Что такое законопроект кратко

Обновлено: 30.06.2024

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение высшего органа законодательной власти или на референдум.

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум.

текст предлагаемого к принятию закона (см.), представленный на рассмотрение законодательного органа имеющими на то право органами и лицами (см. Право законодательной инициативы).

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение высшего представительного органа законодательной власти или на референдум. Подготовка З. начинается с принятия решения о начале работы над ним. В РФ планы законопроектных работ на календарный год утверждаются ГД.

письменный текст, представляемый субъектом права законодательной инициативы. в парламент для рассмотрения и принятия в качестве закона. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть переданы ими субъектам права законодательной инициативы и внесены последними в парламент (см.: Законодательный процесс). (С. А.)

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения в законодательный орган или на референдум. Процесс подготовки 3. включает принятие решения о его разработке, выработку текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки 3. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По субъекту законодательной инициативы 3. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д.

текст подготовленного в порядке реализации права законодательной инициативы и предлагаемого для обсуждения парламенту закона. Законопроект обычно подготавливается правительством, комитетами, депутатскими фракциями, другими субъектами права законодательной инициативы. Законопроект, подготовленный научными учреждениями, коллективами, отдельными лицами, не обладающими правом законодательной инициативы на началах законодательного почина, парламент рассматривать не обязан. Нередко для обсуждения в парламент представляются альтернативные проекты законов.

англ. bill) – текст, вносимый в порядке законодательной инициативы в законодательный орган государства для рассмотрения и принятия в качестве закона либо выносимый на референдум. Законодательный орган государства обязан рассмотреть З. при условии, что он вынесен субъектом законодательной инициативы, к нему приложены все необходимые сопроводительные документы и материалы, соблюдена процедура внесения. Внесение З. на референдум также должно осуществляться в соответствии с установленной процедурой, обычно иной, чем внесение З. в парламент.
Все официально внесенные З. рассматриваются и принимаются, как правило, после обсуждения соответствующими комитетами (комиссиями) палат по профилю З., а также комитетом по законодательству. Затем рассмотрение З. вносится в повестку дня заседания законодательного органа.

текст, вносимый в порядке законодательной инициативы в законодательный орган государства для рассмотрения и принятия в качестве закона либо выносимый на референдум. Законодательный орган государства обязан рассмотреть 3. (при этом он может отклонить его) только при условии, что он внесен субъектом законодательной инициативы, к нему приложены все необходимые сопроводительные документы и материалы, соблюдена процедура внесения. Эти условия регулируются соответствующим законодательством данной страны либо правовыми обычаями. Вынесение 3. на референдум также должно осуществляться в соответствии с установленной процедурой, обычно иной, чем внесение 3. в парламент. В некоторых странах в зависимости от субъекта законодательной инициативы наименования вносимых в законодательный орган документов различны. Например, во Франции депутаты вносят законопредложе- ния, правительство — законопроекты, в Португалии, наоборот, депутаты и парламентские группы (партийные фракции) вносят 3., а правительство — законо- предложения. Вместе с тем каких-либо существенных различий в правовом статусе 3. и законопредложе- ний нет. А.С. Автономов

первоначальный текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение законодательного органа или референдум. Процесс подготовки З. включает принятие решения о подготовке проекта, выработку его текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки З. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По содержанию З. подразделяются на следующие виды: публичные, которые устанавливают общие нормы поведения; финансовые, касающиеся к.-л. финансовых вопросов (ассигнования, налоги, займы и т.д.); частные, которые касаются к.-л. физических или юридических лиц и носят характер административных актов (имущественные претензии к правительству, статус корпораций и т.д.). По субъекту законодательной инициативы З. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д. Во Франции и в странах, воспринявших французскую конституционно-правовую систему, принято различать собственно З. (вносятся в парламент правительством) и законодательные предложения (вносятся депутатами).

проект нормативного акта, внесенный в парламент для обсуждения и возможного принятия. Законотворческая работа занимает большую часть времени парламента. Обычно на конституционном уровне определяется круг субъектов, обладающих правом вносить в парламент законопроекты (субъекты законодательной ини циативы). Законопроект проходит несколько чтений (их количество и процедура перехода от одного к другому сильно отличается в разных парламентах). Первое чтение, как правило, сводится к принятию законопроекта для рассмотрения в парламенте. Если депутаты сочтут, что данный законопроект вообще не нужен и проголосуют против, работа над ним прекращается. Если же законопроект принят в первом чтении, он передается в соответствующий комитет, который организует подачу поправок, консультации, парламентские и общественные слушания и т. п. мероприятия. В результате текст законопроекта может очень сильно измениться. После принятия палатами парламента документ, как правило, поступает на подпись высшему должностному лицу (президенту, губернатору и т. д.и после его подписи приобретает силу закона. В случае, если на принятый законопроект накладывается вето, он возвращается для нового обсуждения.

официальный текст предлагаемого к принятию проекта закона. Порядок подготовки, представления и внесения 3. в Государственную Думу, требования, предъявляемые к 3., определены Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания. Статус официального 3. приобретает в том случае, если, зарегистрировав его, Государственная Дума удостоверяется в том, что данный 3. представлен субъектом права законодательной инициативы, а его содержание, форма, предъявленные документы отвечают процедурным требованиям Регламента палаты. Юридическое значение признания 3. официальным таково: инициатор 3. вправе требовать включения его в план рассмотрения палатой законопроектов; 3. может быть направлен на заключение в Правительство РФ; в отношении такого 3. могут быть проведены парламентские слушания и совершены иные действия.
Законодательная практика оперирует также понятием "альтернативный законопроект". Таковым является 3., который по своему содержанию (предмету правового регулирования) совпадает с 3., уже принятым (или принимаемым) Государственной Думой к рассмотрению. Согласно Регламенту Государственной Думы, если такой 3. поступит в палату после принятия 3. по тому же вопросу в первом чтении, то альтернативный 3. возвращается его инициатору. В том случае, если альтернативные 3. вносятся до рассмотрения в первом чтении 3. по этому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении уже внесенного 3. Одновременно он устанавливает срок проработки альтернативных 3. и дает поручение ответственному комитету подготовить альтернативные 3. к рассмотрению палатой в первом чтении наряду с 3., внесенным в Государственную Думу ранее. Если в отношении поступивших ранее 3. принято решение о включении их в проект порядка работы палаты, то принятие к рассмотрению новых альтернативных 3. прекращается.
(В.Ч.)

текст предлагаемого к принятию закона, содержащий проектируемые нормы права и подготовленный для внесения на рассмотрение высшего органа законодательной власти страны или на референдум.
Подготовка 3. начинается с принятия решения о начале работы над ним. В РФ планы законопроектных работ на календарный год утверждаются ГД. Решение о подготовке 3. может приниматься высшим законодательным органом в форме поручения своим постоянным комитетам. Правительству либо какому-либо иному органу разработать проект того или иного акта. 3. может быть подготовлен по инициативе Президента, Правительства РФ, комитетов законодательного органа, других лиц, органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. Инициативу в подготовке 3. могут проявить субъекты Федерации через свои органы законодательной власти. При подготовке первоначального варианта 3. бычно применяется ведомственный отраслевой принцип. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление 3., участие специалистов. Во многих случаях поручение составить первоначальный текст дается нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Минюст РФ, ВС РФ. Прокуратура, МВД РФ). В правотворческой практике в зависимости от содержания 3. используется и другой принцип, когда он готовится постоянными комитетами высшего представительного органа (3. о выборах, о статусе депутатов, о референдуме и т.д.). Однако ведомственный принцип преобладает в современной законотворческой практике. Большинство законов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с активным участием партий, профсоюзов и других общественных объединений.
Разработка 3. определяется его научной концепцией, включает в себя определение основных целей будущего регулирования, примерную структуру 3., обоснование его основных нормативных положений, сведения о действующем регулировании и зарубежном законодательстве по соответствующему вопросу, предложения о составе органов и организаций, которые должны участвовать в разработке 3., и др. Для подготовки важных и сложных 3. обычно образуются комиссии, включающие депутатов. представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций. ученых-юристов, ученых соответствующих отраслей науки и других специалистов. Возможны поручения составить альтернативные проекты нескольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам. а также объявление конкурсов на лучший проект.
После разработки первоначального варианта 3. обычно организуется его предварительное обсуждение, которое осуществляется, как правило, с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций общественности. Формы такого обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, регионах и т.д.) с привлечением общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение на совещаниях в соответствующих комитетах законодательного органа по профилю проекта с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций; расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати, на радио и телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями, научные конференции и симпозиумы, отзывы и заключения на 3. со стороны министерств и ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т.д. Важнейшие 3. могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
Подготовленные 3. обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии. Разработанные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе.
После учета замечаний и предложений, высказанных в процессе предварительного обсуждения 3. он окончательно дорабатывается и редактируется. Как правило, это делает рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст 3. Затем 3. вносится в официальном порядке на рассмотрение в законодательный орган. Правом официального внесения 3. в высший представительный орган страны (законодательной инициативой) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные Конституцией РФ.
Все официально внесенные 3. рассматриваются и принимаются, как правило, после обсуждения соответствующими комитетами (комиссиями) палат законодательного органа по профилю 3., а также комитетом по законодательству. Затем рассмотрение 3. вносится в повестку дня заседания законодательного органа (см. Законодательный процесс).

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение высшего органа законодательной власти или на референдум.

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум.

текст предлагаемого к принятию закона (см.), представленный на рассмотрение законодательного органа имеющими на то право органами и лицами (см. Право законодательной инициативы).

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение высшего представительного органа законодательной власти или на референдум. Подготовка З. начинается с принятия решения о начале работы над ним. В РФ планы законопроектных работ на календарный год утверждаются ГД.

письменный текст, представляемый субъектом права законодательной инициативы. в парламент для рассмотрения и принятия в качестве закона. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть переданы ими субъектам права законодательной инициативы и внесены последними в парламент (см.: Законодательный процесс). (С. А.)

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения в законодательный орган или на референдум. Процесс подготовки 3. включает принятие решения о его разработке, выработку текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки 3. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По субъекту законодательной инициативы 3. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д.

текст подготовленного в порядке реализации права законодательной инициативы и предлагаемого для обсуждения парламенту закона. Законопроект обычно подготавливается правительством, комитетами, депутатскими фракциями, другими субъектами права законодательной инициативы. Законопроект, подготовленный научными учреждениями, коллективами, отдельными лицами, не обладающими правом законодательной инициативы на началах законодательного почина, парламент рассматривать не обязан. Нередко для обсуждения в парламент представляются альтернативные проекты законов.

англ. bill) – текст, вносимый в порядке законодательной инициативы в законодательный орган государства для рассмотрения и принятия в качестве закона либо выносимый на референдум. Законодательный орган государства обязан рассмотреть З. при условии, что он вынесен субъектом законодательной инициативы, к нему приложены все необходимые сопроводительные документы и материалы, соблюдена процедура внесения. Внесение З. на референдум также должно осуществляться в соответствии с установленной процедурой, обычно иной, чем внесение З. в парламент.
Все официально внесенные З. рассматриваются и принимаются, как правило, после обсуждения соответствующими комитетами (комиссиями) палат по профилю З., а также комитетом по законодательству. Затем рассмотрение З. вносится в повестку дня заседания законодательного органа.

текст, вносимый в порядке законодательной инициативы в законодательный орган государства для рассмотрения и принятия в качестве закона либо выносимый на референдум. Законодательный орган государства обязан рассмотреть 3. (при этом он может отклонить его) только при условии, что он внесен субъектом законодательной инициативы, к нему приложены все необходимые сопроводительные документы и материалы, соблюдена процедура внесения. Эти условия регулируются соответствующим законодательством данной страны либо правовыми обычаями. Вынесение 3. на референдум также должно осуществляться в соответствии с установленной процедурой, обычно иной, чем внесение 3. в парламент. В некоторых странах в зависимости от субъекта законодательной инициативы наименования вносимых в законодательный орган документов различны. Например, во Франции депутаты вносят законопредложе- ния, правительство — законопроекты, в Португалии, наоборот, депутаты и парламентские группы (партийные фракции) вносят 3., а правительство — законо- предложения. Вместе с тем каких-либо существенных различий в правовом статусе 3. и законопредложе- ний нет. А.С. Автономов

первоначальный текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение законодательного органа или референдум. Процесс подготовки З. включает принятие решения о подготовке проекта, выработку его текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки З. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По содержанию З. подразделяются на следующие виды: публичные, которые устанавливают общие нормы поведения; финансовые, касающиеся к.-л. финансовых вопросов (ассигнования, налоги, займы и т.д.); частные, которые касаются к.-л. физических или юридических лиц и носят характер административных актов (имущественные претензии к правительству, статус корпораций и т.д.). По субъекту законодательной инициативы З. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д. Во Франции и в странах, воспринявших французскую конституционно-правовую систему, принято различать собственно З. (вносятся в парламент правительством) и законодательные предложения (вносятся депутатами).

проект нормативного акта, внесенный в парламент для обсуждения и возможного принятия. Законотворческая работа занимает большую часть времени парламента. Обычно на конституционном уровне определяется круг субъектов, обладающих правом вносить в парламент законопроекты (субъекты законодательной ини циативы). Законопроект проходит несколько чтений (их количество и процедура перехода от одного к другому сильно отличается в разных парламентах). Первое чтение, как правило, сводится к принятию законопроекта для рассмотрения в парламенте. Если депутаты сочтут, что данный законопроект вообще не нужен и проголосуют против, работа над ним прекращается. Если же законопроект принят в первом чтении, он передается в соответствующий комитет, который организует подачу поправок, консультации, парламентские и общественные слушания и т. п. мероприятия. В результате текст законопроекта может очень сильно измениться. После принятия палатами парламента документ, как правило, поступает на подпись высшему должностному лицу (президенту, губернатору и т. д.и после его подписи приобретает силу закона. В случае, если на принятый законопроект накладывается вето, он возвращается для нового обсуждения.

официальный текст предлагаемого к принятию проекта закона. Порядок подготовки, представления и внесения 3. в Государственную Думу, требования, предъявляемые к 3., определены Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания. Статус официального 3. приобретает в том случае, если, зарегистрировав его, Государственная Дума удостоверяется в том, что данный 3. представлен субъектом права законодательной инициативы, а его содержание, форма, предъявленные документы отвечают процедурным требованиям Регламента палаты. Юридическое значение признания 3. официальным таково: инициатор 3. вправе требовать включения его в план рассмотрения палатой законопроектов; 3. может быть направлен на заключение в Правительство РФ; в отношении такого 3. могут быть проведены парламентские слушания и совершены иные действия.
Законодательная практика оперирует также понятием "альтернативный законопроект". Таковым является 3., который по своему содержанию (предмету правового регулирования) совпадает с 3., уже принятым (или принимаемым) Государственной Думой к рассмотрению. Согласно Регламенту Государственной Думы, если такой 3. поступит в палату после принятия 3. по тому же вопросу в первом чтении, то альтернативный 3. возвращается его инициатору. В том случае, если альтернативные 3. вносятся до рассмотрения в первом чтении 3. по этому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении уже внесенного 3. Одновременно он устанавливает срок проработки альтернативных 3. и дает поручение ответственному комитету подготовить альтернативные 3. к рассмотрению палатой в первом чтении наряду с 3., внесенным в Государственную Думу ранее. Если в отношении поступивших ранее 3. принято решение о включении их в проект порядка работы палаты, то принятие к рассмотрению новых альтернативных 3. прекращается.
(В.Ч.)

текст предлагаемого к принятию закона, содержащий проектируемые нормы права и подготовленный для внесения на рассмотрение высшего органа законодательной власти страны или на референдум.
Подготовка 3. начинается с принятия решения о начале работы над ним. В РФ планы законопроектных работ на календарный год утверждаются ГД. Решение о подготовке 3. может приниматься высшим законодательным органом в форме поручения своим постоянным комитетам. Правительству либо какому-либо иному органу разработать проект того или иного акта. 3. может быть подготовлен по инициативе Президента, Правительства РФ, комитетов законодательного органа, других лиц, органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. Инициативу в подготовке 3. могут проявить субъекты Федерации через свои органы законодательной власти. При подготовке первоначального варианта 3. бычно применяется ведомственный отраслевой принцип. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление 3., участие специалистов. Во многих случаях поручение составить первоначальный текст дается нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Минюст РФ, ВС РФ. Прокуратура, МВД РФ). В правотворческой практике в зависимости от содержания 3. используется и другой принцип, когда он готовится постоянными комитетами высшего представительного органа (3. о выборах, о статусе депутатов, о референдуме и т.д.). Однако ведомственный принцип преобладает в современной законотворческой практике. Большинство законов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с активным участием партий, профсоюзов и других общественных объединений.
Разработка 3. определяется его научной концепцией, включает в себя определение основных целей будущего регулирования, примерную структуру 3., обоснование его основных нормативных положений, сведения о действующем регулировании и зарубежном законодательстве по соответствующему вопросу, предложения о составе органов и организаций, которые должны участвовать в разработке 3., и др. Для подготовки важных и сложных 3. обычно образуются комиссии, включающие депутатов. представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций. ученых-юристов, ученых соответствующих отраслей науки и других специалистов. Возможны поручения составить альтернативные проекты нескольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам. а также объявление конкурсов на лучший проект.
После разработки первоначального варианта 3. обычно организуется его предварительное обсуждение, которое осуществляется, как правило, с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций общественности. Формы такого обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, регионах и т.д.) с привлечением общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение на совещаниях в соответствующих комитетах законодательного органа по профилю проекта с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций; расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати, на радио и телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями, научные конференции и симпозиумы, отзывы и заключения на 3. со стороны министерств и ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т.д. Важнейшие 3. могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
Подготовленные 3. обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии. Разработанные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе.
После учета замечаний и предложений, высказанных в процессе предварительного обсуждения 3. он окончательно дорабатывается и редактируется. Как правило, это делает рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст 3. Затем 3. вносится в официальном порядке на рассмотрение в законодательный орган. Правом официального внесения 3. в высший представительный орган страны (законодательной инициативой) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные Конституцией РФ.
Все официально внесенные 3. рассматриваются и принимаются, как правило, после обсуждения соответствующими комитетами (комиссиями) палат законодательного органа по профилю 3., а также комитетом по законодательству. Затем рассмотрение 3. вносится в повестку дня заседания законодательного органа (см. Законодательный процесс).

Законопроект - это законодательный акт, предлагаемый на рассмотрение законодательному органу. Законопроект не становится законом, пока не будет принят законодательным органом и, в большинстве случаев, утвержден органом исполнительной власти. После принятия законопроекта, он становится законом или правовым актом.

Термин ЗАКОНОПРОЕКТ

Термин "законопроект" в основном используется в Соединенных Штатах и странах ​​Содружества. В Соединенном Королевстве подразделы законопроекта называются статьями, а подразделы Закона называются разделами.

Подготовка законопроектов

Подготовка законопроекта заключается в создании проекта закона до принятия законопроекта в законодательном органе. В Великобритании законопроекты часто считаются конфиденциальными.

Как создаются законопроекты?

В Британской/Вестминстерской системе, где исполнительная власть избирается из органов законодательной власти и, как правило, имеет большинство в нижней палате, большая часть законопроектов выносятся правительством ("правительственный билль") на обсуждение. Представители законодательных органов власти (парламент) собираются для рассмотрения требований программы правительства, озвученной во время Тронной речи королевы (Коронная речь).

Существуют механизмы, позволяющие другим членам законодательных органов власти выносить на обсуждение законопроекты. Время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено, и поэтому вероятность принятия у них намного меньше, если консенсус не будет своевременно достигнут. В американской системе, где исполнительная власть формально отделена от законодательной власти, все законопроекты должны исходить из законодательного органа. Законопроекты могут быть внесены на рассмотрение следующими способами:

Что такое "Правило 10 минут"?

Правило десяти минут: возможность подачи прошения в палату о предоставлении времени для вынесения законопроекта на обсуждение. Такой способ используется в британской системе и называется "правилом десяти минут". Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект, который в случае согласия принять его на обсуждение, переходит в первое чтение. Хотя подобное правило существует также в процедуре принятия законопроектов Конгрессом США, оно редко используется.

Внесение законопроекта правительством: В юрисдикциях, где исполнительная власть может контролировать законодательную деятельность, законопроект может быть вынесен на обсуждение указом президента.

Законодательный процесс

Законопроекты, как правило, проходят несколько чтений. Такое название связано с исторической практикой канцелярских чиновников читать содержание законопроектов перед вынесением их на обсуждение. Хотя законопроекты больше не читаются в прямом смысле этого слова во время их рассмотрения, практика "чтений" до сих пор используется.

В Британской / Вестминстерской системе законопроект проходит первое чтение после его вынесения на обсуждение. При этом формируется заказ на печать законопроекта и его повторное рассмотрение. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта - на этом этапе законопроект может быть отклонен из-за технических дефектов в его составлении. После второго чтения законопроект передается в комитет, который рассматривает законопроект постатейно с предложением внесения поправок, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Наконец в третьем чтении происходит рассмотрение законопроекта с поправками во всей его полноте. При двухпалатной законодательной системе, процесс повторяется во второй палате, прежде, чем законопроект будет представлен на утверждение органам исполнительной власти.

Вступление законопроекта в силу

В случае, когда часть первичного законодательства называется правовым актом, процесс перехода законопроекта в закон можно назвать принятием. После того, как законопроект будет принят законодательным органом, он может автоматически стать законом, или ему может потребоваться дополнительное одобрение, в этом случае принятие законопроекта может осуществляться путем его подписания или провозглашения утверждающим лицом.

Утверждение законопроекта

Законопроекты, принятые законодательным органом, как правило, требуют утверждения представителем исполнительной власти, например, монархом, президентом или губернатором, чтобы стать законом. Исключением было Ирландское Свободное государство в период с момента упразднения должности генерал-губернатора в декабре 1936 года до создания должности президента в декабре 1937 года, когда законопроекты, утвержденные парламентом Ирландии сразу становились законами.

В парламентских системах утверждение обычно является формальностью, так как номинальный глава государства подчиняется органам исполнительной власти, которые контролируются законодательными органами. В конституционных монархиях утверждение законопроекта называется королевской санкцией. В редких случаях в утверждении может быть отказано (наложено вето) или оно может быть отложено (отлагательное вето) номинальным главой государства. Законодательные органы могут иметь значительно меньше власти для внесения законопроектов по таким вопросам, и может потребоваться получение их одобрения заранее. В странах Содружества существует такое понятие, как королевская прерогатива. В Соединенном Королевстве, например, к королевской прерогативе относятся вопросы по выплатам королевской семье, престолонаследие и осуществление монархом прерогативных полномочий.

В президентских системах необходимость получить утверждение законопроекта может быть использована в качестве политического инструмента со стороны исполнительной власти. Отказ утвердить законопроект называется "наложением вето". Законодательная власть может преодолеть вето, набрав при голосовании квалифицированное большинство голосов.

Обнародование закона

Законопроект может вступить в силу, как только он станет законом, или может быть указан более поздний срок его вступления в силу, или может быть указано, кем и как законопроект может быть введен в действие; например, приказом министерства. Различные части законопроекта могут вступить в силу в разное время.

Обнародование закона, как правило, осуществляется путем его публикации в официальном бюллетене. Это может потребоваться для принятия закона, введения его в действие, или и для того и другого одновременно.

Нумерация законопроектов

Законодатели присваивают законопроектам порядковые номера.

В Соединенных Штатах все законопроекты, внесенные Палатой представителей начинаются с букв "H.R.", а все законопроекты, внесенные Сенатом начинаются с буквы "S". Каждые два года, в начале нечетных лет, Конгресс Соединенных Штатов возобновляет нумерацию начиная с 1, хотя для законопроектов Палаты представителей зарезервировано первые 20 номеров законопроектов, и у Сената есть аналогичная нумерация для первых 10 законопроектов. Совместные резолюции имеют ту же силу, что и законопроекты, и их названия начинаются с "H. J. Res." или "S. J. Res." в зависимости от того, были ли они внесены Палатой представителей или Сенатом соответственно. Это означает, что у двух разных законопроектов может быть один и тот же номер. Каждый двухлетний промежуток называется конгрессом, который отслеживает сроки полномочий представителей, избираемых на общенациональных выборах в Палату представителей один раз в два года, и каждый конгресс разделен на годовые периоды, называемые сессиями.

В Великобритании, например, Закон о коронерах и юстиции в 2009 году начался с внесения законопроекта № 9 в Палате общин. Потом он стал законопроектом № 72 на рассмотрении Комитета, после чего он попал в Палату лордов как законопроект № 33. Затем он стал законопроектом № 77 в Палате лордов, и вернулся в Палату общин, как законопроект № 160, прежде чем наконец-то был принят в качестве Закона № 29. Парламент возобновляет нумерацию с единицы в начале каждой сессии. Это означает, что два разных законопроекта могут иметь один и тот же номер. Парламентская сессия обычно длится год. Она начинается с Церемонии открытия парламента и заканчивается Пророгацией.

Кого и в чем ограничат законопроекты о QR-кодах

Правительство подготовило законопроекты, которые позволят регионам требовать подтверждений вакцинации при посещении почти любых общественных пространств, а также при междугородних поездках. Эксперты считают новые меры ожидаемыми и предсказуемыми, объясняют, чем они помогут гражданам и бизнесу, и критикуют предшествующие шаги властей по борьбе с COVID-19.

Законопроекты касаются только угрозы распространения коронавируса (а не любых ЧС) и носят временный характер — их действие закончится 1 июня 2022 года.

Все указанные в них меры касаются только граждан, достигших 18 лет.

Законопроект № 17357-8 позволяет региональным властям устанавливать правила посещения массовых мероприятий, учреждений культуры, кафе, ресторанов, торговых центров и магазинов. Для этого потребуется QR-код о вакцинации, официальное подтверждение, что гражданин переболел коронавирусом, либо медицинский отвод от прививки. До 1 февраля 2022 года также можно будет использовать отрицательный ПЦР-тест. Предъявить код можно в том числе и на бумажном носителе, такие документы будут выдавать в МФЦ. Как будут посещать такие места иностранцы, которые не могут получить QR-код, решит Главный санитарный врач России.

Судьбу российских граждан, сделавших иностранную прививку, законопроект не проясняет. Но пока они не признаются в РФ. Первый шаг сделали в Ленобласти, где 1 ноября разрешили посещать музеи и театры по зарубежным QR-кодам.


Решение, для каких конкретно мероприятий и мест будет действовать такой пропускной режим, смогут принять власти субъекта в зависимости от ситуации с COVID-19.



Новеллы напрямую связаны с провалом правительства и органов исполнительной власти, которые не смогли выстроить правильную и открытую политику внутри государства и наладить диалог с гражданами.

Михаил Герман, партнер GRATA International GRATA International Федеральный рейтинг. группа Морское право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании ×

Ограничения на транспорте

Требования будут вводиться в два этапа. На первом QR-код потребуется только при посадке в транспорт. Если человек купил билет, но QR-кода у него нет, ему вернут деньги в течение 30 дней.

На втором этапе код потребуется предъявить уже при покупке билета на поезд или самолет. Первый этап начнется сразу после вступления закона в силу, а срок наступления второго этапа кабмин определит отдельным актом.


Ряд субъектов ввели или запланировали ограничительные меры для пассажиров. С 23 ноября QR-коды будут требоваться для посадки на авиарейсы и междугородние автобусы внутри Камчатского края. С 7 ноября такие требования ввели для междугородних поездок автомобильным и железнодорожным транспортом в Хабаровском крае, а с декабря их распространят и на авиаперелеты.

Но все эти нормы до сих пор касались только передвижений внутри регионов, а не между ними. В случае принятия правительственной новеллы ситуация изменится.

Конституционно или нет?

Александр Павлов отметил, что конституционное право на свободное передвижение по территории страны и выезд за ее пределы, безусловно, будет ограничено для не имеющих QR-кодов граждан, если законопроект примут. В то же время государство уполномочено ограничивать одни права граждан для того, чтобы соблюсти другие — в данном случае право на охрану здоровья.

Герман отметил, что законопроекты не прошли даже первое чтение с Госдуме и могут претерпеть существенные изменения.

В то же время новые нормы могут в любом случае вызвать раскол в обществе, хотя в последнее время многие россияне и изменили свое отношение к вакцинации, опасается партнер GRATA International GRATA International Федеральный рейтинг. группа Морское право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании × .

40 млн непривитых пассажиров и коллективный иммунитет

Министр транспорта Виталий Савельев отметил, что с августа 2020-го по август 2021-го около 58 млн россиян воспользовались авиа- и железнодорожным транспортом, и только 29,5% из них вакцинированы от коронавируса. Именно поэтому новые меры затрагивают поездки этими видами транспорта.

Читайте также: