Какая организация разрабатывает современные международно правовые экологические нормы
Обновлено: 01.06.2024
О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
11.4. Международные организации и международные конференции в области охраны окружающей среды
Структура международных организаций в области охраны окружающей среды достаточно многогранна, но прежде всего она связана с Организацией Объединенных Наций — ООН.
Центральное место в системе организации международного природоохранного сотрудничества занимает Генеральная Ассамблея ООН, которая может обсуждать любые вопросы, в том числе касающиеся охраны окружающей среды. ООН, в лице Генеральной Ассамблеи, выступает главной платформой для осуществления согласованных действий по решению глобальных экологических проблем, что находит отражение в принимаемых актах.
В докладах Генерального секретаря ООН расставляются акценты внимания на угрозах состоянию окружающей среды и определяются задачи международного сотрудничества в сфере ее охраны.
Комиссия международного права (КМП) содействует осуществлению кодификации и прогрессивному развитию международного права, в том числе по охране окружающей среды.
При этом основным органом в области окружающей среды, который призван обеспечить координацию в рамках системы ООН и содействовать сотрудничеству в интересах окружающей среды, является ЮНЕП, штаб-квартира которой расположена в Найроби.
Главным органом ЮНЕП является Совет управляющих, который состоит из представителей государств, – 58 членов избираются Генеральной Ассамблеей на четырехлетний срок по принципу справедливого географического представительства.
Функциональными программами ЮНЕП являются: оценка состояния глобальной окружающей среды, прогнозирование возникающих проблем и раннее оповещение о них; разработка политики в области окружающей среды и вопросы права окружающей среды; проведение политики в области окружающей среды; технология, промышленность и экономика; региональное сотрудничество и представительство; многосторонние соглашения по вопросам окружающей среды; вопросы связи и информирования общественности.
Далее необходимо выделить такую организацию, как ЮНЕСКО, которая являясь специализированным учреждением, также играет заметную роль в управлении в сфере охраны окружающей среды. Руководящими органами ЮНЕСКО являются Генеральная конференция, Исполнительный совет, в который входят 58 членов. Генеральная конференция определяет общую линию деятельности ЮНЕСКО, принимает ее программу развития.
Охрана окружающей среды рассматривается в качестве стратегических целей иных международных организаций. В частности к ним относятся:
Международной организации гражданской авиации (ИКАО) деятельность которой заключается, в частности в минимизации неблагоприятного воздействия гражданской авиации на окружающую среду;
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) настаивает на включении проблем здравоохранения в программы устойчивого развития, в том числе и в сфере охраны окружающей среды;
Группа Всемирного банка (ВБ), объединяющая несколько специализированных учреждений, осуществляет экологическую стратегию, которая требует серьезной аналитической и консультативной деятельности для определения приоритетов в области окружающей среды, а также учета экологических требований при выдаче займов;
Всемирная торговая организация (ВТО). Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с ООН, в том числе с ЮНЕП.
В настоящее время вопросы охраны окружающей среды выдвигаются на основное место среди глобальных приоритетов международного сообщества. Значительный вклад в сохранение благоприятных условий окружающей среды вносят региональные организации, являясь наиболее подходящим форумом для обсуждения и решения актуальных экологических проблем на региональном уровне. Принципиально важным в деятельности региональных организаций является достижение устойчивого баланса между сохранением окружающей среды и экономическим развитием.
Большую роль в формировании международного экологического права в целом и его принципов в частности играют международные конференции по проблемам окружающей среды. Первым таким международным форумом явилась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, состоявшаяся в Стокгольме в 1972 г. Второй форум – Конференция ООН по окружающей среде и развитию – состоялся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Обе конференции завершились принятием так называемых деклараций принципов: на Стокгольмской конференции –Декларации по проблемам окружающей человека среды, а на Конференции в Рио –Декларации по окружающей среде и развитию.
Анализ содержащихся в них принципов показывает, что они разнородны по своему характеру. Некоторые из них не являются нормами права не только потому, что не вошли в международно-правовую практику государств, но и в силу того, что по своему содержанию и вложенному в них смыслу не являются правовыми нормами. Это полностью соответствует положению правовой доктрины о том, что под принципами международного экологического права могут пониматься как нормы права, так же и неправовые категории.
Следует отметить, что Декларация по окружающей среде и развитию 1992 г. пополнила перечень принципов защиты окружающей среды Стокгольмской декларации.
Экологическое законодательство РФ составляют:
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.
Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.
Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.
Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.
Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
- нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
- нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
- загрязнение вод;
- загрязнение атмосферы;
- загрязнение морской среды;
- нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
- порча земли;
- нарушение правил охраны и использования недр;
- незаконная добыча водных животных и растений;
- нарушение правил охраны рыбных запасов;
- незаконная охота;
- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
- незаконная порубка деревьев и кустарников;
- уничтожение или повреждение лесов;
- нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
- экоцид.
Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.
Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.
В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.
Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.
Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).
На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:
- экологизацию экономики;
- создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
- выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.
Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.
Экологический мониторинг
С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.
Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:
- наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
- оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
- прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.
По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.
По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.
По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:
- глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
- базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
- национальный — мониторинг в масштабах страны;
- региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
- локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
- импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.
Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).
Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.
Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).
Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.
Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).
Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.
Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.
Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.
Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.
Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.
Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.
Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:
- выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
- определение уровня экологичности компании;
- функционирование систем экоуправления;
- получение экологического сертификата;
- выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
- составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.
Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.
Экозащитная техника и технологии
Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.
Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.
Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.
Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.
Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.
Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.
Экологическая экспертиза.
Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.
Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.
Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.
Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.
Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).
В экспертном заключении отражено следующее:
- исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
- перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
- данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
- компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.
Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.
Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.
Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.
Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:
В последние годы тренд на ответственность и экологичность распространился и на сферу инвестиций. В результате возникло понятие ESG. Рассказываем, что это такое, зачем нужно и как повлияло на бизнес по всему миру
Что такое ESG и почему это актуально
- ответственное отношение к окружающей среде (англ., E — environment);
- высокая социальная ответственность (англ., S — social);
- высокое качество корпоративного управления (англ., G — governance).
В современном виде ESG-принципы впервые сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он предложил управленцам крупных мировых компаний включить эти принципы в свои стратегии, в первую очередь для борьбы с изменением климата.
Явление стало популярным только в последние пару лет, но уже закрепилось за рубежом. По словам вице-президента Тинькофф Нери Толлардо, в ближайшем будущем мировые фонды перестанут инвестировать в компании, которые игнорируют принципы устойчивого развития.
В начале 2000-х годов в США насчитывалось всего 20 компаний с ESG-рейтингом. Как видно по графику, к 2020 году их количество выросло почти до 800. Средний рейтинг ESG за 20 лет удвоился, что связывают с ростом объема, качества и доступности данных (Фото: Factor Research)
В России принципы ESG менее распространены, чем за рубежом, но их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021-м стала защита окружающей среды.
Кроме того, треть крупнейших банков страны уже внедрила в кредитный процесс ESG-оценку компаний, еще 20% — планируют. Это значит, что банки будут тестировать каждого заемщика на соблюдение принципов устойчивого развития.
Как оценивают соблюдение ESG-принципов
Бизнес, который претендует на хорошую ESG-оценку, должен соответствовать стандартам развития в трех категориях: социальной, управленческой и экологической.
Экологические принципы определяют, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить ущерб, который наносится экологии.
Например, бренд обуви Timberland сотрудничает с производителем шин Omni United и делает подошвы ботинок из переработанных шин.
Социальные принципы показывают отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям. Чтобы соответствовать стандартам, бизнес должен работать над качеством условий труда, следить за гендерным балансом или инвестировать в социальные проекты.
К 2019 году бренду Patagonia удалось поднять зарплату рабочим до прожиточного минимума на 11 из 31 фабрики (Фото: Patagonia)
Управленческие принципы затрагивают качество управления компаниями: прозрачность отчетности, зарплаты менеджмента, здоровую обстановку в офисах, отношения с акционерами, антикоррупционные меры.
По словам Евгения Хилинского, директора управления анализа инструментов с фиксированной доходностью Газпромбанка, для устойчивого развития компания должна соблюдать баланс между всеми критериями. Но их значимость может различаться в зависимости от деятельности разных компаний. Например, для энергетики особую роль играют экологические критерии, для сектора услуг — социальные, а для финансов — управленческие.
Что такое ESG-рейтинг и как он формируется
ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские агентства — Bloomberg, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv и другие. Они оценивают развитие компаний по трем критериям — E, S и G — и присваивают баллы по стобалльной шкале.
Например, конгломерат Kering (модные дома Gucci, Balenciaga, Saint Laurent) с 2019 года остается лидером рейтинга MSCI среди 28 компаний в сфере производства одежды и предметов роскоши. Всё благодаря его программе устойчивого развития, которая включала в том числе:
MSCI делит компании на три категории: лидеры с рейтингом AA и AAA; компании со средними показателями — A, BBB, BB; и отстающие — B, CCC (Фото: MSCI)
Единого подхода к формированию рейтинга нет. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но считают баллы по-разному. Поэтому ESG-рейтинги разных агентств могут сильно различаться.
Например, MSCI присвоила розничной сети Boohoo высокий рейтинг, несмотря на расследования о том, что компания занижает зарплату сотрудникам и игнорирует локдаун во время пандемии. В то же время другие рейтинговые агентства поставили Boohoo более низкую оценку.
Как ESG-инвестиции влияют на рынок
Популярность ESG-инвестиций растет с каждым годом. Эксперты считают, что это происходит в том числе из-за интересов миллениалов (рожденных в 1980–1990-х годах), которые стали платежеспособной аудиторией. Ценности этого поколения отличаются от предыдущего: для них бизнес и инвестиции — это не только про доход, но и про заботу об экологии и обществе.
На фоне пандемии также поднялся спрос на социальную ответственность компаний. Согласно исследованию Edelman 71% потребителей готов отказаться от бренда, если он ставит прибыль выше заботы о людях (Фото: 2020 Edelman Trust Barometer Brands and the Coronavirus)
Повышенный спрос на ESG вынуждает компании считаться с принципами устойчивого развития. Теперь, из-за давления инвесторов и банков, им невыгодно иметь низкий ESG-рейтинг.
Инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов — страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании. Вот главные причины:
-
позитивная связь между ответственным инвестированием и доходностью ценных бумаг.
- Ориентируясь на ESG-рейтинг, инвесторы могут избежать компаний, деятельность которых связана с экологическими рисками и крупными денежными потерями. Например, таких, как разлив нефти из-за взрыва платформы компании Transocean в 2010 году.
Какие компании входят в топ ESG-рейтингов
В мире есть множество примеров успешных корпораций, которые ориентируются на принципы ESG. По версии компании Corporate Knights, в 2021 году в первую пятерку входят:
- Французская машиностроительная компания Schneider Electric.
- Датская транснациональная энергетическая компания Ørsted A/S.
- Национальный банк Бразилии Banco do Brasil SA.
- Финская нефтегазовая компания Neste Oyj.
- Международная компания профессиональных услуг в области дизайна, архитектуры и консалтинга Stantec Inc.
Компания Corporate Knights ежегодно публикует рейтинг 100 самых устойчивых глобальных корпораций в мире. Рейтинг основан на публично раскрытых данных.
В результате Полиметалл уже четвертый раз подряд становится лидером рэнкинга независимого кредитного рейтингового агентства RAEX-Europe. Рэнкинг — это часть проекта RAEX-Europe по сбору, систематизации и анализу ESG-данных компаний постсоветского пространства.
RAEX-Europe обновляет ESG-рэнкинг каждый месяц: агентство переоценивает компании по мере выхода их годовых отчетов, а также включает новые, которые еще не получали оценку. Таким образом, рэнкинг охватил уже 135 российских компаний из 24 различных отраслей.
В статье проводится анализ становления и развития международного экологического права в рамках деятельности ООН. Исследуется необходимость кодификации норм по исследуемой проблеме.
Ключевые слова: декларация, кодификация, международное экологическое право, международное сотрудничество, ООН, экология, ЮНЕП.
Вопросы правовой охраны и защиты окружающей природной среды находятся в поле особого внимания со стороны мирового сообщества уже длительное время, однако их актуальность с каждым годом только растет. Экологические угрозы взаимосвязаны, имеют трансграничный характер, а значит, их предотвращение требует международного сотрудничества и развития международно-правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды. Представляется, что эффективная международная кооперация невозможна без активного участия Организации Объединенных Наций (далее — ООН), играющей центральную роль в международно-правовом развитии. Действительно, анализ ведущих направлений деятельности ООН позволяет говорить о ее первостепенной роли в регламентации затронутых вопросов.
Так, ключевым событием, ознаменовавшим вовлеченность ООН в природоохранную деятельность, можно считать состоявшуюся в 1972 г. в Стокгольме Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды. Принятые по итогам конференции решения содействовали международному сотрудничеству в данной сфере, а также предопределили стремительное развитие международного экологического права как отрасли международного права [1, с. 129–130]. Кроме того, конференция оказала влияние и на внутреннюю политику многих государств, в национальных приоритетах которых прежде отсутствовали вопросы охраны природы. Следствием этого стала массовая разработка на национальном уровне государственных экологических программ, а также механизмов для их реализации.
В том же 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Программу по окружающей среде (далее — ЮНЕП), призванную координировать деятельность органов и учреждений системы ООН по экологическим вопросам. ЮНЕП также принадлежит первостепенная роль в содействии развитию международного экологического права. В рамках ее деятельности разрабатываются основы данной отрасли международного права, инициируется подготовка конвенций.
В ходе осуществления своих функций ЮНЕП проводит непосредственный сбор и анализ информации об экологических проблемах и предпринимаемых усилиях по их разрешению, выявляет пробелы и недостатки, а также определяет учреждения, которые должны быть привлечены к исправлению положения. Конечными этапами деятельности ЮНЕП по каждому вопросу обычно являются разработка конкретных мероприятий и доведение полученных выводов до сведения правительств, международных межправительственных и неправительственных организаций. В частности, более пятидесяти государств получили от ЮНЕП помощь в разработке своего природоохранного законодательства благодаря подготовленным в рамках Программы докладам для правительств, рекомендациям и проектам документов [2, с. 85].
Современный же период в истории международного экологического права берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро 1992 г. Непосредственным итогом работы конференции явилось принятие солидного числа документов, способствовавших дальнейшему развитию отрасли [3, с. 52–53]. Среди них, например, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию [4], а также Рамочная конвенция ООН об изменении климата [5], дополненная в 1997 году Киотским протоколом [6]. Предполагается, что для реализации целей, определенных в этих и других ранее принятых международных договорах, государства должны разрабатывать национальные планы, принимать соответствующие законы и заключать международные соглашения, уточняя тем самым взятые на себя обязательства.
Следует отметить, что ООН также играет значительную роль в региональных событиях, например, в рамках Программы региональных морей ЮНЕП и в рамках деятельности своих комиссий. Особо высокую активность в сфере охраны окружающей среды проявляет Европейская экономическая комиссия ООН [2, с. 87].
Наконец, в целях разрешения международных экологических споров стали создаваться соответствующие институциональные механизмы. Так, в 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения.
Официальной кодификацией международного экологического права может заняться ЮНЕП, а также ряд специализированных учреждений ООН в рамках своей профильной компетенции. Кодификация также может осуществляться в рамках регулярно созываемых международных конференций по проблемам охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности [7, с. 38].
Таким образом, проанализировав основные этапы становления и развития международного экологического права и роли ООН в инициации и содействии данному процессу, необходимо отметить следующие выводы:
1) ООН явилась основоположником развития международного экологического права, подготовив основные договоры, повсеместно усилившие охрану окружающей среды;
2) на сегодняшний день по наиболее важным вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования заключены соответствующие международные многосторонние соглашения, регламентирующие взаимные права и обязанности их участников. Данный факт является свидетельством заинтересованности отдельных государств и международного сообщества в целом в существовании международного экологического права;
3) проводимые конференции ООН по проблемам окружающей среды, число которых увеличивается из года в год, используются различными группами государств для обмена опытом в решении конкретных экологических проблем, а также для определения перспектив и путей дальнейшего сотрудничества;
4) вместе с тем, дальнейшим направлением международного сотрудничества в данной сфере следует рассматривать систематизацию и усовершенствование принципов и норм, закрепление имеющихся достижений в едином международном акте [8, с. 12]. Итогом кодификации должно стать окончательное оформление международного экологического права в самостоятельную отрасль международного права;
5) конференции ООН по проблемам окружающей среды и другие международные конференции по данной тематике должны быть максимально ориентированы на комплексное рассмотрение экологических вопросов и вовлечение как можно большего количества государств, чтобы, в частности, укреплялась основа для общей кодификации международного экологического права.
Оценивая в целом долгий путь, пройденный ООН, нельзя не признать, что ей удалось добиться значительных результатов в разрешении проблем и регламентации вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Среди достоинств системы ООН следует выделить ее всемирный масштаб, сочетание политических, социально-экономических и научно-технических направлений в ее деятельности, а также межправительственный характер, позволяющий добиваться практической реализации решений и дающий возможность мобилизовать на решение глобальных экологических проблем большое число заинтересованных субъектов. Становление и развитие в рамках деятельности ООН международного экологического права напрямую связано с характером экологических проблем, большинство из которых является глобальными по своей природе и требует для своего разрешения тесного, долгосрочного и разностороннего межгосударственного сотрудничества.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, международное сотрудничество, конференция ООН, рациональное природопользование, государство, ООН, первостепенная роль, рамка деятельности ООН, рамка Программы, специализированное учреждение ООН.
Читайте также:
- Нужен ли военный билет для визы в европу
- Ознакомьтесь с билетом на спектакль горе от ума составьте как можно больше вопросов
- Почему был закономерен приход достоевского в общество петрашевцев
- Как убрать отпечатки пальцев с полимерной глины
- Какие выплаты положены при увольнении с госслужбы по собственному желанию