Какая отрасль права регулирует правила дорожного движения
Обновлено: 06.05.2024
Судя по Вашим отзывам - тема как нельзя актуальна, полезна и желанна. Сегодняшний пост не будет изобиловать самими правилами и их разбором, этим постом я планирую подготовить почву к нашему дальнейшему взаимодействию. Он выступит некоторым базисом, на который мы с вами будем нанизывать все более подробные и фундаментальные знания. Если Вам неинтересна общетеоретическая тема, изучение нормативно-правовых актов и вы хотите сразу приступить к изучению непосредственно ПДД РФ, то дождитесь следующего поста. Я, пока, структурирую информацию и пытаюсь нащупать максимально комфортный формат для восприятия информации.
Пару слов об истории формирования правовых основ безопасности дорожного движения в том виде, в котором они нам знакомы.
Первопроходцами в данной сфере стали, как это не банально, граждане Рима. В 50-ых годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь ввел ряд правил, которые регулировали дорожное движение: гостям Рима полагалось оставлять транспорт за чертой города, в Риме они были обязаны передвигаться пешком или нанимая местных "извозчиков", на территории, подвластной Риму, вводилось левостороннее движение, а в самом Риме вводилось ограничение на движение частного транспорта (повозок, экипажей и т.д.) в рабочее время. Эти и многие другие правила являлись в то время передовыми, как и многие другие дары Древнего Рима нынешней цивилизации.
В Средние Века в странах континентальной Европы превалировал правосторонний разъезд верховых всадников и рыцарей, что вылилось в формирование в современном мире подавляющего большинства стран с правосторонним движением. Однако Англия, Япония и некоторые другие страны пошли по другому пути развития, приняв на своей территории левосторонний разъезд, взяв за основу правила движения кораблей.
Также бытует мнение о том, что правостороннее движение в Европе сформировалось под давлением Франции, которая в пику Англии, с которой было множество конфликтов, сформировало у себя на территории правостороннее движение. Найти истоки такого события вряд ли представляется возможным, поэтому споры могут быть бесконечными.
Важной вехой для правил современной России является правление Ивана III, который первым ввел правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми. Следующим правителем, который плотно взялся за ПДД, был Петр I, который запретил скоростную езду в Москве, запретил езду на невзнузданных лошадях (без удил во рту), а также запретил кучерам бить прохожих кнутом (ух, некоторые современные водители не отказались бы от такого). Также Петр I первым сформировал государственный орган, на который также возлагалась обязанность обеспечивать безопасность дорожного движения (Генерал-полицмейстерское управление).
Но правила практически в том виде, в каком они нам знакомы, были сформированы во времена СССР, который подписал и ратифицировал многие международные конвенции, самыми важными из которых являются Женевская конвенция от 1949 года (вступила в силу 26.03.1952, далее в текстах - Женевская конвенция) и Венская конвенция от 08.11.1968 (далее в текстах - Венская конвенция), которая действует до настоящего времени. В СССР ПДД разрабатывались с учетом положений, закрепленных в указанных конвенциях.
Современное законодательство в сфере безопасности дорожного движения включает в себя достаточно большое количество нормативно-правовых актов, которые различны между собой по юридической силе. Все они приняты в соответствии с Венской конвенцией и регулируют широкий спектр общественных отношений, возникающих в сфере безопасности дорожного движения.
Если располагать рассматриваемые нормативно-правовые акты, в порядке убывания их юридической силы, то у нас получается следующая иерархия:
- Конституция Российской Федерации - закрепляет основные положения и нормы, которые применяются при регулировании всех общественных отношений в РФ;
- Международные договоры РФ, подписанные и ратифицированные - осуществляют регулирование общественных отношений по определенным вопросам. При ратификации международного договора национальное законодательство, традиционно, приводится в соответствии с нормами международных правовых актов;
- Федеральные Законы (далее - ФЗ) - регулируют общественные отношения в определенных сферах;
- Постановления Правительства и Указы Президента РФ - подзаконные нормативно-правовые акты, к которым относятся и наши любимые Правила Дорожного Движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ.
- Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти - различные приказы МинТранспорта и других органов, например: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
- Иные нормативные акты регулирующие сферу безопасности дорожного движения - например: изменение схемы движения при проведении дорожных работ на уровне муниципалитета, или ограничение скорости движения водителей, утвержденное в трудовом договоре или приказах юридического лица и т.д. (касаться их подробно в этом посте не будем, ввиду их специфики).
Оценив представленную иерархию, можно сделать вывод о том, что непосредственно ПДД РФ занимают одну из самых низших позиций по юридической силе, но не по значимости. При этом Правила Дорожного Движения выступают одним из ключевых регуляторов именно процесса движения, в то время, как федеральные законы регулируют смежные процессы, задают основные принципы регулирования дорожного движения, устанавливают основания владения транспортными средствами, порядок возмещения вреда, причиненного в результате ДТП и т.д.
Предлагаю чуть более подробно рассмотреть основные нормативно-правовые акты, которые пригодятся нам в дальнейшем, чтобы заранее понимать сферу регулирования каждого из них.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Это означает, что все остальные нормативно-правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации не должны ей противоречить. Положения, закрепляемые в Конституции РФ, регулируют общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения лишь косвенно, закрепляя основные неотъемлемые права: право на жизнь, здоровье, свободу передвижения, благоприятную окружающую среду и т.д. Эти нормы не применяются напрямую, но лежат в основе принимаемых федеральных законов, а также подзаконных нормативно-правовых актов (например, правило, запрещающее стоянку с работающим двигателем в жилой зоне реализует право на благоприятную окружающую среду).
Федеральные законы имеют важное значение для регулирования основ всех общественных отношений. Так, для последующего нашего изучения всех интересующих аспектов безопасности дорожного движения, имеют значение следующие федеральные законы:
- Федеральный Закон "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от 10.12.1995. Устанавливает основные принципы регулирования дорожного движения в Российской Федерации. Так этим законом устанавливается, например, приоритет охраны жизни и здоровья граждан по отношению к защите имущественных прав. Или устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог. Является базой, в соответствии с которой принимаются смежные нормативно-правовые акты.
- Федеральный Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств" №40-ФЗ от 25.04.2002 (далее в текстах - ФЗ "Об ОСАГО"). Указанный закон вводит основные правила по страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее в текстах - ТС). Этим законом устанавливаются основные положения по страхованию автогражданской ответственности, порядок выплат, размеры выплат по ОСАГО и т.д. Страховые компании, в своей профессиональной деятельности в сфере ОСАГО, в первую очередь руководствуются нормами данного Федерального Закона.
- "Гражданский Кодекс РФ" (далее в текстах - ГК РФ) - в контексте рассматриваемой сферы регулирует основания возникновения, прекращения, перехода права собственности и владения ТС от одного лица к другому, регулирует основы компенсации вреда, причиненного в результате правонарушений или источником повышенной опасности. Если говорить грубо, ГК РФ регулирует отношения по поводу денег и их выплат и собственности (очень грубое упрощение).
- "Уголовный Кодекс РФ" (далее в текстах - УК РФ) - устанавливает ответственность за совершенные преступления. В контексте безопасности дорожного движения чаще всего встречаются две статьи: 264 УК РФ (за нарушение правил, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку) и 264.1 (за повторное управление ТС в состоянии опьянения, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за данное правонарушение).
- "Кодекс РФ об административных правонарушениях" (далее в текстах - КоАП РФ) - устанавливает широкий перечень видов ответственности для водителей (6 видов), допускающих нарушения правил дорожного-движения.
Перечень можно продолжать бесконечно, но это основные ФЗ с которыми мы будем сталкиваться в дальнейшем.
Говоря о подзаконных нормативно-правовых актах, регулирующих сферу безопасности дорожного движения, выделю сегодня только один нормативно-правовой акт: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" - или ПДД РФ. Вот такая замечательная маленькая книжечка, знакомая каждому водителю (ну, или почти каждому):
Если рассматриваемые до этого нормативно-правовые акты закрепляли или основополагающие принципы безопасности дорожного движения, или регулировали смежные сферы, которые хоть и оказывают влияние на изучаемую тему, но лишь косвенно, то ПДД РФ непосредственно устанавливает порядок движения, а также права и обязанности участников дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Необходимо отметить первый пункт, с которого начинаются ПДД РФ: 1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Указанный пункт касается только правил движения, соответственно на указанные выше ФЗ, например, влияния не оказывают (во-первых - ФЗ имеют высшую юридическую силу, по отношению к постановлению правительства, а во-вторых - ФЗ не регулируют "правила движения", а регулируют основы безопасности дорожного движения и смежные сферы).
Что-то я разошелся. На этой замечательной ноте заканчиваю освещение основных нормативно-правовых актов, которые встретятся нам в дальнейшем.
Параллельно с настоящим постом подходит к концу и работа над следующим постом: "Общие положения ПДД РФ", где мы приступим к изучению непосредственно правил дорожного движения, основных терминов, которые пригодятся нам в дальнейшем. Проблемы возникают с зарисовкой некоторых аспектов, так как художник из меня никакой, но, думаю, на выходных справлюсь.
Спасибо за внимание! Жду Ваши вопросы в комментариях, хотя отвечать могу с задержками из-за часового пояса и большого количества работы. Пожелания, критика и предложения приветствуются.
Судя по Вашим отзывам - тема как нельзя актуальна, полезна и желанна. Сегодняшний пост не будет изобиловать самими правилами и их разбором, этим постом я планирую подготовить почву к нашему дальнейшему взаимодействию. Он выступит некоторым базисом, на который мы с вами будем нанизывать все более подробные и фундаментальные знания. Если Вам неинтересна общетеоретическая тема, изучение нормативно-правовых актов и вы хотите сразу приступить к изучению непосредственно ПДД РФ, то дождитесь следующего поста. Я, пока, структурирую информацию и пытаюсь нащупать максимально комфортный формат для восприятия информации.
Пару слов об истории формирования правовых основ безопасности дорожного движения в том виде, в котором они нам знакомы.
Первопроходцами в данной сфере стали, как это не банально, граждане Рима. В 50-ых годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь ввел ряд правил, которые регулировали дорожное движение: гостям Рима полагалось оставлять транспорт за чертой города, в Риме они были обязаны передвигаться пешком или нанимая местных "извозчиков", на территории, подвластной Риму, вводилось левостороннее движение, а в самом Риме вводилось ограничение на движение частного транспорта (повозок, экипажей и т.д.) в рабочее время. Эти и многие другие правила являлись в то время передовыми, как и многие другие дары Древнего Рима нынешней цивилизации.
В Средние Века в странах континентальной Европы превалировал правосторонний разъезд верховых всадников и рыцарей, что вылилось в формирование в современном мире подавляющего большинства стран с правосторонним движением. Однако Англия, Япония и некоторые другие страны пошли по другому пути развития, приняв на своей территории левосторонний разъезд, взяв за основу правила движения кораблей.
Также бытует мнение о том, что правостороннее движение в Европе сформировалось под давлением Франции, которая в пику Англии, с которой было множество конфликтов, сформировало у себя на территории правостороннее движение. Найти истоки такого события вряд ли представляется возможным, поэтому споры могут быть бесконечными.
Важной вехой для правил современной России является правление Ивана III, который первым ввел правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми. Следующим правителем, который плотно взялся за ПДД, был Петр I, который запретил скоростную езду в Москве, запретил езду на невзнузданных лошадях (без удил во рту), а также запретил кучерам бить прохожих кнутом (ух, некоторые современные водители не отказались бы от такого). Также Петр I первым сформировал государственный орган, на который также возлагалась обязанность обеспечивать безопасность дорожного движения (Генерал-полицмейстерское управление).
Но правила практически в том виде, в каком они нам знакомы, были сформированы во времена СССР, который подписал и ратифицировал многие международные конвенции, самыми важными из которых являются Женевская конвенция от 1949 года (вступила в силу 26.03.1952, далее в текстах - Женевская конвенция) и Венская конвенция от 08.11.1968 (далее в текстах - Венская конвенция), которая действует до настоящего времени. В СССР ПДД разрабатывались с учетом положений, закрепленных в указанных конвенциях.
Современное законодательство в сфере безопасности дорожного движения включает в себя достаточно большое количество нормативно-правовых актов, которые различны между собой по юридической силе. Все они приняты в соответствии с Венской конвенцией и регулируют широкий спектр общественных отношений, возникающих в сфере безопасности дорожного движения.
Если располагать рассматриваемые нормативно-правовые акты, в порядке убывания их юридической силы, то у нас получается следующая иерархия:
- Конституция Российской Федерации - закрепляет основные положения и нормы, которые применяются при регулировании всех общественных отношений в РФ;
- Международные договоры РФ, подписанные и ратифицированные - осуществляют регулирование общественных отношений по определенным вопросам. При ратификации международного договора национальное законодательство, традиционно, приводится в соответствии с нормами международных правовых актов;
- Федеральные Законы (далее - ФЗ) - регулируют общественные отношения в определенных сферах;
- Постановления Правительства и Указы Президента РФ - подзаконные нормативно-правовые акты, к которым относятся и наши любимые Правила Дорожного Движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ.
- Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти - различные приказы МинТранспорта и других органов, например: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
- Иные нормативные акты регулирующие сферу безопасности дорожного движения - например: изменение схемы движения при проведении дорожных работ на уровне муниципалитета, или ограничение скорости движения водителей, утвержденное в трудовом договоре или приказах юридического лица и т.д. (касаться их подробно в этом посте не будем, ввиду их специфики).
Оценив представленную иерархию, можно сделать вывод о том, что непосредственно ПДД РФ занимают одну из самых низших позиций по юридической силе, но не по значимости. При этом Правила Дорожного Движения выступают одним из ключевых регуляторов именно процесса движения, в то время, как федеральные законы регулируют смежные процессы, задают основные принципы регулирования дорожного движения, устанавливают основания владения транспортными средствами, порядок возмещения вреда, причиненного в результате ДТП и т.д.
Предлагаю чуть более подробно рассмотреть основные нормативно-правовые акты, которые пригодятся нам в дальнейшем, чтобы заранее понимать сферу регулирования каждого из них.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Это означает, что все остальные нормативно-правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации не должны ей противоречить. Положения, закрепляемые в Конституции РФ, регулируют общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения лишь косвенно, закрепляя основные неотъемлемые права: право на жизнь, здоровье, свободу передвижения, благоприятную окружающую среду и т.д. Эти нормы не применяются напрямую, но лежат в основе принимаемых федеральных законов, а также подзаконных нормативно-правовых актов (например, правило, запрещающее стоянку с работающим двигателем в жилой зоне реализует право на благоприятную окружающую среду).
Федеральные законы имеют важное значение для регулирования основ всех общественных отношений. Так, для последующего нашего изучения всех интересующих аспектов безопасности дорожного движения, имеют значение следующие федеральные законы:
- Федеральный Закон "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от 10.12.1995. Устанавливает основные принципы регулирования дорожного движения в Российской Федерации. Так этим законом устанавливается, например, приоритет охраны жизни и здоровья граждан по отношению к защите имущественных прав. Или устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог. Является базой, в соответствии с которой принимаются смежные нормативно-правовые акты.
- Федеральный Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств" №40-ФЗ от 25.04.2002 (далее в текстах - ФЗ "Об ОСАГО"). Указанный закон вводит основные правила по страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее в текстах - ТС). Этим законом устанавливаются основные положения по страхованию автогражданской ответственности, порядок выплат, размеры выплат по ОСАГО и т.д. Страховые компании, в своей профессиональной деятельности в сфере ОСАГО, в первую очередь руководствуются нормами данного Федерального Закона.
- "Гражданский Кодекс РФ" (далее в текстах - ГК РФ) - в контексте рассматриваемой сферы регулирует основания возникновения, прекращения, перехода права собственности и владения ТС от одного лица к другому, регулирует основы компенсации вреда, причиненного в результате правонарушений или источником повышенной опасности. Если говорить грубо, ГК РФ регулирует отношения по поводу денег и их выплат и собственности (очень грубое упрощение).
- "Уголовный Кодекс РФ" (далее в текстах - УК РФ) - устанавливает ответственность за совершенные преступления. В контексте безопасности дорожного движения чаще всего встречаются две статьи: 264 УК РФ (за нарушение правил, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку) и 264.1 (за повторное управление ТС в состоянии опьянения, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за данное правонарушение).
- "Кодекс РФ об административных правонарушениях" (далее в текстах - КоАП РФ) - устанавливает широкий перечень видов ответственности для водителей (6 видов), допускающих нарушения правил дорожного-движения.
Перечень можно продолжать бесконечно, но это основные ФЗ с которыми мы будем сталкиваться в дальнейшем.
Говоря о подзаконных нормативно-правовых актах, регулирующих сферу безопасности дорожного движения, выделю сегодня только один нормативно-правовой акт: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" - или ПДД РФ. Вот такая замечательная маленькая книжечка, знакомая каждому водителю (ну, или почти каждому):
Если рассматриваемые до этого нормативно-правовые акты закрепляли или основополагающие принципы безопасности дорожного движения, или регулировали смежные сферы, которые хоть и оказывают влияние на изучаемую тему, но лишь косвенно, то ПДД РФ непосредственно устанавливает порядок движения, а также права и обязанности участников дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Необходимо отметить первый пункт, с которого начинаются ПДД РФ: 1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Указанный пункт касается только правил движения, соответственно на указанные выше ФЗ, например, влияния не оказывают (во-первых - ФЗ имеют высшую юридическую силу, по отношению к постановлению правительства, а во-вторых - ФЗ не регулируют "правила движения", а регулируют основы безопасности дорожного движения и смежные сферы).
Что-то я разошелся. На этой замечательной ноте заканчиваю освещение основных нормативно-правовых актов, которые встретятся нам в дальнейшем.
Параллельно с настоящим постом подходит к концу и работа над следующим постом: "Общие положения ПДД РФ", где мы приступим к изучению непосредственно правил дорожного движения, основных терминов, которые пригодятся нам в дальнейшем. Проблемы возникают с зарисовкой некоторых аспектов, так как художник из меня никакой, но, думаю, на выходных справлюсь.
Спасибо за внимание! Жду Ваши вопросы в комментариях, хотя отвечать могу с задержками из-за часового пояса и большого количества работы. Пожелания, критика и предложения приветствуются.
1. Как называется отрасль права, которая регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения?
1) конституционное право 2) административное право 3) гражданское право 4) семейное право
2. Порядок взаимодействия муниципальных органов управления образованием со средней общеобразовательной школой регулируется правом
1) гражданским 2) государственным 3) административным 4) трудовым
3. За какое из перечисленных правонарушений наступит ответственность по нормам административного права?
1) Гражданин Ш. регулярно изымал из почтового ящика и прочитывал личную корреспонденцию соседа.
2) Гражданка О. разорила лесной муравейник в заповеднике, где она регулярно выгуливала собаку.
3) Выступая на суде в качестве свидетеля, гражданин Р. отказался сообщить известные ему факты о лицах, причастных к ограблению.
4) На школьном вечере гражданка К. спела песню на стихи малоизвестного поэта, объявив при этом, что стихи принадлежат ей.
4. Болельщики, устроившие потасовку после футбольного матча, будут привлечены к ответственности
1) материальной 2) гражданско-правовой 3) дисциплинарной 4) административной
5. Гражданская правоспособность возникает с момента
6. Согласно Гражданскому кодексу РФ 15-летний Сергей вправе
1) быть членом кооператива
2) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться своими вкладами
3) получить полную дееспособность вследствие эмансипации
4) продать полученный по наследству загородный дом
7. У Николая Фёдоровича возник спор с издательством по поводу получения вознаграждения за публикацию. В порядке какого судопроизводства может быть решён этот спор?
1) конституционного 2) уголовного 3) административного 4) гражданского
8. Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста
16 лет 2) 18 лет 3) 21 года 4) 14 лет
9. Какая ситуация регулируется нормами семейного права?
1) гражданину К. было отказано в заключении брака с несовершеннолетней гражданкой JI.
2) гражданин М. заключил с гражданкой Н. договор о покупке квартиры
3) гражданка О. отказалась от участия в краже компьютера
4) гражданин П. не оплатил проезд в автобусе
10. Согласно Трудовому кодексу РФ физическое лицо, которое обладает правом и возможностью работать по трудовому договору, называют
работником 2) работодателем 3) тружеником 4) партнёром
11. Какая ситуация регулируется нормами уголовного права?
нарушены правила противопожарной безопасности
2) подан иск о незаконности увольнения
3) подано заявление об установлении опеки над гражданином Д., признанным судом недееспособным
4) умышленно причинен тяжкий вред здоровью
12. Гражданин С., находясь за рулем автомобиля, превысил допустимую правилами дорожного движения скорость, за что был остановлен сотрудником правоохранительных органов. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация?
1) дисциплинарное 2) уголовное 3) административное 4) гражданское
13. Ученик 9 класса, решив сорвать контрольную работу по химии, сообщил заведомо ложную информацию о готовящемся террористическом акте. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация?
дисциплинарное 2) уголовное 3) административное 4) гражданское
14. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. Лица, не достигшие 18 лет, принимаются на работу только после испытаний.
Б. Для несовершеннолетних работников установлена 40-часовая рабочая неделя.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
В-1. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВООТНОШЕНИЯ
ОТРАСЛИ ПРАВА
А) гражданин был принят на работу в должности механика
Б) суд установил опеку над несовершеннолетним
В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны
Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск
Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы
1) трудовое право
2) семейное право
3) уголовное право
В-2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют личные неимущественные права.
Право на имя; 2) право на честь и достоинство; 3) право наследования; 4) право на жизнь; 5) право частной собственности; 6) право на неприкосновенность частной жизни.
1. Как называется отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, организацию и деятельность органов исполнительной власти?
1) конституционное право
2) административное право
3) гражданское право
4) семейное право
2. Право несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаться своим имуществом регулируется нормами
1) наследственного права
2) жилищного права
3) административного права
4) гражданского права
3. Какую ответственность понесёт студент К., пропустивший занятия без уважительной причины и не сдавший своевременно сессию?
1) материальную
2) гражданско-правовую
3) дисциплинарную
4) административную
4. Какая ситуация регулируется нормами гражданского права?
гражданин Е. занимался хранением и сбытом наркотических средств
2) гражданка Ж. нарушила правила дорожного движения
3) гражданка 3. заключила с комбинатом бытовых услуг договор об обслуживании
4) гражданин И. обратился с заявлением о признании брака недействительным
5. С какого возраста в гражданских правоотношениях Российской Федерации наступает полная дееспособность граждан?
с 15 лет
2) с 16 лет
3) с 18 лет
4) с 21 года
6. Согласно Гражданскому кодексу РФ 15-летний Сергей вправе
продать полученный по наследству загородный дом
2) быть членом кооператива
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться своими вкладами
4) получить полную дееспособность вследствие эмансипации
7. Что из перечисленного ниже регламентируют нормы семейного права?
получение наследства по завещанию
2) порядок получения гражданства
3) порядок выплаты алиментов на ребенка
4) порядок приобретения недвижимого имущества
8. Какая ситуация регулируется нормами трудового права?
гражданин Р. подал заявление в суд о разделе имущества с бывшей супругой
2) гражданка С. была принята на работу на испытательный срок
3) гражданин Т. был признан судом невиновным и освобожден прямо в здании суда
4) гражданин У. управлял машиной в нетрезвом состоянии
9. К условиям, наличие которых обязательно для заключения брака, относят
достижение возраста 21 года
2) получение полного среднего образования
3) взаимное согласие жениха и невесты
4) наличие у жениха собственного заработка
10. Для обозначения одной из сторон трудового договора в Трудовом кодексе РФ используется термин
11. Гражданин К. пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация?
1) дисциплинарное 2) уголовное 3) административное 4) гражданское
12. Граждане К. и Т. совершили грабеж. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация?
1) дисциплинарное 2) уголовное 3) административное 4) гражданское
13. Два девятиклассника решили пошутить. Они позвонили в отдел внутренних дел и сообщили о бомбе, якобы заложенной в здании вокзала. Какую ответственность понесут юноши?
уголовную 2) дисциплинарную 3) гражданско-правовую 4) административную
14. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?
Преступления отличаются от проступков высокой общественной опасностью.
Ответственность за совершение преступлений регулируется административным правом.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
В-1. Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) переход дороги в неположенном месте
Б) порча чужого имущества
В) прогул работы
Г) нарушение договора мены
Д) нарушение правил пожарной безопасности
В-2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора.
1) Прогул; 2) желание работника; 3) инфляция; 4) истечение срока договора; 5) дефолт; 6) разглашение тайны.
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Читайте также: