Что важнее государство или право

Обновлено: 30.06.2024

Человек VS государство:

Верховенство права как модель государственного устройства

Эксперт в области международного права и прав человека,

кандидат юридических наук

В последнее время все чаще и чаще можно услышать призывы к необходимости восстановить в Беларуси верховенство права, прекратить насилие, произвольные задержания и лишения адвокатов права на осуществление профессиональной деятельности. Республика Беларусь традиционно занимает самые низкие места в рейтингах верховенства права. А что такое верховенство права? Из чего оно состоит? И, главное, зачем оно нужно? Мы попробовали разобраться в этом с известным экспертом в области международного права и прав человека, кандидатом юридических наук Екатериной Дейкало.

Исходя из модели, выбранной в отношениях с Человеком определяется и то, какое место отводится праву в управлении государством и какой государство видит роль права: инструмент власти или ценность, необходимая для нормального функционирования отдельного Человека и общества в целом?

Индикатор выбора в этом смысле – как раз присутствие (или отсутствие) верховенства права среди элементов государственного устройства. При этом, верховенство права – это не только о праве. Оно прямо влияет на функционирование всех институтов в государстве, на политическую, экономическую, социальную сферы. Ведь и право – не самостоятельная, самозамкнутая система, а часть экосистемы управления государством. Поэтому работа с правом не может происходить в отрыве от более глубокого взгляда на устроение общества. По сути, верховенство права – это одна из политических традиций/моделей построения государства.

Концепция верховенства права (the Rule of Law) появилась в англо-американской правовой системе (системе общего права) в 1885 г. Термин ввел в оборот британский конституционалист Альберт Вэнн Дайси, рассуждая об ограничениях, налагаемых на британское правительство. Дайси выделял 3 основные черты верховенства права: никто не может быть наказан кроме как за нарушение закона, который должен быть определенный и четкий; никто не может быть выше права, все классы и люди должны быть равны перед законом; верховенство права должно исходить не из писанного права, а из общего – judge-made права (то есть судебного толкования).

При этом, параллельно с концепцией верховенства права чуть раньше, в 1830-х в романо-германской (континентальной) правовой системе появляется концепция правового государства (нем. Rechstaat). Она появилась в немецкой правовой доктрине. Ее развил немецкий юрист Роберт фон Моль в продолжение теории Канта. Ее франзузский аналог – Etat de droit – конецпция правого государства, которая развивалась во французской доктрине начиная с французской революции (она имеет немного другую историю и другие оттенки чем нем. Rechstaat).

Чтобы понять разницу между концепциями верховенства права и правового государства, важно понимать принципиальное отличие англо-американской системы права от романо-германской. И суть не в прецедентах. Как раз прецедент как основной источник – это не причина, а следствие их различия. Основное различие во взгляде на происхождение права по отношению к государству.

Схематично говоря, англо-американская система видит право первичным, чем-то, что над государством, так как люди получают свои права не от государства, а имеют их в силу своей природы. Поэтому государство – это то, чему люди позволяют быть ради их удобства, оно ограничено их правами, самим фактом существования этих прав и основная его задача – не вмешиваться в права и свободы людей. То есть англо-американская система права исходит из первичности права.

Спор о том, что первично – право или государство в определённой степени спор о курице и яйце, но, тем не менее, именно подход системы общего права (естественный характер прав, которыми обладают люди) воспринят при формировании и становлении прав человека как юридической конструкции, и также положен в основу международных стандартов прав человека (начиная со Всеобщей декларации прав человека 1948 г.).

Верховенство права и правовое государство – две разные концепции, потому что возникли в разных правовых культурах, в них по-разному понимается происхождение права, но их цель в контексте управления государством одна – ограничить абсолютную власть государства в интересах и для защиты Человека и общества.

В 2011 г. Комиссия Совета Европы по демократии через право (Венецианская комиссия) публикует доклад по верховенству права и формулирует в докладах результат консенсуса по современному понимаю верховенства права (об этом подробнее ниже) и соотношению его с понятием правового государства. По большому счету сегодня можно назвать концепцию правового государства континентальным аналогом англо-американского верховенства права.

Верховенство права - не чисто формалистская концепция, означающая необходимость всем действовать на основании закона. В ней заложен ценностный аспект - важность уважения человеческого достоинства и личности при управлении людьми. Поэтому суть регуляции отношений личности и государства в рамке верховенства права можно выразить в 3-х тезисах:

1. Обращение с каждым исходя из достоинства, присущего человеку, равенства и разумности.
2. Недопущение произвольности в действиях государственных органов.
3. Возможность оспорить действия государства в независимом суде.

Например, “the Rule of Law” отличается от “a rule of law”. Первое – верховенство права, второе – норма права (либо вообще, как понятие, либо конкретного нормативного акта).

Это, в том числе, связано и с переводом этого термина на русский язык (в постсоветской традиции the Rule of Law часто переводится как верховенство закона, а не права). Отметим, что резолюция Совета Европы 2007 г. “Верховенство права”, которая как раз затрагивает проблему терминологии, прямо указывает на то, что адекватный перевод на русский язык термина the Rule of Law - верховенство права, а не верховенство закона(п.4).

Оторванность советской правовой мысли от мировых тенденций развития теории права и ее идеологизированность вылились в огромный ущерб, нанесенный всей постсовесткой юридической мысли и системе управления государством. Сегодняшняя ситуация – особенно показательное следствие планомерного убивания советским и постсовестким периодом смысла права как общественного института, его ценностной составляющей и взаимосвязи с другими элементами системы управления.

Десятилетиями вбиваемое выхолощенное и бесценностное понимание права дало устойчивый результат. Современные отечественные научные дискуссии (вернее и дискуссий то нет как таковых – так, редкие разговоры) о различиях между верховенством права и верховенством закона ведутся совсем в ином ключе, чем в остальном мире. Эти два понятия либо отождествляются, либо верховенство закона вообще понимается буквально – как принцип иерархии нормативных правовых актов, где закон имеет главенствующую роль. И смысл работы принципа верховенства закона в таком случае – не допустить превалирования актов исполнительной власти над законами. Именно такая дискуссия (о необходимости заменить принцип верховенства права на принцип верховенства закона) возникла, когда в 1996 в Конституцию были внесены изменения, и декрет президента был наделен силой закона.

И именно поэтому для того, чтобы “починить” такую ситуацию некоторым юристам (а среди них были и судьи Конституционного Суда) основным инструментом видится чисто техническая замена слова “право” на слово “закон” в основополагающем принципе. Можно подумать, это реально может что-то поменять, когда Парламент, который издает эти самые законы, к верховенству которых стремятся сторонники такого подхода, и Суд, который их применяет – полностью подконтрольны исполнительной власти и совершенно не держат в фокусе Человека.
Такие подходы отразились и на общих тенденциях подготовки юристов. Понимание права сводится к тому, чтобы разобраться с ним как с инструментом для регуляции общественных отношений и в технике его применения. При таком вульгарно-позитивистском подходе излишними и “оторванными” от практики считаются дискуссии о ценности права, о его смыслах.

Искажена методология юридической науки: в отличие от общепринятого мирового подхода в философии и методологии науки к объекту и предмету исследования, коими являются конкретные концепции, понятия, явления и процессы – в советской и постсоветской правовой науке объект правового исследования отождествляется с объектом правового регулирования (общественные отношения), а предметом научного исследования часто заявляются конкретные документы (нормативные акты), которые на самом деле должны являться одним из инструментов исследования. То есть суть исследования – узнать как конкретная нормативка что-то регулирует. Это и отражает суженное понимание роли права – регуляция общественных отношений.

Как следствие - именно поэтому основным решением всех проблем часто видится пресловутое “внесенение изменений в законодательство”. Обязательным элементом научной правовой работы любого уровня должны быть “предложения по изменению законодательства”. Иначе работа не имеет практического элемента. То есть возникает ложный посыл о том, что главная цель правовой науки и научных исследований – совершенствование законодательства. Это очень обедняет и выхолащивает правовую доктрину.

Отсюда и обоснование принятия законов – дальнейшее совершенствование законодательства, а не изменение общественных отношений, нарушение баланса интересов Человека и общества в какой-то сфере и т.д.

Из красивого и рослого Атланта, заботящегося о Человеке и обществе, которым право должно быть, советская и на ее волне постсоветская реальность превратили право в маленького уродца с чемоданом инструментов в виде нормативных актов, прислуживающего государству. Его основная задача – вовремя подавать нужный инструмент. При этом, цель обучения юриста – выучить, что в чемодане у уродца.

Цель юридической науки – выяснить, какие инструменты из чемодана уродца нужно заменить. При этом государство, если видит, что инструменты уже не обеспечивают его власть – подкладывает в этот чемодан другие либо, в конце концов, чтоб не париться – просто отбрасывает уродца с его чемоданом в сторону и как-то само разбирается: иногда не до уродца.

Таким образом, сегодняшний консенсус и наиболее авторитетное и современное понимание содержания этого принципа состоит из 6 элементов:

2. Правовая определённость.
Законодательство должно быть доступным. Полные тексты нормативных документов должны быть доступны физически (и бесплатность – один из элементов доступности).

Законодательство должно быть предсказуемым: государство должно действовать и исполнять законы, которые принимает, в предсказуемой и прогнозируемой манере. Предсказуемость также означает, что до введения в силу закона, он должен быть доведен до сведения субъектов и последствия его введения должны быть предсказуемы. Правовые нормы должны быть сформулированы четко и понятно, чтобы субъекты отношений могли ясно прогнозировать свои правовые отношения.
К правовой определённости также относится и максима: закон не имеет обратной силы. Не должно быть ретроактивного действия законов.

Нормы, которые допускают определённую дискрецию/свободу усмотрения в действиях представителей власти – должны четко очерчивать круг и объём такой дискреции.

Правовая определённость сильно связана и с работой судов. В частности, должен соблюдаться и обеспечиваться принцип res judicata: то есть решения высшей инстанции национальных судов не могут ставиться под сомнение и пересматриваться, отменяться. Res judicata – проявление непререкаемого авторитета судебной власти и демонстрация того, что судебная власть – это действительно власть и власть независимая. Конечно для этого судебная система должна быть выстроена таковой. Так же правовая определённость требует единообразия и непротиворечивости судебной практики. Особенно это касается высших судов – Верховного и Конституционного.

Принимаемое законодательство должно быть пригодным к применению на практике. Поэтому важно оценивать потенциальное воздействие законов и их эффективность до их принятия, а также оценивать их работу после принятия.

Принцип правовой определенности является важнейшим для обеспечения доверия к судебной системе и к верховенству права. Венецианская комиссия особо подчеркивает, что правовая определенность крайне важна и для продуктивных соглашений в сфере бизнеса, которые двигают развитие и экономический прогресс.

3. Запрет произвольных действий власти.
Конечно в современном мире государство не может осуществлять многие задачи без определённой дискреции/пределов своего усмотрения. Не все возможно прописать в законодательстве, и иногда от представителя власти требуется принятие решений в данном ему коридоре. При этом, во-первых, такой коридор должен быть четко очерчен (и это часть правовой определенности), а, во-вторых, в отношении действий обычного человека и представителя власти действуют противоположенные презумпции:

- для обычного человека верховенство закона порождает презумпцию в пользу свободы: разрешено все, что прямо не запрещено;
- но что касается государства и его должностных лиц, работает противоположная презумпция: государство может действовать только с четко выраженного законного разрешения. То есть для представителя власти запрещено все, что не разрешено.

В этом как раз проявляется ограничение власти государства, которое наделено силой и возможностями, бОльшими, чем человек, но не должно их использовать для того, чтобы навредить ему.

4. Доступ к правосудию в независимых и беспристрастных судах.
В контексте верховенства права как концепции ограничения произвольной власти государства важен такой аспект доступа к суду как возможность человека оспорить действия государства в независимой процедуре. При этом важны независимость суда (свобода от внешнего давления и неконтролируемость другими ветвями власти); беспристрастность (суд не может испытывать никаких предубеждений и предпочтений касательно исхода дела); открытость слушаний; разумный временной период для рассмотрения дела и вынесения решения.

Суд определяет какие нормы права применимы в деле и применяет право к фактам используя прозрачную (понятную), предсказуемую методологию толкования права. При этом очень важна аргументация – обоснование того или иного выбора судьи.

Неотъемлемым элементом доступа к правосудию является получение правовой помощи. И в этом смысле Комиссия особо подчеркивает важность и значимость независимой юридической профессии, представители которой должны иметь соответствующий юридический потенциал, стремиться оказывать должные правовые услуги и иметь для этого практические возможности.

Помимо этого, в этом же пункте особо упоминается и роль Прокуратуры – как органа, который также должен иметь определённую степень независимости от исполнительной власти, и который обеспечивает то, чтобы нарушения закона, когда жертвы не заявляют о них, доводились до судебного рассмотрения.

5.Уважение прав человека.
Комиссия отмечает, что соблюдение принципа верховенства права и прав человека не являются синонимами. По содержанию бесспорно это две разные концепции. Однако, они очень взаимозависимы и существование одной невозможно без другой: если государство строится, основываясь на принципе верховенства права – в нем будут соблюдать права человека, если государство соблюдает права человека – значит основывается на принципе верховенства права.

В контексте определения элементов верховенства права Комиссия выделяет права человека (основываясь на Европейской конвенции по правам человека и практике ЕСПЧ), которые особенно важны при выстраивании отношений Человека с государством и ограничении государственного произвола.

Права, которые позволяют человеку иметь гарантии возможности ограничения власти государства:

- право на справедливое судебное разбирательство;
- право на юридически компетентного судью;
- право на то, чтобы быть заслушанным;
- неприемлемость повторного привлечения к уголовной ответственности за одно и тоже преступление (ne bis in idem);
- правовой принцип, согласно которому меры, связанные с обременением, не должны иметь обратного действия;
- право на эффективное средство правовой защиты;
- презумпция невиновности.

В контексте верховенства права недискриминация в первую очередь означает, что нормы законодательства не должны быть дискриминационны – то есть ущемлять права конкретных индивидов или социальных групп, или не давать им возможности в полной мере реализовать свои права. Любое необоснованное неравенство в обращении государства с человеком – недопустимо.

Всем людям должна быть гарантирована государством равная и эффективная защита от дискриминации по признаку расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политического или иного мнения, национального или социального происхождения, собственности, рождения или иной статуса.

Равенство перед законом означает, что в отношении каждого человека действуют одинаковые законы и действуют одинаково, ни один индивидуум или группа не имеют особых юридических привилегий.

Государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, в результате разложения родового обществ и перехода его в цивилизационное состояние. На определенной ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся день ото дня даты производства, распределения и обмена продуктов. Чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило сначала выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение -публичная власть, государство (Энгельс).

Тем не менее государство и право самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется.

Модели соотношения государства и права:

1) Этатическая модель, которая безраздельно господствовала в советской политико-идеологической практике, государство и есть право.

2) Либеральная модель, когда право выше государства

3) Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним.

Функциональные аспекты государства и права: единство, различие, взаимодействие

1) Единство, выражается в их происхождении, типологии, культурными, историческими судьбами, гарантируют права личности. Однако это не означает, что все что свойственно государству, свойственно праву, они автономы и самобытны.

2) Различия, вытекают из онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм. Государство-сила, право-воля.

3) Взаимодействие, выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Государство воздействует на право тем, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет, исполняет. Право результат государственной деятельности, его продукт. Право же в свою очередь легализует и конституирует государственную деятельность, определяет границы дозволенности и недозволенности, обеспечивает контроль над законностью (легитимностью) этой деятельности. С помощью права закрепляется внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат, механизм управления, статус и компетенция. Государство создает право для регламентации собственной деятельности.

В вопросе о взаимодействии права и государства в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) государства т.е. согласно этому подходу государство является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не государство, а право является определяющим фактором. Государство зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового государства). Государство должно быть подчинено праву. Есть ещё и 3ий подход который не отдает предпочтение государству или праву, а рассматривает государство и право в их взаимосвязи. Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с гос-ом. Оно не может существовать без государства, равно как и государство не может существовать без него. Позитивное право не может существовать без государства в силу следующих обстоятельств:

1) Позитивное право не может возникнуть без государства поскольку оно либо устанавливается либо санкционируется гос-ом.

2) Позитивное право не может функционировать без государства, поскольку оно должно быть обеспечено гос-ым принуждением. Таким образом право не может не возникнут не существовать без государства. Государство в свою очередь не может обойтись без права: при помощи позитивного права государство себя конституирует т.е. юридически оформляет (с помощью конституции, законов и др). Государство использует позитивное право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права государство устанавливает в обществе именно тот порядок, который необходим и выгоден государству.

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Основополагающими в любой конституции современного мира являются отношения государство – общество – гражданин. И ключевым в образе любого государственного устройства является состояние с реализацией государством прав человека и гражданина. В нашей Конституции правам человека посвящено 48 статей, в полтора раза больше, чем в Всеобщей Декларации прав человека (ООН в 1948 г.). Практически каждая статья Конституции подкреплена соответствующим федеральным законом, нормативным документом правительства, инструкциями, регламентами и т.п.

десятки тысяч заявлений поступает ежегодно Уполномоченному по правам человека;

больше миллиона обращений поступает в администрацию Президента об обеспечении конституционных прав;

несколько млн. звонков граждан на прямую линию с Президентом.

Права человека в стране обрели свою юридическую значимость в современном понимании всего лишь чуть более четверти века назад. Сложиться в устойчивую правовую систему пока не успели. Прекрасно продекларированные и законодательно закреплённые права человека зачастую не обеспечиваются, или реализуются с колоссальными усилиями. Это касается абсолютно всех сторон жизни, включая большой и малый бизнес.

Объяснение этого коррупцией, плохими чиновниками и слабыми федеральными законами справедливо лишь в малой толике, скорее это попытка дать простые ответы на весьма сложные вопросы. Убежден, что главная причина – в несовершенстве всей нормативной базы регулирования отношений гражданин-общество-государство. Базы, на вершине пирамиды которой конституция и федеральные законы, а внизу - бесконечный перечень подзаконных актов, через которые и реализуются права граждан.

Когда гражданин приходит в присутственное место к чиновнику за своими правами, он может на его столе увидеть и конституцию, и свод законов, но в своей повседневной деятельности чиновник руководствуется должностной инструкцией, регламентом, приказом, а зачастую и устными указаниями руководства. Если отследить всю цепочку нормативных документов по одной теме (проблеме), то можно увидеть, как благие намерения авторов конституции и федерального закона скукоживаются в редакциях нижестоящих нормативных документов. Причин этому много – и не обеспеченность декларируемой нормы нормативными требованиями пересекающихся или смежных разделов права, и отсутствие ресурсов, неоднозначность формулировок, низкая квалификация, и просто ошибки.

И почти всегда – нежеланием соответствующих ветвей и уровней власти брать ответственность на себя. Проще просто транслировать вниз нормы закона.

Современная отечественная нормативная база молода. За четверть века создали – что смогли. Качество федеральных законов в поле зрения и депутатов, и СМИ, правоприменимость анализируется Минюстом, Верховным и Конституционным судами. К разработке нормативных актов на федеральном уровне привлекаются лучшие специалисты, проекты документов проходят многочисленные согласования, обсуждения (иногда с привлечением общественности), голосуются в Государственной Думе и в Совете Федерации, проходят экспертизы в Администрации Президента, регистрируются в Минюсте. При всех встречающихся ошибках в нормативных документах федерального уровня – они наиболее качественные для сегодняшних реалий России.

Качество нормативных документов всех уровней зависит от общей юридической культуры общества, на повышение которой потребуется еще не одно десятилетие.

Мне представляется, что нынешнее состояние нормативной базы реализации прав человека, не отвечающей в полной мере современным общественным вызовам и ожиданиям, обусловлено не только молодостью, но и двумя принципиальными подходами в нормотворчестве.

Второе – введенное федеральным законом понятие государственная (муниципальная) услуга, под которое попали и многие права граждан. По моим представлениям конституционные права граждан – это обязанность государства по их обеспечению. Услуга же – скорее рыночный термин, при том что конституционные права торговому обороту не подлежат.

Третье – при разработке нормативных документов различного уровня на первое место выходят вопросы эффективности управления, интересы гражданина, вопросы соблюдения его прав оказываются при этом часто на последнем месте.

Кто же должен отслеживать реализуемость прав граждан? Новый …надзор? Существующие надзоры отслеживают строгое соблюдение действующих норм, но в их функции не входит их оценка на соответствие и реализуемость конституционной нормы.

Реализуемость прав граждан могут и должны оценивать субъекты этих прав - сами граждане. Граждане имеют право на свои права.

Правоприменимость отслеживается властными органами. Не следует ли дополнить правоприменимость новым понятием – правореализуемость (тяжелый термин, нужно что-то полегче) и отдать общественности?

Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.

Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса.

Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т. д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

Эта позиция обосновывает подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривается исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.

Такой подход к соотношению государства и права способствовал формированию и утверждению в Советском государстве тоталитарного режима, поскольку допускал вмешательство государства в частную жизнь, а также во все сферы жизни общества.

Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство — продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

Третья позиция — дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права как регулятора общественных отношений.

Четвертая позиция — позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

Пятая позиция обычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Каждая из названных позиций играла определенную роль в различные периоды развития общества. Либерально-демократический подход получил в последнее время наибольшее признание. Вместе с тем признается взаимное воздействие права и государства друг на друга. Рассмотрим сначала воздействие права на государство.

В юридической литературе отмечаются два главных направления воздействия права на государство: на внутреннюю организацию государства; на деятельность государства.

Первое направление характеризуется тем, что право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации — разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве.

Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком.

Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения.

Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Государство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:

1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права — характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т. д.;

2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;

3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Выше отмечалось, что воздействие государства на право выражается, в частности, в юридической (правовой) политике. Она часть общей политики государства. Под юридической политикой понимаются основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан правовой культуры, способности использовать правовые средства для осуществления своих интересов (проф. В. И. Червонюк).

Есть более короткое определение юридической (правовой) политики; это общие цели и требования, которые в целом должны выражаться в законодательстве (Т. Н. Радько).

Однако данное определение характеризует лишь одно направление правовой политики — законодательное и не охватывает всего многообразия проявления правовой политики.

В юридической науке нет общепризнанного определения понятия правовой политики. Наиболее удачным представляется определение, данное проф. Н. И. Матузовым. Он характеризует правовую политику как комплекс идей, задач, целей, программ, принципов, реализуемых обществом в сфере действия права, на основе права и посредством права.

Правовая политика выражает цели и задачи государства в сфере правотворчества и реализации права, обеспечения законности и правопорядка, в сфере правового обучения и профессионального юридического образования. Правовая политика служит основой для правовых реформ и различных преобразований в юридической сфере. Поэтому ее подразделяют на три вида: а) законодательную; б) правоприменительную; в) правоохранительную.

Таким образом, правовая политика имеет комплексный характер. Это обусловлено тем, что: во-первых, в ней выражаются наиболее значимые интересы и ценности общества (политические, социально-экономические, культурные и др.), требующие официального признания со стороны государства и обеспечения государственно-правовыми средствами; во-вторых, она организует процессы формирования и реализации всех видов юридической деятельности; в-третьих, обладает сложной структурой, комплексом элементов, обеспечивающих ее целостность и функциональность. Центральное место в этом комплексе отводится государственно-правовой стратегии и тактике, выражающим правовое развитие общества, прогнозирование основных тенденций его движения, систему наиболее эффективных средств, приемов, методов и способов достижения государственно-правовых целей.

Следовательно, правовая политика определяется общим политическим курсом государства в правовой сфере, выражает его официальную позицию по основополагающим вопросам правового развития и направлена на совершенствование и обеспечение эффективности действия права на конкретно-историческом этапе его развития.

Интегрирующим направлением в правовой политике современного государства выступает конституционно-правовая политика. Она составляет фундамент правовой политики Российского государства и направлена на:

1) обеспечение единого правового пространства в стране, верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

2) выработку единых стандартов прав, свобод и законных интересов личности;

3) создание общегосударственных гарантий законности и правопорядка;

4) формирование ключевых принципов законодательной, правоприменительной, правоохранительной и иной юридически значимой деятельности в масштабах всего государства.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 3.7. Соотношение государства и права

§ 3.7. Соотношение государства и права Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от

§ 3.3. Соотношение права и морали

§ 3.3. Соотношение права и морали Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно

1.4.2. Соотношение права и политики

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Тем не менее коммерческое право и предпринимательское право – разные отрасли права.

2. Соотношение коммерческого и торгового права

2. Соотношение коммерческого и торгового права Между коммерческим и торговым правом существует значительное различие. Торговое право – это элемент подготовки специалистов в советское время. В постсоветское время активно развивается коммерческое право. В настоящее

§ 5. Соотношение общества и государства

§ 5. Соотношение общества и государства Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий

§ 7. Соотношение государства и права

§ 7. Соотношение государства и права Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.Этатически-тоталитарная

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, необходимо отметить следующее.Информационное право активно использует основные положения теории государства и права,

1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права

1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права Трудовое право как самостоятельная отрасль права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя, в то же время тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права – конституционным,

2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА

2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему. Нормы международного публичного и

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.Соотношение

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории

Читайте также: