Какие инструменты изучения ретроспективы законодательства реализованы в справочных правовых системах

Обновлено: 15.05.2024

Без компьютерных справочных правовых систем (СПС) сегодня уже невозможно представить себе работу с правовой информацией, и мало кто сможет обойтись в своей деятельности без опоры на действующую нормативную базу. Как правило, пользователи правовых систем не относятся к профессионалам IT-технологий, поэтому разработчики стараются сделать работу с системами простой и удобной.

КонсультантПлюс

Все системы КонсультантПлюс условно делятся на две большие группы.

Первая группа включает восемь систем по законодательству, в числе которых:

  • КонсультантПлюс:Эксперт (самый крупный банк действующих правовых актов РФ);
  • КонсультантПлюс:ВерсияПроф (универсальная правовая система);
  • КонсультантПлюс:НалогиБухучет (система с нормативными актами для бухгалтеров);
  • КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство (крупнейший банк правовых актов по законодательству 78 субъектов РФ) и КонсультантПлюс:РегиональныйВыпуск (системы по законодательству 78 регионов РФ);
  • КонсультантПлюс:МеждународноеПраво (документы, регламентирующие взаимоотношения России с зарубежными странами);
  • КонсультантПлюс:ДокументыСССР (система по законодательству советского периода).

Вторая группа состоит из систем поддержки принятия решений, которые позволяют верно применять действующее законодательство и точно ориентироваться в практических ситуациях. В эту группу входят специализированные системы для различных специалистов:

  • бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров (системы КонсультантБухгалтер:ВерсияПроф, КонсультантФинансист, КонсультантБухгалтер: ВопросыОтветы, КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов, приложение БухгалтерскиеИздания);
  • юристов, адвокатов и руководителей (системы КонсультантСудебнаяПрактика, КонсультантАрбитраж:ОкружнойВыпуск);
  • юристов, экономистов, бухгалтеров, научных работников (система КонсультантПлюс:КомментарииЗаконодательства);
  • руководителей и менеджеров (ДеловыеБумаги);
  • специалистов фондового рынка и рынка ценных бумаг (ЦенныеБумаги);
  • сотрудников медицинских и фармацевтических фирм (КонсультантМедицинаФармацевтика).

Блок систем поддержки принятия решений состоит из четырех крупных тематических блоков: бухучет, налогообложение, финансы и кредит; судебная практика; медицина и фармацевтика; деловая документация. В частности, системы для бухгалтеров и аудиторов включают не только консультации и разъяснения ведущих специалистов по налогам и бухгалтерскому учету, но и схемы бухгалтерских проводок, статьи и материалы специализированной прессы по актуальным вопросам ведения учета, а также книги. Общее количество консультационных материалов в системе КонсультантФинансист превышает 50 тыс. В системы по судебной практике входят судебные акты высших судебных инстанций, документы по всем видам судопроизводства, а также информация Федеральных арбитражных судов (ФАС) всех десяти судебных округов РФ.

Каждый пользователь может сформировать собственный пакет систем с учетом специфики деятельности своей организации.

Создавая свое рабочее пространство, пользователь может быть уверен, что система запомнит все сделанные им настройки: размеры окон просмотра, путь, по которому сохраняются документы, и т.д. Учтены даже такие мелочи, как поддержка колеса прокрутки у разных типов мышей; добавлены настройка шрифта печати списка документов и пиктограмма вызова списка закладок в текущем документе.

Различные возможности предусмотрены и при работе с текстом документа. В верхней части окна с текстом документа расположена строка предупреждения, которая информирует о текущем состоянии документа (действующая/недействующая редакция). Расставленные в текстах документов ссылки позволяют переходить из текста основного документа к другому, упоминаемому в тексте. Возможен поиск по тексту документа: указав любое слово, словосочетание или символ, можно быстро попасть в нужный фрагмент текста. В текстах документов можно проставить закладки с выделением отдельных строк текста, а с помощью индивидуальных настроек — выбрать удобный цвет, размер и тип шрифта.

В системах КонсультантПлюс представлена полная ретроспектива редакций документов. Для всех измененных документов создаются новые редакции, и в тексте любой редакции документа рядом с каждым измененным фрагментом содержатся указания на все документы, на основе которых внесены изменения, а также ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Поэтому из любой редакции можно по ссылкам перейти к другой, а также получить полный список всех редакций. Такой подход позволяет не только иметь все исходные тексты документов, но и анализировать законодательство в его развитии и по состоянию на любой момент времени.

Документы из систем КонсультантПлюс можно экспортировать в редактор MS Word с помощью специальной кнопки на панели инструментов. Таблицы, которые содержатся в правовых документах системы, после экспорта в MS Word автоматически становятся редактируемыми, так что пользователь может изменять и сами таблицы, и информацию в них. Кроме того, различные системы КонсультантПлюс включают специально подготовленные формы документов в форматах MS Word и MS Excel, вследствие чего у пользователей есть возможность использовать эти бланки для дальнейшего редактирования и заполнения собственными данными. Это особенно актуально для различных форм бухгалтерской и налоговой отчетности.

При работе с системой КонсультантПлюс пользователь может видеть различные графические объекты, содержащиеся в правовых документах: образцы печатей и подписей, рисунки, схемы и др. Если документ содержит какой-либо графический объект, то в тексте появляется соответствующая ссылка, воспользовавшись которой, пользователь может просмотреть данный объект в любом установленном на его компьютере графическом редакторе.

Все пользователи систем КонсультантПлюс получают постоянную сервисную поддержку: 300 сервисных центров обеспечивают правовой информацией пользователей в 150 городах России.

Сервисная поддержка включает регулярное обновление информации в системах. По информации разработчиков, в программной технологии системы КонсультантПлюс заложен принцип так называемого кусочного пополнения новых документов в базу. Этот принцип позволяет обновлять информацию в системах пользователей путем добавления компактного информационного пакета, вместо того чтобы каждый раз целиком заменять базу данных. Поэтому технология КонсультантПлюс не требует для обновления информации пересборки всего информационного массива, а пользователь может актуализировать систему с любой периодичностью — хоть ежедневно.

ГАРАНТ

правочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. Распространение системы осуществляется через сеть партнеров, состоящую из 200 представительств в 120 городах России. Объем информационного банка системы ГАРАНТ составляет более 600 тыс. документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение — около 2 тыс. документов.

Информационные ресурсы системы ГАРАНТ представлены федеральным законодательством, законодательством 59 субъектов РФ, международным правом, судебной и арбитражной практикой, проектами законов, комментариями к законодательству, справочной и консультационной информацией для бухгалтера.

Пользователь может приобрести различные информационные блоки, которые объединяются в единый комплект.

Первая группа — готовые решения для специалистов с рекомендованным наполнением:

  • для руководителей и менеджеров (ГАРАНТ — Менеджер, ГАРАНТ — Директор, ГАРАНТ — Максимум и Гарант — Максимум. Вся Россия);
  • для юристов (ГАРАНТ — Юрисконсульт, ГАРАНТ — ЮрЭксперт, ГАРАНТ — Главный Юрист и ГАРАНТ — Максимум);
  • для бухгалтеров, аудиторов, финансистов (ГАРАНТ — Бухгалтер, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер Проф, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер Эксперт, ГАРАНТ — Финансовый Директор, ГАРАНТ — Максимум).

Вторая группа — отраслевые решения:

Третья группа — универсальные комплекты, в рамках которых пользователь самостоятельно выбирает нужные ему информационные блоки.

В комплект систем ГАРАНТ можно включить любые выбранные пользователем правовые блоки, которые объединяются в единое информационное пространство со сквозной системой поиска.

После запуска системы на экране появляется основное меню, которое помогает пользователю определиться с дальнейшими действиями. С его помощью можно перейти ко всем основным разделам системы: искать документы, выбрав один из видов поиска; обратиться непосредственно к документам, выбрав нужный вид правовой информации; перейти к справочной информации в системе; получить обновление.

В системе ГАРАНТ имеются следующие виды поиска: по реквизитам (по типу документа, органу/источнику, дате принятия, номеру документа и др.), по ситуации, по источнику опубликования (по изданиям, где были опубликованы комментарии и консультации специалистов), по толковому словарю (здесь можно найти определение встретившегося в документе термина и его перевод на пять основных европейских языков); по классификатору, где документы подразделяются по отраслям законодательства.

Система позволяет накладывать дополнительные ограничения на контекстный поиск: можно потребовать, чтобы введенные пользователем слова располагались в искомом документе в пределах одного абзаца или одного предложения. При этом порядок следования слов роли не играет.

Документы снабжаются подробной справочной информацией: юридической справкой, списками респондентов (документов, на который идут ссылки из данного документа) и корреспондентов (документов, ссылающихся на данный). В справке к документу приводится его полное название, информация об опубликовании и внесенных изменениях. Списки респондентов и корреспондентов помогают проанализировать связь между изучаемым документом и остальным массивом законодательства. При этом в системе ГАРАНТ существует возможность строить такие списки не ко всему документу, а только к отдельной статье или к пункту. Это помогает точнее описать интересующую проблему и сузить круг поиска.

Ряд документов системы ГАРАНТ сопровождается встроенными электронными таблицами в формате MS Word и MS Excel. Чтобы открыть таблицу для сохранения, просмотра или редактирования, достаточно щелкнуть мышью по ссылке на эту таблицу. В зависимости от настроек системы либо запустится соответствующий редактор и таблица будет открыта, либо будет задан вопрос о дальнейших действиях.

Дополнительные средства для работы с документами в системе ГАРАНТ включают возможности формирования пользователем иерархической системы папок с тематическими подборками материалов, установки закладок по тексту документа, копирования списка документов и их текстов в файл, печати документов или фрагментов текстов, проведения контекстного поиска внутри документов. Тексты документов снабжаются гипертекстовыми ссылками, с помощью которых можно перейти от одного документа к другому.

Кодекс

Сразу после первого запуска системы можно увидеть перечень всех информационных разделов, установленных на компьютере пользователя. Эти разделы, в свою очередь, имеют подгруппы, сформированные по видам правовой информации.

Атрибутный поиск применяется, если известны атрибуты документа (название, вид документа, дата принятия и т.д.). При вводе поисковых слов автоматически подключается словарь словоформ и система дает предупреждение о так называемых шумовых словах (то есть о часто встречающихся неинформативных словах: предлогах, местоимениях, частицах и т.д.), по которым не будет производиться поиск.

Полученный список документов можно отсортировать по одному или нескольким показателям (например, по дате принятия) или отфильтровать с помощью задания дополнительных условий поиска. Если список документов скопировать в буфер временного хранения, то в дальнейшем можно выполнять логические операции по объединению и пересечению списков. Результаты работы со списками можно сохранить в пользовательских папках, которые представляют собой структуру, аналогичную структуре обычных папок в проводнике Windows. Кроме того, списки или тексты документов можно одним нажатием кнопки на панели инструментов переместить в MS Word и далее работать с ними, используя все возможности текстового редактора.

Дополнительные возможности по работе со списком найденных документов включают сортировку и фильтрацию списков, выполнение логических операций объединения и пересечения списков, создание папок для хранения документов, установку в документах закладок и др.

При работе с текстом документа пользователь имеет возможность просмотреть не только сам текст, но и приложения к нему (статус, оглавление для сложных, структурированных документов, примечания к документу), используя ярлычки-закладки в нижней части окна. Можно осуществлять переход по ссылкам, организовать поиск подстроки в тексте, устанавливать закладки, распечатывать выделенный фрагмент текста или сохранять его в файл.

Выводы

Чтобы деятельность таких профессионалов, как экономисты, менеджеры, финансисты, обладала свойством успешности необходимо всегда помнить об обязательном использовании средств автоматизации поиска информации по всевозможным вопросам деятельности предприятий и организаций. Также сюда входит снабжение юридической поддержки принимаемыми решениями.

В процессе, когда решаются практические вопросы, важно уметь грамотно применять законодательство. В данном случае пользователь обладает не только непосредственно актами нормативного права, но и интересуется консультациями, разъяснениями специалистов по вопросам права. Помимо этого важно знать прецедентов судебной и арбитражной практики и уметь грамотным образом вести деловую документацию. Существует специальный инструмент, который может обеспечить эффективность решения задач, о которых уже было сказано выше. Он представлен классом нынешних информационных и поисковых систем, которые именуются как справочные правовые системы (СПС).

Справочно-правовые системы – это совокупность, которая содержит в себе массивы правовой информации и инструменты, благодаря которым пользователем системы могут выполняться различного рода операции поиска необходимых документов.

Благодаря таким инструментам можно искать фрагменты документов, заниматься выведением документов или их фрагментов на печать, созданием личные подборки документов с учетом специфики профессиональной деятельности и т.п.

Справочные правовые системы имеют основу, которая представлена систематизацией информации правого типа в информационных банках. Важно, чтобы в момент их образования соблюдался некий подход структур и систем, то есть, другими словами, информацию в справочных правовых системах необходимо систематизировать по разделам, отраслям, подотраслям.

Таким образом, итог подобной классификации и структуризации для потребителей информации правового типа предоставит возможность оперативного осуществления поиска информации по их проблемам, которые находятся в их интересах.

Благодаря справочным правовым системам открывается возможность получения доступа к разнообразным видам информации правового типа почти в полномасштабном объеме. При этом, подобная информация может использоваться в профессиональной деятельности. Однако, важно не забывать о том, что информация правового типа , которая заключена в содержание информационных массивов справочных правовых систем, не обращая внимание на обладание ею таким свойством как достоверность, не может представлять собой предмет ссылок в правоприменительной практике. Если есть необходимость, наилучшим образом будет ссылаться как на документы, которые заключены в содержание справочных правовых систем, так и опираться на официальный источник публикации. Именно по этой причине информационные банки всегда обязаны содержать сведения об источниках.

Кластеризация справочных правовых систем

В справочных правовых системах кластеризация выполняется благодаря использованию классификаторов. Любой из подобных классификаторов должен быть построен через разбиение объектов классификации по отдельным группам согласно учрежденному основному признаку. По-другому этот признак называется основанием деления. Любой из классификаторов, опирающийся на отдельное основание представлен:

  • сгруппированным перечнем наименований групп объектов систематизации, которые были отобраны согласно основному признаку;
  • инструментом для объединения и исполнения поиска по конкретному признаку.

Объекты классификации в справочных правовых системах:

  • вид;
  • название документа;
  • принявший орган;
  • дата принятия;
  • тематика.

На сегодняшний день функционирование правовых полей происходит практически во всех известных справочно-правовых системах. Благодаря подобным полям есть возможность проводить поиск нормативных актов права по заранее установленному основанию.

Например, подобный принцип в СПС, разделяет законы Российской Федерации, а также постановления Правительства РФ и указы Президента России.

Классификация справочных правовых систем

Значительное место между классификаторами занимает предметный классификатор. С помощью подобного классификатора становится охарактеризованной тематика. характеризующий тематику и построенный по отраслевому принципу.

Сам классификатор построен по принципу отраслей. Его главный признак представлен предметом регулировки права, он обладает сложной иерархической структурой понятий юриспруденции, которые, в свою очередь, воспроизводят содержание нормативных актов права.

Информационные банки справочно-правовых систем охватывают научно-публицистические и справочные материалы, которые имеют как правовую, так и экономическую направленность. В содержании также имеются изыскания теоретического характера, комментарии законодательства и юридической практики и т.д.

Ряд справочных правовых систем реализует системы поддержки принятия решений, которые включают в себя официальные разъяснения и консультации.

Исследованиями специалистов и экспертов было показано, что большая часть вопросов, касающихся налогообложения и бухгалтерского учета, характерны.

Официально выполненные разъяснения и консультации могут быть предоставлены:

  • экспертами солидных и известных аудиторских и юридических фирм,
  • сотрудниками Министерства финансов РФ,
  • Федеральной налоговой службой,
  • Федеральной таможенной службой.

Помимо названных ранее ведомств, представлять такие разъяснения могут ведомства, регулирующие своими нормативными актами взимание налогов, исполнение налогового контроля, ведение бухгалтерского учета и статистики.

Характеризовать качество информационного наполнения справочно-правовых систем может полнота показанной информации, оперативность поступления новой информации, ее достоверность и аутентичность, а также качество юридической обработки информации в системе.

Важно отметить, что значительная характеристика представлена качеством компьютерных технологий, которые используются СПС (например, это могут быть поисковые и сервисные возможности, возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя).

Конкурентоспособность той или иной справочной правовой системы в значительной мере может определить общий уровень сервиса и наличие прибавочных услуг, предоставляемых пользователю. Они представлены:

  • наличием интернет-версии;
  • бесплатной демонстрацией системы квалифицированным специалистом в офисе заказчика;
  • гарантиями устойчивого информационного сопровождения систем на компьютере пользователя;
  • обучением пользователя работе с справочными правовыми системами и его консультирование в сложных ситуациях;
  • возможностью поиска и заказа отдельных документов, которые не включены в стандартный комплект поставки;
  • технической поддержкой систем на компьютере пользователя, восстановлением их после аппаратных сбоев.

Российская Федерация обладает целым рядом компаний, специализация которых требует разрабатывать и распространять справочные правовые системы.

Самыми известными справочными правовыми системами являются:

Исключая тот факт, что существует определенное количество обязательных отличий в программных продуктах и в работе по распространению этих продуктов, профессионально функционирующие компании, которые занимаются производством качественных СПС, неукоснительно обеспечивают в своей работе и в своих системах выполнение указанных выше требований.


Справочно-правовая система – программный комплекс, включающий массивы систематизированной электронной правовой информации и обеспечивающий ее рациональный поиск, обработку, анализ и использование.

Справочно-правовые системы представляют собой особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты законов, указов, постановлений и решений разных государственных органов. В зависимости от полноты базы и версии конкретной программы такие базы данных могут также включать в себя тексты как федеральных, так и региональных, и даже местных органов власти. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и ряд других полезных для бухгалтера, кадровика и, конечно же, юриста документов. Справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому при обращении, скажем, в суд необходимо ссылаться на официальный источник публикации.

серьезные изменения в законодательстве и возрастающие потребности в получении актуальной и достоверной информации о текущем состоянии законодательства, подтолкнули к созданию и дальнейшему развитию специализированных баз данных.

Массивы электронной правовой информации в СПС размещены в форме базы данных различных уровней правовой информации (нормативных правовых актов, комментариев, судебных актов, справочных сведений и др.)

Программный комплекс состоит из автоматизированной информационной системы, включающей совокупность программ и программных элементов, предназначенных для быстрого обнаружения, фильтрации и предоставления в удобном для использования виде различной правовой информации

Назначение СПС

СПС используются в нормотворческой деятельности, при систематизации и исследовании проблем законодательства, в правоприменительной практике и правовом образование.

Велико значение СПС при проведении основных видов систематизации правового материала: Инкорпорации, кодификации и консолидации.
Облегчается работа по внесению официальных изменений в текст нормативных правовых актов и подготовке новых редакций документов. Кодификация законодательства может быть организована на более оптимальном уровне с использованием развитого инструмента гипертекстовых ссылок между документами информационного массива.

Наибольшее применение СПС находят в правоприменительной деятельности. С использованием этих систем существенно ускоряется и упрощается задача поиска необходимой правовой и нормативно-правовой информации.

Наконец, неоспорима роль справочных правовых систем в процессе юридического образования.

Основные возможности СПС

  • Возможность реализации систем законодательства
  • Особенности поиска социально-правовой информации по тематическому классификатору
  • Особенности поиска документов по ключевым понятиям
  • Возможность поиска непосредственно по текстам документов
  • Наличие текущей редакции документа
  • Возможность изучения ретроспективы законодательства. Сравнение редакций
  • Оперативное предупреждение пользователя об изменении текста документа или его действия
  • Связи между документами.

Типы классификации:

2) По форме собственности

По тематике:

• профессиональные юридические системы;

• системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства;

• информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы);

• отраслевые справочные системы;

• электронные правовые справочники.

По форме собственности

Коммерческие СПС:

19. Технологии и виды поиска информации в справочно-правовых системах.

Технологии

Профессиональная СПС должна предоставлять возможность поиска документов в различных ситуациях, зависящих от того, какой информацией о предмете поиска владеет пользователь СПС. Можно выделить следующие основные ситуации:

· пользователь знает (хотя бы приблизительно) реквизиты документов (например, номер, дату принятия, принявший орган);

· реквизиты искомых документов пользователю неизвестны, но предположительно известны слова и словосочетания, содержащиеся в тексте документа;

· требуется найти информацию по правовому вопросу, при этом пользователь не знает, в каких документах содержится эта информация, и затрудняется сказать, какие именно термины используются в документе, регулирующем этот вопрос.

На основе рассмотренных ситуаций и решений по ним в современных СПС можно выделить 3 основных вида поиска в компьютерных справочных системах:

· поиск по реквизитам документов (реквизитный),

· поиск по контексту (контекстный),

· поиск по специализированным классификаторам (тематический).

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Документы включаются в единый информационный массив Консультант Плюс только после строгой юридической обработки, облегчающей их дальнейший поиск и анализ.

Благодаря юридической обработке пользователь Консультант Плюс может составлять подборки документов, указывая только правовую проблему и даже не обладая информацией о точных реквизитах отдельных документов.

Пользователь Консультант Плюс получает колоссальную экономию времени и сил при изучении документа, "в одно нажатие" переходя к информации об особенностях вступления в силу и применения документа, о его взаимосвязях с другими документами.

Почему для пользователя Консультант Плюс важна юридическая обработка информации?

В системы Консультант Плюс уже включено более 1,5 миллиона документов, более 14 тысяч документов добавляется ежемесячно. Практически в каждом документе можно выделить несколько фрагментов (частей, пунктов), существенных для отдельного рассмотрения и анализа при решении реальных задач. Такой массив информации крайне трудно анализировать с помощью только простейших программных средств поиска, просмотра и распечатки документов.

Именно поэтому разработчики справочной правовой системы Консультант Плюс при вводе документов в систему проводят глубокую юридическую обработку всей правовой информации.

Основная цель юридической обработки правовой информации - предоставить пользователю Консультант Плюс дополнительные возможности поиска и анализа правовых актов. Все это не просто существенно повышает эффективность работы пользователя Консультант Плюс, но и даже позволяет решать такие задачи анализа правовой информации, которые в принципе неразрешимы без использования специальных профессиональных инструментов - без справочных правовых систем Консультант Плюс.

Дело в том, что решение серьезных правовых вопросов требует поиска не только заранее известных документов поточным реквизитам. Для решения действительно глубоких задач необходимы анализ тематических подборок документов, тщательное изучение всех взаимосвязей правового массива: нормативных и иных официальных актов, материалов судебной практики, авторских материалов, законопроектов и т.п.

Такую аналитическую работу ежедневно, перед включением каждого документа в систему, тщательно проводят специалисты компании Консультант Плюс - более 1200 профессионалов: юристов, аналитиков, технологов, администраторов баз данных, работающих в производстве и разработке системы Консультант Плюс. Для этого каждому отдельному пользователю понадобились бы годы работы.

Для предварительного анализа правовой информации при решении ряда задач каждому пользователю понадобились бы годы работы. Для всех документов в системе этот анализ проводится профессионалами Консультант Плюс.

  • тщательно анализируют взаимосвязи в каждом документе (его упоминания в других документах)
  • готовят новые редакции документов
  • вносят примечания и справки в текст
  • классифицируют документы и их фрагменты
  • определяют статус документов, их тип и иные характеристики
  • готовят обзоры вновь вводимой информации
  • разрабатывают многие другие элементы, которые существенно облегчают работу пользователю

Результаты юридической обработки правовой информации, проведенной разработчиками на этапе ввода документов в систему, просто и удобно представлены в системе поиска, в инструментах анализа текстов документов.

  • Быстро найти необходимый документ или получить подборку документов по правовой проблеме
  • Увидеть "как на ладони" максимум полезной информации об особенностях применения любого документа
  • Тематический классификатор

В системах Консультант Плюс используется единый тематический классификатор для всех видов правовой информации. Принципиальная структура классификатора совместно разработана экспертами Российского фонда правовых реформ, Главного государственно-правового управления (ГГПУ) Президента РФ и специалистами КонсультантПлюс. Структура единого классификатора одобрена Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511 и рекомендована для классификации правовых актов органами государственной власти РФ. Тематический классификатор - единый инструмент систематизации и поиска всех видов правовой информации.

Тематический классификатор - это наглядный и простой инструмент поиска документов в системе Консультант Плюс.

С использованием тематического классификатора легко составляется полная подборка документов по правовой проблеме из разных разделов информационного массива, включая и нормативные акты, и судебные решения, и консультации, и документы других типов.

Для того чтобы система Консультант Плюс "находила" документы по заданным рубрикам (из тематического классификатора), необходимо заранее отнести каждый документ (его фрагменты) к определенным рубрикам.

Перед тем как включить документ в единый информационный массив, он тщательно изучается экспертами, и для каждого документа подбираются рубрики (может быть, целый ряд рубрик для одного документа, если он объемный или охватывает много аспектов). Это ручная работа, благодаря которой единый информационный массив является систематизированным хранилищем документов. В результате пользователь Консультант Плюс получает возможность найти все документы по заданной им теме, в том числе и те, о которых он может и не знать.

Правовой навигатор

Правовой навигатор - наиболее удобное и точное средство для составления подборки документов по правовой проблеме.

Наиболее точный и эффективный поиск документов при решении правовой проблемы обеспечивает Правовой навигатор, являющийся электронным аналогом алфавитно-предметного указателя. Правовой навигатор содержит десятки тысяч ключевых понятий, что обеспечивает наиболее глубокую классификацию документов и наиболее точное описание правовой проблемы.

Словарь ключевых понятий Правового навигатора разработан по принципиально новой и юридически строгой методике. Он построен на основе системообразующих нормативно-правовых актов, являющихся фундаментом для решения юридических и финансово-хозяйственных вопросов.

Правовой навигатор содержит только актуальные на данный момент ключевые понятия. Специалисты Консультант Плюс при необходимости добавляют новые и исключают потерявшие правовое значение ключевые понятия. С использованием Правового навигатора составляется подборка только действующих документов. Связи документов

Правовые акты в системах Консультант Плюс связаны между собой гипертекстовыми ссылками. По ссылкам из текста можно моментально попасть в любой другой упомянутый в нём документ. Полные списки документов, имеющих с исходным смысловую юридическую связь, содержатся в справке к документу: обратные ссылки - документы, упоминающие исходный, и прямые ссылки - документы, упоминаемые в исходном. Типы юридической взаимосвязи документов:

  • "был изменён";
  • "был дополнен";
  • "частично утратил силу в связи. ";
  • "дан в редакции";
  • "применяется в части, не противоречащей";
  • "утратил силу в связи. ";
  • "применение было разъяснено";
  • "в соответствии был принят";
  • "во исполнение был принят";
  • "вносит изменения";
  • "дополняет содержание";
  • "признаёт утратившими силу некоторые положения";
  • "создаёт следующую редакцию документа";
  • "регулирует применение";
  • "признаёт утратившим силу";
  • "разъясняет применение";
  • "принят в соответствии";
  • "принят во исполнение".

Важные вязи, которые необходимы для правильного применения документа, отражаются в текстах документов с помощью примечаний и информационной строки.

Помимо изучения текстов документов, при поиске решения правовой проблемы важно проанализировать связи между документами.

Существуют очевидные связи - упоминания в тексте документа других документов. Такие связи выделены в тексте (как ссылки), и по ним легко перейти в другие документы. Кроме очевидных связей, есть связи "скрытые" - это упоминания документа в других документах. Знать и помнить их все невозможно, но эти связи необходимо учитывать при изучении документа. Например, в нормативном акте содержится правовая норма. Для ее грамотного применения всегда важно и полезно знать комментарии к тексту, ознакомиться с судебными решениями и консультационными материалами.

Каким образом найти все судебные решения, комментарии и консультации, упоминающие изучаемый нормативный документ или его конкретную статью? Для этого необходимо вручную просмотреть (внимательно прочитать) тысячи документов, что потребует колоссального времени, и на практике этого времени нет. Эта работа выполняется экспертами юридической службы Консультант Плюс.

В системе Консультант Плюс наглядно представлены все связи между документами. Для удобства пользователя связи разделены на важные, полезные и прочие, и это разделение выполнено на основании строгих критериев.

К важным связям относятся те, которые необходимы для правильного применения документа. Эти связи невозможно пропустить при изучении документа - они включены непосредственно в текст или в справку к документу в виде примечаний. В примечаниях приводится краткая информация по существу, а также дается ссылка на документ, который необходимо изучить.

О связях, незнание которых приведет к неправильному применению нормативного документа, дополнительно предупреждает информационная строка. Это предупреждение особенно важно в тех случаях, когда пользователь перешел в этот документ по ссылке, например, из консультационного материала.

Важные связи, которые необходимы для правильного применения документа, в системе Консультант Плюс отражаются в текстах документов с помощью примечаний и информационной строки.

  • О вступлении в силу документа
  • Об отмене документа
  • Об изменении текста документа (создании новой редакции)
  • О судебных решениях по соответствию документа действующему законодательству
  • Об официальных разъяснениях по применению документа
  • О фактической утрате силы документа

Значки i на полях открывают списки документов, позволяющие получить дополнительную информацию к изучаемому фрагменту текста, - полезные связи.

Полезные связи - это связи, которые не оказывают непосредственного влияния на применение документа, но интересны для тщательного изучения документа, поскольку содержат дополнительную информацию о документе. Например, информация о применении конкретной нормы права в судебной практике, авторские материалы юристов о трактовке нормы и т.д. Их количество постоянно растет (так как появляются новые документы, ссылающиеся на изучаемый), и поэтому полезные связи не включаются в текст документа - невозможно всю полезную информацию включить в текст документа. О наличии полезных связей информируют специальные значки i на полях текста, поэтому пользователь в любой момент может получить список документов, связанных с абзацем текста или целой статьей.

Наконец, система Консультант Плюс позволяет получить все связи документа (или его фрагмента) - вплоть до простых упоминаний в других документах. Это может потребоваться при самом детальном изучении правовой проблемы.

Систематизация взаимосвязей и их наглядное представление избавляют от колоссальных трудозатрат при изучении документа.

Связи представляются в едином, структурированном списке. Поскольку связи "тянутся" из всех разделов информационного массива, они отсортированы по разделам и информационным банкам, а также типу юридической взаимосвязи (изменен, разъяснен и т.п.). Это избавляет пользователя от колоссальных трудозатрат как по выявлению связей, так и по определению, какие из них необходимо учитывать в первую очередь.

Ретроспектива редакций документа

Ретроспектива редакций гарантирует получение текста документа, действующего на определенный момент времени в прошлом.

В правовые акты вносятся изменения, которые издаются в виде отдельных документов (например, ".. .о внесении изменений. "). Пользователь Консультант Плюс работает с актуальным текстом документа: если более поздние документы вносят изменения в его текст, то в систему включается новая редакция документа, в которой эти изменения уже учтены. В тексте редакции рядом с каждым измененным фрагментом содержатся указания (ссылки) на документы, на основании которых внесены изменения в текст.

Однако текст документа сохраняется в системе Консультант Плюс и в прежнем виде (он называется "недействующая редакция"). В системе Консультант Плюс представлены все редакции документов: первоначальная редакция (исходный вариант текста), промежуточные редакции, действующая редакция и, когда это возможно, редакция с изменениями, пока не вступившими в силу. Последняя, кстати, позволяет заранее изучить изменения документа еще до того, как они вступят в силу. Все редакции документа образуют ретроспективу редакций. Непосредственно из текста документа легко получить ("одним нажатием") полный список всех редакций документа и таким образом изучить редакцию документа, действовавшую на определенный момент времени в прошлом.

Систематизация правовых актов

Каждый документ включается в системы Консультант Плюс только после предварительной юридической обработки, облегчающей его анализ и освобождающей пользователя Консультант Плюс от ненужной работы.

Базовые принципы юридической обработки документов разрабатываются постоянно действующим Научным советом, возглавляемым доктором юридических наук, профессором А.Л. Маковским, первым заместителем Председателя Совета исследовательского Центра частного права при Президенте РФ.

Принципиальный подход компании "Консультант Плюс" заключается в том, что обработка документов проводится на основе надёжных юридических критериев. При её проведении во внимание принимаются только положения, изложенные в правовых актах. Поэтому пользователь Консультант Плюс полностью защищен от применения каких-либо субъективных трактовок.

Тематическая классификация правовых актов

Сейчас основой тематической классификации правовых актов в системах Консультант Плюс служит Общеправовой классификатор отраслей законодательства (утв. Указом Президента от 16.12.93 № 2171). В процессе юридической обработки для правовых актов подбираются соответствующие рубрики классификатора.

Компания "Консультант Плюс" принимала активное участие в разработке нового классификатора правовых актов РФ. Классификатор, созданный совместно Главным государственно-правовым управлением Президента РФ, Российским фондом правовых реформ и "Консультант Плюс", одобрен Указом Президента (от 15.03.2000 № 511) и рекомендован для использования при формировании банков данных правовой информации.

Классификация правовых актов в новых системах КонсультантПлюс идёт на основе нового классификатора. Начаты работы по переводу на новый классификатор всех систем КонсультантПлюс. Поскольку информационно-правовые ресурсы КонсультантПлюс очень велики (более 700 000 правовых актов), смена классификатора будет происходить постепенно.

Высокая квалификация юристов Консультант Плюс подтверждена победой в тендере на разработку системы классификации правовых актов РФ. Тендер проведён Российским фондом правовых реформ.

Включение справочной информации

Подробная справка о документе
Каждый правовой акт, включаемый в базы данных Консультант Плюс, юридическая служба снабжает подробной справкой. Справка содержит информацию об источнике публикации данного документа, примечание к документу, списки обратных и прямых ссылок.

Примечания
В случаях, когда информация о состоянии документа не может быть полностью отражена с помощью ссылок, она сообщается пользователю в виде примечания к документу в целом или к его отдельной части.

Примечания к документу
Примечания к документу используются, если информация относится ко всему документу в целом. Эти примечания разъясняют особенности вступления документа в силу, а также особенности его применения и действия. Примечания к документу включаются в справку.

Все примечания основываются на информации, содержащейся в других документах. Путём анализа и сопоставления всех правовых актов, имеющихся в базе данных и регулирующих одинаковые отношения, юридической службой "Консультант Плюс" выявляются документы, хотя прямо и не признанные утратившими силу, но фактически являющиеся недействующими. Такая информация также содержится в примечании к документу.

Примечания в тексте документа
Примечания в тексте документа используются для внесения в текст дополнительной информации, относящейся к определённой, конкретной части документа, отдельному фрагменту текста, и содержат сведения, важные для применения документа (например, о вступлении в силу отдельных частей документа), поясняют скрытые взаимосвязи документов друг с другом, указывают на отдельные неточности и технические ошибки в официальных текстах.

Часть примечаний в тексте является отражением мнения экспертов юридической службы "Консультант Плюс" (о чём прямо указано в их тексте: "Консультант Плюс: примечание"). Специальные возможности предусматривают вывод примечаний на экран или их отключение по желанию пользователя.

Постоянная актуализация текстов
Технология Консультант Плюс позволяет поддерживать документы системы в актуальном состоянии в соответствии с изменениями текущего законодательства, что при ежедневном обновлении исключает возможность использования устаревшей информации. В систему Консультант Плюс оперативно вносится вся новая информация: от новых источников опубликования до создания актуализированных текстов редакций документов.

Новые редакции документов
Для всех изменённых документов создаются и вводятся в системы Консультант Плюс их новые редакции. В тексте любой редакции документа рядом с каждым изменённым фрагментом содержатся указания на все документы, на основе которых внесены изменения, и ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции.

Полная ретроспектива редакций
В системах Консультант Плюс представлена полная ретроспектива редакций документов. Из любой редакции можно по ссылкам моментально перейти к другой и получить полный список всех редакций. Такой подход позволяет иметь все исходные тексты документов, а также анализировать законодательство в его развитии и по состоянию на любой момент времени.

Предупреждение об изменении документа
При любом изменении порядка действия документа в окне над текстом появляется специальная строка предупреждения, указывающая, что он был изменён, утратил силу, представляет собой недействующую редакцию или не применяется.

Читайте также: