За какие деяния по вопросам призыва гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности

Обновлено: 28.05.2024

Вопросы того, какая ответственность грозит за экстремизм в России, волнует многих граждан страны, ведь с обвинениями в данном преступлении связано множество относительно резонансных судебных разбирательств. При этом правовое регулирование данного вопроса является весьма спорным, что может приводить к отсутствию эффективной правовой защиты в критических ситуациях. Рассмотрим, какая уголовная и административная ответственность предусмотрена за экстремизм в России и что считается экстремизмом.

Что такое экстремизм: правовое регулирование понятия

Основным документом, с которого началось законодательное регулирование вопросов экстремизма в России, является Федеральный закон №114 от 25.07.2002.

При этом принятие данного закона сопровождалось также внесением целого ряда изменений в положения УК и КоАП РФ, чтобы обеспечить достаточную правовую базу и диверсификацию наказаний за экстремистскую деятельность, её пропаганду или поддержку.

Таким образом на текущий момент правовое регулирование экстремизма в первую очередь обеспечивается непосредственно положениями УК и КоАП РФ, а вышеозначенный ФЗ регулирует, в первую очередь, общую государственную политику в отношении преступлений, связанных с экстремизмом.

Само определение экстремизма, исходя из данного закона, является комплексным. То есть, объединяет в себе большой перечень возможных действий, подходящих под данное определение. В данный перечень входят:

  • Насильственное нарушение действующего конституционного строя и порядка, а также сепаратизм или иные действия, направленные на изменение границ и нарушение территориальной или иной целостности Российской Федерации.
  • Ведение террористической деятельности, равно как и публичное оправдание таковой в любой форме.
  • Возбуждение ненависти или иной розни по признакам, характерным для группы лиц.
  • Пропаганда исключительности, либо напротив – неполноценности лица или группы лиц по определенным признакам.
  • Нарушение законных прав или наличествующих интересов лица, связанное с его конкретной социальной принадлежностью.
  • Препятствование гражданам в реализации наличествующих у них избирательных прав, а также попытки нарушения тайны голосования, если таковые сопрягались с насилием либо угрозой применения такового.
  • Препятствование работе и ведению деятельности государственных органов, если таковое было сопряжено с угрозой применения насилия или его фактическим применением.
  • Совершение любых иных преступлений имеющих в качестве мотивов ненависть либо вражду к какой-либо социальной группе по её признакам.
  • Публичное ношение и использование экстремистской символики или нацистских символов, равно как и их пропаганда.
  • Хранение или создание материалов с признаками экстремизма, а также призывы к осуществлению любой вышеозначенной экстремистской деятельности.
  • Высказывания, обвиняющие заведомо ложным образом деятелей РФ в совершении вышеозначенных действий.
  • Подстрекательские, подготовительные и организационные мероприятия, касающиеся осуществления действий экстремистского характера.
  • Финансирование или всякое прочее содействие в организации действий, указанных в данном перечне.

Важный факт

Следует обратить внимание, что, несмотря на конкретное указание в законе про экстремизм об отношении к нему ненависти лишь по религиозным, расовым или национальным признакам, один из пунктов перечня прямо указывает на его расширение при условии наличии состава преступления, рассмотренного уголовным кодексом.

Уголовная ответственность за экстремизм

Вопросы уголовной ответственности за экстремизм рассматриваются различными статьями Уголовного кодекса РФ, наибольшую известность из которых имеет статья 282 УК РФ. Однако непосредственно текст данной статьи предусматривает ответственность не за экстремизм в целом, а конкретно за возбуждение ненависти, которое, в свою очередь, является частным случаем экстремизма.

Непосредственно понятие экстремизма и экстремистской деятельности само по себе встречается в следующих статьях УК РФ:

Статья 280 УК РФ. Данной статьей предусматривается наказание за публично высказываемые призывы к осуществлению любого из видов экстремистской деятельности. При этом передача таковой информации через коммуникационные сети, в том числе и Интернет, является отягчающим фактором. Максимальное наказание по данной статье может составлять 5 лет лишения свободы, а штраф – достигать 300 тыс. рублей.

Статья 282.1 УК РФ. По положениям этой статьи уголовная ответственность накладывается на организаторов экстремистских сообществ. При этом наказание за таковую деятельность может составлять вплоть до 12 лет лишения свободы в самых тяжких случаях, либо – штрафом вплоть до 800 тыс. рублей. Следует отметить, что наказание предусмотрено как для организаторов, так и для участников таковых сообществ. Также, положения данной статьи предполагают освобождение от уголовной ответственности любого из лиц, указанных в ней, при добровольном прекращении деятельности в таковом сообществе, при условии, что в рамках участия в нем не были совершены иные преступления.

Статья 282.3 УК РФ. Данная статья кодекса рассматривает вопросы финансирования экстремистской деятельности. В случае такового преступления, если финансирование заведомо направлялось для экстремистских целей или финансирующему лицу было известно об экстремистских идеях сообщества, организации или отдельного лица, наказание может достигать 10 лет лишения свободы или штрафа до 700 тыс. рублей. Однако эта статья также предусматривает освобождение от ответственности при сотрудничестве с правоохранительными органами и добровольном прекращении финансирования. В случае же, если инвестору не было известно об экстремистских целях, он не несет ответственности за свои действия.

Необходимо отметить, что это лишь статьи УК РФ, непосредственно касающиеся экстремистской деятельности. Также в контексте данного вопроса следует обратить внимание на статью 63 УК РФ, которая предусматривает факторы, отягощающие преступления, к каковым относится ненависть к определенной социальной группе или вражда. Поэтому отдельные трактовки преступлений, таких как убийство, изнасилование или даже хулиганство и вандализм, совершенные по мотивам ненависти, предусматривают большее наказание, чем при отсутствии данной составляющей.

Важный факт

Наиболее расплывчатыми и конфликтными формулировками, вызывающими больше всего критики со стороны отдельных правозащитных организаций, являются статьи 280 и 282 УК РФ, так как именно с их помощью часто могут привлекаться к строгой ответственности за экстремизм граждане, совершившие даже незначительные по мнению отдельных людей проступки.

Административная ответственность за экстремизм

В некоторых случаях, действия, связанные с экстремизмом, могут не наказываться в уголовном порядке. Существует ряд правонарушений, не рассматриваемых в качестве общественно опасных, и, соответственно, по отношению к которым могут предприниматься меры административного характера. К таковым можно отнести:

Статья 13.15 КоАП РФ. Данная статья рассматривает правонарушения, связанные со свободой распространения информации и частично затрагивает вопросы экстремизма. Так, распространение данных об экстремистских объединениях и организациях без упоминания их запрета в РФ или просто содержащее положительную характеристику таковых организаций наказывается в соответствии с таковой статьей КоАП.

Статья 13.37 КоАП РФ. Положения данной статьи рассматривают правонарушение, заключающееся в предоставлении аудиовизуальными сервисами доступа к экстремистским материалам.

Статья 20.3 КоАП РФ. Данной статьей предусматривается административная ответственность за правонарушение экстремистского характера, проявляющееся в публичном демонстрировании нацистской или экстремистской символики и атрибутики, равно как и сходных с ними.

Статья 20.29 КоАП РФ. Положения этой статьи закрепляют ответственность за изготовление или распространение материалов экстремистского характера. Максимальный размер штрафа по ней составляет до 1 млн. рублей для юридических лиц, и до 3 тыс. рублей – для граждан. Также допускается применение административного ареста до 15 суток. При этом сами таковые материалы будут в обязательном порядке конфискованы.

В целом, административная ответственность за экстремизм может предусматривать больший размер штрафов и направлена в первую очередь на препятствование деятельности, связанной с экстремизмом, отдельных юридических лиц и предприятий, которые прямо не заинтересованы в ведении таковой деятельности.

При этом на практике по отношению к физическим лицам намного чаще используются положения Уголовного кодекса – они имеют доминирующее значение над положениями КоАП РФ. Но при необходимости лицо может быть одновременно подвергнуто как административной, так и уголовной ответственности за экстремистский проступок или преступление.


Из положений ч. 2 ст. 2 УК РФ следует, что именно УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответственности.

Принципами уголовной ответственности являются принципы законности (ст. 3 УК РФ), равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), вины (ст. 5 УК РФ), справедливости (ст. 6 УК РФ), гуманизма (ст. 7 УК РФ).

К уголовной ответственности привлекаются только лица, совершившие преступления, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 УК РФ).

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 6 УК РФ).

Основанием уголовной ответственности, в соответствии со ст. 8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Пункт 55 ст. 5 УПК РФ содержит понятие уголовного преследования — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Таким образом, уголовная ответственность наступает при указанных выше условиях, содержащихся в УК РФ, а привлечение к ней осуществляется путем реализации закрепленных в УПК РФ процедур.

Уголовная ответственность является уголовно-правовым понятием и институтом. Сущностью уголовной ответственности в правовом государстве в самом общем виде является правоотношение, одной стороной которого является лицо, совершившее преступление и обязанное понести или претерпеть в связи с совершенным преступлением определенные правоограничения, а другой — государство, имеющее право публичного осуждения виновного и определения ему законного, обоснованного и справедливого наказания.

Уголовное преследование является одной из функций уголовного судопроизводства, которая имеет свою собственную правовую природу и отделена при реализации своих полномочий от функции защиты и разрешения уголовного дела. Уголовное преследование можно определить как уголовно-процессуальную деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц по привлечению к уголовной ответственности лиц (лица), совершивших преступления, включающую и возбуждение процесса расследования, и само расследование обстоятельств преступления, розыск и поимку лица, совершившего преступление, утверждение лица о виновности в совершенном преступлении, путем выдвижения тезиса о его виновности перед судебными органами, а также доказывание его виновности в судебном заседании и т.д.

Некоторые авторы справедливо считают, что привлечение к уголовной ответственности, являясь уголовно-процессуальным понятием, означает привлечение лица в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ) с тем, чтобы лицо могло полноценно защищаться от возможности возложения необоснованной обязанности подвергнуться наказанию. В концептуальном смысле необходимо понимать, что привлечен к уголовной ответственности может быть только обвиняемый. Привлечение к уголовной ответственности лица, не поставленного в положение обвиняемого, лишило бы данное лицо права на защиту. Поэтому законодатель и устанавливает актом привлечения в качестве обвиняемого пределы производства по делу in personam.

Вместе с тем представляется, что подход к рассматриваемому понятию должен быть расширен.

Действительно, привлечение лица в качестве обвиняемого тесно связано с понятием привлечения к уголовной ответственности, однако они не тождественны.

При таких обстоятельствах привлечение лица в качестве обвиняемого является одним из этапов привлечения лица к уголовной ответственности, и совсем не первым.

На возможность смещения начального этапа привлечения лица к уголовной ответственности на более раннюю стадию указывают некоторые нормы УПК РФ.

Напомним, что уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения не только обвиняемого, но и подозреваемого в совершении преступления.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 154 УПК РФ в отдельное производство может быть выделено уголовное дело в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, привлеченного к уголовной ответственности, что указывает на привлечение к уголовной ответственности лица уже в момент признания его подозреваемым.

В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым становится лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК РФ, либо лицо, которое задержано в соответствии со ст. ст. 91, 92 УПК РФ, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ, либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Суд отметил, что отбытие наказания и наличие непогашенной судимости, будучи обусловленными осознанным противоправным поведением гражданина, не могут быть поставлены в один ряд с обстоятельствами, которые в соответствии с Законом о военной службе служат законным основанием непрохождения службы по призыву


Конституционный Суд опубликовал Определение № 46-О от 30 января 2020 г., в котором пояснил, что гражданин, не прошедший военную службу по призыву в связи с тем, что он отбывал наказание в виде лишения свободы за совершенное им преступление и имел неснятую или непогашенную судимость, относится к категории лиц, в отношении которых призывная комиссия выносит заключение о непрохождении военной службы по призыву без наличия на то законных оснований.

Иван Федоров был осужден по приговору суда за совершение тяжкого преступления. В связи с этим он не смог пройти военную службу по призыву – на период с 1 января 2014 г. до достижения им возраста 27 лет его судимость не была снята или погашена. В связи с этим призывная комиссия отказалась выдать ему военный билет по достижении им 27 лет – Федоров был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Мужчина обратился в районный суд, который отказал в удовлетворении его требований о признании незаконным отказа в выдаче военного билета. Апелляция оставила решение в силе, а в передаче жалобы в суд кассационной инстанции было отказано.

Иван Федоров обратился в Конституционный Суд. В жалобе он указал, что п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе и п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ (утверждено Постановлением Правительства от 11 ноября 2006 г. № 663) не соответствуют Конституции, поскольку допускают признание граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда или имеющих судимость за совершение преступления, не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что основания освобождения граждан от призыва на военную службу определены в ст. 23 Закона о военной службе, которая в п. 3 устанавливает круг лиц, не подлежащих призыву на военную службу: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; лица, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Суд заметил, что отбытие наказания в виде лишения свободы и наличие неснятой и непогашенной судимости за совершение преступления, будучи обусловленными осознанным противоправным поведением самого гражданина, факт которого подтвержден приговором суда, не могут быть поставлены в один ряд с обстоятельствами, которые в соответствии с Законом о военной службе в силу своего объективного, уважительного и социально значимого характера служат законным основанием непрохождения гражданином военной службы по призыву и, следовательно, рассматриваются как конституционно совместимые с всеобщим характером конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Конституционный Суд посчитал, что признание федеральным законодателем гражданина, отбывающего наказание в виде лишения свободы или имеющего неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, не подлежащим призыву на военную службу, по существу, означает временный запрет для такого гражданина на исполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Это объективно обусловлено несовместимостью его правового статуса с прохождением военной службы по призыву и неспособностью на равных с другими гражданами условиях исполнить указанную конституционную обязанность.

Таким образом, КС отказал в принятии жалобы к рассмотрению.

Безусловно, отметил Александр Передрук, преступления не должны оставаться безнаказанными – одна из задач уголовного судопроизводства заключается в том, чтобы продемонстрировать общественное порицание преступных действий. Но для этого, посчитал он, уже существует ответственность, предусмотренная нормами Уголовного кодекса.

Адвокат указал, что наказание за преступные деяния заявитель уже понес, и в связи с этим дополнительные ограничения чрезмерны, учитывая, что лица, также осужденные за тяжкие или особо тяжкие преступления, после погашения или снятия судимости могут претендовать на поступление на госслужбу. Таким образом, ключевым обстоятельством является то, успел ли гражданин пройти военную службу до этого или потенциально успеет пройти ее после.

Адвокат указал, что суды, вплоть до ВС РФ, постоянно указывают призывным комиссиям на необходимость установления и проверки не только формальных оснований, но и фактических обстоятельств, воспрепятствовавших призывнику в прохождении военной службы.


Администрация
Советского района г. Минска


220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,


факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,


sovadm@minsk.gov.by
































Уголовная ответственность за уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу

Общественная опасность данного состава преступления заключается в том, что уклонение призывников, военнообязанных или резервистов от военной службы либо мобилизации снижает степень боеготовности вооруженных сил Республики Беларусь, что особенно опасно во время различного рода вооруженных конфликтов. Так же следует отметить, что уклонение военнообязанных от учебных сборов также может снижать качество подготовки и переподготовки военнообязанных, находящихся в запасе в мирное время. Таким образом, рассматриваемые преступления не только причиняют существенный вред интересам военной службы, но и подрывают степень готовности наших вооруженных сил к отражению разного рода посягательств на суверенитет нашей страны.

Статья 435 УК Республики Беларусь – уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу содержит две части и примечание:

1. Уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу – наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу, совершенное путем умышленного причинения себе телесного повреждения, либо симуляции заболевания, либо подлога документов или иного обмана, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Призывник, резервист или военнообязанный, впервые совершившие деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, частью 1 статьи 436, статьей 437 настоящего Кодекса, могут быть освобождены от уголовной ответственности, если содеянное явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Объектом преступления является установленный порядок комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь.

В соответствии со ст.57 Конституции Республики Беларусь защита Республики Беларусь является конституционной обязанностью и священным долгом каждого гражданина.

Объективная сторона преступления выражается в уклонении от призыва на военную службу. Призыв граждан на военную службу и службу в резерве включает следующие мероприятия:

  • явка на медицинское освидетельствование (обследование)
  • проведение медицинского освидетельствования (обследования)
  • заседание призывной комиссии
  • явка призванных граждан в военный комиссариат, на призывной (сборный) пункт для отправки к месту службы
  • нахождение призванных граждан в военном комиссариате, на призывном (сборном) пункте для отправки к месту службы
  • отправка призванных граждан к месту службы

Таким образом, под уклонением от мероприятий призыва на военную службу следует понимать неявку военнообязанного без уважительных причин на указанное в повестке дату и место, время и мероприятие. Состав преступления по законодательной конструкции - формальный. Оно признается оконченным с момента неявки на пункт сбора.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью - уклонения от призыва на военную службу, т.е. виновный осознаёт, что уклоняется от мероприятий призыва и желает этого. Мотив преступления может быть любым и не влияет на квалификацию действий виновного.

Уважительными причинами невыполнения лицом возложенных на него законом обязанностей участвовать в мероприятиях призыва на военную службу могут быть отнесены в каждом конкретном случае самые различные обстоятельства, например болезнь самого гражданина, лишающая его возможности явиться на пункт сбора, смерть или тяжёлая болезнь его близких, явления стихийного характера – пожар, авария на транспорте, наводнение и т.п.), задержание призывника органами власти, неполучение им повестки не по его вине и т.п. Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих компетентных органов либо объективными обстоятельствами.

  • признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
  • отцы, матери, родные братья или сестры которых, являясь военнослужащими, лицами начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, погибли или умерли либо стали инвалидами I или II группы в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане, имеющие право на освобождение от призыва по этому основанию, могут быть призваны на военную службу, службу в резерве по их желанию;
  • проходящие или прошедшие альтернативную службу;
  • прошедшие военную службу или иным образом исполнившие воинскую обязанность в другом государстве.

Призыву на военную службу, службу в резерве не подлежат граждане:

  • отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы, общественных или исправительных работ, ограничения свободы или ареста;
  • имеющие судимость;
  • в отношении которых судом применены принудительные меры безопасности и лечения, – в течение срока применения этих мер;
  • в отношении которых осуществляется уголовное преследование или уголовное дело передано прокурору для направления в суд либо осуществляется судебное производство.

Часть вторая настоящей статьи предусматривает ответственность за уклонение от призыва на военную службу, совершенное путем:

1) умышленного причинения себе телесного повреждения либо 2) симуляции болезни либо 3) путем подлога документов либо с использованием 4) иного обмана. Причинение себе телесного повреждения, так называемого членовредительства, может охватывать причинение, как легкого, так и менее тяжкого телесного повреждения. При этом, если членовредительство причиняется другим лицом, по просьбе виновного, то к ответственности привлекается не только военнообязанный, но и пособник, как соучастник данного преступления со ссылкой на ст.16 УК, т.е. по ст.16 и ч.2 ст.435 УК.

Под причинением себе телесных повреждений понимается умышленное повреждение какого-либо органа либо тканей своего тела, осуществлённое любым способом, в результате чего лицо признаётся негодными к несению военной службы. Вред может быть причинён как самим призывником, так и иным лицом по его просьбе.

Под симуляцией болезни понимается изображение болезни или отдельных его симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием, либо приписывание себе несуществующих физических недостатков с целью освобождения от призыва на военную службу. Под симуляцией болезни может пониматься и преувеличение симптомов имеющегося заболевания.

Под подлогом документов следует понимать представлением военнообязанным призывной комиссии фальшивых документов, позволяющих получить освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Призывник, впервые совершивший деяния, предусмотренные ст.435 ч.1 УК Республики Беларусь может быть освобождён от уголовной ответственности если содеянное явилось следствием стечения тяжёлых обстоятельств. В данном случае имеется в виду ситуация, когда причины уклонения явились неуважительными, и виновный мог выполнить свой долг. Основанием освобождения от уголовной ответственности является такое стечение тяжёлых обстоятельств, которые сами по себе не препятствовали исполнению обязанности, но предопределили заслуживающие снисхождения мотивы виновного поведения. Таким примером может послужить ситуация, когда в семье соседей остались без опеки малолетние дети, заботу о которых принял на себя виновный.

Одновременно с этим призывникам стоит помнить и о том обстоятельстве, что привлечение к уголовной ответственности влечет за собой определенные проблемы с трудоустройством, выездом за границу, получением кредита в банке и т.д., но от службы в армии не освобождает.

Так же хочется отметить то обстоятельство, что за весенний призыв 2012 года Советским районным военным комиссариатом города Минска призвано на срочную военную службу и службу в резерве 89 граждан, зачислено в запас по состоянию здоровья (признано негодными к срочной военной службе) 136 человек. Всего предоставлено отсрочек – 557 гражданам. Из них по состоянию здоровья – 191, по семейному положению – 34, для продолжения образования – 319. Так же, полагаю, что состояние здоровья призывников оставляет желать лучшего, ведь из общего числа лиц, прошедших медицинское освидетельствование – 416, негодными к срочной военной службе и службе в резерве по состоянию здоровья признано 136 человек. Временно негодными признано 191 человек. Из общего количества годных к срочной военной службе и службе в резерве – 89 человек – годны с ограничениями 82 призывника и лишь 7 человек из 89 годны к службе без ограничений, т.е. являются абсолютно здоровыми.

важно

В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан на проведение собраний, митингов, пикетов, шествий, демонстраций. В статье четко прописано, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия. Именно мирные, публичные мероприятия позволяют россиянам выразить свободно свои мысли, выдвинуть определенные требования по вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны.

Кроме того, в статье 5 того же закона обозначено, что организатор митинга, публичного мероприятия может проводить его в специально отведенном или приспособленном для этого месте, обеспечивая при этом безопасность граждан.

Также организатор обязан:

  1. Подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или в местную администрацию уведомление о проведении митинга. Уведомление представляет письменный документ, посредством которого передаются сведения о проведении митинга в целях обеспечения безопасности и правопорядка.
  2. За 3 дня до проведения митинга проинформировать властей о принятии или непринятии предложений об изменении места, времени митинга.

Организатор митинга не имеет право проводить его, если уведомление о проведении не было подано в срок, или митинг не был согласован, не были согласованы изменения по ответу властей. Если же организатор проведет мероприятие, то митинг будут считать несанкционированным.

По сути, если организатор не сообщил местную администрацию о проведении митинга, проигнорировал выдвинутые требования, то митинг будет несанкционированным. Если же был получен положительный ответ от властей, то мероприятие можно проводить на законных основаниях.

Обратите внимание на еще один важный документ — регламент проведения митинга. В этом документе организатор должен сообщить повременное расписание, или почасовой план основных этапов публичного, массового мероприятия. Также стоит указать всех ответственных лиц и задействованные транспортные средства. В случае непредоставления регламента местным властям, митинг будет незаконен!

Когда еще митинг будет незаконным?

  1. Если его организатором выступает лицо, ограниченное в дееспособности или недееспособное.
  2. Если организатор — гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение административных правонарушений.
  3. Если организатором захотела стать политическая партия, общественное или объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.

За проведение несанкционированного митинга грозит административная и даже уголовная ответственность.

Ответственность за участие или организацию несанкционированного митинга, акции или демонстрации

Рассмотрим в таблице, какое административное наказание может грозить организаторам несанкционированного митинга, согласно статье 20.2 КоАП РФ.

— Для должностных лиц штраф — от 15 000 до 30 000 руб.

— Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

— Обязательные работы в течение 50 часов.

— Административный арест на 10 суток.

Должностные лица будут обязаны выплатить штраф в размере от 20 000 до 40 000 руб.

2. Создание помех доступу граждан к их домам или объектам транспортной, социнфраструктуры.

— Выплатить штраф — 30 000 — 50 000 руб.

— Выполнить обязательные работы на срок до 100 часов.

— Отбыть наказание в виде ареста на 15 суток.

Должностные лица выплачивают штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб.

— Выплатить штраф — от 100 000 до 300 000 руб.

— Выполнить обязательные работы в течение 200 часов.

— Отбыть наказание в виде ареста на 20 суток.

Должностные лица выплачивают штраф — от 200 000 до 600 000 руб.

— Выплачивать штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб.

— Отбывать наказание в виде ареста на 15 суток.

— Выплатой штрафа в размере от 150 000 до 300 000 руб.

— Выполнением обязательных работ в течение 200 часов.

— Отбыванием наказания в виде ареста на 30 суток.

Также организатор митинга несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участникам мероприятия. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ-№54, возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Что грозит участникам несанкционированных мероприятий?

Рассмотрим в таблице, какие наказания и за что могут быть гражданам, которые становятся участниками незаконных митингов, акций, демонстраций.

— Обязательные работы на срок до 200 часов.

— Штраф от 10 000 до 20 000 руб.

— Обязательные работы на срок до 100 часов.

— Административный арест на 15 суток.

Уголовная ответственность за организацию или участие в несанкционированных митингах, собраниях

Граждане-участники или организаторы, которые неоднократно совершали указанные выше правонарушения и привлекались к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение 180 дней, будут привлечены к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ.

В соответствии со обозначенной статьей, россиянам грозят такие наказания:

  1. Штраф от 600 000 до 1 000 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 2 до 3 лет.
  2. Обязательные работы на срок до 480 часов.
  3. Исправительные работы на срок от 1-2 года.
  4. Принудительные работы на срок до 5 лет.
  5. Лишение свободы на срок до 5 лет.

Кроме того, в российском уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за причинение насилия в отношении представителя власти — статья 318 УК РФ. Максимальное наказание — лишение свободы до 5 лет.

Представителем власти считается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Действия участников митинга, которые считаются противоправными

Законодательно закреплены не только права и обязанности участников митинга, но и противоправные действия.

Участники публичных мероприятий, в том числе митинга, не вправе:

  1. Скрывать свое лицо, использовать маски, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам.
  2. Иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению.
  3. Иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
  4. Находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
  5. Совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок. Например, ругаться нецензурной бранью, показывать непристойные жесты, призывать к насилию, неповиноваться законным требованиям сотрудника полиции и т. п.
  6. Причинять вред людям или их имуществу.
  7. Не соблюдать общественный порядок и регламент проведения мероприятия.
  8. Нарушать требования по обеспечению транспортной безопасности, безопасности дорожного движения.

Участники митинга обязательно должны исполнять все требования организаторов, а также правоохранительных органов и уполномоченных лиц, представителей власти и местного органа самоуправления.

Участие в несанкционированных митингах несовершеннолетних – кто несет ответственность

Что грозит родителям, опекунам, представителям?

В силу возрастных, психических и интеллектуальных особенностей детей, их право на участие в управлении делами государства отсутствуют. Ответственность за деяния несовершеннолетних ложится на плечи их родителей, опекунов, а также тех лиц, кто, согласно документации, за них отвечает (например, воспитатели детских учебных заведений закрытого типа и т.п.).

За участие в несанкционированном митинге, собрании, родители или законные представители ребенка будут привлечены к ответственности по статье 5.35 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 500 руб. за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних.

Выносить решение об административном правонарушении несовершеннолетнего будет Комиссия по делам несовершеннолетних. Кроме того, с родителями и ребенком обязательно должна вестись профилактическая работа.

Чего ожидать несовершеннолетнему?

Если гражданину нет 16 лет, то его поставят на учет в КДН, с ним специалисты будут проводить индивидуальную работу.

Если же гражданину исполнилось 16 лет, то за участие в несанкционированном митинге ему грозит, согласно части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ:

  1. Либо штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.
  2. Либо выполнение обязательных работ в течение 100 часов.
  3. Либо административный арест на 15 суток.

Решение о наказании будет выносить судебная инстанция, так что избежать наказания вряд ли получится.

Что будет организаторам, вовлекшим в митинг несовершеннолетних?

Для организаторов несанкционированных мероприятий, которые вовлекли несовершеннолетнего или несовершеннолетних граждан, и побудили их участвовать в незаконном собрании, митинге, шествии, пикете, предусмотрена административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ в виде:

  1. Штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
  2. Обязательных работ на срок от 20 до 100 часов.
  3. Административного ареста на 15 суток.

Если организатором выступало не физическое лицо, а должностное, то его ожидает штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. Юридические же лица по данной статье будут вынуждены заплатить штраф равный — 250 000 — 500 000 руб.

Выносить решение о правонарушении для организатора будет суд. Ответственность по указанной статье КоАП РФ наступает с 16 лет.

Также предусмотрена уголовная ответственность за организаторов, если они побудили несовершеннолетнего причинить вред здоровью гражданину, подтолкнули к осуществлению преступления. В этом случае организатору будут грозить наказания, согласно статье 150 и 151 УК РФ.

Защита участников митинга при незаконном привлечении к ответственности

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ, если в отношении гражданина возбуждено дело об административном правонарушении, он может попросить защиты и помощи юриста, адвоката.

Получается, если вас задержали на митинге и доставили в отделение полиции, то вы имеете право пригласить своего защитника.

Юристы отмечают, что оспаривать задержание проще, когда материал не составлен и не подписан. Если же документ вы уже подписали, и он докажет вашу вину, то разбираться с делом будет сложнее. Так что, если вам вменяют административное правонарушение, которое вы не совершали — не подписывайте никакую документацию и звоните сразу нашим юристам.

Срок задержания в отделении полиции составляет 3 часа, если наказание не предполагает административного ареста. По статьям 20.1, 20.2 КоАП РФ вас могут задержать на 48 часов.

Читайте также: