Какие функции осуществляет детская поликлиника

Обновлено: 28.06.2024

1. Организация работы детских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ)

2. ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ

Изучить:
- принципы работы детских ЛПУ,
- организационную структуру и функции
детской поликлиники, стационара.

3. Организация лечебно-профилактической помощи детям в РФ – это государственная система, обеспечивающая непрерывное

4. Медицинская помощь

• может быть оказана детям в:
- специализированных отделениях
больниц и поликлиник для взрослых,
- детских отделениях родильных домов,
- перинатальных центрах,
- консультативно-диагностических
центрах,
- центрах и отделениях
восстановительного лечения и т.д.

5. Помощь детям, попавшим в ургентную ситуацию

• Функционируют:
- служба круглосуточной медицинской
помощи на дому,
- станции скорой и неотложной
медицинской помощи.

6. Лечебно-профилактическая помощь

В основном профилактическая,
оказывается также в учебновоспитательных учреждениях, таких как:
• дом ребенка,
• комплекс ясли-сад,
• школа,
• оздоровительный лагерь (в том числе
санаторного типа) и др.

7. Государственная система лечебно-профилактической помощи

Государственная система лечебнопрофилактической помощи
Основные типы ЛПУ:
• детская поликлиника,
• детская больница,
• детский санаторий.

8. ТИПЫ ЛПУ

Амбулаторно-поликлинические
учреждения
Поликлиники:
- детская городская;
- детская стоматологическая;
- детская консультативно-диагностическая.

9. ТИПЫ ЛПУ

• Больницы (стационары) :
- детская (городская, областная, краевая,
республиканская, окружная);
Детская специализированная больница:
- восстановительного лечения;
- инфекционная;
- психоневрологическая;
- психиатрическая;
- туберкулезная и др.

10. ТИПЫ ЛПУ

• Центры:
- консультативно-диагностический для детей.
• Учреждения охраны материнства и детства
- Перинатальный центр
- Родильный дом
- Центр охраны репродуктивного здоровья подростков
- Дом ребенка, в т.ч. специализированный
- Молочная кухня.
• Санаторно-курортные учреждения
- Детский санаторий, а также для детей с родителями.

11. Детская поликлиника (ДП)

ДП - это лечебно-профилактическое
учреждение, являющееся структурным
подразделением детской больницы или
самостоятельным медицинским
учреждением, которое обеспечивает в
районе деятельности внебольничную
помощь детям от рождения до 18 лет (до
17 лет 11 месяцев 29 дней
включительно).

12. Основными принципами работы детской поликлиники являются:

• Принцип участковости (800 детей на одном
территориальном участке);
• Непрерывность активного динамического
наблюдения за здоровьем ребенка, начиная
с антенатального периода;
• Преемственность в работе врачей,
оказывающих лечебно-профилактическую
помощь детям;
• Этапность в лечении.

13. Детская поликлиника (ДП)

14. Главное направление деятельности детской поликлиники

• обеспечение необходимых условий для
развития и воспитания здорового ребенка,
• проведение первичной профилактики
заболеваний,
• оказание лечебной помощи больным детям,
• организация лечебно-оздоровительной работы
с детьми, имеющими отклонения в развитии
и состоянии здоровья.

15. Организация работы детской поликлиники

Конечной целью деятельности ДП,
исходя из задач, является:
• снижение всех видов заболеваемости
и травматизма;
• снижение уровня детской смертности;
• повышение всех качественных
показателей здоровья.

• Основным методом в
профилактической работе является
диспансерный метод — метод активного
динамического наблюдения не только
за больными, но и за здоровыми
детьми.

18. Структура ДП


Подразделениями в структуре любой поликлиники являются:
регистратура,
фильтр с отдельным входом и боксированный изолятор,
кабинет доврачебной помощи,
кабинеты врачей,
лечебно-диагностические и профилактические кабинеты
(рентгеновский, функциональной диагностики,
физиотерапевтический, ингаляторий, процедурный,
ортопедический, ЛФК, массажа, здорового ребенка),
бассейн,
пункт раздачи молочных смесей,
административно-хозяйственные помещения.
Во многих поликлиниках есть свои клиническая и
биохимическая лаборатории.
В некоторых поликлиниках есть отделения
восстановительного лечения.

19. Педиатрический кабинет

20. Функции участкового педиатра

21. Функции участкового педиатра

22. Функции участкового педиатра

23. Функции участкового педиатра

Противоэпидемическая работа – это комплекс
мероприятий, направленных на своевременную
диагностику и профилактику инфекционных заболеваний.
Основными методами противоэпидемической работы
являются:
- проведение прививок (вакцинации);
- наблюдение за привитыми детьми, особенно при наличии
поствакцинальных осложнений;
- диагностика и лечение больных с инфекционными
заболеваниями, а при необходимости – госпитализация.

24. Функции участкового педиатра

25. В детской поликлинике используется медицинская документация:

• Детская больница - лечебнопрофилактическое учреждение для детей
и подростков в возрасте до 17 лет
включительно, нуждающихся в
постоянном (стационарном) врачебном
наблюдении, интенсивной терапии или
специализированной помощи.

27. Детские больницы

Разделены на:
• По территории обслуживаемых больных:
городские, районные, областные,
республиканские, государственные.
• По разнообразию отделений:
- многопрофильные (в 1 больнице имеются
отделения разного профиля – отделение
недоношенных, кардиологическое, хирургическое
и др.; это обычно областные детские больницы);
- Специализированные (на лечении находятся дети
с одной группой заболеваний – инфекционная
больница и др.)

28. Детские больницы

Разделены на:
• По принципу организации:
- объединенные с поликлиникой;
- без поликлиники.
• По объему работы – в зависимости от количества
коек, т.е. допустимого максимального
одновременного количества больных в отделении;
• Клиника – это больница, в которой
осуществляется не только лечебная, но и научноисследовательская работа, а также обучение
студентов.

29. Структура детской больницы

• приемное отделение (изолированные боксы);
• клинические отделения;
• лечебно-диагностическое отделение или
соответствующие кабинеты и лаборатории;
• патологоанатомическое отделение;
• вспомогательные подразделения (аптека,
пищеблок, кабинет медицинской статистики,
архив, административно-хозяйственная
часть, библиотека).

30. Функции детской больницы

• Главная функция – лечебная.
Работа медперсонала состоит из этапов:
• Принять больного и при необходимости
оказать неотложную помощь;
• Правильно и оперативно поставить диагноз;
• Провести весь комплекс лечебных
мероприятий;
• Укрепить организм ребенка для
предупреждения повторного заболевания или
возможного рецидива хронической патологии.

31. Порядок поступления больных в стационар

• Основные пути поступления больных в
стационар:
- по направлению врача детской
поликлиники;
- по направлению станции скорой и
неотложной помощи;
- в порядке самообращения;
- по направлению из детских учреждений.

32. Плановая госпитализация ребенка:

• Осуществляется по направлению;
– подробная выписка из истории развития
ребенка о наличии заболевания, лечения и
проведенных анализах в условиях
поликлиники;
– сведения о развитии ребенка, о перенесенных
соматических и инфекционных заболеваниях;
– справка об отсутствии контакта ребенка с
инфекционными больными дома, в детских
учреждениях, школе (срок действия – 24
часа);
– сертификат о профилактических прививках.

33. Работа приемного отделения (покоя)

• Первая встреча заболевшего ребенка с медицинским
персоналом происходит в приемном отделении.
• Главная его задача - организация приема и
госпитализации больных детей.
• От правильной и оперативной работы этого
отделения во многом зависит успех последующего
лечения.
• При поступлении больного устанавливают
предварительный диагноз, оценивают
обоснованность госпитализации, если необходимо,
оказывают неотложную медицинскую помощь.

34. Приемное отделение

Состоит из:
• вестибюля-ожидальни,
• приемно-смотровых боксов,
• изоляционных боксов на 1-2 койки,
• санитарного пропускника,
• кабинета врача,
• процедурной-перевязочной,
• лаборатории для срочных анализов,
• комнаты для медицинского персонала,
• туалета и других помещений.
Число приемно-смотровых боксов должно составлять
3% от количества коек в больнице.

35. Приемное отделение

• Ведется учет движения больных (регистрация
поступающих, выписанных, переведенных в другие
стационары, умерших),
• проводятся врачебные осмотры больного,
• оказывается экстренная медицинская помощь,
• осуществляются направления в соответствующие
отделения,
• санитарная обработка,
• изоляция инфекционных больных.
В этом же отделении имеется справочная.
Наличие нескольких приемно-смотровых боксов
позволяет отдельно вести прием терапевтических,
хирургических и инфекционных больных, детей грудного
возраста и новорожденных.

36. Реанимационное отделение

37. Средства транспортировки больных детей

38. Мельцеровский бокс

• Наиболее оправданной
является изоляция детей
в закрытом,
индивидуальном, или
мельцеровском, боксе
(предложен в 1906 г.
петербургским инженером
Э.Ф. Мельцером).
• Конструкция
мельцеровского бокса
предусматривает
устранение любого
контакта больного с
другими детьми на
протяжении всего
периода лечения

39. Мельцеровский бокс

1 - вход для больных с
улицы;
2 - предбоксник (передняя с
тамбуром);
3 - бокс;
4 - санузел;
5 - шлюз для персонала;
6 - вход в бокс для
медицинского персонала;
7 - окно для подачи пищи;
8 - кровать для больного

40. Правила работы медперсонала в мельцеровском боксе:

1) Медицинский персонал, обслуживающий больных в
боксированном отделении, находится во внутреннем
коридоре, в который запрещен вход больным.
2) При посещении больного медицинские работники входят
из коридора в шлюз, моют руки, надевают халат, затем
переходят в палату.
3) При выходе от больного процесс повторяется в
обратном порядке: снимается халат, затем
дезинфицируются руки. Необходимо следить за тем,
чтобы в момент открывания двери из палаты в шлюз
дверь из шлюза в коридор была плотно закрыта, чтобы
предупредить распространение через воздух
возбудителей таких инфекционных болезней, как корь,
ветряная оспа.

41. Детское отделение

• 1 врач-педиатр одновременно лечит 20
детей.
• Если на лечении находятся в основном
тяжелые больные (например, в
областной, в реанимационном
отделении), то педиатр ведет 5-10
больных.

42. Лечебно - охранительный режим

• Основные элементы лечебно-охранительного
режима
1. Устранение отрицательно действующих
раздражителей (обонятельных, зрительных,
слуховых).
2. Продление физиологического сна.
3. Устранение отрицательных психических переживаний
связанных со способами лечения, проведением
операций.
4. Устранение болевых ощущений, связанных с
лечебными манипуляциями.
5. Сочетание режима покоя и физической активности.
6. Поднятие общего нервно-психического тонуса
больного ребенка.

43. Организация противоэпидемического режима

• Мероприятия по предупреждению
заноса инфекций начинаются с момента
направления в стационар. Посещение
детских больниц детьми до 15 лет
запрещается.
• Источником инфекции в ряде случаев
может быть медицинский персонал. К
работе не допускаются лица с
признаками респираторных,
гнойничковых заболеваний, дисфункции
кишечника.

44. Диспансер

- это лечебно-профилактическое учреждение,
функциями которого являются активное раннее
выявление больных определенными группами
заболеваний, их регистрация и учет,
обследование с целью постановки диагноза,
оказание специализированной медицинской
помощи, активное динамическое наблюдение за
состоянием здоровья больных определенного
профиля, разработка и осуществление
необходимых мероприятий по предупреждению
заболеваний.

45. Детский санаторий

- это стационарное лечебно-профилактическое
учреждение для проведения среди больных
детей лечебно-восстановительных,
реабилитационных и общеоздоровительных
мероприятий, преимущественно с
использованием природных физических
факторов в сочетании с диетотерапией,
лечебной физкультурой и физиотерапией при
соблюдении соответствующего режима
лечения, обучения в школе и отдыха.

46. Отделение восстановительного лечения

• Предназначено для проведения комплекса
оздоровительных и лечебно-восстановительных
мероприятий детям с последствиями заболеваний
органов дыхания, нервной системы, опорнодвигательного аппарата, ЛОР-патологией и других.
• В состав отделения восстановительного лечения входят
кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры,
массажа, иглорефлексотерапии и др.
• Основной задачей этого отделения является проведение
комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий
восстановительного лечения с учетом характера, степени
и тяжести заболевания, возраста и индивидуальных
особенностей ребенка.

47. Отделение медико-социальной помощи

• Осуществляет медико-психологическую помощь, гигиеническое
воспитание и правовую помощь.
• Возглавляет работу заведующий отделением.
• В состав отделения могут быть введены следующие должности:
психолог (медицинский психолог), врач-педиатр, врач-терапевт
(подростковый), социальный работник к решению задач в области
охраны репродуцированного здоровья, консультирования по
профилактике заболеваний, передающимся половым путем,
нежелательной беременности и др. привлекаются врачи: акушергинеколог, уролог или иной специалист
• В области правовой помощи: юрисконсульт.
• Отделение функционирует на основе преемственности и взаимосвязи с
подразделениями детского АПУ, территориальными ЛПУ, органами и
учреждениями социальной защиты населения, общественными и
иными организациями.

48. Организация медицинской помощи в детских коллективах

• В современных условиях лечебнопрофилактическая помощь детям в
дошкольных учреждениях и школах
организуется детской поликлиникой, на
территории обслуживания которой находится
учреждение.
• В поликлиниках создаются специальные
отделения, в состав которых входят врачи и
медицинские сестры поликлиник, работающие
в дошкольных учреждениях и школах.

49. Детские дошкольные учреждения

В зависимости от своего предназначения делят на несколько типов:
• Ясли - учреждение здравоохранения, предназначенное для
воспитания детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет и оказания им
медицинской помощи.
• Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей в
возрасте от 3 до 7 лет, находящееся в ведении органов народного
просвещения или других ведомств, предприятий, организаций
частного типа. Существует объединенный тип детского дошкольного
учреждения - ясли - детский сад, где дети воспитываются в течение
ясельного и дошкольного периодов.
• Большое значение отводится работе медицинских сестер в
дошкольно-школьных отделениях детских поликлиник,
обеспечивающих лечебно-профилактический мониторинг за детьми
помимо ясель, детских садов, в таких учебно-воспитательных
учреждениях, как школы, оздоровительные лагеря (в том числе
санаторного типа), интернаты.

50. Дом ребенка

- это лечебно-профилактическое
учреждение, предназначенное для
содержания, воспитания, оказания
медицинской помощи детям-сиротам,
детям с дефектами физического или
психического развития, детям, родители
которых лишены родительских прав.
- В дома ребенка принимают детей в
возрасте до 3 лет по путевкам отделов
здравоохранения.

ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ (ОТДЕЛЕНИЯ)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности детской поликлиники (отделения) в медицинских организациях.

2. Детская поликлиника (отделение) (далее - Поликлиника) является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации для осуществления профилактической, консультативной, диагностической и лечебной помощи детям, не предусматривающей круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.

3. Руководство Поликлиникой, созданной как самостоятельная медицинская организация, осуществляет главный врач, а руководство Поликлиникой, созданной как структурное подразделение медицинской организации, осуществляет заместитель главного врача медицинской организации (заведующий отделением).

6. Штатная численность медицинского и иного персонала, стандарт оснащения Поликлиники определяются с учетом объема проводимой лечебно-профилактической работы, численности обслуживаемого детского населения и устанавливаются руководителем медицинской организации.

Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала и стандарт оснащения Поликлиники предусмотрены приложениями N 5 - 6 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному настоящим приказом.

7. В структуре Поликлиники рекомендуется предусматривать:

информационно-аналитическое отделение, включающее регистратуру, организационно-методический кабинет (кабинет медицинской статистики);

лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое), включающее: кабинеты врачей-педиатров участковых, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, процедурную;

дневной стационар, включающий помещение для приема детей, палаты для размещения детей, помещение для медицинского персонала, санитарную комнату, туалет для медицинского персонала, туалет для детей и их родителей, комнату для отдыха родителей;

консультативно-диагностическое отделение, включающее кабинеты врачей-специалистов, кабинет функциональной диагностики, кабинет лучевой диагностики, лабораторию;

отделение неотложной медицинской помощи;

отделение восстановительной медицины;

отделение медико-социальной помощи;

отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;

кабинет охраны зрения;

физиотерапевтическое отделение (кабинет);

кабинет лечебной физкультуры;

централизованное стерилизационное отделение.

Поликлиника должна предусматривать также группу помещений, включающую колясочную, помещение для приема вызовов на дом, приемно-смотровой фильтр - бокс с отдельным входом.

8. Поликлиника осуществляет следующие функции:

оказание профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи прикрепленному детскому населению;

осуществление патронажа беременных врачом-педиатром участковым;

осуществление первичного патронажа новорожденных и детей до года жизни;

проведение аудиологического скрининга новорожденным и детям первого года жизни, не прошедшим обследование на нарушение слуха в родовспомогательном учреждении;

обеспечение передачи информации о новорожденных и детях первого года жизни с нарушениями слуха, выявленных при проведении аудиологического скрининга, в центр (кабинет) реабилитации слуха, направление детей с нарушениями слуха в центр (кабинет) реабилитации для диагностики;

проведение профилактических осмотров детей, в том числе в образовательных учреждениях;

организация рационального питания детей до 3 лет, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;

организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей);

проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам своевременного выявления и лечения детских болезней и формирования здорового образа жизни;

проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;

наблюдение за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;

организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных болезней;

проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов B и C, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности детей;

организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;

направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное обследование и лечение в медицинские организации;

организация диагностической и лечебной работы на дому;

организация диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями, детьми-инвалидами, их своевременное оздоровление;

организация работы по охране репродуктивного здоровья детского населения;

организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

проведение экспертизы временной нетрудоспособности родителей (законных представителей) заболевших детей и работающих детей;

обеспечение при наличии медицинских показаний направления детей на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности;

осуществление медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;

организация медико-социальной подготовки детей к поступлению в образовательные учреждения;

организация медицинского обеспечения детей в учреждениях отдыха и оздоровления;

внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий в педиатрическую практику;

подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;

проведение клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости детей в районе обслуживания;

проведение анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;

обеспечение ведения учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Поликлиники в установленном порядке.

9. Для обеспечения своей деятельности Поликлиника использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой она организована.

Педиатрический стационар (детская больница) – лечебно-профилак-тическое учреждение, где проводится квалифицированное лечение детей в возрасте от рождения до 18 лет, которые по состоянию здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врача.

Основные функции детской больницы:

- предоставление детям высококвалифицированной медицинской помощи;

- внедрение в практику здравоохранения детского населения современных - методов профилактики, диагностики и лечения;

- усовершенствование организационных форм и методов лечебной работы;

- повышение санитарной культуры населения.

Важнейшим условием деятельности детской больницы является внедрение преемственности в работе с другими лечебно-профилактическими заведениями: поликлиниками, санаториями, роддомами, и т. п.

- по профилю - многопрофильные и специализированные;

- по системе организации - объединенные с поликлиникой и самостоятельные;

- по административному делению - районные, городские, областные; республиканские. Если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института, больница считается клинической.

Неотложную медицинскую помощь в случае острых заболеваний, травм, отравлений и т.п. должна предоставлять любая больница, независимо от профиля, района обслуживания и возраста ребенка.

Детская больница включает: приемное и лечебные отделения, диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории, патологоанатомическое отделение, а также вспомогательные подразделения: административно-хозяйственную часть, аптеку, пищеблок, организационно-методический отдел с кабинетом медицинской статистики, медицинский архив.

Больной ребенок, прибывший в стационар, сначала поступает в приемное отделение, состоящее из вестибюля, смотровой комнаты, санитарного пропускника и изоляционных боксов для осмотра детей с подозрением на инфекционные заболевания, кабинета врача, процедурной комнаты, комнат для медперсонала, туалета.

Лечебное отделение состоит из палат и боксов, манипуляционного кабинета, поста медицинской сестры, кабинета заведующего отделением, ординаторской, кабинета старшей медицинской сестры, сестринской, кабинетов для выполнения лечебных процедур и диагностического обследования детей (электрокардиография, электроэнцефалография, ультразвуковое исследование, физиотерапевтические процедуры, зондирование, постановка клизм, и т.п.), а также ряда вспомогательных помещений: столовой, игровой комнаты, душевой, комнат для хранения вещей больных, мытья суден, горшков и клеенок, временного хранения грязного белья, санузла (отдельно для медперсонала и больных).

Для детей первого года жизни предусматриваются боксированные и полубоксированные палаты (от 1 до 4 кроватей) в каждом боксе. В палатах для детей старше 1 года допускается не более 6 кроватей.

Ведущее место в системе здравоохранения детей занимает амбулаторно-поликлиническая помощь, которая обеспечивается широкой сетью детских поликлиник.

Детская поликлиника –лечебно-профилактическое учреждение, которое оказывает в районе деятельности (включая учебные заведения, детские дома, школы-интернаты и т.п.) лечебную и профилактическую помощь детям от рождения до 18 лет. Детская поликлиника может быть самостоятельным заведением или как структурное подразделение в составе детской больницы или городской больницы.

Детская поликлиника обеспечивает:

- организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий по охране здоровья детского населения в возрасте 0-18 лет;

- раннее выявление заболеваний, квалифицированное и в полном объеме обследование и лечение больных детей;

- проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганду здорового образа жизни, в том числе рационального питания, увеличения двигательной активности, борьбы с курением и другими вредными привичками;

- предоставление врачебной и доврачебной помощи больным детям на дому, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить поликлинику;

- организацию стационаров на дому;

- своевременную госпитализацию детей, нуждающихся в стационарном лечении, с предыдущим максимальным обследованием больных в соответствии с профилем заболевания;

- предоставление в полном объеме неотложной медицинской помощи детям при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях;

- организацию и проведение диспансеризации детского населения;

- организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения, к которым относятся антенатальная охрана плода (дородовый патронаж беременных совместно с женской консультацией); динамическое медицинское наблюдение за здоровыми детьми и своевременное проведение профилактических прививок; проведение санитарно-просветительной работы среди родителей, учителей, воспитателей, детей относительно здорового образа жизни; профилактика заболеваний, вредных привычек и травматизма;

- реабилитационное лечение больных с привлечением врачей-специалистов и осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий, в частности, отбор и направление детей на санаторно-курортное лечение и в оздоровительные лагеря;

- проведение противоэпидемических мероприятий совместно со специалистами санитарно-эпидемиологической службы: профилактика инфекционных заболеваний, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, которые были в контакте с инфекционными больным и за реконвалесцентами, информирование санитарно-эпидемиологической станции о случаях инфекционных заболеваний;

- ведение учетно-отчетной документации по формам, установленными МЗ, анализ статистических данных, характеризующих деятельность поликлиники, в частности, общей заболеваемости, смертности, инвалидности детского населения.

Структурные подразделения детской поликлиники состоят из административно-хозяйственной, лечебно-профилактической, диагностической и лабораторной частей, молочной кухни.

Структура детской поликлиники включает: вестибюль,гардероб, регистратуру с картотекой, фильтр с отдельным входом и с боксами для приема детей с инфекционными заболеваниями, кабинет инфекционных заболеваний; педиатрическое отделение, отделение реабилитации, административно-хозяйственную часть.

К педиатрическому отделению относятся:

- кабинеты участковых педиатров и врачей-специалистов, в которых прием ведут хирург; стоматолог, кардиолог, отоларинголог, пульмонолог, эндокринолог, офтальмолог и другие специалисты;

- кабинет здорового ребенка для профилактической работы с детьми;

- лечебно - диагностические кабинеты (рентгенодиагностика, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, процедурный, кабинет профилактических прививок и др.);

- помещение для дневного стационара;

- отделение (кабинет) функциональной диагностики;

- помещение для отдыха медицинского персонала;

- молочная кухня или раздаточный пункт (в некоторых поликлиниках).

Отделение реабилитации включает: кабинеты лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии; бассейн.

К административно-хозяйственной части относятся: кабинеты главного врача и его заместителей, помещения для сбора и анализа статистических данных (компьютерный зал), бухгалтерия, гардероб и другие вспомогательные помещения.

Детская поликлиника - головное учреждение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям.

По категорийности (мощности) выделяют 5 категорий поликлиник (от 1-ой - 800 посещений в день до 5-ой - 150 посещений в день). От мощности поликлиники зависит ее структура.

Структура детской поликлиники: 2 входа (для здоровых и больных детей); фильтр с боксами, которые имеет отдельные входы изнутри и выходы наружу; вестибюль; регистратура; кабинеты врачей-специалистов; кабинеты врачей-педиатров; комната здорового ребенка

Особенности структуры детской поликлиники:

1) дополнительный вход к фильтру и боксу; имеются боксы для ОКИ и других инфекций, которые работают круглосуточно

2) в обязанности педиатра входит работа по ЗОЖ, в поликлинике имеется комната здорового ребенка, где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики

3) кабинет профпрививок или отделение иммунопрофилактики

4) социально-правовой кабинет

5) кабинет медицинской помощи организованным детям.

Задачи и разделы работы детской поликлиники:

- профилактическая работа (патронах, профосмотры, диспансеризация, формирование ЗОЖ)

- санитарно-противоэпидемическая работы (проведение прививок, своевременное выявление инфекционых заболеваний, проведение работы с контактами)

- лечебная помощь детям на дому и в поликлинике

- направление детей в стационары, санатории

- лечебно-профилактическая работа в детских учреждениях и школах

- отбор детей в специализированные дошкольные учреждения, санаторные школы-интернаты

- правовая защита ребенка в пределах установленной компетенции

- освоение и внедрение новых современных форм и методов работы, методик лечебно-диагностического процесса

Основные разделы работы участкового педиатра:

- постоянно связан с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами (особенно из "групп риска");

- посещает на дому новорожденных в первые три дня после выписки из родильного дома и контролирует посещение их на дому участковой медицинской сестрой;

- проводит прием детей в поликлинике, назначает им режим, рациональное питание, специфическую и неспецифическую профилактику рахита, оценивает физическое и нервно-психическое развитие;

- осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям, направляет детей на консультации к другим врачам-специалистам и на необходимые лабораторные исследования;

- планирует (совместно с участковой медицинской сестрой) профилактические прививки, своевременно и обоснованно оформляет медицинские отводы от них;

- осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на диспансерный учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами-специалистами и анализ эффективности диспансеризации;

- организует обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия детям перед поступлением в детские дошкольные учреждения и школы;

- проводит учет и отбор детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном лечении;

- посещает больных детей на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую лечебную помощь с назначением, при показаниях, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры, обеспечивает наблюдение за больным ребенком до выздоровления, госпитализации или разрешения посещать поликлинику, больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно;

- в установленном порядке направляет ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к необходимой госпитализации ребенка;

- информирует руководство поликлиники (отделения) о всех тяжелобольных детях на участке, не госпитализированным по каким-либо причинам;

- в установленном порядке извещает ЦГиЭ о выявлении инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание, проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний;

- систематически повышает свою квалификацию и внедряет в практику работы новейшие методы лечения и предложения по научной организации труда;

- проводит санитарно-просветительную работу по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;

- осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры;

- организует на своем участке санитарный актив из населения и привлекает его к проведению санитарно-профилактических мероприятий.

Особенности организации лечебно-профилактической помощи детям в поликлинике:

1. в поликлинике - 2 режима работы: а) для здоровых детей - вторник и четверг б) обычный

2. длительность приема - 3 часа, вызова на дом - 3 часа.

3. в профилактическом разделе выделяют:

а) антенатальная охрана плода - 2-х разовое посещение медицинской сестрой беременной женщины с постановкой на учет в период 34±2 недели

б) наблюдение за ребенком до 1 мес - после выписки из роддома в течение 3-х дней и на 21 день, осуществляется врачом и медицинской сестрой на дому

в) наблюдение до 1 года - посещение врачом 1 раз в мес, медсестрой 2 раза в мес.

г) наблюдение до 2 лет - посещение врачом и медсестрой 1 раз в 3 мес

д) наблюдение до 3 лет - посещение врачом и медсестрой 1 раз в полгода

е) далее - обязательные профосмотры 1 раз в год, диспансеризация

Связь детской поликлиники с другими ЛПУ:

1) преемственность в работе участкового врача и медсестры осуществляется на приеме и при записи педиатром назначений медсестре в специальный журнал, находящийся в регистратуре

2) связь детской поликлиники и женской консультации производится через передачу информации о беременных, взятых на учет в женской консультации, в регистратуру поликлиники. Особо передается информация о беременных из группы риска. Исходя из полученной информации, участковый педиатр или медсестра осуществляют дородовые патронажи.

3) связь с роддомом идет через "патронажный журнал", находящийся в регистратуре, в который вносится информация о новорожденных, поступающая из роддомов, в журнал, а затем - в журнал записи вызовов участка.

4) связь с детскими стационарами реализуется в:

- правильном оформлении направлений в стационар;

- передаче историй развития ребенка из поликлиники в стационар;

- передаче "активов" в поликлинику после выписки ребенка из стационара;

- передаче эпикризов из стационара в поликлинику.

5) связь с центром гигиены и эпидемиологии реализуется в:

- в подаче экстренных извещений при выявлении инфекционных заболеваний;

- проведении первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекций;

- рганизации наблюдения за очагом инфекционного заболевания (за "контактными") педиатром на основании информации, поступившей из ЦГиЭ

6) связь с детским консультативно-диагностическим центром реализуется в:

- в обследовании и правильном оформлении направления на консультацию ребенка;

- в рекомендациях по ведению данного ребенка участковым врачом.

7) связь со станцией скорой помощи реализуется в в передаче в поликлинику активов на вызова, выполненных накануне бригадой "скорой помощи".

При достижении ребенком 14-летнего возраста оформляется эпикриз, который передается во взрослую поликлинику.

Основная документация в детской поликлинике:

а) история развития ребенка ф.112/у

б) контрольная карта диспансерного наблюдения больных детей ф.030/у

в) контрольная карта диспансерного наблюдения здоровых детей ф. 131/у

г) карта профилактических прививок ф. 063/у

д) журнал учета профилактических прививок ф. 064/у

е) талон на прием к врачу ф. 025-4/у

ж) книга записи вызовов врача на дом ф. 031/у

з) справка для получения путевки ф. 070/у

и) санаторно-курортная карта для детей и подростков ф. 076/у

к) статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов ф. 025-2/у

л) направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты ф. 028/у

м) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку ф. 058/у

н) журнал учета инфекционных заболеваний ф. 060/у

о) справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезни, карантине ребенка, посещающего школу, детские дошкольные учреждения ф. 095/у и др.

Показатели работы детской поликлиники:

1. Охват детей первого года жизни систематическим врачебным наблюдением:

2. Частота грудного вскармливания, %:

3. Частота расстройств питания у детей первого года жизни, %:

4. Частота активного рахита у детей первого года жизни, %:

5. Индекс здоровья:

6. Полнота охвата детей профилактическими осмотрами, %:

7. Полнота охвата детей профилактическими прививками, %:

8. Заболеваемость детей, в промилле:

77. Профилактическая работа детской поликлиники. Патронаж новорожденных. Кабинет профилактической работы с детьми, содержание его работы. Диспансеризация детей. Показатели.

Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра:

- патронаж новорожденных, контроль за патронажем беременных

- профилактические осмотры детей:

а) первого года жизни

б) 1-7 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения

в) группы риска (гипотрофия, рахит, анемия)

г) перед профилактическими прививками.

д) с целью подготовки к поступлению в детские дошкольные учреждения

е) страдающих хроническими заболеваниями

- противоэпидемическая работа: неспецифическая профилактику инфекционных заболеваний (повышение резистентности организма ребенка путем внедрения различных мер неспецифического характера, привитие гигиенических навыков и т.д.); специфическая профилактика инфекционных заболеваний путем активной иммунизации детского населения против инфекционных заболеваний; противоэпидемические мероприятия, которые проводятся участковым педиатром совместно с ЦГиЭ в очаге инфекционного заболевания.

Организация патронажного наблюдения за новорожденными.

Особенностью обслуживания детей в возрасте до 5 лет явля­ется активный патронаж, который начинается с антенатального периода. Сведения о беременных поступают в детскую поликли­нику с 6-7 месяцев беременности. Патронаж беременной осуще­ствляется участковой медицинской cecтрой детской поликлиники. При первом посещении она знакомится с бытовыми условия­ми, разъясняет режим и характер питания беременной; при втором готовит ее к кормлению новорожденного, дает рекомен­дации по приобретению предметов ухода за младенцем.

Патронажное наблюдение за новорожденными начинается после выписки из родильного дома:

а) 1-ое патронажное посе­щение проводится врачом совместно с медицинской сестрой в первые 3 дня.

б) 2-ое посещение ребенка на первом месяце жиз­ни врач осуществляет на 20-й день жизни, медицинская сестра обязана посетить его еще как минимум 2 раза.

в) на первом году жизни осуществляется ежемесячное наблюдение за ребенком в поликлинике, а также посредством патронажных ежемесячных посещений медицинской сестрой на дому.

г) в возрасте 1 года уча­стковый врач-педиатр проводит полное обследование ребенка: обобщает ежемесячно проводившиеся измерения массы тела, роста, окружности грудной клетки, анализирует результаты ос­мотров специалистами (регламентирован осмотр хирурга, невро­патолога, окулиста) и составляет краткий эпикриз состояния его здоровья.

д) детям в возрасте 1-3 лет проводится патронаж 1 раз в квартал, а старше 3 лет – 1 раз в год

Содержание работы кабинета профилактической работы с детьми (кабинета здорового ребенка):

- пропаганда здорового образа жизни в семье

- обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.)

- санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка

- гигиеническое обучение и воспитание ребенка

Медицинский персонал кабинета здорового ребенка:

- проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памяти и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка

- обучает родителей методике по уходу за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма

- проводит работу по профилактике рахита у детей

- совместно с участковым педиатром и медицинской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение

- обучает участковых медицинских сестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.

- осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов, оформления кабинета по вопросам развития и воспитания здорового ребенка

- ведет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста

Диспансеризация – основная форма работы детских поликли­ник, которая проводится по возрастному признаку вне зависимости от состояния ребенка или в зависимости от имеющегося заболевания. Важнейшее звено диспансеризации – организация профилактических осмотров различных видов:

- профилактический осмотр, который проводит врач, обслуживающий ребенка по месту жительства или в детском учреж­дении

- углубленный профилактический осмотр, при котором осмотру пред­шествует проведение определенных функционально-диагностических ис­следований

- комплексный профилактический осмотр, при котором здоро­вье ребенка оценивается бригадой врачей-специалистов

В поликлиниках выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактиче­ским осмотрам:

- дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные уч­реждения

- дети до 7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения

- дети школьного возраста

Для первой группы детей наиболее целесообразным является выделе­ние в поликлиниках профилактических дней, когда все специалисты в по­ликлиниках принимают только здоровых детей (обычно 2 дня в неделю).

Для упорядочения работы мате­рям вручают памятку о том, какими специалистами должен быть осмотрен ребенок в различные возрастные периоды его жизни. В вестибюле вывешивается хорошо оформленная справка аналогичного содержания.

Частота профилактических осмотров врачами-специалистами предус­мотрена так, чтобы своевременно выявить отклонения в состоянии здоро­вья детей и организовать необходимые лечебные и оздоровительные меро­приятия.

- перед поступлением в дошкольное учреждение

- за год до поступления в школу

- перед поступлением в школу

- конец первого года обучения

- переход к предметному обучению

- пубертатный период (14-15 лет)

- перед окончанием общеобразовательного учреждения (10-11 класс, 15-17 лет)

После оформления эпикризов на всех детей, взятых под диспансерное наблюдение, участковый педиатр проводит анализ диспансеризации по от­дельным нозологическим группам за истекший год и его результат пред­ставляет заведующему отделением, которой составляет сводный отчет об итогах диспансерной работы за прошедший год.

После анализа проведен­ной работы планируются мероприятия, направленные на повышение каче­ства диспансерного обслуживания детей.

Детское педиатрическое отделение № 1 осуществляет следующие функции:

-динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием прикрепленного детского населения;

-проведение первичного патронажа новорожденных и детей раннего возраста, беременных;

-профилактические осмотры детей;

-проведение работы по охране репродуктивного здоровья детей;

-направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное лечение;

-проведение диагностической и лечебной работы в амбулаторных условиях;

-динамическое наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учете, и их оздоровление;

-профилактические осмотры и оздоровление детей перед поступлением их в образовательные организации;

-обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства;

-организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

-оформление медицинской документации детей на санаторно-курортное лечение;

-проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции и туберкулеза;

-проведение мер по профилактике и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности детей, в том числе первого года жизни;

-оформление медицинской документации детей, страдающих детскими болезнями, для направления на медико-социальную экспертизу;

-проведение врачебного консультирования и профессиональной ориентации детей;

-проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам профилактики детских болезней и формированию здорового образа жизни;

-организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей);

-подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;

-участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;

-ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Кабинета в установленном порядке;

-организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

-подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в районную поликлинику по достижении ими совершеннолетия;

-проведение клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости детей в районе обслуживания;

-проведение анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;

-обеспечение ведения учетной и отчетной документации.

Детское педиатрическое отделение № 2 осуществляет следующие функции:

-динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием прикрепленного детского населения;

-проведение первичного патронажа новорожденных и детей раннего возраста, беременных;

-профилактические осмотры детей;

-проведение работы по охране репродуктивного здоровья детей;

-направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное лечение;

-проведение диагностической и лечебной работы в амбулаторных условиях;

-динамическое наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учете, и их оздоровление;

-профилактические осмотры и оздоровление детей перед поступлением их в образовательные организации;

-обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства;

-организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

-обеспечение ведения учетной и отчетной документации.

-направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное лечение;

-проведение диагностической и лечебной работы в амбулаторных условиях;

-динамическое наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учете, и их оздоровление;

-профилактические осмотры и оздоровление детей перед поступлением их в образовательные организации;

-обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства;

-организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

-обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства;

-организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

-оформление медицинской документации детей на санаторно-курортное лечение;

-проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции и туберкулеза;

-проведение мер по профилактике и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности детей, в том числе первого года жизни;

-оформление медицинской документации детей, страдающих детскими болезнями, для направления на медико-социальную экспертизу;

-проведение врачебного консультирования и профессиональной ориентации детей;

-проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам профилактики детских болезней и формированию здорового образа жизни;

-организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей);

-подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;

-участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;

-ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Кабинета в установленном порядке;

-организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

-подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в районную поликлинику по достижении ими совершеннолетия;

-проведение клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости детей в районе обслуживания;

-проведение анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;

Детское педиатрическое отделение № 3 осуществляет следующие функции:

-динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием прикрепленного детского населения;

-проведение первичного патронажа новорожденных и детей раннего возраста, беременных;

-профилактические осмотры детей;

-проведение работы по охране репродуктивного здоровья детей;

-направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное лечение;

-проведение диагностической и лечебной работы в амбулаторных условиях;

-динамическое наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учете, и их оздоровление;

-профилактические осмотры и оздоровление детей перед поступлением их в образовательные организации;

-обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства;

-организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

-оформление медицинской документации детей на санаторно-курортное лечение;

-проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции и туберкулеза;

-проведение мер по профилактике и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности детей, в том числе первого года жизни;

-оформление медицинской документации детей, страдающих детскими болезнями, для направления на медико-социальную экспертизу;

-проведение врачебного консультирования и профессиональной ориентации детей;

-проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам профилактики детских болезней и формированию здорового образа жизни;

-организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей);

-подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;

-участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;

-ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Кабинета в установленном порядке;

-организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

-подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в районную поликлинику по достижении ими совершеннолетия;

-проведение клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости детей в районе обслуживания;

-проведение анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;

Читайте также: