Какие исторические обстоятельства предопределили создание системы социального страхования именно в

Обновлено: 30.06.2024

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 г. с целью государственного управления средствами пенсионной системы. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.

В 1991 году ПФР начал сбор средств на финансирование пенсий и формирование территориальных органов ПФР. Основным средством для формирования первого бюджета вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках.

В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.

Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 г.г.) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию.

В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.

Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты. В 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.

В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.

Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.

В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.

Начиная с 2003 года, функции государственной управляющей компании - агента Пенсионного фонда России по управлению накопительной частью пенсии застрахованных лиц - возложены на Внешэкономбанк.

Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.

С 2007-2008 годов Пенсионный фонд сопровождает две государственные программы: материнского капитала и софинансирования пенсионных накоплений.

В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии - развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.

В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 30 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования.

Пенсионный фонд осуществляет свою деятельность на федеральном уровне по всей территории России, а также в городе Байконур Республики Казахстан.

В Пенсионном фонде работают 103,3 тысячи специалистов. В 2020 году в целях оптимизации структуры территориальных органов и штатной численности 236 управлений ПФР, входящих в состав 82 региональных отделений, были преобразованы в 22 межрайонных управления и 4 центра государственных услуг и установления пенсий.

В настоящее время Пенсионный фонд ведет лицевые счета 156,4 млн. российских и иностранных граждан, выплачивает пенсии 43 млн. пенсионеров и обеспечивает выплаты по федеральным льготам для более чем 20 млн. россиян. Фонд также формирует пенсионные накопления 38,4 млн. будущих и нынешних пенсионеров и предоставляет выплаты миллионам российских семей с детьми.

К своему 30-летию Пенсионный фонд России - один из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации.

Читайте также: