Какая наука своим появлением обязана коллекционированию

Обновлено: 17.05.2024

Попробуем, в качестве рабочей гипотезы, исходить из того, что 1) люди сумели создать науку самостоятельно , своими собственными силами; 2) наука возникла в обществе, достигшем некоторой высоты развития материальной и духовной культуры; 3) имелись существенные причины для ее появления (предпосылки и основания); 4) возникновение науки было не случайно, а закономерно – наука составляет необходимую сторону деятельности людей на известной ступени развития общества.

- наука появилась вместе с homo sapiens , и существует она столько же времени, сколько существует человек, обладающий разумом , ведь в любом разумном познании есть объективное и истинное содержание, сле-

довательно – научное; для сторонников такой позиции нет четкой границы между обыденным и научным знанием; такая позиция имеет сильную и слабую стороны: важно не отрывать научное познание от обыденного, но и отождествлять их не стоит, важно установить их различие;

- наука появилась в обществе, достигшем известной высоты развития ; в результате длительной и очень постепенной эволюции человеческого общества , накопления и обобщения повседневного, жизненно-важного

опыта практической деятельности и наблюдений – в земледелии, ремес-

ле, обмене, общении друг с другом; это произошло после неолитической революции в первых речных цивилизациях Древнего Востока (Древнем Египте и Древнем Вавилоне), в IV–III тысячелетиях до Р. Х.; появление научных знаний было составной частью социальной революции при переходе от первобытно-общинного и родо-племенного строя к цивилизации;

ских рабовладельческих демократических полисах (городах-

государствах) начиная с VI в. до Р. Х.; наука не могла появиться в древневосточных деспотиях на основе господствовавшего в них религиозномифологического мировоззрения, она могла появиться лишь в атмосфере

греческого рационализма на основе философского мировоззрения , осно-

ванного на идеях субстанциальности, сущности, сохранения материи, естественной причинности, объективности, истинности, систематичности, рефлексивности, обоснованности, доказательности, диалогической критичности, личной свободы и т. д.; все-таки главное в идее науки – не отдельные истинные утверждения общего характера, но их систематическая связь , постоянный прирост , рациональное обоснование , которые отсутствуют в древневосточных текстах;

- наука возникла в конце европейского христианского Средневеко-

вья , в XIII–XVI вв., когда на почве европейского феодализма, городской культуры и христианской церкви постепенно вызревает идея соединения схоластической учености , университетской традиции (высокой логической культуры) и ремесла (опыта практической деятельности), начинается отход от античной (преимущественно аристотелевской) парадигмы и формируется

идея экспериментально-математического метода изучения природы;

- наука возникла в начале Нового времени, в XVII в. в результате социальной революции XV–XVI вв. (названной эпохой Возрождения), связанной с переходом от феодального общества (аграрного, традиционного) –

к раннебуржуазному (мануфактурно-промышленному, динамичному, инновационному), с появлением новых форм социальной организации науки

( академий в противовес университетам) и экспериментально-

математического естествознания , прежде всего – классической дина-

мики Галилея и Ньютона; наукой в собственном смысле слова можно называть лишь познание, основанное на систематическом взаимодействии 1)

эксперимента , 2) математики и 3) философских идей и принципов;

- наука в собственном смысле слова возникает не тогда, когда исследованием (специально познавательной деятельностью) занимаются одиночки в свободное время, но лишь тогда, когда появляются профессиональные ученые-специалисты (эксперты), когда наука становится социально признанной оплачиваемой массовой профессией , когда возникает глубокое и потоянно усиливающееся разделение научного труда , налажива-

ется массовое производство специальных знаний , когда образуется постоян-

ная связь науки с производством , начинается систематическое применение результатов научного исследования в производстве – то есть лишь в XIX в. , вместе с промышленным переворотом; лишь применительно к этому времени можно говорить о науке как самостоятельном социальном институте , существенно-важном для всей общественной жизни;

в собственном смысле слова и каковы ее истинные возможности.

3.2. Предпосылки возникновения науки

Если науки когда-то не было, и она возникла, то имелись причины, основания ее появления. Вообще говоря, можно считать ее появление случайностью и полагать, что люди и сегодня вполне могли бы жить без науки. Можно даже считать это возможное вненаучное течение человеческой истории более предпочтительным, поскольку в этом случае не было бы всех тех зол, которые якобы принесла людям наука (по мнению ее критиков). Изучение истории науки показывает, однако, что ее появление было закономерным, что она не могла не появиться , поскольку составляет необходимую сторону практической деятельности человека на известной ступени ее развития, подобно тому, как ребенок в одном возрасте начинает говорить, в другом – идет в школу. С точки зрения понимания сущности и значения науки эта позиция представляется наиболее привлекательной, поскольу позволяет связать воедино и объяснить множество вещей, в противном случае представляющихся бессвязным набором разрозненных событий.

Предпосылки , или основания для возникновения науки можно разделить на три взаимосвязанных вида: 1) духовные, религиозномифологические; 2) материально-технические, 3) социально-политические.

коллективном сознании доисторических общностей людей, такие расска-

зы, которые передавались в устной форме из поколения в поколение с незапамятной древности, и которые в наглядной, образной и понятной всем сказочной форме, по аналогии с жизнью, желаниями и поступками самого человека объясняли происхождение мира, его устройство , главные явления и силы природы, а также происхождение человека и общественных порядков, традиций, норм поведения, религиозных обрядов. Мифологией прежде всего называют совокупность такого рода представленийрассказов, выражающих мировоззрение древнего человека, как члена архаической человеческой общности. В первых цивилизациях, вместе с возникновением письменности и храмовой жреческой религии, древняя мифология записывается, систематизируется, обобщается, становится предметом поэтического вдохновения, приобретает художественную форму, и вместе с тем становится также предметом рефлексии, богословских размышлений жрецов, упорядочиваются и систематизируются – так возникают и первые эпические произведения (например, космогонические поэмы Гомера и Гесиода), и древнейшие священные книги.

Первые элементы или зачатки научных знаний появляются в недрах

движение небесных светил, от религиозно-мифологических представлений не зависит. Равным образом, при исследовании генезиса античной науки необходимо помнить, что научно-философское, теоретическое мышление возникает в качестве критической рефлексии над мифологическими образ-

2. Материально-технические предпосылки . Важнейшее значение для понимания генезиса науки имеет изучение развития предметно-

материальной , творчески-преобразовательной деятельности человека, его умений, или искусств, благодаря которым человек создавал то, что ему было необходимо для жизни. Уже первый историк науки, Аристотель, ука-

зывал, что наука возникает после искусств , умений , ремесел и на их основе

тельности, применения своих сил и способностей , реализации своих потребностей , человек знакомился с устройством мира и со свойствами

составляющих его предметов.

Основополагающим философско-методологическим принципом

сти, тяжести и легкости, о движении брошенного тела , о его траектории и его зависимости от приложенного усилия . Уже простейшим ручным рубилом можно было производить довольно многочисленные операции, в которых и благодаря которым человеку открывались физико-механические свойства вещей. С простейшими и абсолютно необходимыми для жизни способами деятельности были связаны представления об ударе, толчке, си-

ле, разделении тел, изменении их формы . Искусство добывания и поддержа-

ния огня – первая форма энергетики, варка и жарка пищи на огне – первые управляемые человеком процессы превращения веществ (будущие химические процессы). С позднего каменного века начинается развитие одного из важнейших человеческих искусств – построения жилищ и ритуальных сооружений. Строительное искусство приводит к изобретению рычага, клина, наклонной плоскости, катка – простых машин, идеализация которых и положит в будущем начало механике как науке. Если бы человеку не был нужен рычаг для перемещения тяжестей, не было бы и статики как науки. Богатый опыт познания внешнего мира давали мастерские каменотесов, гончаров, плотников, кожевников, ткачей, красильщиков, кузнецов и т. д. Заметим, что возникновение теории государства (в работах Платона) основано на анализе разделения труда в обществе. Практические потребности земледелия, зависимость растительного мира от погоды заставили человека обратить пристальное внимание на ход времени , на закономерную смену и последовательность времен года , на движение небесных светил . Если бы человек не имел потребности в планировании своей деятельности, астрономия не имела бы шансов на существование.

щечках. Аналогичную роль в генезисе науки сыграло в Древнем Египте искусство обработки папируса.

Ко времени неолитической революции относится и начало использования металлов и соответственно – познания их свойств. Первыми, вероятно, были золото, серебро и медь, которые привлекли внимание своим блеском, большим удельным весом, и, главное, ковкостью, способностью изменять свою форму вследствие удара. Огромное значение имело открытие явления плавления, которое давало понятие об изменении агрегатного состояния вещества в результате действия тепла . Настоящая техническая революция была произведена открытием способов добывания, обработки, использования железа и стали. Применение металлов привело к к революции в земледелии , которая, в свою очередь, сделала возможным появление первых древневосточных речных цивилизаций . Развитие материальнотехнических основ человеческой жизни подготовило и социальную революцию , без которой наука, как мы увидим, не могла бы появиться на свет. Материальная основа жизни людей, развитие многочисленных уменийискусств послужили неисчерпаемым первоисточником образов-идей для формирования научных представлений.

Развитие этих искусств, способности человека воздействовать на внешний мир было, однако, тесно связано и с развитием самого общества , его внутреннего устройства, разделения труда , способов взаимодействия людей друг с другом , изменением способов их общения, в том числе – развитием языка . Для возникновения науки необходимо было формирование

и ее социально-политических основ.

3. Социально-политические предпосылки . Первые цивилизации появились в результате длившейся несколько тысяч лет неолитической революции , сущность которой – в переходе от присвоения готовых продуктов природы (собирательства, охоты, рыболовства) и кочевничества к система-

тическому производству необходимых для жизни вещей и оседлости ,

в появлении устойчивого общественного разделения труда (в частности, отделении друг от друга скотоводства, земледелия, ремесла и торговли),

в возникновении социальной структуры общества (социальных различий между людьми). Видимо, древнее земледелие быстро приводило к истощению почвы, поэтому наиболее устойчивые поселения возникли в долинах крупных рек, которые каждый год во время разлива приносили новые слои плодородного ила. Здесь в IV–III тысячелетиях до Р. Х. впервые возникают крупные поселения с внушительными общественными постройками – ирри-

гационными сооружениями (каналы, водохранилища, дамбы, плотины и т. п.), городскими стенами, храмами и дворцами. Впервые в истории появляется феномен города , с которого и начинается история цивилизации – общности людей, которая основано не на кровном родстве (род и племя),

а на общности территории и языка , на регулярном обмене деятельностью

ское сословие , а вместе с ним – религиозная идеология , письменная система-

тизация древнейших мифов, первые священные книги , теология.

в форме научного знания. Наука и цивилизация – ровесники. Появление письменности и научных знаний, появление грамотных , ученых людей, располагающих досугом и занятых умственным трудом – один из важнейших признаков формирования цивилизации .

В древневосточных цивилизациях мы и находим ключевые социальные фигуры для понимания генезиса науки – чиновников (писцов) и жрецов . Потребности согласования деятельности многих людей, упорядочивания движения большого количества предметов , иначе говоря – потребности го-

сударственного управления , взимания налогов , учреждения и соблюдения

щечках, коже, древесной коре, пальмовых листьях и других древнейших носителях информации. Эти знаки состояли первоначально из рисунков соответствующих предметов и знаков – чисел . Число – первое понятие собственно научного мышления. Поэтому исследование происхождения понятия числа и его развития имеет важнейшее значение для понимания генезиса науки. Шумеро-вавилонские глиняные дощечки рубежа четвертоготретьего тысячелетия до Р. Х. сохранили для нас древнейшую систему этого рисуночного письма и простейшего счисления. Они содержат исключительно записи количества продуктов и изделий , доставлявшихся в кладовые либо выдававшихся из них. Первоначальный способ записи использовал порядка двух тысяч различных знаков. В дальнейшем система знаковой записи совершенствовалась, унифицировалась, упрощалась. Упрощение было достигнуто посредством перехода от рисунков к иероглифическому способу записи – введению условных знаков для слов, предметов и понятий. Этот способ записи, сохранившийся до сего дня у китайцев, японцев, корейцев также приводит к появлению большого числа знаков. Уже древние шумеры ограничили рост их числа тем, что наряду с условным обозначением видов самих предметов (идеограмм) ввели также обозначения для звуков , из которых состоят наименования этих предметов. Так возникла фонетическая запись , для которой, в частности, применялась клинопись. Изобретение первого алфавита на основе клинописи приписывается финикиянам (XIII в. до Р. Х.) – в нем было всего лишь 22 знака! На основе финикийского алфавита возник позднее древнегреческий алфавит, а греческие слова и сегодня составляют основу научного языка, начиная с самого названия многих наук. Архимед использовал буквы древнегреческого алфавита и для записи чисел.

Но для реализации этой возможности должны были появиться и люди, располагавшие свободным временем для такого рода занятий. Видимо, лишь на ступени цивилизации после многих тысяч лет технической эволюции сельское хозяйство и ремесло дают возможность производить те излишки (сверх потребности самого производителя), которые не только сделали возможной систематическую торговлю, но и освободили часть людей

Вопрос, когда возникла наука - не простой для учёных. Встречаются различные точки зрения, как специфический .

В 16-18 веках, в новое время, зарождается естествознание, и оно практически как современная наука. Но другая концепции - наука возникла раньше. Т.к. всё имеет предпосылки и не возникает ниоткуда. Нельзя забывать, что мыслитель Древней Греции заложили основу современной науки.

Этапы развития науки:

1. Античный этап развития науки.

В эпохи древних цивилизаций (Китай, Индия, Шумеры, Африка, Америка) приводились в систему разрозненные явления о природных, астрономических явлениях. Улавливали очень разные взаимодействия в астрономии. Обрабатывались в математических таблицах знания прикладного характера, накапливались рецептурные знания об изготовлении различных технических устройств.

Но эти знания не обладали фундаментальностью и теоретичностью, значит не было науки. Изучались то, с чем человек сталкивался в своей повседневной практике это накапливалось. Геометрия - измерения земельных участков. Торговля - арифметика.

Основные особенности античного типа научности.

2. Склонность к абстрактному, умозрительному теоретизированию,

3. Принципиальный отказ от опытного (экспериментального) познания (опыт и практика - удел рабов, а умозрительное - самое престижное),

4. Признание превосходства универсального (всеобщего) над уникальным, частным, единичным. Знает всё о мире тот, кто знает общее, из него дедукцией выводится частное (Аристотель).

6. Превращение в объект трикритического исследования самих научных (математических) идеализаций.

2. Средневековый этап развития науки.

Приходят феодальные порядки, они меняют уклад жизни, духовные ценности, способы государственного правления и формируются две великие мировые религии (взамен многобожия): христианство и ислам. Формируется атмосфера единобожия (монотеизм). Происходит установление диктатуры религии и веры, в том числе в науке и философии. Вера взяла реванш авторитета над доказательством (веры над разумом). С 5 по 15 века - практически тысячелетии (450-1440).

Медицина: основы хирургии глаза, диоптрика и появилась идея очков.

В химии: совершенствование опытов в области парфюмерии, изобрели дистиллятор и куб по перегонке спирта.

Параллельно с химией стала развиваться алхимия и химия не могла сбросить это бремя - невозможно было сбросить. По одной из версий алхимия пришла из Китая - там открыли киновар (сернистая ртуть) - красного цвета и подумали не заменитель ли крови. И пошли эксперименты, которые сдерживали развитие химии.

Центром духовной жизни, схоластической логики были средневековые университеты. Там преподавалась рационалистические науки: логика, риторика, серьёзный спор об универсалиях - существуют общие понятие или нет (номиналисты X реалисты). Росцелин, Оккам, общие понятия - просто обозначение предметов, а реалисты говорили, что эти понятия существуют изначально.

3. Классический этап развития науки.

Классический этап развития науки 16-18 века.

Вцелом классический этап развития науки (естествознания) можно разделить на два (под)периода:

1. Период механического естествознания (механической картины мира) до 30 годов 19 века.

2. Период формирования эволюционных идей до конца 19 века.

Особенности классического этапа науки.

1. Создание и систематическое развитие экспериментально-теоретических исследований. На основе методологии экспериментальных исследований сформировалось аналитическое естествознание с входящими в него точными дисциплинами (например, в физике выделилась механика, оптика и т.п.). Универсальным способом задания теоретических объектов являлись процедуры простого абстрагирования и непосредственного обобщения наличного теоретического материала.

2. Стремление учёных к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде и отражающей неизменный мир. Это связано с ориентацией всех наук на классическую механику, в которой мир представлялся в виде гигантского механизма, подчинённого вечным и неизменным законам. Естествознание носило механический характер, т.к. считалось что механическая форма движения материи единственна.

3. Стремление расчленить природу на отдельные участки и подвергнуть анализу каждые из них в отдельности сформировала в науке того времени характерную методологическую установку. Она выражалась в представлении о природе как состоящей из неизменных вещей, лишённых развития и взаимной связи. Эволюционные идей наступали, но в физике всё оставалось также. Этот всеобщий методологический подход в науке получил название метафизического способа мышления (антидиалектический) - всё разрознено и надо изучать по отдельности.

4. Признание независимости друг от друга субъекта и объекта познания, абсолютизация на этой основе объективности научного знания, в принципе исключающего какие-либо субъективные факторы.

4. Неклассический этап развития науки.

К концу 19 века учёные были убеждены, что физическая картина мира почти построена и осталось уточнить только некоторые детали. Она основывалась на положениях классической механики и законах электромагнитных явлений (обе слабо связаны). Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые не вписывались ни в механическую картину мира, ни в электромагнитную теорию Максвелла. Множество теоретических противоречий доказывали, что не решить с помощью этих теорий.

Особенности неклассического этапа развития науки.

1. Если на предыдущем этапе теоретическое объекты создавались простым абстрагированием и обобщением, то в неклассической науке теоретические объекты стали иметь принципиально более сложное содержание. Эти теоретические объекты создаются с помощью новейших математических разработок. Математика - основной индикатор научных идей и математические идеи приводят к созданию новых разделов физической теории. Математизация ведёт к увеличению абстрактности и утрате наглядности в мире изучаемых явлений.

2. Переход характеризуется радикальным вхождением субъекта познания в сам познавательный процесс, в способ его проведения. Субъект познания выступает в качестве внутреннего, необходимого компонента процесса познания. Изменилось понимание предмета исследования в физике микромира. Этим предметом становится не та реальность, которая фиксируется живым созерцанием, предметом становится некий срез реальности, заданный принятый субъектом теоретическими средствами и способами освоения этой реальности. Отныне наука стала ориентироваться не на изучение объектов как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые микрообъекты ведут себя тем или иным образом.

3. Неклассический этап в историческом познании мира связан с переходом от аналитической (преобладала дифференциация) стадии научного познания к синтетической (усиление процессов интеграции). Междисциплинарные исследования - биохимия, геофизика, .

5. Постнеклассический этап развития науки.

Наука триумфально показывала себя, раскрывала как техническим прогрессом ??

К середине 20 века, к 50 гадам произошло срастание науки с техническим прогрессом, что открыло эпоху научно-технической революции (НТР).

Научно-техническая революция (НТР) - это качественное изменение (скачок) в развитии науки, техники и материального производства, при котором наука превращается в ведущий фактор технического и социального прогресса, подготовивший общество во вступление в пост индустриальную (информационную) фазу своего развития. Считается, что исторической точкой отсчёта НТР является возникновение в начале 50-х годов кибернетики.

1. Открытие новых источников энергии.

2. Открытие полупроводниковой технологии.

3. Новые химические вещества с заранее предугаданными свойствами.

4. Создание ракетно-технической индустрии.

5. Создание нового поколения информационно-вычислительной техники.

6. Новые биотехнологии.

В сер 70-х годов началась новая фаза НТР.

Характерными чертами пост индустриальной стадии является:

1. Широкое распространение гибких автоматизированных производств (ГАП), на смену автоматизации участков производства приходит полная автоматизация.

2. Переходд к материало- и трудо-сберегающим процессам (от трудоёмких).

3. Образование новых комплексных отраслей научного познания: общая теория систем, синергетика, информатика, семиотика, глобалистика.

4. Общенаучные понятие алгоритм, система.

5. Развивается сфера услуг.

6. Переход к инновационной технологиям.

В 1980г. Даниэль Бэлл обращает внимание, что новый социальный способ жизни связан с телекоммуникационными системами и интеллектуальными технологиями. Он ставит информационный фактор в центр своей концепции, заявляет о наступлении информационного века.

7. Наука современного периода.

Характерные особенности (развития) науки на современном этапе её развития

1. Компьютеризация науки - это революция в области получения, хранения, обработки и передачи знания, в первую очередь различного рода научной информации.

2. Глубокие интеграционные процессы, которыми охвачена вся система современного развивающегося знания.

3. Интенсивное развитие молекулярной биологии и генетики. Технологии клонирования, конструирования новых генов (производство всего в больших количествах).

4. Прогресс в области химии. Внедрении в область химических исследований эволюционных идей, появление нового направления - эволюционная химия. Самопроизвольный переход низших химических соединений к высшим, а далее к жизни.

5. Дальнейшее усиление математизации естествознания и повышение уровня его абстрактности. С одной стороны, это привело к созданию высоко эффективных теорий: электрослабая теория Вайндберга, . с другой стороны назрел кризис абстрактности в науках. Происходит утрата наглядности, отрыв от реальности.

6. Широкое распространение методов синергетики. Синергетику называют теорией самоорганизации и развития сложных систем любого уровня организации. Закономерности от строения атома до строения вселенной.

7. Преобладающий идеей синтеза научных знаний становится идея построения общенаучной картины мира на основе принципа глобального эволюционизма. Принцип глобального эволюционизма основывается на единстве синергетики и системного подхода. Системный анализ даёт сильную подпитку синергетике и нельзя высокомерно считать, что системники отсталые.

Хаосо́мность - возникновение под действием внешних детерминированных сил, в неравновесной открытой системе, детерминированного хаоса, т.е. состояния кризиса, предшествующего бифуркации.

Бифурка́ция - точка ветвления в неустойчивом состоянии системы, когда открывается ряд возможных путей становления порядка из хаоса. Это точка в котором ход процесса становится неоднозначным и он может пойти разными путями и в силу неустойчивости выбор пути зависит от флуктуации (слабое, случайное событие).

Своим появлением наука обязана с одной стороны человеческому любопытству (астрономия), с другой стремлению к повышению уровня жизни (медицина, математика, науки о материалах).

Схема возникновения науки:

Миф → Логос → Преднаука → Наука

Миф – это начальная форма мировоззрения. Мифология – это результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание природы.

Основные черты мифа:

  • коллективный характер,
  • неразличение естественного и сверхъестественного миров,
  • антропоморфизм. т. е. очеловечивание мира.
  • отсутствие причинно-следственной координации событий
  • отсутствие абстракции

Этапы развития мифа:

  1. тотемизм – это вера в родство с объектами природного мира.
  2. анимизм – это вера в одухотворенность мира.
  3. фетишизм – это вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.

Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. На этой стадии оформляются принципы науки: принцип определенности (оформление мысли по законам логики), принцип естественности (устранение смешения естественного и сверхъестественного в мифах), принцип объективности.

Преднаука. Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай). Во многих концепциях истории науки этот период относят уже к научному знанию (о вариантах периодизации см. ниже). С точки зрения изучения этого периода развития науки возникает замкнутый герменевтический круг. Есть задача исследования древней науки. Но современная наука произрастает из древней науки, поэтому понятие науки не определено и мы не можем его определить, т.к. для этого нужно исследовать древнюю науку. Спасает некое предпонимание понятия науки и, основываясь на нем, можно продвигаться дальше.

Характеристические черты научного знания [ ]

  1. Объективность. Стремление избавиться от личностной окраски.
  2. Систематичность.
  3. Обоснованность.
  4. Прогресс. Стремление расширять область знаний.

Когда возникла наука?

  1. С появлением человека, если считать науку связанной с появлением практических знаний.
  2. 4-2 тысячелетие до н.э. Медный и бронзовый века. Первые медицинские, астрономические и математические документы и археологические находки. Эпоха древних царств.
  3. 5 век до н.э. Появление древнегреческой культуры (Греческое чудо). Появление доказательных рассуждений в астрономии и математике.
  4. Эпоха возрождения. Позднее средневековья 12-14 вв. Например, из-за того, что начинает играть роль эксперимент. Галилей и прочие опираются на работы позднего средневековья.
  5. Эпоха научной революции 16-17 вв. Галилей и прочие.
  6. Первая треть 19 века. Институализация науки, ученый получает социальный статус.

Наука периода древних царств [ ]

Признаки науки - объективность и систематичность. Регионы развития древней науки - это Египет, Месопотамия (Шумеро-Вавилонская, ассирийская культура), древние Китай и Индия, древние Майя. Но о точных датах говорить трудно, т. к. мы имеем крайне фрагментарные сведения: Египет – папирусы, мало; Месопотамия – таблички глиняные, больше; Индия, Китай — достаточно много хороших записей, правда, они толком не ставили дат.

Главная область научного знания древних - это медицина. Врачи имеет выделенный социальный статус. Везде находим очень развитую медицинскую технику. Множество хирургических инструментов, сотни наименований лекарств (использовались травы, мед и т. д.). Везде, кроме Китая, она была неразрывно связана с религией и магией. Например, антисептическая обработка ран часто должна была сопровождаться какими-то молитвами, заговорами. Главный акцент ставился не на том, как вылечить болезнь, а на том, как не заболеть, т. ч. была масса сведений о здоровом образе жизни.

В древнем Египте была специализация: по зубам, по животу, по глазам и пр. Там было сухо и пыльно, много болезней глаз, поэтому глазные врачи были актуальны.

Находки медицинских документов в Египте.

Папирус Эдвина Смита (купил в 1862 году), середина второго тысячелетия. Древние считали все знание божественным, поэтому не было человеческих авторов. Знание никто не датировал, т. к. оно первично и вечно. Второй - папирус Джоржа Эбберса.

  • Муммификации. Главным образом, интересовали животные, которых приносили в жертву в муммифицированном виде. Это была целая индустрия. Правда, неясно, был ли обмен знаниями между муммификаторами и врачами.
  • Активная работа с лекарственными средствами, не только с растительными, но и с животными. Считалось, что человека всегда можно вылечить, используя окружающую среду.
  • Хирургия. Переломы, боевые раны и даже внутренние болезни. Применяли анестезию, дезинфекцию.

Древняя медицина делала акцент на превентивной медицине. Тяжелые болезни тоже лечили, но пытались сразу понять, имеет ли это смысл.

Медицина за исключением была связана с религией и магией. Болезни - наказание за грехи, особенно в междуречье. В Египте болезни связаны со злыми духами, поэтому врач был экзорцистом.

1. Есть объективность.

2. Есть систематичность, т.к. есть целостный подход к человеку. Это не просто набор рецептов. Здоровье человека - правильное равновесие многокомпонентной системы (например, концепция Инь-Ян в Китае). Концепция нескольких типов веществ, вроде греческой гуморальной теории. В Индии была похожая теория. Болезнь - нарушение равновесия.

В более древние времена находили каменные иглы из слоистых минералов.

У Тирольской ледяной мумии (Эци ) были найдены личинки паразита в желудке. При нем были жидкости, использовавшиеся для лечения, а также в желудке нашли уголь (типа активированного угля). Были татуировки , которые могли быть связаны с практикой акупунктуры.

Астрономия возникла в религиозном контексте, была неразрывно связана с астрологией, с "небесным танцем звезд". Все великие древние цивилизации систематично наблюдают за небом и составляют календари. Календари были связаны с движением солнца, луны и даже с восходом Сириуса (в Египте отметили корреляцию с разливами Нила). Различали разные планеты, например, Юпитер и Сатурн. Интерес представляли метеориты, кометы и затмения. В Китае понимали причину затмения. Казнили двух придворных астрономов, которые ошиблись в предсказании затмения.

Математика была тесно связана с астрономией, строительством, межеванием и другими хоз. расчетами. То есть задачи привязанные к практической сфере. Хорошо известно, что в Древнем Египте умели вычислять сложные площади (площади участков земли, с которых взимался налог, постоянно изменялись из-за разливов Нила), аналогичное наблюдается и у других культур.

Часто счет был неудобен из-за записи чисел. В Месопотамии была 60-ричная система исчисления (отсюда наши минуты-часы-год), у Майя -20, Китай, Индия, Египет - 10.

Находили сборники задач. В них могли содержаться задачи по возрастанию сложности с решениями или без, но в любом случае без объяснений и доказательств. В Египте - папирус Ринда и Московский математический папирус - это учебники по математике. У шумеров - глиняные таблички.

Как правило решение конкретных задач, работа с числами. Есть задачники. Формулировка задачи и алгоритм решения без доказательства правильности. Умели работать с геометрическими фигурами. Знание было божественным, носители знания были выше обычных людей, они передавали знания по наследству только избранным. Поэтому не было необходимости в доказательствах, т. к. знание сакрально.

3. Обоснованные процедуры практически отсутствуют.

4. Нет представления о прогрессе. Круг божественного знания замкнут и не подлежит расширению. Единственная задача - передача знания от поколения к поколению.

Чем отличается наука и псевдонаука

Знаете ли вы, в чём отличие науки от лженауки? А ведь это очень важное знание, которое не только поможет грамотно сформулировать теоретические обоснования в курсовой или дипломе, но также выбрать надёжные литературные источники.

Давайте разберёмся, что такое наука и лженаука, как отличать подлинное знание от псевдонаучных теорий и на какие критерии при этом ориентироваться.

Хотите получать ещё больше полезного материала? Подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте следить за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Наука и псевдонаука: что это такое

Прежде чем разбираться, чем псевдонаука отличается от истинной науки, давайте кратко дадим определение этим понятиям.

Наука — это область деятельности, главной целью которой является исследование и систематизация знаний о человеке и мире. Она опирается на объективные факты и научный метод познания.

В отличие от науки псевдонаука представляет собой учение, которое выставляется его последователями как научное, но не является таковым.

Некоторые учёные проводят различие между псевдонаукой и лженаукой. Так, псевдонаучными теориями считаются безобидные заблуждения, которые даже не стоят внимания. А вот к лженаукам относят опасные для человека и общества идеи, с которыми наука активно борется.

Среди самых опасных лженаучных учений можно назвать антивакцинаторство и ВИЧ-диссидентство. Они основываются на ложных убеждениях, что вирусов не существует, а все заболевания такого типа — это лишь заговор фармацевтических компаний. Результаты — вспышки кори в Украине и Европе, смерть более 350 тысяч жителей ЮАР, не получивших своевременное лечение от ВИЧ.

Есть ещё один интересный термин — паранаука. Она намного древнее научных знаний и рационального подхода. Паранауку можно назвать протонаукой, из которой развились как все современные научные дисциплины, так и различные иррациональные учения. Самые популярные и дожившие до наших дней псевдонауки — это астрология, хиромантия, нумерология, физиогномика и многое другое.


Паранаука порождает учения, которые не проверяются научными методами

Зачем учиться различать науку и псевдонауку

Однако такая толерантность в области научного знания недопустима и вот почему:

  1. Практический аспект: не разбираясь в критериях научности, студент не сможет выбрать грамотные литературные источники и написать основательную работу.
  2. Социальный аспект: использование лженаучных теорий не развивает общество, возвращает его к Средневековью и магическому мышлению.
  3. Рациональный аспект: опираясь на научные знания, человек выстраивает объективную картину мира, живёт в реальности, а не в странных, а порой и опасных иллюзиях.
  4. Медицинский аспект: многие лженаучные идеи несут опасность для человеческого здоровья. Отказ от прививок, своевременного лечения и достижений науки может привести к серьёзным последствиям и даже смерти.

Так что разобраться, в чём различие между наукой и псевдонаукой полезно не только для учёбы и научной карьеры, но и для жизни.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Стоит помнить, что к псевдонауке не относятся такие сферы человеческой деятельности, как религиозные учения и духовные практики. Они опираются не на научные доводы или чувственный опыт, а на веру. То есть, у них совсем другой инструментарий и сфера.

Чем отличается наука от лженауки

От науки псевдонаука отличается рядом признаков. Давайте в таблице кратко приведём основные различия:

Наука Псевдонаука
опирается на научный метод опирается на собственные незыблемые убеждения
готова меняться, если появятся новые аргументы не готова изменять свои взгляды ни при каких обстоятельства
постоянно проверяется нет возможностей для проверки
несколько учёных приходят к одним и тем же выводам часто уникальная теория, которую разделяет ограниченная группа посвящённых
прогнозирует события, которые произойдут на основе научных расчётов оправдывается, почему предсказания не сбылись
приветствует критику все, кто критикует — враги и заговорщики
подходит ограниченному кругу людей идеально подходит всем без исключения
использует точные измерения и опыты нет точных инструментов для измерения результата
обращается к научным журналам обращается к СМИ и народному мнению
приводит реальные факты, которые можно проверить опирается на слова авторитетных лиц без конкретных фактов
действует рационально воздействует эмоционально
принимает во внимание последние достижения в науке делает ставку на древние знания
Псевдонаукой также не являются картины мира, на которые опирались учёные в прошлые века. Так геоцентрическая модель, утверждавшая, что Земля находится в центре, а все остальные планеты и Солнце крутятся вокруг неё — это устаревшая концепция, которая уступила место гелиоцентрической, когда появились новые факты.

Псевдонаука: примеры

Человечество постоянно попадает в сети лженаучных верований и учений. Даже в современном мире можно найти идеи, далёкие от научного подхода, но захватившие разум многих людей. Мы приведём несколько наиболее знаменитых и диких примеров.

Френология

Гипотеза о плоской Земле

В древние века люди не только верили, что Солнце и звёзды вертятся вокруг Земли, но и что наша планета плоская. Опровержения этого мифологического убеждения стали появляться уже в работах Пифагора и Аристотеля. Однако это не помешало многим средневековым религиозным деятелям верить, что Земля имеет форму диска.


Представления о плоской Земле живы до сих пор

Телегония

Эта теория уверяет, что женщина должна беречь девственность и хранить верность только одному партнёру, потому что её дети будут похожи именно на того мужчину, с которым у неё была первая близость. А если таких связей было много, то ребёнок может взять черты от разных мужчин.

Этой теорией активно пользовались в нацистской Германии. Там считали, что женщины, которые были близки с представителями других наций, не могут дать здоровое и чистое арийское потомство.

Несмотря на достижения генетики, которая опровергла идею телегонии, в интернете и религиозных общинах до сих пор можно найти тех, кто искренне в неё верит.

Гомеопатия

Гомеопатия, как метод альтернативной медицины, известна с XIX века. Основная идея — подобное излечивается подобным. Это значит, что в гомеопатические препараты добавляют сильно разведённые вещества, которые при высокой концентрации могут вызвать симптомы болезни.

Всемирная организация здравоохранения давно доказала, что процент таких веществ в гомеопатических лекарствах крайне низок, а их действие ничем не отличается от плацебо. Однако это не мешает людям по всему миру покупать подобные препараты, иногда вместо реально работающих средств.

Новая хронология

И в конце давайте вспомним ещё одну лженаучную теорию, которую разработал и защищал реальный учёный Анатолий Фоменко. Хотя он был математиком и к истории не имел никакого отношения, Фоменко придумал новую историческую хронологию. В ней он утверждал, что история человечества начинается только в XI веке. А все события, описанные до этого времени — всего лишь искажения и фальсификации.

Против этой псевдотеории выступили учёные разных дисциплин: историки, археологи, филологи, астрономы, математики и химики. Но так, как научные методы в лженауках не работают, создателя новой хронологии и его последователей это не убедило.

Как отличить науку от псевдонауки: действенный алгоритм

Даже самые рациональные учёные попадаются в ловушки псевдонаучных знаний. Как этого избежать? Ориентироваться на два простых правила:

  1. Проводить верификацию
  2. Подвергать идею фальсификации


Любую научную теорию надо очень внимательно изучать

Верификация научной теории

Верифицировать теорию — это значит использовать научный метод при её проверке. Он состоит из нескольких шагов:

  • проверить, есть ли описание теории с экспериментальными данными;
  • проводились ли проверки теории другими учёными и совпадают ли результаты;
  • можно ли повторить результаты исследований или это недоказуемо;
  • делаются ли научные предсказания на основе этой теории;
  • насколько она гибкая и может ли изменяться.

Фальсификация

Австрийский философ Карл Поппер предложил использовать принцип фальсифицируемости гипотезы, который в дальнейшем развили учёные Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос и другие. Этот принцип говорит следующее: чтобы научную теорию признали верной, надо найти условия, при которых она перестаёт работать.

Так, закон гравитации верен лишь потому, что любое тело, которое мы подбрасываем вверх, неизменно падает на землю. Но если однажды будет доказано, что есть предметы, которые не реагируют на притяжение Земли, теорию смогут пересмотреть.

А вот псевдонаучные идеи нельзя оспорить и подвергнуть фальсификации. Они всегда верны несмотря ни на что. И это главный признак лженауки.

Если нет времени углубляться в изучение документов, подтверждающих теорию, можно обращать внимание на такие дополнительные подсказки:


Сколько людей — столько теорий и лжетеорий. Будьте внимательны!

Мы кратко разобрали, в чём разница между наукой и псевдонаукой, почему стоит видеть различие между ними, а также привели понятный алгоритм, который всегда поможет вам чётко отличать науку от псевдо- и лжеучений. А если у вас возникнут вопросы с подготовкой и написанием любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис. Эксперты компании сумеют подобрать научные источники, грамотно оформить и сдать в срок контрольную, курсовую и даже дипломную работу.

Читайте также: