Какие есть законные способы оставить путина у власти

Обновлено: 04.07.2024

Кремль в ходе голосования по поправкам к Конституции поставил президента в уязвимое положение

Итак, Россия проголосовала за обнуление президентских сроков — практически за пожизненное нахождение Владимира Путина у власти. По данным ЦИК, внесение изменений в Основной закон поддержали 77,92% граждан, против выступили 21,27%. Общая явка составила около 65%.

Единственным регионом, где большинство избирателей проголосовали против поправок (54%), стал Ненецкий автономный округ. Самый высокий уровень одобрения в Чечне (98%) и Туве (97%). В Москве за поправки проголосовали 66,1% избирателей, против — 32,9%.

Вечером 1 июля противники поправок собрались на Пушкинской площади в Москве — но их было всего несколько десятков человек.

Судя по иностранной прессе, на Западе понимают: результат голосования в России достигнут пропагандой и давлением на зависимый от Кремля электорат — на бюджетников всех уровней.

Цель Кремля состоит не столько в том, чтобы получить общественное одобрение уже принятых поправок (с точки зрения действующего законодательства РФ, поправки де-юре вступили в силу, поскольку за них проголосовали Госдума, Совфед и региональные парламенты, их подписал президент, — Ред.), сколько в том, чтобы дать Путину новый толчок легитимности в то время, когда экономика России пострадала от пандемии коронавируса, а рейтинг его одобрения упал до самого низкого уровня с тех пор, как он пришел к власти 20 лет назад, говорится в публикации.

Почему Россия не отвергла поправки, какое будущее ее теперь ждет?

В Москве, на одном из избирательных участков в районе Раменки, аннулировали голоса из-за вброса. Представители Общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосование отвлеклись от шампанского — и увидели по камерам наблюдения, что на УИК № 2783 в Раменках тупо вбрасывают бюллетени.

— Что говорить про оппозиционные экзит-полы — вы посмотрите на экзит-полы правительственные! Согласно результатам экзит-пола ВЦИОМа, за поправки к Конституции проголосовали 71,2% россиян. Откуда тогда взялись итоговые 77,92%? По сути, административный восторг и безнаказанность привели к тому, что власти нарисовали цифру, которая им удобна.

Мол, только пожелай, Владимир Владимирович, — и госкорпорации, олигархи, административная система имени Кириенко выдадут на-гора результат.

Но вопрос теперь в другом — что власти будут делать с этим чемоданом без ручки. Понятно, что политически-активное население не доверяет ни озвученным цифрам, ни процедуре их получения. Фактически, система перестала скрывать фальсификации, и полностью перестала учитывать мнение политически-активных граждан.

Теперь у нас вместо легитимной системы государственной власти и закона фактически суррогаты и понятия.

— Каким бы замечательным не был правитель, его пожизненное правление — явный перебор. Почему люди все-таки не отвергли поправки?

— Деление российского общества на три равные части никуда не делось: треть сторонников Путина, треть неопределившихся аполитичных, треть противников.

Собственно говоря, в очередной раз власть купила голоса неопределившихся и лоялистов. Путин то поручил правительству продумать, как бесплатно подключить россиян к газу, то раздал по 10 тысяч семьям с детьми. Народ у нас прагматичный, и решил: с паршивой овцы хоть шерсти клок — получи обнуление.

Такой же административный восторг в Кремле, напомню, был в 2018 году. Тогда власти решили, что качество поддержки Путина такое, что можно продавить пенсионную реформу. Но оказалось, качество поддержки административно-зависимое.

На деле, имя самого Путина больше не работает. Получилось, что наши элиты — олигархи и госкорпорации, которые очень многое определяют в стране, — провели необходимую мобилизацию в поддержку Путин, и вывели красивый результат. А раньше была совершенно другая ситуация — одним именем Путина можно было мобилизовать электорат, и потому элита в нем нуждалась.

Это значит, Путин переходит в разряд токсичного актива для российских элит. Не он их стимулирует, а они вынуждены подпитывать его формальный рейтинг.

Показательно в этом плане, что в течение шести дней до голосования мобилизовался зависимый электорат, который голосовал в поддержку поправок, а в основной день голосования — 1 июля — поправки фактически провалились. И не только в Москве и Петербурге, но и в Ненецком АО.

— Какой ключевой вывод можно сделать по итогам голосования по Конституции?

Напомню, в мире от Зимбабве до Парагвая не раз бывало, когда после 80−90-процентной поддержки президент-автократор вдруг через пару месяцев оказывался на обочине. И Путину нынешняя поддержка также ничего не гарантирует.

Теперь все будет определять экономическая ситуация, и зависимость Путина от элит, в том числе региональных. Вопрос в том, хватит ли Кремлю скукожившихся нефтегазовых доходов для прокорма, условно, тысячи богатейший семей страны. Именно она, эта тысяча, будет решать судьбу Путина в условиях апатии населения.

Ближайшие президентские выборы в России запланированы на 2024 год. При этом поведение президента даёт повод думать о том, что после них у России появится новый Верховный главнокомандующий. Есть несколько временных отметок, которые подходят для того, чтобы Путин покинул свой пост.

Журнал Reconomica прогнозирует, когда в России появится новый президент и откуда его ждать.

В каком году уйдет Путин

Первый вариант, который можно рассматривать — 2024 год. Закончится четвёртый срок Путина, президенту исполнится 71 год. Возможность переизбраться после четвёртого срока позволяет ему не беспокоиться из-за того, что вероятные преемники начнут заранее делить власть, что часто приводит к нежелательным последствиям. Так что Владимир Путин вполне может уйти в 2024 году.

Путин уйдёт в 2030 или 2036

Вариант, при котором Владимир Путин уходит в 2030 или 2036 году, прогнозировать сложно. В октябре 2030 года Владимиру Путину исполнится 78 лет — очень солидный возраст, так что делать прогнозы сложно.

Владимир Путин

Владимир Путин вполне может уйти в 2024 году.

Путин уйдёт в 2021 году

В последнее время появляется всё больше слухов о том, что президент покинет свой пост до истечения четвёртого срока. Более того, говорят про самое ближайшее время. Одни слухи связаны со здоровьем президента (якобы он болеет и не сможет исполнять свои обязанности в полной мере), другие — с формальной отставкой и переходом на другую должность. В качестве примера используют решение Назарбаева, который перестал быть президентом и возглавил Совет Безопасности Казахстана. Учитывая то, что в российский Совет Безопасности уже отправлен Дмитрий Медведев, есть вероятность, что Путин готовит место в этом органе власти и себе.

Формально Путин может перестать быть президентом в любой момент, однако это не будет означать прекращение его влияния на политическую жизнь страны.

Путин уйдёт после выборов в Государственную Думу

В данный момент состояние партии “Единая Россия” не совсем понятное. В 2021 году пройдут выборы в Государственную Думу, которые должны реанимировать главную партию страны. Вполне возможно, что после выборов (успешных) президент возглавит партию, либо же возглавит Государственную Думу. Также не стоит забывать и о периоде, в течение которого Путин был премьер-министром России. Должности, на которые он может уйти, могут быть какими угодно. Важно, чтобы вся остальная элита осталась на своих местах — так Путин сможет управлять страной из какого угодно кабинета, независимо от формального названия его должности.

Зачем Путину уходить?

Конечно, у президента могут быть личные мотивы, о которых мы не знаем. В то же время есть и вполне логичные причины для ухода с поста президента на другую должность. Если смотреть глобально, то с 2014 года, когда рейтинг Путина был высочайшим, он постоянно снижается. Большую роль в доверии россиян к органам власти оказала пенсионная реформа, которую провели в 2018 году.

Путин и пенсионеры

Люди всё меньше верят Путину.

Так или иначе, Путин не так любим народом, как 6 лет назад. Учитывая экономическую ситуацию, нет причин считать, что в ближайшее время он резко повысит свою популярность. Нет никаких механизмов или действий, которые можно применить для этого.

Конечно, Путин может взять и лично отменить пенсионную реформу. А ещё заявить, что он не позволит грабить пенсионеров (или что-то в этом духе). Такой шаг резко повысил бы рейтинг президента, зато весь Пенсионный фонд схватился бы за голову — нынешнему бюджету очень сложно пережить отмену пенсионной реформы. Так или иначе, каких-то простых действий для повышения рейтинга у президента быть не может.

Путин выбирает преемника

Вполне возможно, что президентство Путина закончится в момент, когда он выберет себе преемника.

О том, проводится ли кастинг прямо сейчас, ничего не известно, однако вряд ли Владимир Путин об этом не думает — в конце концов, он сам пришёл к власти таким образом, так что отлично знает о работе такого механизма. О том, кто станет преемником президента, говорить сложно. Возможно, кто-то из руководителей силовых ведомств, возможно, кто-то из экономической части правительства. Но вряд ли россияне узнают имя преемника до того, как сам президент решит его объявить.

— Все считали, что Ельцин будет цепляться за власть. И одна из линий борьбы с ним была ровно такой: в том, что разговоры о его уходе в 2000-м году — это полная ерунда, что он продолжит быть президентом. Но Ельцин абсолютно жестко [относился к этому]: как только он зашел в кабинет в Кремле, для него не было вопроса, что думать после 2000-го года. Он твердо понимал, что уйдет, и для него была важнейшая задача — кого он мог бы предложить людям, когда будет уходить, и к 2000-му году подготовить человека, которому он мог бы доверить страну. Которая дальше, уже с новым президентом, сможет двигаться в том направлении, которое Ельцин задал.

Для меня как для главы администрации президента было очевидно, что после дефолта у коммунистов в Думе было бы конституционное большинство, и о реформах в стране можно было забыть. В этот момент позиция администрации президента была критична: Ельцин принимал решение, каким путем идти, а они были перпендикулярны друг другу.

У Ельцина в администрации президента была одна из самых сильных команд по сравнению с другими институтами власти. Это были сильные, профессиональные, глубокие люди — не было вопросов не сказать Ельцину то, что они думают.

Как Путин пришел работать в Кремль и хотел уйти в отставку

История возникновения Владимира Путина в администрации президента следующая. В 1997 г. Виктор Черномырдин, на тот момент премьер-министр, решил перезагрузить правительство. Он очень долго уговаривал Бориса Ельцина, чтобы Анатолий Чубайс, на тот момент глава администрации президента, перешел работать в кабмин. Чубайс этого хотел — ему не нравилось работать в Кремле. Он согласился, по сути уже начал работать вместе с Черномырдиным, а главы администрации по-прежнему не было.

Я достаточно твердо и даже агрессивно отказывался: вообще я по профессии журналист, и у меня совершенно иной образ жизни, никогда не носил пиджак и галстук. Глава администрации президента — это важнейшая и тяжелейшая должность. Я придумывал всякие аргументы, долго говорил, что не пойду, но в конце концов я стал им.

Тогда темы доверия к КГБ/ФСБ (откуда вышел Путин — прим. ред.) вообще не было. Тогда многие уходили из ФСБ по собственному пониманию, что они не могут работать в этой организации. У меня много знакомых бывших сотрудников КГБ, даже директор фонда Ельцина, и он блестящий демократ. Поэтому то, что раньше человек работал в КГБ, для меня было ничто.

Путин был человеком, который работал с Собчаком (мэром Петербурга в 1991-1996 гг.). Приходит человек, который был первым замом Собчака, на котором лежала огромная ответственность: Анатолий Александрович не очень любил хозяйственную каждодневную деятельность, и это все было на плечах Путина. Я видел, что Путин блестяще понимает, что такое хозяйство, как устроена власть.

Мы знаем несколько кандидатов в преемники Ельцина, например, Борис Немцов: Ельцин даже представлял его лидерам зарубежных государств в командировках. Рейтинги всех возможных кандидатов в президенты постоянно замеряли, и когда Немцов стал работать первым заместителем главы правительства, то попал в списки этих замеров. Осенью 97-го года он был на первом месте: у него рейтинг был больше 30%.

Как Примаков пытался уволить Путина

В 1999 г. Путин был уже директором ФСБ по назначению Ельцина. Когда уходил Примаков, Борис Николаевич решал, кого назначить премьер-министром: был Сергей Степашин, который им и стал, и Путин. Ельцин говорил, что надо все время иметь запасные варианты, и когда мы писали книгу, он говорил мне, почему: боялся, что заявит Путина слишком рано, а ситуация экономически и политически была очень сложная, и тот истратит свой запас. Плюс он считал, что дает шанс Степашину: уверен, в тот момент у Ельцина не было окончательного решения.

Ельцин понимал: приход Примакова и Лужкова был бы разворотом обратно. Так, Примаков через день ходил к Борису Николаевичу и говорил, что надо закрывать СМИ, потому что они все не так освещают, что телевидение все ругает и не дает нормально работать.

Маленькая деталь: Примаков дважды пытался уволить Путина с поста директора ФСБ. Но Ельцин ему не дал. Мало кто об этом знает.

Почему Ельцин все-таки остановился на Путине

Каждый увидел в Путине что-то свое. Либералы — готовность продолжать идеи Ельцина, консерваторы и огромная армия военных — лучшее от чекиста.

В неизвестности Путина был огромный плюс, который помог ему выиграть выборы. И для Ельцина было очень важно, что преемником был человек другого поколения.

Никакие ни семья (ближайшее окружение Ельцина, в том числе его дочь Татьяна Юмашева, супруга Валентина Юмашева — прим. ред.), ни Юмашев, тем более ни Борис Березовский, который с Ельциным за 10 лет встретился за два раза, не сыграли большую роль в том, что Путин стал президентом страны. Это мифы, которые родились в тот же момент, когда шла жесточайшая борьба между кандидатом Путиным и командой Примакова-Лужкова. Например, что Путин появился в связи с тем, что семья и Ельцин волновались о своей безопасности. Для Ельцина вообще не было такого вопроса — он считал, что и Примаков с Лужковым обеспечили бы ему безопасность.

Тогда газеты писали, сообщало телевидение, которое работало против нас, что Ельцин никогда не сможет уступить свое место, что Путина снимут и появится еще какой-нибудь кандидат. Но Ельцин сделал так, что заседания Совета безопасности стал проводить Путин — это был очень важный сигнал силовикам. Он проделал огромную работу, чтобы Путина узнал и народ, и силовики, и чиновники, и политики.

Ельцин видел в Путине человека, который продолжит его реформы: либеральные, связанные с рыночным путем, и что не свернет с этого магистрального пути.

И для Бориса Николаевича было важно, что это человек другого поколения. Он считал, что поколение людей, которым в 1991 году было 45-50 лет, должны уйти — они взяли в себя слишком много советского. И должно прийти поколение 25-30-летних.

Не сожалел бы Ельцин о том, что выбрал Путина?

Я периодически сам себе задаю этот вопрос, но мы с Борисом Николаевичем это никогда не обсуждали. Для Ельцина этот проект (продвижение Путина) был как рождение своего сына. Абсолютно выстраданный. И вы не представляете, как он радовался 31-го декабря 1999 года, когда ушел в отставку, вроде бы тяжелейший день — а он был абсолютно счастливый человек. Все говорили, что Ельцин обожает власть и не может и дня без власти. А он на полгода раньше уходит со своего поста, чтобы таким образом дать Путину фору против Примакова и Лужкова, чтобы была возможность с еще большей гарантией выиграть это выборы.

Вообще, для Ельцина было очень важно, что он ушел ровно в срок. По сути он, меняя свой характер, наступая на горло собственной песне, уходит на полгода раньше, потому что для него были так важны Путин и его победа.

Я уверен, что этого вопроса не возникало у Бориса Николаевича во время первого срока Путина, когда были сделаны важнейшие для реформирования России вещи: бюджетный и налоговый кодекс, которые Ельцин не мог провести через Госдуму. Вообще, движение к капитализму, к рынку было забетонировано именно в первый срок Владимира Владимировича.

Думаю, какие-то вещи Ельцина смущали. Единственный раз, когда он об этом сказал публично — что он против [возвращения советской мелодии в качестве] гимна России.

Они с Путиным встречались достаточно часто: сначала раз в месяц, потом раз в квартал, потом только по праздникам. Думаю, когда они говорили вдвоем, то Ельцин о чем-то его спрашивал, какие-то аргументы получал в ответ. Это как с сыном: что бы он дальше ни делал, тот все равно останется его ребенком, уже выросшим, иногда совершающем ошибки. Но этот сын уже делает так, как считает необходимым. Ельцин закладывал в Путина те вещи, которые он считал незыблемыми, в том числе и движение к рынку, которое, на мой взгляд, сохранилось.

Думаю, если вы спросите Владимира Владимировича сегодня, уйдет ли он в 2024 г., то с уверенностью на 99% он скажет, что уйдет.

На мой взгляд, Путин, когда 31 декабря 1999 г. пришел, то бы уверен: дай бог один срок, а если два — то будет самым счастливым человеком на свете, что после их окончания сможет отдохнуть, как он хотел в 1997-1998 гг. Для него была задача отработать сначала первый срок, потом второй, но потом возникала некая новая ситуация, и в 2008 г. он решил, что станет премьером, а Медведев — президентом. Конечно, он не собирался быть у власти 19 лет (на текущий год — прим. ред.) — для меня здесь никаких сомнений нет.

В последнее время участились разговоры о том, что после завершения своего президентского срока Владимир Путин может возглавить Государственный совет. Если реформировать этот орган, Путин сможет сохранить реальную власть в России, несмотря на потерю поста президента

В России политическая жизнь в ее публичных формах начисто отсутствует. В условиях, когда политика целой страны сведена к аппаратным интригам, неудивительно, что малейшие передвижения по служебной лестнице вызывают у общественности повышенный интерес. Даже если речь идет о третьестепенных персонажей, начинается гадание на кофейной гуще.

В свете этих двух исходных положений и следует рассматривать появившиеся разговоры о судьбе и значении Государственного совета. В прессе пишут, что этот орган может сыграть важную роль в продлении власти Путина после 2024 года.

Кому нужен Госсовет

Само наличие во властной конструкции такого звена, как Государственный совет, свидетельствует об общей хаотичности и непродуманности. Говоря попросту, это пятое колесо в телеге государственного управления. Такое же ненужное порождение сумбурных импровизаций начала 2000-х, как Общественная палата.

В 2000 году Владимир Путин инициировал реформу Совета Федерации, в результате которой места в этом властном органе лишись губернаторы. Они восприняли это как понижение собственного статуса. В качестве утешительного приза для них придумали Госсовет — своего рода клуб по интересам, где они могли бы собираться и высказываться.

Реальных полномочий у Госсовета не было никогда. Такие полномочия не могли возникнуть у учреждения, не упомянутого в конституции и действующего всего лишь на основании указа президента. Президент назначил Госсовет совещательным органом.

Если сравнивать нынешний Госсовет с предшественником, то до 1917 года орган с таким названием был весьма влиятельным. С 1810 по 1906 год он выполнял роль парламента: занимался разработкой законов и следил за исполнением бюджета. В 1906 году Государственный совет Российской Империи официально стал верхней палатой. Эти исторические аналогии и совпадения в названии не должны вводить в заблуждение.

Закон бюрократии гласит: раз возникнув, учреждение начинает жить своей жизнью вне связи с предназначением, работая просто на собственное поддержание. Находятся задачи, придумываются цели, выпрашиваются фонды. Госсовет поддерживает иллюзию бурной деятельности.

В то же время не стоит думать, что люди, приписанные к обслуживанию Госсовета, бездельничают. Напротив: чем бесполезнее заведение, тем больше работают его сотрудники. Они вынуждены оправдывать свое существование и создавать впечатление собственной необходимости.

Недавно Владимир Путин переподчинил Государственный совет Сергею Кириенко. В связи с этим пошли разговоры о том, что управление администрации президента (АП), надзирающее за Госсоветом, может возглавить старый соратник Кириенко Александр Харичев. Якобы неспроста: в СМИ пишут, что в перспективе Госсовет может стать тем местом, куда переместится нынешний президент после окончания своего срока, и потому функции этого органа будут изменены и расширены.

Сегодняшний Госсовет мало кому известен и интересен. Он собирается два раза в год, должность секретаря занимает помощник президента Игорь Левитин. Государственный совет в своем нынешнем изводе важен разве что для того или иного честолюбивого губернатора, который хочет известности. Для этого он добивается права выступить на заседании Госсовета с каким-нибудь докладом.

К примеру, в апреле 2015 года с докладом по развитию малого и среднего предпринимательства выступал тогдашний тульский губернатор Владимир Груздев. Местные СМИ всячески транслировали это событие: считалось, что это важный шаг к назначению губернатора в правительство. Прошло три года, Груздев пропал с политической арены, о его выступлении и прогнозах все забыли.

Может ли Госсовет получить влияние

Кураторство Кириенко над Госсоветом предполагает конфликт интересов. Захочет ли Левитин видеть нового посредника между собой и президентом? Вполне возможно, что в результате аппаратных игр Левитину придется уйти.

Что касается Харичева, то вне зависимости от того, произойдет его назначение или нет, его карьера показывает, что на госслужбе многое зависит от случая. До 35 лет он был ничем не примечательным военным психологом из Костромы. Затем Харичев каким-то образом попал в аппарат полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе. В тот момент эту должность занимал Кириенко.

С тех пор начался стремительный взлет Харичева. В 2018 году он курировал выборы президента от имени АП. Не случись того перехода в полпредство, вряд ли сейчас кто-нибудь знал бы Александра Харичева.

Современные губернаторы знают свое место, а политических амбиций не имеют. Собирать технократов, назначенных из Москвы, ради того, чтобы послушать их взгляды на жизнь, а не давать им команды, ни Путину, ни Кириенко не имеет смысла. Кремль вполне устраивает нынешняя властная конструкция: ремонтировать то, что работает, никто не захочет.

Что сделает Путин в 2024 году

Проблема-2024 — совсем другой вопрос. Но, во-первых, до нее еще целых шесть лет. На такую перспективу никто в Кремле не планирует. Даже если на этот счет есть какие-то соображения, вряд ли реальные действия последуют раньше 2022-2023 года. Путину не нужен фальстарт.

К 2024 году Путину предстоит принять решение — либо он реально уходит от дел, либо продолжает возглавлять Россию. Поскольку президентом он оставаться формально не может, единственным вариантом остается переход к парламентской республике.

Вариант с Госсоветом как с подобием комиссии советников при китайской компартии, которую возглавлял Дэн Сяопин, в нашей стране не пройдет. Но и вариант с премьером – реальным главой государства потребует таких изменений в Конституцию и такого разрыва с предшествующими традициями, что затраты не будут стоить выделки.

Скорее всего, в предстоящие шесть лет Путин сосредоточится не столько на подыскании и воспитании преемника (хотя и этого отрицать нельзя), сколько на выстраивании такой работы, где переход от одного лидера к другому проходит с минимальными последствиями для устойчивости власти.

Читайте также: