Какая из функций предполагает согласование усилий структурных подразделений для достижения целей
Обновлено: 16.06.2024
Для начала важно понять, в каких случаях командная работа подразделений необходима, а в каких — не так нужна и не влияет на бизнес-результаты.
Важнее всего наладить взаимоотношения между подразделениями, совместная работа которых приносит максимальную отдачу в масштабах компании. Например, продажи и маркетинг или продажи и финансы.
При этом в большинстве других случаев диалог лучше изоляции. Но как же его выстроить? Об этом мы и поговорим.
Подберите инструменты
Залог успеха во взаимодействии подразделений — единые цели и общее информационное поле. Конечно, этого не добьешься одной убедительной речью CEO — нужен целый комплекс инструментов.
Встречи с руководителями и сотрудниками
15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.
Что касается нашей компании, мы собираем раз в квартал всех руководителей первой и второй линии, чтобы рассказать им о планах компании, статусе их реализации, крупных проектах и достижениях.
Для руководителей подразделений продаж и маркетинга мы проводим встречи раз в месяц, чтобы показать и обсудить наш бизнес-прогресс и дальнейшие шаги, а также поделиться опытом удачных проектов. Это способствует открытому диалогу и обмену опытом между подразделениями, помогает сотрудникам расширять круг контактов и узнавать о самых эффективных подходах к работе.
Встречи линейных сотрудников с непосредственными руководителем — базовая и одна из самых значимых составляющих в управлении командой. Этот инструмент позволяет поддерживать на необходимом уровне осведомленность сотрудников о внутренних процессах, результатах и планах, ответить на вопросы, выявить сложности и скорректировать дальнейшую работу.
В нашей компании таким встречам отдается высокий приоритет. Хотя у нас много офисов по всей стране и в странах СНГ, мы выстраиваем слаженное взаимодействие между подразделениями с помощью современных средств связи. Высокие технологии и общие для регионов мероприятия решают проблему расстояний.
Культура проектной работы
Очень полезно объединять сотрудников из разных отделов для работы над общими проектами.
- Во-первых, такая работа сближает и сплачивает.
- Во-вторых, специалисты из разных отделов могут привнести в проект свои уникальные компетенции.
Другой пример: была проведена оптимизация документооборота, которая помогла сократить количество ошибок, объем расходов и воздействие работы с документами на экологию.
Внутренняя ротация персонала
Достичь большей информационной открытости помогает практика перехода сотрудников из одного департамента в другой. Так, наша компания открыто говорит о возможности горизонтального, межфункционального карьерного развития и дает сотрудникам возможность проявить себя в разных подразделениях.
В офисе компании
Например, в нашей компании один сотрудник всегда может задать вопрос другому, независимо от его должности и отдела. Рядовой служащий гарантированно получит ответ в течение трех дней, даже если обратится к директору другого департамента.
Внутренний информационный портал
Сетевые ресурсы также могут способствовать формированию эффективного взаимодействия между подразделениями. На внутреннем портале компании каждый сотрудник может узнать, чем занимаются департаменты и как распределяются обязанности в компании.
Развлекательные мероприятия
Решите проблемы в коммуникациях
При организации взаимодействия подразделений главное не избегать проблем, а быстро и эффективно с ними справляться.
Общими усилиями к большим результатам
Командная работа имеет огромное значение в бизнесе как на уровне отдельных сотрудников, так и на уровне отделов и департаментов. Стимулируйте обмен информацией в компании, снимайте барьеры, не закрывайте глаза на проблемы — и результаты не заставят себя ждать.
ОТРАСЛЕВОЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ЕДИНИЦАХ И СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ
Содержание, оформление, порядок разработки и введения в действие
Дата введения 1990-06-01
1. УТВЕРЖДЕН ГНТУ МРП
2. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ директивным письмом ГНТУ от 02.11.89 N 017-107/К/2539.
3. ИСПОЛНИТЕЛИ: В.Н.БАРАНОВ (руководитель разработки)
5. Срок первой проверки - 1993 г.
Периодичность проверки - 5 лет.
6. Введен взамен ОСТ 4Г 0.091.044, ред.2-80.
7. Ключевые слова: положения, структура, структурная единица, структурное подразделение, самостоятельность, задачи, функции, права, ответственность.
Отраслевой руководящий документ РД 107.12.009-89 разработан в целях обеспечения единого подхода на предприятиях отрасли к разработке положений о структурных единицах объединений, филиалах промышленных предприятий, филиалах НИИ (КБ), подразделениях промышленных предприятий и НИИ (КБ). Приведены примеры оформления различного рода положений.
В РД приведены основные требования, регламентирующие содержание, порядок разработки и введения в действие положений.
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на производственные и научно-производственные объединения (далее - объединения), промышленные предприятия (заводы), научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские и конструкторско-технологические бюро (далее - КБ), филиалы заводов, филиалы НИИ и КБ (далее - филиалы).
Настоящий РД устанавливает требования к построению, оформлению, содержанию, порядку разработки, согласования, утверждения и введения в действие положений о структурных единицах объединений, положений о филиалах, положений о структурных подразделениях предприятий.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Структурные единицы объединений, филиалы, структурные подразделения предприятий действуют на основании положений.
1.2. Положения представляют собой нормативные документы, определяющие юридический статус структурных единиц, филиалов, структурных подразделений, их место в системе объединения, предприятия, внутреннюю организацию, закрепление за ними функций объединения, предприятия.
1.3. Положения разрабатывают о:
структурных единицах объединений;
структурных подразделениях самостоятельных заводов, самостоятельных НИИ, КБ;
структурных подразделениях структурных единиц объединений;
структурных подразделениях филиалов.
К числу структурных подразделений, для которых разрабатывают положения, относятся:
производства (в том числе опытные), функционирующие в качестве структурных подразделений;
цехи основного и вспомогательного производства;
отделения в НИИ, КБ, являющиеся, единой планируемой и отчетной единицей;
отделы (в том числе тематические в НИИ, КБ);
отделы и лаборатории в составе отделений;
бюро в составе производств и цехов.
1.4. Положения не разрабатывают о:
заводах, НИИ, КБ, имеющих права юридического лица;
1. Заводы, НИИ, КБ, имеющие права юридического лица, действуют на основании "Закона о государственном предприятии (объединении)" и Устава.
2. Секторы, несамостоятельные лаборатории, бюро и участки действуют на основании положений о структурных подразделениях, в состав которых они входят.
1.5. Положения также не разрабатывают об отделениях, в которых планируемой и отчетной единицей является не само отделение в целом, а входящие в его состав отделы и лаборатории.
В таких отделениях начальник выступает в роли руководителя научного направления, а работы по этому направлению выполняют отделы (лаборатории) со своим планированием и отчетностью.
В этом случае разрабатывают должностное положение о начальнике отделения, как руководителе тематического направления, а также положения об отделах (лабораториях), входящих в отделение.
1.6. Положения следует разрабатывать в соответствии с:
действующими организационно-распорядительными, нормативными и методическими документами по направлениям деятельности структурной единицы объединения (филиала, структурного подразделения).
При изменении этих документов необходимо вносить соответствующие корректировки или полностью перерабатывать положения.
Примечание. Организационно-распорядительные, нормативные и методические документы, относящиеся к деятельности структурной единицы, филиала, структурного подразделения, выпущенные после утверждения положения об этой структурной единице (филиале, структурном подразделении), действуют наряду с этим положением.
1.7. Содержание положения, количество и наименование разделов зависит от характера объекта (структурная единица, филиал, структурное подразделение), для которого разрабатывают положение, а также от условий, в которых функционирует структурная единица, филиал, структурное подразделение.
В настоящем РД изложение содержания положений производится по следующим группам:
положения о структурных единицах объединений и филиалах;
положение об отделении в НИИ, КБ;
положения о производствах (в том числе опытных), о цехах основного и вспомогательного производства, о самостоятельных участках;
положения об отделах (в том числе тематических в НИИ, КБ), об отделах и лабораториях в составе отделений; о самостоятельных лабораториях и самостоятельных бюро; о бюро в составе производств и цехов.
Общим для положений каждой группы является количество и наименования разделов в них.
1.8. К каждому положению прилагают "Схему подчиненности структурных звеньев" структурной единицы, филиала, структурного подразделения.
Примечание. Структурные звенья - это самостоятельные и несамостоятельные подразделения, должностные лица и исполнители (отдельные работники) предприятия, структурное звено низшего уровня управления - исполнитель (работник).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ
2.1. Положения о структурных единицах объединений и филиалах
2.1.1. Положения о структурных единицах объединений и филиалах должны включать в себя следующие разделы:
1) общие положения;
2) основные задачи;
3) имущество и средства;
4) производственно-хозяйственная деятельность (для заводов - структурных единиц объединений и для филиалов заводов);
научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность (для НИИ и КБ - структурных единиц объединений и филиалов НИИ и КБ);
8) ревизия деятельности, реорганизация и ликвидация.
Примечание. Организационную структуру структурной единицы (филиала) разрабатывают и утверждают отдельно.
2.1.2. Раздел "Общие положения" содержит:
полное наименование и административную непосредственную подчиненность структурной единицы (филиала);
уровень хозяйственной самостоятельности структурной единицы (филиала);
правовые, организационно-распорядительные и нормативно-технические документы (НТД), которыми руководствуются в своей работе структурная единица (филиал);
должность руководителя, возглавляющего структурную единицу (филиал);
порядок назначения, утверждения на должность и освобождения от должности руководителя структурной единицы (филиала);
порядок разработки, согласования и утверждения положения о структурной единице (филиале), ее организационной структуры и штатного расписания.
В разделе необходимо также указать, что:
деятельность структурной единицы (филиала) строится на основе плана экономического и социального развития объединения (предприятия);
объединение (предприятие) обеспечивает соблюдение прав структурной единицы (филиала) и осуществляет контроль за выполнением структурной единицей (филиалом) своих обязательств;
структурная единица (филиал) имеет печати с указанием своего наименования и ведет переписку через закрепленное за ним почтовое отделение.
Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус структурной единицы (филиала), если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.
2.1.3. В разделе "Основные задачи" приводят перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности структурной единицы (филиала).
Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Производственно-хозяйственная деятельность" ("Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность").
Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создана и осуществляет свою деятельность структурная единица (филиал).
2.1.4. В разделе "Имущества и средства" следует указать, какие основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности и финансовые ресурсы закреплены за структурной единицей (филиалом).
Кроме того, в разделе необходимо указать, какие фонды (материального поощрения, социального развития и др.) формирует структурная единица (филиал).
Основой эффективной управленческой деятельности любого предприятия является грамотно выстроенная организационная структура управления.
Организационная структура представляет собой комплекс взаимосвязей между различными уровнями организации, нацеленный на максимально эффективное распределение обязанностей между всеми уровнями управления и конкретными сотрудниками.
Практически любая структура управления предполагает наличие вертикальных и горизонтальных связей.
Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования, строятся между подразделениями предприятия, которые находятся на одном управленческом уровне (не подчиняются друг другу). Вертикальные связи предполагают подчинение одного звена или звеньев другому.
В организационной структуре можно выделить два основных звена:
- управляемое звено (подчиняющийся объект);
- управляющее звено (руководящий объект).
Сегодня существует много классификаций организационных структур управления предприятием. Все их многообразие можно разделить на две группы:
Залог успешного функционирования предприятия при иерархическом типе структуры управления:
- иерархичность управления;
- четкое и полное распределение труда;
- преобладание вертикальных связей;
- наем на работу исключительно квалифицированных работников.
Гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям во внешней среде при одновременном почти полном отказе от иерархии и преобладании горизонтальных связей — основная характеристика органического (горизонтального) типа управления.
Вертикальная структура управления
Эта структура управления имеет наибольшее распространение за счет четко выраженной иерархии: чем выше должность, тем больше полномочий и подчиненных. Основание пирамиды состоит из должностей, у которых нет подчиненных.
Например, во главе компании стоит единоличный руководитель, реже — совет директоров. В середине находятся руководители высшего звена (заместители генерального директора по направлениям). Далее идут руководители среднего звена (начальники отделов по направлениям), затем — руководители низшего звена (начальники бюро, групп и т. д.), потом — исполнители.
Нередко вертикальная структура насчитывает не два-три звена руководителей, а больше. Это актуально для крупных компаний, которые давно находятся на рынке. В таком случае создаются различные департаменты, дирекции, отделы, группы, бюро и другие службы. В каждой из них есть свой руководитель.
В итоге получается, что путь от исполнителя до высшего руководства настолько длинный, что сведения с низа до верха доходят с опозданием, искажением или вообще не доходят.
Горизонтальная структура управления
Горизонтальная структура направлена на то, чтобы минимизировать бюрократию в структуре управления для ускорения процесса согласования документов, принятия решений, повышения адаптивности и гибкости компании. В таком случае сокращается путь от высшего руководства до исполнителей. Эта система управления предполагает и повышенную инициативность, креативность исполнителей.
Учитывая, что основные связи горизонтальные, взаимодействие между исполнителями (группами исполнителей) должно быть на высоком уровне. Добиться этого не так просто, особенно в ситуации, когда у исполнителей (групп исполнителей) диаметрально противоположные видения на одну и ту же задачу.
По этой причине в некоторых случаях может показаться, что системе управления не хватает звена среднего руководства. Однако заниматься формированием такого звена не нужно. Ведь задача системы сводится к максимальной эффективности без бюрократизации при повышенной вовлеченности в процесс непосредственных исполнителей.
В большинстве случаев по мере развития компании расширяется доля занимаемого ею рынка, увеличивается численность сотрудников. Как следствие, усложняются структура и бизнес-процессы компании, взаимодействие между элементами структуры.
Если изначально компания функционировала при наличии единоличного руководителя и нескольких исполнителей, то по мере развития у нее появляются новые подразделения со своими начальниками среднего звена, которые отвечают за финансовые, технические и другие вопросы.
Выстраивается четкая схема: от руководителя высшего звена спускается задача руководителю (руководителям) более низкого звена. Дальше задачу спускают до руководителей, стоящих одной ступенью ниже, или до исполнителей. Когда поставленная задача выполнена, снизу вверх движется отчет о результатах выполнения.
Графически вертикальную и горизонтальную структуру управления можно представить следующим образом (рис. 1, 2).
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
На основании представленных схем вертикальной и горизонтальной структур управления компанией определим основные преимущества и недостатки каждой из них (см. таблицу).
ОСНОВНЫЕ ПОДТИПЫ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
Линейная структура управления
Линейная структура управления предполагает наличие единоличного руководителя, которому подчиняются исполнители или руководители подразделений (линейные руководители).
Преимущества линейных структур управления:
- четкость управленческой функции;
- высокая степень ответственности на всех уровнях структуры;
- оперативность принятия решений и исполнения поставленных вертикальных задач;
- простота построения.
Недостатки линейных структур:
- низкий уровень гибкости и адаптации к изменяющимся внешним факторам;
- высокая загрузка руководителей всех уровней структуры;
- высокая концентрация власти;
- высокие требования к квалификации руководителей.
А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача -обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рис. 4.2). К ним относятся:
распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.
1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции - приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.
3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования (см. главу 1), а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределении функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т.п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.
Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований, предполагает наличие пяти элементов:
• Первый элемент - умение смоделировать ситуацию. В основе этого процесса лежит целостное представление ситуации, которое включает способность понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством их продукции и потребностей собственной фирмы, т.е. ее способности удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического планирования, затрудняют возможность моделирования ситуации. В этой связи роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к абстракции, тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегического плана, можно выявить необходимость и возможность изменений в фирме.
• Второй элемент - способность выявить необходимость изменений в фирме. Интенсивность изменений на предприятиях и в организациях в условиях рыночной экономики гораздо выше, чем в плановой, что объясняется большим динамизмом внешней рыночной среды. В условиях монополизма любые изменения направлены на сохранение экспансии компании. Сейчас они представлены многообразием переменных параметров, характеризующих компанию: от эффективности производственных затрат до отношения компании к риску, включая номенклатуру, качество продукции и послепродажный сервис. Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей:
• готовности работников аппарата управления реагировать на тенденции, возникающие из действия известных факторов в данной отрасли;
• научно-технического потенциала, интеллекта, интуиции, творческих способностей управленцев, позволяющих на основе учета комбинации известных и неизвестных факторов приводить компанию в готовность к действиям в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения ее конкурентоспособности.
• Третий элемент - способность разработать стратегию изменений. Поиск рациональной стратегии - интеллектуальный, творческий процесс поиска приемлемого варианта функционирования предприятия. В его основе лежит способность руководителей и специалистов предвидеть развитие ситуации, из отдельных разрозненных факторов воссоздать "мозаичное полотно" будущих событий. Разработчики стратегического плана должны уметь писать различные сценарии, владеть инструментарием прогнозирования.
• Четвертый - способность использовать в ходе изменений надежные методы. Арсенал средств и методов стратегического планирования достаточно велик. Он включает: стратегические модели, основанные на методах исследования операций; матрицу Бостонской консультативной группы (БКГ); кривую опыта; модель Мак-Кинси "75"; график прибыльности "Майсигмы" и т.д. Подробно эти и другие модели стратегического планирования рассмотрены в работе Б. Карлофа "Деловая стратегия" [10].
• Пятый элемент - способность воплощать стратегию в жизнь. Между стратегией как научно-обоснованным планом и практической деятельностью работников предприятия существует двусторонняя связь. С одной стороны, любые действия, не подкрепленные планом, обычно оказываются бесполезными. С другой стороны, процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью, также бесплоден. Поэтому работники предприятия, занятые реализацией стратегии, должны знать технологию.
Термин "стратегическое управление" был введен в обиход на стыке 60-70-х годов для того, чтобы внести различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Однако из этого не вытекает, что до указанного периода фирмы совершенно не выполняли эту функцию. Необходимость проведения различия между стратегическим и текущим управлением обусловлена, в первую очередь, двумя обстоятельствами: особенностями управления капиталом и управления производством; условиями осуществления бизнеса.
Укрупненно систему управления предприятием в рыночной экономике можно представить в виде трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных компонентов (уровней): администрации; организации; менеджмента.
Администрация как субъект управления представлена собственниками капитала предприятия, например, в акционерном обществе - акционерами. Для того, чтобы эффективно управлять | предприятием, администрация создает соответствующую организацию, которая представлена аппаратом управления и регламентами его работы. Построением рациональной организации занимаются, кроме собственников капитала предприятия, соответствующие специалисты - организаторы производства и управления. Для эффективного управления предприятием в рамках созданной организации администрация нанимает штат руководителей и специалистов, называемых менеджерами. Условность такого деления состоит в том, что один и тот же человек может одновременно находиться в трех блоках, например, акционер может быть служащим компании, т.е. выполнять функции менеджера и организатора. Поэтому принято говорить о трех уровнях менеджмента: высшем, среднем и низшем. Руководители на высшем (институциональном) уровне, который представлен администрацией, заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией предприятия к различного рода переменам, управлением отношениями между предприятием и внешней средой, т.е. тем, что мы называем стратегическим планированием. Руководители среднего и низового уровня, который в основном представлен наемными менеджерами, в рамках разработанной на высшем уровне стратегии выполняют функции управления процессами и операциями, что составляет тактику предприятия.
Стратегическое (перспективное) и тактическое (текущее) управление имеют свои особенности, методологию и алгоритмы реализации. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому планированию от текущего управления, явилась необходимость переноса центра внимания высшего руководства на окружение предприятия для того, чтобы своевременно и соответствующим образом реагировать на происходящие в нем изменения.
Различия между стратегическим и оперативным управлением можно видеть на ряде конструктивных признаков, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления (Ансофф, 1972 г.; Шендел и Хаттен, 1972 г.; Ирвин, 1974 г.; Пирс и Робертсон, 1985 г. и др.) (табл. 4.1).
Сравнительная характеристика признаков стратегического и оперативного управления
Читайте также: