Какая организация имеет право проводить экспертизу промышленной безопасности

Обновлено: 30.06.2024

Целью проведения экспертизы промышленной безопасности для технических устройств является подтверждение соответствия данных устройств техническим требованиям и определенным нормам закона. Если после проведенной экспертизы соответствие подтверждается, устройство, в виде которого выступает указанное техническое оснащение, признается безопасным и допускается к эксплуатации. Нормативы федерального законодательства, а также требования промышленной безопасности создают основу для формирования оценочной базы. Критерии и показатели, характеризующие процесс работы с оборудованием и сопоставляемые с нормами безопасности, отражаются в экспертном заключении.

Руководитель

Сергей Юрьевич Якубасов

На протяжении двух лет (2016—2017) Правительство России и Ростехнадзор занимались совместно разработкой и утверждением ряда нововведений,связанных с деятельностью по проверке и изменению порядка проведения экспертиз промышленной безопасности. Это коснулось работы с техническими устройствами.Кроме того, был изменен порядок аттестации экспертов, что усилило контроль за деятельностью компаний, предоставляющих услуги в соответствующей сфере. Каждая компания, организовывающая проведение экспертиз, должна зачислить в штат аттестованных экспертов, на которых возлагается соответствующая деятельность.Это же позволяет самой организации получить лицензию на предоставление услуг.Ранее компании, которые занимаются определенной производственной деятельностью,заказывали экспертизы по старому образцу. Проводились проверки по недействующим правилам, поэтому такие заключения не имели никакой юридической силы. Только по новому формату можно получить документ, который будет соответствовать законодательству и приниматься представителями контролирующих служб. Наша компания после введения новых правил переоформила лицензию. Мы проводим экспертизы по действующим стандартам и порядкам, учитываем специфику объекта,подлежащего исследованию, особенности деятельности. У нас работают квалифицированные эксперты, работающие со всеми видами технических устройств.

абсолютное понимание и

экспертиза промышленной безопасности технических устройств на опо

‍Какие технические устройства подлежат экспертизе промышленной безопасности

В ФНиПах обозначены правила, подлежащие учету и использованию экспертными компаниями в процессе выполнения обязательств (при проведении основной работы).

Случаи в которых необходима экспертиза промышленной безопасности технических устройств на опо:

· При покупке или после производства технического устройства. Регулирует необходимость экспертизы технический регламент, где указывается соответствующая информация и перечень технических объектов,подлежащих проверкам.

· После завершения срока использования устройства.Остаточный ресурс, который сохранился после завершения термина применения техники, может послужить основанием для продления срока службы. Решающий шаг —проведение экспертизы.

· В технической документации нет данных о термине эксплуатации установки. При этом фактический период эксплуатации должен превышать 20 лет — в таком случае экспертиза необходима.

· Ремонт, замена элементов технических устройств.

· Аварии, произошедшие на территории объекта и повлекшие повреждение оборудования.

Какие технические устройства подлежат экспертизе промышленной безопасности

Ст. 7 ФЗ № 116 регулирует правила, в соответствии с которыми технические устройства, предназначенные для использования на территориях опасных производственных площадей, с 01.01.2014 должны подвергаться изучению. В рамках мероприятия проводится экспертиза промышленной безопасности. Однако регламент может устанавливать другие правила, касающиеся того или иного объекта, поэтому порядок работы в ряде ситуаций меняется.

Также экспертиза промышленной безопасности должна проводиться по отношению к объектам, которые эксплуатировались до 1 января 2014г ода. Они не подвергались проверкам ранее, поскольку на законодательном уровне были установлены другие правила.

Примерный перечень видов экспертиз, которые чаще проводятся по отношению к следующим разновидностям оснащения:

· котельное оборудование (с давлением более 70 кПа);

· газоиспользующее оснащение (газораспределительные установки, газовые горелки и тд.);

Заказать услугу Задать вопрос

Экспертиза промышленной безопасности

Промышленная безопасность на опасном производстве определяется уровнем защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возможных аварий на предприятии и их последствий. В целом, экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) это оценка состояния объекта экспертизы и его соответствия установленным федеральным законодательством и иными подзаконными актами нормам и правилам.

По итогам проведения ЭПБ - оценки соответствия объекта - лицензированная экспертная организация выдает Заключение экспертизы промышленной безопасности, которое регистрируется в Реестре заключений экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзора.

Основным содержанием ЭПБ является экспертиза опасных производственных объектов: их определение достаточно обширно, и поэтому его нет в ст. 1 ФЗ-116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Определение опасного производственного объекта (ОПО) дает ст. 2 ФЗ-116


ОПО делятся на 4 класса опасности в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий, произошедших на них:

  • I класс опасности - ОПО чрезвычайно высокой опасности
  • II класс опасности - ОПО высокой опасности
  • III класс опасности - ОПО средней опасности
  • IV класс опасности - ОПО низкой опасности

I класс опасности Объекты хранения и уничтожения химического оружия, ОПО спецхими
Шахты угольной промышленности, а также объекты подземных работ, на которых могут произойти взрывы или внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли, горные удары
II класс опасности 6% объема этой продукции
Для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением от 0,005 до 1,2 МПа включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением от 0,005 до 1,6 МПа включительно
Для ОПО, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимально количество расплава 10 000 кг и более
Для объектов подземных работ не относяшихся к 1 классу, для объектов переработки угля (горючих сланцев) и участков открытых горных работ, с объемом разработки горной массы от 1 млн. м 3 год
III класс опасности ОПО, опасные в части выброса продукции с содержанием сернистого водорода 1-6% объема этой продукции
Для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
Для ОПО, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимой инфраструкуры, а также иных ОПО, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (кроме автозаправочных газовых станций) или при температуре рабочей среды 250 градусов цельсия и более
Для подвесных канатных дорог
Для ОПО, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 500 до 10 000 килограммов
Для ОПО обогощающие полезные ископаемые (кроме объектов переработки угля и горючих сланцев), и для участков открытых горных работ, годичный объем разработки горной массы составляет от 100 тыс. до 1 млн м 3 год
Для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства
IV класс опасности Для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тысяч м 3 в год
Для ОПО, не указанных в предыдущих пунктах

Кроме того, класс опасности можно установить, исходя из количества опасных веществ, находящихся (или могущих находиться) на ОПО:

Наименование опасного вещества

Количество опасного вещества, тонн

Виды экспертиз промышленной безопасности

Статья 13 ФЗ-116 регламентирует объекты, подлежащие экспертизе промбезопасности:

  • экспертиза промбезопасности документации на техническое перевооружение, ликвидацию и консервацию ОПО
  • экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности ОПО
  • экспертиза промбезопасности технических устройств
  • экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
  • экспертиза промышленной безопасности декларации промышленной безопасности

Кому нужно проводить ЭПБ?

Обязательной экспертиза промышленной безопасности становится тогда, когда объект идентифицирован как опасный производственный. В этом случае экспертизе подлежат следующие объекты:

  • технические устройства, срок эксплуатации которых, согласно паспорта ТУ, истек;
  • здания и сооружения, подлежащие экспертизе промышленной безопасности (для оформления лицензий, для разработки проектной документации, по предписанию контролирующих органов);
  • документация на техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию ОПО;
  • декларация промышленной безопасности в случае, если она не идет в составе проектной документации;
  • обоснование безопасности ОПО в случае его необходимости.

В каком порядке проводится экспертиза?

Экспертиза промышленной безопасности включает в себя комплекс мероприятий, которые осуществляются в следующем порядке:

Подготовительный этап

Процедура начинается с информирования заказчика о мероприятиях, которые будут проводиться. Затем оформляется заявка на услуги и обсуждается содержание и ход экспертизы. Составляется календарный план-график работ. Результатом первого этапа являются подготовленные к осуществлению проверки документы, спланированные сроки.

Проведение экспертизы

Для проведения экспертизы промышленной безопасности необходимо предоставить полный пакет необходимых, в зависимости от объекта (в соответствии с законодательством РФ), документов. Либо он должен провести техническую диагностику объекта экспертизы методами неразрушающего контроля с помощью аттестованной лаборатории неразрушающего контроля. Аттестованный эксперт анализирует представленную документацию (в случае диагностики - отчет по итогам диагностики), сравнивает ее с имеющимися в данной области стандартами и делает соответствующие выводы.

Оформление Заключения

По окончанию экспертизы промышленной безопасности разрабатывается Заключение и проводится регистрация заключения ЭПБ в органах Ростехнадзора.

Наши эксперты всегда готовы провести любой вид экспертиз в соответствии с областью лицензирования. Мы не просто выполним Ваш запрос, а, в первую очередь, разберемся в Вашей ситуации, и предложим самое рациональное, экономически выгодное и законодательно правильное решение. Свяжитесь с нами, и мы обязательно поможем!

Новый административный регламент Ростехнадзора. Что делать?

29 октября 2019 года вступает в силу новый Административный регламент Ростехнадзора по ведению реестра заключений ЭПБ. Как это отразится на процедуре регистрации?

В Ростехнадзор поступило обращение с просьбой дать разъяснение о том, что является техническим устройством, применяемом на опасном производственном объекте (ТУ), и для каких ТУ необходимо продление срока службы.

Ответ: Ответ подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

В настоящее время осуществлять продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах не требуется, поскольку приказ Минприроды России от 08.04.2014 № 173 отменил действие Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утверждённого приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195.

Таким образом, экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении технических устройств, к которым установлены требования промышленной безопасности в вышеуказанном Перечне нормативных правовых актов и нормативных документов.

Вопрос:

В соответствии с требованиями п.21 Правил техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

  • при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
  • при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
  • в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

В соответствии с п.23 Правил по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

Таким образом, техническое диагностирование является составляющей экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос от 04.03.2016:

Заключением экспертизы промышленной безопасности (проведенной по истечению срока службы технического устройства) был продлен срок безопасной эксплуатации технического устройства, эксплуатируемого на ОПО. Прошу разъяснить, требуется ли проводить повторную ЭПБ данного технического устройства в случае, если планируется его эксплуатация на другом ОПО.

В соответствии пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

На основании изложенного техническое устройство, в связи с изменением опасного производственного объекта, на котором оно применяется, подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос от 17.03.2016:

Согласно пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Комментарий от нас:

Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах на сегодняшний день осуществляется только через экспертизу промышленной безопасности, так как в правилах проведения экспертизы в пунктах 28, 6 четко написано:

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям).
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;.

Наша статья по этой теме - Сколько раз можно проводить экспертизу технического устройства на ОПО?

Вопрос от 22.05.2017:

Одним из оснований проведения экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на ОПО, является замена материала несущих элементов такого технического устройства. Действующим законодательством установлено определение понятия "несущая конструкция зданий и сооружений", однако не установлено определение понятия "несущий элемент технического устройства", в связи с чем прошу разъяснить, какие элементы технического устройства относятся к несущим.

Ответ Ростехнадзора: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

В данном положении под несущими элементами технического устройства понимаются элементы, воспринимающие вес технического устройства и нагрузки, оказываемые на техническое устройство во время его эксплуатации.

Вопрос от 03.11.2017 (добавлен абзац 27.11.2018):

В Ростехнадзор поступил вопрос о порядке внесения результатов заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенного в реестр Ростехнадзора, в паспорта технических устройств, которым данная экспертиза проведена.

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено требований, регламентирующих порядок и необходимость внесения в паспорта технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, записей о результатах проведённых экспертиз промышленной безопасности.

Вопрос от 20.02.2018:

Ограничения по количеству проводимых экспертиз промышленной безопасности в отношении одного объекта экспертизы действующим законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности не установлены.

Таким образом, отказ по основанию, изложенному в Вашем письме, является неправомерным.

Начальник Правового управления Д.А.Яковлев

Вопрос от 26.03.2018:

Прошу разъяснить, подлежат ли экспертизе промышленной безопасности (при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") технические устройства, применяемые на ОПО организацией-подрядчиком (организацией, не владеющей данным ОПО и не эксплуатирующей данный ОПО, но выполняющей на данном ОПО определенные работы (к примеру, проведение взрывов на карьере заказчика)).

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемом случае, только организация, эксплуатирующая опасный производственный объект может являться заказчиком экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос от 30.10.2018:

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

Положения данного пункта означают, что эксперты, участвующие в проведении экспертизы технического устройства должны осмотреть техническое устройство самостоятельно.

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.

Согласно пункту 218Правил организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. Для этого, в числе прочего, необходимо соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации.

Пунктом 365 Правил допускается возможность принятия руководителем эксплуатирующей организации решения о понижении рабочих параметров (давление и температура) ОРПД, в случае, если по результатам проведенного технического диагностирования выявлены дефекты, снижающие прочность ОРПД ниже значений, установленных в его технической документации.

При этом возможность безопасной эксплуатации оборудования должна быть подтверждена расчетом на прочность с учетом характера и размеров дефектов и определением (при необходимости) остаточного ресурса с обязательным установлением по результатам их проведения ограниченного срока эксплуатации до устранения дефектов при ближайшем ремонте.

По результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса (срока службы) оборудования, выполненных в рамках экспертизы промышленной безопасности далее ЭПБ, оформляется заключение ЭПБ, содержащее выводы о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности и возможности продления срока безопасной эксплуатации, устанавливающие в том числе условия дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования (разрешенные параметры и режимы работы, а также объем, методы, периодичность проведения технического освидетельствования) в пределах срока безопасной эксплуатации оборудования.

  1. объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
  2. объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
  3. объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Из буквального толкования пункта 2 данной нормы следует, что объект экспертизы будет соответствовать требованиям промышленной безопасности и может применятся на опасном производственном объекте только после выполнения мероприятий, установленных в заключении ЭПБ.

Начальник управления государственного строительного надзора М.А.Климова

Вопрос от 27.11.2019:

Ответ: На данный вопрос Управлением дан ответ следующего содержания:

Согласно статье 1 Федерального закона № 116-ФЗ, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, относятся машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Исходя из вышеизложенного, системы контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения не являются техническими устройствами. Проведение экспертизы промышленной безопасности для систем контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения не предусмотрено.

Таким образом, результаты поверки средств измерений, входящих в состав систем контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения, не могут служит основанием для продления их срока службы.

Владимир Котельников: Как избежать рисков реформы экспертизы промышленной безопасности


О том, какие риски несет планируемая реформа в сфере промышленной безопасности и как их возможно избежать, как пройдет переформирование рынка RISKNEWS, рассказал заместитель председателя Комитета по промышленной безопасности Торгово-промышленной платы Российской Федерации Владимир Владимирович Котельников.

- Законопроект полностью не отменяет экспертизу промышленной безопасности, отменяется экспертиза промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений в целях продления сроков их дальнейшей эксплуатации. Конечно, необходимо отметить, что этот объём составляет порядка 90% всех проводимых экспертиз в настоящее время. На сегодня сложно дать какую-либо оценку данным изменениям. Здесь многое зависит от сознательности руководителей эксплуатирующих организаций. Документ предполагает, что вся ответственность за продление срока эксплуатации технических устройств, зданий или сооружений теперь целиком лежит на их плечах. Необходимо два-три года работы в новых условиях для оценки результатов реформы.

Если руководители эксплуатирующих организаций подойдут к вопросу продления сроков эксплуатации с необходимым уровнем ответственности, то данные изменения положительно скажутся на уровне промышленной безопасности на ОПО. Но для этого эксплуатирующие организации должны проделать большую работу, в которую будет входить написание собственных стандартов, установление механизмов отбора подрядчиков или создания собственных служб.

То есть, теперь многое будет зависеть именно от того, как руководство эксплуатирующих организаций принимает решение: основываясь на личном опыте либо прибегая к советами профессионалов.

- Как нивелировать риски? Или необходимо подождать два-три года, о которых ранее Вы говорили?

- Необходимо уже сейчас предпринять меры, именно на этом этапе – до принятия закона во втором и третьем чтении и его вступления в силу. Много проблем можно решить на уровне разработки нормативно-технических документов, регламентирующих проведение технического диагностирования и обследования. Это федеральные нормы и правила, руководства безопасности и стандарты. Сейчас федеральные нормы и правила находятся в разработке: по техническому диагностированию и техническому обследованию. Важна глубина их проработки и прозрачность прописанных процедур, в том числе технического диагностирования и требований к нему, а также к тому, кто проводит это диагностирование, что во многом позволит снизить риски.

К примеру, сейчас предполагается, что техническое диагностирование будет проводить диагност. На самом деле я с трудом представляю такое техническое устройство, полноценную работу по которому может провести один специалист одного профиля. Когда мы говорим о качественной экспертизе промышленной безопасности, то имеем в виду целую команду сотрудников. Есть те, кто проводит замеры, есть – кто проводит дефектоскопию, кто – геодезию, есть эксперты, группа расчетов, группа оформления.

Это разные специалисты узкого профиля. То же самое должно применяться в диагностировании.

- Вы считаете, что диагностирование и обследование должна проводить специализированная организация или подразделение эксплуатирующей организации, компании, а не отдельный специалист?

- Это решит целый комплекс проблем, в том числе на первый взгляд и формальных. К примеру, диагност – физическое лицо. Как он может выйти на закупочную процедуру организации? Какие требования к нему прописывать? Не говоря уже об ответственности, компетенции и техническом оснащении отдельного человека.

- Такие организации должны лицензироваться?

- В современных условиях это невозможно.

Но есть добровольная система аккредитации. Может идти речь о профессиональных сообществах, которые затем трансформируются в систему саморегулируемых организаций. Есть Федеральная экспертная палата в области промышленной безопасности, чей рейтинг по экспертизе при поддержке Ростехнадзора успешно стартовал.

- Тогда каким образом оценивать диагностов?

К сожалению, оценка по нему пока не ведется – еще один риск реформы. Хотя на первом этапе диагностирование могут вести эксперты в области промышленной безопасности.

- Новый вид деятельности – диагностирование. Отмена экспертизы. Уход экспертов или их переход в статус диагностов. Свои диагностические центры у корпораций. Мы говорим о перераспределении рынка?

- Я бы скорее говорил не о перераспределении рынка, а о его перезагрузке. Сейчас объясню, что я имею в виду.

Произойдет переоценка стоимости, продление ресурса. Сейчас цена экспертизы неоправданно низка. Все понимают, что за такие деньги качественно провести экспертизу просто невозможно. Мы в комитете ТПП проанализировали данные тендерных площадок. Порой в ходе торгов стоимость падает на 90%! Если нормативная документация, регламентирующая проведение технического диагностирования и обследования, будет написана должным образом, с диагностированием такие вещи будут просто невозможны. Здесь можно использовать и методики определения минимальной цены на экспертизу, опубликованные на сайте Ростехнадзора. Когда мы их разрабатывали в ТПП, то дальновидно заложили возможность расчета по ним стоимости на диагностирование.

Также не пугает и создание собственных диагностических центров на крупных предприятиях и площадках. Мы произвели расчет стоимости содержания такого центра для предприятия. Если в год на экспертизу предприятие тратит порядка 150 миллионов рублей, то с переходом на собственные силы получается порядка 260 миллионов по году. В цифрах видна очевидная экономическая нецелесообразность таких решений.

- Всё, о чем мы с Вами сейчас говорили, больше подходит к крупным объектам I и II классов опасности. Как быть тогда с III и IV классами опасности?

- На них распространяются все те же нормы, что и на высшие классы. Новая реформа не учитывает риск-ориентированный подход. Хотя внимания к таким объектам зачастую должно быть куда больше, на это есть рях причин: частая смена руководства, смена собственников, отсутствие плановых надзорных мероприятий со стороны Ростехнадзора.

Это говорит о важности подготовки качественной подзаконной базы, в первую очередь проработанных федеральных норм и правил по техническому диагностированию.

Именно на уровне документов Ростехнадзора нужно снять все риски, и это необходимо сделать сейчас!

Читайте также: