходит на второй план по сравнению с другими указанными проблемами. Её решение в большей степени связано с финансовыми, организационными и другими факторами и, в большинстве своём, не базируется на результатах педагогических исследований. Очевидно, что парк компьютерной техники в системе образования неуклонно увеличивается, и во многих образовательных организациях, включая большинство педагогических вузов, является относительно достаточным. Более того, численный анализ результатов мониторинга эффективности деятельности российских вузов показывает, что в передовых российских университетах, в том числе осуществляющих подготовку педагогов, количество компьютеров и других цифровых средств в пересчёте на одного студента снижается, достигнув своего пика. Это обусловлено простой причиной. Педагоги и студенты всё больше используют свои личные цифровые устройства, не обращаясь к компьютерам и даже телекоммуникационным сетям вузов.

Ключевые для современного этапа развития системы образования вторая и третья проблемы являются тесно связанными. При этом в основе такой взаимосвязи находятся педагог и система педагогического образования. Это хорошо видно из рисунка 1, на котором приведены основные факторы и, одновременно, пути развития педагогического образования в условиях цифровизации. От эффективности использования цифровых инструментов в педагогическом образовании во многом зависит перспективная эффективность цифровизации всего образования, в целом. Структура рисунка и связи-стрелки свидетельствуют о наличии взаимосвязи цифровых инструментов, способов их применения и специфики обучения им в рамках системы подготовки педагогов.

картинка

Рисунок 1. Взаимосвязь проблем и способов их решения в рамках использования цифровых инструментов в педагогическом образовании.

Говоря об обучении самим цифровым технологиям следует отметить, что с каждым годом их функциональные возможности и интерфейс становятся всё более доступными для педагогов и обучающихся 5 , 6 . Большинство современных компьютерных программ люди успешно осваивают самостоятельно, не слушая лекции и не занимаясь на практических занятиях. Массовое удалённое обучение, начатое в 2020-м году, показало, что большинство педагогов так или иначе владеют цифровыми инструментами, разбираются в их возможностях, различиях, и способах работы с ними. При этом учителя школ и преподаватели вузов испытывали несравнимо большие затруднения в обучении и организации своей профессиональной деятельности с использованием таких инструментов. Это означает, что в системе педагогического образования целесообразно постепенное перераспределение акцентов, целей, содержания, учебного времени и других ресурсов с обучения только лишь информатике и информационным технологиям на обучение тому, как осуществлять все виды своей профессиональной деятельности в условиях повсеместного использования цифровых инструментов.

Нужно учитывать, что тем студентам, которые сейчас обучаются в системе педагогического образования, предстоит десятилетиями жить и работать в условиях быстрой смены технологий и средств. В связи с этим при подготовке в области информатики и информатизации образования следует существенное внимание уделять фундаментальным, инвариантным относительно времени свойствам, принципам и условиям функционирования цифровых технологий. Сделать это можно, применяя современные цифровые инструменты в качестве примера, демонстрирующего фундаментальность подхода к повышению эффективности деятельности человека на основе использования технологий. Подобные факторы должны быть учтены при формулировании целей и отборе содержания педагогического образования 7 . Отчасти соответствующие требования должны быть предъявлены к тем цифровым инструментам, которые используются в педагогических вузах.

Опыт показывает, что информатизации образования (и цифровизации как части информатизации), рассматриваемой как деятельность человека, направленная на обеспечение образования наиболее достоверной, новой и востребованной информацией, вполне можно учить. Соответствующие направления подготовки могут быть сформированы на основе преподаваемых в педагогических вузах дисциплин, имеющих разные названия, но посвящённых применению цифровых технологий в профессиональной деятельности педагога. В этом случае появятся дополнительные факторы и критерии, группирующие такие дисциплины в единую систему, что способствует большей фундаментальности и полноте, минимизации смысловых противоречий и неоправданных повторов, применению единой терминологии и многим другим положительным аспектам.

Комплексным должно стать и знакомство педагогов с особенностями применения цифровых инструментов в разных областях их профессиональной деятельности. В этой связи целесообразно выделить, как минимум, пять таких областей, в которых применение информационных технологий имеет существенные организационные, технологические, дидактические и другие различия. Речь идёт об учебной, внеучебной, контрольно-измерительной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности каждого педагога. В большинстве случаев во всех этих областях деятельности в рамках школ и вузов уже активно применяются цифровые инструменты 8 . Но такое применение, как правило, бессистемно, а соответствующие цифровые ресурсы интерфейсно, технологически, терминологически, содержательно не связаны между собой. Очевидно, что последовательное и взаимосвязанное знакомство педагогов с применением цифровых инструментов во всех пяти видах образовательной деятельности внесёт существенный вклад как в повышение эффективности деятельности педагогов, так и в формирование единой системы цифровизации образования 9 . С учётом этого необходимы не только расширение содержания соответствующих дисциплин педагогических вузов, но и внедрение в таких вузах цифровых инструментов, активно применяемых в самых разных видах деятельности образовательных организаций.

Как уже отмечалось, качество имеющихся многочисленных цифровых ресурсов во многих случаях является существенной преградой для их эффективного использования в образовании. При этом технические, технологические, дизайн-эргономические и функциональные недоработки таких ресурсов не представляются столь большой проблемой, как недостаточное качество их содержательного наполнения. Современные предприятия, занимающиеся созданием и внедрением цифровых инструментов для образования, очень оперативно совершенствуют их работоспособность и дизайн. При этом наличие глубинных содержательных недоработок, выявление и устранение которых может требовать существенных временных, интеллектуальных и трудовых затрат, приводит к очень серьёзным и долгосрочным последствиям, в рамках которых педагоги и их последующие ученики получают неправильное представление об изучаемых объектах, явлениях или процессах.

Следует понимать, что в современных условиях разработка по-настоящему качественных цифровых ресурсов, обладающих содержательным наполнением, практически невозможна в одиночку. Подавляющее большинство эффективных цифровых инструментов разработаны профессиональными авторскими коллективами, в которые входят методисты, психологи, программисты, дизайнеры, другие специалисты и, конечно же, педагоги. В связи с этим педагогов необходимо учить возможной работе в таких коллективах, принципам и специфике не только разработки цифровых ресурсов, но и качественного формирования их содержания. Естественно, что для такого обучения педагогический вуз должен обладать соответствующими современными цифровыми инструментами.

В нашей стране, как и во многих других странах, отсутствует масштабная система оценки качества и отбора цифровых ресурсов для сферы образования. Это означает, что в распоряжение педагогов могут попадать самые разные цифровые средства, обладающие различными положительными и отрицательными свойствами. В этих условиях современный педагог не может не быть отчасти экспертом, способным самостоятельно выявлять неэффективные цифровые инструменты. Очевидно, что критерии и технологии такого отбора также должны войти в содержание подготовки педагогов, а педагогические вузы должны иметь для такой подготовки всё необходимое.

В совокупности такое обучение в перспективе позволит одновременно повысить качество содержательного наполнения имеющихся цифровых ресурсов и ограничить взаимодействие обучающихся с ресурсами, содержание которых может негативно сказаться на эффективности подготовки. Налицо взаимосвязь развития педагогического образования и решения проблемы недостаточного качества содержательного наполнения образовательных цифровых ресурсов.

С учётом вышесказанного можно предложить дальнейшее развитие системы подготовки педагогов в области информатизации образования и соответствующее обеспечение педагогических вузов цифровыми инструментами таким образом, чтобы студенты имели все возможности для последовательного и системного изучения:

  • целей и возможностей применения цифровых инструментов в образовании;
  • фундаментальных принципов и перспектив развития цифровых технологий, применяемых в образовании;
  • функциональных возможностей современного аппаратного и программного компьютерного обеспечения, особенностей и способов работы с ним;
  • технологий поиска и отбора образовательных цифровых ресурсов;
  • технологии разработки образовательных цифровых ресурсов, приёмов работы в коллективе, занимающемся такой разработкой;
  • критериев и технологий, необходимых для оценки качества применяемых цифровых инструментов;
  • областей потребности систем обучения в применении тех или иных информационных технологий, способов уместного и оправданного использования цифровых инструментов;
  • подходов к эффективному осуществлению учебной, внеучебной, контрольно-измерительной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности с системным применением цифровых инструментов.

Такая последовательность может определять не только содержание обучения, но и формировать последовательность практических занятий, определять применяемые формы и методы обучения, служить основной для отбора цифровых средств, необходимых для подготовки педагогов.

Безусловно, описанные в настоящей статье проблемы и возможные пути их решения, так или иначе связанные с применением цифровых инструментов при подготовке педагогов, не являются единственными и исчерпывающими. Но даже приведённых аргументов достаточно для того, чтобы базировать дальнейшее развитие педагогического образования и его технологического оснащения на поиске ключевых факторов и их взаимосвязи, влияющих на эффективность деятельности педагога в условиях информатизации образования.

Автор: Витютнева Ольга Егоровна

Организация: МБОУ 2-Гавриловская СОШ

Населенный пункт: Тамбовская область, Гавриловский р-н, с. Пересыпкино 1-е

В наши дни цифровые технологии неразрывно связаны с жизнью практически каждого человека. С развитием и распространением интернет-технологий стало активно развиваться и дистанционное обучение. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью жизни каждого школьника, поэтому современному педагогу необходимо владеть соответствующими навыками для проведения уроков. На сегодняшний день методика онлайн-занятий соединяет самостоятельную работу ребёнка с учебным материалом и регулярную связь с педагогом-предметником. Но перед школьными учителями стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Педагог здесь становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат. Использование современных цифровых и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.

Использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Небольшие группы учащихся могут совместно работать с одним мультимедийным приложением, что развивает у них навыки диалога.

Применение средств мультимедиа в обучении позволяет:

- решить задачи гуманизации образования;

- повысить эффективность учебного процесса;

- развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);

- учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;

- привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач

Работа в режиме online стимулирует познавательный интерес учащихся. Для них открывается новый мир иностранного языка, когда знание одного значения слова уже недостаточно для понимания текста, статьи. С помощью современных компьютерных программ учащиеся испытывают настоящее погружение в живую речь, получают множество возможностей для изучения и запоминания новых слов и речевых оборотов, а также для развития речевых навыков.

Проект Н5Р предназначен для создания разнообразного интерактивного контента: презентаций, видео, лент времени, интерактивных плакатов, упражнений, опросов и игр. Пользователи могут создавать интерактивный контент на сервисах проекта Moodle и затем использовать его на страницах сайтов или блогов. Система ориентирована, в первую очередь, на организацию взаимодействия между учителем и учениками, хотя она также подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки очного обучения. C помощью сервиса можно подготовить интересный учебный интерактивный материал. Созданные в сервисе работы можно встроить на страницу сайта или блога и поделиться им в социальных сетях (Twitter, Facebook), также можно получить прямую ссылку на созданную работу. В основном создание контента в H5P осуществляется путем заполнения разнообразных форм. Использование электронного учебно-методического комплекса дает возможность добиться высокого уровня наглядности изучаемого материала. Процесс обучения становится более эффективным, дает новые современные возможности в освоении материала и получении профессиональных знаний и навыков. H5P- сервис очень многообразен и даёт возможность преподавателю создать собственные интерактивные ресурсы для урока.

StoryJumper - сервис нравится всем, кто связан с детьми. Не секрет, что наглядность – важный элемент в развитии и обучении ребенка. StoryJumper – удобный инструмент, который поможет вам писать и иллюстрировать рассказы, создавать свои собственные книги, хранить важную информацию, применяя набор интуитивно понятных встроенных инструментов. Вы можете использовать имеющиеся фотографии и графический арт из базы данных StoryJumper или загружать собственные снимки в качестве фона для сцены и графические арты для большей индивидуализации истории. Это сайт, который позволяет не только учителям, но и самим ученикам создавать свои собственные книги.

Работа с виртуальной доской Padlet. Работа в виртуальном пространстве, в котором учащиеся или группа учащихся будут получать образовательные материалы в электронной форме, дает неоспоримое преимущество. Обучение становится намного эффективнее, особенно если к каким-либо текстовым материалам прикреплены презентации, изображения, аудио-, видеоматериалы, которые не могут не остаться в памяти слушателя. При этом сам ученик может готовить и размещать свои работы в аналогичной форме, знакомиться с работами других, иметь возможность участвовать в различных проектах.

Ментальные карты являются графическим представлением информации, которое передает отношения между отдельными идеями и концепциями. Независимо от того, насколько сложным является предмет, интеллект-карта помогает увидеть общую картину. Онлайн-карты позволяют проводить совместную работу. Например, мозговой штурм с командой в режиме реального времени. Причем место расположения всех членов команды не имеет значения. Перечисленные ниже инструменты предлагают бесплатный и платный пакеты услуг. Mindmeister – позволяет делиться ментальными картами с любым количеством учеников или коллег, сотрудничать с ними в реальном времени. Независимо от места расположения, все члены команды мгновенно увидят изменения, сделанные в ментальной карте. Члены команды могут комментировать темы, голосовать за идеи или обсуждать изменения во встроенном чате. Важный результат совместной работы – это визуализация идей и возможность донести их до остальных. С помощью встроенного в MindMeister режима презентаций есть возможность преобразовать ментальные карты в динамичные слайд-шоу, вставить презентацию на сайт или транслировать ее в режиме реального времени своим коллегам.

Google Classroom – многофункциональное, комплексное, бесплатное решение для создания виртуальных классов, распределения задач и домашних заданий, общения с классом и, как правило, для поддержания организованности в классе и вне его. Пользователь, имеющий учетную запись Gmail, может использовать это приложение и весь комплекс инструментов Google. Система позволяет организовать онлайн-обучение в классе, ученики могут задавать вопросы и получать ответы от своих учителей и одноклассников. Систему удобно использовать для организации смешанного обучения.

Для организации доступности, формирования у учащихся более прочных знаний по той или иной тематике предъявление учебной информации должно удовлетворять требованию избыточности учебной информации. Эмоциональное возбуждение, которое испытывают учащиеся при работе с мультимедийными системами, активизирует процессы восприятия, внимания, осмысления, запоминания. Именно такая направленность организации обучения создает благоприятные условия для активной, творческой и продуктивной деятельности учащихся, стимулирует речемыслительную активность и существенно повышает результативность всего учебного процесса. Использование мультимедиа-технологий может существенно преобразить образовательный процесс, в частности, помочь учителю при обучении иностранного языка, повысить заинтересованность учащихся в его эффективном изучении.

​​Цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний. В контексте образования глобализация проявляется в глобальной цифровизации общества, в необходимости научить подрастающее поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую информацию. Для учителя же применение мультимедийных средств помогает обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса, внедрения новых организационных форм обучения. Внедрение и использование в современном учебном процессе информационных, коммуникационных, мультимедийных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса.

Итак, можно сделать вывод, что положительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.


На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).


Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).


Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.


Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…


Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

Архив номеров

Н.В. Шестак

СУЩНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Цифровая педагогика в высшей школе рассматривается как раздел профессиональной педагогики, изучающий теоретические и практические проблемы высшего образования, основные составляющие образовательного процесса в вузе (закономерности, принципы, формы, методы, технологии, содержание), а также особенности и условия, обеспечивающие эффективное представление образовательных услуг обучающимся при помощи информационных технологий и интернета. Поставлены задачи цифровой педагогики как науки. Определены риски цифровой педагогики. Сформулированы пути развития цифровой педагогики на ближайшие годы.

Ключевые слова:

цифровая педагогика, информационные технологии, цикл хайпа, образовательные услуги, задачи цифровой педагогики, риски цифровой педагогики.

Под цифровым искусством искусствоведы понимают творческую деятельность, опирающуюся на информационные (цифровые) технологии, в процессе которой создаются художественные произведения в цифровой форме или созданные с применением специальных компьютерных программ, а также художественные формы, существующие только в компьютерной сетевой среде [2].

Цифровое здравоохранение или цифровая медицина предполагают использование информационных и коммуникационных технологий в целях внедрения электронного делопроизводства в медицинских учреждениях, учета персональных медицинских документов пациентов больниц, телемедицины, высокотехнологичной медицинской помощи и др.

Этап 1: технологический триггер— появление новой технологии, первые публикации на эту тему (Триггер – спусковой крючок, который приводит в действие некое устройство или систему. Изначально является радиотехническим термином, в современном языке используется в психотерапии, психологии, теории продаж);

Этап 2: пик чрезмерных ожиданий – от новой технологии ожидают революционных перемен; она становится популярной, рекомендуемой к массовому внедрению;

Этап 3: избавление от иллюзий – выявляются профессиональные проблемы, связанные с массовым внедрением технологии, появляются публикации критического плана, профессиональное сообщество отмечает недостатки и “страхи”, связанные с новой технологией;

Этап 4: преодоление недостатков – ведутся исследования по оценке и возможному устранению недостатков; совершенствование и апробация способов использования новой технологии; подготовка кадров для внедрения инновации в коммерческие проекты;

Этап 5: плато продуктивности – зрелость технологии; профессиональное сообщество воспринимает технологию как реальную необходимость, осознавая её достоинства, возможности и ограничения.

Очевидно, что далеко не все технологические инновации доходят даже до второго этапа в силу их бесполезности, невостребованности, малой эффективности.

Возвращаясь к цифровой педагогике, можно предположить, что на данный момент она переходит на третий этап, этап объективной оценки возможностей, преимуществ, эффективности цифровых технологий в образовании, с одной стороны, и ожидаемых потерь, разноплановых проблем и даже опасностей, связанных с отсутствием серьезных научных подходов к их глобальному внедрению на всех уровнях образования.

Не будем преувеличивать возможности и влияние цифровизации на высшее образование. Можно ли утверждать, что цифровая педагогика влияет на цели и задачи высшего образования – нет! Меняется ли существенно содержание обучения – нет! Мы не принимаем в расчет изучение дисциплин, связанных с информатикой, программированием или информационными технологиями в конкретной специальности, так как они являются технологической поддержкой профессии, так же как высшая математика, анатомия или химия. Необходимость приобретения медийно-информационной грамотности (информационной компетентности) в целом определяется осознанием того, что развитие и внедрение в нашу жизнь ИКТ неизбежно, и поэтому массовый потребитель информации, которым является каждый член общества, независимо от его возраста, профессии, социального положения и др. должен обладать соответствующими компетенциями – поиск, получение, анализ, оценивание, использование и создание информации.

Инновации в области ИКТ

Более того, появляются исследования, доказывающие низкую эффективность применения цифровой педагогики и модной геймификации образования в российских университетах [9].

Однако отсутствие нового качества в цифровых средствах обучения не должно восприниматься как избавление от иллюзий и чрезмерных ожиданий. Выше мы уже говорили об улучшении старого качества. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовании заключается не только в разработке инновационных методов и средств обучения, но и в возможности с новых позиций, в новом ракурсе рассмотреть хорошо известные и апробированные методы и средства обучения. В таблице 2 рассмотрены варианты эволюции методов и средств обучения, наиболее распространенных в среднем профессиональном и высшем образовании.

Технологическая поддержка методов и средств обучения
информационно-коммуникационными технологиями

Здесь опять обратимся к исследованиям в области цифровых бизнес-технологий. В статье [14] предлагается перечень мероприятий, необходимых для осуществления цифровой трансформации предприятия: превратить своих клиентов в партнеров; раскрыть творческий потенциал персонала; преобразовать свои продукты в услуги; сделать все бизнес-процессы гибкими, масштабируемыми и естественными; пересмотреть или при необходимости выработать новую бизнес-модель. На этой основе мы предлагаем модель дорожной карты преобразования образовательного процесса вуза, включающую в себя:

  • создание партнерских отношений между преподавателями и студентами, предполагающих условное соглашение о полном доверии друг к другу, взаимном интересе, взаимной готовности делиться опытом и принимать этот опыт, о стремлении, мотивации к саморазвитию и совершенствованию;
  • раскрытие творческого потенциала профессорско-преподавательского состава;
  • формирование установки на понимание необходимости создания и предложения образовательных услуг;
  • организацию мобильных, хорошо структурированных гибких учебных процессов;
  • внедрение инновационных педагогических практик.

Решение этих задач требует больших усилий и затрат со стороны государства, общества и педагогического сообщества и поэтому, безусловно связано с рисками, то есть вероятными событиями, в результате наступления которых могут произойти не только положительные, но и отрицательные последствия [12, 15–20].

В качестве рисков цифровой педагогики на данном этапе мы отмечаем:

Заключение. Цифровая педагогика должна опираться на иные концепции образования по сравнению с традиционным подходом к организации учебного процесса, получившим распространение в последние века. Современные инновационно-коммуникационные образовательные технологии во многом базируются на философских и психологических концепциях, получавших свое развитие, начиная с середины ХХ века. К ним относятся прагматизм и инструментализм, когнитивизм, конструкционизм, коннективизм [4]. Будущее высшего образования видится в развитии коллаборативного (совместного) обучения (обучение в сотрудничестве), геймификации(от английского gamification – игрофикация), заключающейся в применении подходов, заложенных в компьютерные игры, для разработки и внедрения игровых методов обучения, способствующих повышению мотивации к обучению решениям прикладных задач, наставничества в сети, коллегиальных сред и других образовательных технологий, реализуемых только в помощью ИКТ.

Список литературы

Сведения об авторе

THE ESSENCE OF DIGITAL PEDAGOGY: DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION

Digital pedagogy in higher education is considered as a branch of professional pedagogy that studies theoretical and practical problems of higher education, the main components of the educational process in higher education (laws, principles, forms, methods, technologies, content), as well as features and conditions that ensure the effective presentation of educational services to students using information technology and the Internet. The tasks of digital pedagogy as a science are set. The risks of digital pedagogy are identified. The ways of development of digital pedagogy in the coming years are formulated.

digital pedagogy, information technologies, HYPE cycle, educational services, digital pedagogy tasks, risks of digital pedagogy.

Развитие информационных возможностей и использование современных гаджетов в разных отраслях науки привели к достижению качественно высокого уровня развития. Процесс обучения с помощью дополнительных гаджетов стал намного интереснее. Сегодня цифровые технологии в образовании используются для подачи материала и формирования в учеников обширных знаний из разных научных тем.

 цифровые технологии в образовании

Описание школы

Назвать такой формат обучения пространством, нашпигованным проекторами и мультимедийными досками будет неправильно. Это новая форма для познания, где каждый преподаватель создаёт свой научный мир с помощью дополнительных элементов, помогающих визуализировать задания. В такой школе технологии не являются целью, а только средствами для достижения удачного образовательного процесса.

Информационные технологии и новинки информатики дают возможность выходить на новые уровни познания и предоставлять учащимся знания в объёмном живом виде. Это ключевая возможность цифровизации образования. К другим особенностям можно отнести такие факторы:

Информационные технологии в школе

  • Безграничные возможности, ведь ребёнок сам выбирает процесс и курс обучения, который будет проходить и настраивается на познание тех материалов, что ему интересны.
  • Удобная навигация по всему процессу обучения. Это гарантирует детальное электронное изучение составляющих курс тем.
  • Педагогическая работа приобретает новые краски и становится более интересной учителю благодаря использованию digital educational technology.
  • Онлайн-взаимодействие осуществляется с помощью цифровой среды. Обучение не прерывается даже на расстоянии, процесс запускается независимо от местонахождения. Это упрощает процесс подачи знаний и даёт возможность для успешного прохождения курса всем желающим.

Благодаря упрощению формальных задач, которые мешают учителю полноценно вести урок и заниматься подачей данных, смысловое наполнение курса повышается в несколько раз и становится более разнообразным. Школьники изучают материал не только из книг, но и с использованием ярких примеров для каждой темы.

Внедрение возможностей цифровой школы в каждую подачу урока помогает улучшить качество подачи материала и повышает общий процент эффективности.

Новые возможности

Для подачи материала программы цифровой школы ориентированы на цифровой учебник. Он отличается от электронного, который является простым перенабором из бумажной книги. Это полностью другой и новый в плане подачи информации продукт, благодаря которому урок качественно отличается от обычного изложения материала. Электронный элемент подобных школ держится на трёх столбах:

Учитель пользуется цифровым учебником

Последний фактор включает в себя подходы к проведению контроля и качественного оценивания. Учителю тяжело составлять программу самостоятельно, поэтому он пользуется цифровым учебником, где собранны все необходимые для качественного школьного процесса ведомости. Теоретический материал в таком учебнике поддерживается хрестоматиями и наглядными примерами из энциклопедий, практические задания воплощаются с помощью тетрадей и специальных задачников, которые разработаны под новые учебники.

Методика подкреплена с помощью современной программы и дополнительных пособий. Обязательным условием является и визуализация данных с помощью видео и аудиального восприятия. Работать с учебником сначала сложно, ведь это кардинально другой подход к обучению и формату подачи. Но комплексное использование всех учебных материалов поможет ученику качественно пройти обучение и получить необходимые знания.

Многие информационные платформы предлагают разработку учебников под курсы, включая в процесс интерактивные проверки знаний, разные тренажёры и учебные игры. Благодаря этому на стыке методики и теоретического материала рождается новая интересная форма работы в классе.

Преимущества системы

Специалисты рекомендуют использовать современные технические возможности только там, где они оправданы. Проверить эффективность можно на практике, но если цифровой элемент не подходит для использования в школе, то от него лучше отказаться, заменив на более качественный.

Преимущества системы

При выборе школе, предлагающей инновационные технологии и подачу материала с применением нововведений, нужно сначала проанализировать программу обучения, ведь это основа работы, указывающая на качество. Если там используются те же авторские учебники, что и в обычной школе, но с некоторыми дополнениями в виде аудио и видеоматериала, то это не цифровое обучение, а неудачная попытка совместить две разные системы. Качественный общеобразовательный процесс формируется на основе новых технологий с интерактивными методами преподавания.

Ещё одним отличием современного типа обучения от стандартного школьного является отсутствие бумажной отчётности. Этот ненужный элемент забирает много времени в учителя. Вместо того чтобы определить способности учеников и подобрать для них качественные методы подачи информации педагог должен использовать стандартный подход, слабо влияющий на развитие школьников, но гарантирующий подконтрольность и отчётность.

К тому же бумажные конспекты неэкологичны. Это неправильный расход бумаги, наносящий большой урон экосистеме. Замена бумаги на цифру приведёт к экономическому эффекту на сумму, примерно 120 млрд рублей в год.

Эффективное внедрение среды

Благодаря работающим сервисам электронного учебника можно говорить о формировании свойств новой цифровой образовательной среды. В процессе работы система позволяет вносить корректировки или добавлять необходимые ведомости. Таким образом, обучать класс с помощью электронного средства намного эффективнее и проще.

Стандартная школьная система обновляет учебники крайне редко, из-за этого стиль изложения материала стареет и теряет актуальность, а благодаря современной базе информации, которая используется для учебного процесса, данные можно корректировать и выбирать для подачи те методы, что, по мнению учителя, будут максимально эффективными для ученика. К плюсам электронного учебника специалисты относят:

Интерактивное обучение

  • Интерактивность. Можно подать большую часть материала, сделав её усвоение намного интереснее за счёт разных элементов технологий. Например, применение презентаций, специальных видео, цифровых таблиц делает изучение более интересным.
  • Адаптивность. Можно подобрать темп обучения, разделив материал на несколько частей. А также подобрать индивидуальный стиль изложения для каждого ученика. В стандартной школе развитие способностей учеников происходит в процессе обучения с помощью одной и той же книги. В современной школе цифровой учебник подстраивается под ребёнка. Уже с дошкольного века возможно такое обучение.

Ребёнок сам выбирает темп деятельности и может выполнять больше заданий независимо от местонахождения тем методом, который ему подходит больше всего. Благодаря этим качествам цифровая школа является полностью нативной. Основатель одной из таких платформ Михаил Кушнир считает, что новый формат обучения способен лучше раскрыть потенциал учеников и представить им окружающий мир с разных сторон, без ограничения бумажными учебниками.

Значение уровня оснащения

Из-за нехватки компьютеров и планшетов заниматься эффективным учебным процессом тяжело. Это тормозит подачу материала и детальное глубокое изучение каждой темы. Во многих статьях описывается проблема оснащения и низкие показатели обеспечения нужными средствами. Большинство кабинетов обустроены за стандартным принципом и не во всех есть мультимедийная доска или установлен проектор.

Уровень оснащения школ

К сожалению, государственные программы не могут обеспечить покупку всего оборудования, но процесс обновления запущен и уже есть первые примеры школ, где процесс обучения полностью синхронизирован с веб-возможностями и цифровыми технологиями. Остальным учебным заведениям специалисты советуют использовать вариант кооперации с родителями и позволять ученикам пользоваться планшетами или мобильными устройствами.

Новый современный формат обучения не означает только технический момент. Можно подключиться к уже готовой цифровой платформе, на которой размещены необходимые для получения знаний задания и материалы. Такие платформы гарантируют качественное обучение и подготовку к экзаменам. При выборе платформы надо продумывать все механизмы интеграции и сопоставлять данные с требованиями образовательной организации. Только благодаря налаженным кооперативным действиям со стороны учителей и создателей платформ цифрового формата возможен качественный учебный процесс.

Читайте также: