Какая отрасль права регулирует правила дорожного движения

Обновлено: 06.05.2024

Судя по Вашим отзывам - тема как нельзя актуальна, полезна и желанна. Сегодняшний пост не будет изобиловать самими правилами и их разбором, этим постом я планирую подготовить почву к нашему дальнейшему взаимодействию. Он выступит некоторым базисом, на который мы с вами будем нанизывать все более подробные и фундаментальные знания. Если Вам неинтересна общетеоретическая тема, изучение нормативно-правовых актов и вы хотите сразу приступить к изучению непосредственно ПДД РФ, то дождитесь следующего поста. Я, пока, структурирую информацию и пытаюсь нащупать максимально комфортный формат для восприятия информации.

Пару слов об истории формирования правовых основ безопасности дорожного движения в том виде, в котором они нам знакомы.

Первопроходцами в данной сфере стали, как это не банально, граждане Рима. В 50-ых годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь ввел ряд правил, которые регулировали дорожное движение: гостям Рима полагалось оставлять транспорт за чертой города, в Риме они были обязаны передвигаться пешком или нанимая местных "извозчиков", на территории, подвластной Риму, вводилось левостороннее движение, а в самом Риме вводилось ограничение на движение частного транспорта (повозок, экипажей и т.д.) в рабочее время. Эти и многие другие правила являлись в то время передовыми, как и многие другие дары Древнего Рима нынешней цивилизации.

В Средние Века в странах континентальной Европы превалировал правосторонний разъезд верховых всадников и рыцарей, что вылилось в формирование в современном мире подавляющего большинства стран с правосторонним движением. Однако Англия, Япония и некоторые другие страны пошли по другому пути развития, приняв на своей территории левосторонний разъезд, взяв за основу правила движения кораблей.

Также бытует мнение о том, что правостороннее движение в Европе сформировалось под давлением Франции, которая в пику Англии, с которой было множество конфликтов, сформировало у себя на территории правостороннее движение. Найти истоки такого события вряд ли представляется возможным, поэтому споры могут быть бесконечными.

Важной вехой для правил современной России является правление Ивана III, который первым ввел правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми. Следующим правителем, который плотно взялся за ПДД, был Петр I, который запретил скоростную езду в Москве, запретил езду на невзнузданных лошадях (без удил во рту), а также запретил кучерам бить прохожих кнутом (ух, некоторые современные водители не отказались бы от такого). Также Петр I первым сформировал государственный орган, на который также возлагалась обязанность обеспечивать безопасность дорожного движения (Генерал-полицмейстерское управление).

Но правила практически в том виде, в каком они нам знакомы, были сформированы во времена СССР, который подписал и ратифицировал многие международные конвенции, самыми важными из которых являются Женевская конвенция от 1949 года (вступила в силу 26.03.1952, далее в текстах - Женевская конвенция) и Венская конвенция от 08.11.1968 (далее в текстах - Венская конвенция), которая действует до настоящего времени. В СССР ПДД разрабатывались с учетом положений, закрепленных в указанных конвенциях.

Современное законодательство в сфере безопасности дорожного движения включает в себя достаточно большое количество нормативно-правовых актов, которые различны между собой по юридической силе. Все они приняты в соответствии с Венской конвенцией и регулируют широкий спектр общественных отношений, возникающих в сфере безопасности дорожного движения.

Если располагать рассматриваемые нормативно-правовые акты, в порядке убывания их юридической силы, то у нас получается следующая иерархия:

- Конституция Российской Федерации - закрепляет основные положения и нормы, которые применяются при регулировании всех общественных отношений в РФ;

- Международные договоры РФ, подписанные и ратифицированные - осуществляют регулирование общественных отношений по определенным вопросам. При ратификации международного договора национальное законодательство, традиционно, приводится в соответствии с нормами международных правовых актов;

- Федеральные Законы (далее - ФЗ) - регулируют общественные отношения в определенных сферах;

- Постановления Правительства и Указы Президента РФ - подзаконные нормативно-правовые акты, к которым относятся и наши любимые Правила Дорожного Движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ.

- Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти - различные приказы МинТранспорта и других органов, например: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

- Иные нормативные акты регулирующие сферу безопасности дорожного движения - например: изменение схемы движения при проведении дорожных работ на уровне муниципалитета, или ограничение скорости движения водителей, утвержденное в трудовом договоре или приказах юридического лица и т.д. (касаться их подробно в этом посте не будем, ввиду их специфики).

Оценив представленную иерархию, можно сделать вывод о том, что непосредственно ПДД РФ занимают одну из самых низших позиций по юридической силе, но не по значимости. При этом Правила Дорожного Движения выступают одним из ключевых регуляторов именно процесса движения, в то время, как федеральные законы регулируют смежные процессы, задают основные принципы регулирования дорожного движения, устанавливают основания владения транспортными средствами, порядок возмещения вреда, причиненного в результате ДТП и т.д.

Предлагаю чуть более подробно рассмотреть основные нормативно-правовые акты, которые пригодятся нам в дальнейшем, чтобы заранее понимать сферу регулирования каждого из них.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Это означает, что все остальные нормативно-правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации не должны ей противоречить. Положения, закрепляемые в Конституции РФ, регулируют общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения лишь косвенно, закрепляя основные неотъемлемые права: право на жизнь, здоровье, свободу передвижения, благоприятную окружающую среду и т.д. Эти нормы не применяются напрямую, но лежат в основе принимаемых федеральных законов, а также подзаконных нормативно-правовых актов (например, правило, запрещающее стоянку с работающим двигателем в жилой зоне реализует право на благоприятную окружающую среду).

Федеральные законы имеют важное значение для регулирования основ всех общественных отношений. Так, для последующего нашего изучения всех интересующих аспектов безопасности дорожного движения, имеют значение следующие федеральные законы:

- Федеральный Закон "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от 10.12.1995. Устанавливает основные принципы регулирования дорожного движения в Российской Федерации. Так этим законом устанавливается, например, приоритет охраны жизни и здоровья граждан по отношению к защите имущественных прав. Или устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог. Является базой, в соответствии с которой принимаются смежные нормативно-правовые акты.

- Федеральный Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств" №40-ФЗ от 25.04.2002 (далее в текстах - ФЗ "Об ОСАГО"). Указанный закон вводит основные правила по страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее в текстах - ТС). Этим законом устанавливаются основные положения по страхованию автогражданской ответственности, порядок выплат, размеры выплат по ОСАГО и т.д. Страховые компании, в своей профессиональной деятельности в сфере ОСАГО, в первую очередь руководствуются нормами данного Федерального Закона.

- "Гражданский Кодекс РФ" (далее в текстах - ГК РФ) - в контексте рассматриваемой сферы регулирует основания возникновения, прекращения, перехода права собственности и владения ТС от одного лица к другому, регулирует основы компенсации вреда, причиненного в результате правонарушений или источником повышенной опасности. Если говорить грубо, ГК РФ регулирует отношения по поводу денег и их выплат и собственности (очень грубое упрощение).

- "Уголовный Кодекс РФ" (далее в текстах - УК РФ) - устанавливает ответственность за совершенные преступления. В контексте безопасности дорожного движения чаще всего встречаются две статьи: 264 УК РФ (за нарушение правил, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку) и 264.1 (за повторное управление ТС в состоянии опьянения, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за данное правонарушение).

- "Кодекс РФ об административных правонарушениях" (далее в текстах - КоАП РФ) - устанавливает широкий перечень видов ответственности для водителей (6 видов), допускающих нарушения правил дорожного-движения.

Перечень можно продолжать бесконечно, но это основные ФЗ с которыми мы будем сталкиваться в дальнейшем.

Говоря о подзаконных нормативно-правовых актах, регулирующих сферу безопасности дорожного движения, выделю сегодня только один нормативно-правовой акт: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" - или ПДД РФ. Вот такая замечательная маленькая книжечка, знакомая каждому водителю (ну, или почти каждому):

Лекции по ПДД. Вводная. Краткая история и основные нормативно-правовые акты РФ ПДД, Лекция, Обучение, Закон, Длиннопост

Если рассматриваемые до этого нормативно-правовые акты закрепляли или основополагающие принципы безопасности дорожного движения, или регулировали смежные сферы, которые хоть и оказывают влияние на изучаемую тему, но лишь косвенно, то ПДД РФ непосредственно устанавливает порядок движения, а также права и обязанности участников дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Необходимо отметить первый пункт, с которого начинаются ПДД РФ: 1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Указанный пункт касается только правил движения, соответственно на указанные выше ФЗ, например, влияния не оказывают (во-первых - ФЗ имеют высшую юридическую силу, по отношению к постановлению правительства, а во-вторых - ФЗ не регулируют "правила движения", а регулируют основы безопасности дорожного движения и смежные сферы).

Что-то я разошелся. На этой замечательной ноте заканчиваю освещение основных нормативно-правовых актов, которые встретятся нам в дальнейшем.

Параллельно с настоящим постом подходит к концу и работа над следующим постом: "Общие положения ПДД РФ", где мы приступим к изучению непосредственно правил дорожного движения, основных терминов, которые пригодятся нам в дальнейшем. Проблемы возникают с зарисовкой некоторых аспектов, так как художник из меня никакой, но, думаю, на выходных справлюсь.

Спасибо за внимание! Жду Ваши вопросы в комментариях, хотя отвечать могу с задержками из-за часового пояса и большого количества работы. Пожелания, критика и предложения приветствуются.

Судя по Вашим отзывам - тема как нельзя актуальна, полезна и желанна. Сегодняшний пост не будет изобиловать самими правилами и их разбором, этим постом я планирую подготовить почву к нашему дальнейшему взаимодействию. Он выступит некоторым базисом, на который мы с вами будем нанизывать все более подробные и фундаментальные знания. Если Вам неинтересна общетеоретическая тема, изучение нормативно-правовых актов и вы хотите сразу приступить к изучению непосредственно ПДД РФ, то дождитесь следующего поста. Я, пока, структурирую информацию и пытаюсь нащупать максимально комфортный формат для восприятия информации.

Пару слов об истории формирования правовых основ безопасности дорожного движения в том виде, в котором они нам знакомы.

Первопроходцами в данной сфере стали, как это не банально, граждане Рима. В 50-ых годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь ввел ряд правил, которые регулировали дорожное движение: гостям Рима полагалось оставлять транспорт за чертой города, в Риме они были обязаны передвигаться пешком или нанимая местных "извозчиков", на территории, подвластной Риму, вводилось левостороннее движение, а в самом Риме вводилось ограничение на движение частного транспорта (повозок, экипажей и т.д.) в рабочее время. Эти и многие другие правила являлись в то время передовыми, как и многие другие дары Древнего Рима нынешней цивилизации.

В Средние Века в странах континентальной Европы превалировал правосторонний разъезд верховых всадников и рыцарей, что вылилось в формирование в современном мире подавляющего большинства стран с правосторонним движением. Однако Англия, Япония и некоторые другие страны пошли по другому пути развития, приняв на своей территории левосторонний разъезд, взяв за основу правила движения кораблей.

Также бытует мнение о том, что правостороннее движение в Европе сформировалось под давлением Франции, которая в пику Англии, с которой было множество конфликтов, сформировало у себя на территории правостороннее движение. Найти истоки такого события вряд ли представляется возможным, поэтому споры могут быть бесконечными.

Важной вехой для правил современной России является правление Ивана III, который первым ввел правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми. Следующим правителем, который плотно взялся за ПДД, был Петр I, который запретил скоростную езду в Москве, запретил езду на невзнузданных лошадях (без удил во рту), а также запретил кучерам бить прохожих кнутом (ух, некоторые современные водители не отказались бы от такого). Также Петр I первым сформировал государственный орган, на который также возлагалась обязанность обеспечивать безопасность дорожного движения (Генерал-полицмейстерское управление).

Но правила практически в том виде, в каком они нам знакомы, были сформированы во времена СССР, который подписал и ратифицировал многие международные конвенции, самыми важными из которых являются Женевская конвенция от 1949 года (вступила в силу 26.03.1952, далее в текстах - Женевская конвенция) и Венская конвенция от 08.11.1968 (далее в текстах - Венская конвенция), которая действует до настоящего времени. В СССР ПДД разрабатывались с учетом положений, закрепленных в указанных конвенциях.

Современное законодательство в сфере безопасности дорожного движения включает в себя достаточно большое количество нормативно-правовых актов, которые различны между собой по юридической силе. Все они приняты в соответствии с Венской конвенцией и регулируют широкий спектр общественных отношений, возникающих в сфере безопасности дорожного движения.

Если располагать рассматриваемые нормативно-правовые акты, в порядке убывания их юридической силы, то у нас получается следующая иерархия:

- Конституция Российской Федерации - закрепляет основные положения и нормы, которые применяются при регулировании всех общественных отношений в РФ;

- Международные договоры РФ, подписанные и ратифицированные - осуществляют регулирование общественных отношений по определенным вопросам. При ратификации международного договора национальное законодательство, традиционно, приводится в соответствии с нормами международных правовых актов;

- Федеральные Законы (далее - ФЗ) - регулируют общественные отношения в определенных сферах;

- Постановления Правительства и Указы Президента РФ - подзаконные нормативно-правовые акты, к которым относятся и наши любимые Правила Дорожного Движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ.

- Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти - различные приказы МинТранспорта и других органов, например: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

- Иные нормативные акты регулирующие сферу безопасности дорожного движения - например: изменение схемы движения при проведении дорожных работ на уровне муниципалитета, или ограничение скорости движения водителей, утвержденное в трудовом договоре или приказах юридического лица и т.д. (касаться их подробно в этом посте не будем, ввиду их специфики).

Оценив представленную иерархию, можно сделать вывод о том, что непосредственно ПДД РФ занимают одну из самых низших позиций по юридической силе, но не по значимости. При этом Правила Дорожного Движения выступают одним из ключевых регуляторов именно процесса движения, в то время, как федеральные законы регулируют смежные процессы, задают основные принципы регулирования дорожного движения, устанавливают основания владения транспортными средствами, порядок возмещения вреда, причиненного в результате ДТП и т.д.

Предлагаю чуть более подробно рассмотреть основные нормативно-правовые акты, которые пригодятся нам в дальнейшем, чтобы заранее понимать сферу регулирования каждого из них.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Это означает, что все остальные нормативно-правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации не должны ей противоречить. Положения, закрепляемые в Конституции РФ, регулируют общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения лишь косвенно, закрепляя основные неотъемлемые права: право на жизнь, здоровье, свободу передвижения, благоприятную окружающую среду и т.д. Эти нормы не применяются напрямую, но лежат в основе принимаемых федеральных законов, а также подзаконных нормативно-правовых актов (например, правило, запрещающее стоянку с работающим двигателем в жилой зоне реализует право на благоприятную окружающую среду).

Федеральные законы имеют важное значение для регулирования основ всех общественных отношений. Так, для последующего нашего изучения всех интересующих аспектов безопасности дорожного движения, имеют значение следующие федеральные законы:

- Федеральный Закон "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от 10.12.1995. Устанавливает основные принципы регулирования дорожного движения в Российской Федерации. Так этим законом устанавливается, например, приоритет охраны жизни и здоровья граждан по отношению к защите имущественных прав. Или устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог. Является базой, в соответствии с которой принимаются смежные нормативно-правовые акты.

- Федеральный Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств" №40-ФЗ от 25.04.2002 (далее в текстах - ФЗ "Об ОСАГО"). Указанный закон вводит основные правила по страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее в текстах - ТС). Этим законом устанавливаются основные положения по страхованию автогражданской ответственности, порядок выплат, размеры выплат по ОСАГО и т.д. Страховые компании, в своей профессиональной деятельности в сфере ОСАГО, в первую очередь руководствуются нормами данного Федерального Закона.

- "Гражданский Кодекс РФ" (далее в текстах - ГК РФ) - в контексте рассматриваемой сферы регулирует основания возникновения, прекращения, перехода права собственности и владения ТС от одного лица к другому, регулирует основы компенсации вреда, причиненного в результате правонарушений или источником повышенной опасности. Если говорить грубо, ГК РФ регулирует отношения по поводу денег и их выплат и собственности (очень грубое упрощение).

- "Уголовный Кодекс РФ" (далее в текстах - УК РФ) - устанавливает ответственность за совершенные преступления. В контексте безопасности дорожного движения чаще всего встречаются две статьи: 264 УК РФ (за нарушение правил, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку) и 264.1 (за повторное управление ТС в состоянии опьянения, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за данное правонарушение).

- "Кодекс РФ об административных правонарушениях" (далее в текстах - КоАП РФ) - устанавливает широкий перечень видов ответственности для водителей (6 видов), допускающих нарушения правил дорожного-движения.

Перечень можно продолжать бесконечно, но это основные ФЗ с которыми мы будем сталкиваться в дальнейшем.

Говоря о подзаконных нормативно-правовых актах, регулирующих сферу безопасности дорожного движения, выделю сегодня только один нормативно-правовой акт: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" - или ПДД РФ. Вот такая замечательная маленькая книжечка, знакомая каждому водителю (ну, или почти каждому):

Лекции по ПДД. Вводная. Краткая история и основные нормативно-правовые акты РФ ПДД, Лекция, Обучение, Закон, Длиннопост

Если рассматриваемые до этого нормативно-правовые акты закрепляли или основополагающие принципы безопасности дорожного движения, или регулировали смежные сферы, которые хоть и оказывают влияние на изучаемую тему, но лишь косвенно, то ПДД РФ непосредственно устанавливает порядок движения, а также права и обязанности участников дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Необходимо отметить первый пункт, с которого начинаются ПДД РФ: 1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Указанный пункт касается только правил движения, соответственно на указанные выше ФЗ, например, влияния не оказывают (во-первых - ФЗ имеют высшую юридическую силу, по отношению к постановлению правительства, а во-вторых - ФЗ не регулируют "правила движения", а регулируют основы безопасности дорожного движения и смежные сферы).

Что-то я разошелся. На этой замечательной ноте заканчиваю освещение основных нормативно-правовых актов, которые встретятся нам в дальнейшем.

Параллельно с настоящим постом подходит к концу и работа над следующим постом: "Общие положения ПДД РФ", где мы приступим к изучению непосредственно правил дорожного движения, основных терминов, которые пригодятся нам в дальнейшем. Проблемы возникают с зарисовкой некоторых аспектов, так как художник из меня никакой, но, думаю, на выходных справлюсь.

Спасибо за внимание! Жду Ваши вопросы в комментариях, хотя отвечать могу с задержками из-за часового пояса и большого количества работы. Пожелания, критика и предложения приветствуются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Как на­зы­ва­ет­ся от­расль права, ко­то­рая ре­гу­ли­ру­ет иму­ще­ствен­ные и свя­зан­ные с ними лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния?

1) кон­сти­ту­ци­он­ное право 2) ад­ми­ни­стра­тив­ное право 3) граж­дан­ское право 4) се­мей­ное право

2. По­ря­док вза­и­мо­дей­ствия му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем со сред­ней об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лой ре­гу­ли­ру­ет­ся пра­вом

1) граж­дан­ским 2) го­су­дар­ствен­ным 3) ад­ми­ни­стра­тив­ным 4) тру­до­вым

3. За какое из пе­ре­чис­лен­ных пра­во­на­ру­ше­ний на­сту­пит от­вет­ствен­ность по нор­мам ад­ми­ни­стра­тив­но­го права?

1) Граж­да­нин Ш. ре­гу­ляр­но изы­мал из поч­то­во­го ящика и про­чи­ты­вал лич­ную кор­ре­спон­ден­цию со­се­да.
2) Граж­дан­ка О. ра­зо­ри­ла лес­ной му­ра­вей­ник в за­по­вед­ни­ке, где она ре­гу­ляр­но вы­гу­ли­ва­ла со­ба­ку.
3) Вы­сту­пая на суде в ка­че­стве сви­де­те­ля, граж­да­нин Р. от­ка­зал­ся со­об­щить из­вест­ные ему факты о лицах, при­част­ных к ограб­ле­нию.
4) На школь­ном ве­че­ре граж­дан­ка К. спела песню на стихи ма­ло­из­вест­но­го поэта, объ­явив при этом, что стихи при­над­ле­жат ей.

4. Бо­лель­щи­ки, устро­ив­шие по­та­сов­ку после фут­боль­но­го матча, будут при­вле­че­ны к от­вет­ствен­но­сти

1) ма­те­ри­аль­ной 2) граж­дан­ско-пра­во­вой 3) дис­ци­пли­нар­ной 4) ад­ми­ни­стра­тив­ной

5. Граж­дан­ская пра­во­спо­соб­ность воз­ни­ка­ет с мо­мен­та

6. Со­глас­но Граж­дан­ско­му ко­дек­су РФ 15-лет­ний Сер­гей впра­ве

1) быть чле­ном ко­опе­ра­ти­ва
2) в со­от­вет­ствии с за­ко­ном вно­сить вкла­ды в кре­дит­ные учре­жде­ния и рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми вкла­да­ми
3) по­лу­чить пол­ную дее­спо­соб­ность вслед­ствие эман­си­па­ции
4) про­дать по­лу­чен­ный по на­след­ству за­го­род­ный дом

7. У Ни­ко­лая Фёдо­ро­ви­ча воз­ник спор с из­да­тель­ством по по­во­ду по­лу­че­ния воз­на­граж­де­ния за пуб­ли­ка­цию. В по­ряд­ке ка­ко­го су­до­про­из­вод­ства может быть решён этот спор?

1) кон­сти­ту­ци­он­но­го 2) уго­лов­но­го 3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го 4) граж­дан­ско­го

8. Со­глас­но ст. 63 Тру­до­во­го ко­дек­са РФ за­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра (по об­ще­му пра­ви­лу) до­пус­ка­ет­ся с ли­ца­ми, до­стиг­ши­ми воз­рас­та

16 лет 2) 18 лет 3) 21 года 4) 14 лет

9. Какая си­ту­а­ция ре­гу­ли­ру­ет­ся нор­ма­ми се­мей­но­го права?

1) граж­да­ни­ну К. было от­ка­за­но в за­клю­че­нии брака с не­со­вер­шен­но­лет­ней граж­дан­кой JI.
2) граж­да­нин М. за­клю­чил с граж­дан­кой Н. до­го­вор о по­куп­ке квар­ти­ры
3) граж­дан­ка О. от­ка­за­лась от уча­стия в краже ком­пью­те­ра
4) граж­да­нин П. не опла­тил про­езд в ав­то­бу­се

10. Со­глас­но Тру­до­во­му ко­дек­су РФ фи­зи­че­ское лицо, ко­то­рое об­ла­да­ет пра­вом и воз­мож­но­стью ра­бо­тать по тру­до­во­му до­го­во­ру, на­зы­ва­ют

ра­бот­ни­ком 2) ра­бо­то­да­те­лем 3) тру­же­ни­ком 4) партнёром

11. Какая си­ту­а­ция ре­гу­ли­ру­ет­ся нор­ма­ми уго­лов­но­го права?

на­ру­ше­ны пра­ви­ла про­ти­во­по­жар­ной без­опас­но­сти
2) подан иск о не­за­кон­но­сти уволь­не­ния
3) по­да­но за­яв­ле­ние об уста­нов­ле­нии опеки над граж­да­ни­ном Д., при­знан­ным судом не­дее­спо­соб­ным
4) умыш­лен­но при­чи­нен тяж­кий вред здо­ро­вью

12. Граж­да­нин С., на­хо­дясь за рулем ав­то­мо­би­ля, пре­вы­сил до­пу­сти­мую пра­ви­ла­ми до­рож­но­го дви­же­ния ско­рость, за что был оста­нов­лен со­труд­ни­ком пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов. Какое пра­во­на­ру­ше­ние ил­лю­стри­ру­ет дан­ная си­ту­а­ция?

1) дис­ци­пли­нар­ное 2) уго­лов­ное 3) ад­ми­ни­стра­тив­ное 4) граж­дан­ское

13. Уче­ник 9 клас­са, решив со­рвать кон­троль­ную ра­бо­ту по химии, со­об­щил за­ве­до­мо лож­ную ин­фор­ма­цию о го­то­вя­щем­ся тер­ро­ри­сти­че­ском акте. Какое пра­во­на­ру­ше­ние ил­лю­стри­ру­ет дан­ная си­ту­а­ция?

дис­ци­пли­нар­ное 2) уго­лов­ное 3) ад­ми­ни­стра­тив­ное 4) граж­дан­ское

14. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?

А. Лица, не достигшие 18 лет, принимаются на работу только после испытаний.

Б. Для несовершеннолетних работников установлена 40-часовая рабочая неделя.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

В-1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пра­во­от­но­ше­ни­я­ми и от­рас­ля­ми права, ко­то­рые их ре­гу­ли­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРА­ВО­ОТ­НО­ШЕ­НИЯ

ОТ­РАС­ЛИ ПРАВА

А) граж­да­нин был при­нят на ра­бо­ту в долж­но­сти ме­ха­ни­ка

Б) суд уста­но­вил опеку над не­со­вер­шен­но­лет­ним

В) суд при­знал, что де­я­ние было со­вер­ше­но в со­сто­я­нии не­об­хо­ди­мой обо­ро­ны

Г) граж­да­ни­ну был предо­став­лен еже­год­ный от­пуск

Д) граж­да­нин был при­знан ви­нов­ным и при­го­во­рен к ли­ше­нию сво­бо­ды

1) тру­до­вое право

2) се­мей­ное право

3) уго­лов­ное право

В-2. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют лич­ные не­иму­ще­ствен­ные права.

Право на имя; 2) право на честь и до­сто­ин­ство; 3) право на­сле­до­ва­ния; 4) право на жизнь; 5) право част­ной соб­ствен­но­сти; 6) право на не­при­кос­но­вен­ность част­ной жизни.

1. Как на­зы­ва­ет­ся от­расль права, ко­то­рая ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния в сфере го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния, ор­га­ни­за­цию и де­я­тель­ность ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти?

1) кон­сти­ту­ци­он­ное право
2) ад­ми­ни­стра­тив­ное право
3) граж­дан­ское право
4) се­мей­ное право

2. Право не­со­вер­шен­но­лет­не­го в воз­расте от 14 до 18 лет рас­по­ря­жать­ся своим иму­ще­ством ре­гу­ли­ру­ет­ся нор­ма­ми

1) на­след­ствен­но­го права
2) жи­лищ­но­го права
3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го права
4) граж­дан­ско­го права

3. Какую от­вет­ствен­ность понесёт сту­дент К., про­пу­стив­ший за­ня­тия без ува­жи­тель­ной при­чи­ны и не сдав­ший свое­вре­мен­но сес­сию?

1) ма­те­ри­аль­ную
2) граж­дан­ско-пра­во­вую
3) дис­ци­пли­нар­ную
4) ад­ми­ни­стра­тив­ную

4. Какая си­ту­а­ция ре­гу­ли­ру­ет­ся нор­ма­ми граж­дан­ско­го права?

граж­да­нин Е. за­ни­мал­ся хра­не­ни­ем и сбы­том нар­ко­ти­че­ских средств
2) граж­дан­ка Ж. на­ру­ши­ла пра­ви­ла до­рож­но­го дви­же­ния
3) граж­дан­ка 3. за­клю­чи­ла с ком­би­на­том бы­то­вых услуг до­го­вор об об­слу­жи­ва­нии
4) граж­да­нин И. об­ра­тил­ся с за­яв­ле­ни­ем о при­зна­нии брака не­дей­стви­тель­ным

5. С ка­ко­го воз­рас­та в граж­дан­ских пра­во­от­но­ше­ни­ях Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на­сту­па­ет пол­ная дее­спо­соб­ность граж­дан?

с 15 лет
2) с 16 лет
3) с 18 лет
4) с 21 года

6. Со­глас­но Граж­дан­ско­му ко­дек­су РФ 15-лет­ний Сер­гей впра­ве

про­дать по­лу­чен­ный по на­след­ству за­го­род­ный дом
2) быть чле­ном ко­опе­ра­ти­ва
3) в со­от­вет­ствии с за­ко­ном вно­сить вкла­ды в кре­дит­ные учре­жде­ния и рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми вкла­да­ми
4) по­лу­чить пол­ную дее­спо­соб­ность вслед­ствие эман­си­па­ции

7. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже ре­гла­мен­ти­ру­ют нормы се­мей­но­го права?

по­лу­че­ние на­след­ства по за­ве­ща­нию
2) по­ря­док по­лу­че­ния граж­дан­ства
3) по­ря­док вы­пла­ты али­мен­тов на ре­бен­ка
4) по­ря­док при­об­ре­те­ния не­дви­жи­мо­го иму­ще­ства

8. Какая си­ту­а­ция ре­гу­ли­ру­ет­ся нор­ма­ми тру­до­во­го права?

граж­да­нин Р. подал за­яв­ле­ние в суд о раз­де­ле иму­ще­ства с быв­шей су­пру­гой
2) граж­дан­ка С. была при­ня­та на ра­бо­ту на ис­пы­та­тель­ный срок
3) граж­да­нин Т. был при­знан судом не­ви­нов­ным и осво­бож­ден прямо в зда­нии суда
4) граж­да­нин У. управ­лял ма­ши­ной в не­трез­вом со­сто­я­нии

9. К усло­ви­ям, на­ли­чие ко­то­рых обя­за­тель­но для за­клю­че­ния брака, от­но­сят

до­сти­же­ние воз­рас­та 21 года
2) по­лу­че­ние пол­но­го сред­не­го об­ра­зо­ва­ния
3) вза­им­ное со­гла­сие же­ни­ха и не­ве­сты
4) на­ли­чие у же­ни­ха соб­ствен­но­го за­ра­бот­ка

10. Для обо­зна­че­ния одной из сто­рон тру­до­во­го до­го­во­ра в Тру­до­вом ко­дек­се РФ ис­поль­зу­ет­ся тер­мин

11. Граж­да­нин К. при­шел на ра­бо­ту в со­сто­я­нии ал­ко­голь­но­го опья­не­ния. Какое пра­во­на­ру­ше­ние ил­лю­стри­ру­ет дан­ная си­ту­а­ция?

1) дис­ци­пли­нар­ное 2) уго­лов­ное 3) ад­ми­ни­стра­тив­ное 4) граж­дан­ское

12. Граж­да­не К. и Т. со­вер­ши­ли гра­беж. Какое пра­во­на­ру­ше­ние ил­лю­стри­ру­ет дан­ная си­ту­а­ция?

1) дис­ци­пли­нар­ное 2) уго­лов­ное 3) ад­ми­ни­стра­тив­ное 4) граж­дан­ское

13. Два девяти­класс­ни­ка ре­ши­ли по­шу­тить. Они по­зво­ни­ли в отдел внут­рен­них дел и со­об­щи­ли о бомбе, якобы за­ло­жен­ной в зда­нии вок­за­ла. Какую от­вет­ствен­ность по­не­сут юноши?

уго­лов­ную 2) дис­ци­пли­нар­ную 3) граж­дан­ско-пра­во­вую 4) ад­ми­ни­стра­тив­ную

14. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?

Преступления отличаются от проступков высокой общественной опасностью.

Ответственность за совершение преступлений регулируется административным правом.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

В-1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­ступ­ка­ми и их ви­да­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) пе­ре­ход до­ро­ги в не­по­ло­жен­ном месте

Б) порча чу­жо­го иму­ще­ства

В) про­гул ра­бо­ты

Г) на­ру­ше­ние до­го­во­ра мены

Д) на­ру­ше­ние пра­вил по­жар­ной без­опас­но­сти

В-2. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к юри­ди­че­ским ос­но­ва­ни­ям пре­кра­ще­ния тру­до­во­го до­го­во­ра.

1) Про­гул; 2) же­ла­ние ра­бот­ни­ка; 3) ин­фля­ция; 4) ис­те­че­ние срока до­го­во­ра; 5) де­фолт; 6) раз­гла­ше­ние тайны.

Най­ди­те два тер­ми­на, от­но­ся­щи­е­ся к дру­го­му по­ня­тию, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Читайте также: