Какая партия из названных допускала возможность предоставления автономии польше

Обновлено: 04.07.2024

Вариант 2.

(Ответы в конце теста)

А1. С каким из названных процессов связаны даты 1497 г., 1581 г., 1597 г.?

1) борьбой Руси за независимость

2) расширением территории Российского государства

3) принятием законодательных актов по закрепощению крестьян

4) обмирщением культуры

А2. С деятельностью кого из названных лиц связано начало книгопечатания в России?

1) Андрея Рублева

2) Юрия Крижанича

3) Ивана Федорова

4) Феофана Грека

А3. Как называлась часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники?

1) посад 2) волость 3) уезд 4) стан

А4. Восточная политика Ивана IV привела к

1) завоеванию Поволжья и Западной Сибири

2) завоеванию Средней Азии

3) началу освоения Дальнего Востока

4) началу освоения Восточной Сибири

А5. Современником императрицы Анны Иоанновны был

1) А.Курбский 3) Э.Бирон

2) С.Дежнёв 4) Б.Хмельницкий

1) Польшей 3) Швецией

2) Турцией 4) Англией

А7. Что было одной из причин народных движений в России в XVII веке?

1) окончательное закрепощение крестьян

3) введение рекрутской повинности

4) введение подушной подати

А8. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и укажите, в каком веке происходили события, описанные в произведении.

«…Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его вины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих борзых коней и поглядим на синий Дон…

1) IX в. 2) X в. 3) XII в. 4) XV в.

А9. Деятельность тайных организаций декабристов относится к

1) 1801 – 1811 гг. 3) 1827 – 1828 гг.

2) 1816 – 1826 гг. 4) 1829 – 1830 гг.

А10. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853 – 1856 гг.?

1) А.В.Суворов 3) С.О.Макаров

2) П.С.Нахимов 4) А.Н.Куропаткин

А11. Как называлось сложившееся в 1850 – 1860-е гг. творческое содружество русских композиторов, оказавших значительное воздействие на формирование русской национальной школы музыки?

А12. Годы правления Александра I характеризуются

1) проведением столыпинской аграрной реформы

2) отменой выкупных платежей

3) введением суда присяжных заседателей

А13. В результате присоединения к Континентальной блокаде Россия принимала обязательство

1) покровительствовать православным народам Балканского полуострова

2) участвовать в военных действиях IV антинаполеоновской коалиции

3) не допускать появления турецкого флота в Черном море

4) разорвать торговые отношения с Англией

1) русско-турецкая 1787 – 1791 гг.

3) русско-турецкая 1806 – 1812 гг.

А15. Стахановское движение развернулось в СССР в

1) 1920-е гг. 2) 1930-е гг. 3) 1940-е гг. 4) 1950-е гг.

А16. Какое из названных понятий относится к течениям авангарда в российском искусстве начала XX в.?

1) романтизм 3) реализм

2) футуризм 4) классицизм

А17. Позиция большевиков во главе с В.И.Лениным в отношении Первой мировой войны выражалась в 1914 г. в лозунге

2) превращение войны империалистической в гражданскую

3) защита Отечества от германского нашествия

А18. В результате проведения денежной реформы С.Ю.Витте (1897 г.)

1) основой денежной системы стал золотой рубль

2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги

4) было восстановлено обращение бумажных денег

1) 1917 г. 2) 1920 г. 3) 1928 г. 4) 1937 г.

А20. К заключительному этапу Великой Отечественной войны (1944 – 1945 гг.) относится

1) Смоленское сражение

2) штурм Кенигсберга

3) Сталинградская битва

4) битва на Курской дуге

А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь.

2) Государственный Комитет Обороны

3) Совет по эвакуации

4) Совет Труда и Обороны

А22. В какие годы существовал СССР?

1) 1918 – 1990 гг. 3) 1922 – 1991 гг.

2) 1920 – 1993 гг. 4) 1924 – 1992 гг.

А23. Кто из названных руководителей СССР в 1980-е гг. проводил решительный курс (серию мер) по укреплению производственной и общественной дисциплины и борьбе с коррупцией?

1) К.У.Черненко 3) Ю.В.Андропов

2) Л.И.Брежнев 4) М.С.Горбачев

А24. Что было одной из характерных черт развития культуры в СССР в 1945 – 1953 гг.?

1) проведение кампании по ликвидации неграмотности

2) публикация произведений современных западных авторов

3) жесткий контроль за творческой деятельностью представителей культуры

4) издание ряда новых публицистических журналов

А25. Что было результатом проведения консервативного курса руководства СССР в 1970-е – начале 1980-х гг.?

1) массовые забастовки рабочих

2) усиление бюрократизации партийно-государственного аппарата

3) депортация ряда народов

4) возникновение межнациональных конфликтов

А26. Прочтите отрывок из записки председателя КГБ в ЦК КПСС и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные в отрывке события.

«В дополнение к представленной информации докладываю поступившие… данные о реагировании населения на решение… о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло.

1) Н.С.Хрущев 3) Ю.В.Андропов

2) Л.И.Брежнев 4) М.С.Горбачев

А27. Что из названного составляло основу политической борьбы в России в 1992 – 1993 гг.?

1) противостояние законодательной и исполнительной властей

2) проблема создания союза России и Белоруссии

3) учреждение должности Президента России

4) отмена статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС.

В1. Расположите имена представителей культуры в хронологическом порядке их жизни и деятельности.

А) иконописец Андрей Рублев

Б) летописец Нестор

В) художник Карл Брюллов

Г) зодчий Василий Баженов

В2. Какие три из названных понятий связаны с эпохой дворцовых переворотов в России XVIII в.?

1) верховники 4) кондиции

2) коллегии 5) Новоторговый устав

3) Кабинет министров 6) Приказ тайных дел

В3. Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

А) князь Святослав

Б) князь Владимир

Г) князь Владимир Святославович

1) разгром половцев

2) крещение Руси

3) дунайские походы

4) разгром Ливонского ордена

5) создание Древнерусского государства

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите императрицу, о которой идет речь.

В5. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) дарование Конституции Царству Польскому

Б) вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи

В) первый раздел Речи Посполитой

Г) учреждение автономии Великого княжества Финляндского

В6. Какие три из перечисленных событий относятся к истории тайных обществ декабристов?

2) образование Северного общества

3) составление проекта М.Т.Лорис-Меликова

4) убийство Александра II

6) вооруженное выступление на Сенатской площади

В7. Установите соответствие между именами российских императоров и событиями начала их царствования.

ИМЕНА ИПЕРАТОРОВ

СОБЫТИЯ

1) созыв Учредительного собрания

2) завершение Крымской войны

3) выступление декабристов

4) трагедия на Ходынском поле

5) дворцовый переворот, убийство Павла I

В8. Прочтите отрывок из письма современницы и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идет речь.

В9. Какие три из перечисленных черт характеризуют политический режим конца 1930-х гг.?

1) свобода печати

2) сосредоточение практически всей власти в руках партийного вождя

3) массовые репрессии против инакомыслящих

4) неравенство избирательных прав населения, закрепленное в Конституции

5) сращивание партийного и государственного аппарата

6) существование легальной оппозиции партийному руководству

В10. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В11. Прочтите фрагмент документа и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями.

В12. Какие три из перечисленных черт экономики СССР относятся к периоду 1970-х – первой половины 1980-х гг.?

1) отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран

2) ликвидация ручного и малоквалифицированного труда в производстве

3) развитие экономики в значительной мере за счет экспорта нефти и других видов сырья

4) децентрализация управления промышленностью

5) перевод всех предприятий на хозрасчет

6) внедрение научно-технических достижений преимущественно на предприятиях ВПК

В13. Установите соответствие между понятиями и периодами, когда эти понятия появились или нашли наибольшее распространение в СССР, РФ.

ПОНЯТИЯ

ПЕРИОДЫ

1) 1945 – 1953 гг.

2) 1953 – 1964 гг.

3) 1965 – 1985 гг.

4) 1985 – 1991 гг.

5) 1992 – 2000 гг.

В14. Прочтите отрывок из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию руководителя СССР, автора приведенного высказывания.

В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в г.Хельсинки

Б) создание Организации Варшавского договора

В) Карибский кризис

Г) образование Совета экономической взаимопомощи

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма государственного деятеля начала XX века:

С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.

С4. Приведите названия не менее трех теорий идеологов революционного народничества (1870-е – начало 1880-х гг.). Укажите не менее двух положений, относящихся к названным теориям.

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В одном из выступлений в начале перестройки генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев подчеркивал, что ГДР – член Варшавского договора, ближайший союзник СССР, а существование двух германских государств – это реальность, с которой нельзя не считаться.

Какие события характеризовали отношение СССР к ГДР в последующие годы? Укажите не менее двух примеров событий. Назовите не менее двух причин, обусловивших политику СССР в отношении ГДР.

С7. Сравните деятельность Земских соборов в XVI – первой половине XVII века и во второй половине XVII века.

Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Весной 1915 года Николай II отправился с инспекционной поездкой на фронт. Очевидно, что в простом посещении русских войск, находящихся на боевых позициях, их верховный глава, император всероссийский, не мог встретить никаких особых препятствий, кроме заботы о личной безопасности монарха. Но некоторыми кругами имелось в виду придать посещению Николаем II завоёванного края (Галичины) характер куда более внушительного акта, которым можно было бы морально закрепить стремление России к будущему присоединению славянских земель Закарпатья. Понятно, что поездка такого рода могла вызывать уже сомнения политического свойства (1).

Насколько непредсказуемым мог быть внешнеполитический резонанс на поездку Николая II в Галицию, нетрудно судить хотя бы из письма посла в Лондоне А.К. Бенкендорфа министру иностранных дел 12/25 мая 1915 г.

Николай II и великий князь Николай Николаевич на дороге в поверженный Перемышль

Но военная судьба, как известно, переменчива: время побед русского оружия сменилось временем тяжёлых поражений. Горлицкий прорыв весной 1915 г. полностью изменил повестку дня, и русское военное командование, в отличие от политиков, на время вовсе позабыло о поляках. Однако вполне реальная перспектива потери всей территории Царства Польского практически вынудила царскую бюрократию вернуться к рассмотрению польского вопроса.

Горлицкий прорыв 1915 г.

Несвоевременная инициатива

Участники совещания начали работу сразу с обсуждения вопросов второй категории, как более актуальных, причём в основном – по языку, религии и управлению краем. Относительно проблем с языком было фактически сразу договорено, что польский язык восстанавливается для преподавания в школах, использования в делопроизводстве и др. Так же единодушно была признана необходимость реформ в религиозной сфере и по административной части, главным образом — в местном самоуправлении. В отношении неотложных мер – у всех участников совещания было отмечено полное единодушие (4). Перерыв, как объяснил на чашке чая у министра внутренних дел князя Н.Б. Щербатова Крыжановский, был вызван необходимостью для русских участников быть на театре военных действий.

«В течение 80-ти с лишком лет не было в истории Польши такого значительного момента, как нынешний. Нельзя сравнить день 19 июля с тем, что творилось девять лет тому назад. Правда, тогда за автономию Польши высказалась большая часть русского народа, но так мало верилось тогда в возможность продолжительного русско-польского modus vivendi, что когда польские депутаты изложили во второй Думе окончательно выработанный ими проект политически-правового устройства Польши, они встретили даже со стороны принципиальных сторонников автономии критику и упрёки, что они затрудняют положение дел.

Теперешнее положение представляется совершенно иным. Теперь на заседании Думы 19 июля слова, касавшиеся польского вопроса, были выслушаны особенно внимательно и приняты они были с такой симпатией, как та, которую высказали представителям союзных держав.

В своей декларации председатель совета министров говорит о даровании Польше автономии лишь по окончании войны, что конечно, вполне понятно в виду того, что военные действия разыгрываются на польской территории.

Proszę bardzo, Войско Польско…

Похоже, Николай II вплоть до весны 1915 года всерьёз рассчитывал на скорую победу над немцами, или для начала – над австрийцами. Пусть сорвался поход на Берлин, но доблестный Юго-Западный фронт уже готовился к броску через Карпаты – в Венгерскую долину, а там и до Вены рукой подать. И пусть половина русской Польши к тому времени оказалась в немецкой оккупации (из стратегических соображений) – решение польского вопроса виделось русскому императору вполне однозначным. Но одолеть Карпаты не удалось, а Горлицкий прорыв немцев в корне изменил положение дел на русском фронте.

Польский вопрос явно снова уходил на второй план. Тому способствовали как изменившаяся ситуация на фронтах, поскольку от истощённых французов помощи ждать не приходилось, так и не самый благоприятный внутриполитический фон. Война очевидно затягивалась, и куда более актуальные проблемы накатывались на страну, словно снежный ком. Полный крах военного снабжения и потеря лучших кадров регулярной армии, шпиономания и немецкие погромы в Москве, министерская чехарда и, как итог всего этого — отставка Верховного главнокомандующего. В августе 1915 года Николай решил сменить на этом посту грозного дядюшку Николая Николаевича. Очень немногие одобряли это шаг, но царю явно проще было перебраться в ставку, чем оставаться в беспокойном Петербурге.

Император Николай II, его грозный дядюшка Николай Николаевич и министр двора граф Б.В. Фредерикс

Однако поляки не перестали жаждать свободы, и эта жажда приобретала порой самые неожиданные формы. Среди особо активных немало было и тех, кто готов был немедля приступить к воссозданию польского войска. И отнюдь не в противовес стрелкам Пилсудского, о них вообще мало кто знал. Об одной из таких инициатив не замедлил доложить в МИД директор департамента дипломатической канцелярии при ставке Н.А. Кудашев:

«…генерал Янушкевич вчера мне конфиденциально сообщил о разговоре, который он имел с неким Матушинским, мелким польским помещиком, прибывшим сюда третьего дня с рекомендацией от жандармского генерала кн. Микеладзе. Этот Матушинский явился от имени группы поляков трёх империй: России, Австрии и Германии. Предложение его заключалось в предоставлении им (т.е. польскому населению без различия подданства) [права] выставить своё войско для борьбы с немцами. Он при этом просил лишь, чтобы даны были русские генералы и офицеры для командования этим войском, а также оружие, которого у них, поляков, нет (т.е. пушки); он заявил, что такого войска он легко может набрать до 500000 человек, имеющих будто бы всё прочее необходимое, т.е. одежду, ружья, патроны и т.д. и, — а это главное, сгорающих от желания бить немцев. Матушинский заявил, что взамен такой услуги поляки не требуют ничего особенного (ни собственной армии в будущем, ни знамён и т.п.), а только обещания воссоединения все трёх частей Польши, дабы австрийские и прусские поляки пользовались тем же режимом, что и русские их соплеменники; особого войска в будущем они не будут требовать; просят однако, чтобы собранные теперь войска были употребляемы исключительно на территории Царства Польского.

Генерал Янушкевич не пожелал связать себя никакими формальными обещаниями и предоставил себе дать знать Матушинскому по телеграфу, желает ли он продолжать этот разговор… До сих пор переговоры генерала с Матушинским не возобновлялись, но вот каковы решения, принятые великим князем и его начальником штаба: как бы велико не было желание у них не прибегать к польской помощи и все военные задачи выполнить самостоятельно, они сознают, что это теперь не так легко, а, кроме того, что использование поляков может быть весьма большой подмогой для армии, даже если предположить, что наберётся гораздо меньше, чем 500000 человек. Поэтому решено принять предложение, но под условием, что формированию этой польской армии будет придан характер ополчения.

Таким образом, если из дальнейших разговоров ген. Янушкевича с Матушинским выяснится, что предложение поляков исходит из серьёзного и представляет реальные гарантии военной помощи, то будет высочайшим манифестом объявлено ополчение губерний, входящих в состав Привислинского края. В ополчение поступит всё мужское население (согласно, конечно, правилам); если же в состав его попадут поляки родом из Кракова или Познани, то на это наше начальство будет смотреть сквозь пальцы… Ополчению будут приданы русские генералы, офицеры, пушки. Остальное оружие (винтовки, шашки, револьверы) уже, оказывается, имеется, чуть ли не было заготовлено для борьбы с нами…

Читайте также: