Какие категории населения были лишены избирательного права

Обновлено: 02.07.2024

Дуксин П.А., аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Характерной особенностью советского законодательства 20 - 30-х годов XX в. и примером воплощения идеологических принципов в измерении конкретной правовой системы является так называемый институт лишенцев - граждан, лишенных избирательных прав по решению суда и подвергаемых суровому общественному порицанию.

Characteristic feature of Soviet legislation of 1920 - 1930s and example of embodiment of ideological principles at the level of certain legal system is so called institute of "ishenetz" - citizens deprived of voting rights in accordance with court decision and being under strict public censure .

Duksin P.A. Deprivation of citizens of electoral rights in accordance with soviet legislation during 1920 - 1930.

В последнее время изучение избирательных цензов становится все более актуальным. Теория отечественного избирательного права знает различные этапы развития избирательных отношений: от полного бесправия избирателей до максимального вовлечения граждан в реализацию народовластия. В связи с этим отдельные этапы такого развития представляют огромное теоретико-практическое значение.

Важной вехой отечественного избирательного права является период, охватывающий 20 - 30-е годы XX в. Характерной особенностью данного периода является так называемый институт лишенцев, т.е. граждан, лишенных избирательных прав по решению суда и подвергаемых суровому общественному порицанию.

В соответствии с п. "ж" Конституции РСФСР 1925 г. (в ред. поправок, внесенных в 1929 г. ) лишаются избирательных прав "лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на установленный законом или судебным приговором срок" . В развитие данных положений ВЦИК принял Инструкцию о выборах городских и сельских Советов и ряд не менее важных законодательных актов по избирательному праву . В Инструкции перечень лиц, лишенных избирательных прав, выглядит таким же, как и в Конституции. Но приводятся некоторые уточнения. Так, избирательных прав лишаются "лица административно высланные, а также лица, в отношении которых состоялись судебные приговоры, лишающие их, ввиду связи с преступной средой, права проживания на месте своего прежнего жительства; пораженные в правах приговорами судов" (п. "н" ст. 15). К данной норме имеется интересное примечание: "Лица, находящиеся в местах лишения свободы в качестве подследственных, состоящих под судом и отбывающих наказание по приговорам судов, не соединенным с лишением прав, не могут принимать участия в выборах в Советы на все время нахождения их в местах лишения свободы". Здесь становится очевидным, что законодатель разводит понятия лишения избирательных прав по приговору суда и лишения избирательных прав в связи с фактом нахождения в местах лишения свободы. Однако процедура лишения избирательных прав таких граждан напрямую увязывается с фактом отбывания уголовного наказания в местах лишения свободы. Это подчеркивает уголовно-правовую природу данного явления.

См.: Постановление XIV Всероссийского Съезда Советов РСФСР от 18 мая 1929 г. "Об изменении и дополнении ст. 1, 4, 12, 13, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 29, 32, 35, 36, 38, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 52, 54, 57, 58, 59, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 69, 84 и 89 Конституции (Основного Закона) РСФСР" // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. 1929. N 47 - 48. Ст. 495.
См.: Конституция (Основной Закон) РСФСР, утвержденная Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. 1925. N 30. Ст. 218.
См.: Декрет ВЦИКа РСФСР от 4 ноября 1926 г. "Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съезда Советов" // СУ РСФСР. 1926. N 75. Ст. 577; см. также: Постановление Президиума ЦИКа от 3 октября 1930 г. "О формах учета хода и результатов выборов в Советы, на съезды Советов и в исполнительные комитеты и о формах списков учета избирателей" // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1930. N 50. Отдел I. Ст. 525.

По замечанию одного из современников, основной целью принятия Инструкции было "повышение избирательной активности граждан" . Уже в наши дни, анализируя причины и последствия избирательных нововведений, апробированных в середине 20-х годов, С.А. Хохлов отмечает, что с этими актами "советское избирательное законодательство ступило на качественно новый этап развития" .

См.: Бородович С.М. Советское избирательное право / Под ред. Д.А. Магеровского. Л.: Гос. издат., 1925. С. 114.
См.: Хохлов С.А. Особенности и динамика избирательных процессов в 1922 - 1927 гг. (на примере Мурманской губернии) // История государства и права. 2008. N 8. С. 27.

УК РСФСР, в редакции 1926 г., предусматривал наказание в виде поражения политических и отдельных гражданских прав (п. "д" ст. 20) . В соответствии со ст. 31 УК поражение политических и отдельных гражданских прав заключается в лишении на срок не более пяти лет:

Необходимо заметить, что уголовное законодательство того времени вместо понятия "наказание" использовало понятие "мера социальной защиты судебно-исправительного характера".
См.: Постановление ВЦИКа РСФСР от 22 ноября 1926 г. "О введении в действие УК РСФСР редакции 1926 года" (с изм. и доп., внес. Постановлениями ЦИКа СССР от 19.02.1926 и 05.03.1926) // СУ РСФСР. 1926. N 80. Ст. 600.

а) активного и пассивного избирательного права при выборах в советы и съезды советов ;

Постановлением ВЦИКа РСФСР и СНК РСФСР от 6 июня 1927 г. "Об изменении УК РСФСР редакции 1926 года" (СУ РСФСР. 1927. N 49. Ст. 330) данная норма была изменена и выглядела следующим образом: "активного и пассивного избирательного права". Иными словами, были устранены уточнения по поводу предмета избирательных действий гражданина. Это более обширное понятие, распространяющееся на любые избирательные действия граждан.

б) права занимать ответственные государственные должности, исполнять общественные обязанности и носить почетное звание;

в) права занятия выборных должностей в промышленных или торговых организациях и обществах;

г) родительских прав.

Поражение прав могло назначаться осужденному как полностью, по всей совокупности перечисленных выше прав, так и по отдельным их категориям. В случаях назначения этой меры социальной защиты в качестве дополнительной к лишению свободы поражение прав распространяется на все время отбытия заключения и сверх того - на срок, определенный приговором. Следует отметить, что суд был обязан войти в обсуждение вопроса о лишении осужденного прав всякий раз, когда приговаривает его к лишению свободы на срок больше одного года. При назначении более мягкой меры социальной защиты поражение прав не допускалось.

Следует учитывать, что в данный период лишение избирательных прав не имело под собой прямого политического подтекста (имеется в виду возможный проигрыш большевиков на выборах). В самый разгар массового лишения избирательных прав доля лишенцев не достигала и 10% от численности взрослого населения. Следовательно, лишенцы не могли представлять для большевиков реальной политической угрозы. С точки зрения С.А. Красильникова, "причины и мотивы того, почему по мере упрочения своего положения в обществе большевики не только не ослабляли ограничительных мер, но и усиливали их (во второй половине 1920-х годов численность лишенцев возросла, а состав усложнялся), лежали в другой плоскости. Лишение избирательных прав выполняло следующие функции:

  • превентивную (предотвратить возможное усиление позиций и влияния в обществе тех или иных групп, потенциальных или реальных противников большевизма);
  • проведения искусственного структурирования общества (как часть политики деления общества на своих сторонников и противников);
  • установления поэтапного тотального контроля над основной частью общества;
  • привлечения к проведению мер ограничительно-дискриминационного характера (соучастие) социальных низов;
  • поддержания в обществе атмосферы раскола и конфронтации - поддержание психологии агрессии в отношении бывших привилегированных сословий и корпораций" .

В ряде случаев лишенчество выступало в качестве меры, сопутствующей осуществлению репрессий, являясь прямой составной частью последних. Сказанное в полной мере относилось к лицам, осужденным по суду, в отношении которых суд выносил специальное определение о поражении в правах, зачастую на более длительный срок, чем само лишение свободы. Тем самым возникал эффект двойного давления на репрессированных - к лишению свободы добавлялась последующая правовая дискриминация .

См.: Красильников С.А. Указ. соч.

На примере законодательства рассматриваемого исторического периода еще более очевидной становится уголовно-правовая природа лишения избирательных прав в связи с нахождением в местах лишения свободы (по суду и по умолчанию). Подчеркнем, что в исследуемый период лишение избирательных прав заключенных в силу их нахождения в местах лишения свободы сосуществовало с наказанием в виде лишения избирательных прав по суду. Поэтому данное явление было закономерным. Следует отметить, что это первое подобного рода уточнение в советском законодательстве. Иная ситуация наблюдается в настоящее время: ст. 32 Конституции РФ лишает (ограничивает) избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы, в условиях отсутствия такого наказания в УК РФ. В этом и состоит принципиальная разница. Это представляется нелогичным.

Следующая таблица наглядно иллюстрирует роль и место лишения избирательных прав в советском обществе в 1926 - 1929 гг. .

Очевидно, что группа лиц, осужденных к лишению избирательных прав по суду, примерно равна группе лиц, лишенных избирательных прав в силу умственных пороков. Достаточно ценной информацией является процентная доля лишенцев от общей численности избирателей. Этот показатель, как видно, имел динамику к увеличению.

Отметим, что в приведенной таблице в группу лиц, лишенных избирательных прав по суду, не попадают граждане, находящиеся в местах изоляции без назначения отдельного наказания в виде лишения прав. В развитие положений цитированной выше Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съезда Советов 1926 г. здесь учитываются только лишь граждане, осужденные судом к лишению прав.

Как известно, с 1922 г. появилась новая группа лишенцев - административно-ссыльные, которых местные власти учитывали вместе с пораженными в правах по суду. Если взять, например, г. Новосибирск, то численность административно-ссыльных там существенно увеличилась и в конце 1920-х годов и в 1930-е годы оставалась стабильной, составляя 13% от всех лишенцев Новосибирска . По имеющимся сведениям, в категорию граждан, лишенных избирательных прав по суду, в г. Нижний Тагил в 1928 - 1936 гг. входило от 49 до 60 человек, что составляло 6% и 3,5% от общего числа лишенцев в этом городе соответственно . Примерно такие же цифры можно наблюдать в 1926 - 1934 гг. и в Пермской области . Достаточно интересные сведения приведены в работе Н.М. Морозовой по лишенцам в Мордовской республике в 1918 - 1936 гг. . Архивные документы позволяют сделать однозначный вывод, что лишенным избирательных прав из числа нацменьшинств Смоленской области также пришлось вынести все перипетии унижений и общественного порицания . Данная проблема и сегодня не теряет своего научного интереса для исследователей и правозащитников .

См.: Государственный архив Новосибирской области. Ф. 1347. Оп. 1. Д. 287. Л. 15 - 19.
См.: Книга памяти / Сост. и вступ. ст. В.М. Кириллова. Екатеринбург: УИФ "Наука", 1994. Материал взят из интернет-публикации данной работы на сайте: http://history.ntagil.ru/715.htm.
См.: Государственный архив Пермской области. Ф. 176. Оп. 4. Д. 2, 12, 13, 23, 1684.
См.: Морозова Н.М. Лишение избирательных прав на территории Мордовии в 1918 - 1936 гг.: Автореф. дис. . канд. ист. наук: 07.00.02 / Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск, 2005.
См.: п. 4 указания Отдела нацменьшинств Западного облисполкома по выборам в Советы, изданного не ранее октября 1934 г. "Всем предрикам и горсоветам" // Государственный архив Смоленской области. Ф. р-2360. Оп. 2. Д. 432. Л. 78 - 79. Копия. Публикуется по изданию: Судьбы национальных меньшинств на Смоленщине 1918 - 1938 гг. Документы и материалы. Смоленский государственный педагогический институт. Смоленск, 1994. С. 287.
См., например: Байда Е.В. Социальный портрет лишенного избирательных прав за занятие торговлей // История репрессий на Урале: идеология, политика, практика (1917 - 1980-е годы): Сб. ст. участ. науч. конф. "История репрессий на Урале", 10 - 12 ноября 1997 г. / Отв. ред. В.М. Кириллов; М-во общ. и проф. образования Российской Федерации, Нижнетагильский гос. пед. ин-т. Нижний Тагил, 1997; Валуев Д.В. Лишенцы в системе социальных отношений (1918 - 1936 гг.) (на материалах Западного региона РСФСР): Автореф. дис. . канд. истор. наук. Брянск, 2003; Лишены избирательных прав. Сб. док. / Ком. по делам архивов Респ. Бурятия; Нац. архив Респ. Бурятия; Бурят. регион. отд-ние Рос. общества историков-архивистов; Сост. С.Г. Аюшеева и др. Улан-Удэ: Респ. тип., 2003; Мазур Л.Н. Лишение избирательных прав крестьян в 20-е - первой половине 30-х годов (по материалам личных дел) // История репрессий на Урале: идеология, политика, практика (1917 - 1980-е годы): Сб. ст. участ. науч. конф. "История репрессий на Урале", 10 - 12 ноября 1997 г. / Отв. ред. В.М. Кириллов; М-во общ. и проф. образования Российской Федерации, Нижнетагильский гос. пед. ин-т. Нижний Тагил, 1997; Маныкин В.А. Личные дела лиц, лишенных избирательных прав: Исследовательские перспективы и возможности // Источниковедение XX столетия: Тез. докл. и сообщ. научн. конф. Москва, 18 - 30 января 1993 г. / Отв. ред. В.А. Муравьев; Рос. гос. гуманит. ун-т, Историко-архивный фак-т. М., 1993; Русина Ю.А. Характеристика лишенных избирательных прав за связь с религиозным культом на Урале в 1920 - 1930-е годы (по материалам личных дел) // История репрессий на Урале: идеология, политика, практика (1917 - 1980-е годы): Сб. ст. участ. науч. конф. "История репрессий на Урале", 10 - 12 ноября 1997 г. / Отв. ред. В.М. Кириллов; М-во общ. и проф. образования Российской Федерации, Нижнетагильский гос. пед. ин-т. Нижний Тагил, 1997; Саламатова М.С. Лишение избирательных прав как форма социально-политической дискриминации в середине 1920 - 1936-х гг. (на материалах Западной Сибири): Автореф. дис. . канд. историч. наук. Новосибирск, 2002; Социальный портрет лишенца (на материалах Урала): Сб. док. / М-во общ. и проф. образования Российской Федерации; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького; Сост. Е.В. Байда и др. Екатеринбург, 1996; Тихонов В.И. Судьба лишенцев // История репрессий на Урале в годы советской власти: Тез. науч. конф. 25 - 26 октября 1994 г. Екатеринбург, 1994; Тихонов В.И., Тяжельникова В.С., Юшин И.Ф. Лишение избирательных прав в Москве в 1920 - 1930-е годы: Новые архивные материалы и методы обработки. М.: Издат. объед. "Мосгорархив", 1998.

Таким образом, институт лишенцев представляет собой яркий пример воплощения идеологических принципов в измерении конкретной правовой системы. Вместе с тем представляется, что данный феномен требует углубленного научного исследования, поскольку ряд цензов, предусмотренных современным избирательным правом, также требуют критического научного и юридического осмысления.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: