Какие категории субъектов права следует включить в перечень субъектов международного права

Обновлено: 30.06.2024

Международная правосубъектность — это юридическое свой­ство того или иного образования, придающее ему статус субъекта международного права.

Содержание международной правосубъектности включает: способность обладать правами и обязанностями, нести ответственность в случае нарушения международно-право­вых норм.

Международная правосубъектность предполагает, что образование как субъект международного права обладает способ­ностью защищать свои права путем предъявления претензий в слу­чае нарушения его прав. Иными словами, международная право­субъектность предусматривает также возможность привлечения субъектов международного права к ответственности.

Международная правосубъектность в отличие от правосубъект­ности во внутреннем праве включает право участвовать в процессе образования норм международного права. Поскольку отсутствуют какие-либо международные органы, предназначенные создавать международно-правовые нормы, только субъекты международ­ного права участвуют в процессе создания этих норм.

Международная правосубъектность проявляется и в том, что субъекты вступают в международные отношения, которые регу­лируются международным правом. Правоотношения могу возни­кать лишь между субъектами права. Только вследствие вступления в правоотношения субъекты могут реализовать свои права и обязанности.

Субъект международного права— это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из междуна­родного права, защищать их и вступать в международные отно­шения, регулируемые международным правом.

Первичные и вторичные субъекты международного права

Как отмечалось, международное право создавалось в прежние времена только государствами. Государства являлись субъектами междуна­родного права в силу своего существования. Примерно до XX сто­летия государства были единственными такими субъектами.

Ситу­ация изменилась, когда межгосударственные организации стали играть значительную роль в мире, главным образом после оконча­ния Второй мировой войны. Однако деятельность международных организаций не могла эффективно осуществляться без признания за ними такого юридического качества, как международная пра­восубъектность. Особенно это стало очевидным, когда появилась на международной арене ООН. Международный Суд ООН в 1949 г. в своем консультативном заключении определил, что ООН в силу своего Устава и характера компетенции обладает определенной международной правосубъектностью.

Правосубъектность международных организаций отли­чается от правосубъектности государств.

· Государства обладают правосубъектностью в силу своего существования. Вслед­ствие этого они являются основными субъектами международного права. Правосубъектность международных организаций является производной. Свойство правосубъектности международным орга­низациям придают государства в силу того, что именно они учреж­дают международные организации.

· Правосубъектность государств является универсальной. Правосубъектность международных организаций ограничена учредительными доку­ментами, а также целями их деятельности и компетенцией, закреп­ленными в этих документах. Поэтому их роль в процессе нормооб­разования также ограничена.

Таким образом, существуют две категории субъектов междуна­родного права.

· К первой категории относятся государства, которые являются основными, первичными и универсальными субъектами международного права.

· Ко второй категории, т.е. к производным, вторичным субъектам международного права, относятся междуна­родные организации. Производными субъектами международного права такие образования являются вследствие того, что они наде­ляются международной правосубъектностью государствами.

К производным субъектам международного права относятся и другие образования, которые наделены определенной право­субъектностью государством: например, государственно-подоб­ное образование Ватикан.

Среди субъектов международного права особое место занимают нации и народы. Однако не все народы и нации обладают между­народной правосубъектностью. Как следует из международной практики, только нации и народы, находящиеся в колониальной зависимости, борющиеся за свою независимость в целях образо­вания своего государства, могут претендовать на признание за ними международной правосубъектности.

Государства как субъекты международного права

То или иное образование может считаться государством лишь в том слу­чае, когда оно отвечает определенным юридическим критериям (признакам).

В международном праве в прошлом были выработаны обыч­ные нормы, которые установили эти критерии. Некоторые из этих норм получили свое закрепление в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств, заключенной в Монтевидео (Уругвай) в 1933 г. В ней указывается, что «государство как субъ­ект международного права должно обладать следующими призна­ками:

а) постоянным населением;

b) определенной территорией;

Постоянное население и территорияявляются существенными признаками государства. Численность населения и размер терри­тории не влияют на международную правосубъектность государ­ства.

Правительство, или система органов государственной власти, означает, что контроль и управление населением и территорией осуществляют определенные органы государственной власти и что эти органы представляют государство на международной арене. Осуществляемый контроль и управление должны быть в достаточ­ной степени эффективными.

Способность вступать в международные отношения— это необ­ходимый признак, который характеризует государство в качестве субъекта международного права. Вступая в отношения с другими субъектами международного права, государство реализует свои права и обязанности, вытекающие из международного права.

Необходимым признаком государства является также суверени­тет. Именно наличие суверенитета отличает государство от всех иных субъектов международного права. Суверенитет характеризует госу­дарство как независимое политико-территориальное образование.

Суверенитет— это верховенство государства в пределах своей территории и независимость за ее пределами, т.е. в международ­ных отношениях.

В силу суверенитета все государства независимо от политиче­ской, экономической, иной мощи, численности населения и размера территории юридически равны. Принцип суверенного равенства государств является общепризнанным и относится к числу импе­ративных норм общего международного права (jus cogens).

Государства в зависимости от своего внутреннего устройства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федерации). Простоегосударство представляет собой единое государственное образование с единой системой органов государственной власти и с единой правовой сис­темой. Его административно-территориальные единицы какой-либо самостоятельностью в международных отношениях не обладают, и не возникает вопроса об их международной правосубъектности.

В международных отношениях только само государство выступает в качестве субъекта МП.

Сложныегосударства — это федерации. Федерации создава­лись суверенными государствами, как правило, на основе меж­дународного договора. Члены (субъекты) федерации сохранили в определенной степени свою самостоятельность в рамках федера­тивного государства, но в то же время утратили международную правосубъектность. Федерация как государство приобрело свой­ство субъекта международного права.

Только федеративное государство в целом обладает меж­дународной правосубъектностью.

Конституции некоторых федеративных государств, например ФРГ, предусматривают возможность субъектов федерации заклю­чать с суверенными государствами международные договоры по узкому кругу вопросов, как правило, относительно культурного, научного, технического сотрудничества. Однако такие междуна­родные договоры заключаются только с согласия соответствую­щих федеративных государственных органов. Из этого можно сде­лать вывод, что в целом обязательства, предусмотренные такими договорами, принимают на себя федеративные государства, а не их субъекты.

История знает и такие образования, как конфедерации.

Конфедерация— это временный союз суверенных государств, который создается на основе международного договора для осу­ществления общей деятельности, обычно в области обороны и внешней политики.

Члены конфедерации сохраняли свою международную право­субъектность. Следовательно, конфедерация не наделялась свой­ствами субъекта международного права.

Правосубъектность постоянно нейтральных государств

Современное международное право характеризуется тем, что некоторые государства обладают специальным правовым стату­сом. К ним относятся постоянно нейтральные государства.

Статус постоянного нейтралитета не умаляет положения госу­дарства как субъекта международного права. Те ограничения, которые возложили на себя государства в силу статуса постоян­ного нейтралитета, были ими приняты в одностороннем порядке добровольно.

Международная правосубъектность наций и народов

Как следует из международной практики, общее международ­ное право признает возможность приобретения международной правосубъектности тем народом или нацией, которые находятся в колониальной зависимости от государства-метрополии.

И если такой народ или нация начинает борьбу за свое освобождение и создает органы освобождения, которые эффективно осуществляют управление и контроль над значительной частью народа и терри­тории, обеспечивают в ходе такой борьбы соблюдение норм меж­дународного права, а также представляют народ на международ­ной арене, то за ним может быть признана международная пра­восубъектность.

Вопрос о международной правосубъектности государственно-подобных образований

К государственно-подобным образо­ваниям относится Ватикан (Святейший Престол).

До 1870 г. Папское государство было независимым образова­нием и являлось субъектом международного права. Однако Пап­ское государство утратило свою независимость в 1870 г., когда Италия аннексировала его территорию, а Рим стал столицей итальянского государства. С таким положением не мог смириться Святейший Престол, и в 1929 г. между Италией и Святейшим Престолом был заключен Латеранский договор. В соответствии с этим договором Италия возвращала небольшую часть терри­тории в пределах Рима, на которой находится государство Город Ватикан.

Однако с точки зрения международного права это государство не содержит такого важного признака, как население,поскольку все лица, которые осуществляют свою деятельность в пределах территории Города Ватикана, необходимы для выполнения фун­кций Святейшего Престола. И эти лица сохраняют гражданство (подданство) соответствующих государств. Хотя в Ватикане име­ются паспорта, но они являются лишь служебным удостовере­нием и не могут служить для идентификации гражданства или подданства.

В настоящее время общепризнано, что Святейший Престол, а не государство Город Ватикан является субъектом международного права. Такое признание со стороны международного сообщества он получил вследствие его международного авторитета как неза­висимого руководящего центра католической церкви, объединя­ющего всех католиков мира и активно участвующего в мировой политике.

Правосубъектность международных организаций

Наделение межправительственных организаций правосубъек­тностью может происходить в различных формах. В частности, к этим формам относятся учредительные документы, являющиеся международными договорами, либо правила организации. Сле­дует отметить, что многие учредительные документы не содержат положений, непосредственно закрепляющих международную пра­восубъектность организаций. Более того, некоторые организации, например ОБСЕ, не имеют единого учредительного документа. В связи с этим необходимо обращаться к правилам международ­ных организаций, под которыми понимаются их решения и резо­люции, а также установившаяся практика. На основе этих правил можно установить факт признания правосубъектности за между­народными организациями со стороны государств.

Международные организации обладают по сравнению с госу­дарствами ограниченной правосубъектностью, что следует из их юридической природы.

Кроме межправительственных организаций субъектами меж­дународного права могут быть и иные международные органы. Так, в соответствии со ст. 4 Римского Статута Международного уголов­ного суда (1998 г.) названный суд обладает международной пра­восубъектностью. Международный уголовный суд обладает такой международной правосубъектно­стью (ограниченной), которая необходима для осуществления целей и задач в рам­ках его компетенции.

Подготовьте развернутые ответы по приведенной проблематике.

В свете положений общей теории государства и права под правосубъектностью следует понимать способность лица (физического или юридического) участвовать в правоотношениях, быть их субъектом. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью 1 . С определенными коррективами такая точка зрения в отношении понятия международной правосубъектности преобладает и в международно-правовой науке, в том числе отечественной.

2. В течение весьма длительного времени в международно-правовой доктрине, особенно отечественной, господствовала точка зрения, сторонники которой отказывали в признании за индивидами и юридическими лицами международной правосубъектности. Эта позиция подучила закрепление в весьма авторитетных справочных изданиях и трудах известнейших юристов. Однако, в учебной и научной литературе по международному праву все чаще высказывается противоположное суждение, обосновываемое ссылками на конкретные положения действующих двух и многосторонних международных договоры.

1. Какое обобщающее определение понятия международной правосубъектности можно дать с учетом положений общей теории государства и права и международно-правовой доктрины?

2. Какие категории субъектов права, по вашему мнению, следует включить в перечень субъектов международного права?

3. Какую позицию Вы лично можете обосновать по проблеме международной правосубъектности индивидов?

1. Виды Международно-правового признания.

2. Особенности правопреемства в связи с распадом СССР.

Тема 3. Территория и население в международном праве

Фактологический материал и практические задания.

3 и 8 марта 1998 г. в столице Латвийской Республики г. Риге по отношению к участникам митинга протеста - представителям 700-тысячной группы русскоязычного населения, постоянно проживающего в этой стране, с санкции либо по прямому указанию местных властей была осуществлена силовая акция - разгон, сопровождавшаяся избиением манифестантов, в основном лиц пенсионного возраста. В связи с этим обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации - Государственная дума и Совет Федерации - опубликовали заявления, в которых имевшие место инциденты характеризуются как произвол, насилие, грубое нарушение прав человека, целенаправленное ущемление прав российских соотечественников, откровенное проявление дискриминационной политики правящих кругов Латвии.

В постановлениях подчеркивается, что оба инцидента не могут быть оправданы с точки зрения общепризнанных принципов международного права, что они свидетельствуют о нарушении законодательством Латвийской Республики конкретных положений Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов и правах человека, а также применимых актов Совета Европы.

Вопросы к задаче: Какая юридическая аргументация обвинительных тезисов, содержащихся в упомянутых постановлениях Федерального Собрания, может быть дана с учетом конкретных положений применимых многосторонних международно-правовых актов?

Анализ политики, проводимой в странах Балтии - бывших прибалтийских республиках СССР - по отношению к представителям русской диаспоры, которая по своей численности составляет до 30% всего населения таковых, свидетельствует о наличии в данном регионе стойких конфронтационных тенденций, препятствующих развитию плодотворного взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией. В присутствии подобных крайне негативных, с точки зрения целей, принципов и норм международного права, факторов убеждают многие конкретные положения законов о гражданстве Литвы, Латвии и Эстонии, а также неоднократно высказывавшиеся нскоторыми прибалтийскими государственными деятелями их официальные позиции по указанному вопросу.

Вопросы к задаче:Какие конкретные предложения, направленные на формирование политической линии в отношениях Российской Федерации со странами Балтии в части обеспечения интересов русскоязычного населения, постоянно проживающего в этих странах, вы могли бы выдвинуть, базируясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, закрепленных в универсальных либо региональных межгосударственных документах?

1. Договор об Антарктике 1956 года: особенности и тенденция развития.

2. Право убежища и его виды.

Читайте также: