В чем заключается сбалансированность бюджета и каковы способы ее обеспечения

Обновлено: 30.06.2024

Государственный бюджет – это форма мобилизации и использования денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства по достижению целей и решению задач социально-экономического развития страны.

Общие сведения о государственном бюджете

Государство так же, как и фирмы с домохозяйствами, является участником экономических отношений. Оно в результате своей жизнедеятельности также получает определенные доходы и несет определенные расходы. Данные финансовые потоки нашли оформление в таком финансовом явлении, как бюджет.

Бюджет представляет собой план государства по образованию и расходованию денежных средств в течение определенного периода времени. Как правило, краткосрочный горизонт планирования составляет один календарный год, среднесрочный – три года.

План утверждается в форме специального документа, который имеет на территории страны силу закона. Составлением и исполнением бюджета занимаются исполнительные органы государственной власти (правительство), а его утверждением и контролем за исполнением – законодательные органы (парламент).

Доходы государственного бюджета по большей части формируются за счет введенных на территории страны налогов и иных обязательных платежей. Также государство получает доходы от ведения предпринимательской деятельности, использования имущества и т.д.

Расходы государственного бюджета непосредственно связаны с причинами возникновения и существования государства. В связи с этим бюджетные средства в основном расходуются на обеспечение военной безопасности, удовлетворение социальных нужд, содержание административного аппарата и т.д.

Сущность проблемы сбалансированности государственного бюджета

Государственный бюджет формируется и исполняется исходя из ряда фундаментальных принципов. Одним из таких принципов является принцип сбалансированности бюджета. Он заключается в том, что расходные обязательства бюджета должны находиться в количественном соответствии, в равновесии с источниками финансирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Обеспечение сбалансированности бюджета является актуальной проблемой в сфере государственных финансов. Считается, что, если государственный бюджет сбалансирован, то органы государственного управления и территориальные администрации функционируют на здоровой основе.

На самом деле в настоящее время в большинстве стран мира, на всех уровнях бюджетной системы бюджеты исполняются с превышением расходов над доходами. Подобная ситуация называется бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит (т.е. отсутствие сбалансированности бюджета) имеет большое число причин возникновения. Основными из них принято считать следующие причины:

  • проведение в национальной экономике структурных и иных масштабных реформ, что требует увеличенного государственного финансирования соответствующих мероприятий;
  • возникновение и развитие экономического кризиса, в результате которого происходит сокращение доходов государственного бюджета;
  • наступление форс-мажорных и чрезвычайных обстоятельств (например, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.д.), на устранение последствий которых выделяют большие объемы бюджетных средств;
  • низкая эффективность национальной финансовой (в том числе, бюджетно-налоговой) системы, одним из сбоев которой является наличие дефицита государственного бюджета;
  • распространение коррупции и иной экономической преступности в государственном секторе.

Сейчас основным методом покрытия бюджетного дефицита является осуществление государством заимствований на финансовых рынках. Чаще всего, происходит выпуск в обращение государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, чеков и т.п.), которые приобретают правительства других стран, а также иностранные и отечественные организации и граждане.

Также зачатую прибегают к такому методу финансирования, как кредитование. Кредиты могут предоставляться как внутри страны (от вышестоящего бюджета или местного банка), так и из-за рубежа (от правительств иностранных государств и международных финансовых организаций).

Ещё существуют варианты с эмиссионным и налоговым покрытием бюджетного дефицита. Первый вариант заключается в том, что центральный банк страны осуществляет дополнительную, ничем не обусловленную эмиссию денежных средств. Второй вариант предполагает, что недостающий объем доходов бюджета будет компенсирован благодаря поднятию налоговых ставок и введению новых налогов.

Однако эти два варианта предпочитают избегать. Эмиссия, как правило, вызывает резкий рост цен в стране (инфляцию), а увеличение налогового бремени сказывается дестимулирующим образом на деловой активности в стране. Т.е. временная выгода для бюджета окажется несоизмеримо меньшей, чем ущерб, наносимый национальной экономике.

В этих условиях сбалансированность государственного бюджета может быть обеспечена в результате применения следующих методов:

  • установление лимитов на объемы бюджетных расходов с учетом текущего экономического потенциала общества и степени централизации доходов;
  • совершенствование и повышение объективности распределения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы государства;
  • создание в сфере международных бюджетных отношений системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи;
  • планирование бюджетных расходов в увязке с прогнозируемыми бюджетными доходами;
  • применение наиболее результативных форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают реальное поступление денежных средств с финансовых рынков.

Таким образом, решение проблемы сбалансированности государственного бюджета требует от уполномоченных органов государственной власти принятие комплексного подхода, учитывающего текущую экономическую обстановку в стране и в мире.

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Бюджет, как основной инструмент системы государственных финансов, позволяет сопоставлять потребности государства и размер средств для их удовлетворения. Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Бюджет РФ

Доходы и расходы бюджета РФ

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Формирование государственного бюджета осуществляется посредством доходов и расходов, которые отражают процесс перераспределения валового национального продукта в соответствии с целями и задачами государственной политики.

Доходы бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений за счет перераспределения национального дохода. Доходы бюджета отражают выполнение фискальных и экономических задач государства. За счет доходной части финансируется реализация задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета отражают процесс перераспределение доходов бюджета путем использования по различным направлениям государственной политики.

Проблема сбалансированности бюджета РФ

Когда все расходы бюджета покрыты его доходами, считается, что расходы уравновешены доходами, такое положение является условием нормальной бюджетной деятельности. Однако доходы могут быть больше расходов и наоборот.

  1. Доходы превышают расходы – бюджетный профицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения расходов бюджета по финансированию государственных фондов.
  2. Доходы меньше расходов – бюджетный дефицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения доходов, сокращения расходов или комбинацией.

Возникновение дефицита бюджет может быть обусловлено разными причинами:

  • Структурный дефицит – реализация политики по стимулированию экономической активности и спроса в период спада производства, когда государство увеличивает расходы, в частности на создание рабочих мест;
  • Циклический дефицит – вызывается общим спадом производства в период кризиса вследствие цикличности развития экономики, когда снижаются налоговые поступления и доходы государства;
  • Активный дефицит – возникает в результате превышения расходов над доходами, т.е. несбалансированного бюджетного процесса;
  • Пассивный дефицит – возникает в результате снижения налоговых поступлений вследствие замедления темпов экономического роста.

Проблема сбалансированности бюджета обусловлена базовым принципом бюджетного процесса – обеспечение количественного соответствия бюджетных расходов и источников их финансирования. Отсутствие бюджетного паритета порождает несбалансированность.

Несбалансированность бюджета может быть отрицательной и положительной, соответствуя дефициту и профициту бюджета.

При дефиците бюджета он, в принципе, не исполним, так как нереален и фиктивен. Поэтому государству требуется изыскать дополнительные денежные средства для покрытия своих расходов, чтобы обеспечить бюджетный паритет, либо отказаться от части расходов.

Профицит бюджета также является нежелательным, так как означает повышенную нагрузку на экономическую систему и снижает эффективность использования бюджетных средств. Излишние доходы следует направлять в специальные государственные фонды, в том числе внебюджетные.

В обоих случаях речь идет о существенном дисбалансе – когда доходы и расходы бюджета несовпадают в пределах десятых процента, добиться сбалансированности бюджета можно за счет небольших коррекций.

Таким образом, сбалансированность бюджета РФ – это необходимое условие нормального функционирования государства.

Методы достижения сбалансированности бюджета

Различают две группы методов сбалансированности бюджета:

  1. Методы, применяемые при формировании бюджета;
  2. Методы, применяемые при исполнении бюджета.

методы сбалансированности бюджета

Виды несбалансированности бюджета

Несбалансированность бюджета может быть краткосрочной или долгосрочной.

Краткосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходам нарушен в течение одного финансового года и является отражением макроэкономической ситуации. Обычно это происходит вследствие изменения ситуации, в которой планировался бюджет. Незапланированные тенденции могут оказать пагубное воздействие на налоговые поступления: падение экспортных цен, сокращение объемов производства, изменение спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности.

Долгосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходами нарушается на протяжении нескольких лет подряд. Разрыв между доходами и расходами бюджета обуславливается системными или фундаментальными проблемами в национальной экономической системе, которые носят устойчивый характер.

Факт наличия дефицита бюджета – не обязательно сигнал экономических проблем. Дефицит выступает инструментом макроэкономического регулирования, позволяя решать различные социально-экономические задачи. Однако недопустимо длительный период пользоваться данным инструментом – все хорошо в меру. При долгосрочной отрицательной несбалансированности бюджета появляются негативные последствия снижения совокупного спроса и доходов.

Концепции сбалансированности бюджета

Современные концепции сбалансированности бюджета предполагают три основные модели:

  1. Бюджет должен быть сбалансированным ежегодно.
  2. Бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла.
  3. Сбалансированность бюджета является второстепенным аспектом бюджетного процесса.

концепции сбалансированности бюджета

Данные концепции исходят из разных теоретических обоснований:

  1. Концепция ежегодной сбалансированности бюджета повсеместно применялась до середины XX века, когда государства добивались равенства доходов и расходов, порой даже тогда, когда можно было обойтись без жестких мер. Исходная предпосылка – позволяет государству проводить более ответственную политику, "жить по средствам".
  2. Концепция сбалансированности бюджета в пределах экономического цикла появилась в результате развития теории Кейнса, который обосновал возможность использования дефицита бюджета для стимулирования экономики. При экономическом спаде государство должно сократить налоги и увеличить расходы – бюджет становится дефицитным, но государство компенсирует падение спроса. Во время фазы подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышения ставок налогообложения или роста налоговых поступлений. Избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса. Бюджет может быть дефицитным даже несколько лет, но по итогам экономического цикла он становится сбалансированным. Применяется большинством стран в практике государственного регулирования экономики.
  3. Концепция вторичности сбалансированности бюджета исходит из утверждения, что основной задачей является стимулирование экономического роста. Отвергается принцип "жить по средствам" – если доходов бюджета не хватает для финансирования расходов, то необходимо использовать заемные средства. Государственный кредит способен компенсировать разрыв в доходах и расходах, а также привлечь сбережения для инвестирования в экономику. Данная концепция применяется в США, где государственный долг превысил величину годового ВВП, а государство уже давно живет не по средствам.

Концепция сбалансированности бюджета

Ежегодная сбалансированность бюджета

Повышенная ответственность государства

Долги на накапливаются

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Повышение вероятности безработицы в условиях макроэкономической нестабильности

Замедление экономического роста

Неоптимальное планирование государственных расходов

Требуется более строгий контроль развития экономики

Подходит для стран с переходной экономикой

Сбалансированность бюджета в пределах экономического цикла

Умеренное стимулирование экономического роста

Сбалансированная бюджетно-фискальная политика

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Не учитывается вероятность того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по продолжительности и глубине

Наиболее рациональная концепция, сочетающая все инструменты макроэкономического регулирования

Подходит для любых стран

Сбалансированность бюджета вторична

Постоянное стимулирование экономического роста

Сохранение устойчивого дефицита бюджета

Постоянный рост расходов бюджета

Сокращение инвестиций в реальный сектор экономики

Снижение количества производительных рабочих мест

Рост государственного долга

Бесперспективность концепции доказана негативным опытом США

Недостатки превалируют над преимуществами

Не подходит для современных развитых стран

Сбалансированность бюджета Российской Федерации

В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Государственная Дума может принять только сбалансированный бюджет.

Если обнаружен профицит, реализуются следующие действия для сбалансированности бюджета:

При обнаружении дефицита, определяются источники финансирования дефицита бюджета для его сбалансированности:

Одним из основополагающих принципов, на которых основывается бюджетная система Российской Федерации, является принцип сбалансированности бюджета. Соответствие доходов и расходов бюджета имеет большое значение для выполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними функций и полномочий. В статье рассматриваются три метода достижения сбалансированности местного бюджета: увеличение доходов бюджета, повышение результативности бюджетных расходов, осуществление заимствований.


3. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5(9). – С. 9–16.

Принцип сбалансированности бюджета, зафиксированный в статье 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов [2].

Результат превышение расходов местного бюджета над его доходами представляет собой дефицит бюджета муниципального образования. В Российской Федерации имеет место принятие огромного количества дефицитных бюджетов, к тому же наблюдается ежегодный рост дефицита консолидированного бюджета муниципальных образований.

Если 2010 году в целом по Российской Федерации объем произведенных расходов превысил объем поступивших доходов местных бюджетов на 11,9 млрд рублей, то в 2013 году – объем расходов превысил объем поступивших доходов местных бюджетов на 42,2 млрд рублей. При этом в 2010 году в 46 субъектах Российской Федерации местные бюджеты исполнены с дефицитом, в 2013 году – в 59 субъектах Российской Федерации местные бюджеты исполнены с дефицитом [6].

Вместе с тем, многие бюджеты сводятся сбалансированными за счёт существенного занижая суммы, необходимой для финансирования расходов муниципальных образований. Большинство поселений решают только самые необходимые, жизненно важные для населения вопросы местного значения: организация освещения улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, организация благоустройства и озеленения территории поселения, создание условий для массового отдыха жителей поселения.

Таким образом, в нынешней российской практике доходы стали первичны, что противоречит общепризнанной теории формирования бюджетов, в которой первичными являются расходы.

На протяжении последних лет бюджетная политика Российской Федерации направлена на расширение автономии региональных органов власти и органов местного самоуправления, однако достижения сбалансированности бюджетов остаётся основной проблемой муниципальных образований.

В качестве методов достижения сбалансированности бюджета, выхода из бюджетного дефицита, выделяют:

1) увеличение доходов бюджета,

2) повышение результативности бюджетных расходов,

3) осуществление заимствований.

Проблема увеличения доходной части местных бюджетов актуальна на протяжении всего периода формирования института местного самоуправления в Российской Федерации.

Формирование доходной базы бюджетов муниципальных образований определяется комплексом многообразных факторов. Всю совокупность факторов, воздействующих на доходную базу бюджетов муниципальных образований, по нашему мнению, можно разделить по источнику их возникновения в зависимости от потенциальной возможности органов местного самоуправления влиять на формирование доходов на внешние факторы и внутренние факторы. Факторы, влияющие на формирование доходов бюджетов муниципальных образований, представлены в таблице.

Факторы, влияющие на формирование доходов бюджетов муниципальных образований

Факторы, влияющие на формирование доходов

бюджетов муниципальных образований

– влияние социально-экономических условий и социально-экономической политики государства;

– уровень социально-экономического развития субъекта Федерации, в территориальных границах которого находится муниципальное образование;

– политика, выбранная субъектом Федерации по реализации муниципальной реформы;

– налоговая политика государства;

– система распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

– применяемые методики финансовой поддержки муниципалитетов;

– ограничение прав муниципальных образований в области налогообложения, в том числе по установлению элементов местных налогов;

– нормы и правила федерального налогового законодательства, в том числе полномочия налоговых органов, налоговое администрирование;

– налоговые преференции федерального и регионального уровня.

– динамика и структура совокупного экономического потенциала муниципального образования: природные ресурсы, трудовые ресурсы, предпринимательский потенциал;

– стратегия и тактика управления финансовыми ресурсами муниципальных образований;

– состояние инфраструктуры социальной сферы и объектов муниципального хозяйства;

– уровень теневой экономики;

– уровень налоговой культуры;

– администрирование неналоговых источников доходов;

– налоговые и неналоговые преференции местного уровня;

– компетенция и профессионализм органов местного самоуправления.

К внешним относятся факторы, которые оказывают влияние на доходную часть муниципалитетов через федеральные и региональные механизмы воздействия или включают в себя определенные исходные условия развития того или иного муниципального образования. Особенность этих факторов состоит в том, что местные органы власти не могут значительным образом повлиять на изменение этих факторов.

Внутренние факторы – факторы, которые подвержены влиянию муниципальных органов власти, чьи усилия должны быть направлены на преимущественное использование таких факторов.

Поступления в бюджет государству обеспечивают налоги. Неотъемлемой частью построения бюджета является налоговая политика государства, которая оказывает основное влияние на доходную часть местных бюджетов, ограничивая права муниципальных образований в области налогообложения, в том числе устанавливая элементов местных налогов, пределы налоговых ставок, налоговые льготы и т.д.

В результате налоговой политики государства должен решаться широкий спектр проблем, основными из которых следует признать:

1) формирование доходной части бюджета;

2) регулирование ключевых процессов, происходящих в стране с учётом стратегических целей и задач;

3) обеспечение достойного уровня жизни населения посредством решения блока социальных проблем [3].

К наиболее важному фактору, который оказывает влияние на формирование доходной базы бюджетов, по нашему мнению, относится система распределения налогов между уровнями бюджетной системы. Оптимальные пропорции такого распределения должны гарантировать конституционную самостоятельность местного самоуправления, одновременно повышая его ответственность за проведение активной финансово-экономической политики на местах.

В результате проведенной в России бюджетно-налоговой реформы наиболее значимые налоги, такие как: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы централизованы на федеральном уровне. Норматив отчислений в местные бюджеты по налогу на доходы физических лиц сократился с 90 % в 1998 году до 15 % в 2014 году. Увеличение нормативов отчислений по единому сельскохозяйственному налогу, единому налогу на вмененный доход не восполняют потери местных бюджетов от снижения норматива по налогу на доходы физических лиц. Местные налоги – земельный налог, налог на имущество физических лиц – дают крайне незначительные поступления в доход местных бюджетов.

Решение проблемы сбалансированности бюджетов муниципальных финансов нельзя рассматривать вне связи с процессом повышения результативности бюджетных расходов.

Органы местного самоуправления являются распорядителями средств налогоплательщиков подведомственной им территории, а, следовательно, должны использовать эти средства максимально эффективно, исходя из приоритетов населения территории. В настоящее время основным способом оптимизации расходов местных бюджетов является урезание статей финансирования, в результате чего соответственно происходит ухудшение качества услуг.

На федеральном уровне определена совокупность инструментов реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), которые также используется в муниципальной практике: целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, обоснование бюджетных ассигнований, государственные (муниципальные) задания. Кроме того, на федеральном уровне проведены реформы, которые создали предпосылки и благоприятные условия для внедрения БОР. Среди них: раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств, формирование реестра расходных обязательств, внедрение новых механизмов финансирования бюджетных услуг, перенос акцента с содержания бюджетных учреждений на предоставление бюджетных услуг.

Наилучшим образом соответствует задачам БОР, наиболее полно отражает взаимосвязь между целями и задачами, ресурсами, результатами программно-целевой формат бюджета. Для решения каждой задачи, которая стоит перед субъектом бюджетного планирования, разрабатывается одна или несколько программ. Программа должна содержать описание целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения, а также показателей результативности выполнения программы и процедур изменения этих показателей.

Одно из преимуществ программно-целевого бюджетирования заключается в том, что оно представляет собой достаточно гибкий и эффективный инструмент принятия решений о распределении бюджетных ресурсов между отраслями и бюджетополучателями [1].

Отличительной особенностью концепции программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результат является открытость, которая означает, что включаемая в нее система элементов не является неизменной, а допускает многовариантность организации бюджетного процесса, различные способы установления связи между бюджетными расходами и значимыми для общества результатами, различное содержание программ, формирование системы мониторинга результативности бюджетных расходов.

От того, насколько эффективно будет организован процесс внедрения новых механизмов бюджетирования на практике, зависит повышение эффективности бюджетных расходов.

В связи с централизацией бюджетной системы в целом, нестабильностью и низкой гибкостью доходов и расходов муниципальных образований привлекательным инструментом финансовой политики территорий, по мнению учёных, должна стать система муниципального заимствования, которая необходима для формирование источников финансирования дефицита местных бюджетов.

Под муниципальными заимствованиями понимается совокупность долговых займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, а также кредитов, привлекаемых в бюджет муниципального образования из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ и кредитных организаций [4].

Преобладающим источником финансирования дефицита местных бюджетов остаются бюджетные и банковские кредиты. Это объясняется простотой их привлечения по сравнению с выпуском муниципальных ценных бумаг, низкой инвестиционной привлекательностью большинства муниципальных образований (преимущественно районов и городских и сельских поселений) и неразвитостью рынка ценных бумаг в муниципальных образованиях [4].

В развитых странах муниципальные займы – традиционный и широко распространенный способ для муниципалитетов реализовывать свои финансовые потребности как краткосрочного, так и долгосрочного характера, поскольку они позволяют привлекать достаточно крупные объемы средств при относительно низких процентных расходах.

Однако потенциал у российского рынка муниципальных облигаций огромный. Займы позволяют ослабить зависимость муниципалитета от вышестоящих органов власти, повысив тем самым авторитет местной администрации, привлекать дополнительные финансовые ресурсы без увеличения налогового бремени, регулировать неравномерное поступление бюджетных средств, повысить уровень социальной стабильности территории.

Рассмотрев три метода сбалансирования бюджета необходимо отметить следующее.

В сложившихся условиях обеспечение реальной самостоятельности органов местного самоуправления во многом определяется политикой укрепления собственной доходной базы местных бюджетов.

Рынок муниципальных займов специалистами фондового рынка оценивают как достаточно рискованный. Властям пока не удалось создать привлекательные финансовые инструменты, виной чему служит как экономическая ситуация страны в целом, так и организация рынка вышеозначенных ценных бумаг.

сбалансированность бюджета

Структура бюджета РФ включает в себя комплекс финансовых систем разных уровней, который основан на социально-экономических взаимодействиях и отраслевом законодательстве. Функционирование этого института связано с решением ряда вопросов. Одним из них выступает проблема сбалансированности бюджета.

Основы функционирования

Формирование бюджета осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий:

  1. Созданием прибыльной части.
  2. Распределением средств по уровням системы.
  3. Балансированием затратной и прибыльной долей.
  4. Распределением средств по потребностям всех уровней.

Структура бюджета включает в себя финансовые системы:

  1. Федерального уровня и государственных дополнительных фондов.
  2. Субъектов и территориальных гос. источников.
  3. Муниципальных образований.

С 2001-го года государственные фонды медицинского и социального страхования консолидируются в бюджетную систему и федеральные финансы. Только ПФР функционирует автономно.

Отраслевое законодательство

Формирование бюджета осуществляется по критериям, заложенным в ст. 28 БК. К ним, в частности, относят:

  1. Единство системы. Это значит, что правовая база и формы документации на всех уровнях едины.
  2. Затраты и поступление на бюджет разграничиваются между звеньями системы.
  3. Самостоятельность института.
  4. Принцип сбалансированности бюджета.
  5. Гласность - открытость доступа к принятым отраслевым законам.
  6. Достоверность - реалистичность и надежность расчета статей.

формирование бюджета

Конкретные значения по распределению средств каждый год устанавливаются Законами, регламентирующими концентрацию и распределение финансов на федеральном и областном (республиканском) уровнях.

Принцип сбалансированности бюджета

Он выступает в качестве одного из ключевых параметров, используемых при построении системы. Суть его состоит в таком состоянии института, при котором затраты и доходы бюджета уравновешены. Главной задачей является достижение равенства их значений или максимальной приближенности друг к другу. Сбалансированность бюджета считается нормальным состоянием финансовой деятельности.

Возможные отклонения

В случае когда доходы бюджета выше, чем затраты, возникает состояние профицита. Другими словами, сальдо системы положительно. Однако на практике чаще всего возникает другая ситуация - расходы бюджета превышают прибыль. В этих случаях имеет место дефицит или отрицательное сальдо. Уравновесить эти статьи можно, увеличив прибыль или уменьшив расходы бюджета.

Дефицит

 структура бюджета

Отрицательное сальдо может обуславливаться разными причинами. В некоторых случаях государство сознательно увеличивает дефицит. Это делается для стимулирования экономической деятельности и совокупного спроса во время производственного спада. В такие периоды власть принимает специальные решения, исполнение которых направлены на повышение уровня занятости или снижение налогов. В результате увеличиваются затраты и уменьшается прибыль, что приводит к дефициту. Такое отрицательное сальдо называют структурным. Существует также циклический дефицит. На него не так сильно влияют налоги в бюджет. Такой дефицит обуславливается общим снижением производства, происходящего в кризисные моменты, и выступает в качестве результата циклического экономического развития. Кроме этого, выделяют пассивный и активный дефицит. Последний создается при превышении затрат над прибылью, а первый - при понижении налоговых тарифов и прочих отчислений, что, в свою очередь, является результатом снижения темпов роста экономики, недоплат и прочего.

Уравновешенность статей

Принцип сбалансированности позволяет приблизить значения затрат и прибыли даже при дефиците. Если издержки очень высоки, а имеющиеся средства не покрывают их, то финансовый план не может быть исполнен. Несбалансированный бюджет нереален изначально. Неуравновешенность статей делает его фиктивным. Формирование финансового плана профицитом также нежелательно.

Это обусловлено тем, что в этом случае имеет место завышенная нагрузка на экономику и снижение общей эффективности распределения и использования средств. Таким образом, сбалансированность бюджета вступает в качестве обязательного требования в процессе создания финансового плана. За счет нее осуществляется нормальное функционирование органов госвласти на всех уровнях. При несбалансированности даже небольшой части возникает задержка финансирования муниципальных и государственных заказов, сбоям в сметной системе. Вследствие этого появляются неплатежи в народнохозяйственном секторе.

Обеспечение сбалансированности бюджета

Наилучшим вариантом считается разработка бездефицитного финансового плана. В нем объем расходов, включая отчисления в счет погашения и обслуживания государственного долга, меньше размера прибыли. Если дефицита избежать не удается даже при условии полного использования обычных источников финансирования, приходится прибегать к заимствованиям в разных формах. Сбалансированность бюджета может быть достигнута разными способами. Одни методы используются при непосредственном составлении финансового плана, другие - в процессе его исполнения. Среди наиболее распространенных средств первой группы можно выделить следующие:

обеспечение сбалансированности бюджета

  1. Лимитирование затрат с учетом социально-экономических возможностей и объема централизуемой прибыли.
  2. Совершенствование системы распределения доходов между бюджетами на разных уровнях, адекватного установления полномочий по затратам.
  3. Выявление и мобилизация запасов роста прибыли.
  4. Создание эффективной системы регулирования перемещения финансов и оказания помощи в рамках межбюджетных отношений.
  5. Уменьшение масштабов государственного сектора в экономике на основе приватизации госсобственности в разумных пределах.
  6. Планирование направлений затрат, благоприятно влияющих на рост прибыли и одновременно способствующих решению социально-экономических задач, стоящих перед обществом, при минимальных затратах с максимальным доходом.
  7. Использование наиболее перспективных форм заимствований, позволяющих реальному вливанию финансов с рынков.
  8. Введение жесткой экономии посредством исключения лишних издержек, не обусловленных крайней необходимостью.

Меры при исполнении финансового плана

Сбалансированность бюджета может достигаться следующими методами:

  1. Введением процедуры санкционирования затрат.
  2. Строгим соблюдением принятых лимитов финансовых обязательств, направленных на реально привлекаемую прибыль.
  3. Установлением оптимальных сроков реализации расходов.
  4. Использованием механизма снижения и блокировки затрат.
  5. Совершенствованием системы финансирования на базе постепенного прекращения дотирования действующих предприятий и введения абсолютной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за исполнение принятых обязательств перед партнерами и государством.
  6. Мобилизацией дополнительных источников роста прибыли.
  7. Последовательным проведением финансового надзора за эффективным, экономным и целевым расходованием средств.
  8. Оказанием помощи другими бюджетами, использованием резервов и так далее.

Ежегодное уравновешивание

В экономической теории рассматривается несколько концепций сбалансированности. В соответствии с одной точкой зрения, финансовый план должен уравновешиваться ежегодно. Такая концепция была широко распространена в большинстве развитых государств до 30-х годов 20-го столетия. По мнению сторонников этой теории, ежегодная сбалансированность бюджета позволяет правительствам осуществлять более ответственную политику. Государство функционирует по имеющимся средствам, не накапливает займы, не провоцирует инфляцию.

налоги в бюджет

При снижении прибыли правительству нужно или повышать налоги, или уменьшать затраты. В случае ее увеличения государство должно действовать прямо противоположно. Следует, между тем, отметить, что стремление всеми силами бороться с дефицитом, не делая заимствований, может вызвать негативные последствия для хозяйственной системы в любой стране. Сегодня на практике данная концепция используется ограниченным количеством стран с переходной и развивающейся экономикой.

Цикличное выравнивание

Теоретические основы этой концепции были заложены Кейнсом. Так была отвергнута ежегодная сбалансированность бюджета, фактически были легализованы дефициты для стимулирования экономической системы. Суть данной теории заключается в том, что в период спада государство должно увеличить затраты. При этом налоговые отчисления должны быть снижены. В таком случае дефицит финансовой системы неизбежен. На протяжении стадии подъема государство, повышая ставки налогообложения, рассчитывается с имеющимися долгами. В результате, к завершению цикла финансовая система уравновешивается. Эта концепция означает, что государство проводит антициклическое воздействие, одновременно стремясь к сбалансированности бюджета. В данной теории большое значение имеют "встроенные стабилизаторы". К ним относят:

  1. Прогрессивную систему налогообложения.
  2. Трансфертные государственные платежи (социальные отчисления, пособия по нетрудоспособности и прочее).

поступление на бюджет

При их использовании объем совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться автоматически в зависимости от фазы экономического цикла и в противоположную сторону движения конъюнктуры. Эта концепция, однако, обладает существенным недостатком. В ней не учитываются различия глубины и длительности подъемов и спадов. Эти показатели спрогнозировать крайне проблематично.

Концепция "второстепенности"

Согласно третьей концепции сбалансированность бюджета невозможна и не нужна. Если учесть, что в условиях современности существуют устойчивые факторы, которые увеличивают дефицит, то следует более полно использовать государственные займы в качестве законного источника прибыли. Именно такой кредит, по мнению сторонников концепции, может не только компенсировать разницу доходов и затрат, но и привлечь к себе дополнительную часть сбережений с последующим инвестированием ее в экономику. Приверженцы этой идеи главной государственной задачей видят в стимулировании роста экономики. Ее реализация может сопровождаться и положительным (устойчивым) бюджетным сальдо, и стабильным дефицитом. Такая ситуация, например, характерна для финансовой системы США и некоторых стран Европы.

Финансовая обстановка в России

Согласно действующему Бюджетному кодексу, Госдума может принимать только сбалансированный финансовый план. В этой связи вместе с прибыльными статьями должен присутствовать и дефицит. Он выступает в качестве балансирующего звена. В то же время в затратной части выделяется особая статья, регулирующая отчисления на обслуживание и погашение государственных займов. При обнаружении профицита в бюджетной системе необходимо:

  1. Снизить привлечение прибыли от продажи муниципальной или государственной собственности.
  2. Уменьшить налоговую прибыль.
  3. Спланировать направление средств на погашение обязательств по долгам.
  4. Повысить бюджетные расходы, в том числе посредством передачи части прибыли в финансовые системы остальных уровней.

Источники средств

При принятии дефицитного бюджета на предстоящий год, в соответствии с БК, следует определить резервы финансирования. Источники средств различаются в зависимости от уровня системы. Для федерального бюджета в качестве них выступают:

  1. Прибыль от продажи государственных запасов драгметаллов и камней.
  2. Кредиты, полученные в рублях.
  3. Государственные займы, реализуемые выпуском ценных бумаг.
  4. Прибыль от продажи акций организаций. которые получены от финансовых систем других уровней.
  5. Прибыль от продажи госсобственности.
  6. Доходы от приватизации организаций, принадлежащих государству.

Эти источники считаются внутренними. Средства могут поступать и из внешних источников:

проблема сбалансированности бюджета

    осуществляемых в инвалюте посредством выпуска от имени РФ ценных бумаг.
  1. Кредитов правительств зарубежных стран, фирм и банков, финансовых международных организаций, предоставляемых в иностранных деньгах.

Заключение

Сегодня сбалансированность бюджета необходимо обеспечивать на всех уровнях финансового управления. На реализацию этой задачи должны быть направлены все усилия и профессионализм сотрудников соответствующих органов власти. Особое значение в современных условиях имеют устойчивость финансовой системы и ответственность государственных институтов за ее обеспечение.

Читайте также: