Какая должность входит в редакционные коллективы всех видов сми

Обновлено: 04.07.2024

Ключевые слова: главный редактор, медиапроцесс, управление редакцией.

E.S. Smurova

Murmansk, Russia

Keywords: chief editor, media process, management of editorial office.

В деятельности руководителей редакционных коллективов – главных редакторов, ответственных секретарей и др. – уже давно проявлялись элементы того, что сейчас называется менеджментом. В итоге, в компетенции главного редактора находятся все вопросы, связанные с организацией бесперебойной работы редакции по выпуску медийного продукта. Поэтому специалисту, занимающему данную должность, необходимо обладать совокупностью качеств, способствующих успешному руководству редакцией.

Обращение к деятельности главных редакторов особенно важно в условиях функционирования СМИ в рыночной среде. Современная массмедийная ситуация ведет к трансформации профессиональных и личностных характеристик руководителя издания. Управленческий интеллект становится важнейшим ресурсом личности и частью культуры общества. Участие в конкурентной борьбе за популярность, получение большей прибыли, привлечение рекламодателей характерно для большинства СМИ [262] .

По мнению В. Ворошилова, газетный менеджмент – это равнодействующая двух векторов: экономического (управление экономикой и маркетингом редакции) и социально-психологического (управление творческим коллективом). Таким образом, важнейшее значение имеют два вида менеджмента – производственный, творческий и собственно экономический – финансовый. Нередко главному редактору приходится совмещать в своей деятельности эти два вида управления, при этом используя разные методы.

Главный редактор, выступает одним из ключевых топ – менеджеров современных СМИ, занимает ведущее место в управленческом звене любого редакционного коллектива. Основные его функциональные обязанности связаны с формированием идейно-тематической линии издания, со стратегическим и текущим планированием, руководством журналистским коллективом, представительскими функциями, редакторской работой над текстами журналистов [263] .

От деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического издания. Особенности его характера, жизненного опыта, методов руководства коллективом – все сказывается на тематике и содержании, форме выступлений и дизайне издания. Поэтому к нему предъявляют высокие требования. Кроме широких и глубоких знаний, связанных, в частности, с той областью жизни общества, которую освещает его газета, – политикой, экономикой, культурой или другими, особое значение получают качества редактора как управленца. Особенно его умение быстро принимать решение по любому вопросу, связанному с деятельностью редакционного коллектива. Способность оценить изменения в конкретной обстановке, сложившуюся ситуацию и оперативно скорректировать прежние планы, задания.

Главный редактор определяет информационную политику газеты. Под этим понимают ее общественную позицию, отношение к событиям и процессам, которые происходят в различных сферах жизни общества – политике, экономике, культуре. От него, прежде всего, зависит роль газеты, которую она будет играть в общественной жизни, – объективного информатора, полезного советчика, помогающего людям понять, что происходит, и принять в соответствии с этим правильное решение. Или его газета станет выразителем и защитником интересов какой-либо экономической или политической структуры – партии, движения, финансовой корпорации – и активным участником борьбы, которую она ведет со своими противниками и конкурентами [264] .

Роль главного редактора в судьбе и успехах коллектива велика. Любая редакция может рассматриваться в двух планах: как формальная и как неформальная организация. Соответственно можно говорить о двух типах отношений в коллективе: формальных — должностных, функциональных и неформальных — психологических, эмоциональных. В первом случае мы встречаемся с социальным феноменом — руководством, во втором — с феноменом психологическим — лидером. Идеальный вариант, когда редактор, менеджер, является одновременно и лидером, и руководителем. Однако так бывает не всегда, что и становится источником многих внутриредакционных коллизий. Эффективность редакционной политики во многом определяется тем, насколько точно понимает и исполняет свои управленческие роли главный редактор [265] .

Здесь многое зависит от стилей руководства. Психологи делят их на директивный (авторитарный), коллегиальный (демократический) и попустительский (нейтральный).

1. Авторитарный (директивный) стиль. Для этого стиля характерно жесткое единоличное принятие руководителем решений, касающихся группы (редакции) и слабый интерес к работнику как личности.

2. Демократический (коллегиальный) стиль. В этом случае руководитель стремится к выработке коллективных решений, проявляя при этом интерес к неформальному, человеческому аспекту отношений.

3. Нейтральный (попустительский) стиль. Характеризуется полной отстраненностью руководителя от дел коллектива.

Таким образом, можно заключить, что данная должность требует от специалиста комплекса профессиональных качеств и умений, позволяющих успешно руководить редакцией. В задачи главного редактора входит решение не только административных вопросов, но и творческих. Являясь носителем определенного мировоззрения, редактор должен уметь четко проводить информационную политику издания, уметь формировать идейно-творческую концепцию СМИ, наконец, постоянно заботиться об эффективной текстовой модели газеты.

Важные деловые качества для главного редактора: грамотность; организованность; стремление узнавать новое; обучаемость; эрудиция.

По собственным наблюдениям как внештатного корреспондента, стиль главного редактора можно определить как демократический (коллегиальный) – проявление интереса к неформальному, человеческому аспекту отношений, учитываются предложения и мнения подчиненных, что создает благоприятные условия труда и способствует эффективной работе по созданию выпуска газеты.

Список литературы:

1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. 288 с.

2. Ильина Е.И. Некоторые аспекты менеджмента СМИ. М., 2002. 220 с.

4. Ким М.Н. Роль главного редактора в управленческой системе редакции // Управленческое консультирование. 2015. №6 (78). С. 182-190.

6. Циркунов И.Б. Периодика Мурмана: краткий справочник средств массовой информации Мурманской области. Мурманск: Кн. Изд-во, 2008. 184 с.

7. Шипилова М.В. Главный редактор как субъект медиапроцесса: автореф . дис. канд. филол. наук. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2012. 25 с.

Менеджмент сильнейшим образом влияет на коллектив редакции, компании, агентства. Его воздействие проявляется уже в период формирования редакции – на ее величину, состав и структуру. И усиливается во время функционирования редакции и выпуска ее издания. Характеристики редакционного коллектива определяются не только его творческими и производственными целями – необходимостью выпускать периодическое издание на возможно более высоком профессиональном уровне, но и экономическими причинами – требованием обеспечить конкурентоспособность издания, укрепить его позицию в избранной для него информационной нише и приносить прибыль. С учетом этого и определяется величина коллектива редакции и компании.

Величина редакционного коллектива

Первый же вопрос, который встает перед учредителем нового СМИ, уже решившим проблемы создания его финансовой и материальной базы и приступившим к набору будущих его работников, – сколько сотрудников должно быть в редакции? Как определить оптимальную величину ее коллектива? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Можно лишь с уверенностью сказать, что для выпуска крупного издания создают крупную редакцию, для издания небольшого печатного или аудиовизуального органа величину редакции можно уменьшить. В каждом конкретном случае придется учитывать множество факторов: периодичность выхода издания, его объем – количество полос и их формат в номере газеты или продолжительность телепрограммы, тип издания и характер его аудитории, профессиональную квалификацию сотрудников редакции и др. И возможности оплаты их труда – с учетом их стоимости на рынке рабочей силы.

В современных рыночных условиях учредитель и руководитель редакционного коллектива вынуждены исходить из требования предельного ограничения его величины, оставляя в редакции лишь тот минимум, который в состоянии обеспечить выпуск издания без снижения его уровня.

Задачу минимизации величины редакции все чаще решают, уменьшая количество ее штатных работников и одновременно привлекая все больше нештатных сотрудников. При этом часть последних работают в редакции на постоянной основе, некоторым из них даже поручают ведение определенных тематических рубрик издания. Но оплачивают их работу только гонораром за публикации. С ними могут заключить договор-контракт на определенное время, оговорив в нем условия сотрудничества. Охотно обращаются к такой форме трудовых отношений в редакциях изданий с низкой периодичностью их выхода, например в журналах-ежемесячниках. Все это позволяет руководству редакцией значительно сократить расходы на оплату ее штатных работников.

Подобная минимизация величины редакции возможна, понятно, только при достаточно высоком профессиональном уровне ее сотрудников. Их слабая подготовка неизбежно заставляет увеличивать коллектив и расходы на его содержание. Большое влияние минимизация величины редакции оказывает и на состав ее коллектива, и на организацию его работы.

Состав редакционного коллектива

Не меньшую роль играет менеджер и в подборе журналистских кадров, в определении оптимального состава коллектива. Ответив на первый, уже известный нам вопрос: сколько работников требуется для подготовки и выпуска издания, – учредитель СМИ и руководитель коллектива должны найти ответ на второй вопрос: какие работники нужны редакции, представители каких журналистских, технических и коммерческих специальностей? Рекомендации менеджера помогают быстрее найти ответ на этот вопрос. Они способствуют формированию кадровой политики руководителей редакции, давая экономическое обоснование решениям о приглашении журналистов и других сотрудников в ее коллектив или об освобождении от работы не справившихся с обязанностями, о передвижении работников из одной структуры в другую и т.п.

Эффективность работы журналиста, сотрудника технического или коммерческого подразделения в большой степени определяется соответствием его специализации месту, которое он занимает в коллективе редакции. Если такое соответствие отсутствует, это приводит к снижению уровня работы сотрудника – возрастанию времени выполнения задания, возможности ошибок, возникновению необходимости оказывать ему помощь и т.п. И к увеличению расходов, связанных с его работой.

Менеджмент и кадровая политика редакции

Менеджер должен представлять себе реальные возможности и источники пополнения и укрепления редакционного коллектива.

Один из этих источников – факультеты журналистики государственных и негосударственных университетов. Их питомцы получают достаточную теоретическую подготовку, необходимую для адаптации в редакциях различных СМИ. Но они обладают минимальным практическим опытом и умениями, поэтому период их адаптации в коллективе несколько затягивается. Зато после его завершения большая часть дипломированных журналистов показывает себя с наилучшей стороны. Другим источником редакционных кадров становятся редакции других изданий, выходящих в том же городе и нередко выступающих в роли конкурентов. Менеджер издания с прочной финансовой базой может попытаться пригласить интересующего его журналиста в свою редакцию, гарантировав ему лучшие условия труда – интересную работу и повышенную зарплату. Не каждый согласится на такой переход, да и редакция, в которой он работает, узнав о его намерениях, может поспешить улучшить его условия. Для редакций небольших городских и районных изданий, далеких от университетских городов, источником пополнения персонала редакции остаются гуманитарные факультеты местных вузов и актив. В кругу активистов издания – ее внередакционных авторов, хорошо знакомых журналистам, подбирают грамотных, пишущих людей: учителей, студентов, счетных работников и других и приглашают их занять свободные должности. Конечно, пройдет немало времени, прежде чем эти люди смогут стать полноценными работниками, но у них есть ряд достоинств, возмещающих их недостатки, – знание местных условий, связи с населением и др.

Контракт – срочный трудовой договор работодатель может заключить и с нештатным сотрудником редакции, в привлечении которого он заинтересован.

Контрактная система найма имеет свои достоинства. Она позволяет руководителю коллектива легко освободиться от неквалифицированного, недобросовестного работника, не выполняющего условия контракта. Договорная база между сотрудником и работодателем расширяется, в контракт вносятся дополнительные условия. Здесь могут быть оговорены и особые условия расторжения контракта. Его продолжительность может быть самой разной – от нескольких месяцев, необходимых для подготовки программы, до пяти лет и зависит от воли нанимателя. Впрочем, в контракт может быть внесен пункт, предоставляющий работнику право расторжения контракта и получения соответствующей компенсации, если наниматель нарушит свои обязательства.

Все условия, определяемые контрактом, делятся на две части. К первой относятся так называемые основные условия, связанные с режимом труда и отдыха, характером работы, ее оплатой, отпуском. Вторая часть – так называемые факультативные условия, связанные с различными сторонами социальной защиты работника, например, с предоставлением ему жилой площади и т.п. Это позволяет руководителю редакции или компании регулировать ее состав, отсеивая слабейших работников и поощряя лучших. Он может отказаться от возобновления контракта или наоборот – возобновить его, увеличив его срок, повысив зарплату работника и т.п.

Редакционный менеджер может предложить руководителям СМИ смешанную форму их договорных отношений с работниками. С теми из них, в ком редакция заинтересована и кого не хотела бы лишиться, полезно заключить бессрочный трудовой договор. Он гарантировал бы такому человеку стабильность его положения и поддержку редакции, а ей гарантировал бы его сотрудничество в течение длительного времени. С остальными работниками редакции заключают контракты.

В соответствии со статьями 59, 94, 96, 113, 153, 157 и 268 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации

I. Должности служащих

1. Администратор телевидения

2. Администратор съемочной группы

5. Артист оркестра

6. Артист (кукловод) театра кукол

7. Артист ансамбля песни и танца

8. Артист - музыкальный эксцентрик

9. Артист танцевального и хорового коллектива

10. Артист балета

11. Артист балета (солист)

12. Артист драмы

14. Артист мимического ансамбля

15. Артист - буффонадный клоун

16. Артист симфонического (камерного) оркестра

17. Артист оркестра духового

18. Артист эстрадного оркестра и ансамбля

19. Артист оркестра народных инструментов

20. Артист, ведущий концерт

22. Артист оркестра эстрадно-симфонического

23. Артист камерно-инструментального и вокального ансамбля

24. Артист эстрадно-инструментального ансамбля

25. Артист оркестра (ансамбля), обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки

26. Артист разговорного жанра

28. Артист эстрадно-спортивного, иллюзионного и других оригинальных эстрадных жанров

29. Артист-вокалист (солист)

30. Артист-вокалист музыкальной комедии и эстрады

33. Артист цирка всех жанров

34. Артист - концертный исполнитель (всех жанров)

35. Артист вспомогательного состава

36. Ассистент балетмейстера

37. Ассистент режиссера

38. Ассистент режиссера-постановщика

39. Ассистент режиссера радиовещания

40. Ассистент режиссера телевидения

41. Ассистент телеоператора

42. Ассистент хормейстера

43. Ассистент дирижера

44. Ассистент звукооператора

45. Ассистент звукорежиссера

46. Ассистент звукооформителя

47. Ассистент оператора тележурналистского комплекта

48. Ассистент кинооператора

49. Ассистент кинорежиссера

50. Ассистент художника по комбинированным съемкам

51. Ассистент художника-мультипликатора

52. Ассистент художника-постановщика

55. Ведущий программы

57. Выпускающий ответственный

58. Главный балетмейстер

59. Главный выпускающий

60. Главный директор программ

61. Главный редактор студии (киностудии)

62. Главный редактор творческого объединения

63. Главный редактор телевидения и радиовещания

64. Главный дизайнер проекта

65. Главный дирижер

66. Главный звукорежиссер

67. Главный искусствовед

68. Главный кинооператор

69. Главный режиссер

70. Главный редактор (издательства, редакции газет и журналов)

71. Главный редактор программ

72. Главный телеоператор

73. Главный хормейстер

74. Главный художник

75. Главный художественный руководитель

76. Главный художник-модельер

78. Диктор редакции радиовещания

79. Директор программ (радиотелевизионных)

80. Директор съемочной группы

81. Директор творческого объединения (коллектива)

83. Заведующий аттракционом

84. Заведующий аттракционным комплексом

85. Заведующий труппой

86. Заведующий частью (музыкальной, постановочной, учебной, художественной и др.)

87. Заместитель главного редактора

88. Заместитель директора съемочной группы

91. Звукооформитель радиовещания

93. Инспектор манежа (ведущий представление)

96. Кинооператор комбинированных съемок

102. Концертмейстер по классу балета

103. Концертмейстер по классу вокала

105. Корреспондент издательства, редакции газеты или журнала

106. Корреспондент собственный

107. Корреспондент специальный

108. Культорганизатор детских внешкольных учреждений

109. Литературный сотрудник

110. Мастер-художник по созданию и реставрации музыкальных инструментов

113. Музыкальный руководитель

114. Музыкальный оформитель

116. Оператор видеозаписи

117. Оператор звукозаписи

118. Оператор тележурналистского комплекса

119. Ответственный редактор

121. Помощник главного режиссера (художественного руководителя) постановочной, художественно-производственной мастерской

В Законе Российской Федерации о СМИ для интернет-журналистики предусмотрена форма, которая называется "сетевое издание". У сетевого издания должен быть учредитель, устав, главный редактор, редакция и веб-сайт в интернете. От редакции закон требует "осуществлять свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности", а также подчиняться руководству главного редактора. Больше закон ничего про особенности структуры редакции не говорит.

Такое широкое правовое поле обеспечивает множество вариантов организации редакционной работы. Процесс построения редакции интернет-СМИ отличается большей гибкостью. Принципиальное отличие от работы всех прочих СМИ здесь только одно: один из этапов в работы в сетевом издании – это публикация материала в интернете на своем веб-сайте. В остальном – полная свобода. Однако это не значит, что можно оставить все так, как было раньше в печатных СМИ. Практика показывает, что для успеха сетевого издания редакция должна быть другой и по составу, и по распределению обязанностей.

В предельно малой форме сетевое издание представляет из себя как минимум один веб-сайт и одного человека, который может выступать одновременно и главным редактором, и учредителем, и администратором веб-сайта. Предельно крупной формы нет – число сотрудников ограничивается только объемом бюджета. В России есть тысячи сетевых изданий с редакциями из одного-двух-трех людей, и есть крупные – с сотнями сотрудников и сложной развитой структурой управления.

В том случае, если интернет-СМИ появилось в результате конвергенции традиционного СМИ (то есть это СМИ вышло в интернет), с точки зрения закона оно все равно является самостоятельным средством массовой информации. Главный редактор и редакция такого интернет-СМИ при этом могут быть и отдельным коллективом, теми же самыми людьми, которые работают над основным оффлайновым СМИ. Как показывает практика, второй вариант организации работы более продуктивен. В случае существования двух разных редакций есть риск возникновения между ними неуместной конкуренции.

В конвергентной редакции сетевое СМИ со своим веб-сайтом – это лишь одна из платформ распространения материалов. Производством и подготовкой материалов для всех платформ занимаются универсальные отделы и журналисты. Такую схему работы с развитой системой разделения труда могут позволить себе лишь крупные СМИ и медиахолдинг.

Распределение обязанностей и структура редакции

Одним из базовых навыков интернет-журналиста является универсальность. Высококвалифицированный сотрудник сетевого издания должен уметь быстро находить информацию в интернете, анализировать ее, грамотно писать тексты, использовать целый ряд компьютерных программ (браузер, графические редакторы, программы для видеомонтажа), и понимать, чем посты в "Твиттер" отличается от постов в "Фейсбуке". Чем меньше редакция сетевого издания, тем важнее такая самостоятельность и многогранность сотрудников. Верно и обратное: чем крупнее и богаче издание, тем больше в нем может быть специалистов с особыми компетенциями, благодаря которым можно качественно обогатить продукт.

Можно выделить специфические только для интернет-СМИ роли сотрудников в редакции. Специалист по мониторингу или редактор-агрегатор, эта роль предполагает ориентацию в море информационных поводов и событий. "Мониторщик" отбирает темы в соответствии с предпочтениями конкретного сетевого издания. Специалист по социальным сетям (SMM), эта роль предполагает продвижение ссылок на публикации в социальных медиа с учетом особенностей каждой площадки. Модератор комментариев, эта роль предполагает контроль за процессом общения аудитории. Модератор следит, чтобы комментаторы не нарушали требований закона и редакция не была из-за этого наказана Роскомнадзором. Все эти роли могут выполнять отдельные лица, либо их можно распределить между членами редакции. Модерацию и SMM без можно отдать и на аутсорсинг, а вот мониторщика лучше держать в редакции и вручить сирену на случай особо важных новостей.

На практике выбор стратегии распределения обязанностей в коллективе ограничен количеством и качеством личного состава. Скромный бюджет диктует выбор в пользу журналистов с универсальным набором навыков. Он же и является препятствием для привлечения опытных специалистов. В свою очередь, большие финансовые возможности сами по себе не гарантируют высокое качество конечного продукта, ведь настоящих профессионалов своего дела на каждом рынке труда мало. Оптимальное решение в каждом случае следует искать в разумном сочетании журналистов широкого и узкого профиля в рамках одной редакции.

В интернет-СМИ центральной фигурой производства остается редактор, и без него работа остальной части коллектива распадется на разрозненные элементы. Только это не просто редактор текста, а редактор мультимедийной публикации. Тоже самое касается корреспондентов. В мелких сетевых СМИ функции редакторов и корреспондентов могут выполнять одни и те же люди, причем благодаря технологиям беспроводного интернета и при наличии аппаратуры им доступна возможность опубликовать свой материал прямо с "полей". Эта возможность интернет-журналиста отсутствует у печатных СМИ и похожа на прямое включение у телеканалов и радиостанций, но обходится гораздо дешевле.

Следующие подразделения являются типичными для средних и крупных сетевых изданий: новостная либо информационная служба, группа специальных корреспондентов, фотослужба, отдел иллюстраций, а также тематические отделы: политика, экономика, спорт, культура и так далее. Иногда тематические отделы успешно заменяют редакторы с углубленной специализацией. У сетевого СМИ обычно есть свой IT-отдел, рекламный отдел, финансовая и хозяйственная служба, если только все эти функции не отданы на аутсорсинг.

Руководство сетевым изданием

Как только сетевое издание решает привлечь сотрудников, возникает потребность обеспечивать их всем необходимым для работы, а также отчитываться о хозяйственной деятельности перед государством. Так в коллективе появляется бухгалтер и сотрудники обеспечения: завхоз, сетевой администратор, юрист, заведующий кадрами, секретарь, уборщица, водитель и другие. Программист, дизайнер и веб-аналитик работают над веб-сайтом издания, менеджер по рекламе продает рекламу, директор по развитию – с партнерами и планами, и так далее.

Вся техническая часть коллектива обычно подчиняется генеральному директору. Все эти люди ничего не публикуют, но оказывают большое влияние на работу СМИ. На какой технике и с каким программным обеспечением будут работать редакторы и корреспонденты, каков будет функционал, дизайн и место веб-сайта в сложной системе новостных агрегаторов и поисковых систем, не будут ли журналистов отвлекать от работы бытовые проблемы – все эти и многие другие заботы ложатся на плечи генерального директора и его подчиненных.

Несогласованность действий гендиректора и главного редактора, конфликты между ними, неизбежно несут с собой огромные трудности для работы редакции. Заканчиваются такие истории в итоге либо серией увольнений, либо падением производительности издания и его ликвидацией.

На практике описанная выше проблемная ситуация может выглядеть так. Бюджет условного московского сетевого издания с коллективом из 12 человек составляет миллион рублей в месяц. Тридцать процентов уходит на аренду помещения для редакции в центре столицы, еще шестьдесят составляет зарплатный фонд. Остальное уходит на командировочные, текущие и бытовые расходы. У главного редактора много идей по развитию сетевого издания, но для их воплощения в жизнь требуются новые кадры, а денег на них не остается. Редакторы жалуются на низкие для Москвы зарплаты и тратят время и силы на дополнительный заработок на стороне. Гендиректор не может обойтись без своей команды, его также полностью устраивает адрес редакции. В результате посещаемость веб-сайта издания не растет, наиболее способные журналисты, набравшись опыта, переходят к более щедрым работодателям, аудитория и рекламодатели уходят к динамично развивающимся конкурентам. По итогам года учредитель оказывается недоволен показателями и принимает решение сменить команду проекта, все оказываются в проигрыше.

Чтобы избежать подобных проблем, между гендиректором и главредом должно быть согласие по всем рабочим вопросам, особенно если устав наделяет гендиректора правом влиять на редакционную политику, а главного редактора – на финансы. Второй вариант – совмещение должностей гендиректора и главного редактора одним лицом. Третий – строгое разграничении функций так, чтобы исключить конфликтные ситуации.

Обычная схема разграничения обязанностей в руководстве такова. Гендиректор отвечает за обеспечение редакции всем необходимым для работы, техническое обслуживание веб-сайта и коммерческую сторону деятельности редакции. Главный редактор осуществлял стратегическое планирование и определяет общую схему распределения обязанностей в коллективе.

Часто у главного редактора есть заместитель, который отвечает за кадровую политику и тактическое распределение обязанностей, часто ему напрямую подчиняются корреспонденты. В подчинении главного редактора может быть ответственный секретарь, который контролирует выполнение сотрудниками обязанностей и плана, налаживает горизонтальные связи между отделами. Начальники отделов отвечают каждый за свой участок работы и следят за выпуском.

Важно, чтобы в руководстве редакцией соблюдался принцип единоначалия, так как "двоевластие" – противоречивые указания разных руководителей – дезориентируют, раздражают и демотивируют коллектив.

Читайте также: