Какие навыки обязан получить каждый обучающийся при изучении предмета обж

Обновлено: 05.07.2024

Ведь вопрос о ключевых компете нциях стал предмет ом обсуждения

и на уроках ОБЖ. Особенно актуальна эта проблема, звучит сей час в

Доктор педаг огических нау к, академик Между народной

педагогической а кадемии г. М о сквы Х уторской Ан дрей Викторови ч

даёт своё понима ние сегодняшнего тер мина компетенция –

отчужденное, зар анее заданное социаль ное требован ие (норма) к

образовательной подготовке у чени ка, необх одимой для ег о

эффективной п р оду ктивной деятельн ости в определе н ной сфере.

Компетентность – со воку пность личностных ка честв ученика

(ценностно - смысл овых ориентац ий, знаний, у мений, навыков,

способностей), о бусловленны х опытом его д еятельности в

определенной с оциально и ли чностно - значимой сфере.

Компетентностн ый подход предполагает не усвоение учеником

отдельных дру г от друга знаний и умений, а овладение ими в

комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется

Компетенции для у ченика – это образ его б у дущего, ориентир для

освоения. Н о в период об учен ия у него форм ируются те или иные

готовиться к бу дущему, но и жить в настоящем, о н осваивает эти

компетенции с обр азовательной т очки зрен ия. Такие компете н ции

отражают предметно - деятель ностную составляющую общег о

образования и приз ваны обеспе чивать комплексное дост ижение его

целей . Определены следующие групп ы ключевых компетенций:

 К о м п е т е н ц и и л и ч н о с т н о г о с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и я .

П р е п о д а в а я в т о р о й г о д , к у р с О Б Ж и у ч и т ы в а я о п ы т

п р е п о д а в а н и я м о и х к о л л е г , я п р и ш л а к в ы в о д у, ч т о п р и е г о

и з уч е н и и важным структу рным элемент ом каждого урока и всего

процесса обучения является форми рование ценностно - смысл овых,

информационн ых, природоведческ и х и здоровьесбе р егающих

компетенций. Я работаю с УМК под редакцией Смирнова,

Ц ен н ос т н о - с мы с л о в ые к о м п ет е н ци и и в к лю ч аю т

 ценн о стное отношение к здоровью и чело ве че ск ой жизни,

прояв лят ь свою г ражданскую поз ици ю; (9 к ла сс - ра з де л

 влад ение спо соб ами с амоопр е де ления в си ту ац иях выбора на

о сно ве собс твенны х позици й; ( 10 класс - разд ел

 уме ние принима ть решения, брать на себя ответств енно сть за их

по сле дствия, о с уществлять св ои д ей ст ви я и по с туп ки н а о с но ве

вы бр ан ны х ц е ле вы х и см ыс ло вы х ус т ан о вок (11 к ла сс –

 ум е н и е оц ен и ват ь с во е п о вед ен и е , ч е рт ы с во е го ха р а кт е р а ,

с во е фи з и ч е с к о е и эм о ци о н а ль н о е со с т о ян и е .( 7 к л ас с - ра з де л

 вла д ет ь на вы ка м и ра б оты с ра зл и чн ы ми ис точн и кам и

и нф о рмац и и : к ни г ам и , уч е б ни ка ми , сп р ав очни кам и ,

ат ла с а м и, ка рт ам и , о п ред е ле н ия ми , эн ц ик л оп ед ия м и ,

ката ло г ам и , с ло ва ря м и, CD - R om , Ин т е рн е т;

 с а мо с тоя те ль но и с кать , и звл екат ь , с и ст е мати з и ро вать ,

ан а л и зи р оват ь и от би р ать н ео б х оди му ю д л я р еш е ни я

о пр ед ел ё нн ых за д а ч ин фо рма ци ю, ор г а ни зо в ывать ,

п ре о бр а зо вы вать , с охр а ня т ь и п ер ед а вать е ё;

 о ри е нт и ро вать в и н фо рма ци о н ны х пото ка х , у ме т ь в ыд е ля т ь в

н их г л ав н о е и н е обх оди м о е; ум ет ь о со з н ан но во с пр и н имат ь

и нф о рмац и ю , р ас пр о с т ра н яе мую по к ан а л ам СМ И;

 вла д ет ь н ав ы кам и и сп оль зо ва ни я и нф о рма ци о нн ых

ус т р о йс т в; к омп ь юте р а , т е ле ви зо р а, ма гн и тоф о н а , т ел е ф о на ,

мо б и ль но го т е ле ф о н а, пе й дже р а , ф акс а , п р ин т е ра , моде ма ,

 п ри м ен я т ь д л я р е ше н ия з ад ач и н фо рма ци о н ны е и

те л ек ом мун и ка ци о нн ы е т ехн ол о ги : а у ди о и ви д ео з апи с ь,

Пр и род овед че ск и е и зд о ров ье с бер е га ю щи е ком пе т е нц и и д ают

 иметь опыт ориентаци и в приро дной и эк о логиче ск ой сре де (в

 знать и применять правила п ове дения в э кстрем а льных

ситу ациях: по д до ждем, градо м, при сильном в ет ре, во время

грозы, нав однени я, по жара, при встре че с опасными жив от ными,

 позитивно от но си ться к своему здоровь ю; владеть способами

физиче ск ог о само совершен ствов ания, эмо циональной

 вл ад е ть и пр им ен ят ь пр ав и ла лич но й г иг ие ны , ум ет ь

за б отит ьс я о с об ст ве нно м здор о вье , л ичн ой безопа сно сти,

в ладеть сп о соба ми оказ ания п ерв ой ме дицинск ой по мощи ;

 владеть э лемент ами псих ол огиче ск ой грамотности, полово й

 иметь мног ообразие двигат ельног о опыта и у мение

испол ьзов ать ег о в массовых фор мах соревнов а тельной

деятельности, в организации ак тивног о от ды х а и досуга;

 у меть по дбирать индивиду а льные сре д ств а и мето ды для

В н асто ящее вр емя цель ю обуче ния с танови тся н е проц есс пер едачи

знан ий учи телем , а уме ние учащ ихся получ ать самосто яте льно

знан ия и д остиг ать опр еде лённых резуль тато в. А к ц е нт в с во е й

р а б о т е д е ла ю н а о б у ч е н и е ч е р е з п р ак т ик у п р о д ук т и в н о й р а б о ты

уч ащ их ся в м а лых г р упп ах , ра зв и тие са мо с тоя те л ьно ст и и лич но й

Для ф ормиро вания к лю чевых к омпетен ций пр имен яю с ледующие

П р и о бу ч е н и и в о п р о с а м л и ч н о й б е з о п а с н о с т и я р а с с к а з ы в а ю

уча щим ся о п отен ци аль ны х оп асно стях лю бо г о вид а дея тел ьно сти , и

уч у ан али зи ро ва ть п ри чин ы п ро исш е ств ий и н е сча сти й.

Пр и о рг ан и зац ии си туати вно го обуче ни я мои учени ки подби рают

ст а тьи из г азе т , ж урн ал ов и с е ти И нте рн ет о разл ичн ых

За т ем оц ен ив аю т слу чив ше е ся, да ют ха рак те рис тик и, опр ед еляю т

А на ли з с и туа ци й ( А К Т) п о зв оля е т ре бят а м п р ио бр е т ать з н ан и я ,

о бо г ащ ать ся оп ы том бе зо п а сн о й д е ят ел ь но с т и, к о то р ый н а горьк о м

опыт е других учи т избегать ошибо к и н еверных решени й в

ра зличных , в то м чис ле и эк стрема льных ситу а циях .

 пр едло ж ила не ск ольк о вариан т ов ответ а в ых ода и з д анной

 пр ово жу дис куссию о возмо жных спо собах р азреш ения и

выб ора оптима льно г о пр авиль ного ответ а с помощь ю

п ред л ожен но й мно й сит у а ци и ? На ск оль к о о на

ти п и ч н а? Пр и ходи ло с ь , л и ва м с т а лк и ват ьс я с

 как ие о ши бк и и к е м б ыли до пуще ны в да нн ой си ту а ци и?

нормативными а к та ми должны р ук ов о дст во в а тьс я

 каки е реш ения , дейст вия, шаги предпри няли б ы вы в дан ных

обс т оятель ствах, е сл и бы о к а з а л и с ь н е п о с р ед с т в е н н ы м и

у ч а с т н и ка ми о п и с ы ва е м ы х с о б ы т и й ? О б о с н уй т е с в о и

д е й с т ви я с т очк и зрения зак она, нравс твенны х норм,

эл ементарно й логи ки и з дравог о смы сла. Опре делит е ми ним у м

зна ний, к от ор ые н еоб х о димы для опт имал ьног о пов е ден ия в

 Пре дло жит е систе му мероп рият ий, к о т орые пре ду пред или бы

в озни кнов ение по добн ых сит у аций. Обосну йте св оё

 Что по л езного для себ я вы извл екли из анализа ситу ации?

Из ме нил ись ли как и е - т о в аши мнения и с у ждени я?

При орг аниз ации д анно г о метода учени ки приобр ет а ют и

пополн яют зна ния за счет ана лиз а о шибо к (н арушений ) д ругих

лю дей , п опа дав ших в р аз лич н ые экст ре ма льны е с итуац и и.

О со б ен н о ин те р ес но п ро х о д я т ур ок и в ви д е д ел о в ы х , ро л е в ых и

д ид ак т и че ск и х иг р, н о пр и эт о м у чи т ыв аю в о зр а ст ну ю ос о б ен н о с ть

Де лов ая игр а - и г ро вая им ит ац ион ная модель , во ссо зда ющая

условия, содержание, динамику той или иной деяте льно сти.

Н а п е р во м э т ап е в р а з ве р н у т ы х и точ н ы х ф о рм у л и р о в ка х

Н а вт о р о м ф о р м ул и р у ю т с я ц е л ь и ко н к р е т н ы е уч е б н ы е з а д ач и .

Н а т р е т ь е м д а е т с я ха р акт ери с тика исхо д но й об ст а но вк и

и гро во г о к омп лекс а , о пр еде ля ющ ая р а йо н и гр ы , е е усло вия

(пр авил а), н аг лядный материа л, хар актер ра змещения уча стник о в в

Кла сс разб ивает ся н а не ск ольк о групп , каждой вы даёт ся за дани е и

Задание 1 . На первом этаже в фо йе шк олы произ ошел пожар, и

ог онь распр о страняется. Воз мож ные травмы при по жаре. Ваши

Задание 2. В су бботний день в перво й половине, пришло изве стие

Задание 3. Во время к олл ектив н ог о выезда ав тоб ус попал в ДТП.

Задание 4. На зимних каник у лах вы едете ка таться с дру зьями на

Кажда я группа расск азывает о своих действиях, о ста льные

учащиеся внима тельно слушаю т , ана лизиру ют их о тветы, вно сят свои

к оррек тивы. Особе нно у да чно про х одят такие игры, е сли учащие ся

имею т воз можность пр о демонстриров ать на практ ик е свои навыки,

Подводя итог игры , я да ю общую оценку действиям участников и

ка жд ог о в о тд е льн ос ти . П о о к о н ч а н и ю з а н я т и я к а ж д ы й у ч е н и к

п о л у ч а е т п а м я т к у – а л г о р и т м п р а в и л ь н о г о д е й с т в и я .

Раз вити ю творче ских спо с обно стей уч ащихся, р асшир ению

сло варного зап аса , ра звити ю ло гиче ск о г о мыш ления спо собс тв ует

прим енени е на ур оках мето д а п ро ектной д еяте льно с ти. Это т ме т од

помогае т ориентир о ва ть учащ их ся на о созн ание пр облем

безоп асно сти , о суще ст вить отбор инфо рмации по со зданию

безоп асных усл ови й де ятель но сти , арг у мен тиро вать при нятые

реш ения по устр анени ю причи н, вызы вающих опасно сти . Работ ая

над про е кт ом , уч ащие с я вырабатываю т опр е де лённые на выки и

прио бре тают оп ыт в области учеб ного пр едме та .

Мето д про е кт о в – это систе ма обучения, г ибкая м о д ель

орг аниз ации уч ебно г о пр оце сса , о риен тированн ая на тво р ч е скую

са мор еа лиза цию лично с ти уч ащихся, раз вития их и нтел лекту а льн ых

и физи че ски х возможно стей, во левых ка че ств и творче ских

спо собно стей в проц е сс е со здания нового про дукта под к онт ролем

Т ематика пр ое ктных зад аний о х ва тывае т ш ироки й круг во про со в

Важн ым момен то м в пр о ектной д еяте льно с ти я вляетс я подбор

объектов для про ектиро вания. При этом нео б х одимо учи т ы ва ть:

инди видуаль ны е о со бенно с ти уч ащихся, учеб но - ма т ериа льн ую ба зу .

к омандам, ( с лучайн ый выбор - жетоны; си льные , с лабые - з авис ит от

зада ния) . Раздаё тся за дание (ус тро йст во пр отивогаз а и их

прим енени е, выбор пр отивогазо в и их хран ение ) и определя ет ся

вр емя вып олнени я . Реб я та р абот ают с учеб ник ом, с инт ерн ето м ,

дополн итель ной лит ерат ур ой. Д аёт ся врем я на з ащиту про ектов и

По д во д я итог , да ю о бщую о цен ку не тольк о каждо й к ом анд е, н о и

к омандир даё т о ценку д еят ельно сти сво ей к ом анде , в зави симо с ти

от при не сён ного вк лада . О сновны е оп ределен ия к онспектируем в

Диск у ссия позвол яет г лу б ок о понять п роб лему , повысить интере с,

реа лизов а ть п о требно сти в общении и само сто яте льно сти,

про чувствов а ть знан ия и сформиро ва ть активную внутреннюю

позицию . Кро ме перечи сленных возмо жно стей диску сси я

- спо собств у ет анализу собственног о жизненног о опыт а, проя сн ен ию

- соз да ть воз можность для про явления ин ициа тивы;

- выявлять многообр азие по дх од о в, то чек зрения по как ому – либо

вопро с у , чт о обеспе чивает ег о все ст о роннее в идение;

- об у чает навык ам поним ания мнений и поиск а опре д елённ ой

степени сог ласия с ними, п ривлекая з нания из различны х на ук.

Диску сси я пре дполагает налич и е разны х т очек зре ния,

прот иворе чий. Её исполь зу ю в тех случаях, к ог д а ученики об ладаю т

определе нной степенью зрелости и само сто ятельно ст ью мышления,

у мею т аргу ментиров ать и док азыва ть свою т очк у зрения, т .е.

Напри мер , дис куссия в 1 1 кла ссе , н а тем у «С емь я в со временном

Для про ве дени я ди скуссии я исп ользую р азличн ые высказывани я

кла ссик ов : «Бра к…е с ть нр авст венная пра вовая любо вь. Никто не

прин у жд ает ся к заключению б рака, но всяки й должен быть

Или зад аю воп ро сы. Со г ласны ли с мнен ием автора и почему?

- Как овы поло жит ельны е и от риц а те льные по с ледствия ро ст а

В практик е об учения и спо льзу ю т акже проблемный под х од к

Проб лемное об учение - сущно сть ег о сво дит ся к то му , что на

занятии пре днамеренно соз дается сит уация познав атель ног о

за т р у днения - проб лемная ситу ация. Проблем но е об учение

ориентиров ано на поиск овое усвоение знаний, у мений и навык ов.

Применяется с целью р азвития навык ов тв ор че ск ой учебно -

познав ательн ой и прак тическ ой деятельности учащ ихся, оно

спо собств у ет более о смысленно му и само сто ятельному о в ладению

На урок ах ОБ Ж и внекла ссных мероп риятиях ис польз ую

к онкурсные програм мы . В их о с н о в е л е ж ат п р и н ц и п ы

с о р е в н о ват е л ь н о с т и , с о с т я з ат е л ь н о с т и . Ц е л ь - с р а в н е н и е

у р о в н е й м а с т е р с т в а у ч а с т н и к о в с о р е в н о в а н и й .

С о д е р ж а н и е м д л я о р г а н и з а ц и и ко н к у р с ов п о О Б Ж с л уж и т

т е ма т и ка п о кур су , во зр ас тны х о со бен но ст ей учащи хся.

Та к ж е и с п о л ь з у ю и н е с т а н д а р т н ы е ф о р м ы з а н я т и й : п р е с с -

ко н ф е р е н ц и и , К В Н , а к ц и и , э кс к у р с и и , в и к т о р и н ы , в о е н н ы е

м е с я ч н и к и , к о н к у р с н ы е п р о г р а м м ы , в ы с т а в к и т во рч е с к и х р а б о т


2. Кириллова О.А. Реализация педагогических технологий на уроках ОБЖ в условиях компетентностного образования // Учитель ОБЖ. 2017. Т. 28. № 55. С. 48–52.

4. Суровцева В.А. Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования // Школьная педагогика. 2016. № 4 (7). С. 48–57.

6. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 160 с.

В последнее время в основной школе всё чаще обсуждаются вопросы о новых формах и методах преподавания, о новых подходах к процессу обучения. Наибольшее распространение среди учителей-практиков получили инновационные педагогические технологии, которые позволяют уйти от традиционных форм обучения, устранить однообразие и монотонность образовательного процесса, сменить виды деятельности обучающихся. Выбор технологий должен осуществляться в зависимости от содержания изучаемого предмета, целеполагания. Также большую роль играют уровень подготовленности и возрастная категория обучающихся. Принятие таких мер необходимо для формирования предметных результатов обучения, что способствует повышению эффективности образовательного процесса, а это и является главной задачей ФГОС [2].

Урок по ОБЖ, построенный с применением инновационных педагогических технологий, предоставит возможность сформировать у учащихся не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у обучающихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения, что и является формированием предметных результатов обучения. Поэтому вопрос формирования предметных результатов обучения на уроках ОБЖ через инновационные педагогические технологии всегда будет актуален и интересен.

Цель исследования: разработка уроков по ОБЖ с применением методических приемов инновационных педагогических технологий, способствующих формированию предметных результатов обучения у одиннадцатиклассников.

Материалы и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов тестирования, который направлен на выявление сформированности предметных результатов обучения по предмету ОБЖ, показал, что большая часть учеников 11 класса (46,1 %) усвоили материал на базовом уровне. Результаты тестирования представлены на рис. 1.

cicina1.wmf

cicina2.wmf

Таким образом, результаты проведенной диагностики показали, что обучающиеся владеют базовыми знаниями, но использовать полученные знания на практике при решении ситуационных задач не могут, так как для решения задач необходим уровень выше базового. Следовательно, традиционных форм обучения недостаточно для повышения уровня сформированности предметных результатов обучения по предмету ОБЖ, что свидетельствует о необходимости внедрения новых методов работы. Возникшую проблему можно решить с внедрением в уроки ОБЖ инновационных педагогических технологий.

На основании результатов проведенной диагностики, а также в соответствии с разработанным учебно-тематическим планом с применением инновационных педагогических технологий на уроках ОБЖ для формирования предметных результатов у старшеклассников были разработаны три урока из главы, касающейся вопросов по основам здорового образа жизни. Данная глава содержит всего 6 уроков, выбор тем для разработки осуществлялся по актуальности и по значимости тем для обучающихся, их возрастной категории, а также с позиции лучшей возможности применения инновационных педагогических технологий для наглядности. Данные уроки были выбраны в разработку, так как в настоящее время тема раннего полового созревания у современной молодежи наиболее актуальна. Соответственно, и болезни, которые передаются при половой жизни, тоже актуальны.

Первым этапом урока является постановка проблемы. Учитель представляет информацию о распространенности в настоящее время заболеваний, передаваемых половым путем, среди молодежи и о причинах, которые способствуют этому. Вторым этапом проектной деятельности является организация деятельности учащихся. Обучающимся предложено разделиться на 5 групп по 5 человек. Каждая группа выбирает при помощи жеребьевки тему проекта – болезнь, передаваемую половым путем. Раздается научная литература, учебники, выдержки из статей, из которых обучающиеся будут брать информацию, листы бумаги, цветные карандаши. Выдается перечень вопросов, которые должны быть освещены в буклете, и критерии оценивания как буклета, так и презентации.

Третий этап – это осуществление деятельности. Обучающимся дается 25 минут на создание конечного продукта, соответствующего критериям оценивания.

Последний этап – защита продукта. Обучающиеся коллективно презентуют созданный буклет, кратко докладывают по своей теме. Учитель совместно с детьми производит оценивание выступлений и разработанных буклетов согласно критериям.

Таким образом, под предметными результатами обучения понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета. Сформировать предметные результаты обучения на уроках ОБЖ возможно, если использовать методические приемы инновационных педагогических технологий, а именно технологии проектов, кейс-технологии, технологии критического мышления, ИКТ и др. Внедрение данных технологий в образовательный процесс позволит у учащихся развить умения к мотивации действий, к самостоятельному ориентированию в получаемой информации, к формированию нешаблонного творческого мышления и в целом качественного изменения личности.

Одним из основных направлений реализации Концепции является использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную действительность. Оснащения кабинета ОБЖ наглядными и техническими средствами обучения,

  • сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;
  • знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
  • владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;
  • умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования по предмету ОБЖ включает линию учебников:

  • Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-6 кл. Учебник. - ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник"
  • Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-9 кл. Учебник. - ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник"
  • Ким С.В., Горский В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. Учебник. - ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник"

Авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерных образовательных программ соответствующего уровня образования, могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение об их использовании в структуре основной образовательной программы принимается на уровне конкретной общеобразовательной организации.

  • используются учебники, которых нет в федеральном перечне, утверждённом Минпросвещения России;
  • указаны неполные или искаженные реквизиты используемых учебников (частично указан авторский коллектив, неверно написано название издательства, неверный год выпуска учебника);
  • указаны неполные или искаженные реквизиты используемых программ (частично указан авторский коллектив, неверно написано название издательства, неверный год выпуска программы);
  • несоответствие программы и учебника - указаны учебник федерального перечня, однако разработанная программа изучения предмета ОБЖ ему не соответствует.

Вместе с тем, рекомендуется предусмотреть в рабочих программах часы на организацию повторения содержания и выполнения практической части программы ОБЖ освоенных учащимися в 2019-2020 учебном году в условиях дистанционного обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС учитель, преподаватель-организатор ОБЖ для организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся должен использовать разнообразные методы и формы оценки, взаимодополняющие друг друга. Количество оценочных процедур должно быть достаточным для объективной оценки уровня достижения планируемых образовательных результатов. В связи с этим рекомендуется указывать в рабочих программах по ОБЖ периодичность и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. Учитель, преподаватель-организатор ОБЖ обязан ознакомить учащихся с формами контроля по своему предмету на начало учебного года.

Формами текущего контроля по ОБЖ могут быть: устный опрос, тестирование, домашняя работа, самостоятельная работа, контрольная работа, защита проекта, реферата, практическая работа, зачет и др. Формы контроля должны чередоваться. Критериями текущего контроля являются требования к планируемым результатам образовательного стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку, отраженные в рабочих программах по предмету ОБЖ.

Одной из форм промежуточной аттестации могут быть задания практико-ориентированной направленности (ситуационные задачи, практические задания).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО учителей ОБЖ освещает основные требования образовательных стандартов второго поколения и принципы планирования учебного процесса в свете данных требований. Дается сравнение отдельных требований образовательных стандартов к результатам освоения программы курса ОБЖ. Детально рассматриваются требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения курса ОБЖ.

Требования образовательных стандартов второго поколения и планирование учебного процесса с позиции этих требований

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В течение последних четырех лет последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) второго поколения для начального общего образования (НОО) (2009 г.), основного общего образования (ООО) (2010 г.) и среднего полного общего образования (СПОО) (2012 г.). Обязательное введение стандарта основного общего образования произошло в 2015 году, а введение стандарта полного общего образования – в 2020 году

Отличительной особенностью ФГОС второго поколения от прежнего, является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Кроме этого, новый стандарт выделяется ярко выраженной воспитательной направленностью.

Деятельностный подход преподавателя ОБЖ должен обеспечить переход от определения целей обучения по курсу ОБЖ как усвоение знаний, умений, навыков к определению цели формирования у школьников умения учиться, адекватно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

В результате изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание курса ОБЖ, деятельностный подход должен обеспечить им решение значимых жизненных задач, признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Деятельностный подход учащихся к изучению курса ОБЖ даст им возможность:

1. Сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

2. Обеспечить привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.

3. Обеспечить привитие навыков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в оказании само - и взаимопомощи в случаях проявления любых опасностей.

4. Приобрести знания, умения и навыки, физические и психологические качества личности, необходимые для ускорения адаптации к условиям среды обитания.

5. Быть внутренне готовым к наиболее потенциально опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.

Воспитательная направленность нового ФГОС касается также и курса ОБЖ. В новом ФГОС достаточно много внимания уделяется формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности, о чем в ГОС первого поколения даже не упоминалось.

Принятие новых стандартов по ОБЖ предполагает обновление как содержания курса ОБЖ, так и поиск новых методик обучения, воспитания и развития у учащихся ответственного отношения к личной, национальной и глобальной безопасности.

Рассмотрим требования к результатам освоения основной образовательной программы более подробно и проведем их сравнительный анализ в аспекте обучения безопасности жизнедеятельности.

- выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО) [7];

- выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО) [8];

- осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни (СПОО).

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям (НОО);

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ООО);

- готовность к служению Отечеству, его защите; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь (СПОО).

Рассмотрим детальнее предметные результаты освоения курса ОБЖ, которые с учётом общих требований ФГОС и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Б) Современные требования к результатам освоения основной образовательной программы курса ОБЖ на второй ступени обучения (5-9 классы) претерпели сильные изменения в сравнении с предшествующим Государственным образовательным стандартом (2004 г.). Для проведения анализа требований образовательных стандартов разных поколений к результатам освоения программы курса ОБЖ, имеющиеся в стандартах требования были сгруппированы и систематизированы; повторяющиеся в тексте требования (дубли) были удалены.

Сравнение отдельных требований образовательных стандартов к результатам освоения программы курса ОБЖ

ФГОС ООО (2010 г.)

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта

формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции

знать о здоровом образе жизни;

развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;

воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью

формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.

В новом ФГОС детально не прописаны конкретные виды ЧС, которые надлежит изучать, что позволяет педагогу не только учитывать в рабочей программе региональные особенности, но и сконцентрироваться на воспитательных задачах курса ОБЖ.

В) Основу современных требований к результатам освоения основной образовательной программы курса ОБЖ на третьей ступени обучения (10-11 классы) составляют, как и раньше, знания и умения, однако и здесь произошли некоторые позитивные изменения.

Выводы. Рассматривая предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения, можно сделать ряд выводов.

Разработчикам ФГОС второго поколения (в части требований к результатам освоения курса ОБЖ) удалось создать и предложить педагогам документ, предъявляющий более высокие требования, чем ранее. Новые требования позволяют вплотную подойти к реализации на практике модели формирования культуры безопасности у учащихся. Однако, более высокие требования к результатам освоения курса ОБЖ, подразумевают высокие требования к организации педагогического процесса и уровню квалификации учителя безопасности жизнедеятельности.

Читайте также: