Какие из указанных опасных объектов не относятся к объектам владельцы которых обязаны осуществлять

Обновлено: 07.07.2024

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее - обязательное страхование).

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие вследствие:

1) причинения вреда за пределами территории Российской Федерации, а также иных территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права; (В редакции Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ)

2) использования атомной энергии;

3) причинения вреда природной среде.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) потерпевшие - физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право на получение страховой выплаты или компенсационной выплаты в случае смерти потерпевшего. К таким лицам относятся лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение - лица, фактически понесшие такие расходы; (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

2) авария на опасном объекте - повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, утечка, выброс опасных веществ, обрушение горных пород (масс), отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим; (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

3) нарушение условий жизнедеятельности - ситуация, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;

4) владелец опасного объекта - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта;

5) эксплуатация опасного объекта - ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, техническое перевооружение, капитальный ремонт, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте; (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

6) страхователь - владелец опасного объекта или лицо, указанное в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, заключившие договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования); (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

7) страховщик - страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) страховая сумма - денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести страховые выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования;

9) страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом технических и конструктивных характеристик опасного объекта;

10) акт о причинах и об обстоятельствах аварии - документ, составленный в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, актами Правительства Российской Федерации по вопросам проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах, нормативными правовыми актами в области охраны труда, или иной документ, составленный органом, уполномоченным на расследование причин и обстоятельств аварии на опасном объекте, содержащие сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения и включенные в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования; (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

11) страховой акт - документ, составляемый страховщиком и содержащий сведения о рассмотрении им требования о страховой выплате, в том числе о наличии или об отсутствии страхового случая, о потерпевшем и о размере причитающейся ему страховой выплаты либо об основаниях отказа в страховой выплате;

12) компенсационные выплаты - выплаты, осуществляемые профессиональным объединением страховщиков в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

13) резерв для финансирования компенсационных выплат - средства, перечисляемые страховщиками в профессиональное объединение страховщиков и предназначенные для осуществления компенсационных выплат, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля, предусмотренной пунктом 51 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также средства, полученные профессиональным объединением страховщиков от реализации прав требования, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона. (Пункт введен - Федеральный закон от 18.12.2018 № 473-ФЗ)

Статья 3. Объект обязательного страхования, страховой риск и страховой случай

1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим.

2. Страховым риском является возможность наступления гражданской ответственности владельца опасного объекта по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим.

3. Страховым случаем является наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.

Статья 4. Осуществление обязательного страхования

1. Владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме - организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме. В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается организация, эксплуатирующая опасный объект. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

2. Ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом.

3. В случае нарушения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований об обязательном страховании владельцы опасных объектов и их должностные лица, а также лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

Статья 5. Опасные объекты

1. К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права:

1) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов;

2) гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений;

3) автозаправочные станции жидкого моторного топлива;

4) лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки). (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

2. К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, не относятся объекты, указанные в части 1 настоящей статьи и расположенные в границах объектов использования атомной энергии.

(Статья в редакции Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ)

Статья 6. Страховая сумма и предельные размеры страховой выплаты потерпевшему

1. Страховая сумма по договору обязательного страхования составляет:

1) для опасных объектов, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или законодательством о безопасности гидротехнических сооружений предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения:

а) 6 миллиардов 500 миллионов рублей - если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, превышает 3000 человек;

б) 1 миллиард рублей - если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 1500 человек, но не превышает 3000 человек;

в) 500 миллионов рублей - если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 300 человек, но не превышает 1500 человек;

г) 100 миллионов рублей - если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 150 человек, но не превышает 300 человек;

д) 50 миллионов рублей - если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 75 человек, но не превышает 150 человек;

е) 25 миллионов рублей - если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 10 человек, но не превышает 75 человек;

ж) 10 миллионов рублей - для иных опасных объектов, в отношении которых предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения;

2) для опасных объектов, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или законодательством о безопасности гидротехнических сооружений не предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения:

а) 100 миллионов рублей - для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на такой шахте, составляет более 50 человек;

б) 50 миллионов рублей - для опасных производственных объектов химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности и спецхимии, а также для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на такой шахте, не превышает 50 человек;

в) 25 миллионов рублей - для сетей газопотребления и сетей газораспределения, в том числе межпоселковых;

г) 10 миллионов рублей - для иных опасных объектов.

(Пункт в редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

11. Для шахт угольной промышленности, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов предусматривается разработка декларации промышленной безопасности, размер страховой суммы не может быть менее размера страховой суммы, установленного в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 части 1 настоящей статьи. (Часть введена - Федеральный закон от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

2. Размеры страховых выплат по договору обязательного страхования составляют:

1) два миллиона рублей - в части возмещения вреда, причиненного жизни каждого потерпевшего;

2) не более 25 тысяч рублей - в счет возмещения расходов на погребение каждого потерпевшего;

3) не более двух миллионов рублей - в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего;

4) не более 200 тысяч рублей - в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего;

5) не более 500 тысяч рублей - в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего - физического лица, за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности;

6) не более 750 тысяч рублей - в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего - юридического лица.

(Часть в редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

Статья 7. Страховая премия и страховые тарифы

1. Страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа.

2. Договором обязательного страхования может предусматриваться право страхователя уплачивать страховую премию в рассрочку путем внесения страховых взносов в порядке, определяемом правилами обязательного страхования. Обязанность по уплате страховой премии (очередного страхового взноса) считается исполненной страхователем со дня поступления денежных средств на банковский счет или в кассу страховщика.

3. Страховые тарифы или их предельные (максимальные и минимальные) значения, структура страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательны для применения страховщиками. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

4. Страховые тарифы должны быть экономически обоснованными. Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может составлять менее 80 процентов страховой премии.

5. Срок действия страховых тарифов не может быть менее одного года. В случае их изменения в течение срока действия договора обязательного страхования размер страховой премии по такому договору не изменяется.

6. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

7. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов.

8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем установленных законодательством Российской Федерации норм и правил эксплуатации опасного объекта. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

81. Для расчета страховой премии по договору обязательного страхования сведения о повлекших наступление страхового случая нарушениях страхователем установленных законодательством Российской Федерации норм и правил эксплуатации опасного объекта, зафиксированных в акте о причинах и об обстоятельствах аварии, заносятся в информационную систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов. (Часть введена - Федеральный закон от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

9. При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

10. Значение коэффициента, указанного в части 9 настоящей статьи, не может быть более 1,0 и менее 0,6.

11. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

12. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 09.03.2016 № 56-ФЗ)

Статья 8. Страховая выплата

1. При наступлении страхового случая потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении причиненного вреда. Соответствующее заявление потерпевшего направляется страховщику вместе с документами, подтверждающими причинение вреда и его ра

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

10) утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

10.2) подвесные канатные дороги;

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.

Комментарии к ст. 48.1 ГрК РФ

1. Комментируемая статья внесена Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Часть 1 содержит перечень объектов, которые являются опасными и технически сложными.

Объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ).

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в федеральной собственности находятся:

все ядерные материалы;

радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы;

имеющие оборонное назначение ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения.

Не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности, если иное не установлено законом.

Не имеющие оборонного назначения радиационные источники, радиоактивные вещества и не содержащие ядерных материалов радиоактивные отходы могут находиться как в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, так и в муниципальной собственности, собственности юридических лиц. Право собственности на указанные объекты приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Федеральные органы исполнительной власти проводят государственную экспертизу проектной документации объектов использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Гидротехнические сооружения первого и второго классов.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи.

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи":

линейно-кабельные сооружения связи - сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи;

сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.

Линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Объекты космической инфраструктуры.

В соответствии с Законом РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) космическая инфраструктура Российской Федерации включает в себя:

стартовые комплексы и пусковые установки;

центры и пункты управления полетами космических объектов;

пункты приема, хранения и обработки информации;

базы хранения космической техники;

районы падения отделяющихся частей космических объектов;

полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы;

объекты экспериментальной базы для отработки космической техники;

центры и оборудование для подготовки космонавтов;

другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности.

Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры.

Правительство Москвы Постановлением от 26 июля 2005 г. N 546-ПП утвердило Положение о Реестре объектов авиационной инфраструктуры города Москвы. В соответствии с ним включению в состав объектов учета Реестра подлежат находящиеся в пределах городской черты или принадлежащие городским организациям и находящиеся на прилегающей к городу территории объекты в соответствии с правилами землепользования, оформленными установленным порядком:

площадки, используемые специальными вертолетами для проведения авиационных работ и аварийных посадок;

площадки подъема и спуска привязных аэростатов и воздушных шаров;

здания и сооружения высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома (вертодрома, вертолетной площадки) в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома, подлежащие маркировке в соответствии с установленными правилами.

Под объектами учета, подлежащими включению в Реестр, понимаются:

аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

вертодром - определенный участок поверхности, в том числе на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по этой поверхности;

вертолетная площадка - специально оборудованный участок поверхности (включая на судах, приподнятых поверхностях, крышах зданий и сооружений) для обеспечения взлета и посадки вертолетов, удовлетворяющий требованиям федеральных авиационных правил и руководств по летной эксплуатации соответствующих типов вертолетов;

площадки, используемые специальными вертолетами для проведения авиационных работ и аварийных посадок, - участки поверхности, в том числе расположенные на крышах зданий, которые могут быть использованы для посадки и взлета вертолетов и парковки транспортно-спасательных кабин (ТСК) при проведении аварийно-спасательных работ (в т.ч. пожаротушения) и других специальных авиаработ, а также в качестве площадок, подобранных с воздуха при выполнении полетов над городом;

площадки подъема и спуска привязных аэростатов и воздушных шаров - площадки, используемые для подъема и спуска привязных аэростатов и воздушных шаров, подлежащие маркировке и техническому оборудованию в соответствии с установленными правилами;

здания и сооружения, подлежащие маркировке, - все виды строений, которые в соответствии с федеральными авиационными правилами должны быть оборудованы маркировочными знаками и устройствами.

Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В соответствии с распоряжением мэра Москвы от 28 октября 1994 г. N 533-РМ "Об упорядочении и приведении в соответствие с законодательством действующих городских нормативных актов, касающихся Правил пользования Московским метрополитеном" метрополитен - один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого представляют собой памятники истории, культуры, архитектуры и охраняются государством.

Метрополитен - транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью. К территории метрополитена относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционных шахт, вагоны поездов.

Порядок работы и ответственность должностных лиц метрополитена за обеспечение безопасности перевозок и культуры обслуживания пассажиров определяются действующим законодательством и нормативными документами.

Морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (ред. от 4 декабря 2006 г.) под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.

Под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Под морским специализированным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (древесины, нефти и других).

Автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1991 г. N 61 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (ред. от 11 апреля 2006 г.) автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются на:

а) автомобильные дороги общего пользования, в том числе:

относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);

относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);

относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности:

поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений);

муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов);

городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);

относящиеся к частной и иным формам собственности;

б) автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд).

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

соединяющие столицу Российской Федерации со столицами сопредельных государств, административными центрами субъектов Российской Федерации;

включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения также могут быть автомобильные дороги:

соединяющие между собой административные центры субъектов Российской Федерации;

являющиеся подъездами от автомобильных дорог общего пользования федерального значения к крупнейшим транспортным узлам, имеющим международное значение (морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным узлам), а также к специальным объектам федерального значения;

являющиеся подъездами от административных центров субъектов Российской Федерации, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с г. Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям.

Опасные производственные объекты.

В приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" приведены опасные производственные объекты.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Фуникулером считается подъемник, предназначенный для подъема и спуска людей (груза) в вагонах по наклонному рельсовому пути при помощи тягового каната и канатоведущего электрического приводного механизма (привода), установленного вне вагонов;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

В приложении N 2 к указанному Федеральному закону приведены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит характеристики объектов капитального строительства, при наличии которых объект признается уникальным.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 августа 2020 года N 1226

2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" обеспечить в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления подготовку и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 августа 2020 года N 1226

Правила разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам (далее - критерии).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"здание" - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

"здания и сооружения повышенного уровня ответственности" - здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам;

"категории опасности потенциально опасных объектов":

потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;

потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера;

потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера;

потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера;

потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера;

потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации не выше локального характера;

"объект" - комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельное здание, строение и сооружение, размещенные на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принадлежащие на праве собственности, аренды или ином законном основании физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации и иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

"объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам" - объекты всех форм собственности, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;

"сооружение" - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

3. Принятие в установленном порядке нормативных правовых актов об утверждении критериев осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" - в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 48_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся объектов, правообладателями которых являются эти органы и государственные корпорации или организации, в отношении которых указанные органы и государственные корпорации осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления);

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 48_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также объектов, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек.

Указанные нормативные правовые акты принимаются по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Критерии должны состоять из конкретных (количественных и качественных) показателей и соответствующих им значений.

5. На основании значений конкретных показателей объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам, включаются в одну из категорий опасности потенциально опасных объектов.

Что закон относит к объектам

ВИД ОБЪЕКТА

ПОЯСНЕНИЕ

Территории, вкл. водные, земельные и лесные участки

Оборудование, устройства, предметы, материалы

Компоненты природной среды

Уточним, что обязательные требования – это требования нормативных правовых актов, которые связаны с ведением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых происходит в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (п. 1 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128).

  • промышленная безопасность;
  • безопасность гидротехнических сооружений;
  • пробирный надзор.

Учёт объектов контроля

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля контрольные (надзорные) органы используют следующие источники:

  • информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • получаемую в рамках межведомственного взаимодействия;
  • общедоступные данные (СМИ, Интернет, соцсети и др.).

При учета объектов контроля по общему правилу контролируемых лиц не могут обязать представлять сведения о них. Но есть 2 исключения:

  • иное предусмотрено федеральными законами;
  • соответствующие сведения/документы есть в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

Какое значение имеют объекты контроля

  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск (если объект отнесли к этой категории, то его плановые проверки не проводят).

КАТЕГОРИЯ РИСКА

КАК ЧАСТО РАЗРЕШЕНЫ ПРОВЕРКИ ЛЮБОГО ВИДА

  • Положением о виде контроля могут быть установлены сокращенные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий, их особенности;
  • федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено освобождение от плановых мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объект которого – имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный нарушением обязательных требований.

Положением о виде контроля может устанавливать запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении таких объектов контроля.

При отнесении объектов контроля к категориям риска проверяющие учитывают в совокупности ряд факторов:

  • степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований;
  • вероятность их наступления (выделяют видов объектов контроля со схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда/ущерба);
  • добросовестность контролируемого лица при соблюдении обязательных требований.

Использование системы управления рисками позволяет инспекторам сосредоточить усилия и ресурсы на проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом ценностям.

В свою очередь, критерии риска должны основываться на достоверных сведениях и практике соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля – чтобы проверяемый мог самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности, принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля к соответствующей категории риска.

В решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия обязательно должен быть назван объект контроля, его адрес.

  • внутренних правил и/или установлений контролируемых лиц;
  • режима работы объекта контроля.

Читайте также: