Какие этнические черты человек наследует при рождении а какие приобретает в процессе

Обновлено: 30.06.2024

Социализация протекает во взаимодействии индивида с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие, которые принято называть факторами. Фактически они даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно объединяют в четыре группы. Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов). Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, соседи, группы сверстников, воспитательные организации: школа, вузы и т.д., различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он – макрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос представляет собой компактно проживающее или интенсивно общающееся национальное меньшинство в том или ином поселении, он – микрофактор. Роль этноса как макрофактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой - не следует и абсолютизировать.

Основным фактором этнической социализации является семья. Именно, находясь в семье, включаясь в родственные связи, внутрисемейные отношения, человек ощущает свою близость с представителями определенной национальности, этноса, религиозной конфессии и т.п. Процесс социализации личности в семье направлен на формирование у молодого человека этнического самосознания, а также системы ценностей, морально-правовых норм, мировоззренческих ориентаций, соответствующих качеств и социально-психологических установок, учитывающих особенности этнической общности. Одной из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века явилось этническое возрождение. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется и в XXI веке, но в разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков загадочной народной души до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Например, какое блюдо готовят на праздничный стол в американской семье - индейку, в российской - пельмени, в узбекской - плов, а в казахстанской - манты, плов или пельмени.

3. Единство и взаимосвязь этнической и межэтнической социализации. Этническая социализация - это непрерывный процесс. Этапы этнической социализации не связаны напрямую с возрастным и психологическим развитием личности и поэтому выделяют первичную и вторичную этническую социализацию. Главным показателем первичного этапа этнической социализации является формирование этнической идентичности, которое имеет возрастную динамику, показателем вторичного этапа выступает этнокультурная компетентность личности, основанная на позитивной этнической идентичности. Этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, язы- ком, ценностями, культурой. Этнокультурная компетентность означает готовность личности к межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, которая основана на полученных в повседневной жизни знаний о той или иной этнической культуре. Формированию этнокультурной компетентности способствует интеграция знаний из разных источников, а также развитие способности решать задачи межэтнического взаимодействия, в связи, с чем необходимо, чтобы молодой человек знал и понимал не только свою родную, но и иные культуры. Узнавание ценностей своей культуры в единстве с их соотнесением с ценностями другой является отправной точкой для вхождения в культуру другого народа, развития способности к межэтническому пониманию и диалогу.

Высокий уровень этнокультурной компетентности достигается при прохождении следующих ступеней, соотносящихся с этапами возрастного развития: 1) элементарная грамотность в области собственной этнической культуры, а также этнических культур народов, проживающих в данной стране (дошкольный и младший школьный возраст 5-10 лет); 2) функциональная грамотность в области своей и этнических культур народов Казахстана и элементарной грамотности в сфере этнокультур сопредельных стран (подростковый возраст 11-15 лет); 3) образованность в области этнокультур Казахстана и проявление элементарной грамотности в сфере этнокультур мира (юношеский возраст 15-18 лет). Необходимо заметить, что формирование этнокультурной компетентности продолжается на протяжении всей жизни человека. Изменения социальных реалий (перемена места жительства, страны, создание межэтнической супружеской пары, увеличение межнациональных контактов и т.д.) и жизненных ситуаций самого человека могут привести к новому этнокультурному окружению, что, несомненно, потребует уточнения, корректировки и пополнения своей осведомленности в области различных культур.

Формирование этнокультурной компетентности может и должно осуществляться в образовательном пространстве, представляющем сегодня форму существования и трансляции опыта и условие обучения и воспитания, по- средством введения этнокультурного компонента в содержание. В качестве результата успешной этнической социализации необходимо рассматривать этническую толерантность личности. Толерантность является характерной чертой личности, обладающей высоким уровнем сформированности этнокультурной компетентности. Этническая толерантность определяется как принятие этнокультурных различий и исключение развития этнофобий и межэтнических конфронтаций, на нее оказывают действие такие социально-психологическое факторы, как: 1) степень этнокультурной компетентности; 2) психологическая готовность к межкультурному диалогу; 3) опыт и навыки меж- культурного взаимопонимания и взаимодействия. Толерантная личность - это личность, способная принять разнообразие мира. Среди составляющих принципов толерантности необходимо назвать: демократи- ческую систему ценностей, взглядов, стереотипов, базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; умение принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями; психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе терпимости и согласия.

Основной функцией национальных идеалов является интеграция общности, остальные же функции носят вспомогательный характер. Вместе с тем, этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства (чувство достоинства, гордости, обиды, страха). Этнические чувства являются важнейшими критериями межэтнического сравнения, эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида. Можно выделить позитивную и негативную этническую идентичность. Позитивная этническая идентичность обозначает, что позитивные этнические чувства и социальные установки включают в себя удовлетворенность человека своим членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Негативная этническая идентичность - это наличие негативных социальных установок к своей этнической общности, что включает даже отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, стыда, предпочтение других групп и народов в качестве референтных. Наиболее естественным для человека является стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности.

При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается патриотизмом, гордостью за достижения своего народа и его великих представителей, адекватно высокой самооценкой, чувством собственного достоинства и т.п. этническая самоидентификация зависит от сложного, взаимозависимого комплекса внешних и внутренних факторов. Не только внешние ориентационные индикаторы (этноним, язык, культура, семья, родственники и т.д.), но и самоощущение, самочувствие индивида предопределяет этот процесс. А ощущение близости - есть результат не столько совместной деятельности, сколько отражение эмоциональных связей с данной общностью. Этническая идентичность выступает мощным фактором формирования этнических групп и их социальных связей. Следовательно, идентификация с большой этнической общностью может служить достаточно сильным катализатором массового поведения и политического действия (особенно в кризисном обществе). Поэтому, распространенность определенной групповой этнической идентификации может стать и одним из факторов прогноза возможного направления политического развития социума.

Этническую идентичность по типу нормы характеризует высокая толерантность и готовность к межэтническим контактам. Люди с высокой выраженностью этнонигилизма (ещё один вид этнической идентичности) отличаются высокими показателями некоммуникабельности. С одной стороны, этнонигилистические тенденции отражают нежелание поддерживать собственные этнокультурные ценности, могут выражаться в ощущении этнической неполноценности, ущемленности, стыда за представителей своего этноса, негативизма по отношению к ним и в трудностях в общении. Отчуждение от собственной группы у этнонигилистов может активизировать общую агрессивность. С другой стороны, они, скорее всего, не будут скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с людьми, не желающими участвовать в коммуникативном процессе.

У человека стереотипы формируются с детства – как непременный элемент системы воспитания, получаемого в семье, в ходе школьного образования, под воздействием этнически окрашенной литературы, искусства, средств массовой ин- формации. Этнические стереотипы влияют на этнические симпатии и антипатии (этногонизм), образуя базу для этнорасовых предубеждений, отражая этнические установки, определяющие поведение людей в тех или иных ситуациях межэтнических контактов, помогая им ориентироваться в необычной обстановке. Формированию, изменению и разрушению этнических стереотипов способствует приобретение житейских и научных знаний о других нациях, этносах. В процессе межнационального взаимодействия, общения определённое эмоциональное отношение к своей и другим этносам может меняться равно как в позитивную, так и негативную стороны. Поэтому важную роль играет процесс вторичной этнической социализации, осуществляемый не только семьей, но и другими социальными институтами (школа, вузы, и др.), однако немаловажную роль играет и процесс само- воспитания и самообразования личности.

Молодость является критической точкой процесса социализации, в целом и этнической, в частности. Обострение проблемы этнической социализации молодежи в условиях современного трансформирующегося общества обусловлено рядом факторов: увеличением межнациональных контактов; особенностями социализации молодежи в современном поликультурном и полиэтничном обществе, возникшими в результате происходящих изменений в общественных отношениях; маргинализацией личности в условиях глобализации и размывания ценностных ориентиров; наплывом унифицированной западной культуры; постепенной потерей современной нуклеарной семьей роли решающего института этнической социализации; усложнением социальных механизмов передачи этнических духовных ценностей. Воспитать этническую личность становится все сложнее. В такой ситуации появляется острая необходимость более активного и целенаправленного вовлечения в процесс этнической социализации личности современных институтов социализации, например, национальных СМИ, учреждений образования, общественных организаций, специально созданных государственных учреждений, на которых лежит достаточно большая ответственность за сохранение национальных культур, языков, традиций, а также формирование этнической идентичности на модернизированной основе.

Кроме того, на трансформацию этнической идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и факторы, обусловленные изменениями жизни общества. Например, политические гонения представителей еврейского народа в советском обществе, привело к тому, что представители этого этноса вынуждены были внешне идентифицировать себя с русскими. Во-вторых, даже у детей последовательность стадий развития этнической идентичности и их временные границы не являются универсальными для всех народов и социальных ситуаций, в зависимости от социального контекста они могут уско- ряться или замедляться. Современные реалии жизни стран, опыт развития человечества показывает, что успешно и полноценно соотносить себя с общечеловеческой культурой человек может через свою национальную культуру. Поэтому психологи считают, что в настоящее время наряду с решением актуальных вопросов формирования полиэтнической личности стоит проблема формирования этнокультурного сознания и самосознания. Только при успешном качественном развитии можно получить конечный результат – гармоничную цивилизованную личность 21 века – достойного представителя своего народа.

Базовым по отношению к ценностным ориентациям и этническим предубеждениям является процесс смыслообразования. Ценностные ориентации – это результат процесса смыслообразования, этнические предубеждения – его процессуальное проявление или состояние. Ценностные ориентации и этнические предубеждения - это системообразующие элементы структуры этнического самосознания личности. Этническое самосознание включает суждение членов этноса о характеристике действий своей общности, её особенностей и успехов. Этническое самосознание личности характеризуется субъективностью и избирательностью, так как оно часто основано на обыденных представлениях о характерных чертах своего и чужих этносов, но необъективно отражает их, а преломляет сквозь призму своего восприятия, что неизбежно ведёт к некоторым искажениям в формировании образов своего и чужого народа. Суждения о своём и чужом этносе неизбежно носят оценочный характер и полны предубеждений. Отражая стремление отличить себя от других, у некоторых представителей этносов часто появляется тенденция завышать свои позитивные и преувеличивать чужие негативные стороны, что ведёт к этноцентризму.

Негативный оттенок этноцентризма вовсе необязателен для всех людей. Мы склонны считать, что этноцентризм, это тенденция оценивать мир с позиций собственных культурных фильтров. И тогда очень важно понять то, как мы приобретаем эти фильтры. Можно сделать вывод о том, что каждый из нас в жизни усваивает и выбирает определенную модель поведения и определенные способы восприятия, интерпретации поведения других людей. Тогда можно сделать умозаключение, что этноцентризм сам по себе ни плох и ни хорош, а только повествует о существующих положениях вещей. Таким образом, воспринимая других, мы воспринимаем их через собственные культурные фильтры. Далее, развиваясь как личность, человек усваивает общепринятые правила по- ведения. Они формируют основу нашей культуры, которая состоит из множества правил. Они регулируют и контролируют наши поступки в социальной среде, а так- же учат нас, как следует воспринимать и интерпретировать поступки других людей. Все это позволяет добавить новые слои фильтров культуры. Здесь следует подчеркнуть, что говоря об этом, человеку важно уяснить, в какой степени он осознает свой этноцентризм.

На степень его выраженности более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объективный характер межэтнических отношений. При наличии конфликта между этническими общностями и других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и становиться дисфункциональным для индивида и группы. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим. Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах. Такой этноцентризм неблагоприятен и для личностного роста человека.

Некоторая мистичность первого подхода и неспособность второго подхода объяснить появление энергетических ресурсов при самоидентификации личности со своим этносом приводят к попыткам синтеза обеих позиций, т.е. изначальность этничности (внеличностности) сопрягается с рациональным выбором личностью своего этноса (нации, народа). Такое объяснение возможно.

Весьма сложным вопросом является самоидентификация. Самоотождествление того или иного человека с какой-либо национальной (этнической) группой проходит по крайней мере четыре стадии: а) возникновение эмпатии по отношению к этнической группе; б) становление ситуационной идентичности на основе эмпатии; в) осознание ситуационной идентичности и формирование надситуационной идентичности (т.е. возникновение связей ценностей этноса со смыслообразующим ядром личности); г) принятие осознанной устойчивой идентичности в качестве личностной этнической идентичности. Таким образом возникает этничность личности как ее черта. Раскроем содержание этих стадий. Основным фактором этнической самоидентификации является статус этноса. От него происходит этнический статус личности в социальной среде.

Структура этностатуса как части социального статуса состоит из: а) объективных факторов (включенность представителей этноса в систему управления, уровень доходов, образованность); б) феноменов этнического сознания: самооценки нации в целом и групп внутри этноса, оценки контактирующих этносов [3]. Степень самоидентификации людей со своей этнической группой можно оценить также посредством измерения сохранности культуры и внутренней сплоченности (сохранность языка и отношение к нему, знание народных обычаев, обрядов и т.д.).

ВОПРОС 22 Опишите логику составления анкеты культурноантропологического исследования.

Прикладная социальная антропология нуждается в различного рода методических материалах, с помощью которых проводятся культурантропологические исследования. Ниже предлагается один из возможных рубрикаторов сведений об отдельном народе России [6].

1 раздел. Производство и воспроизводство материальных условий жизни (естественно-природная и социогенная среды обитания человека). Естественно-природная среда раскрывается с точки зрения природоохранной, рекультивационной (восстановительной) и регуляционной деятельности человека. Вещные факторы социогенной среды обитания включают в себя производство предметов индивидуального потребления и производство средств производства. Индивидуальное потребление воспроизводит человека как индивидуального субъекта общественной жизни (производство предметов потребления и средств производства сферы услуг). Производство средств производства служит для воспроизводства материальных условий жизни, социальных отношений, духовной жизни и сферы услуг.

2 раздел. Воспроизводство человека как субъекта индивидуальной жизнедеятельности.Способы: семейно-бытовой, неспециализированный (внедомашний), специализированный, общественно-организованный. Потребности, в удовлетворении которых человек воспроизводит себя как индивидуальность и член общества, являются базовыми и расчленяются на биологические потребности (голод, жажда, покой и т.д.), потребности в безопасности (порядке и организации жизни, гарантиях жизни), потребности в идентификации и общности (групповой принадлежности, приносящие человеку роль, статус, престиж, а также чувство свободы, независимость), культурные потребности и потребности в самореализации (личностном воплощении).

В соответствии с этими базовыми потребностями можно выделить три вида воспроизводства человеческой жизнедеятельности: соматобиологический, духовно-культурный, социобиологический. Соматобиологически человек воспроизводит себя, окружая себя безопасной и комфортной средой (дом, одежда, общественный порядок и т.д.), восстанавливая энергетические силы (питание, отдых и т.п.), поддерживая физические силы (гигиена, физическая культура, лечение и т.д.). Духовно-культурно человек производит и воспроизводит себя в процессе образования (учение и просвещение) и воспитания (религиозное, светское), непосредственного общения (повседневного, ритуального), а также эстетического отношения (непосредственного, культурно-опосредствованного).

Социобиологическое воспроизводство человека предполагает очеловеченный способ удовлетворения базовых биологических потребностей, таких, как сексуальная (любовь) или релаксационная (туризм, зрелища и т.д.), и потребностей в воспроизводстве себя как социального существа — профессионально-трудовая и гражданская активность, самодеятельность как условие личностного развития.

3 раздел. Производство и воспроизводство социальных отношений между людьми.Формально организованный способ воспроизводства (регуляции) социальных отношений осуществляется системой государственно-административного управления, представительно-законодательной властью, судебно-правовой системой, политической жизнью и профессионально-менеджерским управлением. Нормальным образом регуляция осуществляется через посредство морально-нравственных норм, ценностных установок, традиций и обычаев, образцов, этикета и ритуалов.

4 раздел. Воспроизводство духовной жизни общества (этноса). Духовная жизнь формирует смыслы и ценности для ориентации всех видов и форм человеческой активности. Обычно выделяются три вида ценностей и смыслов: знания (истины и заблуждения), замыслы (реализуемые и утопические), эстетические ценности (прекрасное — безобразное).

Каждый из видов ценностей связан со своей сферой и формой духовной активности. Познавательная активность существует, поддерживается в форме научного (общественные, естественные и технические науки), философско-мировоззренческого (светского и религиозного), просветительского (массово-информационного и научно-популярного), паранаучного (эзотерического) видов деятельности.

Сфера праксеологической деятельности прежде всего создает замыслы по поддержанию или изменению отношений: между людьми — общественная идеология (социальные, политические и этические учения, социальное проектирование и т.д.); между людьми и природой — экология (экологические учения и проекты); между людьми и социогенным миром второй природы — технологии (инженерия, проектирование, организация и управление и т.п.).

Сфера эстетической деятельности существует в формах профессионального и традиционного народного искусства.

Эта схема рубрикатора очерчивает контуры жизни народа как некоторой целостности. Выделим из нее тематические блоки собственно этнокультурного исследования, но уже с описанием индикаторов.

Эти блоки информации позволяют косвенным образом выяснить также вопросы ассимиляции, маргинальности, аккультурации и инкультурации, оптации или депортации нацменьшинств в данной системе.

ВОПРОС 23: ФАКТОРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

2. Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы культуры, говорящих на одном языке, называется:
а) племенем
б) народом +
в) расой

3. Этносоциальная общность эпохи Первобытности, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов:
а) народ
б) гражданство
в) племя +

4. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе определяется термином:
а) национальность +
б) племя
в) народ

5. Большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и поселившаяся в другой стране:
а) идиома
б) племя
в) диаспора +

6. Слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и полностью утрачивает свою, называется:
а) дискриминацией
б) ассимиляцией +
в) национализмом

7. Проповедь национальной исключительности и национального превосходства, направленная на разжигание национальной вражды и натравливание одной нации на другую в интересах одной нации:
а) дискриминация
б) ксенофобия
в) национализм +

8. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется:
а) толерантностью +
б) ассимиляцией
в) этногенезом

9. Моноэтническое государство:
а) Бельгия
б) Индия
в) Япония +

10. Моноэтническое государство:
а) РФ
б) Вьетнам +
в) Индия

11. Моноэтническое государство:
а) Армения +
б) РФ
в) Бельгия

12. Многонациональное государство:
а) Вьетнам
б) Бельгия +
в) Армения

13. Многонациональное государство:
а) Индия +
б) Грузия
в) Вьетнам

14. Найдите в приведённом списке субъект РФ, чьё названия произошло от названия титульной нации:
а) Приморский край
б) Иркутская область
в) Чукотский автономный округ +

15. Найдите в приведённом списке субъект РФ, чьё названия произошло от названия титульной нации:
а) Республика Татарстан +
б) Курская область
в) Красноярский край

16. Найдите в приведённом списке субъект РФ, чьё названия произошло от названия титульной нации:
а) Иркутская область
б) Республика Башкортостан +
в) Белгородская область

17. Найдите в приведённом списке субъект РФ, чьё названия произошло от названия титульной нации:
а) Красноярский край
б) Курская область
в) Еврейская автономная область +

18. К этническим общностям относятся:
а) общины
б) народности +
в) маргиналы

19. Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы:
а) сходный уровень дохода и качества жизни
б) общность профессиональных интересов
в) общность исторического опыта, исторической памяти +

20. Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе:
а) обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от национальной принадлежности
б) создание национально однородных государств +
в) последовательное наращивание военного потенциала государства

21. Одним из конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации является:
а) равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти +
б) создание условий для разрозненного проживания малочисленных народов в национальной среде
в) преувеличение места и роли национально-культурной автономии в составе единого федеративного государства

22. В демократическом государстве национальная политика реализуется через:
а) конституционное закрепление национального избирательного ценза
б) гарантирование прав малочисленных народов +
в) ограничение использования национального языка

23. Найдите в приведенном ниже списке форму межнациональной интеграции:
а) религиозный фанатизм
б) протекционизм в экономике
в) взаимопроникновение религий и культур +

24. Найдите в приведенном ниже списке форму межнациональной интеграции:
а) монобализация
б) транснациональные корпорации +
в) протекционизм в экономике

25. Найдите в приведенном ниже списке форму межнациональной интеграции:
а) религиозный фанатизм
б) монобализация
в) глобализация +

26. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память:
а) территориальной
б) этнической +
в) демографической

27. К культуре межнациональных отношений не относится:
а) проявление национального недоверия +
б) уважение национального самосознания
в) реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности

28. Найдите в приведенном ниже списке форму межнациональной дифференциации:
а) глобализация
б) ранснациональные корпорации
в) протекционизм в экономике +

29. Найдите в приведенном ниже списке форму межнациональной дифференциации:
а) национализм в различных формах в политике и культуре +
б) монобализация
в) ранснациональные корпорации

30. Найдите в приведенном ниже списке форму межнациональной дифференциации:
а) глобализация
б) самоизоляция +
в) монобализация

Разбираем заблуждения о характере и темпераменте вместе с кандидатом психологических наук.

Наш эксперт — кандидат психологических наук Юлия Водяха.

Наш эксперт — кандидат психологических наук Юлия Водяха.

Узнаем, может ли характер быть маминым или папиным, и передаётся ли по наследству депрессивное отношение к жизни. Выясним, правда ли характер формируется до трёх лет, а после изменить его уже невозможно. Порассуждаем о том, правда ли из всех темпераментов холерики больше склонны к истерике, а меланхолики — всегда тихони и мечтатели. А ещё поговорим о том, откуда берутся неуравновешенные люди, и правда ли бывают несовместимые темпераменты.

Ответить на эти вопросы мы попросили кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ Юлию Водяху.

Миф первый: характер может передаться от родителей

Искать ответы мы отправились в Институт психологии УрГПУ.

— Прямой зависимости, что какая-то черта характера вызывает заболевание, конечно, нет. Есть люди, у которых некоторые черты характера сильно заострены, это называется акцентуация характера. Существует целый перечень акцентуаций характера. Гипертимы (очень активный тип) много берут на себя, не умеют делегировать полномочия, им проще всё сделать самим. Для таких людей характерно переутомление, профессиональное выгорание. Для сензитивного (эмоционально чувствительного типа) — склонность принимать всё близко к сердцу, мнительность, нерешительность, ранимость. Для них более характерны переживания сниженного настроения, может быть, даже депрессивные состояния. Вместе с тем при адекватном воспитании родители и учителя могут скорректировать нежелательные черты характера.

— А оптимизм и пессимизм влияют на здоровье?

Миф третий: характер формируется до трёх лет

По словам психолога, из импульсивного ребёнка может вырасти успешный и уверенный человек, а может неуравновешенный и безответственный. Всё зависит от воспитания.

А вот пессимистичное отношение к миру могут заложить родители, которые всем недовольны.

Непоседливый, импульсивный в детстве человек может стать как выдающимся спортсменом, общественным деятелем, лидером (если были созданы условия), а может быть крайне неадаптированной личностью. Импульсивность (преобладание возбуждения) не всегда замечательно сказывается на результатах в учёбе, но способствует высоким спортивным достижениям. Безусловно, должны быть созданы условия для интеллектуального развития и физической подготовки (например, шахматы и спортивная секция). Тогда импульсивность (так мешавшая в детстве) проявится с самой положительной стороны — высокая скорость реакции, быстрая интеллектуальная обработка информации, способность к высоким достижениям, хорошая самодисциплина.

Если ничего с излишней импульсивностью не делать, то во взрослой жизни возникнут серьёзные проблемы с постановкой целей, наличием длительных отношений (брака), постоянства в работе. Такой человек не будет готов нести ответственность ни за других, ни за себя.

Миф четвёртый: холерики — самый истеричный тип темперамента

— Деление на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов — это бытовое понимание, которое, вероятно, порождается желанием человека уметь предсказывать поведение других людей. Увидел в другом холерика, и сразу понятно, что от него ждать. Хотя на самом деле такого явления, как холерик, нет, есть черты темперамента, свойства характера. Вообще, профессиональные психологи рассматривают не традиционную бытовую типологию — 4 типа, а изучают свойства темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (силу эмоциональной реакции), пластичность (изменчивость), ригидность (инертность) и другие.

У холериков заострены такие черты характера, как потребность во внимании, у таких людей хорошие навыки самопрезентации, они умеют преподносить информацию нужным образом, концентрировать на себе внимание аудитории.

Но вообще, переживанию особенно интенсивных эмоций могут быть подвержены все. При этом одна и та же ситуация на разных людей может повлиять по-разному: кто-то перенесёт её спокойно, а у кого-то спровоцирует истерику.

— Есть мнение, что только холерики могут быть лидерами…

Миф пятый: меланхолики — это грустные и аморфные люди

— Здесь речь идёт о людях со слабой эмоциональной реакцией на внешние или внутренние раздражители. Такие люди обладают высокой концентрацией внимания, глубоко погружаются в деятельность, часто испытывают сложности с переключаемостью. Но это очень системные люди, которые шикарно работают с документами, эффективны в ситуациях контроля. Их ригидность (или инертность) позволяет при любых условиях достигать положительного результата. Это идеальные сотрудники для работы с документацией, например, экономисты, инженеры.

Может казаться, что меланхолик ничего не делает, но в это время он может активно думать, просто не показывает своих эмоций.

Читайте также: