Льгота предоставлена неправомерно как понять

Обновлено: 06.05.2024

Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.

Положения ст. 395 ГК РФ, устанавливающие ответственность за неисполнение денежного обязательства, не подлежат применению к отношениям по предоставлению мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — пенсионный орган) 7 июня 2018 г. обратился в суд с иском к Г. о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами.

17 июня 2009 г. Г. вместе с дочерью Г.Е. снялся с регистрационного учета по месту жительства, но не сообщил пенсионному органу о смене места жительства дочери, в связи с чем ежемесячная денежная выплата на дочь Г.Е. производилась ему до 31 марта 2018 г. Сведения о факте смены несовершеннолетней Г.Е. места жительства были получены пенсионным органом 27 марта 2018 г.

Ответчик Г. в суде первой инстанции исковые требования не признал и заявил о пропуске пенсионным органом без уважительных причин срока исковой давности по требованиям о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты за период, имевший место до 30 мая 2015 г.

Разрешая спор о взыскании с Г. излишне полученной суммы ежемесячной денежной выплаты на дочь за период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г., суд первой инстанции со ссылкой на положения Закона N 1244-1, п. 1 ст. 1102, подп. 3 ст. 1109 ГК РФ удовлетворил исковые требования пенсионного органа, взыскал в пользу пенсионного органа с Г. как неосновательное обогащение сумму излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. за период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г., а также в соответствии со ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами.

Суд исходил из того, что Г., являясь получателем ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. в связи с ее проживанием в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не поставил пенсионный орган в известность о том, что с 1 июля 2009 г. она утратила право на получение ежемесячной денежной выплаты по причине смены места жительства. С даты регистрации по новому месту жительства несовершеннолетней дочери Г. должен был знать о безосновательном получении ежемесячной денежной выплаты на нее.

По мнению суда первой инстанции, основания для применения к спорным отношениям положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, определяющих виды выплат, не подлежащих возврату в качестве неосновательного обогащения, отсутствуют, так как Г. не исполнена обязанность известить пенсионный орган, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, об обстоятельствах, влекущих ее прекращение.

Суд первой инстанции счел не подлежащим удовлетворению заявление Г. о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности для взыскания с него полученной им ежемесячной денежной выплаты на дочь за период с 1 июля 2009 г. по 30 мая 2015 г., указав на отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что пенсионный орган знал или мог узнать ранее марта 2018 года о смене места жительства несовершеннолетней Г.Е. и, как следствие, о неосновательном получении им на дочь ежемесячной денежной выплаты. Поскольку пенсионный орган обратился с иском в суд 7 июня 2018 г. в пределах срока исковой давности, то с Г. подлежит взысканию сумма излишне выплаченной ему ежемесячной денежной выплаты на дочь за весь спорный период.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, указав следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом N 1244-1.

Из положений ст. 1, п. 8 ч. 1 ст. 13, п. 10 ч. 1 и ч. 5 ст. 27.1 Закона N 1244-1; п. 6, абзацев первого и второго п. 14, п. 16, абзаца второго п. 21, подп. 2 п. 29, п. 38 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, действовавшим на момент назначения Г. ежемесячной денежной выплаты за дочь Г.Е., следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Разрешая спор, суд не учел, что излишне выплаченные Г. суммы ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований пенсионного органа, возражений ответчика Г. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление следующих обстоятельств: имела ли место со стороны Г., несовершеннолетняя дочь которого изменила в июне 2009 года место своего жительства, недобросовестность в получении на нее в период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г. ежемесячной денежной выплаты; изменился ли статус дочери Г. — Г.Е. как лица, имеющего право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании п. 10 ч. 1 ст. 27.1 Закона N 1244-1, в результате регистрации ее в июне 2009 года по новому месту жительства; был ли Г. проинформирован пенсионным органом при подаче 26 июня 2005 г. заявления об установлении ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. как лицу, постоянно проживающему в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, о том, что не вся территория соответствующего округа относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и выезд его дочери из такой зоны является обстоятельством, влекущим прекращение ей ежемесячной денежной выплаты, о котором он обязан своевременно сообщать пенсионному органу.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Г. как законного представителя несовершеннолетней дочери) по требованиям о взыскании ежемесячной денежной выплаты презюмируется, суду первой инстанции следовало возложить бремя доказывания недобросовестности Г. при получении в период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г. сумм ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.

Однако суд первой инстанции, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данные обстоятельства в качестве юридически значимых не определил и не устанавливал, сославшись в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований пенсионного органа лишь на несоблюдение Г. обязанности представить пенсионному органу сведения об изменении места жительства его дочери Г.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась и с выводом суда первой инстанции о том, что пенсионный орган не пропустил срок исковой давности по требованиям о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты, обратившись в суд с указанным иском 7 июня 2018 г.

В п. 1 ст. 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Исходя из норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (пп. 2 — 4), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых в том числе за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

Эти нормы суду первой инстанции необходимо было учитывать во взаимосвязи с нормами ГК РФ о сроке исковой давности при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску пенсионного органа к гражданину, имеющему право на получение ежемесячной денежной выплаты, о взыскании излишне полученной суммы ежемесячной денежной выплаты. Суду следовало установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда пенсионный орган узнал или должен был узнать, исходя из его полномочий по контролю за расходованием его средств, о возможной утрате гражданином права на получение ежемесячной денежной выплаты, при этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у пенсионного органа права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Однако судом первой инстанции не были установлены обстоятельства, связанные с определением момента возникновения у пенсионного органа с учетом имеющихся у него полномочий по контролю за расходованием его средств, в том числе на выплату пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, права на иск к Г. о взыскании суммы излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. Не были предметом исследования суда первой инстанции и причины отсутствия со стороны пенсионного органа контроля за расходованием средств на осуществление Г. ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. на протяжении столь длительного времени — с 1 июля 2009 г. до 31 марта 2018 г., а также обстоятельства, свидетельствующие о том, когда пенсионный орган должен был узнать о возможной утрате гражданином права на получение ежемесячной денежной выплаты, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающей информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Ввиду изложенного выводы суда первой инстанции о том, что сведения о регистрации несовершеннолетней дочери Г. по новому месту жительства были получены пенсионным органом только 26 марта 2018 г. и эта дата является началом течения срока исковой давности по требованиям пенсионного органа к Г. о взыскании суммы неосновательного обогащения, вследствие чего обращение пенсионного органа в суд 7 июня 2018 г. имело место в пределах срока исковой давности, признаны незаконными.

Неправомерным признано и применение судом первой инстанции к спорным отношениям положений ст. 395 ГК РФ, устанавливающих ответственность за неисполнение денежного обязательства.

Пунктом 1 ст. 395 ГК РФ определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Применение положений ст. 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство — денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (п. 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. N 99-О).

Таким образом, положения ст. 395 ГК РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

Поскольку отношения по предоставлению несовершеннолетней Г.Е. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 27.1 Закона N 1244-1 в рамках специального правового регулирования не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами ст. 395 ГК РФ, то взыскание судом с отца несовершеннолетней Г. процентов за пользование чужими денежными средствами (суммой ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой ему на дочь как лицу, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом) на основании ст. 395 ГК РФ противоречит нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций отменила и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.


Пособие на детей в возрасте с 3 до 7 лет стало хорошим подспорьем родителям. Данная мера была введена для поддержки семей с детьми, особенно в период кризиса, вызванного пандемией. Для получения пособия достаточно было подать заявление, не собирая никаких документов. Но что делать, если пришел отказ в назначении пособия? По какой причине могут отказать и что можно предпринять? Давайте разбираться.

По какой причине могут отказать в назначении пособия?

Пособие на детей в возрасте с 3 до 7 лет назначается исходя из среднедушевого дохода на каждого члена семьи. Смысл пособия в том, чтобы поддержать те семьи, чей доход ниже регионального прожиточного минимума. Поэтому основной причиной отказа в назначении выплат является имущественное положение семьи.

На отказ могут повлиять:

  • солидные накопления на банковских счетах членов семьи;
  • суммарный семейный доход, превышающий величину регионального прожиточного минимума на каждого члена семьи;
  • наличие у семьи в собственности нескольких квартир или домов - на каждого члена семьи должно приходиться менее 24 кв.м. жилой площади в квартире или менее 40 кв.м. жилой площади в доме, в этом случае возможно назначение пособия (одна квартира или дом в собственности, даже просторные, не влияют на назначение пособия);
  • владение несколькими дачами, гаражами, машино-местами (за исключением многодетных семей) и нежилыми помещениями;
  • владение земельным участком в черте города, площадью более 0,25 га, или участком в сельской местности, площадью более 1 га;
  • наличие в семье нескольких авто (многодетным допустимо иметь 2 авто), мотоциклов, катеров, моторных лодок и прочей техники;
  • отсутствие у родителей в течение года дохода помимо соцпособий (пенсия или стипендия считаются доходом).

Таким образом, на пособие не могут рассчитывать обеспеченные семьи, а также те, кто настроен на социальное иждивенчество и не имеет доходов, кроме пособий.

Смягчающими обстоятельствами при отсутствии официального дохода могут быть следующие причины:

  • родитель (опекун) – единственный взрослый в семье, который воспитывает несовершеннолетних детей в одиночку;
  • родитель из многодетной семьи и является официальным безработным;
  • заявитель находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  • заявитель ухаживает за ребенком-инвалидом или престарелыми пенсионерами;
  • заявитель в возрасте до 23 лет обучается на дневной форме и не получает стипендию;
  • заявитель состоит на учете в центре занятости не более 6 мес.

По вышеуказанным причинам у заявителя может не быть дохода не более 10 месяцев в году. В этом случае он может рассчитывать на получение пособия.

Что делать, если получен отказ?

В первую очередь необходимо уточнить, что стало причиной отказа. Причина указывается в уведомлении, получить которое можно в личном кабинете на портале Госуслуг, в МФЦ или в соцзащите.

Проверьте, попадает ли формулировка отказа под вышеуказанные причины. Также отказать могут по причине того, что заявитель просто неправильно заполнил заявление. В этом случае следует подать его заново в срок до конца 2021 г.

Если отказ пришел по причине превышения дохода, то имеет смысл подать заявление позже, чтобы не принимался в расчет тот период, в котором были получены высокие доходы.

Также следует иметь ввиду, что теперь дети до 23 лет, студенты очной формы обучения и не состоящие в браке, учитываются в составе семьи. Следовательно, если в 2020 г. семья получила отказ в назначении выплаты из-за высокого среднедушевого дохода, то можно подать в этом году еще раз. Поскольку число членов семьи увеличилось, то среднедушевой доход уменьшится, и семья, возможно, получит право на выплату.

Если же отказ заявитель сочтет неправомерным, необходимо подать письменную жалобу на имя начальника отделения соцзащиты по месту жительства. В жалобе следует аргументированно изложить ситуацию и попросить пересмотра решения. Письменный ответ соцзащита обязана предоставить в течение 30 календарных дней.

Итоги

Отказ в назначении пособия обусловлен в основном имущественным положением семьи – наличием нескольких объектов недвижимости, накоплений и т.д. Также заявителям необходимо иметь иной доход, кроме детских пособий. При отказе следует ознакомиться с его официальной причиной и при несогласии – подать жалобу на имя руководства отделения соцзащиты.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ РЕЕСТРА МСП И ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ

Правительство активно оказывает поддержку субъектам малого и среднего бизнеса из пострадавших от коронавируса отраслей. Но компании и ИП, которые соответствуют критериям МСП, однако по какой-то причине были исключены из реестра, могут лишиться "коронавирусной" господдержки: отсрочек, субсидий из бюджета, права на пониженные тарифы взносов и пр. И если исключение незаконно, то нужно как можно скорее принять меры для исправления ошибки.

Кто и как попадает в реестр

Для отнесения к субъектам МСП компания или ИП по общему правилу должны соответствовать критериям :

- по среднесписочной численности сотрудников - не более 15 человек для микропредприятий, 100 человек для малых и 250 человек для средних предприятий. Исключение - средние предприятия, у которых 70% дохода составляет доход в сфере легкой промышленности. Они могут иметь до 1000 работников ;

- по доходу - не более 120 млн руб. для микропредприятий, 800 млн руб. для малых и 2 млрд руб. для средних предприятий;

- по структуре капитала (это требование распространяется не на все организации, относимые к субъектам МСП ) - не менее 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или субъектам МСП. Доля иных организаций не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО - 25%.

Доход определяется по данным налогового учета без НДС. Размер дохода и численность работников оцениваются по данным прошлого года.

Реестр МСП формируется на основании показателей дохода из налоговых деклараций (в том числе по спецрежимам), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий год, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, информации, поступившей в ФНС от других госорганов . То есть представлять какие-либо заявления и документы для включения в реестр не нужно. Если компания (ИП) соответствует критериям субъекта МСП, налоговики должны включить ее в реестр автоматически.

Данные о компаниях и предпринимателях, которые отвечают критериям МСП, вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего года на основе сведений, имеющихся у ФНС по состоянию на 1 июля этого же года .

Когда и почему исключают из реестра

Сведения о компании (ИП) - субъекте МСП исключаются из реестра в тот же срок, что и вносятся в него: ежегодно 10-го августа, по сведениям, которыми налоговики располагают на 1 июля того же года . Исключить из реестра могут по следующим причинам .

Причина 1. Не представлены сведения о среднесписочной численности работников за прошлый год. Напомним, сведения сдаются в ИФНС по месту учета ежегодно не позднее 20 января . Причем то, что компания сдала сведения, к примеру, за 2018 г., не спасет ее от исключения из реестра в 2020 г. по итогам 2019 г. Бесполезно и ссылаться на то, что налоговики располагали данными о численности работников из отчетности по страховым взносам, представленной компанией . Ведь в Законе N 209-ФЗ однозначно говорится, что соответствие критериям МСП определяется именно по сведениям о среднесписочной численности .

С 2021 г. сведения о среднесписочной численности работников будут сдаваться в составе расчета по страховым взносам. Сдавать форму за 2020 г. отдельно уже не потребуется . РСВ за 2020 г. надо будет сдать не позднее 01.02.2021.

Причина 2. Не сданы налоговые декларации, позволяющие определить величину дохода от предпринимательской деятельности за прошлый год. Если деклараций нет по состоянию на 1 июля, то 10 августа компанию исключат из реестра. Учтите: даже если компания исправится и подаст декларации и сведения о среднесписочной численности после 1 июля, в реестр ее вновь внесут только в следующем году .

Причина 3. Компания (ИП) перестала отвечать условиям отнесения субъекта к МСП. Отметим, в Законе говорится, что статус субъекта МСП изменяется, если компания превышала установленные ограничения по среднесписочной численности работников и доходам в течение 3 календарных лет подряд. То есть перейти, например, из категории микропредприятий в категорию малых фирма могла не раньше 10.08.2019 (напомним, что реестр ведется с 2016 г.), если показатели по доходам и численности работников были последовательно превышены в 2016 - 2018 гг.

Казалось бы, это можно понимать так, что "вылететь" из реестра из-за превышения предельных ограничений по доходам и численности работников тоже можно только по итогам 3 лет. Но налоговики и суды считают иначе: норма ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ регулирует исключительно порядок изменения категории субъекта МСП. А вопрос об исключении фирмы из реестра с изменением категории субъекта МСП никак не связан. И если по итогам хотя бы одного года допущено несоответствие критериям МСП по численности работников и доходам, из реестра вас исключат правомерно . Например, если доходы компании за 2019 г. превысили предельное значение в 2 млрд руб. или среднесписочная численность сотрудников превысила 250 человек, то 10 августа текущего года ее уберут из реестра независимо от того, что в предыдущие годы доходы не выходили за пределы лимита. Такой вывод можно сделать и из разъяснений ФНС .

Причина 4. Прекращение деятельности организации или ИП. В этом случае данные исключаются из реестра МСП 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Этот перечень причин исчерпывающий . То есть, скажем, исключить вас из реестра из-за того, что не сдан расчет по форме 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам, инспекторы не вправе.

Восстанавливаем справедливость через сервис ФНС

Удостоверившись, что сервис не находит вашу компанию в реестре, зайдите в раздел "Вас нет в реестре или данные некорректны?", введите ИНН или ОГРН (ОГРНИП), заполните данные о режиме налогообложения, доходах и численности работников за прошлый год, структуре уставного капитала и отправьте заявку на проверку сведений.

- заявку на сайт технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС и проконтролировать ее исполнение.

Если же вопрос решился положительно, данные о компании вновь включат в реестр МСП при его ежемесячном обновлении, то есть вместе с новичками. К сожалению, не с той даты, с которой компания была из реестра исключена. Задним числом данные в реестр не вносятся.

Восстановление компании в реестре МСП задним числом невозможно

Григоренко Екатерина Сергеевна, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

- Для отнесения компании или ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться определенные условия, в том числе по размеру среднесписочной численности работников и доходам за предшествующий календарный год, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Внесение сведений о юрлицах и предпринимателях в Единый реестр субъектов МСП по общему правилу производится ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, которыми налоговые органы располагают по состоянию на 1 июля этого же года .

Налоговый орган, формируя указанный реестр самостоятельно, руководствуется данными отчетности. Участие самих субъектов МСП в составлении реестра не предусмотрено. Соответственно, для правильного заполнения реестра компании и предприниматели должны, помимо соблюдения требований, предъявляемых к субъекту МСП, своевременно сдавать отчетность.

Кстати, в спорах, касающихся ведения реестра МСП, инспекции ссылаются на разъяснение ФНС, в котором сообщалось, что начиная с 10.08.2017 принудительное включение в реестр, исключение из него и изменение категории субъекту МСП возможно только по согласованию с ФНС, с использованием соответствующего программного обеспечения . Но это опять-таки техническая сторона вопроса, которая добросовестного "малыша", обнаружившего, что сведения о нем из реестра пропали или неверны, волновать не должна . К тому же изменения в Регламент, которые были анонсированы ФНС в этом Письме, до сих пор не внесены.

Уточняем информацию на форуме ФНС

На сайте forum.nalog.ru выберите вкладку "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" и задайте вопрос о причинах отсутствия компании в реестре. На вопрос ответит специалист ФНС.

Или вам сообщат, что компания исключена на основании п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона 209-ФЗ и предложат обратиться в ИФНС по месту нахождения для уточнения. Это значит, что, скорее всего, проблема в непредставлении вами налоговой отчетности. На самом деле вы ее не представили или она по каким-то причинам не попала в базы данных ПК СЭОД, надо разбираться с налоговиками на месте.

Обжалуем действия налоговой в УФНС

Если первые два шага не помогли, придется обжаловать действия налоговиков в вышестоящий налоговый орган. Здесь все как обычно. Если вы обратились в инспекцию по месту нахождения компании (месту жительства ИП) и там говорят, что вы что-то не сдали, сдали не вовремя или все сдали, но инспекция ничего не может сделать с реестром, пишите жалобу в УФНС. Желательно, чтобы к этому моменту вы уже получили ответ через сервис на сайте ФНС. Текст жалобы может выглядеть примерно так.

ООО "Сигма", ИНН 1617002505, 10.08.2019 было исключено из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, несмотря на то что компания соответствует всем требованиям, предъявляемым к субъектам МСП ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Уставный капитал ООО сформирован за счет вкладов субъектов МСП (65%) и физических лиц (35%). Обществом своевременно представлена декларация по налогу при УСН за 2018 г., доходы составили 18 450 670 руб. Сведения о среднесписочной численности работников (12 человек) представлены позже установленного срока, но до 01.07.2019.

Просим признать отказ в корректировке сведений Единого реестра МСП в отношении ООО "Сигма" незаконным и включить сведения о компании в реестр.

Что еще можно сделать

Если все перечисленные выше способы не помогли, можно пожаловаться на налоговиков в прокуратуру через сайт genproc.gov.ru. Зайдите в раздел "Интернет-приемная" и заполните форму обращения. Ответ подготовят в течение 30 календарных дней . В 2018 г. на сайте Генпрокуратуры сообщалось о почти 6 тыс. субъектов МСП, которым органы прокуратуры помогли вернуться в реестр.

О негативных последствиях исключения из реестра МСП мы также писали: 2018, N 17, с. 83.

Даже если компания (ИП) соответствует всем критериям МСП, но сведения о ней не содержатся в реестре МСП, она не имеет права на преференции, предусмотренные для малого бизнеса. Например, не вправе не сдавать формы статотчетности, от представления которых освобождены "малыши" . А также не вправе исчислять страховые взносы по пониженным "коронавирусным" ставкам. И если, скажем, компания "вылетит" из реестра МСП 10.08.2020, то потеряет право на применение пониженных тарифов с 1 августа .

подп. "а" п. 1, пп. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее - Закон N 209-ФЗ); Постановление Правительства от 04.04.2016 N 265.

п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства от 22.11.2017 N 1412.

Письмо ФНС от 20.01.2020 N ГД-4-14/615@.

Постановление 18 ААС от 19.03.2020 N 18АП-1879/2020.

Закон от 28.01.2020 N 5-ФЗ.

Постановление 14 ААС от 17.02.2020 N 14АП-12801/2019.

ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; Письма Минэкономразвития от 27.01.2020 N Д13и-2174; ФНС от 10.05.2017 N ГД-4-14/8720@.

Постановления АС МО от 27.11.2018 N Ф05-18312/2018; 14 ААС от 17.04.2019 N 14АП-2123/2019; 9 ААС от 30.05.2018 N 09АП-11048/2018.

Письмо ФНС от 25.08.2017 N ГД-4-14/16894@.

Постановление 9 ААС от 28.06.2018 N 09АП-27639/2018.

пп. 1.1, 1.2 Регламента использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения реестра и принудительного включения в реестр МСП, утв. Приказом ФНС от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ (далее - Регламент).

п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ; п. 6.1 Приказа ФНС от 19.08.2016 N СА-7-6/442@.

Письмо ФНС от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@.

Читайте также: