Где можно ознакомиться с информацией о присвоении объекту категории риска

Обновлено: 02.07.2024

Правительство Российской Федерации

2. Установить, что при осуществлении регионального государственного экологического надзора плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, утвержденными настоящим постановлением:

для категории высокого риска проводятся один раз в 2 года;

для категории значительного риска проводятся один раз в 3 года;

для категории среднего риска проводятся не чаще чем один раз в 4 года;

для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в 5 лет;

для категории низкого риска не проводятся.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2017 года N 1410

Критерии отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора

1. Производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора в соответствии со следующими критериями:

а) к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - постановление N 1029);

б) к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 1029, а также объекты исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;

в) к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 1029.

2. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящего документа к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект регионального государственного экологического надзора размещается:

а) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;

б) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.

3. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического надзора к категории риска:

а) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3, 7.4, 7.6, 8.2, 8.4, 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, 14.1 и 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора, вынесенного должностными лицами органа государственного надзора или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;

б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта регионального государственного экологического надзора, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250-255 и 257 Уголовного кодекса Российской Федерации;

в) решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятого в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора;

г) постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора за совершение административного правонарушения, предусмотренного законами субъектов Российской Федерации, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда;

д) решения о прекращении, аннулировании разрешений, выдача которых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора.

4. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами "а" и "г" пункта 3 настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.

5. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего документа к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, и одновременном соблюдении установленных законодательством в области охраны окружающей среды требований о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.

В 2020 году плановые проверки Роспотребназдора были отменены для всех предприятий, кроме тех, которые относятся к I и II классу опасности. Рассмотрим, по каким критериям предприятию присваивается тот или иной класс опасности и почему.

Риск-ориентированный подход по букве закона

В текст закона внесены положения о риск-ориентированном подходе, руководствуясь которым государственные органы планируют контрольно-надзорные мероприятия. А именно — выбирают продолжительность или периодичность проверок в зависимости от класса опасности предприятия (п. 8.1)

Класс опасности присваивается надзорным органом в зависимости от тяжести негативных последствий от деятельности организации или последствий из-за несоблюдения ей требований, а также вероятности того, что предприятие будет эти требования нарушать (п. 8.3 ФЗ 294).


При этом руководствуются следующими критериями:

Категории риска и классы опасности

Согласно этому документу выделено 6 классов риска.

Категории риска Классы (категории) опасности
Чрезвычайно высокий риск 1 класс
Высокий риск 2 класс
Значительный риск
3 класс
Средний риск
4 класс
Умеренный риск
5 класс
Низкий риск
6 класс
  • Чрезвычайно высокий риск (соответствует I классу опасности) присваивается предприятиям, работа которого связана с рисками для здоровья и жизни людей. Эти объекты остаются в зоне внимания надзорных органов. А это значит, что в отношении таких организации контрольно-надзорные мероприятия будут проводиться ежегодно.
  • В категории высокого риска (соответствует II классу опасности) аналогичные предприятия, но более мелкие по своей организации и по объему выпускаемой продукции или с небольшим ассортиментом. Плановые контрольно-надзорные мероприятия для этой категории проводятся раз в два года.

С течением времени предприятие может перейти из одной категории риска в другую, например, если в ходе контрольно-надзорных мероприятий были выявлены нарушения. Таким образом, класс опасности — значение динамическое. И, во многом, от самого предприятия зависит, как часто будут его объекты посещать представители надзорных органов. Однако крупные предприятия из-за масштабов влияния их деятельности не могут снизить класс опасности, и плановые проверки для них сохранятся.

Список предприятий I, II и III классов опасности доступен на сайте Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Узнать, к какой категории отнесли ваше предприятие, можно по этой ссылке с помощью поиска по ИНН, ОГРН или названию юридического лица или имени индивидуального предпринимателя.

Что делать, если вы не согласны с присвоенным классом опасности?

Попробовать рассчитать категорию риска самостоятельно можно с помощью Методических рекомендаций Роспотребнадзора по риск-ориентированному подходу в контрольно-надзорной деятельности. В них вы найдете указания по определению класса опасности объекта, правила отнесения к той или иной категории опасности по результатам предыдущей проверки или наличию/отсутствию административных взысканий, а также интересную статистику выявленных нарушений по отраслям. Так, например, для досуговых и спортивных учреждений среднее количество нарушений за проверку составляет 2,83, нарушений в аптечных организациях в среднем всего 1,85, а вот в древесно-стружечном производстве — 10,13.

Внеплановые проверки никто не отменял

Обратите внимание, что внеплановые проверки со стороны надзорных органов не отменяются. Инициируются такие проверки (выездные и документарные) по фактам причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и только после согласования с прокуратурой. Также поводом для внепланового контрольно-надзорного мероприятия является проверка исполнения ранее выданного предписания.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 89 000 сотрудников.

/img/plugs/1.jpg

Правила присвоения категорий пожарного риска с 1 января претерпевают изменения: если раньше все общественные здания — больницы, одноэтажные торговые центры и огромные моллы — считались одинаково опасными, то теперь каждое из них получит индивидуальную категорию.

Штраф за проводку

Зиничев рассказал, что выделено шесть категорий пожарного риска: чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого. По новой системе категория риска объекта впоследствии может меняться — и повышаться, и понижаться. Принцип простой: чем больше потенциальные риски, тем чаще проверки. Например, объекты защиты, отнесенные к категории низкого риска, вообще планово проверяться не будут.

Меры эти направлены на снижение излишней административной нагрузки на добросовестных собственников. То есть если владелец объекта выполнил все требования, позаботился о безопасности как следует, то и категорию пожарного риска ему снизят и проверять будут реже.

Индивидуальная категория риска будет рассчитываться исходя из базовой, установленной для каждой отрасли в соответствии со статистикой пожаров и характеристикой каждого отдельного объекта. Согласно документу, можно получить штрафные баллы за старую проводку, пожары на объекте в прошлом, а снизить категорию риска благодаря, например, наличию собственной пожарной охраны или круглосуточному мониторингу работоспособности пожарной сигнализации. Будут учитываться степень огнестойкости здания, этажность.

Негативный потенциал

В МЧС уже рассчитан базовый показатель тяжести потенциальных негативных последствий — его опубликуют на официальном портале ведомства в январе.

Расчеты показателей тяжести потенциальных негативных последствий для функциональных групп объектов проводятся ежегодно на основании статистической информации о количестве пожаров, погибших и травмированных на них людей, пояснили в ведомстве. С учетом этих показателей уже проведены первоначальные расчеты для осуществления планирования контрольно-надзорных мероприятий в 2021 г. В дальнейшем при этом будут учитываться среднестатистические пятилетние значения вышеуказанных показателей.

Отмечается, что присвоение категории риска конкретному объекту, а также изменение ранее присвоенной категории осуществляется органом государственного пожарного надзора.

Информация о присвоенной категории риска будет в обязательном порядке размещена на официальном сайте МЧС России в сети интернет, пояснили в ведомстве. Кроме того, по запросу граждан и собственников (правообладателей) объектов орган государственного пожарного надзора предоставит мотивированную информацию о присвоенной объекту категории риска. При этом правообладатели объектов смогут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска, воспользовавшись специальным калькулятором.

Калькулятор тоже доступен с января 2021 г. на официальном портале МЧС. Если собственник с оценкой не согласен, он сможет обжаловать это решение.

Индивидуальный риск

При этом, подчеркнул он, все это не будет проводиться просто так, что владелец сам заявляет госпожнадзору о необходимости понизить категорию риска, так как у него маленький торговый центр.

Все будет проводиться через независимую оценку, через расчеты риска, через выдачу заключений, заявил Рыбалкин. Снижение категории риска проводится только через территориальное главное управление — просто так это не сделаешь, все за подписью начальника управления.

Ужесточением по экономии

Директор орловского филиала Фонда пожарной безопасности Наталья Бакаева подчеркивает, что бизнес должен обеспечить пожарную безопасность своих зданий, но — не обеспечивает. С этой точки зрения новые правила пожарной безопасности она считает ужесточением.

С мнением об ужесточении согласен и Рыбалкин, который замечает, что это общая тенденция нормотворчества у МЧС в последние годы, призванная минимизировать ущерб от пожаров. Между тем Бахтина замечает, что в целом снижение количества проверок неизбежно приводит к увеличению числа пожаров.

Президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко замечает, что новые правила увеличат число проверок в торговых центрах, так как их отнесли к другой категории риска.

Впрочем, данная проблема существовала и до новых правил, заметил Москаленко. Большинство собственников торговых центров ушли от выстроенной системы коррупционных связей и с полной ответственностью подходят к экипировке своих объектов для максимально безопасного времяпровождения посетителей в ТЦ.

Говорить о том, присвоят ли в будущем торговым центрам наивысшую категорию риска, по словам Москаленко, пока сложно.

Скорее всего, если это произойдет, то постепенно или вследствие внеочередных проверок в 2021, по факту которых будут выявлены значительные существенные нарушения норм пожарной безопасности, считает он. После происшествия, произошедшего в Кемерово, любые нововведения касательно проверки и поддержки в режиме эффективной работоспособности быстро реагирующей системы безопасности в торговых центрах необходимы.

Формализация риска

И тут все зависит от добросовестности контролирующих и проверяющих органов и их компетенции, отмечает Бахтина. По идее, нужны комплексные проверки: несколько человек должны оценить — каждый в своем направлении — насколько объект готов к присвоению какого-то риска. А так получится, допустим, что на предприятии по документам есть система пожаротушения, но она не работает либо сделана с нарушением.

Бахтина отмечает, что возникает опасность формализма при проведении этой работы: никто не проверит, работает ли та или иная система, но категория пожарного риска уже будет снижена. Чтобы делать все на совесть, нужны глобальные проверки, а это — титанический труд.

Нужно поднимать все документы, проверять, соответствует ли объект проекту и т. д., говорит она. У нас же часто конструкции здания построены совсем не так, как указано в проекте. Или обратный пример: на объекте официально не требуется система пожаротушения, но руководитель посчитал, что она ему нужна — и установил. Это будет учитываться или нет? Пока непонятно.

По мнению Бахтиной, в первое время обязательно возникнет неразбериха.

Рыбалкин отмечает, что с 1 января в целом очень много изменений в противопожарных правилах — фактически они новые, с новыми наименованиями и нормативными документами.

Все правила до конца еще не изучили, заметил он. Как правило, после принятия федерального закона в течение года очень много правок, и сказать, как все будет работать, наперед пока очень сложно. Изменений очень много, и они глобальные.

В то же время работу по отнесению объектов к категориям пожарного риска, заметил он, МЧС ведет уже два года — все объекты разделили на категории, чтобы снизить нагрузку надзорных органов.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного земельного надзора. Категории риска.

Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного земельного надзора. Категории риска.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах - снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

В целях осуществления государственного земельного надзора с применением данного подхода предусматривается разделение земельных участков, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на категории риска.
К категории среднего риска относятся земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства, а также участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки.

К категории умеренного риска относятся земельные участки, граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса; участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения; участки относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения; а также участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, отнесенными к категории земель населенных пунктов.

К категории низкого риска относятся все иные земельные участки.

Проведение Росреестром плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
• для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 3 года;
• для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут.

Применение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного земельного надзора. Категории риска.

Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного земельного надзора. Категории риска.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах - снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

В целях осуществления государственного земельного надзора с применением данного подхода предусматривается разделение земельных участков, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на категории риска.
К категории среднего риска относятся земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства, а также участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки.

К категории умеренного риска относятся земельные участки, граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса; участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения; участки относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения; а также участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, отнесенными к категории земель населенных пунктов.

К категории низкого риска относятся все иные земельные участки.

Проведение Росреестром плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
• для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 3 года;
• для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут.

Применение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Читайте также: