Какие из приведенных рефлексов не наследуются

Обновлено: 16.05.2024

Оценить 37575 0

Муниципальное государственное учреждение

«Пригородная вечерняя (сменная)

Цителадзе Елена Петровна

Учитель биологии и химии высшей категории

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

1. Лунин Н.И.; 2. Павлов И.П.; 3. Сеченов И.М.; 4. Мечников И.И.

2. Какие структуры головного и спинного мозга участвуют в осуществлении безусловных рефлексов?

Спинной мозг и ствол головного мозга;

Спинной мозг, ствол и кора больших полушарий;

Ствол и кора головного мозга;

Кора головного мозга при участии подкорковых структур.

3. Какую информацию человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?

1. Любую, которую воспринимают органы чувств.

2. Любую, которую воспринимают органы чувств, кроме словесной.

3. Только словесную.

4. Какие условия необходимы для выработки условных рефлексов?

А. Условный раздражитель должен подкрепляться безусловным раздражителем;

Б. Условный раздражитель должен несколько опережать безусловный раздражитель;

В. Безусловный раздражитель должен несколько опережать условный раздражитель;

Г. Достаточно одноразового подкрепления условного раздражителя безусловным;

Д. Должно быть неоднократное подкрепление условного раздражителя безусловным;

Е. Условный раздражитель должен быть сильнее безусловного;

Ж. Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного.

5. Первая сигнальная система:

А. Хорошо развита как у животных, так и у человека;

Б. Хорошо развита у человека;

В. Обеспечивает конкретно-наглядное мышление;

Г. Обеспечивает абстрактно – логическое мышление;

Д. Восприятие окружающего мира на основе анализа и синтеза сигналов, приходящих от рецепторов органов чувств;

Е. Анализ и синтез информации, поступающей в виде символов (слов, знаков, формул).

Часть 3. Задания на установление соответствия.

6. Установите соответствие для безусловного и условного рефлексов:

Группы рефлексов

Приобретенные организмом в течение жизни.

Врожденные, передаются по наследству.

Имеют постоянные рефлекторные дуги.

Не имеют готовых рефлекторных дуг, они образуются при определенных условиях.

5. Непостоянные, могут формироваться и исчезать.

6. Постоянные, мало изменяются в течение жизни.

7. Задействована кора больших полушарий.

8. Не задействована кора больших полушарий.

Часть 4. Задания на определение последовательности.

Установите последовательность элементов рефлекторной дуги безусловного рефлекса:

А) Рецепторы; Б) Центр в ЦНС;

В) Действие раздражителя; Г) Чувствительный путь;

Д) Двигательный путь; Е) Исполнительный орган.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

Разработал методику образования условных рефлексов, создатель учения о ВНД:

1. Лунин Н.И.; 2. Павлов И.П.; 3. Сеченов И.М.; 4. Мечников И.И.

2. Какие структуры головного и спинного мозга участвуют в осуществлении условных рефлексов?

Спинной мозг и ствол головного мозга;

Спинной мозг, ствол и кора больших полушарий;

Ствол и кора головного мозга;

Кора головного мозга при участии подкорковых структур.

3. Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?

1. Любую, которую воспринимают органы чувств.

2. Любую, которую воспринимают органы чувств, кроме словесной.

3. Только словесную.

4. Образная память хорошо развита у:

А. спортсменов; Б. танцоров; В. певцов;

Г. художников; Д. писателей; Е. музыкантов.

5. Вторая сигнальная система:

А. Хорошо развита как у животных, так и у человека;

Б. Хорошо развита у человека;

В. Обеспечивает конкретно-наглядное мышление;

Г. Обеспечивает абстрактно – логическое мышление;

Д. Восприятие окружающего мира на основе анализа и синтеза

сигналов, приходящих от рецепторов органов чувств;

Е. Анализ и синтез информации, поступающей в виде символов

(слов, знаков, формул).

Часть 3. Задания на установление соответствия.

6. Верны ли данные утверждения:

1.Сохраняются ли безусловные рефлексы при удалении коры головного мозга?

2.Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре.

3.Можно ли организму только за счет безусловных рефлексов приспособиться к меняющимся условиям внешней среды?

4.Условные рефлексы образуются на всю жизнь.

Часть 4. Задания на определение последовательности.

Установите последовательность элементов рефлекторной дуги условного рефлекса:

А) Рецептор, реагирующий на условный раздражитель;

Б) Участок коры, воспринимающий условный раздражитель;

В) Центр безусловного рефлекса;

Г) Двигательный нерв;

Д) Участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса;

Е) Чувствительный нерв;

Ж) Исполнительный орган.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

1. Инсайтом; 2. Импритингом;

3. Динамическим стереотипом; 4. Условным рефлексом.

2. В ответ на звуковой сигнал автомобиля пешеход останавливается. Какой это вид торможения?

Внутреннее, условное; 2. Внешнее, безусловное.

3. Раздался стук в дверь, и пудель, бросив мячик, залаял и бросился к двери. Какой это вид торможения?

Внутреннее, условное; 2. Внешнее, безусловное.

4. Врожденные формы поведения:

А. Условные рефлексы; Б. Инстинкты;

В. Безусловные рефлексы; Г. Запечатление.

5. Какие формы ВНД отсутствуют у новорожденного ребенка, но приобретаются в жизни, в общении?

А. Сознание и речь;

Б. Элементарная рассудочная деятельность;

В. Условные рефлексы;

Г. Безусловные рефлексы.

Часть 3. Задания на установление соответствия.

6. Из перечня, выберите и зашифруйте ответы на вопросы:

1. Безусловный раздражитель

2. Безразличный раздражитель.

3. Безусловный рефлекс.

4. Условный рефлекс.

5. При отсутствии какого условия происходит торможение условного слюноотделительного рефлекса?

6. Какой раздражитель возбуждает зрительную зону коры?

7. Какой раздражитель возбуждает вкусовую зону коры?

8. При каком условии образуется временная связь между зрительной и вкусовой зонами коры?

9. Без каких раздражителей условный слюноотделительный рефлекс не образуется?

А) Включение лампочки до опытов без кормления;

Б) Пища в полости рта;

В) Включение лампочки во время кормления;

Г) Выделение слюны на пищу во рту;

Д) Выделение слюны на свет лампочки.

Часть 4. Задания на определение последовательности.

Установите последовательность процессов происходящих в организме животного при виде врага:

А) Возбуждение коры больших полушарий;

Б) Возбуждение промежуточного мозга;

В) Выделение гормона адреналина из надпочечников в кровь;

Г) Изменение условий внешней среды (вид врага, бегство), усиление расходования энергии в мышцах;

Д) Действие биологически активных веществ на гипофиз, выделение гормона гипофиза в кровь;

Е) Синтез биологически активных веществ в нейронах продолговатого мозга;

Ж) Усиление работы сердца, кровообращения, обмена веществ.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

Подкрепление для условного рефлекса:

1. Условный раздражитель;

2. Безусловный раздражитель;

3. Безразличный раздражитель

2. Цепочка последовательно связанных безусловно рефлекторных актов:

1. Запечатление; 2. Инстинкт; 3. Безусловный рефлекс; 4. Динамический стереотип.

3. Основой спортивных навыков является:

1. Запечатление; 2. Инстинкт; 3. Безусловный рефлекс;

4. Динамический стереотип; 5. Рассудочная деятельность.

3. Раздался стук в дверь, и пудель, бросив мячик, залаял и бросился к двери. Какой это вид торможения?

Внутреннее, условное; 2. Внешнее, безусловное.

4. Что относится к ВНД человека?

А. Возбудимость и проводимость нейронов;

Б. Безусловные рефлексы и инстинкты;

В. Образование и торможение условных рефлексов;

Г. Элементарная рассудочная деятельность;

Д. Членораздельная речь и абстрактное мышление (сознание);

5. Что относится к ВНД млекопитающих животных? (См. ответы на 4 –й вопрос).

Часть 3. Задания на установление соответствия.

6. Установите соответствие между примерами и формой ВНД. Зашифруйте ответы.

1. Выделение слюны при попадании пищи в рот.

2. Выделение слюны на вид и запах пищи.

3. Понимание и воспроизведение прочитанного.

4. Привычка принимать устойчивую позу при работе.

5. Привычка кошки ждать хозяина у двери.

6. Инстинкты животных.

А) Условный рефлекс;

Б) Безусловный рефлекс;

В) Элементарная рассудочная деятельность;

Г) Речь и абстрактное мышление;

7. Верны ли данные утверждения?

Утверждения

Внутреннее (условное) торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни.

Внешнее (безусловное) торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире.

Реакция учеников на звонок с урока – пример внутреннего торможения.

Реакция пешехода на звуковой сигнал автомобиля - условное торможение.

Часть 4. Задания на определение последовательности.

Установите последовательность процессов происходящих в организме животного после преследований врага, наступления покоя:

А) Избыток адреналина в крови;

Б) Возбуждение кровью сосудорасширяющих нейронов продолговатого мозга;

В) Расширение сосудов, нормализация давления крови, обмена веществ и энергии;

Г) Передача импульса от продолговатого мозга через парасимпатический нерв на кровеносные сосуды;

Д) Изменение внешней среды – наступил покой, уменьшение расхода энергии в мышцах;

Е) Суживание сосудов, повышение давления крови в мышцах.

Ответы итогового контроля по теме ВНД.

1 – 3, 2 – 1, 3 – 2, 4 – АБДЖ; 5 – АВД; 6 – АББААБАБ;

1 – 2, 2 – 4, 3 – 3, 4 – ГДЕ; 5 – БГЕ; 6 – ААББ; 7 – АЕБДВГЖ.

1 – 2, 2 – 2, 3 – 1, 4 – БВГ; 5 – АБВ; 6 – БАГДВВАБВ;

1 – 2, 2 – 2, 3 – 4, 4 – БВДЕ; 5 – БВГ; 6 – БАГА(АВ)Б; 7 – ААББ;

Используемая литература:

Анисимова В.С, Бруновт Е.П., Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.,1987.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Очень необычная игра! Интересные задания,разнооб разные вопросы, отдельно хочется сказать о красочно. Подробнее.

Очень интересная презентация о жизни Александра Невского поможет детям узнать (или вспомнить) событи. Подробнее.

Мне очень понравилась разработка, все этапы урока грамотно выстроены, материал дается в доступной дл. Подробнее.

Очень интересные задания для речевой практики употребления Present Simple. Интересно то, что использ. Подробнее.

Контрольная работа имеет нестандартное построение и интересные задания.Замечательно то, что задания . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Советы, которые помогут эффективно подготовиться к ЕГЭ по БИОЛОГИИ

1. Познакомься с актуальными демоверсией, спецификацией, кодификатором на официальном сайте, чтобы четко понимать, что тебя ждет и какие требования предъявляются к уровню подготовки.

sovet1 1

2. Определись, сколько баллов ты хотел бы получить.

sovet2

3. Составь расписание своих занятий и старайся максимально его соблюдать. Регулярность занятий очень важна.

sovet3

4. Используй несколько источников для подготовки: школьные учебники, пособия для поступающих в ВУЗы, видео уроки и т.п.

sovet4

5. Главное – понимание! Старайся разобраться в теме, а потом можно зазубрить некоторые понятия.

sovet5

6. Учись внимательно читать и понимать задание.

sovet6

7. Начинай с легкого и постепенно усложняй материал. Но не бойтесь сложных заданий, если хочешь высокий балл.

sovet7

8. Постоянно повторяй пройденный материал, решай тесты, задачи и теоретические вопросы.

sovet8

9. Систематизируй материал, создай целостную и структурированную систему знаний.

sovet9

10. И не забывай высыпаться, сбалансированно питаться и вести здоровый образ жизни. Это хорошо влияет на память:)

sovet10

Кратко и понятно - схемы и конспекты (последние записи)

  • Теория симбиогенеза
  • Клеточная теория
  • Клетки человека
  • Болото
  • Тип Круглые черви - ароморфозы
  • Тип Плоские черви - ароморфозы
  • Правила эволюции
  • Тип Кишечнополостные - ароморфозы
  • Перья птиц
  • Дождевой червь в формате ЕГЭ

Последние видео

Последние видео:

Тематические тесты (последние записи)

  • Вопросы линии 1 - науки методы уровни - тест 2
  • Ткани растений - задание
  • Типы червей Плоские, Круглые, Кольчатые - задание
  • Гаметогенез - задание
  • Рефлексы - задание
  • Высшие растения - характеристика и жизненный цикл - тестовое задание
  • Размножение организмов - тестовые задания
  • Трудные вопросы ЕГЭ по биологии - эмбриональное развитие
  • Кишечнополостные - задания
  • Метаболизм - задания

Последние обновления

  • Подцарство Простейшие
  • Взаимодействия аллельных и неаллельных генов
  • Цветок
  • Диссимиляция
  • Вегетативное размножение растений
  • Строение трубчатой кости
  • Эмбриональное развитие человека
  • Типы питания
  • Побег
  • Виды плодов

Последние видео:

Подписывайся на обновления, обсуждай вопросы в соцсетях

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Нервная система

При выполнении заданий части А выберите один правильный ответ

А1. Нарушение дыхания у человека связано с функцией

мозжечка 3) моста

продолговатого мозга 4) спинного мозга

А2. У боксера внезапно возникло резкое ослабление зрения. Это произошло из-за травмы

височной части головы 3)Лобной части головы

Мозжечка 4)Затылочной области

А3. Контроль за выполнением условных рефлексов осуществляет:

Мозжечок 3) гипоталамус

Гипофиз 4)кора мозга

А4. Стабилизирует работу организма

парасимпатическая нервная система

соматическая нервная система

симпатическая нервная система

А5. Эксперимент И.П. Павлова с мнимым кормлеием (наложение фистулы желудка вместе с перерезкой пищевода) доказал, что:

1)слюна отделяется рефлекторно

2) существует условный рефлекс на пищу

3) желудочный сок отделяется рефлекторно

4) в этих условиях желудочный сок не выделяется

И.П.Павлов 3) И.М.Сеченов

2) Н.И.Пирогов 4) И.И.Мечников

А7. Отдел мозга, обеспечивающий координацию движений, называется

Ствол 3) кора мозга

Мозжечок 4) мозг

А8. Рефлекс представляет собой основу

1)передачи измененных признаков от родителей к потомству

3) нервной деятельности

4) эволюции человека

А9. Основу нервной деятельности человека составляют

Мышление 3) возбуждение

Рефлекс 4) рассудочная деятельность

А10.Нервным импульсом называют

электрическую волну, бегающую по нервному волокну

длинный отросток нейрона

процесс сокращения клетки

процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата

А11. пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют

кору больших полушарий

А12..Структурной и функциональной единицей нервной системы считаю

А13 В каком отделе головного мозг расположен центр вкуса:

коре больших полушарий 3) мозжечке

продолговатом мозге 4) среднем

Выбери три правильных ответа в заданиях В1-В3

В 1. Рецепторы — это нервные окончания, которые

воспринимают информацию из внешней среды

воспринимают информацию из внутренней среды '

воспринимают возбуждение, передающееся к ним по
двигательным нейронам

располагаются в исполнительном органе

преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы

реализуют ответную реакцию организма на раздраже­ ние из внешней и внутренней среды

В2. Белое вещество переднего отдела головного мозга

образует его кору

расположено под корой

состоит из нервных волокон

образует подкорковые ядра

соединяет кору головного мозга с другими отделами го­ловного мозга и со спинным мозгом

выполняет функцию высшего анализатора сигналов от всех рецепторов тела

В3. К центральной нервной системе относят

В4. Установите соответствие между особенностями нервной и гуморальной регуляции.

А) осуществляется через кровь 1) нервная

Б) имеет рефлекторный характер 2) гуморальная

В) осуществляется с участием гормонов

Г) наиболее быстрый тип регуляции

Прочитайте текст и выполните задания1-2

Вегетативная нервная система

С1. Представьте, что вы болеете за любимую футбольную команду и во время матча, который вы смотрите по телевизору, мама уговаривает вас поесть, так как вы давно не ели. Будете ли вы отказываться от еды? Объясните.

С2. Какая из частей вегетативной нервной системы обеспечивает поддержание гомеостаза? Ответ докажите.

С3. Найдите ошибки в приведенном тексте и объясните их

Нервная система человека подразделяется на парасимпатическую и симпатическую. 2. Центральный отдел нервной системы состоит из головного и спинного мозга. 3. Единицей строения нервной ткани считается нефрон. 4. Головной мозг находится в мозговом отделе черепа и состоит из 4 отделов. 5. Спинной мозг выполняет проводниковую и аналитическую функции. 6. Он состоит из серого и белого вещества. 7. Серое вещество образовано телами нейронов, а белое – их отростками.

При выполнении заданий части А выберите один правильный ответ

А1.. В коре больших полушарий головного мозга зрительный анализатор расположен

1) височной 3) теменной

2) затылочной 4) лобной

А2.. В сером веществе спинного мозга расположены

тела вставочных и двигательных нейронов

длинные отростки двигательных нейронов

короткие отростки чувствительных нейронов

тела чувствительных нейронов

А3.. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, располо жены у человека в:

1) коре больших полушарий

А4. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безуслов­ ным раздражителем является

безусловным торможением 3) рассудочным действием

условным торможением 4) осознанным поступком

А5. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют

центральной нервной системой

А6 . Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают

приспособление организма к постоянным условиям среды

приспособление организма к новым внешним сигналам

освоение организмом новых двигательных умений

различение животными команд дрессировщика

А7. Безусловный рефлекс

передается по наследству

приобретается в процессе жизни

вырабатывается на определенные сигналы

4)лежит в основе различных внешних сигналов

А8. Игра на фортепиано управляется:

промежуточным мозгом 3) корой мозга

продолговатым мозгом 4) средним мозгом

А9. Болевые рецепторы кости располагаются:

красном мозге 3) желтом мозге

надкостнице 4) губчатом веществе

А10. Какой отдел ответственен за поддержание мышечного тонуса:

кора головного мозга 3) продолговатый мозг

мозжечок 4) мост

А11. Вегетативная нервная система участвует

в осуществлении произвольных движений

восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений

регуляции обмена веществ и работы внутренних органов

формировании звуков речи

А12. Какой отдел мозга получил у человека наибольшее развитие:

кора головного мозга 3) продолговатый мозг

мозжечок 4) мост

А13) Рефлекторная дуга заканчивается :

исполнительным органом 3) рецептором

чувствительным нейроном 4) вставочным нейроном

Выбери три правильных ответа в заданиях В1-В3

В1. Условное торможение:

1)обеспечивает выполнение физиологических функций ор­ ганизма

2)возникает при неподкреплении условного раздражите­
ля безусловным

3)не зависит от раздражителя

4)врожденное свойство организма

5)приобретенное свойство организма

6) возникает при появлении нового сильного раздражителя
Ответ: --------------------------------

В2. На звонок с урока

реагируют дети любого возраста одинаково

сходно реагируют дети школьного возраста

рефлекс приобретается в процессе жизни

рефлекс передается по наследству

рефлекс является врожденным

6)рефлекс не передается по наследству
Ответ:-------------------------------

Вопрос о наследовании условных рефлексов — индивидуальных приспособительных реакций организма, осуществляющихся посредством нервной системы, — частный случай идеи о наследовании любых приобретенных признаков организма. Эта идея — некогда предмет ожесточенных дискуссий — ныне окончательно отвергнута. Все опыты, которые проводились для доказательства наследования приобретенных признаков, при проведении правильно поставленных экспериментов не подтвердились.

Современной наукой накоплено бесчисленное количество доказательств того, что, несмотря на огромную индивидуальную приспособительную изменчивость организма, эволюция тем не менее идет в результате отбора мутаций и рекомбинаций генов.

Однако эти достижения современной генетики до сих пор совершенно игнорируются некоторыми исследователями. С сожалением надо отметить, что среди ряда физиологов еще распространены наивные взгляды на вопросы видообразования, давно отброшенные генетиками-эволюционистами.

Одним из поводов для распространения среди физиологов представлений о наследовании условных рефлексов могли послужить некоторые высказывания И. П. Павлова по этому вопросу, отвергнутые позднее им же самим в широкой прессе.

Дальше эти идеи И. П. Павлова развивались следующим образом. В начале 20-х годов он поручил своему сотруднику Н. П. Студенцову изучить наследование условных рефлексов у мышей. Студенцов на основании предварительно проведенных опытов пришел к выводу, что при выработке условных рефлексов от поколения к поколению происходит ускорение их образования. Об этих опытах Н. П. Студенцова И. П. Павлов рассказал крупнейшим генетикам того времени Н. К. Кольцову и Т. Г. Моргану, которые объяснили И. П. Павлову невероятность результатов, полученных Студенцовым.

Через два года после смерти И. П. Павлова автор этих строк был приглашен Л. А. Орбели в качестве консультанта по генетико-физиологической работе, проводящейся на собаках в Колтушах. Мне пришлось принять участие в обработке первого этапа исследований, которые были начаты при жизни И. П. Павлова.

В рабочих тетрадях сотрудников, изучавших типы высшей нервной деятельности собак, постоянно встречались пометки, сделанные рукой И. П. Павлова. Вся работа велась в чисто генетическом плане: селекция с инбридингом на разные типологические особенности высшей нервной деятельности. Обработка первоначальных этапов исследований ясно показала эффективность селекции, ведущейся по отдельным особенностям высшей нервной деятельности.

Последующие исследования, выходящие из лаборатории В. К. Федорова, рассматривают наследование степени подвижности нервных систем у крыс с чисто генетических позиций. Сотрудник этой лаборатории В. И. Елкин (1967) говорит о гене, определяющем характер подвижности нервных процессов у крыс разных линий. Исследований по вопросу изучения наследования приобретенного опыта в лаборатории В. К. Федорова больше не проводится.

Поучительным примером служат результаты тщательной проверки широко известных опытов Мак-Дугала по изучению влияния обучения родителей на скорость образования условных рефлексов у потомков. История этого вопроса детально изложена Робинсоном.

Методика основных опытов Мак-Дугала заключалась в том, что крысы, помещенные в камеру, наполненную водой, обучались вылезать на одну из двух симметрично расположенных платформ. При вылезании из воды на освещенную платформу крыса получала удар электрическим током, что вынуждало ее влезать на затемненную платформу. Основными критериями обучаемости служило время образования условных рефлексов и число ошибок, сделанных крысой в процессе обучения. Было изучено 46 поколений крыс. Для исключения возможности селекции на хорошую обучаемость была поставлена серия, в которой велась обратная селекция на плохую обучаемость.

Фактический материал опытов Мак-Дугала показал, что как скорость образования условных рефлексов, так и число делаемых крысой ошибок имеет ясно выраженную тенденцию к сильной флуктуации от поколения к поколению. Однако общей тенденцией является ускорение образования условных рефлексов от поколения к поколению. На основании своих опытов Мак-Дугал приходит к выводу о наследовании индивидуально приобретенного опыта.

Основное возражение, сделанное Мак-Дугалом Кру, состоит в том, что подопытные крысы этого исследователя получали меньшее число уроков, чем крысы Мак-Дугала. Для того чтобы приобретенный навык передавался по наследству, он должен, согласно его мнению, быть достаточно упроченным, чего не было в опытах Кру.

Опыты Мак-Дугала в течение 20 лет проверялись также Эгером и сотрудниками, методика экспериментов которых была максимально сближена с методикой Мак-Дугала. Все крысы, использованные для опытов, происходили от одной единственной пары крыс. Потомки этой пары были разделены на две группы, одни из которых явились предками обучающихся крыс, другие — контрольной группы. Опыты были проведены на 50 поколениях крыс. В обеих линиях продолжался инбридинг.

Результаты проведенных исследований показали, что по скорости обучения и числу делаемых ошибок в процессе выработки навыка как в опытной, так и в контрольной группе крыс произошли совершенно сходные изменения. Наблюдались параллельные отклонения в обоих параметрах обучаемости, причем имелась тенденция к ускорению выработки изучаемого навыка и уменьшению числа делаемых ошибок. Если бы в экспериментах Эгера отсутствовала контрольная группа, были бы некоторые основания говорить о влиянии тренировки предков на быстроту выработки условных рефлексов у потомков. Однако наличие контрольной группы крыс, в которой в течение 50 поколений инбредного разведения без всякой тренировки произошли совершенно идентичные изменения в формировании изучаемого навыка, делают такой вывод совершенно необоснованным.

Эгером и сотрудниками был проделан ряд тщательных исследований по сравнительно генетическому анализу опытной и контрольной линий на примере морфологических признаков (окраска и вес). Оказалось, что в течение 50 поколений инбридинга обе линии претерпели определенную дивергенцию (расхождение) своих генотипов. Это могло произойти за счет гетерозиготности исходной пары крыс или за счет мутационного процесса, оказавшего свое влияние в течение периода проведения эксперимента. Различие в генной структуре опытной и контрольной групп не имело плейотропного действия на обучаемость.

Таким образом, изучение влияния обучения предков на обучаемость потомков, предпринятое Мак-Дугалом, не подтвердилось в исследованиях Кру и Эгера.

Проведенные исследования весьма поучительны. Они лишний раз продемонстрировали, что популяция, в которой приняты максимальные меры для исключения действия отбора, тем не менее претерпевает процессы изменения генотипа, что может служить источником ошибочных выводов о наследовании приобретенных признаков.

Необходимо остановиться еще на работе А. Б. Когана, изучавшего наследственное закрепление условных рефлексов у беспозвоночных животных. Методически эти опыты проводились следующим образом: подопытная группа дафний содержалась днем на свету в сосуде без корма, а на ночь пересаживалась в затемненный сосуд, в котором находился корм. Ежедневно производилось испытание дафний на свет и темноту. Эти испытания проводились в сосуде, одна половина которого была освещена, а другая затемнена. Из приведенного фактического материала видно, что процент новорожденных дафний, уходящих от света в темноту, от поколения к поколению резко увеличивается; если в первом поколении они составляли только 0,7 %, то в 15 поколении — уже 85 %.

Не сомневаясь в факте, полученном А. Б. Коганом, тем не менее с позиций современной науки никак нельзя согласиться с толкованием, которое дается авторами. Точка зрения А. Б. Когана без достаточно полного рассмотрения современного состояния вопроса о наследовании условных рефлексов излагается и в его учебнике (Коган, 1959). Она может служить источником заблуждения молодых поколений физиологов в вопросе, отвергнутом наукой.

Ошибочное представление о прямом наследственном закреплении ненаследственной приспособительной реакции (модификация) организма особенно легко может создаться при рассмотрении поведенческих актов.

Условные рефлексы, являющиеся замечательным модификационным приспособлением поведения животных к эффекту действия внешних раздражителей, могут создать ложное преставление об исключительной роли внешних факторов в их формировании. Однако это далеко не так. Сама способность к формированию условных рефлексов (скорость, прочность и т. д.) находится под ясным контролем генотипа (Fuller, Thompson, 1960; Крушинский, 1966). Поэтому возможность замены ненаследственной изменчивости наследственной под влиянием отбора во всей полноте приложима к поведению.

Эта проблема была в четкой форме поднята и сформулирована еще в конце прошлого столетия известным зоопсихологом Л. Морганом (1899) на примере поведенческих реакций. Затем в более общей форме она была детально изучена B. C. Кирпичниковым (1940), Е. И. Лукиным (1940), И. И. Шмальгаузеном (1946) и др.

Совершенно очевидно, что в указанной выше работе А. Б. Когана, изучавшего групповое поведение дафний, не могли учитываться ни индивидуальная выживаемость, ни индивидуальный темп их размножения в зависимости от скорости выработки условных рефлексов отдельных особей на темноту. А наличие индивидуальных различий в адаптивном приспособлении к необычным условиям питания (в темноте) должно, несомненно, отражаться как на выживаемости, так и на темпе размножения. Это неминуемо поведет к селекции. Роль селекции при модификационной изменчивости (а выработка условного рефлекса на темноту является модификационным приспособлением) прекрасно изучена Г. Ф. Гаузе в серии весьма тщательно проведенных экспериментов на беспозвоночных животных.

Большинство сторонников идеи о превращении условных рефлексов в безусловные путем прямой передачи индивидуально приобретенных навыков выдвигает в качестве одного из основных условий для этого необходимость очень большого числа поколений (Коган) и даже геологических эпох (Фролов). Это представление, уводящее от возможности экспериментальной проверки идеи о наследовании индивидуально приобретенных навыков, нам кажется недостаточно серьезным.

В настоящее время прекрасно изучен тот путь, который дает возможность любой популяции животных быстро перестроить как свою морфологию, так и свою функциональную реактивность в соответствии с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Этот путь — отбор генотипов, наиболее соответствующих наступившим изменениям среды.

Если какая-нибудь модификация (как ненаследственное приспособление организма к действию внешнего фактора) сохраняется в течение ряда поколений, она будет иметь тенденцию к замещению сходным с нею наследственно обусловленным признаком.

Таким образом, только в самом генетическом аппарате заложен тот механизм, который дает возможность перестройки путем отбора генотипического состава популяции в соответствии с изменениями среды ее обитания. Эта перестройка генотипа популяции под влиянием естественного отбора, совершающаяся на фоне возникших ненаследственных приспособительных реакций к изменившимся условиям среды, может создать иллюзию наследования приобретенных признаков, о которых в современной эволюционно-генетической литературе упоминается только как об анахронизме, представляющем лишь исторический интерес.

Поэтому всякие поиски прямой передачи условных рефлексов по наследству и перехода их в безусловные рефлексы явно будут находиться в полном противоречии с тем колоссальным материалом, который накоплен наукой.

Как наследуются генетические нарушения?

Как наследуются генетические нарушения? Человек есть тайна. Не надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Ф. М. Достоевский — Вы можете быть носителем дефектного гена и не знать об этом — Проявление некоторых врожденных

6.2. Условные и безусловные рефлексы. И.П. Павлов

6.2. Условные и безусловные рефлексы. И.П. Павлов Рефлексы – это ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают безусловные и условные.Безусловные рефлексы – врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции, свойственные

Условные сокращения

Условные сокращения АГ – аппарат ГольджиАКТГ – адренокортикотропный гормонАМФ – аденозинмонофосфатАТФ – аденозинтрифосфатВНД – высшая нервная деятельностьГАМК – ?-аминомасляная кислотаГМФ – гуанозинмонофосфатГТФ – гуанинтрифосфорная кислотаДВП –

УСЛОВНЫЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

УСЛОВНЫЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ Презентируемый при оперантном подкреплении стимул может быть соединен с другим стимулом, представленным в респондентном обусловливании. В гл. 4 мы рассмотрели условия приобретения способности вызывать реакцию; здесь остановимся на феномене

Условные обозначения и сокращения

Условные обозначения и сокращения АН – Академия наукангл. – английскийАТФ – аденозинитрифосфатв., вв. – век, векавыс. – высотаг – граммг., гг. – год, годыга – гектарглуб. – глубинагл. обр. – главным образомгреч. – греческийдиам. – диаметрдл. – длинаДНК –

3.4.2. Условные рефлексы

3.4.2. Условные рефлексы Условный рефлекс — универсальный механизм в организации индивидуального поведения, благодаря которому в зависимости от изменений внешних обстоятельств и внутреннего состояния организма связанные по тем или иным причинам с этими изменениями

Половые рефлексы и проведение случки

Половые рефлексы и проведение случки К этим рефлексам у самцов относятся: обвинительный, рефлекс эрекции, совокупления и эякуляции.Первый рефлекс выражается в садке на самку и обхватывании ее боков грудными конечностями. У самок этот рефлекс выражается в готовности прл

Условные сокращения

Условные сокращения аа-т-РНК – аминоацил (комплекс) с транспортной РНКАТФ – аденозинтрифосфорная кислотаДНК – дезоксирибонуклеиновая кислотам-РНК (и-РНК) – матричная (информационная) РНКНАД – никотинамидадениндинуклеотидНАДФ –

Пищевые рефлексы

Пищевые рефлексы Во 2–4-е сутки опытов аппетит собак был плохим: они либо ничего не ели, либо съедали 10–30% суточного рациона. Вес большинства животных в это время снижался в среднем на 0,41 кг, что для маленьких собачек было существенно. Значительно сокращалось

Пищевые рефлексы. Вес

Пищевые рефлексы. Вес В переходный период собаки ели и пили плохо, мало или совсем не реагировали на вид еды. Взвешивание показало несколько меньшее, чем при первом способе тренировки, снижение веса животных (в среднем на 0,26 кг). В начале периода нормализации животные

2. Безусловные рефлексы

2. Безусловные рефлексы В основе поведения животных лежат простые и сложные врожденные реакции — так называемые безусловные рефлексы. Безусловный рефлекс — это врожденный рефлекс, стойко передающийся по наследству. Животное для проявления безусловных рефлексов не

3. Условные рефлексы

3. Условные рефлексы Общее понятие об условном рефлексе. Безусловные рефлексы являются тем основным врожденным фундаментом в поведении животного, который обеспечивает (в первые дни после рождения, при постоянной заботе родителей) возможность нормального существования

7. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они:
а) обеспечивают приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды
б) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
в) обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды +

8. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они:
а) характерны для всех особей вида +
б) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
в) не передаются по наследству

9. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они:
а) не передаются по наследству
б) обеспечивают приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды
в) являются врожденными +

10. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:
а) передающегося по наследству
б) приобретённого в течение жизни +
в) имеющегося у всех грудных детей

11. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:
а) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием +
б) имеющегося у всех грудных детей
в) врождённого

12. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:
а) врождённого
б) не передающегося по наследству +
в) передающегося по наследству

13. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:

14. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:

15. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:
безусловный рефлекс:
а) имеет постоянные рефлекторные дуги +
б) рефлекторные дуги временные
в) вырабатывается в течение жизни

16. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:
безусловный рефлекс:
а) вырабатывается в течение жизни
б) вырабатывается в процессе эволюции +
в) не наследуется

17. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:
условный рефлекс:
а) имеет постоянные рефлекторные дуги
б) вырабатывается в процессе эволюции
в) вырабатывается в течение жизни +

18. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:
условный рефлекс:
а) вырабатывается в процессе эволюции
б) не наследуется +
в) групповой

19. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:
безусловный рефлекс:
а) не наследуется
б) вырабатывается в течение жизни
в) групповой +

20. Выберите признак безусловного рефлекса:
а) не наследуется
б) вырабатывается в постоянных условиях среды +
в) формируется с образованием временных связей в коре мозга

21. Выберите признак безусловного рефлекса:
а) видоспецифичный +
б) не имеет постоянных рефлекторных дуг
в) не наследуется

22. На звонок с урока:
а) рефлекс является врождённым
б) сходно реагируют дети школьного возраст +
в) реагируют дети любого возраста одинаково

23. На звонок с урока:
а) рефлекс передаётся по наследству
б) реагируют дети любого возраста одинаково
в) приобретается рефлекс в процессе жизни +

24. На звонок с урока:
а) рефлекс передаётся по наследству
б) рефлекс не передаётся по наследству +
в) рефлекс является врождённым

25. Выберите пример безусловного рефлекса человека:
а) езда на велосипеде
б) выполнение приказа начальника
в) испуг при сильном неожиданном звуке +

26. Выберите пример безусловного рефлекса человека:
а) выполнение приказа начальника
б) выделение слюны во время еды +
в) соблюдение режима дня

27. Выберите пример безусловного рефлекса человека:
а) выделение адреналина при стрессе +
б) соблюдение режима дня
в) езда на велосипеде

28. Выберите признак условного рефлекса:
а) видоспецифичный
б) имеет постоянные рефлекторные дуги
в) индивидуальный +

29. Ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы называется:
а) рефлекс +
б) инстинкт
в) раздражимость

30. Нервы образованы:
а) единичными аксонами
б) отростками нейронов +
в) телами нейронов

Читайте также: