Какие из перечисленных функций не входят в обязанности наблюдающего

Обновлено: 04.07.2024

· При необходимости производства отключений и заземлений электроустановок, относящихся к объектам электросетевого хозяйства, находящегося в эксплуатации субъектов электроэнергетики или иных собственников, в отношении которых осуществляется оперативное управление при оказании услуги по передаче электрической энергии потребителям

· При необходимости производства отключений и заземлений электроустановок, относящихся к объектам электросетевого хозяйства, находящихся в эксплуатации субъектов электроэнергетики в случае ограничения режима потребления электроэнергии

· При необходимости производства отключений и заземлений электроустановок собственников, в отношении которых осуществляется оперативное управление, при отсутствии автономных резервных источников питания

Вопрос №60 Допускается ли в состав бригады, выполняющей работы по наряду, включать работников, имеющих II группу по электробезопасности?

· На каждого работника, имеющего группу III, допускается включать двух работников, имеющих группу II

· На каждого работника, имеющего группу III, допускается включать одного работника, имеющего группу II, но не более трех в бригаду

Вопрос №61 Сколько работников, имеющих II группу по электробезопасности, допускается включать в бригаду?

· По одному на каждого работника, имеющего III группу по электробезопасности

· Общее число членов бригады, имеющих II группу, не должно превышать трех человек

· Численность работников определяется производителем работ

· Численность работников определяется исходя из условий выполнения работ

Вопрос №62 В каких случаях оперативный персонал, находящийся на дежурстве можно привлекать к работе в бригаде по наряду?

· Можно, по разрешению работника из числа вышестоящего оперативного персонала и оформлением в наряде

· Можно, по разрешению работника из числа вышестоящего оперативного персонала, с записью в оперативном журнале и оформлением в наряде

· Ни в каких случаях

· Можно, по разрешению работника из числа вышестоящего оперативного персонала

Вопрос №63 Какие дополнительные обязанности может выполнять выдающий наряд, отдающий распоряжение?

· Ответственного руководителя работ, производителя работ, допускающего (в электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала)

· Производителя работ, допускающего (в электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала)

· Допускающего (в электроустановках с простой наглядной схемой)

Вопрос №64 Какие дополнительные обязанности может выполнять ответственный руководитель работ?

· Ответственного руководителя работ, производителя работ, допускающего (в электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала)

· Допускающего (в электроустановках с простой наглядной схемой)

· Производителя работ, допускающего (в электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала)

Вопрос №65 Сколько экземпляров наряда должно оформляться?

· Наряд оформляется в двух экземплярах, а при передаче по телефону - в трех

· Наряд оформляется в трех экземплярах

Вопрос №66 Допускается ли оформлять наряд в электронном виде?

· Наряд может быть выписан только от руки на специальном бланке установленной формы

· Наряд допускается оформлять только в виде телефонограммы или радиограммы

· Допускается, по усмотрению руководителя, в зависимости от расположения диспетчерского пункта

· Разрешено оформлять наряд в электронном виде и передавать по электронной почте

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Права и обязанности наблюдателей

В какой период наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии?

В помещении иной комиссии наблюдатель вправе присутствовать в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.

Какие действия вправе совершать наблюдатель?

Наблюдателю принадлежат следующие права, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению в избирательной комиссии:

знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;

наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;

обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;

присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;

производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.

Каким образом наблюдатель может осуществлять фото- и видеосъемку?

При осуществлении фото- и видеосъемки не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, не должен нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей).

Какие действия запрещено совершать наблюдателю?

Федеральным законодательством установлен ряд запретов к деятельности, осуществляемой наблюдателем в избирательной комиссии. В частности, наблюдателю запрещено:

выдавать избирателям бюллетени;

расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

совершать действия, препятствующие работе комиссии; проводить агитацию среди избирателей;

участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Какие гарантии деятельности наблюдателей предусмотрены избирательным законодательством?

Избирательным законодательством предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность осуществления наблюдателями своей деятельности, в частности:

наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;

увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;

помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;

председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;

участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;

по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.

Какой порядок обжалования действий (бездействия), нарушающих избирательные права?

Наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

Наблюдатель может обжаловать в избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установлении его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса).

Жалоба может быть устной и письменной.

Как правило, если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председатель избирательной комиссии принимает меры к улаживанию конфликтной ситуации посредством разъяснения положений законодательства о выборах либо незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель.

В случае если наблюдатель подаёт письменную жалобу, она подлежит регистрации в специальном реестре.

Все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе участковой комиссии, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к протоколу об итогах голосования.

Жалобы наблюдателей, поступившие в иные избирательные комиссии, связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются на итоговом заседании до подписания данной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов.

Копия решения избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.

Фото: Shutterstock

Руководители с развитым навыком делегирования повышают доход своего бизнеса на треть больше менеджеров с низким уровнем навыка. Рассказываем, чем делегирование отличается от аутсорсинга и как грамотно передавать задачи

Содержание

Что такое делегирование

Например, у руководителя назначена встреча с потенциальными партнерами. Он знает, что им важно наглядно увидеть показатели будущего проекта. Чтобы проиллюстрировать питч, эффективный руководитель придумает содержание презентации, а оформление делегирует сотруднику. Пока работник ее оформляет, менеджер сможет подготовиться к переговорам.

Фото:Unsplash

Что подойдет для делегирования:

Простые задачи, которые отнимают время и отвлекают от стратегической работы: регистрация на мероприятия, бронирование билетов и жилья для командировки, ручной перенос списка в Excel-таблицу.

Задачи, выполнять которые можно научить сотрудника, чтобы не заниматься ими самостоятельно: подготовка официальных запросов в госорганы, сбор информации о заказчике или конкурентах.

Задачи, в которых руководителю может не хватать компетенций: ведение личных страниц в соцсетях, разработка сайта-визитки, data-анализ.

Задачи, которые накладываются на другие важные процессы, но должны быть выполнены в любом случае: представительство компании, когда руководитель в командировке, простая коммуникация с подрядчиками.

В чем преимущества делегирования

Если управленец снимает с себя часть рутины, он освобождает время для работы над задачами более высокого уровня: планирования развития компании, анализа отчетов, переговоров с новыми партнерами. Делегирование помогает снизить риск срыва дедлайнов, а это повышает эффективность компании в целом.

Исследование Gallup показало, что средняя выручка компаний из списка Inc.500, чьи руководители владеют навыком делегирования на высоком уровне, в 2013 году оказалась на 33% выше, чем у фирм, чьи руководители имеют низкий уровень делегирования [1].

Кроме того, когда вы передаете часть своих дел сотрудникам, то даете им возможность перенять те навыки и знания, которые помогают принимать важные решения. Такой рост сотрудников ускоряет общий темп работы, а также защищает коллектив в экстренных ситуациях. Команда будет знать, что делать, если руководитель заболеет или уйдет в отпуск.

Когда начать делегировать

Ориентируйтесь на свое расписание. Если работа начала отнимать слишком много времени и личных ресурсов и крадет отпускные дни, стоит перераспределить нагрузку. Можно отдать часть задач текущим сотрудникам или нанять личного ассистента, в том числе удаленного.

Пять вопросов помогут выбрать задачу, которую следует делегировать

Почему делегировать получается не у всех

Есть шесть основных причин, почему руководители отказываются передавать часть своих задач подчиненным или перестают это делать, столкнувшись с проблемами.

Не хотят объяснять. Управленцам кажется, что они впустую тратят время на объяснения, хотя могли бы заниматься делом. Но если не давать четких инструкций, сотрудник ничему не научится и не сможет облегчить нагрузку руководителя. Чем конкретнее и понятнее вы объясните, что хотите от коллеги, зачем, когда и в каком виде это нужно, тем вероятнее он сделает все правильно.

Делегируют группе. Сотрудник должен понимать, за что именно и в какой срок он отвечает. Стоит отдавать работнику всю задачу сразу, чтобы он видел свою зону ответственности.

Поручают неверные задачи. Людям свойственно передавать решения, от которых зависят другие, чтобы избежать ответственности или осуждения [3]. Но руководитель не имеет права передавать некоторые дела сотрудникам, если это не их уровень принятия решений. К таким делам относят:

  • определение миссии, целей, стратегии, плана развития компании;
  • кадровые решения;
  • онбординг — погружение новых сотрудников в процессы компании и знакомство с продуктом;
  • расчет эффективности работы команды, премий и штрафов;
  • решения по крупным финансовым вопросам, задачам с высокой степенью риска или важности.

Компетентный сотрудник научится и будет работать быстрее. Если у него возникают вопросы во время работы, стоит ответить на них и дать рекомендации, но не делать их вместо работника. А замечания полезнее давать к результату.

Не оставляют время на проверку. Для делегированной задачи нужно заложить время на обратную связь и доработку. Обратная связь — ключевой фактор успеха в делегировании. Она помогает повысить как уверенность работника в собственных силах, так и авторитет руководителя. Поэтому если отчет нужно сдать в следующий понедельник, стоит ставить дедлайн на пятницу, чтобы остался день на доработку.

При этом если принимать работу, которая не устраивает по качеству, сотрудник не научится выполнять задачи как нужно. А руководитель будет постоянно исправлять ошибки.

Как научиться делегировать

Необходимо разобраться, почему вы этого еще не делаете и где могут быть трудности. Например, перфекционизм, страх потери контроля или авторитета могут потребовать работы с психологом. Нехватка времени, боязнь ошибиться в сотруднике решаются через развитие soft skills и внедрение принципов тайм-менеджмента.

Думаю стать наблюдателем на выборах. Расскажите, пожалуйста, как это сделать, какой план действий? Еще хочется понять, какие полномочия есть у наблюдателей: что можно делать, а что нельзя? Действительно ли наблюдатели могут, например, препятствовать фальсификациям?

Наблюдатели действительно могут препятствовать фальсификациям на выборах: психологически сложно действовать незаконно, если за тобой пристально следят. При этом важно число наблюдателей — хотя бы 2—3 : кто-то остается на избирательном участке, а кто-то ходит с членами УИК на надомное голосование.

Расскажу подробнее о полномочиях наблюдателя и как им стать.

Кто такие наблюдатели

Наблюдатели — это граждане, которые следят за соблюдением закона на выборах или референдумах. Они присутствуют на избирательном участке, например в районной школе или детском саду, и в территориальной или окружной избирательной комиссии — районной администрации, управе района и т. п . Наблюдатели должны контролировать все происходящее на избирательном участке и фиксировать возможные нарушения.

Наблюдателем может стать совершеннолетний, дееспособный гражданин России, если он не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Есть и другие ограничения — например, наблюдателями не могут быть:

  • депутаты;
  • чиновники;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, ПРГ, — именно за их действиями и нужно наблюдать.

Члены избирательной комиссии с ПРГ выдают бюллетени, ездят с переносным ящиком на надомное голосование, участвуют в погашении бюллетеней, подсчете голосов, сортировке и подсчете бюллетеней и т. д . Поэтому простор для фальсификаций у членов избирательной комиссии с правом решающего голоса широкий, и за их работой нужно тщательно следить.

Как озеленить дом

Полномочия наблюдателей

У наблюдателей исчерпывающий список полномочий — он закреплен законом. Наблюдатели вправе:

А вот что наблюдатели делать не могут:

  1. Выдавать избирательные бюллетени.
  2. Расписываться за избирателя в получении бюллетеня по его просьбе или заполнять бюллетень.
  3. Нарушать тайну голосования — смотреть, как проголосовал избиратель, и озвучивать его выбор.
  4. Принимать участие в подсчете голосов — трогать бюллетени — можно только следить.
  5. Препятствовать работе избирательной комиссии — например, не давать членам комиссии выдавать бюллетени избирателям.
  6. Заниматься агитацией — призывать голосовать за конкретного кандидата или партию.
  7. Участвовать в принятии решений избирательной комиссии.

Если наблюдатель видит, что совершается преступление из главы 19 УК РФ — например, член избирательной комиссии ставит галочки в бюллетенях и пытается вбросить их в урну для голосования — это обязательно нужно зафиксировать на камеру, сообщить о нарушении в вышестоящую избирательную комиссию и написать заявление в правоохранительные органы.

Как стать наблюдателем

Есть несколько способов стать наблюдателем.

На участке разрешено присутствовать 1—2 наблюдателям от каждой партии или кандидата. Удалять их с участка можно только по решению суда.

Через субъект общественного контроля. Также, чтобы стать наблюдателем, можно обратиться в общественную палату субъекта, в котором проводятся выборы. Еще можно самостоятельно создать субъект общественного контроля и от его лица назначать наблюдателей. К таким субъектам относятся: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей и т. д.

Порядок назначения наблюдателей довольно простой:

  1. Партия, кандидат или субъект общественного контроля должны выдать наблюдателю направление по форме.
  2. Одновременно подается список наблюдателей в территориальную комиссию.
  3. Наблюдатель приходит в свою комиссию с направлением и паспортом.

Назначают наблюдателей не позднее чем за три дня до голосования — список назначенных наблюдателей предоставляют в соответствующую территориальную комиссию.

Дополнительный способ — через удостоверение журналиста. Еще один способ стать наблюдателем, если партия, кандидат или субъект общественного контроля отказали, — обзавестись удостоверением журналиста. Никаких формальных требований к такому удостоверению нет. Но в практике сложилось, что в нем должны быть указаны:

  1. Название и номер документа.
  2. Наименование юрлица, выпускающего СМИ.
  3. Наименование СМИ.
  4. Сведения о госрегистрации СМИ.
  5. ФИО представителя СМИ.
  6. Дата выдачи, срок действия.
  7. Подпись главреда.
  8. Печать юрлица.
  9. Фотография представителя СМИ.

Некоторые избирательные комиссии требуют редакционное задание и распечатанное свидетельство о регистрации СМИ. Поэтому их тоже лучше взять с собой.

Стоит ли становиться наблюдателем

Я был наблюдателем на выборах в Московскую городскую Думу в 2014 году и пошел в надомное голосование: показалось, что это интереснее, чем целый день сидеть на участке. Не зря: мне удалось пресечь как минимум одно нарушение.

Я убежден, что участок, на котором работают наблюдатели, — это еще один участок без фальсификаций. Например, во время проведения референдума в Татарстане в ноябре 2017 года отчетливо видна зависимость между наличием и отсутствием наблюдателей.

Результаты референдума по самообложению в поселении Пестречинское Республики Татарстан в 2017 году

Избирательный участок Явка Наблюдатели
2400 19% Есть
2401 23% Есть
2402 21% Есть
2403 61% Нет
2404 21% Есть

Еще стать наблюдателем стоит, чтобы посмотреть, как выглядит процесс голосования изнутри, узнать, как голосуют люди за 80 на надомном голосовании и как распределяется поток избирателей.

Я была наблюдателем на выборах в Государственную думу в декабре 2011 года и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на президентских выборах в марте 2012 года. Оба раза от КПРФ: они занимали кабинеты в юракадемии, где я училась, и радовались всем желающим.

Избирательный участок и на тех, и на других выборах был в лицее неподалеку от моего дома — там 2300 избирателей, но в основном приходили пенсионеры.

Работа наблюдателя — наблюдать. Мы считали на листке количество реально пришедших избирателей и следили, чтобы члены комиссии не советовали, за кого голосовать. Еще я ходила с группой, которая организовывала надомное голосование для людей с инвалидностью.

Когда я была членом избирательной комиссии, то проверяла паспорта, выдавала бюллетени и подписывала итоговые бланки с результатами.

В 2011 году я была настроена следить за фальсификациями и раскрывать преступления. Но оказалось, что если нарушения и были, то отследить их было сложно. На участке стояли электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые отказывались принимать сложенные вдвое бюллетени и благодарили за каждый бюллетень. Это исключало возможность вбросить стопку.

А в 2012 году впервые появилась онлайн-трансляция с участков. Избиратели рассказывали, что предварительно смотрели, чем мы тут занимаемся. Одна пожилая женщина, которая заказывала надомное голосование, даже возмутилась, что мы к ней не дошли, потому что кто-то из комиссии читал билеты по вождению вместо работы.

Оба раза участия в выборах для меня были интересным опытом, что-то вроде экскурсии за кулисы.

Думаю стать наблюдателем на выборах. Расскажите, пожалуйста, как это сделать, какой план действий? Еще хочется понять, какие полномочия есть у наблюдателей: что можно делать, а что нельзя? Действительно ли наблюдатели могут, например, препятствовать фальсификациям?

Наблюдатели действительно могут препятствовать фальсификациям на выборах: психологически сложно действовать незаконно, если за тобой пристально следят. При этом важно число наблюдателей — хотя бы 2—3 : кто-то остается на избирательном участке, а кто-то ходит с членами УИК на надомное голосование.

Расскажу подробнее о полномочиях наблюдателя и как им стать.

Кто такие наблюдатели

Наблюдатели — это граждане, которые следят за соблюдением закона на выборах или референдумах. Они присутствуют на избирательном участке, например в районной школе или детском саду, и в территориальной или окружной избирательной комиссии — районной администрации, управе района и т. п . Наблюдатели должны контролировать все происходящее на избирательном участке и фиксировать возможные нарушения.

Наблюдателем может стать совершеннолетний, дееспособный гражданин России, если он не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Есть и другие ограничения — например, наблюдателями не могут быть:

  • депутаты;
  • чиновники;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, ПРГ, — именно за их действиями и нужно наблюдать.

Члены избирательной комиссии с ПРГ выдают бюллетени, ездят с переносным ящиком на надомное голосование, участвуют в погашении бюллетеней, подсчете голосов, сортировке и подсчете бюллетеней и т. д . Поэтому простор для фальсификаций у членов избирательной комиссии с правом решающего голоса широкий, и за их работой нужно тщательно следить.

Как озеленить дом

Полномочия наблюдателей

У наблюдателей исчерпывающий список полномочий — он закреплен законом. Наблюдатели вправе:

А вот что наблюдатели делать не могут:

  1. Выдавать избирательные бюллетени.
  2. Расписываться за избирателя в получении бюллетеня по его просьбе или заполнять бюллетень.
  3. Нарушать тайну голосования — смотреть, как проголосовал избиратель, и озвучивать его выбор.
  4. Принимать участие в подсчете голосов — трогать бюллетени — можно только следить.
  5. Препятствовать работе избирательной комиссии — например, не давать членам комиссии выдавать бюллетени избирателям.
  6. Заниматься агитацией — призывать голосовать за конкретного кандидата или партию.
  7. Участвовать в принятии решений избирательной комиссии.

Если наблюдатель видит, что совершается преступление из главы 19 УК РФ — например, член избирательной комиссии ставит галочки в бюллетенях и пытается вбросить их в урну для голосования — это обязательно нужно зафиксировать на камеру, сообщить о нарушении в вышестоящую избирательную комиссию и написать заявление в правоохранительные органы.

Как стать наблюдателем

Есть несколько способов стать наблюдателем.

На участке разрешено присутствовать 1—2 наблюдателям от каждой партии или кандидата. Удалять их с участка можно только по решению суда.

Через субъект общественного контроля. Также, чтобы стать наблюдателем, можно обратиться в общественную палату субъекта, в котором проводятся выборы. Еще можно самостоятельно создать субъект общественного контроля и от его лица назначать наблюдателей. К таким субъектам относятся: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей и т. д.

Порядок назначения наблюдателей довольно простой:

  1. Партия, кандидат или субъект общественного контроля должны выдать наблюдателю направление по форме.
  2. Одновременно подается список наблюдателей в территориальную комиссию.
  3. Наблюдатель приходит в свою комиссию с направлением и паспортом.

Назначают наблюдателей не позднее чем за три дня до голосования — список назначенных наблюдателей предоставляют в соответствующую территориальную комиссию.

Дополнительный способ — через удостоверение журналиста. Еще один способ стать наблюдателем, если партия, кандидат или субъект общественного контроля отказали, — обзавестись удостоверением журналиста. Никаких формальных требований к такому удостоверению нет. Но в практике сложилось, что в нем должны быть указаны:

  1. Название и номер документа.
  2. Наименование юрлица, выпускающего СМИ.
  3. Наименование СМИ.
  4. Сведения о госрегистрации СМИ.
  5. ФИО представителя СМИ.
  6. Дата выдачи, срок действия.
  7. Подпись главреда.
  8. Печать юрлица.
  9. Фотография представителя СМИ.

Некоторые избирательные комиссии требуют редакционное задание и распечатанное свидетельство о регистрации СМИ. Поэтому их тоже лучше взять с собой.

Стоит ли становиться наблюдателем

Я был наблюдателем на выборах в Московскую городскую Думу в 2014 году и пошел в надомное голосование: показалось, что это интереснее, чем целый день сидеть на участке. Не зря: мне удалось пресечь как минимум одно нарушение.

Я убежден, что участок, на котором работают наблюдатели, — это еще один участок без фальсификаций. Например, во время проведения референдума в Татарстане в ноябре 2017 года отчетливо видна зависимость между наличием и отсутствием наблюдателей.

Результаты референдума по самообложению в поселении Пестречинское Республики Татарстан в 2017 году

Избирательный участок Явка Наблюдатели
2400 19% Есть
2401 23% Есть
2402 21% Есть
2403 61% Нет
2404 21% Есть

Еще стать наблюдателем стоит, чтобы посмотреть, как выглядит процесс голосования изнутри, узнать, как голосуют люди за 80 на надомном голосовании и как распределяется поток избирателей.

Я была наблюдателем на выборах в Государственную думу в декабре 2011 года и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на президентских выборах в марте 2012 года. Оба раза от КПРФ: они занимали кабинеты в юракадемии, где я училась, и радовались всем желающим.

Избирательный участок и на тех, и на других выборах был в лицее неподалеку от моего дома — там 2300 избирателей, но в основном приходили пенсионеры.

Работа наблюдателя — наблюдать. Мы считали на листке количество реально пришедших избирателей и следили, чтобы члены комиссии не советовали, за кого голосовать. Еще я ходила с группой, которая организовывала надомное голосование для людей с инвалидностью.

Когда я была членом избирательной комиссии, то проверяла паспорта, выдавала бюллетени и подписывала итоговые бланки с результатами.

В 2011 году я была настроена следить за фальсификациями и раскрывать преступления. Но оказалось, что если нарушения и были, то отследить их было сложно. На участке стояли электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые отказывались принимать сложенные вдвое бюллетени и благодарили за каждый бюллетень. Это исключало возможность вбросить стопку.

А в 2012 году впервые появилась онлайн-трансляция с участков. Избиратели рассказывали, что предварительно смотрели, чем мы тут занимаемся. Одна пожилая женщина, которая заказывала надомное голосование, даже возмутилась, что мы к ней не дошли, потому что кто-то из комиссии читал билеты по вождению вместо работы.

Оба раза участия в выборах для меня были интересным опытом, что-то вроде экскурсии за кулисы.

Читайте также: