Какие категории субъектов права следует включить в перечень субъектов международного права
Обновлено: 30.06.2024
Международная правосубъектность — это юридическое свойство того или иного образования, придающее ему статус субъекта международного права.
Содержание международной правосубъектности включает: способность обладать правами и обязанностями, нести ответственность в случае нарушения международно-правовых норм.
Международная правосубъектность предполагает, что образование как субъект международного права обладает способностью защищать свои права путем предъявления претензий в случае нарушения его прав. Иными словами, международная правосубъектность предусматривает также возможность привлечения субъектов международного права к ответственности.
Международная правосубъектность в отличие от правосубъектности во внутреннем праве включает право участвовать в процессе образования норм международного права. Поскольку отсутствуют какие-либо международные органы, предназначенные создавать международно-правовые нормы, только субъекты международного права участвуют в процессе создания этих норм.
Международная правосубъектность проявляется и в том, что субъекты вступают в международные отношения, которые регулируются международным правом. Правоотношения могу возникать лишь между субъектами права. Только вследствие вступления в правоотношения субъекты могут реализовать свои права и обязанности.
Субъект международного права— это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.
Первичные и вторичные субъекты международного права
Как отмечалось, международное право создавалось в прежние времена только государствами. Государства являлись субъектами международного права в силу своего существования. Примерно до XX столетия государства были единственными такими субъектами.
Ситуация изменилась, когда межгосударственные организации стали играть значительную роль в мире, главным образом после окончания Второй мировой войны. Однако деятельность международных организаций не могла эффективно осуществляться без признания за ними такого юридического качества, как международная правосубъектность. Особенно это стало очевидным, когда появилась на международной арене ООН. Международный Суд ООН в 1949 г. в своем консультативном заключении определил, что ООН в силу своего Устава и характера компетенции обладает определенной международной правосубъектностью.
Правосубъектность международных организаций отличается от правосубъектности государств.
· Государства обладают правосубъектностью в силу своего существования. Вследствие этого они являются основными субъектами международного права. Правосубъектность международных организаций является производной. Свойство правосубъектности международным организациям придают государства в силу того, что именно они учреждают международные организации.
· Правосубъектность государств является универсальной. Правосубъектность международных организаций ограничена учредительными документами, а также целями их деятельности и компетенцией, закрепленными в этих документах. Поэтому их роль в процессе нормообразования также ограничена.
Таким образом, существуют две категории субъектов международного права.
· К первой категории относятся государства, которые являются основными, первичными и универсальными субъектами международного права.
· Ко второй категории, т.е. к производным, вторичным субъектам международного права, относятся международные организации. Производными субъектами международного права такие образования являются вследствие того, что они наделяются международной правосубъектностью государствами.
К производным субъектам международного права относятся и другие образования, которые наделены определенной правосубъектностью государством: например, государственно-подобное образование Ватикан.
Среди субъектов международного права особое место занимают нации и народы. Однако не все народы и нации обладают международной правосубъектностью. Как следует из международной практики, только нации и народы, находящиеся в колониальной зависимости, борющиеся за свою независимость в целях образования своего государства, могут претендовать на признание за ними международной правосубъектности.
Государства как субъекты международного права
То или иное образование может считаться государством лишь в том случае, когда оно отвечает определенным юридическим критериям (признакам).
В международном праве в прошлом были выработаны обычные нормы, которые установили эти критерии. Некоторые из этих норм получили свое закрепление в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств, заключенной в Монтевидео (Уругвай) в 1933 г. В ней указывается, что «государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками:
а) постоянным населением;
b) определенной территорией;
Постоянное население и территорияявляются существенными признаками государства. Численность населения и размер территории не влияют на международную правосубъектность государства.
Правительство, или система органов государственной власти, означает, что контроль и управление населением и территорией осуществляют определенные органы государственной власти и что эти органы представляют государство на международной арене. Осуществляемый контроль и управление должны быть в достаточной степени эффективными.
Способность вступать в международные отношения— это необходимый признак, который характеризует государство в качестве субъекта международного права. Вступая в отношения с другими субъектами международного права, государство реализует свои права и обязанности, вытекающие из международного права.
Необходимым признаком государства является также суверенитет. Именно наличие суверенитета отличает государство от всех иных субъектов международного права. Суверенитет характеризует государство как независимое политико-территориальное образование.
Суверенитет— это верховенство государства в пределах своей территории и независимость за ее пределами, т.е. в международных отношениях.
В силу суверенитета все государства независимо от политической, экономической, иной мощи, численности населения и размера территории юридически равны. Принцип суверенного равенства государств является общепризнанным и относится к числу императивных норм общего международного права (jus cogens).
Государства в зависимости от своего внутреннего устройства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федерации). Простоегосударство представляет собой единое государственное образование с единой системой органов государственной власти и с единой правовой системой. Его административно-территориальные единицы какой-либо самостоятельностью в международных отношениях не обладают, и не возникает вопроса об их международной правосубъектности.
В международных отношениях только само государство выступает в качестве субъекта МП.
Сложныегосударства — это федерации. Федерации создавались суверенными государствами, как правило, на основе международного договора. Члены (субъекты) федерации сохранили в определенной степени свою самостоятельность в рамках федеративного государства, но в то же время утратили международную правосубъектность. Федерация как государство приобрело свойство субъекта международного права.
Только федеративное государство в целом обладает международной правосубъектностью.
Конституции некоторых федеративных государств, например ФРГ, предусматривают возможность субъектов федерации заключать с суверенными государствами международные договоры по узкому кругу вопросов, как правило, относительно культурного, научного, технического сотрудничества. Однако такие международные договоры заключаются только с согласия соответствующих федеративных государственных органов. Из этого можно сделать вывод, что в целом обязательства, предусмотренные такими договорами, принимают на себя федеративные государства, а не их субъекты.
История знает и такие образования, как конфедерации.
Конфедерация— это временный союз суверенных государств, который создается на основе международного договора для осуществления общей деятельности, обычно в области обороны и внешней политики.
Члены конфедерации сохраняли свою международную правосубъектность. Следовательно, конфедерация не наделялась свойствами субъекта международного права.
Правосубъектность постоянно нейтральных государств
Современное международное право характеризуется тем, что некоторые государства обладают специальным правовым статусом. К ним относятся постоянно нейтральные государства.
Статус постоянного нейтралитета не умаляет положения государства как субъекта международного права. Те ограничения, которые возложили на себя государства в силу статуса постоянного нейтралитета, были ими приняты в одностороннем порядке добровольно.
Международная правосубъектность наций и народов
Как следует из международной практики, общее международное право признает возможность приобретения международной правосубъектности тем народом или нацией, которые находятся в колониальной зависимости от государства-метрополии.
И если такой народ или нация начинает борьбу за свое освобождение и создает органы освобождения, которые эффективно осуществляют управление и контроль над значительной частью народа и территории, обеспечивают в ходе такой борьбы соблюдение норм международного права, а также представляют народ на международной арене, то за ним может быть признана международная правосубъектность.
Вопрос о международной правосубъектности государственно-подобных образований
К государственно-подобным образованиям относится Ватикан (Святейший Престол).
До 1870 г. Папское государство было независимым образованием и являлось субъектом международного права. Однако Папское государство утратило свою независимость в 1870 г., когда Италия аннексировала его территорию, а Рим стал столицей итальянского государства. С таким положением не мог смириться Святейший Престол, и в 1929 г. между Италией и Святейшим Престолом был заключен Латеранский договор. В соответствии с этим договором Италия возвращала небольшую часть территории в пределах Рима, на которой находится государство Город Ватикан.
Однако с точки зрения международного права это государство не содержит такого важного признака, как население,поскольку все лица, которые осуществляют свою деятельность в пределах территории Города Ватикана, необходимы для выполнения функций Святейшего Престола. И эти лица сохраняют гражданство (подданство) соответствующих государств. Хотя в Ватикане имеются паспорта, но они являются лишь служебным удостоверением и не могут служить для идентификации гражданства или подданства.
В настоящее время общепризнано, что Святейший Престол, а не государство Город Ватикан является субъектом международного права. Такое признание со стороны международного сообщества он получил вследствие его международного авторитета как независимого руководящего центра католической церкви, объединяющего всех католиков мира и активно участвующего в мировой политике.
Правосубъектность международных организаций
Наделение межправительственных организаций правосубъектностью может происходить в различных формах. В частности, к этим формам относятся учредительные документы, являющиеся международными договорами, либо правила организации. Следует отметить, что многие учредительные документы не содержат положений, непосредственно закрепляющих международную правосубъектность организаций. Более того, некоторые организации, например ОБСЕ, не имеют единого учредительного документа. В связи с этим необходимо обращаться к правилам международных организаций, под которыми понимаются их решения и резолюции, а также установившаяся практика. На основе этих правил можно установить факт признания правосубъектности за международными организациями со стороны государств.
Международные организации обладают по сравнению с государствами ограниченной правосубъектностью, что следует из их юридической природы.
Кроме межправительственных организаций субъектами международного права могут быть и иные международные органы. Так, в соответствии со ст. 4 Римского Статута Международного уголовного суда (1998 г.) названный суд обладает международной правосубъектностью. Международный уголовный суд обладает такой международной правосубъектностью (ограниченной), которая необходима для осуществления целей и задач в рамках его компетенции.
Подготовьте развернутые ответы по приведенной проблематике.
В свете положений общей теории государства и права под правосубъектностью следует понимать способность лица (физического или юридического) участвовать в правоотношениях, быть их субъектом. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью 1 . С определенными коррективами такая точка зрения в отношении понятия международной правосубъектности преобладает и в международно-правовой науке, в том числе отечественной.
2. В течение весьма длительного времени в международно-правовой доктрине, особенно отечественной, господствовала точка зрения, сторонники которой отказывали в признании за индивидами и юридическими лицами международной правосубъектности. Эта позиция подучила закрепление в весьма авторитетных справочных изданиях и трудах известнейших юристов. Однако, в учебной и научной литературе по международному праву все чаще высказывается противоположное суждение, обосновываемое ссылками на конкретные положения действующих двух и многосторонних международных договоры.
1. Какое обобщающее определение понятия международной правосубъектности можно дать с учетом положений общей теории государства и права и международно-правовой доктрины?
2. Какие категории субъектов права, по вашему мнению, следует включить в перечень субъектов международного права?
3. Какую позицию Вы лично можете обосновать по проблеме международной правосубъектности индивидов?
1. Виды Международно-правового признания.
2. Особенности правопреемства в связи с распадом СССР.
Тема 3. Территория и население в международном праве
Фактологический материал и практические задания.
3 и 8 марта 1998 г. в столице Латвийской Республики г. Риге по отношению к участникам митинга протеста - представителям 700-тысячной группы русскоязычного населения, постоянно проживающего в этой стране, с санкции либо по прямому указанию местных властей была осуществлена силовая акция - разгон, сопровождавшаяся избиением манифестантов, в основном лиц пенсионного возраста. В связи с этим обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации - Государственная дума и Совет Федерации - опубликовали заявления, в которых имевшие место инциденты характеризуются как произвол, насилие, грубое нарушение прав человека, целенаправленное ущемление прав российских соотечественников, откровенное проявление дискриминационной политики правящих кругов Латвии.
В постановлениях подчеркивается, что оба инцидента не могут быть оправданы с точки зрения общепризнанных принципов международного права, что они свидетельствуют о нарушении законодательством Латвийской Республики конкретных положений Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов и правах человека, а также применимых актов Совета Европы.
Вопросы к задаче: Какая юридическая аргументация обвинительных тезисов, содержащихся в упомянутых постановлениях Федерального Собрания, может быть дана с учетом конкретных положений применимых многосторонних международно-правовых актов?
Анализ политики, проводимой в странах Балтии - бывших прибалтийских республиках СССР - по отношению к представителям русской диаспоры, которая по своей численности составляет до 30% всего населения таковых, свидетельствует о наличии в данном регионе стойких конфронтационных тенденций, препятствующих развитию плодотворного взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией. В присутствии подобных крайне негативных, с точки зрения целей, принципов и норм международного права, факторов убеждают многие конкретные положения законов о гражданстве Литвы, Латвии и Эстонии, а также неоднократно высказывавшиеся нскоторыми прибалтийскими государственными деятелями их официальные позиции по указанному вопросу.
Вопросы к задаче:Какие конкретные предложения, направленные на формирование политической линии в отношениях Российской Федерации со странами Балтии в части обеспечения интересов русскоязычного населения, постоянно проживающего в этих странах, вы могли бы выдвинуть, базируясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, закрепленных в универсальных либо региональных межгосударственных документах?
1. Договор об Антарктике 1956 года: особенности и тенденция развития.
2. Право убежища и его виды.
Читайте также: