Закон супружеской измены показывает что

Обновлено: 17.05.2024

В семейном кодексе не рассматривается понятие супружеской измены.

  • Определённые законодательные нормативы прямо или косвенно могут затрагивать таковой вопрос.

Статья 92. Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком
Суд может освободить супруга от обязанности содержать другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком как в период брака, так и после его расторжения: в случае, если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или в результате совершения им умышленного преступления; в случае непродолжительности пребывания супругов в браке; в случае недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов.

Помимо этого, вопросы супружеской измены и факт её наличия могут послужить основанием и для иных решений суда.

СК РФ Статья 39. Определение долей при разделе общего имущества супругов 1. При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
2. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.
3. Общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям.

В частности, лицо, уличенное в измене, может потерпеть следующие меры воздействия с точки зрения законодательства:

1. При решении о разделе долей, таковое недостойное поведение супруга может быть принято во внимание, если существует необходимость обеспечения должного уровня жизни другого супруга после расторжения брака. Например, неравный раздел долей может быть предусмотрен в случае, если изменивший супруг был единственным кормильцем, а его супруг целиком посвящал свою жизнь домашнему хозяйству и уходу за детьми, теряя возможность устраивать карьеру и нарабатывать страховой стаж и трудовой опыт.

2. В случае отсутствия согласия о том, с кем из родителей останутся дети, суды обычно могут принимать во внимание недостойное поведение одного из супругов в качестве негативного фактора. Соответственно, данный факт может помешать исполнению родительских прав в полном объеме.

3. При наличии обстоятельств, в которых при разводе один из супругов остаётся нетрудоспособным, измена с его стороны может выступать фактором, освобождающим второго супруга от обязанности содержания и выплаты алиментов.

Если будет установлено, что один из детей, рождённых в браке, не является родным для его отца, то с такового отца может быть снята обязанность по выплате алиментов на его содержание. Тем не менее, для применения таковых нормативов необходимо не только подтверждение отсутствия отцовства, но и доказательства того, что отец не имел понимания о том, что растит не своего родного ребёнка.

Также, в ситуациях, когда после развода по причине измены возникает необходимость обеспечения детей от предыдущих браков, обязанность по их обеспечению допускается исключительно в случае полноценного принятия родительских прав в виде усыновления или опекунства со стороны неродного отца или матери. В ином случае алименты на таковых детей не выплачиваются.

Обязанность содержания детей, появившихся на свет в результате супружеской измены, лежит как на их матери, так и на биологическом отце. Однако в исключительных случаях, а также когда фактически признанный отцом супруг был в курсе того, что это – его неродной ребёнок, суд может принять решение об обязанности такового супруга обеспечивать данных детей выплатой алиментов, даже если они были зачаты в ходе супружеской измены.

Супружеская неверность, измена, адюльтер (фр. adultere; синоним — пре­любодеяние) рассматривается как вступление лица, состоящего в браке, в по­ловую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Она может носить как эпизодический, так и систематический характер.

Отношение к измене в разных культурах и в разные времена было отлич­ным. В историческом плане можно проследить постепенный переход от бес-

порядочных половых связей к моногамным отношениям, подразумевающим постоянную сексуальную связь с одним партнером. Однако за моногамией часто скрывались полигамные отношения, допускаемые, прежде всего, для мужчин, тогда как в отношении женщин декларировались требования абсо­лютной верности. В настоящее время в нашей культуре отсутствует половая дискриминация в отношении супружеской измены: нравственные законы, регулирующие это явление, в равной мере относятся и к женщинам, и к муж­чинам.

Влияние измены на супружеские отношения в значительной мере опреде­ляется тем, на какой стадии развития брака она произошла (совпадая с норма­тивными семейными кризисами, она тем самым усугубляет их протекание), а также ее характером, длительностью и типом: была ли эта связь продолжи­тельной или случайной, преимущественно сексуальной или отличалась эмо­циональной привязанностью.

Измена, как правило, является признаком супружеских дисгармоний и свидетельствует о наличии различных противоречий и конфликтов между су­пругами. Далеко не всегда она является следствием нарушений сексуальных отношений в браке. Часто за изменой скрывается факт неудовлетворения пси­хологических потребностей: в любви, близости, принятии, уважении. Однако неверность может встречаться и в достаточно гармоничных семьях с благопо­лучными и устойчивыми супружескими отношениями.

Мужчины заводят любовниц, как правило, для удовлетворения своих сек­суальных потребностей, они ищут на стороне разнообразие сексуальных ощу­щений. Женщины же во встречах с любовником в большинстве случаев стре­мятся получать удовлетворение от атмосферы ухаживания, внимания, заботы, которая вокруг нее создается.

К. Имелинский отмечает, что тенденция к измене детерминируется не только супружескими дисгармониями, но и обычным стремлением человека к поиску новых впечатлений. Она наблюдается в различных областях человеческой дея­тельности. В частности, в сексуальной сфере это проявляется поиском новых партнеров. Данная тенденция положительно коррелирует с общей жизненной энергией человека. Имеют значения и такие свойства личности, как способ­ность завязывать контакты, смелость и способность к самоотдаче. Другие лич­ностные качества, например нерешительность, пассивность, страх, напротив, являются факторами, способствующими верности.

Пример




Измена обычно затрагивает чувства чести и достоинства обманутого супру­га и сопровождается переживанием ревности, привносящей в семейную драму глубокие разрушительные для семьи аффекты. В. Бамберри рассматривает су­пружескую неверность как свидетельство супружеского тупика, мертвых от­ношений (Витакер К., Бамберри В., 1997).

Супружеская измена может выполнять ряд функций, представляя собой:

□ способ завершения супружеских отношений и констатации факта несо­стоятельности брака;

□ способ привлечения внимания брачного партнера и передачи ему мета-послания о неудовлетворении определенных потребностей;

□ способ сохранить супружеские отношения путем реализации потребно­стей, дефицит удовлетворения которых в браке ощущается довольно ос­тро;

□ проигрывание семейных сценариев;

□ способ компенсировать чувство неполноценности, повысить само­оценку.

Таким образом, феномен измены может быть проанализирован на трех уров­нях: индивидуальном, микро- и макросистемном. В зависимости от функции, которую выполняет измена, следует выбирать те или иные способы оказания психологической помощи.

Среди причин супружеской неверности можно выделить следующие: 1. Индивидуальные особенности партнеров по браку:

П нарушение полоролевой идентичности партнера по браку, вынуждающее доказывать свою мужественность (женственность), вступая в как можно большее количество сексуальных связей;

□ патохарактерологические личностные особенности супругов (например, страх быть поглощенным у брачного партнера с шизоидной организаци-

ей личности, побуждающий вступать во внебрачные связи, регулируя таким образом психологическую дистанцию в супружеской подсистеме).

2. Микросистемные факторы:

П нарушение супружеских отношений;

П супружеская несовместимость (прежде всего сексуальная);

□ отсутствие эмоциональной близости между супругами;

□ охлаждение чувств в браке;

□ месть одного партнера другому за причиненные страдания;

□ отсутствие взаимных чувств в браке (представляет собой попытку любяще­го, но отвергнутого партнера компенсировать недостаток любви в браке);

П разочарование супругов друг в друге;

П сексуальная абстиненция партнера по браку, связанная с болезнью су­пруга, его длительным отсутствием и т. д.

3. Макросистемные факторы:

П актуализация семейных сценариев;

□ трансгенерационные послания (например, женщина, всю жизнь храня­щая верность своему мужу и вытесняющая сексуальные желания к дру­гим мужчинам, может различными способами поддерживать измены или поведение промискуитетного типа у своей дочери).

К числу факторов, сопутствующих супружеской неверности, относятся:

□ неадекватная мотивация брака;

□ химические зависимости одного из партнеров;

□ большая разница в возрасте между супругами;

□ низкий материальный достаток семьи;

□ отсутствие совместного досуга супругов;

□ большое количество свободного времени у одного из партнеров.

Выделяют несколько видов супружеской неверности:

1. Случайный внебрачный контакт представляет собой единичный случай измены, мало связанный с конкретным лицом. Случайный контакт может воз­никнуть вследствие неудовлетворения сексуальной потребности в связи с вы­нужденной половой абстиненцией (разлука или болезнь одного из супругов). В других случаях он является способом доказать себе свою сексуальную дее­способность и др. Возможны следующие крайние варианты: (1) единичный вне­брачный контакт, имевший место совершенно случайно при стечении опреде­ленных обстоятельств, и (2) частые внебрачные контакты у индивидуума промискуитетного типа, который легко меняет половых партнеров, не имея с ними эмоциональной связи.

2. Эротико-сексуальные приключения — внебрачные сексуальные эпизоды, которые основываются на стремлении к разнообразию, получению нового сек­суального опыта. Помимо сексуального влечения, для изменяющего очень важ­на эротическая привлекательность партнера и нежность как необходимый ком-

понент отношений. Такие контакты дарят обоим партнерам разнообразные переживания, доставляющие много удовольствия. Большое значение в таких отношениях имеют сексуальные игры, в которых партнеры экспериментиру­ют с новым телесным опытом. Эти эротико-сексуальные приключения быва­ют краткими, с отсутствием взаимных обязательств и оставляют после себя приятные воспоминания. Они, как правило, не представляют опасности для супружеского союза каждого из партнеров.

3. Внебрачная связь характеризуется большой продолжительностью и воз­никновением эмоциональной привязанности. Ей, как и супружеским отноше­ниям, свойственны определенные стадии развития. Эта связь может иметь характер длительных, преимущественно сексуальных отношений либо эмоцио­нальной близости. Наличие внебрачной связи вынуждает изменяющего парт­нера вести так называемую двойную жизнь.

При раскрытии факта измены возможно возникновение нескольких типов реакций:

Защита. Обманутый партнер прекращает супружеские отношения только частично. Он ограничивает эмоциональные проявления, а также прояв­ления любви и расположения, но продолжает совместное ведение хозяй­ства и сексуальные отношения, а также использует различные способы удержания партнера в семье (начинает уделять больше внимания своему внешнему виду, организовывает совместный досуг, чтобы супруг(а) при-знал(а) его (или собственную) важность и незаменимость). Партнеру мо­жет предъявляться ультиматум, согласно которому он должен порвать вне­брачную связь в течение определенного срока. Прекращаются разговоры о внебрачном партнере, и пропускается любая информация о нем.

Игнорирование. Обманутый партнер делает вид, что не замечает либо не знает об измене, либо ведет себя так, словно ему все равно. Такое пове­дение может быть свойственно партнеру, не испытывающему эмоцио­нальной привязанности к супругу (супруге), в случаях, когда сохранение брачных отношений является выгодным, а также при наличии крайне созависимых и деструктивных отношений и др.

растет ощущение собственной ценности и значимости. Люди данного типа за­вязывают кратковременные знакомства, не задумываясь о возможных послед­ствиях. Однако при этом они могут сохранять близкие эмоциональные отно­шения с брачными партнерами. Для взаимодействия в таких семьях характерна следующая цикличность: измена — обнаружение — покаяние — прощение — измена. Инициатором обращения в консультацию в некоторых случаях явля­ется обманутый партнер, в других — сам изменяющий, когда возникает угроза развода.

2. Модель поведения, более характерная для женщин, отличающихся несамо­стоятельностью, незрелостью и склонностью к зависимым отношениям. Они вы­бирают серьезных и стабильных брачных партнеров. В таких семьях секс мо­жет использоваться как средство поощрения или наказания. Измены, как правило, возникают на том этапе семейной жизни, когда женщина вынуждена быть максимально включенной в семейное взаимодействие и заниматься вос­питанием детей. Со стороны супруги появление внебрачных связей, которые могут привести к разрушению семейных отношений, возможно в случае воз­растания материального интереса или стремления приобрести более высокий социальный статус. В консультацию чаще всего обращается отвергнутый партнер.

3. Модель поведения, связанная с ситуациями, когда после случайной измены или непродолжительной сексуальной связи любовник или любовница выступают инициаторами продолжения отношений и пытаются разрушить брак. В некото­рых ситуациях в случае раскрытия факта измены изменивший супруг стремит­ся образовать коалицию с партнером по браку против третьей стороны.

5. Модель, в которой измены обусловлены усталостью супруга от брака. Вне­брачные связи в таких случаях являются приятной сменой домашней рутины.


1. Васильева О.С., Хмарук И.Н. Супружеская измена как предмет социально-психологического исследования // Прикладная психология. – 1999. – № 2. – С. 59-66.

2. Воронина Т.Н., Миронова Е.Н. Духовная культура российской молодёжи в условиях рыночной экономики // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4 (47). – С. 389-391.

4. Крюкова Т.В., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. – СПб., 2005. – 86 с.

6. Лукьянов А.С. Межпоколенные особенности экономического сознания // Вестник СКФУ: научный журнал. – 2014. – № 3 (42). – С. 277-281.

7. Майборода Т.А. Когнитивные закономерности и механизмы личностно-профессионального развития инженера // Акмеология. – 2009. – М.: РАГС. – С. 39-44.

8. Олифирович Н.И., Зинкевич-Кузёмкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб., 2006. – 360 с.

9. Перехов А.Я., Думбай В.Н. Семейно-сексуальные гармонии и дисгармонии. – Ростов-на-Дону, 2007. – 142 с.

12. Соловьёва О.В., Шматова Е.П. Изучение морального самосознания студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 6-8.

13. Хмарук И.Н. Социально-психологические корреляты выбора способа реагирования в ситуации измены супруга: дис. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2000. – 178 с.

14. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб., 2006. – 352 с.

Семья играет важную роль в жизни общества в целом и в жизни каждого человека. На новом этапе развития общества, для которого характерна переоценка ценностей, неизбежно растёт интерес к вопросам морали, нравственности, духовности семьи. Перманентно возрастающая нестабильность и дезорганизация семьи и брака в современном российском обществе - актуальное проблемное поле как научного, так и обыденного общественного внимания. Затянувшийся этап социально-экономической дестабилизации самым отрицательным образом сказался на существовании семьи как одного из важнейших социальных институтов [6].

Интенсивное переосмысление роли и места сексуальности в супружеских отношениях и в человеческой жизни вообще привело к тому, что удовлетворённость и сексуальная гармония устойчиво занимают одни из первых мест на адаптационной шкале, измеряющей благополучие брака, наряду с психологической и духовной совместимостью супругов [2].

При достаточной изученности различных аспектов проблемы измены как социально-психологического феномена, её причины и факторы ещё не стали предметом специального изучения, имеющим какую-либо научно-исследовательскую традицию в отечественной психологии.

В самом общем понимании измена представляет собой добровольное вступление лица, состоящего в браке, в сексуальную связь с лицом противоположного пола, в этом браке не состоящим, без согласия на то своего брачного партнёра [напр., 9]. К видам супружеской неверности можно отнести случайный внебрачный контакт, эротико-сексуальные приключения и внебрачную связь [8].

В теории отмечается, что значимость сексуальной стороны брака существенно повысила количество факторов, дестабилизирующих современный брак, ключевым из которых выступает измена как нарушение супружеской верности [10]. При этом в настоящее время в нашей культуре, как замечает А.Г. Лидерс, отсутствует половая дискриминация в отношении супружеской измены, т.е. нравственные законы, регулирующие это явление, в равной мере относятся и к женщинам и к мужчинам [5].

По О.С. Васильевой, причины супружеской неверности можно представить на трёх уровнях - индивидуальном, микро- и макросистемном, связанных с индивидуальными особенностями партнёров, нарушением супружеских отношений, супружеской несовместимостью, актуализацией семейных сценариев, трансгенерационными посланиями и др.[1].

Особое место в изучении психологии супружеской измены с прогностической точки зрения составляет феномен готовности к ней. А.Я. Перехов и В.Н. Думбай отмечают [9], что готовностью к измене является сформированная предрасположенность супруга к измене как предвосхищение им её. Структура готовности определяется общими закономерностями личностного развития и включает [7]: когнитивный (когнитивно-мотивационный), эмоциональный и личностный компоненты. А.Я. Перехов и В.Н. Думбай содержание этих компонентов связывают с осознанием наличия причин измены, условий осуществления и последствий, наличием личностных качеств супруга, которые максимально связаны с возможностью измены, наличием переживаний, эмоций и чувств супруга, которые обусловливают возможность возникновения измены. При этом для когнитивно-мотивационного компонента чаще всего коррелятами выступает сочетание наличия семейной дисгармонии и самооценочных особенностей супруга, для эмоционального - неудовлетворённость супружескими (семейными) отношениями, сопровождающаяся конкретными негативными эмоциями и чувствами, для личностного - определённые качества личности (экстравертированность, эмоциональная стабильность, открытость, стремление быть приятным окружающим, сознательность) [9].

Анализ показал, что причины измены жены достаточно отчётливо отличаются от причин измены мужа. На первый план здесь выступает то, что для мужчин сугубо второстепенно - неудовлетворённость в браке. Значимость этого мотива для женщин высока. С этим вполне согласуется и гораздо больший вес любви к внебрачному партнёру как мотива внебрачной связи: женщина ищет серьёзной привязанности во внебрачных отношениях. Однако внебрачные отношения существенно осложняют возможности урегулирования проблем в браке и нередко приводят к его распаду. Несмотря на более широкий диапазон ласк, оргазма во внебрачных связях женщины достигают реже, чем в браке. Это вполне объясняется более высокой степенью приспособленности супругов друг к другу. В целом удовлетворённость внебрачными связями ниже, чем в браке, особенно у мужчин [1; 8; 14].

Рефлексивный анализ проблемы психологии измены супругов позволяет отметить следующие принципиальные положения.

1. Измена как признак супружеских дисгармоний возникает на основании совокупности причин, которые составляют мотивационную её основу. До факта измены происходит формирование психологической готовности у супруга к ней, которая выступает принципиальным основанием её совершения и представляет собой сформированную предрасположенность супруга к измене как её предвосхищение. Структура готовности включает когнитивный (когнитивно-мотивационный), эмоциональный и личностный компоненты, связанные с осознанием наличия её причин, условий осуществления и последствий, наличием личностных качеств супруга, которые содержательно коррелируют с психологической сущностью измены, наличием переживаний, эмоций и чувств супруга, что обусловливает возможность возникновения измены.

3. Принципиальной особенностью психологии измены является гендерная дифференциация. К причинам измены мужчин относятся плохой секс, отсутствие внимания, однообразие, месть за унижение или измену, самоутверждение, острые ощущения, разнообразие впечатлений, долгая разлука с женой, частые командировки, инициатива женщины и пр. Причинами измены женщин выступают неудовлетворённость браком, месть мужу, способ почувствовать себя вновь любимой, ощутить свою значимость, повысить самооценку, продление ощущение молодости, чувство власти над мужчиной; потребность испытать сильные чувства, карьерные причины. Для мужчин второстепенным является неудовлетворённость в браке, а для женщины это принципиально.

4. Для мужчины нормальность семейных отношений чаще оценивается выше, чем для женщины. Мужчина легче (проще) относится и к факту измены и к сопровождающим это событиям. При возникновении проблемной ситуации ценности интимно-сексуальной сферы имеют существенное значение. Это проявляется по-разному для мужчин и женщин, играя для первых более важную роль. Это сказывается на разводных настроениях супругов, где, однако, для мужчины развод выступает исходом проблемной ситуации с меньшей вероятностью, нежели для женщины.

Рецензенты:

Фото: Pakmor/Shutterstock

Pink рассказывает о том, что толкает нас на измену, и вместе с практикующим психотерапевтом Аллой Соломатиной разбирается, в каких ситуациях можно избежать отношений на стороне.

Механизм принятия решения изменить очень сложен. В нем участвуют не только наш мозг и гормоны, но и установки общества, паттерны и проблемы, которые мы приносим в свой брак в том числе из родительской семьи.

Что говорит наука

  • С точки зрения нейронауки значимую роль в поддержании любых романтических отношений играет нейромедиатор дофамин. Он участвует в системе поощрения и формировании зависимостей — в том числе наркотической и, отчасти, любовной. Нам хочется, чтобы партнер вел себя определенным, приятным нам образом, поскольку мозг в таком случае воспринимает его действия как награду. Но как только его поступки перестают нас удовлетворять, волшебный эффект дофамина ослабевает, появляется потребность найти иной источник удовольствия. На дофамине, по сути, держится первая страсть. Когда она затихает и отношения входят в привычное русло, приходится прилагать усилия, чтобы поддерживать их. Далеко не все к этому готовы.
  • Важную роль также играет окситоцин, который называют гормоном привязанности. Долгое время его связывали лишь с отношениями матери и ребенка, но потом выяснилось, что он вырабатывается и при близком контакте влюбленных. Чтобы окситоцин делал ваш брак более крепким, нужно держаться за руки, обниматься, целоваться и да, заниматься сексом. Отсутствие в паре физической близости приводит к изменам не только потому, что мужчина или женщина лишены возможности заниматься сексом, но и потому, что когда вы не прикасаетесь и не прижимаетесь друг к другу, ослабевают связывающие вас окситоциновые нити.

Фото: Pakmor/Shutterstock

Как с этим жить

Значит ли это, что мы обречены изменять? И да, и нет. С одной стороны, в браке действительно может возникнуть желание изменить. С другой — если разобраться в себе и отношениях с партнером, риск измены или потребность в ней становятся ниже.

Ситуация. Многие люди рассчитывают, что романтика, страсть и сюрпризы, с которых начинались отношения, обязательно сохранятся и в браке. Когда этого не происходит, они ищут острых ощущений на стороне.

Ситуация. В семье появился ребенок, и женщина посвящает ему все свое время. В итоге мужчина изменяет, чтобы получить внимание, которого ему не хватает в семье.

Фото: Pakmor/Shutterstock

Ситуация. Один партнер изменяет, потому что хочет таким образом отомстить другому за прошлые обиды: за равнодушие, за грубость или за измену, которую тот когда-то совершил.

Ситуация. Измена принесена как паттерн из родительской семьи. Отец завел любовницу, например, и мать с этим смирилась, и теперь мужчина считает, что в его браке все должно быть устроено аналогичным образом. Или женщина изменяет мужу, потому что он не подходит под определение идеального мужчины, которое ей навязала мать, и, поняв, что поменять его не получится, она находит любовника.

Фото: Pakmor/Shutterstock

По словам Аллы Соломатиной, для понимания истинных причин измены важно осознать как минимум два аспекта отношений партнеров: во-первых, что на самом деле чувствует каждый человек в паре (как в конкретных ситуациях, так и в целом), а во-вторых, как с этими чувствами партнеры обходятся.

«Часто даже любящие супруги не замечают реальных чувств друг друга, — рассказывает Алла. — Например, в психотерапевтической работе с супружеской парой, прожившей в любви много лет, вдруг выясняется, что за совместным образом "мы крутые походники" у жены давно накопились усталость и раздражение на дискомфорт от такого отдыха. Но признаться в этом она не может даже себе, потому что для них с мужем это значило бы "постареть духом". Психотерапевту приходится "усиливать" голос того из партнеров, который в обычной жизни звучит тише.

Можно привести пример более серьезной ситуации, касающейся сексуальных отношений. Однажды мужчина грубовато пошутил в интимный момент. Женщина услышала в этой шутке разочарование в ее привлекательности, и это наложилось на ее собственные комплексы. В результате она стала избегать близости. Дальше — больше: мужчина почувствовал себя отвергнутым и перестал проявлять активность. Если бы эту цепочку додумываний и обид не прервали откровенным разговором, кто-нибудь из супругов вполне мог бы не выдержать и попробовать найти свое счастье с кем-то еще.

Фото: Pakmor/Shutterstock

Самое главное — понять, как или кем себя чувствует в паре каждый из партнеров. Речь идет об устойчивом ощущении, которое может сопровождать всю партнерскую жизнь и проявляться в разных значимых ситуациях. Например, кто-то все время чувствует себя не соответствующим высоким требованиям супруга или супруги. Кто-то, наоборот, всегда разочарованным и неудовлетворенным. Кто-то вынужден себя упрощать, а кто-то — пыжиться, чтобы казаться интересней. Кто-то всегда прав, а кто-то — "дурак и недотепа".


Тема, о которой сегодня предстоит поговорить, очень тяжёлая. Ситуация с браками на сегодняшний день просто катастрофическая. Статистика утверждает, что большая часть их распадается. Проходит полтора-два года после свадьбы, романтика улетучивается, начинаются будни — и семейной жизни приходит конец. Одной из главных причин разводов во все времена была супружеская измена.

Священное Писание говорит нам, что прелюбодеяние — это смертный грех. Как пишет апостол Павел, грех блуда направлен против собственного тела. Святитель Николай Сербский в своих письмах пишет, что самые отвратительные болезни, которые знает человечество, связаны с грехом прелюбодеяния. Они поражают человека и делают его морально и физически уродливым, очень трудно лечатся и поражают чрезвычайно глубоко. Грех прелюбодеяния разрушает всё: душу, тело, брак, отношения.


Причины прелюбодеяния — духовные и не только

Святые отцы пишут, что грех — это, как правило, извращение добродетели. Можно поесть — и можно объедаться до невозможного, можно любить друг друга — и можно бесконечно искать любовные приключения, не зная никакого предела. Как правило, прелюбодей разрушает сам себя, как пёс, который лижет острие ножа и пьянеет от вкуса собственной крови.

Повреждённость человека — это последствие грехопадения, когда он выпал из рая как поломанная игрушка, как беспомощный птенец. По большому счёту, мы все в той или иной мере разрушены

. Как говорят психиатры, нормы нет, у каждого есть какое-то повреждение — физическое, психическое, духовное. Это объективная реальность. Однако это не значит, что с этой повреждённостью не нужно бороться.

Главное, что нужно помнить: прелюбодеяние запрещается Богом, это смертный грех, равносильный убийству. Это смерть души. У прелюбодея появляется не просто равнодушие, но ненависть и агрессия по отношению ко всему духовному, светлому, чистому, святому, он начинает открыто выступать против всего этого. Возникает желание погрузить в зловонную лужу этого греха как можно большее число людей, чтобы они стали такими же, как он.

Брак, в котором случается измена, практически обречён. Даже если люди будут прилагать неимоверные усилия, чтобы сохранить семью, осуществить это очень сложно. Изменивший будет испытывать постоянные угрызения совести, потерпевшая сторона получит огромную проблему: как простить и дальше жить с человеком, ощущая на духовном уровне присутствие третьего? Конечно, это требует огромного мужества и терпения. Даже при условии покаяния и на фоне глубокой духовной жизни сохранить семью будет непросто. Измена, наряду с абортом, — главная причина распада семей.

Придумает какой-нибудь человек, что у него появилась идеальная любовь, розовый туман вскружит голову, и он готов на всё ради неё. Как правило, в таких ситуациях семья обречена. Не удерживают ни дети, ни совместно нажитое имущество, ни годы, прожитые вместе. Чем любовница привлекательна для мужчины? — тем, что с ней он не касается бытовой стороны жизни. Они не стирали вместе пелёнки, он не бегал для неё по аптекам, не встречал из роддома, не мыл посуду, не было бессонных ночей из-за болезни ребёнка. Она для него — женщина-праздник.

Причина того, что человек ищет себе какие-то удовольствия на стороне, — это упомянутое уже греховное повреждение его природы. Его результаты — самолюбие, саможаление, эгоцентризм. Он не хочет трудиться над отношениями, ждёт заботы исключительно о себе. Лень — это патология, которая отравляет жизнь не только окружающим, но и самому лентяю. Всё в жизни требует заботы и труда, и семья — не исключение. Трудолюбие — основа жизни и счастливого брака.

Проблем в жизнь семьи добавляет интернет-индустрия, одна из сторон которой — порносайты. Развращённость современного человека просто пугает. Порок стал нормой жизни. К сожалению, прогресс в этом случае приводит к печальным последствиям. Упомянутые ресурсы, фильмы, половое воспитание в школах, навязывание извне западным миром своих стандартов — всё это сказывается на жизни современной семьи.

О любви и влюблённости

У протоиерея Илии Шугаева есть цикл бесед о семейных отношениях. Он задаётся вопросом, можно ли выйти замуж по любви, и отвечает, что нет: любовь вырастает в браке. Ошибка многих молодых людей в том, что они путают с любовью влюблённость. Влюблённость — это эмоция, любовь — состояние души. У меня был на приходе случай, когда мать отдала почку сыну и этим спасла ему жизнь — вот это любовь. Любовь — это самопожертвование, именно оно должно лежать в основе крепкой семьи.

Любовь — это не только тяжёлый труд, но и праздники, радость, счастье. Муж и жена в разные периоды жизни могут снова влюбляться друг в друга. Влюблённость и романтика должны быть обязательно присущи семейным отношениям. В каждом возрасте свои грани, особенности, минусы и плюсы. Надо стараться находить добро друг в друге, открывать снова те положительные качества, которые притянули вас как магнитом к супругу. Важно стараться концентрироваться на добрых сторонах его характера, психологически настраивать себя на приятие. Конечно, в жизни семьи обязательно должна быть духовная жизнь. Семья — малая церковь, и без освящения церковными таинствами люди порой просто с ума сходят.


Как не допустить разрушения семьи?

Учиться ценить имеющееся

Возникают вопросы: как противостоять соблазнам? Бытовые проблемы, нехватка денег, болезни — как бороться с рутиной? Если у семьи не получается освежить отношения, как это советуют, — что делать, куда бежать? У меня нет готового рецепта.

Священник каждый день видит людей, подавленных этими проблемами. Хроническая усталость, безденежье, общее состояние депрессии и подавленности — практически у каждого. Как быть? Надо стараться начать с себя. Если не разберёшься со своими проблемами, никто не поможет. Этому учат святые отцы. Ты — свой самый первый враг.

Ответь честно: ты эгоист? — да, безусловно. Ты хочешь жить красиво? — ну конечно, все хотят, журналы и фильмы об этом, у всех всё так здорово, а я что, самый рыжий? Подсаженность на материальное благополучие, индустрия стяжательства и потребительства изнасиловали человеку мозги. Надо бороться с этим. Посмотри объективно на свой уровень жизни и признай, что не всё так плохо и ужасно. Людям нужно научиться ценить то, что есть.

Трудиться над отношениями

У мужа и жены должно быть желание сохранить свой брак. Чтобы оживить отношения, не обязательно вести жену в дорогой ресторан. Можно вдвоём прогуляться за руку по парку, вспомнить какие-то смешные случаи из жизни. Когда дети в школе, уединиться и устроить себе маленький праздник, просто сесть и посмотреть вместе какой-нибудь фильм. Очень важно разговаривать друг с другом, делиться впечатлениями — о прожитом дне, прочитанной книге, просмотренном фильме, разговоре — обо всём. Порой надо даже понуждать себя к этому.

К сожалению, супруги очень мало разговаривают между собой. Несколько минут утром — и разбежались по работам, встретились поздно вечером уставшие — какие разговоры? В больших городах это просто катастрофа. Нужно найти время отвлечься от гаджетов, сесть, посмотреть друг другу в глаза. Спросить, чем дышит ваш родной человек, рассказать что-то, поделиться эмоциями. Люди обычно спят с теми, с кем разговаривают. Это отмечено психологами и даже опытными священниками. Так что нужно общаться и разговаривать, обсуждать общие вопросы и нюансы, решать проблемы вместе.

Нельзя и о себе забывать, надо развиваться. Как сохранить семью, если мужу и жене не о чем разговаривать?

Надо постараться быть не только мужем и женой, но и друзьями. Для этого нужно ценить человека, доверять ему и уважать его мнение. Без уважения нет настоящей любви. Это два краеугольных камня брака. Любовь — главная христианская добродетель, с ней всё понятно. Что касается уважения, то многим непонятно, что это такое. Сейчас люди опускаются до бытового хамства, которое убивает не только любовь, но и любые отношения вообще.


Задуматься о перспективе

Прежде чем начинать отношения вне брака, человеку мыслящему надо обрисовать себе перспективу. Опыт показывает: часто каждый следующий брак хуже предыдущего.

Прелюбодеяние — это предательство. Верность супругу, присяге, долгу, слову — это знак качества души, проявление её здоровья и силы. Предательство же — страшный грех. Помним, к чему он привёл главного в истории предателя — Иуду.Я посоветовал бы задуматься о детях. Пока маленькие, они принимают ситуацию, а когда вырастают, то понимают, что их отец — предатель. Устроит ли вас такое положение?

Задумайтесь ещё об одном аспекте, связанном с детьми: психологи говорят, что ребёнок из неполной семьи — это всегда группа риска. Взрослея, такие дети могут или активно протестовать, или пойти по скользкой дорожке. Так что всё-таки хотелось бы, чтобы решившие разрушить семью задумались, сколько беды это может принести его близким.

Не раз случалось, что оставленный супруг после предательства сводил счёты с жизнью. Что, если так произойдёт в вашей ситуации? А ведь ещё есть дети, которые будут никому не нужны. Измена — это всегда катастрофа. Её страшные последствия приводят к разрушению многих человеческих судеб.

Надо задуматься и о том, что в следующем браке вас могут бросить так же, как бросали вы. Всё возвращается, принцип бумеранга работает. Что ждёт потом? Пожилой возраст, болезни, одинокая немощная старость. Кому ты будешь нужен старый и больной? Человек доживает жизнь, как может, а потом инсульт или инфаркт — и хорошо, если сразу нашли. Полезно обрисовать себе такую перспективу. Многие пребывают в самообольщении, мол, их-то не оставят, но я бы порекомендовал постараться взглянуть на себя критично и объективно.

Аскетика

Если случается сносящая крышу страсть, без аскетики не обойтись. Надо стать на горло собственной песне, как это ни мучительно. Надо бороться, встать всеми силами своей души и сопротивляться, понимая, что это катастрофа, что сейчас ты станешь преступником, что буквально летишь в пропасть. На краю греха надо постараться остановиться. Я не знаю, каким образом. У каждого свои методы. Главное — понять, что ты в беде, что не на том пути находишься.

Поиск счастья на стороне — это иллюзия, которая развеивается после первой пощёчины, первого хамства, первых бытовых трудностей. Супруг знаком вдоль и поперёк, это близкий и родной человек. Предмет страсти — это, как правило, некто неизвестный, кто очаровывает каким-то блеском, которого не хватает вашей второй половине. Вы не знаете его недостатков, и неизвестно, сможете ли мириться с ними, когда они откроются.

Измена — это страшная трагедия. Безумие захлёстывает, трудно логически объяснить поведение изменившего. Почему мы говорим о важности духовной брани, рассуждения, анализа своих поступков и побуждений? Потому, что без них сложно в семейной жизни. Если человек привык анализировать свои поступки, он видит риски, знает, что его соблазняет, осознаёт, от какого общения лучше отказаться. Ему проще оградить себя, уйти от риска, избежать ненужных контактов.


Развод: выход или нет?

Супружеская неверность — одна из причин, по которым Церковь позволяет развод. Это крайняя мера, конечно же. Нужно постараться приложить все силы, чтобы избежать его, мужественно перебороть обиду и остаться в семье. Я понимаю, что простить очень трудно, уврачевать такую рану может только Господь.

Чтобы не допустить разрушения брака, мы должны понимать, что вступаем в него не с ангелом, а с человеком. У каждого из нас есть свои немощи, слабости и недостатки. Нужно прощать их, иметь снисхождение, понимать, что в жизни есть вещи главные и второстепенные. Семья — это главная ценность. Надо учиться жить вместе, развивать свои чувства, быть интересными друг другу. Вообще, развиваться очень важно.

Есть три цели брака: верность — то есть целомудрие в браке; рождение детей и православное их воспитание; взаимопомощь. О третьей часто забывают. Надо облегчать жизнь друг друга. Жить для себя нельзя, жить надо для другого. Если получится, то проживёте долго и наверняка счастливо.

В храм ради спасения семьи

Вспомним Иоанна Златоуста, утверждавшего: если вы хотите разрушить вселенную, поссорьте мужа и жену. Это очень мудро, ведь мир состоит из стран, страны — из городов, города — из семей, а семьи — из мужа и жены. Сегодня идёт война против семьи с использованием всех существующих ресурсов. Никому не нужны семьи, нужен человек, атомизированный в обществе, чтобы им, как марионеткой, было легко управлять. А семья — это наше всё, это малая церковь, радость жизни, уверенность и надёжность. Это прочная конструкция, которая берёт начало в раю.

В заключение хочу сказать: все священники зовут людей в храмы — на молитву, на службу, на Евхаристию. Причастие — это тоже семья: мы через Чашу соединяемся со Христом, объединяемся в большой живой богочеловеческий организм. Мы становимся частью Христа, и Он входит в нашу жизнь. Это залог того, что семья наша будет хранима Богом.

Читайте также: