Какая реальная история положена в основу повести матерь человеческая

Обновлено: 28.06.2024

Коррекционно-развивающие: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка;
Воспитывающие : на примере героини повести раскрыть учащимся духовную красоту и величие, силу духа русской женщины, ее человечность, цельность натуры, мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны;

- помочь им увидеть ее доброту, трудолюбие, щедрость души, вызвать сопереживание за судьбы людей, на плечи которых легла основная тяжесть войны;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родной земле, людям, живущим и работающим на ней;

- вызвать душевный протест против жестокости и бесчеловечности, которые несет с собою война.

1. Вступительное слово учителя.

Сколько благодарных, высоких слов сказано о матери и материнстве! Мужество матери…Привычные для нас словосочетания. От кого же и ждать верности в любви, если не от матери? От кого требовать больше терпеливости, чуткости, бесстрашия?

Да, это так. Это было так и два, и пять, двадцать веков назад. Но почему же вновь и вновь обращаются к этой вечной теме художники и писатели, режиссёры и философы? Почему она остаётся злободневной? Да потому, что злобой дня, тревогой дня, болью дня остаётся совершенствование человека.

А у истоков совершенствования личности стоит Мать. Каждый человек – будь он учёный, космонавт, хлебороб, простой рабочий – берёт своё начало с Матери. Произведений, посвящённых матерям, очень много. Ну а мы сегодня, в преддверии Великого Дня Победы над фашизмом, будем говорить о повести В. Закруткина, которая посвящена женщине, женщине – матери. Той, кому в годы войны приходилось труднее всего.

Слайд 2

Она, женщина, должна была заменить ушедшего мужа и в тоже время продолжать свой труд – труд матери.

1. Что вы знаете об участии женщин на войне?

(Женщины воевали плечом к плечу с мужчинами, совершали подвиги).

Учитель: Но женщины не только геройски воевали в годы Великой Отечественной войны. Проводив на фронт мужа, сына, брата, они по 10-12 часов работали у станка или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей. В первые месяцы Великой Отечественной войны наши войска отступали под напором гитлеровских полчищ. Женщины, старики, дети оставались беззащитными перед лицом жестокого врага.

Слайд 3

Слайд 4- 5

Краткий рассказ об авторе. (Выступление подготовленного ученика).

Воспитатель: Душевная щедрость, мужество, принципиальность, бескорыстие, доброта — основные черты положительных героев В. Закруткина.

Слайд 6

«Ранней осенью 1943 года,— пишет автор,— мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги.

В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора.

На хуторе не было ничего живого.

Воспитатель: Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере все то лучшее, что было дано новым людям советской эпохой.

Слайд 7:

1.Какие чувства вы испытали, когда читали повесть “Матерь человеческая”? (потрясение, жалость, вера в добро, восхищение главной героиней)

2. С чего начинается повесть? (С размышления о Марии – матери Иисуса и Марии - простой русской женщине).

3.Почему автор сравнивает их?

Автор повести считает: то, что пережила Мария, русская женщина, не менее трагично и не менее требует уважения, поклонения и почитания.)

4. Что же совершила Мария в грозные годы войны? Что она пережила? Как сложилась жизнь героини повести? Слайд 8

(Учащиеся рассказывают о нелегком детстве, юности героини повести).

В гражданскую войну Марии было семь лет, белогвардейский карательный отряд расстрелял ее отца-коммуниста. Когда умерла мать, ей было шестнадцать лет. Затем Мария вышла замуж за Ивана. Оба работали в третьей бригаде колхоза имени Ленина: он — шофером, она — дояркой. У них рос сын Вася.

Слайд 8.

5. После всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть. Что же ее спасает?

Учащиеся читают строки повести:

2. «… по запыленным щекам Марии бежали слезы. Мысли о нерожденном ребенке, о том, что она. женщина-мать обязана уберечь то живущее в ней, что связывало ее с погибшим Иваном, с Васяткой, отогнали желание смерти.

Учитель: Мария ждет ребенка. И это заставляет молодую женщину думать о жизни, обо всем живом, что потянулось к ней.

- Чувство материнства, жалости к беззащитному солдату, почти мальчишке, не позволило ей убить его.

- Гуманизм, человечность Марии, весь тот образ жизни, каким жила Мария свои недолгие 29 лет.

- Убить беззащитного раненого мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами, убившими ее сына и мужа. Этого Мария не могла допустить.

- Человечность Марии не позволила ей убить беззащитного раненого. Мария ухаживала за ним и похоронила его, когда он умер.

Воспитатель: Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.

Слайд 9

7. Почему Мария так самоотверженно работала на колхозных полях? Чтобы прокормить себя, детей, животных, ей не нужно было столько запасов. Зачем она это делала?

- Мария чувствовала связь с теми, кого уже нет, кто когда-то трудился на этих полях. В этом чувстве связи со всем, что было на родной земле, с теми, кто жил и трудился на этой земле до тебя, — сила Марии, сила человека вообще. Чувство причастности к судьбе всего народа помогло Марии понять, что ее горе — это капля в море горя народного. И это сделало Марию сильной, помогло ей выжить.

- Мария думала не только о тех, кто жил здесь до нее. Она думала о тех, кто придет сюда после победы. Она думала о своем будущем ребенке.

8. Как Мария обращается ко всем животным, птицам, мертвому политруку Славе, детям?

(Бедные вы мои, дитя моё милое, голубяточки мои)

9. Что она ощутила после рождения сына?

… Марии показалось, что она родила их всех, беззащитных, рассеянных войной по неприютным, угрюмым полям малых людей, от которых она, родившая их мать, должна отвести смерть.

… Родила не только сына и тех семерых…но и всех детей истерзанной земли, требующих от нее, матери, защиты и ласки.

- Вы будете жить, - в изнеможении шептала Мария, - вы все будете жить…

Слайд 10:

10. Почему повесть называется “Матерь человеческая”?

- Мы увидели, на какой подвиг способна настоящая мать, восхищались чистотой и праведностью образа Марии, высотой и силой её духа, выкованного в невыносимых страданиях.

- Опираясь на анализ повести, можно предположить, что в заглавие вынесено не просто имя главной героини, а авторская позиция или идея всего произведения.

- Такие женщины-матери, как Мария, достойны поклонения во все века.

- Молиться необходимо на тех, кто становится защитником, опорой, прибежищем, спасителем всего человечества.

11. Какие мысли и чувства вызвала у вас повесть В. Закруткина?

- Эта книга учит силе духа и мужеству.

- Доброта и гуманность делают человека человеком. Люди добрые, щедрые душой достойны всеобщего признания и любви.

- Эта книга об огромной любви к жизни, земле, людям.

- Повесть заставляет нас задуматься над тем, на что способен настоящий человек в тяжёлых обстоятельствах.

- Книга напоминает людям о том, что несёт человечеству война. Об этом надо знать, нам молодым, не испытавшим её ужасов.

Слайд11

Можно не слушать народных сказаний,

Не верить газетным столбцам,

Но я это видел. Своими глазами.

Понимаете? Видел. Сам.

Вот тут дорога. А там вон – взгорье.

Меж ними вот этот – ров.

Из этого рва поднимается горе.

Горе – без берегов.

Нет! Об этом нельзя словами…

Тут надо рычать! Рыдать!

Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме,

Заржавленной, как руда.

Матери сердцу не изменили:

Идя на расстрел, под пулю идя,

За час, за полчаса до могилы

Мать от простуды спасала дитя.

Но даже и смерть для них не разлука:

Не властны теперь над ними враги –

И рыжая струйка из детского уха

Стекает в горсть материнской руки.

Как страшно об этом писать. Как жутко.

Но надо. Надо! Пиши!

Фашизму теперь не отделаться шуткой:

Ты вымерил низость фашистской души,

Ты осознал во всей ее фальши

Так пусть же сквозь их голубые вальсы

Горит материнская эта горсть.

Воспитатель : Повесть начинается с изображения молящихся перед статуей Богоматери старичков, а заканчивается сценой, когда командир полка “опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…”

Таким образом, В. Закруткин обыкновенную женщину Марию поднимает до высоты Богоматери.

Мы увидели, на какой подвиг способна настоящая мать, восхищались чистотой и праведностью образа Марии, высотой и силой её духа, выкованного в невыносимых страданиях.

Краткий анализ

Год написания – 1969.

История создания – Сюжет произведения основан на реальных событиях военного и послевоенного времени. В 1943 г. в одном из хуторов В. Закруткин увидел женщину, которая стала прототипом главной героини повести.

Тема – В произведении можно выделить несколько главных тем: ужасы войны, материнство, доброта и милосердие.

Композиция – Сюжет произведения развивается последовательно, важную роль в раскрытии заявленных тем играют несюжетные элементы. Особенность композиции – вступительный рассказ о главной героине.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения известна из воспоминаний самого В. Закруткина. Он был военным корреспондентом, поэтому исколесил много дорог. В одном из сожженных врагом хуторов солдаты увидели плачущую молодую женщину. От гитлеровцев она спряталась в кукурузе. Вернувшись домой, увидела сожженные избы. Женщине пришлось поселиться в погребе, который чудом уцелел.

В русской литературе второй половины ХХ века военная тематика занимала почетное место. В. Закруткин рассказал об ужасах войны во многих произведениях, но анализируемая повесть выделяется из ряда других. В ней автор показал женскую судьбу, искалеченную кровавыми событиями.

В контексте военной темы поднимаются проблемы, актуальные для всех времен: доброты и милосердия, жизни и смерти, материнства, отцов и детей, умения жертвовать собой ради других. Фоном для моральной проблематики стала общественно-историческая обстановка.

В начале произведения В. Закруткин описывает сентябрьские события 1942 г. В одной из ночей земля сотрясалась от взрывов, была охвачена пламенем. При таких обстоятельствах мы знакомимся с Марией – главной героиней произведения. Женщина спряталась в кукурузе и молила о смерти. В этом же эпизоде узнаем о том, что она была на первых месяцах беременности.

Почему Мария так хотела умереть? Об этом рассказывается далее. Война отобрала у нее сына и мужа. Лишь ради будущего ребенка женщина держалась за жизнь. Из своего укрытия в кукурузе она наблюдала за тем, как немцы разрушали деревню, а потом угоняли людей в Германию. На ее глазах подстрелили пятнадцатилетнюю девчонку, которая спустя несколько часов умерла на руках Марии.

В одном из эпизодов описывается внешность героини: невысокая, с карими глазами и веснушками. Также, вводя в сюжет воспоминания Марии, автор рассказывает о ее прошлом. В семилетнем возрасте она пережила потерю отца: его расстреляли белогвардейцы. В 16 лет потеряла мать. Закончила женщина всего 4 класса: чтобы выжить, нужно было много трудиться и времени на учебу не хватало. Мария рано вышла замуж, родила сына, но счастье продлилось недолго.

Трагические события не сломили женщину, она не обозлилась на этот мир. Выжив в страшную сентябрьскую ночь, она поселилась в уцелевшем погребе. Постепенно Мария обзавелась хозяйством. Автор рассказывает, как она чистила колодец, искала все необходимое для жизни, собирала урожай. Эти сцены показывают неимоверную силу духа героини. Труд женщины не был напрасным, благодаря ему она смогла спасти семерых детей. Вскоре Мария родила сына. Герои учились жить заново.

Мария считала спасенных детей своими. Она была готова обогреть всех, кто в этом нуждался. Помощь окружающим – вот, что стало главным в жизни. Отсюда и смысл названия повести. Не зря автор дает героине имя Мария, проводя, таким образом, незримую параллель между героиней и Матерью Божьей.

Композиция

Сюжет произведения В. Закруткина “Матерь человеческая” развивается последовательно. Экспозиция – знакомство с Марией, укрывшейся в кукурузе, воспоминания женщины. Завязка – смерть сына и мужа, ожесточенный бой, превративший деревню в руины. Развитие событий – жизнь героини после кровавых событий. Кульминационных точек несколько. Развязка – новая жизнь Марии с детьми.

Важную роль в раскрытии заявленных тем и создании образа Марии играют несюжетные элементы. Особенности композиции – вступительный рассказ о главной героине и ретроспекции (воспоминания о прошлом).

Рассказчик любил гулять в парке и часто видел двух старичков-супругов, которые каждое утро приносили цветы к скульптуре мадонны с малышом на руках. Рассказчик задумывался о судьбе Марии, родившей Бога, который спас всех людей, и о влиянии Богоматери на дальнейшую судьбу человечества. Мужчина вспомнил одну женщину, которую тоже звали Марией.

В хуторе жила простая семья: муж Ваня, жена Маша и сын Вася. Как и все, супруги работали в колхозе. Когда началась война, Ивана забрали на фронт. Но вскоре он вернулся домой без руки и стал уговаривать жену уходить из хутора. Мужчина предчувствовал, что скоро немцы доберутся и до них. Но у мужчины начался жар, и семья никуда не успела уйти. Хутор был захвачен фашистами, которые сразу провели карательную операцию. Все жители были убиты, а дома сожжены. Только беременной Марии удалось спастись. Она спряталась в сене, где и переночевала.

На следующий день женщина встретила двух собак, четырех коров и голубей. Маша очистила погреб, который остался от ее дома, и стала там жить. Пришлось женщине очищать деревенский колодец. Фашисты, уходя из разгромленного хутора, сбросали туда трупы домашних животных. Питалась Маша овощами с огородов и коровьим молоком. Она приютила у себя тяжело раненого немца, ухаживала за ним, пока он не умер. В душе Марии не было ненависти к врагу.

Приближалась зима и надо было готовиться к приходу холодов. Маша обустроила, утеплила погреб, соорудила в нем печку, нашла прибежище от стужи и холодного ветра для коров, припасла овощей. Потом стала срезать подсолнухи на колхозном поле и укладывать их, чтобы сохранить их до весны, утеплила ульи на пасеке.

Маша работала от зари до зари, ей было некогда горевать о погибшем муже и сыне. Думала Мария только о своем народившемся пока ребенке. Чтобы не скучать, женщина разговаривала с собаками, которые сопровождали её повсюду, и пела песни. В одну из ночей к убежищу Маши пришли овцы, чуть позже — куры с петухом и три лошади. Пришлось женщине ухаживать и за новыми животными: кормить их, водить на водопой к речке.

Маша периодически выходила из убежища и искала вещи, которые ей могли пригодиться в хозяйстве. В один из зимних дней женщина нашла детей, которые уже четыре месяца скрывались от фашистов. Затем Мария родила и своего ребенка. Так они дождались прихода советских войск и освобождения от немцев.

Произведение учит не сдаваться и находить выход из любой ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История из истории

Вместо вступления

Воспоминания о героическом поступке 29-летней Марии были вызваны в душе рассказчика каменным изваянием. Во время поездки в прикарпатский город он любил отдыхать в парке. Рядом со скамейкой стояла каменная ниша, а в ней – скульптура Девы Марии с младенцем на руках. Ее вид заставлял задуматься о сотнях и тысячах матерей, испытавших в своей жизни более страшные муки, чем она. В их числе была и молодая женщина из небольшого хуторка, затерявшегося в степи. После прихода немцев она лишилась семьи и дома. Оставшись одна в округе, Мария продолжала бороться и спасать всех, кто нуждался в помощи.

Сожженный хутор

Из своего укрытия она смотрит на лица своих сельчан, видит испуганные детские глаза, обезумевших от горя матерей, хмурые лица стариков. Мария хочет броситься к ним, но понимает, что ничем помочь не сможет. Девчушка Саня кричит, что не хочет в Германию, лучше умереть здесь, чем жить рабской жизнью. Ее крик обрывает автоматная очередь.

В начале войны, когда уже оккупированы Украина и Белоруссия, немецкие войска уходили дальше на Москву. Немцы заняли небольшой хутор, в котором жила обыкновенная семья Мария, муж Ваня и сынок Васятка. Спалив и разрушив хутор, немцы убили мужа и сына Марии, а остальных хуторян угнали в Германию. Марии и ее не рожденному ребенку удалось спастись.

Она выживала, как могла, собирая урожай на поле. Сохраняя свой долг перед своими хуторянами и колхозом, надеясь, что они вернутся.

Мария на всем протяжении войны приютила нескольких ленинградских детей, в которых нашла смысл жизни, став для них Матерью всего человечества.

Автор в данном произведении показывает всю широту и величие русского народа. Несмотря на всю боль, проявление гуманность по отношению к совсем юному умирающему немцу. Чувство долга, помогающее выжить.

Немецкий солдат

Главные персонажи

В повести Закруткина немного персонажей, но у каждого из них своя роль. Основные герои:

  • Мария;
  • Иван;
  • Вася;
  • Саня Зименкова;
  • Вернер Брахт.

Краткое содержание Матери человеческой

Главную героиню автор не зря назвал Марией, ведь она воплощала образ Богоматери. Иван — это ее муж, а Вася — сын. Оба погибли от рук немецких солдат. Соседняя девочка Саня Зименкова осталась без родителей, поэтому женщина приютила ее и по-настоящему страдала, когда та скончалась от ранений.

Образ Марии символизирует настоящий человечий характер. Женщина пережила полные горя дни, но сумела сохранить самые лучшие качества — великодушие, сострадание, доброту, материнские инстинкты. Она полностью посвятила себя обездоленным детям и своему ребенку, чужому хозяйству. Мария жалела даже брошенных животных, показывая хороший пример воспитанникам.

Смысл жизни

Молодой немец все же умирает, и Мария остается совершенно одна. Она осознает долг перед угнанными в Германию односельчанами и собирает с полей урожай. Не только для себя, но и для тех, кто может вернуться домой. Чувство долга и надежда поддерживали ее одиночество. К ее жилищу приходят чудом уцелевшие лошади и овцы.

Экранизация повести

Экранизация произведения

В 1975 году по произведению сняли одноименную военную драму. Сюжет повести немного изменили. Его построили таким образом, что он оказался монофильмом актрисы Тамары Семиной. Она сыграла Марию, но других взрослых в ленте не было до самого конца. Девушка очнулась на кукурузном поле после нападения на хутор немецких солдат. Пока она шла к остаткам своего дома, вспоминала о счастливой жизни с мужем и сыном. В сарае Мария обнаружила немецкого бойца, которого попыталась вылечить. Но он все равно погиб.

Женщина приспосабливается к большому хозяйству: она доит четырех коров, ухаживает за овцами, лошадьми и собаками. Зимой в стогу сена Мария находит семерых брошенных детей — мальчика и шестерых девочек. Ребята рассказывают ей о пережитых страхах — голоде, бомбежке, эвакуации.

Главная героиня в повести Матерь человеческая

Весной 1943 женщина вместе с детьми находит останки своих сына и мужа, хоронит их. Позже она рожает в сарае в окружении животных, за которыми она ухаживала. Затем Мария, держа на руках младенца, с остальными детьми за спиной выходит на хуторской холм. Там она встречает отряд красной армии, прогнавший врага на запад. В этот момент она выглядит как Мадонна.

Изменения в экранизированной версии

Съемки проходили осенью и зимой. По сюжету актрисе нужно было носить только одно ситцевое платье. Ей пришлось купаться на сильном морозе, босиком ходить по снегу. Но Семина молча сносила все ради этой роли. Все сцены были отсняты в Ростовской области. Там продюсеры нашли станицу Вешенскую с обширными степями и полями. Описание судеб односельчан Марии, которое есть в книге, сценаристы опустили специально. Они сосредоточили внимание зрителя на жизни и проблемах главной героини.

Повесть Закруткина правдиво передает некоторые события военных лет. Таких хуторов и женщин было множество. Дети оставались без родителей, юные солдаты погибали в ходе сражений, бедные люди проживали вместе и продолжали работать ради других. Но все они старались сохранить человечность в непростое время. Проявленное великодушие всегда вознаграждалось благодарностью тех, кого удалось спасти.

Новая жизнь

Вскоре, окруженные заботой малыши, начинают звать Марию мамой. Те, что постарше, помогают ей собирать урожай. Морозная зима осталась позади. Весной у Марии рождается сынок Васенька. Женщина вышла в сад и увидела, как из леса выходят ее дети в окружении советских разведчиков.

Незваный гость

Совсем одна…

Приемные дети

Однажды зимой Мария наткнулась на семерых сирот из ленинградского детдома. Их поезд попал под бомбежку, воспитателей и больше ста детишек убило, а уцелевшие прятались в скирдах, перебиваясь тем, что найдут. Самым запоминающимся стал момент, когда двухлетний малыш впервые назвал ее мамой. У женщины возникло чувство, что она и впрямь сама родила не только Васютку, но и этих сироток, и Вернера Брахта, и похороненного ею красноармейца Славу (она нашла его в окопе), и всех остальных людей, нуждавшихся в ее помощи. Вместе с детьми она нашла останки мужа и сына, и они наконец-то обрели покой. А по весне появился на свет малыш, ставший продолжением Ивана и убитого Васютки. Такой — с грудным младенцем на руках и обступившими ребятишками — и увидел ее рассказчик. А полковой командир, подойдя к женщине, склонил колени и прижался щекой к маленькой жесткой руке…

Тяжелая жизнь героини


Наступила осень. Необходимо было приготовиться к скорым холодам. Мария обустроила и утеплила свое жилище, построила печку, отыскала прибежище для домашних животных и сделала запас овощей. На колхозном поле она срезала подсолнухи и сложила их так, чтобы они не испортились до весны, а также утеплила пчелиные улья на пасеке.

Женщина много работала, поэтому ей было некогда тосковать о погибших родственниках. Она думала лишь о собственном неродившимся малыше. Чтобы не сойти с ума от скуки, вечерами она разговаривала с псами, которые везде за ней бегали, и исполняла народные песни. Однажды ночью к жилищу Марии пришли овцы, а потом куры и кони. Теперь ей приходилось заботиться и о них. Она кормила питомцев и водила на водопой.

Женщина периодически покидала собственное убежище, чтобы поискать вещи, которые могли понадобиться в хозяйстве. В холодный зимний день она отыскала детей, прятавшихся от немцев на протяжении нескольких месяцев. Потом Мария родила собственного ребенка. В такой обстановке они и дождались наступления советских войск и отступления фашистов.

Хозяйство разрастается

Анализ и выводы

  1. Год создания — 1976.
  2. Тема. Актуальные для военного времени вопросы доброты, самопожертвования, великодушия, материнства, жизни и смерти.
  3. Композиция. Сюжет развивается последовательно, в раскрытии темы особую роль играют несюжетные элементы. Есть вступительный рассказ о героине.
  4. Жанр — повесть.
  5. Направление — реализм.

Рассказ Закруткина — ода всем женщинам, продолжательницам человечьего рода, труженицам, женам, умелицам на все руки. Таких, как Мария, на земле великое множество и очень важно ценить их заботу.

Уже не одна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок-конференция разработан для обучающихся 10-11 классов. Материал может быть использован в любом УМК, так как даётся в перечне произведений для дополнительного ознакомления в государственном стандарте по литературе.

Проект ориентирован на ориентацию образовательных стандартов и способствует реализации задач ФГОС в изучении литературы, включает целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Веб-квест направлен на создание условий для расширения знаний по творчеству В.А.Закруткина, донского писателя, и воспитания уважения к культуре малой родины и нашей страны.

1. Знакомство с жизнью и творчеством В. Закруткина.

3. Совершенствование навыков монологической речи, умения вести диалог и давать оценку изображаемым событиям.

4. Отработка умения презентовать готовый проектный продукт.

5. Формирование гуманистического мировоззрения, высоких нравственных качеств учащихся.

Оборудование:

1. Портрет В. Закруткина.

5. Компьютер, проектор, экран.

6.Электронные приложения, фрагменты фильма.

Предварительная подготовка включала в себя:

1. самостоятельное знакомство с текстом повести;

2. анализ эпизодов;

3. определение отрывков для выразительного чтения и заучивания наизусть;

4. анализ вопросов для обсуждения;

5. выбор информационного или творческого проекта с последующим его представлением.

Вопросы для самоподготовки.

Что из детства и юности Марии типично для эпохи построения нового общества в нашей стране?

Было ли у нее свое женское счастье? В чем оно состояло?

Как ворвалась война в хутор и семью героини?

Свидетелем каких событий стала Мария?

Каким было первое желание Марии после всего пережитого? Что ее остановило?

Перечислите самые пронзительные страницы повести?

Что особенно вас поразило в действиях Марии?

Почему Мария не убила Вернера Брахта?

Зачем так старательно, самоотверженно работала на полях?

Какие страницы повести вы бы отнесли к числу волнующих? (Рассуждения Марии о жизни и смерти двух юношей – русского и немца, эпизод встречи Марии с ребятишками из детдома).

А почему автор повести не указывает точное место жительства своей героини?

Чем заканчивается повесть? А чем рассказ о ней?

Что вынесено в заглавие? Почему?

О чем заставляет задуматься автор повести?

Темы для обсуждения:

1. Детство и юность главной героини.

2. Тихое семейное счастье.

3. Приход фашистов. Казнь.

4. Жизнь в обезлюдевшем хуторе.

5. Две судьбы. Две смерти.

6. Тема мужества, душевной красоты, сила духа и любви ко всему живому.

7. Тема войны и мира, жизни и смерти, разрушения и создания.

Виды деятельности:

Беседа по вопросам, работа с эпизодами, которые произвели наибольшее впечатление, выразительное чтение отрывков, отзывы о произведении, иллюстрирование, устное словесное рисование.

Примерный план конференции:

1. Вступительное слово учителя (ведущего) о целях и задачах конференции.

2. Выступление докладчиков по предложенным темам и вопросам (с использованием фрагментов текста, иллюстраций, кинофрагментов, фотографий, электронных приложений, справочных материалов).

4. Подведение итогов конференции.

Материалы к проведению конференции.

1. Вступительное слово ведущего с объявлением темы, цели конференции.

2. Выступление группы биографов с презентацией информационного проекта.

3. Женщина и война.

А какая она, русская женщина, отнюдь не сильная физически, но наделенная несгибаемым характером? Как смогла она пройти испытания ужасом оккупации, смертью близких людей, но при этом не озлобиться, а, напротив, стать выше мстительной ненависти, снова научиться жить и любить.

В основе этой его повести, написанной в 1969 году, лежит реальный факт.

«Ранней осенью 1943 года,— пишет автор,— мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги.

В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора.

На хуторе не было ничего живого.

Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере лучшие черты, присущие русской женщине-матери.

- Какие чувства испытывали вы, читая повесть?

- Как бы вы определили, о чем произведение?

- Главная героиня, какая она?

Почему, на ваш взгляд, Мария, оставшись одна в сожженном немцами хуторе, ослабевшая, голодная, обезумевшая от горя, все-таки сумела найти в себе силы для жизни, для борьбы?

Можно ли назвать Марию счастливой женщиной? Если да, то почему?

9. Презентация творческих проектов учащихся.

10. Подведение итогов конференции.

Пока есть такие матери, жизнь не исчезнет. Мария действительно является матерью человеческой. Любовь страдающей души Марии неисчерпаема и постоянна. И каждый раз она в конкретных проявлениях: в любви к людям, к мужу и сыну, к обездоленным незнакомым детям, к родной земле, природе, животным.

Пояснительная записка

Авторы: Лиманская Ирина Анатольевна, Середина Маргарита Петровна

Место работы: МБОУ СОШ №7 г. Сальск, Ростовской области

Должность: учителя русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 10 – 11

Данный веб-квест разработан для учащихся 10-11 классов.

Материал может быть использован в любом УМК, так как даётся в перечне произведений для дополнительного ознакомления в государственном стандарте по литературе.

Проект ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по литературе и способствует реализации задач ФГОС в обучении литературы, включает целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Веб-квест направлен на создание условий для расширения знаний по творчеству В.А. Закруткина, донского писателя, и воспитания уважения к культуре малой родины и нашей страны.

Цель данной работы:

подготовка к читательской конференции по творчеству Виталия Александровича Закруткина.

развивать навыки информационной деятельности обучающихся;

формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по теме;

развивать творческий потенциал школьников;

формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

Научность моего веб-квеста состоит в том, что с его помощью формируются такие универсальные учебные действия, которые, по моему мнению, соотносятся с ключевыми умениями XXI века:

технологическая и информационная грамотность

Образовательные результаты рассматриваются на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначаются в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Авторские права сохранены, благодаря гиперссылкам на используемые материалы, как текстовые так и фото и видео.

Данный веб-квест рассчитан на 2 недели.

Вступление (представлена информация о теме веб-квеста)

Учительская страница – указывает на то, что обучающимся предстоит сделать в процессе работы с веб-квестом. Даны задания по группам: биографы, иллюстраторы, журналисты.

Конференция (итоговый продукт веб-квеста): план-конспект урока-конференции.

Итоговые работы творческих групп

Комментарии – здесь гости могут сделать записи о своих впечатлениях о веб-квесте.

Читайте также: