Какая из трех изучаемых наук имеет три ветви прикладная фундаментальная законодательная

Обновлено: 30.06.2024

Известно, что науки подразделяются на естественные и общественные, фундаментальные и прикладные, точные и описательные, физико–математические, химические, биологические, технические, медицинские, педагогические, военные, сельскохозяйственные и многие, многие другие.

По каким признакам классифицируют науки? Почему это необходимо? Какие тенденции наблюдаются в классификации наук? Проблемой классификации наук занимаются очень многие: от философов до организаторов производства и общественной жизни. Почему это так важно? Потому, что важны последствия классификации. Самостоятельный статус науки это ее относительная независимость — материальная, финансовая, организационная, а последние обстоятельства всегда играют важную роль в жизни каждого, особенно из числа руководителей. Вместе с этим, проблема классификации наук выполняет и познавательную функцию. Правильно выполненная классификация позволяет увидеть решенные и нерешенные проблемы, ключевые направления развития.

Сразу же отметим — установившейся классификации наук не существует. Всю историю развития науки по этому поводу идут дискуссии. В XIX веке Ф. Энгельсу удалось предложить удовлетворяющий многих признак классификации наук. В качестве такого признака были предложены формы движения материи. Энгельс предложил следующий упорядоченный ряд форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Отсюда следовала классификация наук по областям исследования: процессы механического движения — механика, физические процессы — физика, химические — химия, биологические — биология, социальные — общественные науки.

Однако наука бурно развивалась и открывала все новые уровни самой материи, открывала ступени эволюции материи. В связи с этим указанные выше и вновь открытые формы движения материи стали классифицировать по ступеням развития материи: в неорганической природе; в живой природе; в человеке; в обществе.


Рисунок 5 — Перечень естественных и общественных наук

Поиски наиболее приемлемой классификации сопровождались попытками ранжирования наук. Какие из них являются исходными предпосылками для развития других? Так появилось деление всех наук еще на две группы: фундаментальные и прикладные. Считается, что фундаментальные науки открывают основополагающие законы и факты, а прикладные, используя результаты фундаментальных наук, добывают знания для целенаправленного преобразования действительности. В свою очередь фундаментальные науки делятся еще на две группы: видовые науки (область исследования — познание одной ступени, одного вида или одной формы движения материи); диапаозонно–видовые науки (область исследования — познание некоторого диапазона ступеней, видов, форм движения материи, но по ограниченней проблематике). Так ппоявляется новый, куда более значительный, чем приведенный ранее, перечень наук (см. рисунок 6).

Рисунок 6 — Перечень фундаментальных и прикладных наук

Рассмотренные признаки классификации наук, однако, никак не затрачивают проблемы применяемых в них методов и схем исследования явлений. Хотя из научной практики давно известно, что существуют различные методы и схемы исследований в определенных группах наук. По данному признаку принято выделять три группы наук: описательные науки; точные науки; гуманитарные науки. Перечень этих основных наук приведен на рисунок 7.

Рисунок 7 — Перечень описательных, точных и гуманитарных наук

Представленная классификация наук играет важную мировоззренческую роль при определении объекта конкретного исследования, формирования предмета исследования и выбора адекватных методов исследования. Эти вопросы рассматриваются во второй главе.

Наряду с рассмотренной классификацией сейчас формально существует ведомственный нормативный документ — Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций). В нём выделено 4 группы наук, в рамках которых следует готовить магистерские диссертации:

1. Естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.).

2. Гуманитарные и социально–экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.).

3. Технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.).

4. Сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Понятно, что магистерские работы в области государственного управления должны разрабатываться в рамках второй группы наук — гуманитарных и социально–экономических.

Каждая группа наук, указанная выше, имеет свою область исследования, имеет собственные методы исследований и схемы познания, получила собственные законы, закономерности и выводы. При этом явно прослеживается тенденция бурной дифференциации (разделения) наук. В древности при Аристотеле была одна наука — философия. В XI веке уже различали шесть наук, в XVII веке — одиннадцать наук, в XIX веке — тридцать две науки, в середине XX века — более ста наук. Но наряду с этим, в последние годы все больше осознаются отрицательные последствия дифференциации. Ведь окружающий мир един, а дифференциация стоит на том, что каждая наука изучает свою частичку этого мира. Открытые законы имеют ограниченную сферу действия. А человечество подошло к тому рубежу в своей практической деятельности, когда остро нужны знания о мире в целом. Идет поиск объединяющей науки, наподобие той, которой в свое время стала математика. Математика объединяет и естественные, и общественные, и фундаментальные, и прикладные науки, но является их слугой и при этом не способна адекватно, без искажений отобразить значительное количество процессов. Возможно, на эту роль в настоящее время претендует системология (системный подход, системный анализ), которая пытается занять место методологии всех наук.

Существует еще одна тенденция, как следствие разделения наук и их относительно самостоятельного развития. Естественные науки по уровню своего развития, по возрасту опережают общественные науки. Так сложилась история. И очень часто можно видеть, как молодые общественные науки заимствуют методы и схемы исследования естественных наук. При этом не учитывается принципиально различная природа исследуемых явлений. Так было, например, в случаях распространения законов биологических и физических процессов, на некоторые общественные процессы. Так, на наш взгляд, произошло широчайшее распространение зависимостей теории вероятностей в область исследования взаимоотношении между людьми. Так есть во многих других случаях.

Таким образом, подводя итог рассмотрения классификации наук, можно сделать следующие выводы.

Классификация наук — сложная и практически важная проблема, которая до сих пор окончательно не решена. Науки классифицируются по разным основаниям: по изучаемым формам движения материи; по ступеням развития материи; по степени их фундаментальности; по применяемым методам и схемам познания.


Человек, являясь частью природы и имея некоторые черты сходства с животными, особенно с приматами, однако же обладает совершенно уникальным свойством. Его головной мозг может выполнять действия, называемые в психологии когнитивными, – познавательные. Способность человека к абстрактному мышлению, связанная с развитием коры головного мозга, привела его к целенаправленному постижению закономерностей, лежащих в основе эволюции природы и общества. В результате возник такой феномен познания, как фундаментальная наука.

В этой статье мы рассмотрим пути развития ее различных отраслей, также выясним, чем теоретические исследования отличаются от практических форм когнитивных процессов.

Общее знание – что это такое?

Часть познавательной деятельности, исследующая базовые принципы строения и механизмов мироздания, а также затрагивающая причинно-следственные связи, возникающие вследствие взаимодействий объектов материального мира, – это и есть фундаментальная наука.

фундаментальная наука

Она призвана изучать теоретические аспекты как естественно-математических, так и гуманитарных дисциплин. Специальная структура Организации Объединенных Наций, занимающаяся вопросами науки, образования и культуры, – ЮНЕСКО – относит к фундаментальным изысканиям именно те, которые приводят к открытию новых законов мироздания, а также к установлению связей между явлениями природы и предметами физической материи.

Почему нужно поддерживать теоретические исследования

Одним из отличительных признаков, присущих высокоразвитым государствам, является высокий уровень развития общего знания и щедрое финансирование научных школ, занимающихся глобальными проектами. Как правило, они не дают быстрой материальной выгоды и часто являются трудоемкими и дорогостоящими. Однако именно фундаментальная наука является той основой, на которой базируются дальнейшие практические опыты и внедрение полученных результатов в промышленное производство, сельское хозяйство, медицину и другие отрасли человеческой деятельности.

Наука фундаментальная и прикладная – движущая сила прогресса

биология фундаментальная наука

Постулаты, которые предоставила фундаментальная наука, послужили основанием для последующих прикладных исследований, проведенных учеными-практиками.

От теории к практике

Путь от кабинета ученого-теоретика к научно-исследовательской лаборатории может занимать многие годы, а может быть стремительным и насыщенным новыми открытиями. Например, российские ученые Д. Д. Иваненко и Е. М. Гапон в 1932 году в лабораторных условиях открыли состав атомных ядер, а вскоре профессор А. П. Жданов доказал существование внутри ядра чрезвычайно больших сил, связывающих протоны и нейтроны в единое целое. Они были названы ядерными, а прикладная дисциплина – ядерная физика – нашла им применение в циклофазотронах (один из первых создан в 1960 году в г. Дубне), в реакторах АЭС (в 1964 году в г. Обнинске), в военной промышленности. Все выше риведенные нами примеры наглядно показывают, как взаимосвязана между собой фундаментальная и прикладная наука.

Роль теоретических исследований в понимании эволюции материального мира

Где используют знание закона гравитации

Все началось с опытов Галилео Галилея, доказавшего, что вес тела не влияет на скорость, с которой он падает на землю. Затем в 1666 году Исаак Ньютон сформулировал постулат вселенского значения – закон всемирного тяготения.

Теоретические знания, которые получила физика – фундаментальная наука о природе, человечество с успехом применяет в современных методах геологоразведки, в составлении прогнозов океанских приливов. Законы Ньютона используют в проведении расчетов движения искусственных спутников Земли и межгалактических станций.

фундаментальная и прикладная наука

Биология – фундаментальная наука

Пожалуй, ни в какой другой отрасли человеческого знания нет такого изобилия фактов, служащих ярким примером уникального развития когнитивных процессов у биологического вида Человек разумный. Постулаты естествознания, сформулированные Чарльзом Дарвином, Грегором Менделем, Томасом Морганом, И. П. Павловым, И. И. Мечниковым и другими учеными, коренным образом повлияли на развитие современной эволюционной теории, медицины, селекции, генетики и сельского хозяйства. Далее мы приведем примеры, подтверждающие тот факт, что в области биологии фундаментальная и прикладная наука тесно взаимосвязаны между собой.

От скромных опытов на грядках – к генной инженерии

В середине XIX столетия в небольшом городке на юге Чехии Г. Мендель проводил эксперименты по скрещиванию между собой нескольких сортов гороха, которые различались окраской, а также формой семян. У полученных гибридных растений Мендель собирал плоды и подсчитывал семена с различными признаками. Благодаря своей чрезвычайной скрупулезности и педантичности, экспериментатор провел несколько тысяч опытов, результаты которых представил в отчете.

физика фундаментальная наука о природе

Коллеги-ученые, вежливо выслушав, оставили его без внимания. А напрасно. Прошло почти сто лет, и сразу несколько ученых – Де Фриз, Чермак и Корренс – объявили об открытии законов наследственности и о создании новой биологической дисциплины – генетики. Но лавры первенства достались не им.

Фактор времени в осмыслении теоретического знания

Как оказалось впоследствии, они продублировали опыты Г. Менделя, взяв лишь другие объекты для своих исследований. К середине XX века новые открытия в области генетики посыпались как из рога изобилия. Де Фриз создает свою мутационную теорию, Т. Морган – хромосомную теорию наследственности, Уотсон и Крик расшифровывают структуру ДНК.

Однако три главных постулата, сформулированные Г. Менделем, до сих пор остаются краеугольным камнем, на котором стоит биология. Фундаментальная наука в очередной раз доказала, что ее результаты никогда не пропадают даром. Они просто ждут нужное время, когда человечество будет готовым понять и оценить новые знания по заслугам.

Роль дисциплин гуманитарного цикла в развитии глобальных познаний о мироустройстве

Выдающиеся исследования О. Конта, М. Вебера, Г. Спенсера послужили весомым доказательством в пользу утверждения о том, что история – фундаментальная наука, призванная устанавливать законы развития человеческого общества на различных этапах его развития.

фундаментальная юридическая наука

Ее прикладные отрасли – экономическая история, археология, история государства и права – углубляют наши представления о принципах организации и эволюции социума в контексте развития цивилизаций.

Юриспруденция и ее место в системе теоретических наук

Как функционирует государство, какие закономерности можно выявить в процессе его развития, каковы принципы взаимодействия государства и права – на эти вопросы отвечает фундаментальная юридическая наука. Она содержит в себе наиболее общие для всех прикладных отраслей правоведения категории и понятия. Их затем успешно применяют в своей работе криминалистика, судебная медицина, юридическая психология.

Юриспруденция обеспечивает соблюдение правовых норм и законов, что является важнейшим условием сохранения и процветания государства.

фундаментальная наука примеры

Роль информатики в процессах глобализации

Чтобы представить себе, насколько востребована эта наука в современном мире, приведем следующие цифры: более 60% всех рабочих мест в мире оснащены компьютерной техникой, а в наукоемких производствах показатель возрастает до 95 %. Стирание информационных барьеров между государствами и их населением, создание глобальных мировых торговых и экономических монополий, образование интернациональных коммуникативных сетей невозможно без IT-технологий.

Информатика как фундаментальная наука создает комплекс принципов и методов, обеспечивающих компьютеризацию механизмов управления любыми объектами и процессами, происходящими в социуме. Ее наиболее перспективные прикладные отрасли – это разработка сетей, экономическая информатика, а также компьютерное управление производства.

Экономика и ее место в мировом научном потенциале

Экономическая фундаментальная наука является базой для современного межгосударственного промышленного производства. Она выявляет причинно-следственные связи между всеми субъектами хозяйственной деятельности общества, а также развивает методологию единого экономического пространства в масштабах современной человеческой цивилизации.

Зародившись в трудах А. Смита и Д. Рикардо, впитав идеи М. Фридмана о монетаризме, современная экономическая наука широко использует концепции неоклассики и мейнстрима. На их основе сформировались прикладные отрасли: региональная и постиндустриальная экономика. Они изучают как принципы рационального размещения производства, так и последствия научно-технической революции.

экономическая фундаментальная наука

В данной статье мы выяснили, какую роль играет в развитии общества фундаментальная наука. Примеры, приведенные выше, подтверждают ее первостепенное значение в познании законов и принципов функционирования материального мира.

Все современные исследователи разделяют науки на прикладные и фундаментальные. Это совокупность разнообразных и многосложных знаний, которые охватывают более 1000 дисциплин. У каждой из них есть своя структура и особенности. Но группирование продолжается и сегодня, так как существуют некоторые науки, имеющие признаки сразу нескольких классов.

Фундаментальные и прикладные науки - характеристика, функции и взаимосвязь

Определение понятия науки

За всю историю своего существования человечество находится в постоянном движении. Процесс поиска является вечным двигателем, он устремляет людей к разработке разных методов познания окружающего мира. И одним из подобных способов стала наука. С ее помощью люди смогли познакомиться с окружающей средой, познать основные методы бытия и законы развития.

Фундаментальные и прикладные науки - характеристика, функции и взаимосвязь

Получая новую информацию, человек расширяет свои возможности. Он способен изучать и изменять окружающую реальность. Сама суть науки заключается в систематизации и создании новой информации, а также исследовании ее с разных сторон. А понятие составляет особую систему из многочисленных элементов, которые связаны одной методологией.

Основными её составляющими считаются разные дисциплины. На сегодня их существует более 10 000. Это технические, естественные, экономические и социально-гуманитарные науки. Их исследуют в различных учреждениях, а также постоянно расширяют и дополняют.

Подходы к классификации

Система наук довольно многообразна и сложна. Именно поэтому её уже столько веков изучают многие исследователи. Они рассматривают её с двух сторон:

Фундаментальные и прикладные науки - характеристика, функции и взаимосвязь

Именно при первом варианте все науки подразделяются на два больших класса — прикладные и фундаментальные. К ним относятся дисциплины, имеющие прямое отношение к практическим знаниям. Они направлены на решение определенных задач. А вторые представлены теорией. Но между ними существует взаимосвязь.

Все науки разделяют на три предметных группы: естественные, социальные и гуманитарные. Первые изучают разные аспекты природы, к примеру, это химия, физика, астрономия, биология и математика. К социальным или общественным дисциплинам относятся те, что занимаются исследованиями разных сторон человеческой жизни. А гуманитарные направлены на изучение людей и всего, что с ними связано, — язык, право, культура, интересы.

Основные отличия

Хотя прикладные и фундаментальные науки связаны, между ними есть и отличия. Первые считаются более абстрактными дисциплинами, они необходимы для изучения высоких целей. Подобная система знаний позволяет человеку формировать фундамент для всех наук. То есть она даёт представление об общей картине мира, закладывает основы для дальнейшего образования. Именно здесь создаются такие принципы и законы, концепции и теории, которые становятся фундаментом прикладных дисциплин.

Ко второму варианту относится особая система знаний, у которых есть конкретное практическое направление. С их помощью человек может выполнять свои профессиональные обязанности и решать определенные задачи. К примеру, медицинские сотрудники занимаются снижением заболеваемости, агрономы повышают урожайность культур. То есть прикладными науками называются те, результаты исследований которых достигают четкой цели.

Фундаментальные и прикладные науки - характеристика, функции и взаимосвязь

Проблема амбивалентности

Хотя все прикладные дисциплины направлены на то, чтобы помогать человеку решать определенные задачи, их итоги могут быть двойственными. С одной стороны, новые знания считаются поводом для дальнейшего прогресса и расширения сознания людей. Но с другой, они становятся причиной появления проблем. В некоторых случаях они могут оказывать негативное влияние на человека и окружающую среду.

Прикладные науки часто нарушают природную гармонию. Они служат удовлетворению потребностей личности. С их помощью люди получают хорошую прибыль. Но при этом они могут стимулировать или усугублять природные процессы, негативно сказываться на здоровье и даже заменять естественные элементы синтетическими.

Фундаментальные и прикладные науки - характеристика, функции и взаимосвязь

Подобное противоречивое отношение может угрожать существованию планеты. Ведь прикладные дисциплины служат только потребностям человека. А природа при этом терпит значительный ущерб. Эта амбивалентность поделила учёных и исследователей на две группы. Одна считает, что человек является венцом природы и может делать всё, что ему угодно. А вторая старается доказать, что люди должны жить в гармонии с окружающим миром и не нарушать его законы.

Соотношение фундаментального и прикладного

Некоторые ученые отказываются разделять дисциплины на прикладные и фундаментальные. Проблема состоит в том, что любая научная сфера начинается не с практики, а с теории. И только на конечном этапе своего развития она может превратиться в прикладную область.

Любая наука при формировании проходит два этапа. На первом новые знания аккумулируются до определённого уровня. И только после его достижения наступает второй этап. Уже на нём человек на основе полученной информации, результатов исследований и знаний может заниматься практической деятельностью. То есть в этом случае он формирует свои умения и применяет их в конкретной отрасли.

Фундаментальные и прикладные науки - характеристика, функции и взаимосвязь

Сама теория, согласно которой новые знания относятся к фундаментальной группе, а практическое использование к прикладной, не совсем верна. Дело в том, что в некоторых случаях происходит замена итогов и целей. Иногда бывает, что прикладные исследования позволяют получить новые знания. А ранее неизвестные технологии становятся основой фундаментальных знаний.

Основное отличие двух составляющих — это свойства их результатов. Если во время прикладных исследований ученые могут спрогнозировать итоги, то при фундаментальных — нет. В первом случае испытания проводятся в связи с ожиданиями людей, а во втором устоявшиеся теории могут разрушаться. Но при этом возникают гораздо более ценные знания и умения.

Социально-гуманитарные знания

Гуманитарные и социальные науки основаны на изучении проблем человека. Он является главным объектом исследования. Но пока ученые не достигли единого мнения в том, какие именно дисциплины относить к первой, а какие ко второй группе. Дело в том, что и те, и другие имеют отношение к людям. Но они рассматривают человека в социуме с разных позиций.

Некоторые науки считают, что личность без общества не сможет сформироваться полноценно. Доказательством этой теории могут быть дети, которых вырастили стаи диких животных. Они пропустили довольно важную стадию социализации, поэтому так и не смогли стать полноценными личностями.

В результате подобных исследований ученые решили, что нужно объединить науки в одну группу, социально-гуманитарную. Они рассматривают человека и как индивидуальный субъект, и как участника общественных отношений.

Фундаментальные и прикладные науки - характеристика, функции и взаимосвязь

Список подобных дисциплин очень большой:

  • социология;
  • история;
  • философия;
  • политология;
  • филология;
  • теология;
  • культурология.

Это всё гуманитарные дисциплины, но по мере развития в них проявлялись прикладные аспекты. Самыми развитыми на сегодня считаются социология, политология и психология. Они стали фундаментом для большинства практических. На их основе возникли такие науки, как технологии, криминалистика, социальная инженерия.

Задачи дисциплин

И прикладные, и фундаментальные науки служат человеку для решения его проблем и удовлетворения потребностей. То есть люди формируют свои задачи в виде социального заказа общества. Хотя на практике всё происходит несколько иначе.

Прикладные науки не могут развиваться без фундаментальных, между ними возникает тесная, практически генетическая связь. И задачи первых обусловлены постоянным развитием вторых. А это значит, что они выполняют одни и те же функции:

Фундаментальные и прикладные науки - характеристика, функции и взаимосвязь

  • открытие неизвестных фактов;
  • систематизация полученных знаний;
  • формулировка законов и открытий;
  • формирование теории.

Хотя эти задачи выполняют оба вида дисциплин, прикладные преследуют другие цели. Они необходимы для разработки и использования в производстве новых технологий. А также с их помощью люди проектируют разные приспособления и устройства, исследуют влияние процессов на объекты и вещества. Расширение списка дисциплин будет продолжаться до тех пор, пока на планете существует человек и сама наука.

Прикладные и фундаментальные задачи строятся вокруг общества и человека. Исследование обусловлено самим объектом, результаты напрямую зависят от него. Развитие дисциплин возможно на основе и практической составляющей, и теоретической. Первый вариант распространён больше, так как охватывает разные отрасли наук. А во втором другой фундамент — закономерности, обобщение, гипотезы и абстракции.

Фундаментальные и прикладные науки - характеристика, функции и взаимосвязь

Система прикладных знаний заключается в том, что для их получения используются особые конструкторы. Это абстрактные объекты, связанные теоретическими законами и направленные на изучение самой сущности процессов и явлений. В этом случае познание окружающего мира происходит с помощью философии, социологии, юриспруденции и экономики.

Человек получает новые знания благодаря теоретическим основаниям, а затем применяет их на практике. Он сам заставляет науку развиваться и продвигается в изучении разных дисциплин всё дальше. Разделить все знания на несколько групп довольно сложно, ведь у некоторых из них есть общие признаки. Но всё же одни направлены только на удовлетворение теоретических потребностей, а другие позволяют человеку выполнять свои обязанности.

§ 33. Роль науки в общественном развитии


В чём состоят особенности научного познания? Перечислите науки, основы которых вы изучаете в школе. На какие виды их можно разделить? В чём вы видите главное различие естественных и социальных наук?

Науку как вид познавательной деятельности мы уже рассматривали в курсе основной школы. Теперь обратимся к науке как к социальному институту.

Функциями науки как социального института являются производство, накопление, распространение и использование новых знаний.

Наука как социальный институт включает в себя: сообщество учёных; систему их специализации; специализированные учреждения (университеты, институты, лаборатории и т. д.); систему норм, ценностей и правил, определяющих научную деятельность; методологию и методы исследования; систему понятий, теоретических знаний и эмпирических данных.

Кроме указанных основных функций, наука выполняет мировоззренческую, экономическую и прогностическую функции. Взгляды на мир человека XXI в. должны опираться на данные современных научных исследований, а наука должна быть основой мировоззрения современного цивилизованного человека. Во второй половине XX в. в результате научно-технической революции наука превратилась в главную производительную силу общества. Она работает на экономику, результаты её исследований быстро внедряются в производство. Сущность прогностической функции состоит в том, что действия людей должны опираться на научные прогнозы, которые строятся на основе специальных научных методов.

По основному назначению науки подразделяют на теоретические (фундаментальные) и прикладные. Например, ядерная физика — фундаментальная наука, а механика — прикладная. Другая общепринятая классификация наук основана на различных объектах изучения. Науки, изучающие природу, называются естественными. К ним относятся биология, физика, химия. Науки, изучающие абстракции (числа, знаковые системы), называются точными (математика, информатика). Науки, изучающие человека и общество, — социогуманитарными (психология, экономика, социология, история и др.).


Разделение наук довольно условно. Например, география делится на физическую и социально-экономическую. Первая относится к естественным наукам, вторая — к социальным.

История науки. Отдельные элементы научных знаний можно встретить ещё в древних цивилизациях. Первые науки — медицина, математика, астрономия — появились на Востоке. Большое развитие наука получила в Древней Греции: Демокрит, Фалес, Пифагор, Евклид, Аристотель, Архимед, Птолемей — не только великие философы, но и великие учёные. Однако до начала Нового времени в науке как форме познания практически отсутствовали важнейшие компоненты — опыт и эксперимент. Наука как социальный институт тоже полностью не сформировалась, так как не было профессиональных учёных и специальных научных учреждений. Поэтому временем рождения науки в современном её понимании считают начало Нового времени — XVI в. Таким образом, наука — самая молодая составляющая духовной сферы общественной жизни.

Линию развития науки принято рассматривать на примере естественных наук, в первую очередь физики. Начало первой научной революции положил Н. Коперник, создавший гелеоцентрическую картину мира. Мысль о том, что Земля не является центром Вселенной, перевернула мировоззрение человечества. Роль Г. Галилея в первой научной революции состоит не только в том, что он открыл вращение Солнца и планет вокруг своей оси, но и в том, что он стал основоположником опытного естествознания, основанного на наблюдении и эксперименте. Высшей точкой развития первой научной революции стало открытие И. Ньютоном законов, на которых в течение двух столетий базировались все научные представления о материальном мире. Так как эти законы имели всеобщий характер, они отразились на всех областях знания. Новая парадигма основывалась на том, что картина мира аналогична часовому механизму, мир управляется жёсткими законами, которые можно открыть и строить по ним жизнь. Труды И. Ньютона явились толчком и опорой развития философии Просвещения.

Первая научная революция стала рождением современной науки. На этом этапе произошла её специализация — из натурфилософии выделяются физика, химия и биология. Результаты научных исследований начинают внедряться в практику.

Научно-техническая революция. Научно-техническая революция (НТР) началась в середине ХХ в. и превратила науку в главную производительную силу общества. Впервые в истории научная и техническая революции совпали по времени. Это коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное. Первый этап НТР — это автоматизация производства. Следующий этап ознаменовался успехами в развитии микроэлектроники — он начался в конце 1970-х гг. Этот этап получил наименование компьютерной революции.

Новый этап НТР начался в конце ХХ в. и связан с формированием глобальной сети Интернет, появлением квантовых компьютеров и с успехами в биотехнологии. Генная инженерия позволяет выводить новые виды животных и растений с запланированными качествами. Наука вплотную приблизилась к расшифровке генома человека, что будет иметь огромное значение для здоровья и продолжительности жизни людей. Учёные прогнозируют, что следующий этап НТР должен быть связан с успехами наук, изучающих человека, — физиологии, психологии, педагогики.

Среди черт НТР учёные выделяют её универсальность и всеохватность, то есть в ней задействованы все отрасли и сферы человеческой деятельности. Другой чертой является чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований (сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление). НТР требует повышения уровня квалификации трудовых ресурсов (рост наукоёмкости производства). Наблюдается и военно-техническая революция, выражающаяся в совершенствовании видов вооружения и экипировки.

Решение проблем современного мирового развития может быть осуществлено только комплексно, путём совместных усилий учёных различных научных специальностей. Наука развивается очень быстро. Нам иногда кажется, что всё уже открыто и что-то новое открыть в современном мире трудно. Тем не менее, по оценкам специалистов, научные знания удваиваются каждые 15 лет!

В развитии человечества наметилось противоречие, которое состоит в том, что развитие морали отстаёт от развития науки. Это приводит к тому, что человечество не готово взвешенно и только во благо использовать результаты своих научных достижений. В 1945 г. США использовали атомные бомбы против Японии. С этого момента стало совершенно ясно, что наука — обоюдоострое оружие. С одной стороны, научный прогресс открывает всё более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, но с другой — научные достижения нередко ведут к обострению противоречий общественного развития. Всё это возлагает на учёного особую ответственность. Учёный обязан не только следовать принципам научной этики — не искажать результаты исследований, не выдавать чужие результаты за свои, — но и ответственно относиться к возможным последствиям внедрения своего изобретения в жизнь. Таким образом, требованием современной жизни является гуманизация науки.

Наука и паранаука. Хотя в конце XX — начале XXI в. успехи науки позволили человечеству окружить себя разнообразными техническими изобретениями, плодами науки, люди проявляют всё более сильный интерес к концепциям, которые принято называть паранаучными.

Под паранаукой обычно понимают учение, которое притязает на научный статус, однако ему не соответствует, не удовлетворяет требованиям научности, не укладывается в принятые наукой стандарты. В отличие от науки, паранаука сохраняет веру в существование неких таинственных сил, постижение которых доступно, как правило, лишь особым людям.

Наиболее древними паранауками являются алхимия, астрология, нетрадиционная медицина. Сегодня к паранауке чаще всего относят концепции парафизики (лозоискательство (поиск источников воды с помощью сухой лозы), левитация (полёт в воздухе без механических устройств), вечный двигатель)), парапсихологии (ясновидение, телепатия, на их стыке — телекинез, пирокинез).

Паранаука переживает подлинный ренессанс именно в западных культурах, которые всегда славились рациональностью и прагматизмом. Ещё большую выраженность эта тенденция приобрела в современной России.

Интересно, что само развитие науки усиливает паранауку. Во-первых, научные открытия, разрушающие привычную картину мира, порождают в массовом сознании готовность верить во всё новое. Во-вторых, наука по своей сути стремится понять всё, в том числе и иррациональное, делая его объектом изучения. В-третьих, в современном обществе происходит либерализация само́й научной деятельности, пересмотр основных критериев научности. И в-четвёртых, научное сообщество предоставляет паранауке образец социальной организации.

Вопросы и задания

1. Какие положения этики учёного нарушают представители паранауки?

2. С точки зрения героя произведений А. Конан Дойля Шерлока Холмса, научные знания человеку не очень нужны — если некую информацию можно при необходимости найти в открытом доступе, то держать эти знания в голове не требуется. В этом с Холмсом согласен только каждый третий житель России, Южной Кореи и Европы, каждый четвёртый японец и только каждый седьмой американец. А каково ваше мнение? Свою позицию обоснуйте.

3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Как вам кажется, данный текст относится к науке или паранауке? По каким признакам вы это определили? Какие положения этики учёного нарушил упомянутый в тексте Андреев? Как автор текста использует исследования Андреева для доказательства своей позиции?

7. Получены новые данные об отношении населения к конкретным направлениям научных исследований и новым технологиям, которые будут внедрены в ближайшее время, и даны оценки их значимости для России (в перечне был список из 37 технологий). Респонденты считают самыми важными технологии, решающие экологические проблемы, а также новые методы лечения тяжёлых болезней, которые в России являются причиной высокого уровня смертности или инвалидности. Абсолютный лидер — проблема степени очистки питьевой воды (64 %) и восстановления её качества в реках, озёрах и подземных водах (58 %). А как бы вы расставили приоритеты важности новых технологий? Свой ответ аргументируйте.

Читайте также: