Как получить унп в беларуси гражданину рб

Обновлено: 13.05.2024

Наше Адвокатское бюро профессионально занимается вопросами получения гражданства Республики Беларусь вот уже несколько лет. Благодаря нам более 15 иностранных граждан получили гражданство Республики Беларусь.

Ежегодно гражданство Беларуси получают 4500-5000 человек, наибольшее количество из таких стран как Украина, Россия и Казахстан.

Среди преимуществ белорусского гражданства выгодное географическое положение между странами СНГ и Европейского Союза; невовлеченность в европейские экономические кризисы и внешнеполитические конфликты; социальная направленность государственной политики; возможность трудоустройства.

Способы получения гражданства

-в результате приема в гражданство;

-в порядке регистрации;

-по иным основаниям, предусмотренным закономи международными договорами.

Ребенок приобретает гражданство автоматически в момент своего рождения по факту наличия у хотя бы одного из его родителей гражданства Беларуси, независимо от места рождения. В случае рождения на территории Беларуси, ребенок приобретает гражданство, если государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства, либо родители являются лицами без гражданства.

Прием в гражданство осуществляется по заявлению лица при соблюдении следующих условий:

-возраст 18 лет и более;

-проживание на территории страны в течении 7 лет;

-знание и следование законам страны;

-знание русского или белорусского языка;

-наличие доходов, позволяющих обеспечить себя и семью;

-отказ от уже имеющегося гражданства;

Условие проживания на территории страныв течении семи лет может не распространяться на:

-белорусов, а также идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков по прямой линии, которые родились вне Беларуси;

– имеющих высокие достижения в социо-культурных областях либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Беларуси;

-ранее имевших гражданство Беларуси.

Заявление о приеме в гражданство составляется в произвольной форме, к нему прилагаются:

-четыре цветные фотографии размером 30 x 40 мм;

-копии страниц документа для выезда за границу со сведениями о фамилии, имени, отчестве, месте рождения, гражданстве;

-копии страниц вида на жительство в Республике Беларусь содержащих те же сведения

-копия документа, подтверждающего факт рождения (свидетельства о рождении); заключения брака (свидетельство о заключении брака);

-копия удостоверения беженца (если предоставлен статус беженца в Беларуси);

подтверждение наличия законного источника доходов, позволяющих обеспечить себя и семью;

-документ компетентного органа иностранного государства, подтверждающий отсутствие гражданства иностранного государства (если прекращение гражданства невозможно по независящим от заявителя причинам прилагается его заявление с указанием причин)

-подтверждение уплаты государственной пошлины.

Все документы должны быть составлены по утверждённой форме, не иметь исправлений и помарок, копии должны быть заверены нотариально; документы на иностранном языке должны быть переедены на русский.

Для этого необходимо написать заявление по установленной форме, к которому прилагаются все те же документы, что и при приеме в гражданство (перечислены выше), за исключением анкеты, копии удостоверения беженца, подтверждения наличия источников доходов. Также к заявлению прилагаются:

-копии документов, подтверждающих кровное родство с лицами, которые родились либо постоянно проживали на территории Беларуси до 12 ноября 1991 г. либо копии документов, подтверждающих рождение (свидетельство о рождении) либо постоянное проживание (лицевой счет; справка о месте жительства) заявителя на территории Беларуси до 12 ноября 1991 г. В случае их отсутствия могут быть предоставлены косвенные подтверждения: аттестат об окончании учреждения образования, записи в трудовой книжке, архивные данные и иные документы;

-в случае отсутствия разрешения на постоянное проживание в Беларуси, должны также быть предоставлены документы, необходимые для регистрации по месту жительства; документ об отсутствии судимости в гражданской принадлежности; медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая отсутствие заболеваний, включенных в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения. Наш адвокат по гражданству поможет Вам подготовить все необходимые документы, а также пройти все необходимые процедуры.

К иным основаниям приобретения гражданства относится приобретение гражданства при усыновлении, а также в соответствии с международными договорами. К таковым относится Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства.

Решение о приеме в гражданство принимает Президент либо органы внутренних дел.

Вопросы предоставления гражданства и легализации пребывания на территории Беларуси относятся к ведению Министерства внутренних дел. Если заявитель находится на территории Беларуси, документы подаются в отдел по гражданству и миграции соответствующего органа внутренних дел по месту регистрации. Если вне территории Беларуси, то документы подаются в дипломатическую службу Беларуси. Там же в последующем заявитель получает белорусский паспорт.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство – один год; о приобретении гражданства в порядке регистрации – два месяца; о приобретении гражданства в соответствии с международными соглашениями – три месяца.

Иностранцы, планирующие получать гражданство Беларуси, должны начать эту процедуру с приобретения вида на жительство, который выдается первоначально на два года, а в последующем на пять лет. Иностранцу необходимо проживать в Беларуси имея вид на жительство непрерывно (выезжая не более чем на три месяца в год) в течении семи лет, чтобы в последующем быть принятым в гражданство Беларуси. Для приобретения гражданства в порядке регистрации этот срок может быть уменьшен либо вовсе не применяться.

Иметь двойное гражданство в Беларуси запрещено. За гражданином Беларуси не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами. Именно поэтому при подаче документов на вхождение в гражданство Беларуси обязателен документ об отказе от гражданства своей страны. Исключение – дети до 14 лет, если иное иностранное гражданство есть у отца или матери.

В случае если Вы решили обратиться за гражданством Республики Беларусь адвокаты по гражданству нашего Адвокатского бюро помогут Вам разобраться со всеми вопросами, связанными с получением гражданства Республики Беларусь, а также помогут Вам обратиться с подачей документов для получения гражданства. Свяжитесь с нами для получения подробной информации.


Фриланс распространён в различных сферах, а в особенности – в деятельности, связанной с написанием текстов, переводе, рекламе, компьютерном программировании, архитектуре, дизайне, веб-дизайне, фото- и видеосъёмке, консультационной деятельности и т.п.

Преимущества от использования услуг фрилансеров очевидны, т.к. компания имеет возможность привлекать специалистов самого разного уровня различных сфер, находящихся в других городах и даже странах, без необходимости обустройства рабочего места и несения связанных с этим затрат.

Рынок фриланс-услуг в настоящее время уже достаточно развит во всем мире и стремительно развивается в том числе и в Республике Беларусь.

Зачастую компании, прибегая к услугам фрилансеров, в частности резидентов иностранных государств, сталкиваются с рядом вопросов, найти ответы на которые даже опытным специалистам не всегда просто.

Попробуем разобраться с возникающими вопросами при приобретении услуг у иностранных физических лиц-фрилансеров в данной статье.

Далее следует определиться, каким образом будут оформлены отношения с иностранцем. При этом возможны два варианта:

Вариант А)

Прием на работу иностранного фрилансера с соблюдением требований трудового законодательства, в первую очередь Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) и оформлением трудового договора;

Вариант Б)

Оформление отношений с иностранцем в рамках гражданского законодательства с соблюдением положений Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) и заключением гражданско-правового договора.

Однако при оформлении такого приема необходимо соблюсти требования не только законодательства о труде, но и требования законодательства о трудовой миграции, а также законодательства о порядке пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь.

Во-первых, организации следует получить разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, подтверждающее право нанимателя привлекать иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы потребуется в том случае, когда планируется трудоустройство более 10 иностранцев, или когда после приема на работу иностранца у нанимателя в совокупности будет работать более 10 иностранцев. Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы не требуется, если наниматель является резидентом ПВТ.

Во-вторых, организации необходимо обеспечить получение специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее - спецразрешение), подтверждающего право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь. Спецразрешение должно быть получено нанимателем на каждого иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Не требуется получение спецразрещения на граждан государств - членов ЕАЭС, а также нанимателями, являющимися резидентами ПВТ.

В-третьих, иностранец должен получить разрешение на въезд на территорию Республики Беларусь. ТК устанавливает, что заключение трудового договора с дистанционным работником допускается только при личном присутствии такого работника. Таким образом, иностранцу для заключения трудового договора потребуется прибыть в Республику Беларусь.

В-четвертых, организации следует надлежащим образом оформить прием иностранца на работу и заключить с ним трудовой договор. Для заключения трудового договора иностранец должен прибыть по месту нахождения нанимателя лично и представить необходимые документы.

Содержание трудового договора с иностранцем-фрилансером, выполняющим работу дистанционно, будет иметь особенности. Например, трудовой договор с иностранцем, не имеющим разрешения на постоянное проживание, может быть только срочным (возможно заключение контракта). Кроме этого такой трудовой договор в обязательном порядке должен содержать определенные особенности и условия, установленные действующим законодательством.

Кроме заключения собственно трудового договора наниматель должен издать приказ о приеме на работу и ознакомить иностранца с ним под подпись и в присутствии иностранца оформить на него трудовую книжку установленного образца, заполнить сведения в ней, а также ознакомить работника под подпись с локальными правовыми актами (ЛПА) организации, которые непосредственно связаны с его трудовой деятельностью.

В-пятых, наниматель, не являющийся резидентом ПВТ, в течение месяца со дня подписания трудового договора обязан зарегистрировать его в подразделении по гражданству и миграции. В подразделение по гражданству и миграции представляются оба экземпляра трудового договора (работника и нанимателя), поэтому зарегистрировать его необходимо в период пребывания иностранца-фрилансера на территории Республики Беларусь. Наниматель, являющийся резидентом ПВТ, обязан в течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового договора (контракта) письменно уведомить подразделение по гражданству и миграции по месту жительства (пребывания) иностранного работника о заключении такого трудового договора (контракта) с приложением его копии.

На основании изложенного заключение трудовых договоров с иностранными фрилансерами, выполняющими дистанционную работу, является достаточно трудоемким и сложным процессом, требующим соблюдения нанимателем целого ряда положений законодательства о труде и о внешней трудовой миграции.

Поэтому организация может рассмотреть второй из возможных вариантов оформления отношений с иностранцем-фрилансером (ВАРИАНТ Б).

Организации вправе привлекать иностранных физических лиц к выполнению работ по гражданско-правовым договорам (далее - ГПД). В частности, по договорам подряда, на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности. При заключении ГПД с фрилансерам организации следует соблюсти форму такого договора и включить в него определенные существенные условия, установленные законодательством. Также важно при заключении ГПД не допустить подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Чтобы не допустить подмены трудового договора ГПД, определения лишь его наименования будет недостаточно. Важно включить в него все условия, отражающие суть правоотношений между сторонами. Прежде всего следует правильно сформулировать предмет договора. В отличие от трудового ГПД заключается для выполнения конкретной определенной работы.

*По трудовому договору работник обязан выполнять не какую-либо индивидуально-определенную работу, а работу по одной или нескольким профессиям (специальностям, должностям) соответствующей квалификации, т.е. исполнять определенную трудовую функцию в деятельности организации.

Как видим, оформление отношений с иностранцем в рамках гражданского законодательства и заключение с ним ГПД гораздо проще оформления таких отношений в рамках трудового законодательства.

Вне зависимости от избранного организацией варианта оформления отношений с иностранным фрилансером при оказании им услуг (выполнении работ) в общеустановленном порядке организация выступает налоговым агентов в отношении удержания и уплаты подоходного налога из выплачиваемых фрилансеру доходов, а также у организации возникает необходимость уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – взносы в ФСЗН) и взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – взносы в Белгосстрах) из данных доходов.

Подоходный налог.

Иностранные граждане независимо от того, относятся они к налоговым резидентам либо нет, должны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных ими от источников в Республике Беларусь. К таким доходам относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений. Таким образом, доход иностранного фрилансера в виде заработной платы или вознаграждения по ГПД признается доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, и подлежит обложению подоходным налогом в Республике Беларусь в общеустановленном порядке, а организация, являющаяся источником выплаты указанных доходов, обязана при их выплате удерживать с этих доходов подоходный налог. Вместе с тем организации при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов иностранцев необходимо учитывать приоритет норм международного права. Так, если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Налоговым кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

ПРИМЕР

Белорусская организация заключила трудовой договор с физическим лицом (резидентом Франции), работающим дистанционно на территории Франции. Должна ли организация удерживать подоходный налог из заработной платы, начисленной этому гражданину?

В данной ситуации для определения порядка обложения подоходным налогом дохода (заработной платы) данного лица следует руководствоваться Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики об устранении двойного налогообложения доходов от 04.10.1985 (далее – Соглашение).

На основании п. 1 ст. 9 Соглашения заработная плата и аналогичные вознаграждения физического лица с постоянным местожительством во Франции, получаемые им в Беларуси и не освобождаемые от налогообложения, не облагаются налогами в Беларуси, если:

  • упомянутое лицо находится в Беларуси в течение одного или нескольких периодов времени, не превышающих в сумме 183 дней в календарном году, и
  • вознаграждения выплачиваются нанимателем или от имени нанимателя, который не имеет постоянного местопребывания во Франции, и
  • расходы по выплате вознаграждений не несет постоянное представительство, которым наниматель располагает во Франции.

В рассматриваемом примере физическое лицо работает дистанционно на территории Франции и не находится на территории Беларуси, белорусская организация не имеет постоянного местопребывания и постоянного представительства во Франции.

Поэтому доходы с физического лица (резидента Франции), работающего дистанционно, не облагаются подоходным налогом в Беларуси.

Для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения плательщик представляет налоговому агенту или в налоговый орган по месту постановки на учет подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, выданное (заверенное) уполномоченным органом иностранного государства.

Кроме этого предусмотрена обязанность представления организациями в налоговый орган по месту постановки на учет сведений о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам иностранных государств. Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

Взносы в ФСЗН.

Иностранные граждане, работающие в Республике Беларусь, подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Заявление об участии в правоотношениях по государственному социальному страхованию не требуется. Таким образом, выплаты иностранным фрилансерам включаются в объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН в таком же порядке, как и выплаты работающим гражданам Республики Беларусь. При этом взносы в ФСЗН уплачиваются за иностранцев, с которыми заключены не только трудовые договоры, но и ГПД (независимо от места выполнения работы), в размерах, сроки и порядке, предусмотренных законодательством.

Однако при начислении взносов на выплаты иностранным гражданам необходимо учитывать следующее правило: если международным договором предусмотрены правила, отличные от тех, которые установлены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора.

ПРИМЕР

Белорусская организация заключила трудовой договор с гражданином Российской Федерации. Этот гражданин проживает и выполняет работу дистанционно на территории Российской Федерации. Должна ли организация начислять и уплачивать взносы в ФСЗН на выплаты, начисленные этому гражданину?

Согласно статье 5 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан в Санкт-Петербурге 24.01.2006) (далее – Договор) застрахованные, на которых распространяется действие данного Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.

Порядок оформления выбора применяемого законодательства определен Соглашением о применении Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (далее – Соглашение).

В случае выбора работником (гражданином Российской Федерации) законодательства одной из Договаривающихся Сторон и выполнения процедур, установленных Соглашением наниматель должен уплачивать за него взносы на государственное социальное страхование с учетом выбора работника в соответствующие органы Российской Федерации либо Республики Беларусь.

При отсутствии заявления работника о выборе применяемого законодательства наниматель обязан уплачивать за работника (гражданина Российской Федерации) взносы в ФСЗН. Уплата взносов за иностранного гражданина вне рамок Соглашения, с которым заключен трудовой договор, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Взносы в Белгосстрах.

Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат жизнь и здоровье граждан, работающих на основании трудовых договоров (контрактов), а также работающих на основании ГПД, в местах, предоставленных страхователем. Следовательно, с выплат в пользу иностранных фрилансеров организации необходимо исчислить и уплатить взносы в Белгосстрах. При этом за фрилансеров, работающих дистанционно, с которыми заключены трудовые договоры, страховые взносы в Белгосстрах уплачиваются в общеустановленном порядке независимо от места выполнения работы. При заключении ГПД с фрилансером, который работает удаленно, вне места нахождения организации, взносы в Белгосстрах не начисляются и не уплачиваются. Данное условие не включается также в ГПД, так как гражданин работает у себя дома или в другом месте, которое организация ему не предоставляла.

Персонифицированный учет.

Поскольку иностранцы подлежат обязательному государственному социальному страхованию, то каждый иностранец, в том числе работающий дистанционно, подлежит регистрации в органах ФСЗН, на основании чего фрилансеру открывается индивидуальный лицевой счет и присваивается страховой номер.

НДС и налог на доходы иностранных организаций при приобретении услуг у иностранных физических лиц-фрилансеров не исчисляются и не уплачиваются организацией, т.к. отсутствуют объекты налогообложения указанными налогами.

Выдача водительского удостоверения образца Республики Беларусь на основании иностранного водительского удостоверения осуществляется в соответствии с пунктом 15.2 Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года №200 после положительной сдачи теоретического экзамена.

Для обмена водительского удостоверения необходимо обратиться в регистрационно-экзаменационное подразделение Госавтоинспекции по месту регистрации и предоставить следующие документы:

  • паспорт, или иной документ, удостоверяющий личность, с отметкой о регистрации по месту жительства, либо свидетельство о регистрации по месту пребывания - в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной;
  • копию водительского удостоверения, выданного иностранным государством, а также его оригинал;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую годность к управлению механическими транспортными средствами (медицинская справка должна быть выдана учреждением здравоохранения Республики Беларусь);
  • документы, подтверждающие внесение платы (за выдачу водительского удостоверения - 2 базовые величины (БВ), за прием теоретического квалификационного экзамена на право управления механическим транспортным средством - 0,05 БВ, за оформление заявления – 0,08 БВ, за компьютерные услуги – 0,04 БВ).

Лица, переехавшие на постоянное жительство в Республику Беларусь и имеющие действительное водительское удостоверение, выданное иностранным государством, считаются не имеющими права управления механическими транспортными средствами, самоходными машинами на территории Республики Беларусь по истечении 90 дней с даты выдачи таким лицам паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь до получения такими лицами водительского удостоверения в Республике Беларусь.

Срок действия выдаваемых в Республике Беларусь водительских удостоверений составляет десять лет, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. Водительские удостоверения, выданные до 1 февраля 2011 года, сохраняют свое действие в течение срока, на который они были выданы.

В соответствии с пунктом 14 Правил дорожного движения (далее – ПДД), утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551, иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, при управлении механическим транспортным средством обязаны иметь:

Одновременно информируем, что в случае выявления на данных транспортных средствах неисправностей и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении в соответствии с приложение 4 к Правилам лица, управляющие этими транспортными средствами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В случае намерения иностранца (гражданина Российской Федерации) пребывать на территории Республики Беларусь свыше указанного срока необходимо получить разрешение на временное или постоянное проживание.

Иных документов, кроме вышеуказанных, для управления автомобилем на территории Республики Беларусь не предусмотрено.

Ответственность за эксплуатацию транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрена статьей 18.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Кроме этого, в случае дорожно-транспортного происшествия с участием транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с ч. 2 ст. 18.20 КоАП управлявшее им физическое лицо привлекается к ответственности в виде штрафа в размере десяти базовых величин. Если такой автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, штраф составит двадцать пять базовых величин.

Частью 4 статьи 18.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное превышение скорости движения свыше 20 км/ч, совершенное в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. В указанном случае к виновному лицу может быть применено административное взыскание в виде штрафа в размере от 5 до 15 базовых величин или лишение права управления от 3 до 12 месяцев.

Находящиеся на территории Беларуси иностранные граждане, юридические лица, а также лица без гражданства, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Все штрафы, предусмотренные КоАП для граждан Беларуси, распространяются и на граждан других государств.

При этом если граждане Беларуси получают по почте соответствующее уведомление, то информация с камер фотофиксации о правонарушениях, совершенных на автомобилях с регистрационными знаками других государств, передается на пункты контроля оплаты, расположенные на выезде из страны. Штраф оплачивается непосредственно в этих пунктах.

Пункты контроля оплаты оборудованы приборами автоматического распознавания, которые сканируют номерные знаки всех проезжающих автомобилей. Информация передается на портативный переносной датчик, закрепленный на руке у сотрудника ГАИ. Если на номерном знаке числится нарушение скорости, остановки и стоянки, он подает сигнал, и инспектор ГАИ останавливает машину нарушителя.

Если по какой-то причине водитель сумел выехать из Беларуси, избежав ответственности, при следующем посещении страны ему все-таки придется погасить задолженность в соответствии с законодательством.

Анализ ежегодной статистики показывает, что более чем в половине случаев гибели детей в дорожно-транспортных происшествиях, они являются пассажирами. Так, в 2013 году из 20 погибших на дорогах Беларуси детей 11 были пассажирами транспортных средств. Еще 148 детей-пассажиров получили тяжелые травмы. В 2014 году погибли 9 детей-пассажиров, 167 получили ранения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских автомобильных кресел позволяет в случае ДТП снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей постарше – на 54%. В автокресле риск получения травм снижается на 76%, тяжелых травм - на 92%.

В соответствии со вступившими в силу с 16 января 2015 года изменениями в Правила дорожного движения перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:

  • детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до пяти лет;
  • детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до двенадцати лет. При этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку ребенка и не соскальзывать на шею.

Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных устройств, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

Ребенок выше 150 сантиметров, как любой другой пассажир, должен быть пристегнут ремнем безопасности.

Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен.

Пунктом 207-1. Правил дорожного движения Республики Беларусь определено, что при участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям части второй пункта 25 приложения 4 к Правилам:

Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками "М+S", "M&S", "M.S", "M S" или "All seasons", во время эксплуатации на указанном покрытии не должны иметь остаточную высоту рисунка протектора менее 4 мм.

Подпунктом 10.6. водителю запрещено двигаться на транспортном средстве на гусеничном ходу или с металлическими шипами (кроме ошипованных шин) по дороге общего пользования с усовершенствованным покрытием.

Каких-либо других ограничений, касающихся зимних шин, а также ошипованных шин Правилами дорожного движения Республики Беларусь не предусмотрено.

Пожалуйста:
1 – Брестская область;
2 – Витебская область;
3 – Гомельская область;
4 – Гродненская область;
5 – Минская область;
6 – Могилевская область
7 – город Минск.

Нет, такая возможность законом не предусмотрена. Строгость наказания в данном случае полностью соответствует вине.

Частично. Такие меры принимаются в отношении нетрезвых автолюбителей. Причем сдавать провинившимся владельцам четырехколесных друзей нужно все с ноля: и вождение, и теорию.

За движение в темное время суток без световозвращателя по краю проезжей части предусмотрено предупреждение или штраф в размере от одной до трех базовых величин. Если пешеход нетрезв, то штраф может составлять от 3 до 5 базовых величин. Освещенность или неосвещенность участка в темное время суток не имеет значения. Если Вы двигаетесь по краю проезжей части - Вы должны обозначить себя световозвращающим элементом и при этом идти навстречу движению транспортных средств.

При приеме на работу в Республике Беларусь граждан Российской Федерации, помимо нормативных правовых актов, регламентирующих трудовую миграцию граждан стран-членов СНГ и ЕАЭС, следует учесть и двусторонние договора с РФ.

Такими договорами для граждан России применяются более льготные условия и правила трудоустройства, нежели предусмотренные в иных указанных НПА.

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, подписан в г. Астане 29.05.2014, вступил в силу с 01.01.2015 (далее – Договор о ЕАЭС);

Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998 (далее – Договор от 25.12.1998

Соглашение об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства от 24.01.2006 (далее – Соглашение об обеспечении равных прав).

Трудоустройство граждан России в Беларуси: особенности

Особый правовой статус россиян заключается в предоставлении им статуса, аналогичного статусу белорусских граждан. Так, согласно ст. 7 Договора от 25.12.1998 граждане Республики Беларусь и граждане России имеют равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории Республики Беларусь, а также равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах, связанных с трудовыми отношениями. Трудовая деятельность регулируется трудовым договором в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Особенности правового статуса россиян как иностранных граждан представлены в таблице 1.

Особенности правового статуса граждан Российской Федерации и трудовых отношений с ними в сравнении с другими иностранными гражданами

Особенности правового статуса граждан Российской Федерации и трудовых отношений с ними

Правовая норма или документ

Соглашение о взаимных безвизовых поездках

Не нужна миграционная карта

Пункт 1 ст. 2 Соглашения об обеспечении равных прав

Статья 3 Соглашение об обеспечении равных прав

Примечание : согласно п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС – в течение 30 суток с даты

въезда, т.е. граждане России имеют более продолжительный срок пребывания на

территории Беларуси без регистрации по сравнению с гражданами других

Максимальный срок временного пребывания определяется сроком действия трудового договора или гражданско-правового договора, заключенного россиянами с белорусским работодателем или заказчиком работ (услуг)

Пункт 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС

В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию Республики Беларусь россияне имеют право без выезда с территории Беларуси в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор

Пункт 9 ст. 97 Договора о ЕАЭС

При приеме на работу россиянина не применяются ограничения в виде квотирования или иные ограничения по приему иностранных граждан в отдельные отрасли экономики

Статья 7 Договора от 25.12.1998, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС

Не нужен проект трудового договора, подписанный нанимателем

Россиянину не нужно специального разрешения на работу, а его нанимателю – разрешения на привлечение его на работу

Пункты 1 и 2 Решения от 22.06.1996 № 4, ст. 7 Договора от 25.12.1998, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС

Россияне имеют право вступать в профессиональные союзы наравне с гражданами Беларуси

Пункт 5 ст. 98 Договора о ЕАЭС

В стаж, дающий право на пособия по социальному и пенсионному страхованию, входит также время работы в России

Статья 7 Договора о сотрудничестве от 24.01.2006

Признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании (за исключением документов, необходимых на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью)

Пункт 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС

Однако в сравнении с гражданами Республики Беларусь прием на работу россиян имеет следующие особенности, связанные с отсутствием у россиян белорусского гражданства:

россияне не могут быть приняты на работу в организации по должностям и профессиям, для занятия которых требуется белорусское гражданство (государственная служба в государственных органах, в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований), не могут являться работниками военизированной охраны и т.п.;

в отношении россиян не ведется воинский учет, т.к. гражданине Российской Федерации – это иностранные граждане, а иностранный гражданин не может быть призван на военную службу, поэтому при приеме на работу у него не нужно требовать документы воинского учета;

временно пребывающие граждане Российской Федерации, как и другие иностранные работники, подлежат постановке на миграционный учет.

Специфика признания документов об образовании РФ в Беларуси

В отношении граждан Российской Федерации это не является особо новым. Так, легализировать документы, выданные в России для работы в Беларусь, не требовалось в силу части первой ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994, согласно которой без легализации на территории Республики Беларусь признаются дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Переводить такие документы также нет необходимости, поскольку русский язык в Республике Беларусь является одним из государственных языков.

Оформление на работу граждан РФ

В таблице 2 приведен сравнительный алгоритм приема россиян на работу (на основе общего алгоритм приема на работу иностранцев).

Сравнение общего алгоритма приема на работу граждан России по сравнению с иными иностранными гражданами

В отношении граждан Российской Федерации

Установление факта отсутствия возможности заполнения вакансии (необходимой должности, профессии) работниками (лицами), постоянно проживающими в Республике Беларусь

Согласование с потенциальным иностранным работником условий трудового договора, пребывания в Республике Беларусь

При согласовании необходимых условий получение от иностранца копий необходимых документов

Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (при привлечении более 10 иностранных работников)

Получение на каждого иностранного работника специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь

Получение документов для въезда в Республику Беларусь (виза для въезда в Республику Беларусь, тип C – с правом работы по найму)

Требование в соответствии с п. 1 части первой ст. 54 ТК предъявить документы, необходимые для заключения трудового договора согласно законодательству

Фактически существуют особенности к перечню документов, которые должны предъявить иностранцы при приеме на работу

Направление потенциального работника на прохождение обязательного медицинского осмотра

Аналогичны с приемом на работу белорусов

Написание работником заявления о приеме на работу (необязательно)

Ознакомление работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснение его прав и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 54 ТК)

Ознакомление работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (п. 3 ч. 1 ст. 54 ТК)

Проведение вводного инструктажа по охране труда (п. 4 ч. 1 ст. 54 ТК)

Заключение трудового договора

Оформление заключения трудового договора приказом (распоряжением) о приеме на работу (п. 5 ч. 1 ст. 54 ТК)

Аналогичны с приемом на работу белорусов

Заключение при необходимости договора о полной материальной ответственности

Оформление на работника трудовой книжки (п. 6 ч. 1 ст. 54 ТК) или внесение записи о приеме на работу, а также выдача расписки работнику о ее получении

Оформление личной карточки на работника (если она предусмотрена в организации)

Оформление при необходимости личного дела работника

Оформление документов по персонифицированному учету (ПУ-1, ПУ-2) и представление их в территориальные органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Читайте также: