Какие институты осуществляют государственную власть в россии право 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламентявляется высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно,механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.

Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Законодательная власть.

Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.

Функции парламента:

· законодательная – деятельность по принятию законов.

· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Полномочия парламента.

· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.

· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.

· Определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов:

2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

· Флибустьерство – затягивание прений.

· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.

4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.

Суверенитет (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Суверенитет, т.е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов. Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства. Государственный суверенитет выражается в неприкосновенности территории государства, самоопределении ее народа, самостоятельном выборе внутренней и внешней политики. С помощью государственных органов государство осуществляет свои многочисленные функции.

Внутренние и внешние функции государства ( 9 класс)

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям государства относятся:

установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

организация экономической жизни, денежного обращения в стране;

осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т. п.);

социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

защита границ и оборона страны при нападении извне;

внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами;

организация экономических связей с другими странами.

Формы государства ( 9 класс)

Форма государства – это способ организации государства, состоящий из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма правления определяет способ образования органов государственной власти. Их всего две: монархия и республика. В монархии власть наследуется, а в республике правителя избирают на определенный срок. Монархии бывают абсолютными и ограниченными (конституционными). Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными. В парламентской республике сильна власть избираемого гражданами парламента. Парламент избирает президента и формирует правительство, ответственное только перед ним. Парламентскими республиками являются Италия, Германия. Роль президента в них слабее роли премьер-министра, возглавляющего правительство. В президентской республике сильна власть избираемого гражданами президента, который кроме того, что выполняет полномочия главы государства еще, и возглавляет правительство. Смешанные республики объединяют признаки парламентской и президентской республик. Россия является смешанной республикой. Форма государственного устройства – это характер отношений между высшими органами власти государства и органами власти его территориальных единиц. Существуют две формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Любое государство делится на территориальные части (губернии, края, области и т.д.). Это необходимо для эффективного управления государством. В унитарных государствах эти территориальные части не имеют политической и юридической самостоятельности, они подчиняются центральным органам власти, у них нет своей конституции и законов. Тогда, как территориальные части федеративного государства, которые называются субъектами, имеют самостоятельность, свои органы государственной власти (главу, законодательный орган, правительство, суды), свои законы и конституцию.

Понятие и признаки органов государственной власти

  • Формирование органа в соответствии с порядком, установленным законодательно;
  • Каждый орган в государственном механизме обладает самостоятельностью;
  • Деятельность государственных органов регулируется законодательством;
  • Государственный орган обладает властными полномочиями;
  • У каждого государственного органа есть своя материальная и финансовая база;
  • Наличие четкой внутренней структуры.


Система органов государственной власти в РФ

  1. Единство системы. Строение системы органов государственного управления закреплено в конституции РФ (ст. 11).
  2. Разделение властей на три самостоятельные ветви: исполнительную, законодательную и судебную.
  3. Демократичность, выражается в том, что носитель власти – народ, который осуществляет свою волю через свободные выборы, и перед которым отчитываются должностные лица.
  4. Деятельность системы органов управления осуществляется в строгом соответствии с законами государства.
  5. Гуманизм, выражается в том, что главная цель системы органов власти – обеспечение интересов общества и человека.
  6. Суверенитет власти – это ее независимость от внешнеполитических факторов и верховенство внутри страны.

Структура органов власти в РФ

Законодательная власть в РФ

В России постоянно действует двухпалатное федеральное собрание – представительный и законодательный государственный орган. Верхняя и нижняя палаты федерального собрания имеют как общие, так и отдельные функции.


Функции палат Федерального собрания

Исполнительная власть в РФ

  1. Составление федерального бюджета, передача его Государственной думе и контроль за его исполнением.
  2. Контроль за единством финансовой, кредитной и денежной политики в России.
  3. Осуществление политики государства в области социального обеспечения, науки, культуры, экологии, здравоохранения и т.д.
  4. Осуществление мер, направленных на безопасность страны, увеличение ее обороноспособности.
  5. Реализация внешней политики.


Полномочия правительства РФ

Судебная власть в РФ

  1. Правосудие может осуществляться только судом.
  2. Строгое соответствие конституции и законодательству РФ.
  3. Судьи независимы, законом обеспечено невмешательство кого бы то ни было в осуществление правосудия. Судья не имеет права совмещать свою деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, а также быть депутатом.
  4. Рассмотрение дел в большинстве случаев ведется коллегиально.
  5. На судебном процессе обязателен принцип состязательности, при этом стороны судебного процесса имеют равные права.
  6. В РФ действует презумпция невиновности, то есть правило, согласно которому человек не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана.
  7. Недопустимо повторное осуждение за одно и то же преступление.
  8. Обе стороны судебного процесса имеют право пользоваться помощью квалифицированных юристов.

Институт президентства в РФ

  • Избирается на определенный срок – 6 лет.
  • Пользуется неприкосновенностью.
  1. Правотворческая деятельности (издание указов и распоряжений), право законодательной инициативы. Право вето.
  2. Предоставление гражданства РФ и политического убежища иностранным гражданам.
  3. Назначение представителей президента РФ в федеральных округах.
  4. Назначение выборов в Государственную Думу.
  5. Назначение представителя Правительства РФ.
  6. Выдвижение кандидатов на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов.
  7. Выполнение функций Верховного главнокомандующего вооруженными силами РФ.
  8. Руководит внешней политикой РФ.
  1. Власть
  2. Юридическая сила
  3. Государство
  4. Голосование
  5. Законопроект
  6. Форма государственного устройства
  7. Выборный
  8. Отлагательное вето
  9. Политический режим

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Осуществление управления федеральной собственностью (правит.114)
  2. Формирование Совета Безопасности России (през.83)
  3. Назначение на должность Председателя Счетной Палаты (госдума 103)
  4. Назначение выборов Государственной Думы (през 84)
  5. Назначение на должность судей Конституционного Суда (совет федерации 102)
  6. Утверждение военной доктрины РФ

Первое неверно, поскольку это относится к полномочиям Правительства (114 статья Конституции). А вот второе, согласно 83 статье Конституции, находится в ведении Президента. Третье, по 103 статье Конституции, относится к деятельности Государственной Думы. Четвертое, согласно 84 статье основного закона – полномочие Президента. Пятое относится к полномочиям Совета Федерации (102 статья Конституции), а шестое, согласно 83 статье – к полномочиям Президента.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Субъекты страны Х наделены значительной политической самостоятельностью.
  2. Правительство не несет ответственности перед парламентом.
  3. Президент избирается населением в ходе всеобщих выборов.
  4. Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.
  5. Правительство формируется президентом.

Первое неверно, поскольку это говорит о федеративном устройстве государства, но не о типе республики. А вот второе верно – правительство было бы ответственно перед парламентом в случае парламентской республики, а так оно ответственно перед президентом. Третье также верно, потому что при парламентской республике президент избирался бы членами парламента. Четвертое неверно, поскольку правительство формируется президентом, что сказано в 5 утверждении.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Гражданину 31 год.
  2. У гражданина нет высшего образования в области политологии.
  3. Гражданин проживает в РФ 8 лет.
  4. Гражданин по вероисповеданию католик.
  5. Гражданин не женат.

Согласно 81 статье Конституции, стать Президентом РФ может гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории страны не менее 10 лет. При этом для кандидатов не устанавливается образовательный ценз – то есть наличие высшего образования не обязательно. Пунктов о вероисповедании и семейном положении в списке обязательных требований к кандидатам тоже нет. Значит, верны 1 и 3 положения – гражданин моложе нужного возраста и проживает в стране меньше, чем того требует закон.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Согласно 114 статье Конституции, Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета и обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Все остальные полномочия, в соответствии с 84 и 86 статьями Конституции РФ, находятся в ведении Президента РФ.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Совет Федерации
  2. Государственная Дума

Выполнить такое задание сложно, если не выучить полномочия палат. Согласно 102 статье Конституции РФ, к ведению Совета Федерации из данного списка относится утверждение изменения границ между субъектами РФ и назначение выборов Президента РФ. Все остальные пункты, в соответствии со 103 статьей Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1401s Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они выполняют: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.
ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
А) Осуществление помилования Б) Изменение границ между субъектами РФ В) Разработка федерального бюджета Г) Управление федеральной собственностью Д) Назначение на должность Председателя ЦБ РФ 1) Совет Федерации 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Президент РФ
А Б В Г Д

Как видим, выполнить такое задание, не имея четкого представления о полномочиях субъектов власти, очень сложно, поэтому все это нужно хорошо выучить. Осуществление помилования относится к полномочиям Президента – это указано в 89 статье Конституции. Изменение границ между субъектами РФ – одно из полномочий Совета Федерации (102 статья Конституции). Разработкой федерального бюджета занимается Правительство, что указано в 114 статье Конституции. Управление федеральной собственностью также относится к полномочиям Правительства (та же 114 статья). А вот назначение на должность Председателя ЦБ РФ относится к ведению Государственной Думы (103 статья Конституции).

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Назначение выборов Президента Российской Федерации
  2. Разработка федерального бюджета
  3. Обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики
  4. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
  5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

Назначение выборов входит в ведение Совета Федерации, поэтому первое неверно. А вот второе верно – согласно 114 статье Конституции, это относится к полномочиям Правительства. Третье также находится в ведении Правительства, а вот четвертое и пятое, согласно 103 статье Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации.
  2. Федеральное Собрание – нижняя палата парламента РФ.
  3. Состав Федерального Собрания избирается по пропорциональной системе.
  4. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган.
  5. В Федеральное Собрание входит 450 членов.

Федеральное Собрание – парламент РФ; первое утверждение верно, поскольку это – представительный и законодательный орган нашей страны. Второе ошибочно; нижняя палата парламента – Государственная Дума. Третье тоже неверно: по пропорциональной системе избирается лишь состав Государственной Думы, а в Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого субъекта страны. Четвертое верно согласно 99 статье Конституции. А вот пятое неправильно: 450 депутатов входит только в Государственную Думу.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Количество мест, которые партия получает в парламенте, зависит от процента голосов, полученных ею на выборах.
  2. Партии, не прошедшие процентный барьер, не получают места в парламенте.
  3. Независимые, беспартийные кандидаты также имеют право выдвинуть свою кандидатуру на выборы.
  4. Для избрания необходимо получить большинство голосов, при получении меньшинства голосов мест в парламенте партия не получает.
  5. Возможно применение системы абсолютного или относительного большинства голосов.

При пропорциональной избирательной системе голосование проходит по партийным спискам; исходя из процента набранных голосов партии получают соответствующее количество мест в парламенте. Однако для того, чтобы пройти в парламент, необходимо преодолеть определенный процентный барьер, то есть получить минимальное для прохождения в парламент число голосов – например, на выборах Государственной Думы он составляет 7%. Исходя из всего этого, видно, что верны первое и второе утверждения. Остальные утверждения характеризуют мажоритарную систему, при которой побеждает единственный кандидат, набравший большинство голосов – причем большинство может быть как абсолютным, так и относительным.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Мировой судья
  2. Супруг
  3. Военнослужащий срочной службы
  4. Избиратель
  5. Губернатор

Это задание на первый взгляд кажется несложным, однако важно помнить, что по российскому законодательству мировым судьей можно стать только с 25 лет, а губернатором – с 30. Вступать в брак граждане могут с 16 лет, на военную службу призываются с 18 лет, избирателем можно также стать по наступлении 18. Следовательно, верны второе, третье и четвертое положения.

3. Государство – ведущий институт политической системы.

3.1 Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства……5

Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов , которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.

Процесс становления института президентства в РФ

Президентство – принципиально новый государственный институт в России, который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990 – 1991 гг. Был закреплен пост Президента Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В1991 г. учрежден пост Президента РФ, создание этого института мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства. Президентская власть была призвана наладить действенное государственное управление, исполнение законов. Ее определенная самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление ее с помощью единой системы исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость системы управления обществом, предпосылку стабилизации обстановки в стране.

Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие. Не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

При создании института президентства в России использовался зарубежный опыт. Этот институт распространен в мире, имея заметные особенности в разных странах. В одних государствах – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти. В мировой практике встречается сочетание черт парламентарной и президентской республик – смешанные формы правления, которые оказали влияние на конструирование института президентства в России.

Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве. При организации президентской власти в Российской Федерации использовался опыт разных государств, но естественно, в Российской Федерации она имеет свои особенности.

Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993г. заметно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент Российской Федерации рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда Народных Депутатов Российской Федерации у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранились положения о полновластии высшего представительного органа, его всеобъемлющей компетенции оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.

Понятие Конституции Российской Федерации 1993г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, в основном характерная для смешаной формы правления с преобладанием президентских элементов. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей. Внесены большие изменения и новшества в правовой статус Президента Российской Федерации, он усилен.

Государство – ведущий институт политической системы

1.Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства.

В научной литературе существует несколько концепций происхож­дения государства. Теократическая концепция связывает возник­новение государства с божьим установлением.

Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате со­единения родов в племена, племен в общности.

Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организа­ции общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т. е. основными требованиями определен­ной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения междуна­родного права.

Вторым составляющим элементом государства является население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на его террито­рии и подчиняющееся его власти. Население государства может со­стоять из одного народа или быть многонациональным.

Итак, государство — это политическая целостность, образуе­мая национальной или многонациональной общностью, закреплен­ной на определенной территории, где поддерживается юридичес­кий порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

В современной политологии настойчиво подчеркивается ин­ституциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство — это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основны­ми сферами общественной жизни.

К таким учреждениям и организациям относятся: 1) предста­вительные учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) органы охраны общественного порядка; 4) вооруженные силы.

Наиболее общими признаками государства являются:

1) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживаю­щих на определенной территории;

2) политически самоопределяющаяся нация как субстанцио­нальный элемент государственности;

3) организация политической публичной власти, означающая ее отделение от общества, наличие у нее особого аппарата принуж­дения (армии, служб охраны порядка и безопасности);

4) суверенитет как политико-правовое свойство, выражающее­ся в независимости государственной власти от всякой другой, внутри

страны и в международном общении;

5) право на нормирование жизни всего общества, право на из­дание законов и норм, регулирующих общественную жизнь и имею­щих общеобязательный характер;

6) налоги, взимаемые с населения для покрытия расходов го­сударства при осуществлении своих функций.

Государство выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Функции государства - это обя­занности, круг деятельности, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме.

Принято выделять внутренние и внешние функции. К внут­ренним функциям относятся политическая, правовая, организатор­ская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-вос­питательная.

Политическая функция связана с осуществлением политиче­ской власти: поддержанием политического господства доминирую­щего в экономике класса или социальной группы, обеспечением по­литической стабильности, установлением отношении с политичес­кими партиями, общественными институтами, а также выработкой программных целей и задач развития общества, регулированием на­циональных отношений.

Правовая функция всецело принадлежит государству, кото­рое осуществляет нормотворчество, устанавливая правовые нормы и принимая законы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

Организаторская функция государства состоит в использо­вании организационных рычагов для осуществления властных пол­номочии, реализации выработанной политики: исполнения решений формирования и использования кадрового корпуса управлен­цев, осуществления контроля исполнения решений, предписаний, информационного обеспечения политики, осуществления мер коор­динации деятельности, различных субъектов политической системы и др.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объеме и содержании осуществляется в том или ином обще­стве и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуще­ствлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использова­нии долгосрочного планирования, программирования и др.

Социальная функция государства включает: удовлетворение . потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осу­ществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молоде­жи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности.

Образовательная функция государства. Многие государства стоят перед задачей: осуществление карди­нальной реформы в сфере образования, выработки политики, охва­тывающей весь процесс образования от дошкольного до универси­тетского. И государство в первую очередь обеспечивает демократи­зацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения, качественную подготовку мо­лодежи к активной жизни.

Культурно-воспитательная функция государства направле­на на создание условия для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. Тем не менее государственное финансирование, налоговое обложение, официальная государственная идеология - механизмы государственного воздействия, продуктивно влияющие на духовную жизнь общества, сферу культуры.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны, вмешательством в дела других го­сударств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совмест­ной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах и др.

Форма правления — внешнее выражение содержания госу­дарства, обусловленное структурой и правовым положением орга­нов государственной власти. От положения и характера высшего ор­гана государственной власти зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления - монархией (абсо­лютной, конституционной) и республикой (президентской, парла­ментской).

Форма государственного устройства — это национально-тер­риториальная организация государства и взаимоотношения цент­ральных и региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том: из каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение: соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства.

Существуют две основные формы: унитарная и федеративная.

Для унитарного государства свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самосто­ятельности у административно-территориальных единиц.

Федеративная форма государственного устройства это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъек­тами федерации и имеют собственное административно-террито­риальное деление,

Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-администра­тивном отношении. Субъект феде­рации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пре­делах установленной компетенции, издание законодательных ак­тов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федера­ции характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.

Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и пре­емственность определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов.

Государства могут быть типологизированы и по выполняе­мым ими функциям. Так, можно вы­делить военное или полицейское государство, характеризуемое ги­пертрофированным развитием и значительной частью структур государственного насилия — армии, военно-промышленного ком­плекса, органов охраны, порядка и безопасности. Основное назначение правового государства усматривается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов общества.

Социальное государство сосредоточивается на проведении активной социальной политики, содействующей смягчению и преду­преждению социальных конфликтов. Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место. Государство, обла­дая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основ­ные функции по управлению делами общества, поддержанию обще­ственного порядка.

Каждый политический институт, будь то учреждение государственной власти или общественно-политическое объединение, обладает специфическими элементами. К ним относятся оформленные цели (круг вопросов, составляющих сферу его деятельности), функции и роли, вытекающие из целей, средства (материальные, символические или идеальные), учреждения, санкции, применяемые как к субъектам – носителям институциональных функций, так к людям и объединениям, являющимся объектом воздействия института.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Государственное устройство РФ Согласно Конституции РФ ч.1 ст.1, современная Россия по форме государственного устройства является федеративным государством.

Ст. 10 Конституции РФ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 Конституции РФ 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

ВЫСШАЯ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Путь к правовому государству - закрепление принципа разделение властей

Необходимость принципа разделения властей Осуществляется три различных вида деятельности – принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия. Не должна произойти монополизация власти одной ее ветвью; три независимые ветви могут контролировать друг друга (система сдержек и противовесов).

Органы государственной власти (государственный орган) – часть государственного аппарата, наделённого государственно-властными полномочиями и осуществляющаяся свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Уровни гос.власти Ветви государственной власти Система фед.органов гос.власти ФС – парламент РФ Правительство РФ; Федеральные министерства и ведомства; Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах Конституционный суд РФ Верховный суд РФ Система региональных органов гос.власти Законодательные собрания, думы и т.д. Правительства (в республиках) Администрации, мэрии региональные министерства, управления и т.д. конституционные суды ( в республиках) мировые суды Законодательная Исполнительная Судебная Глава государства – Президент РФ

Институт президентства в РФ Президент – глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене. По конституции президент прямо не относится ни к одной из ветвей государственной власти

“ Клянусь при осуществлении полномочий Президента уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу ’’

Срок полномочий составляет 6 лет

Полномочия президента РФ – совокупность представленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций. Правотворческая деятельность; Правовой статус личности; Федеративное устройство государства; Отношения с парламентом; Отношения с органами исполнительней власти; Отношения с органами судебной власти и прокуратурой; Оборона и безопасность страны; Внешняя политика.

Высшая законодательная власть ФС – двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Согласно ст. 94 Конституции РФ, «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Функции Федерального собрания: Законодательная ( принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ; формирует правовую систему государства и обеспечивает правовое регулирование). Представительная ( выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства. Отражает не только проблемы, значимые для всей страны, но и самые разнообразные интересы регионов). Контрольная (обусловлена правом народа на контроль за деятельностью всех структур власти, которым он передал полномочия. Осуществляет парламентский контроль за исполнением государственного бюджета). Верховного руководства делами государства ( утверждает федеральный бюджет, учувствует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, дает согласие на введение чс).

ФС СФ ГД Состоит из 170 членов (исходя из 85 субъектов РФ): по 2 представителя от каждого субъекта: 1 – исполнительная власть, 1 – законодательная власть) Ст. 95 п.1 Конституции РФ Состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Ст. 96 п.2 Конституции РФ

Согласно статье 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся: Назначение на должность Генерального прокурора РФ, части членов ЦИК РФ

Вячеслав Викторович Володин – Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов. Государственная Дума ЕР (342) КПРФ (42) ЛДПР (39) СР (23) Родина (1) ГП (1)

Статья 103 1. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии; з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Высшая исполнительная власть Правительство РФ – высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России ю Правительство: - обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти; - осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

Председатель правительства Медведев Д. А. Правительство разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета; представление ГД отчета об исполнении фед.бюджета. Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; Управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Полномочия Правительства РФ

Судебная власть РФ Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Статья 118 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Статья 119 Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Статья 120 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Конституционный Суд РФ (19 судей) Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Суды субъектов РФ Городские (районные) суды) Арбитражные Суды субъектов РФ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Прокуратура не входит в систему судебной власти

Конституционный Суд Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Суды высшей инстанции и их полномочия Проверка соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов всех ветвей государственной власти (законы , указы Президента РФ ) Рассмотрение споров о компетенции между органами власти РФ и её субъектов Толкование Конституции РФ Проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод Осуществляет в предусмотренных федеральном законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции , включая военные и специализированные федеральные суды Даёт разъяснения по вопросам судебной практики Изучает и обобщает судебную практику , анализирует судебную статистику и даёт руководящие разъяснения суда по вопросам применения законодательства РФ , возникающим при рассмотрении судебных дел Рассмотрение экономических споров Рассматривает установление фактов имеющих значение для возникновения изменения или прекращения прав организации и граждан в сфере предпринимательской деятельности Рассматривает дела о несостоятельности организации и граждан

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Функции Субъекты государственной власти А) назначение выборов Президента РФ Б) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу В) управление федеральной собственностью Г) разработка федерального бюджета Д) объявление амнистии 1) Государственная Дума 2) Правительство РФ 3) Конституционный Суд РФ 4) Совет Федерации А Б В Г Д 4 3 2 2 1

Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Функции органов государственной власти РФ Органы государственной власти А) объявление амнистии 1) Государственная Дума Б) осуществление управления федеральной собственностью 2) Правительство РФ В) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека Г) осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан Д) осуществление мер по охране общественного порядка, борьбе с преступностью А Б В Г Д 1 2 1 2 2

Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Функции и полномочия Палаты Федерального собрания А) принимать федеральные законы 1) Государственная Дума РФ Б) изменять границы между субъектами РФ 2) Совет Федерации В) назначать на должность Генерального прокурора РФ Г) объявлять амнистию Д) назначать выборы Президента РФ А Б В Г Д 1 2 2 1 2

Установите соответствие между высшими органами законодательной и исполнительной власти и их функциями и полномочиями. Функции и полномочия Высшие органы власти А) принимать федеральные законы 1) Государственная дума РФ Б) управлять федеральной собственностью 2) Правительство РФ В) разрабатывать федеральный бюджет Г) объявлять амнистию Д) назначать на должность Председателя Центрального банка РФ А Б В Г Д 1 2 2 1 1

Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Функции и полномочия Палаты федерального собрания А) решать вопрос о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ 1) Государственная Дума РФ Б) назначать на должность судей высших судов РФ 2) Совет Федерации В) освобождать от должности Генерального прокурора РФ Г) решать вопрос о доверии Правительству Д) объявлять амнистию А Б В Г Д 2 2 2 1 1

Установите соответствие между функциями государственной власти и субъектами, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Функции Субъекты государственной власти А) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства 1) Президент РФ Б) назначение на должность федеральных министров 2) Правительство РФ В) осуществление исполнительной власти Российской Федерации Г) обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики Д) представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях А Б В Г Д 1 1 2 2 1

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ А) осуществляет исполнительную власть в РФ 1) Конституционный Суд РФ Б) по запросам Президента разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральным законам 2) Правительство РФ В) разрешает споры о компетенции между субъектами государственной власти РФ и субъектов РФ 3) Государственная Дума Г) осуществляет управление федеральной собственностью Д) принимает федеральные законы А Б В Г Д 2 1 1 2 3

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия. ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ А) утверждение изменения границ между субъектами РФ 1) Совет Федерации Б) осуществление управления федеральной собственностью 2) Президент РФ В) обеспечение исполнения федерального бюджета 3) Правительство РФ Г) утверждение военной доктрины РФ Д) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ А Б В Г Д 1 3 3 2 1

Читайте также: