Какие еще города претендовали на право быть третьим римом

Обновлено: 30.06.2024

Последующие трансформации теории

С этого момента Третьим Римом называют Россию как оплот человечества, приписывая ей великую миссию. Особенно для укрепления этой идеи постарались славянофилы и панславинисты. В. Соловьев, например, считал, что у России ключевая роль в объединении Востока и Запада, всех христиан под эгидой Русского православия. Историк И. Кириллов писал, что теория Москвы, как Третьего Рима, это та самая русская идея, национальное самоопределение, самосознание, которого стране так не хватало все это время. Православные должны не только объединить вокруг себя все братские народы, но и ударить по мусульманской Османской империи, чтобы она не напала первой. Во времена освободительных войн на Балканском полуострове идеи стали крайне популярны в народе.


С этих пор слова Филофея окончательно стали политическими, из них было вытеснено духовное и церковное значение.

Повседневная жизнь в городе в период империи

Во времена империи численность жителей достигла одного миллиона особ. Город заполнился многими народами, которые проживали в отдельных кварталах. Город состоял из 14 районов.


День римлянина начинался с восходом солнца. В первые часы он проводил за молитвой. Далее бедные жители посещали богатых граждан, чтобы попросить милостыню. Последние работали в судебных учреждениях, в городском совете.

Их рабочий день начинался в три часа (в современном мире это девять часов утра). В шесть часов по римскому времени проходил малый обед, а через два часа – большой обед. После обеда люди занимались своими делами, отдыхая и развлекаясь.

Каждый день жители посещали термы, так называемые бани. Там были не только бассейны с водой, но и библиотеки, места для прогулок. В городе было больше одной тысячи личных бань и одиннадцать общественных.

Римское общество было достаточно военизированным. В государстве действовала всеобщая воинская повинность, которая касалась мужчин возрастом с семнадцати до сорока шести лет. Чтобы получить государственный пост, мужчина был обязан принять участие в десяти военных компаниях.

Отдельной темы достойно любимое развлечение всех жителей Рима – бои гладиаторов, проходившие в Колизеях.

Монах Филофей открывает Третий Рим

Суть идеи о том, что Москва — третий Рим

В 1520-х годах монах Филофей в письмах к великому князю московскому Василию III озвучил теорию Москва – третий Рим. Он говорил, что два Рима пали, один есть, а четвертому не бывать. Здесь в центре внимания находится история христианской церкви. Когда в Римской империи правил Константин Великий (306–337) христианство получило на государственном уровне свободу вероисповедания и его поддержку. Рим был столицей, его церковь имела большое влияние в христианском мире. Однако она со временем изменила догматическое учение. Восточная церковь осудила эти изменения как ересь. В результате в 1054 году произошел раскол западной и восточной церкви. Теперь в православном мире Византия стала самым влиятельным государством. Ее столица Константинополь еще называлась Новым Римом.

В XV веке возникла угроза завоевания Византии турками-османами. Тогда император обратился за помощью к западным странам. Римский папа обещал свое содействие при условии объединения церквей на основе уступок западу. Император согласился и в 1439 году была подписана Флорентийская уния. Однако в самой Византии многие церковные иерархи и верующий народ не приняли ее как содержащую латинское еретическое учение.

На Руси в письменных памятниках встречается мысль, что падение Константинополя в 1453 году могло произойти из-за попытки найти помощь у запада за счет уступок ему в вероучении. Русь приняла крещение из Византии, новой столицей ее единого государства была Москва. Ее Филофей поэтому назвал третьим Римом. Московское княжество оказалось в XVI веке единственным православным политически самостоятельным крупным государством. Первый Рим уклонился в ересь, Константинополь (второй Рим) был взят турками, Москва – третий Рим сохранила чистоту вероучения и стала столицей православного русского государства. Концепция Москва – третий Рим выражает духовную миссию России.

По мнению русского историка профессора Н. С. Чаева (1897-1942), теория Третьего Рима идеологически обосновывала и оправдывала действия правительства по созданию сильного централизованного государства; она была призвана сформировать идеологический облик Москвы. В сфере внутренней политики централизация власти в руках царя-самодержца оказала влияние на социальное развитие в целом. В сфере внешней политики создание Московского царства влекло за собой поддержку восточных христиан, колонизацию и христианизацию земель на Востоке и, наконец, оно придало больший вес московским дипломатам в их отношениях со странами Запада

Италия завладела Римом


До середины девятнадцатого века на карте не существовало единого итальянского государства. Земли были разделены между независимыми королевствами, империей Габсбургов. В 1861 году началась борьба за объединение.

Итальянские государства боролись с австрийцами и французами за свои земли. Наконец в 1870 году они вошли в Рим. В этом же году город стал столицей Королевства Италии.

Древний Рим – Вечный город, который в 1922 году был захвачен фашистами. Это продолжалось до 1943 года.

Раскол

Москва — третий Рим

Москва — третий Рим

Читайте также: