Какие есть прокуроры в рф

Обновлено: 25.05.2024

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централи­зованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вы­шестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции РФ).

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраня­емых законом интересов общества и государства, прокуратура Российс­кой Федерации осуществляет определенные направления деятельности, основными из которых являются прокурорский надзор и уголовное пре­следование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также ко­ординация деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокурорский надзор подразделяется на несколько отраслей или видов:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными орга­нами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами

местного самоуправления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием чаконам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представитель­ными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления, органами воен­ного управления, органами контроля, их должностными лицами, органам и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих орга­низаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опе­ративно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и уч­реждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания за­держанных и заключенных под стражу.

В основе организации и деятельности прокуратуры лежат следую­щие принципы:

1. Принцип законности. Это значит, что, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура сама действует только на основе закона.

2. Принцип единства.

а) в единстве целей и задач всех органов прокуратуры;

б) в единстве принципов организации и деятельности;

в) в единстве направлений деятельности, её форм и методов, в един­стве полномочий каждого прокурора;

г) во взаимозаменяемости прокуроров.

3. Принцип централизации. Централизация выражается:

а) в строго централизованном порядке назначения работников про­куратуры и в освобождении их от должности;

б) в отсутствии двойного подчинения, в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе - Генеральному прокурору РФ;

в) в строго централизованном построении всех органов прокурату­ры в пределах РФ;

г) в праве вышестоящего прокурора отменить любой акт прокуро­ра нижестоящего.

4. Принцип единоначалия. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах своей компе­тенции. Коллегии в соответствующих прокуратурах являются совещатель­ными органами при прокурорах. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших раз­ногласиях вышестоящего прокурора.

5. Принцип независимости прокуратуры от местных органов влас­ти и управления. Генеральный прокурор подотчетен только высшим орга­нам власти РФ. Нижестоящие прокуроры подотчетны только прокурорам вышестоящим, а все вместе - Генеральному прокурору РФ.




Воздействие в какой бы то ни было форме органов государствен­ной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также дол­жностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им реше­ние или воспрепятствовать его деятельности, влечет за собой установлен­ную законом ответственность.

В систему органов прокуратуры РФ входят территориальные и спе­циализированные прокуратуры. К территориальным прокуратурам отно­сятся: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, городов и районов.

К специализированным прокуратурам относятся:

1) военные прокуратуры - осуществляют надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах, составляют двухзвенную систему. Воен­ные прокуроры подчиняются вышестоящим военным прокурорам и Ге­неральному прокурору РФ;

2) транспортные прокуратуры - бывают двух видов: транспортные прокуратуры на правах районных и транспортные прокуратуры на правах областных. Транспортные прокуроры подчиняются вышестоящим транс­портным прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Транспортные про­куроры осуществляют надзор за соблюдением законов на транспорте: железнодорожном, морском, речном и воздушном;

3) прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправитель­ных учреждениях. Они создаются в местах расположения таких учрежде­ний. Подчиняются территориальным прокурорам: области, края, респуб­лики в составе РФ;

4) природоохранные прокуратуры - осуществляют надзор за ис­полнением законов об охране природы. Могут быть двух видов: природо­охранительные прокуратуры на правах районной и природоохранительные прокуратуры на правах областной. Подчиняются эти прокуратуры территориальным прокурорам или непосредственно Генеральному про­курору РФ. Приказом Генерального прокурора РФ могут быть образова­ны и иные специализированные прокуратуры: прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и другие.

Генеральные прокурор РФ назначается на должность Советом Фе­дерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Все другие прокуроры назначаются Генеральным про­курором РФ, причем прокуроры субъектов Российской Федерации - по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
"О прокуратуре Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 8, 21 ноября 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 2 апреля, 4 июня, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 8 марта, 13 июля, 5 октября, 28 ноября 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 29 июля, 20, 31 декабря 2017 г., 18 апреля, 3 августа, 11, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 26 июля, 1 октября, 16, 27 декабря 2019 г., 6 февраля, 31 июля, 27 октября, 9 ноября, 30 декабря 2020 г., 11 июня, 1 июля 2021 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

17 января 1992 года.

В соответствии с Законом о прокуратуре, Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Они осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Установлен запрет на воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Закон устанавливает порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов: органами власти, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Установлено, что в случаях, предусмотренных законом, прокурор участвует в рассмотрении дел судами.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"

Текст Федерального закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения - в нарушение требования формальной определенности закона - не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения пунктов 1 и 2 статьи 36 настоящего Федерального закона - в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П пункт 2 статьи 5 настоящего Федерального закона признан не соотетствующим Коснтитуции РФ постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 540-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 ноября 2020 г.

Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 353-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 ноября 2020 г.

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 516-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Изменения в пункт 1 статьи 41.4 и пункт 3 статьи 44 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 434-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положения пункта 1 статьи 43.4 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 284-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 октября 2013 г. и 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г., за исключением изменений в статью 51 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июля 2005 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 5 октября 2002 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона в части, устанавливающей доплаты к должностным окладам прокурорских работников за особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в труде и почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". Пункт 1 статьи 44 в указанной части вступает в силу с 1 января 1999 г

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 5, абзацев 2 и 4 пункта 6, абзаца 2 пункта 7 статьи 44.

Абзац 2 пункта 4, абзац 2 пункта 5, абзацы 2 и 4 пункта 6, абзац 2 пункта 7 статьи 44 настоящего Федерального закона, устанавливающие дополнительные льготы для прокурорских работников, вводятся в действие с 1 января 1996 г

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централи­зованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вы­шестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции РФ).

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраня­емых законом интересов общества и государства, прокуратура Российс­кой Федерации осуществляет определенные направления деятельности, основными из которых являются прокурорский надзор и уголовное пре­следование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также ко­ординация деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокурорский надзор подразделяется на несколько отраслей или видов:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными орга­нами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами

местного самоуправления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием чаконам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представитель­ными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления, органами воен­ного управления, органами контроля, их должностными лицами, органам и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих орга­низаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опе­ративно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и уч­реждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания за­держанных и заключенных под стражу.

В основе организации и деятельности прокуратуры лежат следую­щие принципы:

1. Принцип законности. Это значит, что, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура сама действует только на основе закона.

2. Принцип единства.

а) в единстве целей и задач всех органов прокуратуры;

б) в единстве принципов организации и деятельности;

в) в единстве направлений деятельности, её форм и методов, в един­стве полномочий каждого прокурора;

г) во взаимозаменяемости прокуроров.

3. Принцип централизации. Централизация выражается:

а) в строго централизованном порядке назначения работников про­куратуры и в освобождении их от должности;

б) в отсутствии двойного подчинения, в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе - Генеральному прокурору РФ;

в) в строго централизованном построении всех органов прокурату­ры в пределах РФ;

г) в праве вышестоящего прокурора отменить любой акт прокуро­ра нижестоящего.

4. Принцип единоначалия. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах своей компе­тенции. Коллегии в соответствующих прокуратурах являются совещатель­ными органами при прокурорах. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших раз­ногласиях вышестоящего прокурора.

5. Принцип независимости прокуратуры от местных органов влас­ти и управления. Генеральный прокурор подотчетен только высшим орга­нам власти РФ. Нижестоящие прокуроры подотчетны только прокурорам вышестоящим, а все вместе - Генеральному прокурору РФ.




Воздействие в какой бы то ни было форме органов государствен­ной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также дол­жностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им реше­ние или воспрепятствовать его деятельности, влечет за собой установлен­ную законом ответственность.

В систему органов прокуратуры РФ входят территориальные и спе­циализированные прокуратуры. К территориальным прокуратурам отно­сятся: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, городов и районов.

К специализированным прокуратурам относятся:

1) военные прокуратуры - осуществляют надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах, составляют двухзвенную систему. Воен­ные прокуроры подчиняются вышестоящим военным прокурорам и Ге­неральному прокурору РФ;

2) транспортные прокуратуры - бывают двух видов: транспортные прокуратуры на правах районных и транспортные прокуратуры на правах областных. Транспортные прокуроры подчиняются вышестоящим транс­портным прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Транспортные про­куроры осуществляют надзор за соблюдением законов на транспорте: железнодорожном, морском, речном и воздушном;

3) прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправитель­ных учреждениях. Они создаются в местах расположения таких учрежде­ний. Подчиняются территориальным прокурорам: области, края, респуб­лики в составе РФ;

4) природоохранные прокуратуры - осуществляют надзор за ис­полнением законов об охране природы. Могут быть двух видов: природо­охранительные прокуратуры на правах районной и природоохранительные прокуратуры на правах областной. Подчиняются эти прокуратуры территориальным прокурорам или непосредственно Генеральному про­курору РФ. Приказом Генерального прокурора РФ могут быть образова­ны и иные специализированные прокуратуры: прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и другие.

Генеральные прокурор РФ назначается на должность Советом Фе­дерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Все другие прокуроры назначаются Генеральным про­курором РФ, причем прокуроры субъектов Российской Федерации - по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

image_pdf
image_print

В России прокуратура была учреждена на основании Именного Высочайшего Указа Петра I от 12 января 1722 г. А 29 декабря 1995 года Указом Президента РФ от № 1329 эта дата была провозглашена в качестве профессионального праздника всех работников прокуратуры, который отмечается с 1996 года.

Прокуроры блюли интересы казны, осуществляли надзор арестантских дел и мест содержания заключенных под стражей. Они могли вносить предложения по мерам устранения различных нарушений закона.

После смерти Петра I в период дворцовых переворотов и частой смены правителей в Российской империи прокуратура не осуществляла активно свою деятельность. Надзор за осуществлением государственных интересов усилился во время царствования Екатерины П. Это связано с Учреждением о губерниях от 1775 года.

В непродолжительное время правления Павла I активность прокуратуры снова снизилась. По сути дела, Павел взял на себя роль прокурора и пытался разобраться во всех делах сам, все контролировать.

С созданием в 1802 году Министерства юстиции министр занял должность Генерал-прокурора, а губернские прокуроры были введены в штат соответствующих губернских органов юстиции.

В 1862 году Государственный Совет принял Основные положения о прокуратуре, которые определяли ее основную задачу – наблюдать за тем, чтобы законы в Российской империи исполнялись единообразно и точно.

Этот акт закреплял принципы организации прокуратуры и ее деятельности и независимости прокуроров от местных органов при принятии решений.

При этом Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались или освобождались от должности императором, а нижестоящие прокуроры – Генерал-прокурором Российской Империи.

В результате судебной реформы 1864 года прокуратура из надзорного органа стала органом уголовного преследования. Прокурору уже было подчинено полицейское дознание, он был обязан наблюдать за производством предварительного следствия. Прокуроры имели право присутствовать во время осуществления всех следственных действий, проводить дополнительное расследование. А после окончания предварительного следствия они могли представлять заключение о том, должен ли обвиняемый быть предан суду.

В то же время, будучи в составе суда, прокуроры были неподконтрольны ему. Они были обязаны наблюдать, чтобы суд соблюдал правила устройства и делопроизводства. Прокуроры принимали участие в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников и опротестовывать незаконные решения. При рассмотрении уголовных дел прокуроры выступали в качестве полноправных участников судебного процесса, могли приносить кассационные и апелляционные протесты по отношению к необоснованным решениям суда. После вынесения приговора они контролировали его исполнение. Кроме этого, они были обязаны осуществлять надзор соблюдения законности в местах отбывания заключенными наказания. При рассмотрении гражданских дел прокуроры только надзирали за соблюдением закона.

Прокуратура в России возродилась с утверждением Положения о прокурорском надзоре, принятым 28 мая 1922 года на 3 сессии ВЦИК. Она являлась частью Народного Комиссариата Юстиции. Во главе ее стоял Прокурор Республики, являвшийся одновременно Народным Комиссаром Юстиции. Он имел право назначать прокуроров на должность или отстранять от нее, перемещать их. На прокуратуру были возложены задачи:

— осуществление от имени государства надзора за законностью действий органов власти, хозяйственных учреждений, организаций и граждан, которые осуществляют свою деятельность в общественном или частном порядке;

— надзор за деятельностью органов, которыми производится расследование;

— поддержание государственных обвинений в суде;

— опротестование постановлений и распоряжений, противоречащих закону;

— наблюдение за правильным содержанием заключенных.

Следует отметить, что на протяжении многих лет структура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров регулировались законодательством о судоустройстве.

После образования Союза ССР была учреждена Прокуратура СССР. Она была выделена из органов юстиции и являлась самостоятельным государственным органом. Конституция СССР 1936 года закрепила принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора от местной власти.

Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму и Совнаркому СССР.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.

С построением развитого социализма в СССР появляются и новые законодательные акты, регулирующие деятельность прокуратуры в стране. Однако, основными направлениями деятельности, как и прежде, остались: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов; борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление; разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, а также участие в совершенствовании законодательства.

Доминирующим в деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Одновременно приоритетными направлениями остаются обеспечение единого правового пространства страны, борьба с преступностью и коррупцией. От качества выполнения этих задач во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан России, безопасность и интересы государства.


Обучение и работа в прокуратуре

По закону, прокурорам присваиваются соответствующие классные чины. По-другому, это — служебные разряды, присваиваемые по возрастанию. Какие классные чины присваиваются прокурорам и какие звания в прокуратуре соответствуют им, рассказано ниже в статье.

Классные чины работников органов прокуратуры

Классные чины прокуроров — это служебные разряды, присваиваемые им сразу после вуза или по итогам аттестации на основании ст. 41 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г. При этом каждый из них, кроме первого, должен соответствовать стажу и должности в прокуратуре. Таким образом, присвоение нового служебного разряда свидетельствует о служебном и профессиональном росте сотрудника ведомства. Кроме того, аттестация показывает соответствие прокурора занимаемой им должности и способствует укреплению служебной дисциплины.

Классный чин присваивается прокурорам, ученым и сотрудникам институтов прокуратуры РФ на основании Указа Президента РФ № 1563 от 21 ноября 2012 г. Причем по каждому из служебных разрядов работнику надзорного ведомства даются соответствующие погоны к повседневной форме одежды.

Присвоение прокурору первого классного чина возможно, если он (п. 5 Указа № 1563):

  • прошел аттестацию;
  • имеет высшее ю/о;
  • имеет стаж в прокуратуре, равный 6 мес. как минимум.

Таким образом, граждане, не имеющие юридического в/о, не могут стать прокурорами или иными сотрудниками ведомства.

Прокурор вправе получить новый служебный разряд и до истечения 6 мес. службы. Такое возможно, если он имеет юридическое в/о и перешел в прокуратуру из органов власти РФ или правопорядка, а также, из нотариальной, адвокатской конторы, местных муниципалитетов, вузов с подготовкой специалистов по юриспруденции, академий ведомства, доп. профобразования и юридических компаний.

После получения диплома юриста в вузе и трудоустройства в надзорное ведомство новый сотрудник прокуратуры становится юристом 3 класса (п. 7 Указа № 1563).

Прокурор может стать действительным госсоветником юстиции только по решению Президента РФ, а госсоветником 1, 2, 3 класса — по решению главы государства, но после получения им письменного представления от Генерального прокурора РФ. Кроме того, во втором случае у сотрудника надзорного ведомства должно быть юридическое в/о.

Порядок присвоения нового служебного разряда вплоть до старшего советника и список должностей, по которым такое возможно, устанавливается Генпрокурором РФ.

Гаврилова Ольга

Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.

Если у прокурора есть дисциплинарные взыскания, ему не дается новый классный чин (п. 17 Указа № 1563). Также, служебный разряд не вправе получать сотрудники надзорного ведомства, когда по ним инициирована служебная проверка, или, если в отношении их открыто производство по уголовному делу.

По закону, суд вправе лишить прокурора классного чина. Такое возможно при вынесении судебного приговора за совершение сотрудником прокуратуры тяжких преступлений.

Сведения о присвоении нового служебного разряда заносятся в трудовую (если есть) и личное дело сотрудника прокуратуры. Запись об этом указывается и в сведениях о его служебной деятельности.

По вопросам получения классного чина бывают и служебные споры. Они разрешаются в соответствии со ст. 69 Закона РФ № 79-ФЗ. По закону, служебный спор индивидуального характера — это разногласия между представителем прокуратуры и госслужащим или лицом, поступающим на госслужбу или ранее состоявшим на ней. Причем разногласия между прокуратурой и сотрудником ведомства могут быть и по вопросам применения законодательства РФ, иных НПА о госслужбе и служебного контракта, о которых заявлено в Комиссию прокуратуры по трудовым спорам или в суд.

На решение ведомственной Комиссии можно подать жалобу в суд на протяжении 10 дней с даты получения на руки ксерокопии данного акта. В случае пропуска по случаю продолжительной госпитализации или по иным уважительным причинам десятидневного срока суд вправе восстановить его и рассмотреть спор по существу.

Список по возрастанию, погоны

Работникам прокуратуры РФ присваиваются различные классные чины. По возрастанию их список таков (п. 2 Указа № 1563):

  • младший юрист;
  • юрист 3, 2 и 1 класса — чем ниже класс, тем выше классный чин;
  • советник юстиции — младший, советник, старший;
  • госсоветник юстиции 3, 2 и 1 класса;
  • действительный госсоветник юстиции.

Законодательством РФ предусмотрены и погоны прокурора. Они имеют определенные различия по цвету, расположению, количеству элементов и форме (п. 2.4 Приказа Генпрокуратуры РФ № 372 от 31 мая 2017 г.). Например, по форме одежды погоны прокуратуры подразделяют на:

  1. Синие (золотистые), нашивные и без эмблемы — на пиджак. Выглядят, как вытянутый четырехугольник. Снизу имеют прямоугольную форму, а сверху — острый угол. Погонные края, кроме нижнего, обшиты зеленой окантовкой — погоны для госсоветника юстиции (действительного и 3, 2, 1, классов).
  2. Синие, съемные с эмблемой — на кожаную куртку. Имеют форму длинного шестиугольника. Снизу конец — прямоугольный, а сверху — это тупой срезанный угол — погоны для действительного госсоветника и 1, 2, 3 классов.
  3. Синие (белые) съемные с эмблемой — для рубашки. Выглядят, как вытянутый шестиугольник. Снизу его конец имеет прямоугольную форму, а сверху представляет собой тупой угол — погоны для действительного госсоветника и 1, 2 и 3 классов.
  4. Синие с зелеными просветами, нашивные. Имеют форму вытянутого длинного шестиугольника. Снизу конец — прямоугольный, а сверху — это срезанный тупой угол — погоны для юристов и советников юстиции.
  5. Синие съемные с зеленым просветом и с широкой шлевкой. Выглядят, как длинный шестиугольник. Снизу конец имеет прямоугольную форму, а сверху — это срезанный угол — погоны для советников и юристов.
  6. Синие съемные с хлястиком и с зелеными просветами. Имеют форму длинного шестиугольника. Внизу прямоугольной формы, а сверху — это срезанный тупой угол — погоны для юристов и советников.
  7. Синие (темно-синие) прямоугольные съемные муфты.
  8. Съемные, с зеленым просветом, на теплую парку и на куртку на молнии из хлопка (для госсоветников юстиции 1, 2 и 3 классов — без просветов). Выглядят как вытянутый шестиугольник. Снизу его конец — прямоугольный, а сверху — это срезанный угол. Погонные края, кроме низа, имеют зеленую окантовку — эти специальные прокурорские погоны выдаются вместе с комплектом базового обмундирования гражданам, принятым на работу в военную прокуратуру.

Погоны различаются и по звездам. Количество звезд соответствует определенному воинскому званию. Это погоны:

  • младший юрист — 1 полоска с небольшой звездой;
  • юрист 3 класса — 1 полоска с 2 маленькими звездами;
  • юрист 2 класса — 1 полоска с 3 небольшими звездами;
  • юрист 1 класса — 1 полоска с 4 маленькими звездами;
  • младший советник — 2 полоски и 1 средняя звезда;
  • советник юстиции — 2 полоски и 2 звезды;
  • старший советник — 2 полоски и 3 звезды;
  • госсоветник юстиции 3 класса — 1 большая звезда без полос;
  • госсоветник 2 класса — 2 звезды;
  • госсоветник 1 класса — 3 больших звезды;
  • действительный госсоветник юстиции — 1 крупная звезда с гербом России.

Классные чины в системе прокуратуры Российской Федерации

Классные чины прокурорских работников, по закону, могут быть присвоены с учетом периода пребывания в прежнем служебном разряде, занимаемой на данный момент должности и итогов проведенной аттестации. Причем при их присвоении должна быть соблюдена приведенная в п. 2 Указа Президента РФ № 1563 определенная последовательность назначения нового служебного ранга.

По закону, классный чин вправе получить и иные прокурорские работники, то есть, не являющиеся прокурорами, учеными или сотрудниками Университетов прокуратуры (п. 5 ст. 41 Закона РФ № 2202-1-ФЗ). Причем присвоить им служебный разряд может только Генпрокурор РФ и в целях обеспечения эффективности деятельности надзорного ведомства.

Каким званиям соответствую

По своему статусу прокуроры военной прокуратуры относятся к военнослужащим. Таким сотрудникам надзорного ведомства, на основании ФЗ № 53 от 28 марта 1998 г., присваиваются соответствующие звания.

Воинские звания и соответствующие им прокурорские классные чины установлены Указом Президента РФ № 113 от 01 февраля 2005 г. Все они приведены ниже в таблице.

На госдолжности, по которым можно подняться по карьерной лестнице до полковника-старшего советника, служебные разряды даются по занимаемой сотрудником прокуратуры должности. При этом классный чин должен быть не ниже служебного разряда по воинскому званию. Это правило касается лиц:

  • уже работавших в органах военной прокуратуры;
  • ранее работающих в органах СК РФ — военных или при прокуратуре РФ;
  • отставников (запасников), принятым на работу в Генпрокуратуру РФ (Военный главк прокуратуры), в региональные, городские и районные, военные и иные спецпрокуратуры, а также, в академии, университеты и институты надзорного ведомства.

Старшим советником и выше могут стать отставники или запасники в звании генерал-полковника (-лейтенанта, -майора). Причем такое возможно после их приема на государственную службу в Генпрокуратуру РФ (Военный главк), в областную, районную прокуратуру, прокуратуру города, военные и иные спецпрокуратуры, а также, в институты, университеты и академии надзорного ведомства.


Порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам


Как проходит аттестация работников органов и учреждений прокуратуры


Знаки отличия: погоны и звания сотрудников МВД

Сроки присвоения очередных классных чинов в прокуратуре

Законодательством РФ установлены определенные сроки пребывания прокурора в классном чине. Это (п. 10 Указа № 1563):

  • 1 год или до получения диплома с юридическом в/о — для младшего юриста;
  • 2 года — для юриста 2, 3 класса;
  • 3 года — для младшего советника и для юриста 1 класса из прокуратуры;
  • 4 года — для советника.

Прокурор вправе стать госсоветником 1, 2, 3 класса по прошествии как минимум 2 лет службы в прежнем служебном разряде и работы в течение 1 года на своей должности, по которой законодательством РФ предусмотрено присвоение приведенного служебного ранга.

Срок службы в служебном разряде начинает отсчитываться с даты его присвоения прокурору (п. 14 Указа № 1563).

За особые отличия на службе прокурору положены различные поощрения. Например, он может рассчитывать на досрочное повышение по карьерной лестнице. Причем это правило не касается госсоветника 1, 2, 3 класса.

По закону, классный чин может быть сохранен за прокурором при (п. 16 Указа № 1563):

  • освобождении от занимаемой сотрудником прокуратуры должности;
  • лишении работы – в случае увольнения из надзорного ведомства;
  • возвращении на работу в прокуратуре.

Прокурору, восстановленному после перерыва в работе из-за неправомерного увольнения из прокуратуры, период перерыва добавляется в срок исчисления присвоенного ему классного чина.

В итоге прокурорам, по закону, присваиваются различные классные чины. Это может быть сделано после окончания вуза или по итогам очередной аттестации.

Однако присвоение нового служебного ранга возможно только по прошествии определенного срока службы прокурора. Если прокурор работает в военной прокуратуре, ему может быть присвоено соответствующее прокурорское воинское звание. Причем оно должно соответствовать определенному классному чину.

Читайте также: