Какая правовая система является продуктом развития юридически значимых положений религии

Обновлено: 25.06.2024

Религия представляет собой особую форму осознания и представления мира. Основными составляющими религии являются моральные нормы и типы поведения, культовые действия и обряды, а также объединения людей в организации. Религиозное мировоззрение опирается на мистический опыт или веру и связано с нематериальной сущностью.

Рассмотрим взаимодействие религии и права и выделим следующие их существенные связи:

  • такие однородные элементы религии и права как идеология и правосознание, религиозные и правовые нормы, церковные и светские суды воздействуют друг на друга;
  • совокупность однородных элементов одной из систем напрямую воздействует на общественную жизнь, что не может отразиться на совокупности однородных элементов другой системы. Например, религиозная идеология является источником нравственных представлений для большинства верующих и является определенным критерием, не допускающим нарушение законодательства;
  • неоднородные элементы религиозной и правовой систем также влияют друг на друга и представляется в форме регулирования юридическими нормами культовых отношений и поведения. То есть не только религиозные установки лежат в основе законодательства, но и законодательство содержит нормы, которые образуют невидимый барьер между дозволенностью и недозволенностью культового поведения;
  • взаимодействие отраслей права с различными сферами религии, что выражается в регулировании правовыми и религиозными нормами самых разных сторон общественной жизни – церковно-государственные отношения, взаимоотношения служителей культа, узаконение церемоний (коронация, инаугурация, присяга и т.д.);
  • взаимосвязь различных отраслей права с религией в целом (например, разная степень их секуляризации)

Таким образом, исходя из изучения теории взаимосвязи религии и права, следует сделать вывод, что различные однородные и неоднородные элементы правовой и религиозной системы взаимодействуют друг с другом во всех сферах общественной жизни современного человека, и образуют совершенно новую религиозно-правовую систему, которая объединила в себе все аспекты, характерные для каждой системы в отдельности.

Право и религия в настоящее время выступают как регуляторы общественных отношений, которые при своем взаимодействии подчиняют себе поведение индивидов и способны им манипулировать. Что это значит?

Человек, который родился в глубоко верующей семье и сам стал таковым, не может нарушить грань, которая находиться между религиозно дозволенным и запрещенным, это определяет его нравственные устои и религиозно верное поведение. Но не только религия влияет на поведение человека. Он живет в государстве, где действую свои законы. То есть помимо религиозных рамок перед верующим образуются еще один слой рамок, которые в данном случае будут иметь правовой характер.

Это можно представить как вакуум, в котором находится человек и не может из него выбраться из-за своих религиозных предрассудков и правовых наставлений государства. То есть, соединившись, религия и право образовали тот самый барьер, который и способен регулировать поведение человека.

Мусульманское право

Право мусульманских стран строилось исключительно на религиозных взглядах и установках. Только религия могла регулировать общественные отношения мусульман. Никакой другой закон не может быть выше закона Аллаха.

Все практические предписания Шариата можно разделить на три категории, которые регулируют:

  • служение (пост, молитва, паломничество ит.д.);
  • отношения между людьми (этика, семья, культура, право ит.д.);
  • наказание за правонарушение.

Основным источником мусульманского права является Коран. Правовая значимость Корана выражена в нем самом в словах: "И так Мы ниспослали его как арабский судебник". Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна - "Священное предание", состоящее из рассказов - хадисов - о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Следует отметить, что при жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, и оба источника в письменной форме были составлены уже после смерти Мухаммеда.

В Коране существовало множество различных пробелов, которые привели к необходимости создать своего рода комментарий Корану и Сунны. Основой такого толкования стал иджтихад, который содержал в себе те регулирования правил поведения, которые отсутствовали в Коране и Сунне.

С развитием мусульманской теории права иджтихад стал символизировать высшую ступень знания, на которой человек способен самостоятельно принимать решения. Мусульмане, которые обладали таким правом, назывались муджтахидами и становились впоследствии законодателями.

К началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина, ликвидируя правовые пробелы в основных источниках - Коране и Сунне, сформулировала нормы, составившие вторую группу источников мусульманского права.

Иудейское право

Иудейское право - это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем.

Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. А это в свою очередь консолидировало еврейский народ.

Источником иудейского права является только Ветхий Завет, который нередко называют еврейской библией. Как известно, христиане признают в качестве Библии Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета делятся на три группы книг. В первую группу книг входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой. Тора выступает в качестве самостоятельно источника иудейского права. Две другие группы книг носят пророческий и этическо-назидательный характер.

Буддийское право

В Древней Индии религиозные начала вошли не только в культурную жизнь, они стали частью социально-правового развития общества. Доказательством этого служат источники права Древней Индии, которые закрепили в себе как нормы права, так и нормы нравственности и морали.

Развитие права в Древней Индии неразрывно связано с дхармашастрами, которые в наиболее полной мере отразили социально-экономическое и государственное развития государства. Дхармашастры представляли собой сборники религиозно-правовых предписаний, которые вобрали в себя и характеристики морали и нравственности, и образ закона права. Дхарма распространялась на все области жизнедеятельности индуса. Это были своего рода правила поведения, которые в полном объеме отвечали всем религиозным требованиям.

Синтоистское право

Будучи национальной религией, синтоизм в Японии сформировал понятие священной, избранной богами, страны, управляемой столь же священным императором. Более того, начиная с 1868 года, версия о божественном происхождении японского государства и императорской династии, положенная в основу синтоизма, в качестве составной части вошла в систему государственного образования.

Законодательными актами подтверждалось, что императорская особа есть божественный посланец небес, чье право наследственной власти сомнениям не подлежит и от народной воли не зависит. Такие принципы синтоизма составляли сущность государственной японской религии, которая была отменена только в 1945 году. Император в специально изданном эдикте отрекся от собственного божественного происхождения, и с тех пор синтоизм стал лишь одной из многих религий.

В современной Японии найдется совсем немного людей, относящих себя к синтоистам, но эта религия стала неотъемлемой составляющей жизни большинства японцев, воспринимающих сегодня исполнение традиционных синтоистских обрядов, неразрывно связанных со всеми ключевыми событиями в жизни, как часть национальной культуры.

Правовая система – комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования.

Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Определение правовой системы

В узком смысле правовую систему можно определить как право определенного государства.

В широком смысле термин правовая система можно рассмотреть с точки зрения сравнительного правоведения и определить как систему, которая включает правовые системы групп государств, похожих по своему историческому происхождению, структуре, источникам права.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды правовых систем

Традиционно в мире выделяют четыре правовых системы:

  • романо-германскую,
  • англо-саксонскую,
  • религиозную,
  • традиционную.

Две последние правовые системы объединяют.

Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая система или система континентального права возникла на основе римского права. В своем развитии данная правовая система прошла три ключевых этапа:

  • эпоха Римской империи (IX век до н.э. – XII век н.э.). Данный период связан с зарождением римского права и последующим его упадком в связи с гибелью Римской Империи. После гибели Римской Империи на территории Европы право практически отсутствовало, широкое распространение получили такие методы решения споров как поединки, испытания обвиняемого пыткой (ордалии), колдовство и иные нетрадиционные методы;
  • возрождение (ренессанс) римского права (XIII – XVII века н.э.). В течение этого периода римское право получило свое широкое распространение в Европе. Намечаются попытки разделения светского и канонического права, право стало выходить за рамки институтских стен и распространяться в обществе. Именно в данный период дал основу формирования современного романо-германского или писаного права;
  • эпоха Просвещения до наших дней (XVIII век н.э. – текущее время). Данный период характеризуется кодификацией права, утверждением Конституций, появлением отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1895 г.), четко обозначаются национальные правовые системы.

Признаки романо-германской правовой системы

  • источником права является писаный закон;
  • единая иерархическая система писаного права, первостепенная роль в котором отводится нормативным актам (законодательству);
  • законодатель формирует право, создает общие юридические правила поведения. Правоприменитель (судья, административные органы) должен точно следовать букве закона;
  • высшая юридическая сила отводится писаным Конституциям;
  • право подразделяется на публичное и частное;
  • право имеет отраслевое выражение;
  • большая роль отводится подзаконным нормативным актам, представленным в виде инструкций, регламентов, циркуляров и т.д.;
  • правовой обычай и правовой прецедент играют роль вспомогательных инструментов и дополнительных источников;
  • первостепенны права человека и гражданина, а не обязанности;
  • особое значение для построения данной правовой системы отводится доктринальным положениям, разрабатываемым в рамках высших учебных заведений.

Пример

Романо-германская правовая система получила широкое распространение в странах Европы (Германия, Франция, Италия, Португалия, Испания, Австрия и т.д.,), странах Центральной и Южной Америки (бывших колониях Испании, Португалии, Франции – Боливия, Бразилия), а также в ряде стран Востока (Япония, Южная Корея, Тайланд, Индонезия).

К достоинствам этой системы можно отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства.

К недостаткам относят наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

Англосаксонская правовая система

Англосаксонская правовая система объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США.

В своем развитии англосаксонская правовая система прошла четыре этапа:

Признаки англосаксонской правовой системы

  • источником права является судебный прецедент;
  • суд является правотворческим органом;
  • приоритет отдается правам человека и гражданина, а не обязанностям;
  • главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
  • отсутствует кодификация отраслей права;
  • приоритет отдается статутному праву, юридический обычай выступает в качестве дополнительного источника;
  • юридические доктрины носят сугубо прикладной характер.

Пример

В качестве конкретных примеров стран с англосаксонской правовой системой можем привести Великобританию, США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию.

Достоинством англосаксонской правовой системы является ее гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью. Недостатком – отсутствие четкой структур системы права, его запутанность и недостаточная определенность.

Правовая система религиозного права

Правовая система религиозного права включает правовые системы таких мусульманских стран как Иран, Ирак, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Малайзии.

Признаки правовой системы религиозного права

  • источником права выступают религиозно-нравственные нормы и ценности, которые описаны в духовных религиозных трактатах;
  • правотворческая функция отводится Богу, в связи с чем юридические предписания строго обязательны для исполнения;
  • нормы светского и канонического права тесно переплетены между собой. На юридические нормы большое влияние также оказывают местные обычаи, традиции;
  • доктринальным учениям отводится особая роль, так как они не только толкуют первоисточники, но и конкретизируют нормы;
  • отсутствует деление на частное и публичное право;
  • нормативно-правовым актам отводится второстепенная роль;
  • приоритетны обязанности, а не права человека и гражданина.

Система традиционного права

Система традиционного права объединяет правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаки системы традиционного права

  • источником права являются неписаные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение;
  • неписаные нормы права признаны законом и объединяют в себе юридические, моральные, мифические предписания;
  • приоритет отдается публичному праву, частное право второстепенно;
  • нормативные акты носят побочный характер, хотя в последнее время к ним обращаются все чаще;
  • судебная власть руководствуется примирительными принципами, тем самым восстанавливая равновесие в общине и ее сплоченность;
  • доктринальное учение не играет существенной роли в юридической практике;
  • многие обычаи и традиции данной правовой системы устарели для современных реалий.

Сравнительная характеристика правовых систем

Романо-германская правовая система Англосакская правовая система Религиозная правовая система Традиционная правовая система
Источник права Писанный закон Судебный прецедент Религиозно-нравственные нормы и ценности Неписаные обычаи и традиции
Правотворческий орган Законодатель Суд Божественное творение закона Религиозные органы
Деление права на публичное и частное Имеется Имеется Отсутствует Имеется, публичное право приоритетно
Кодификация права Имеется Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Роль правового прецедент и правового обычая Второстепенная Первостепенная Незначительная Незначительная
Роль прав человека и гражданина Первостепенные права Первостепенные права Первостепенные обязанности Первостепенные обязанности
Доктринальная составляющая Значительная Прикладной характер Значительная Незначительная

Вывод

Все правовые системы неоднородны, разнообразны. Каждая имеет свои отличительные черты, достоинства и недостатки. Но все правовые системы объединяет одно – они являются своего рода балансиром общественной жизни, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль.

Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: