Как заверить диплом о высшем образовании для выезда за границу

Обновлено: 01.07.2024

Стоимость обучения в Оксфорде может достигать 3 миллионов ₽ в год. На эти деньги можно купить квартиру. Сравни.ру выяснил, как выучиться на бакалавра или магистра в европейском вузе и не разориться.

По данным Юнеско, 56 915 российских студентов учатся за границей — около 1,6% от общего их количества. Большинство из них поступили в вузы Германии, Чехии и США. Стремление получить зарубежное образование понятно: первые строчки рейтингов лучших вузов мира занимают университеты Великобритании и Соединённых Штатов, в то время как главный вуз России — МГУ — находится, например, лишь на 194 месте в рейтинге Times Higher Education. Вопреки ожиданиям, учиться за границей, в том числе и в Европе, можно за небольшие деньги или даже бесплатно.

Обучение на местном языке

Некоторые государства Европы, например Норвегия, Италия и Финляндия, предлагают бесплатно получить высшее образование — как местным жителям, так и иностранцам. Однако учиться в этих странах придётся на их языке, отмечает эксперт в области международного образования компании Unipage Жанна Понарина. Англоязычные программы, как правило, платные.

Этот вариант больше всего подходит тем, кто хорошо учил иностранный язык в школе или университете. Согласно статистике Росстата, из европейских языков наибольшей популярностью у россиян пользуются английский, немецкий, французский и испанский. В вузы Германии, Франции и Испании также можно поступить бесплатно.

Языковые курсы

Тем, кому не повезло с изучением иностранного языка в школе, предлагаются языковые курсы. Чтобы овладеть языком на уровне, достаточном для поступления в вуз, не всегда требуется много времени. Например, чешский язык можно выучить с нуля за один академический год на подготовительных программах в Праге, уверена Екатерина Балабанова, ведущий менеджер образовательных программ компании Students International. Стоимость таких программ в Чехии зависит от учебного заведения и в среднем колеблется от 3 000 до 5 000 € (237 000–395 000 ₽).


Образовательные программы

Обучение иностранцев в вузах спонсируют некоторые европейские государства в рамках образовательных программ. Большинство из этих программ рассчитаны на вторую ступень высшего образования — магистратуру — и подходят тем, кто уже окончил университет в родной стране.

Самая широкая география охвата — у программы Erasmus Plus: все страны Евросоюза, а также Македония, Лихтенштейн, Исландия, Турция и Норвегия. Erasmus Plus включает в себя программу Erasmus Mundus, в рамках которой можно получить магистерскую степень в одном из вузов стран — участниц программы. Стипендия Erasmus Mundus покрывает стоимость обучения, затраты на проживание, транспортные расходы, стоимость визовой поддержки и страховки.

Одна из самых популярных у российских студентов программ — Chevening — даёт право год учиться в магистратуре одного из вузов в Великобритании. Стипендия покрывает не только стоимость обучения, но и проживание, транспортные расходы, затраты на исследования и даже стоимость оформления визы. Чтобы получить стипендию Chevening, надо иметь степень бакалавра или выше, опыт работы от двух лет и подтвердить уровень владения английским языком. Важное условие: необходимо вернуться в Россию не позднее чем через два года после окончания программы.

Ещё одна известная программа — стипендии DAAD Германской службы академических обменов. Россияне, окончившие бакалавриат, специалитет или магистратуру, могут претендовать на годовое последипломное обучение в немецких вузах. Студенты, поступившие в вуз по этой программе, получают стипендию 850 € (67 150 ₽) в месяц, медицинскую страховку и частичную компенсацию дорожных расходов. Также DAAD может оплатить языковую подготовку. При этом программа не компенсирует стоимость обучения, если студент был зачислен на платный курс (например, на английском языке).

Университетская стипендия

Европейские университеты выплачивают собственные стипендии — они намного выше привычных нам стипендий в российских вузах, и иногда их может хватить на оплату проживания и обучения, частично или даже полностью. Такая возможность есть в том числе у студентов самых престижных в мире вузов. К примеру, магистранты Оксфорда могут претендовать на стипендию фонда Кларендон, а студенты Кембриджа — выбрать одну из стипендий в зависимости от факультета и родной страны.

Искать вузовские стипендии можно на сайтах самих университетов, обычно они находятся в разделе Scholarships. Обратите внимание на условия получения выплат. Чаще всего стипендиаты должны показывать высокие достижения в учёбе и лидерские способности. В некоторых вузах стипендии положены малообеспеченным студентам, разумеется, по европейским меркам. Например, в Швейцарской высшей технической школе Цюриха (10 место в рейтинге лучших вузов мира) стипендия может составлять 1 883 CHF (135 576 ₽) в месяц, если общий ежемесячный доход студента и его родителей — 100 000 ₽.


Дополнительные расходы

Сертификат о знании языка

Чтобы поступить в европейский вуз, необходимо подтвердить владение иностранным языком. Самые известные тесты на знание английского языка — это TOEFL и IELTS. Сертификат TOEFL можно получить в 30 крупных городах России, его стоимость везде одинаковая — $260 (17 940 ₽). Тест IELTS можно сдать в 16 регионах, его цена, в зависимости от региона, составляет 14–23 000 ₽. Большинство европейских вузов принимает и TOEFL, и IELTS, британские вузы — только IELTS. Оба сертификата действуют два года.

Знание местного языка многие вузы проверяют во время вступительных экзаменов, но могут потребовать и международные сертификаты. В Германии, к примеру, это TestDaF (стоимость — 145 € (11 455 ₽)), во Франции — DELF (2 500–6 000 ₽).

Выписка с банковского счёта

Перед тем как оформлять визу, следует позаботиться о подтверждении финансовой состоятельности. Если вы будете получать стипендию, будет достаточно справки из вуза. Если нет — придётся предоставить выписку с банковского счёта. Правила в каждой стране свои, но обычно на счёте должно лежать достаточно денег, чтобы обеспечить проживание на первый год обучения. В Германии, к примеру, эта сумма составляет не менее 8 640 € (682 560 ₽), во Франции — 7 380 € (583 020 ₽), в Чехии — 85 800 крон (257 400 ₽).

Студенческая виза

Документы на учебную визу не стоит подавать заранее: чтобы её получить, понадобится справка о зачислении в вуз. Стоимость долгосрочной национальной визы зависит от страны, за немецкую, например, придётся отдать 60 евро (4 740 ₽), за французскую — до 99 евро (7 821 ₽). Прибавьте к этому стоимость страхового полиса — 4–5 000 ₽ на срок действия 3 месяца.

Кроме того, придётся потратиться на перевод документов (например, аттестата) на английский язык или национальный язык принимающей страны, почтовые и курьерские расходы — общая сумма может достигать 15–20 000 ₽. Не забудьте посчитать расходы на авиабилет, аренду квартиры или комнаты, если в вузе нет бесплатного общежития, и общие траты на первое время.

Цены в рублях посчитаны по курсу 1 евро = 79 ₽, $1 = 69 ₽, 1 CHF = 72 ₽, £1 = 92 ₽, 1 чешская крона = 3 ₽.

Апостиль (apostille) - это международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации.

При использовании за рубежом российского документа об образовании и (или) о квалификации предварительно требуется его подтверждение путем проставления апостиля (apostille).

Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, а также подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ. Документ, удостоверенный апостилем признается действительным на территории всех стран, присоединившихся к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года.

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также выданных в РСФСР и Российской Федерации документов установленного в Российской Федерации или СССР государственного образца об образовании и (или) о квалификации, осуществляется на основании:

Список документов для подтверждения принимаются следующие документы об образовании и (или) о квалификации:

Документы об основном общем и среднем (полном) общем образовании:

· аттестат об основном общем образовании;

· аттестат о неполном среднем образовании;

· свидетельство о восьмилетнем образовании;

· свидетельство о неполном среднем образовании;

· аттестат о среднем образовании;

· аттестат о среднем (полном) общем образовании и приложение к нему.

Документы о начальном профессиональном образовании:

· диплом о начальном профессиональном образовании;

· свидетельство об уровне квалификации и приложение к ним.

Документы о среднем профессиональном образовании:

· диплом о среднем профессиональном образовании и приложение к нему;

Документы о высшем профессиональном образовании:

· диплом бакалавра и приложение к нему;

· диплом специалиста о высшем профессиональном образовании и

приложение к нему;

· диплом магистра и приложение к нему;

· диплом о неполном высшем профессиональном образовании;

· диплом об окончании аспирантуры;

· диплом об окончании адъюнктуры;

· диплом об окончании ординатуры;

· диплом об окончании интернатуры

Документы о квалификации:

· свидетельство о повышении квалификации;

· диплом о профессиональной переподготовке;

· свидетельство о профессии рабочего, должности служащего;

Справки, выписки, удостоверения, сертификаты, приложения к ним, другие документы, не утвержденные на момент выдачи федеральным

органом исполнительной власти в установленном порядке, для

подтверждения путем проставления апостиля не принимаются.

Отказ в проставлении апостиля

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края принимает решение об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации по следующим основаниям:

Оплата и размер государственной пошлины за проставление апостиля

В соответствии с пп.48 п.1 ст.333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за проставление штампа апостиля - 2 500 рублей за каждый документ, предоставленный для подтверждения.

Срок проставления апостиля

Срок проставления апостиля не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявления.

В случае необходимости получения образца подписи и в надлежащем случае оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации, срок проставления апостиля может быть продлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не может превышать 45 рабочих дней со дня регистрации им заявления. Указанный срок включает в себя время, необходимое органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для направления запросов.

Ответственный за прием заявителей для проставления апостиля:

Макаренко Елена Владимировна, ведущий консультант отдела лицензирования, государственной аккредитации и подтверждения документов;

Николаенко Светлана Александровна, ведущий консультант отдела лицензирования, государственной аккредитации и подтверждения документов.

Порядок приема и комплект документов

Для подтверждения министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края документов об образовании и (или) о квалификации необходимо:

1. Проверить и убедиться, что Ваш Российский (или РСФСР) документ об образовании и (или) о квалификации подлежит подтверждению путем проставления апостиля.

Подтверждению путем проставления апостиля (далее – подтверждение) при выезде за рубеж подлежат только документы об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также выданных в РСФСР и Российской Федерации документов установленного в Российской Федерации или СССР государственного образца об образовании и (или) о квалификации.

Для подтверждения принимаются следующие документы об образовании и (или) о квалификации:

Документы об основном общем и среднем (полном) общем образовании:

· аттестат об основном общем образовании;

· аттестат о неполном среднем образовании;

· свидетельство о восьмилетнем образовании;

· свидетельство о неполном среднем образовании;

· аттестат о среднем образовании;

· аттестат о среднем (полном) общем образовании и приложение к нему.

Документы о начальном профессиональном образовании:

· диплом о начальном профессиональном образовании;

· свидетельство об уровне квалификации и приложение к ним.

Документы о среднем профессиональном образовании:

· диплом о среднем профессиональном образовании и приложение к нему;

Документы о высшем профессиональном образовании:

· диплом бакалавра и приложение к нему;

· диплом специалиста о высшем профессиональном образовании и

приложение к нему;

· диплом магистра и приложение к нему;

· диплом о неполном высшем профессиональном образовании;

· диплом об окончании аспирантуры;

· диплом об окончании адъюнктуры;

· диплом об окончании ординатуры;

· диплом об окончании интернатуры

Документы о квалификации:

· свидетельство о повышении квалификации;

· диплом о профессиональной переподготовке;

· свидетельство о профессии рабочего, должности служащего;

Справки (кроме академических), выписки, удостоверения, сертификаты, приложения к ним, не утвержденные на момент выдачи федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, для подтверждения путем проставления апостиля не принимаются.

2. Подготовить комплект документов:

  • оригинал документа, который нужно подтвердить, с приложениями (если приложение (я) тоже необходимо подтверждать);
  • копия паспорта заявителя (гражданина, который лично обращается за подтверждением документа) – страница с фотографией и последней регистрацией по месту жительства (если применимо);
  • копия паспорта обладателя документа — в случае, если Заявитель не является лицом, которому был выдан документ – страница с фотографией и последней регистрацией по месту жительства (если применимо);

ВНИМАНИЕ — копии паспортов нужны в том же количестве, что и документы, передаваемые на подтверждение, то есть, если Вы сдаете, например, школьный аттестат и диплом о высшем профессиональном образовании — необходимо 2 копии паспорта.

  • копия документа об образовании и (или) квалификации;
  • копия документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества (например, свидетельство о браке на русском языке, в случае необходимости — перевод) при несоответствии фамилии, и (или) имени, и(или) отчестве, указанных в документах об образовании и (или) о квалификации, паспортным данным его обладателя;
  • расписка обладателя документа об образовании и (или) о квалификации или его законного представителя (в случае если заявитель не является обладателем указанного документа или его законным представителем) о согласии на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах;
  • оформленная в установленном порядке доверенность (в случае, если заявителем является законный представитель или лицо, уполномоченное обладателем документа об образовании и (или) о квалификации).

Пояснение: родители могут сдать документы без доверенности за несовершеннолетних детей, при этом необходимо предъявить документ, подтверждающий такое родство.

При оформлении доверенности рекомендуем использовать следующий текст в части указания полномочий представителя: "… действовать от моего имени и совершать все необходимые действия, связанные с процедурой подтверждения моего (их) документа(ов) об образовании и (или) о квалификации и проставления апостиля при обращении в министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края".

Для иностранных граждан, если текст паспорта выполнен на иностранном языке – необходимо представить нотариально заверенный перевод паспорта. Виза не является документом, удостоверяющим личность.

В случае если представленные документы составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в нотариальном порядке переводом на русский язык.

Копии документов не заверенные нотариусом, представляются заявителем с предъявлением оригиналов документов.

3. Заполнить заявление:

Чтобы оперативно сдать документы Вы можете перед визитом в министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края самостоятельно заполнить форму заявления:

4. Оплатить государственную пошлину:

При подаче заявления представляется документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации.

При подаче заявление в форме электронного документа документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Образец квитанции на оплату государственной пошлины можно найти на официальном сайте министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края: minobr.krasnodar.ru на главной странице в разделе "Подтверждение документов".

Куда обращаться

г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 23, каб 201 в отдел лицензирования, государственной аккредитации и подтверждения документов, в приёмные дни.

Порядок и график приёма документов для проставления апостиля

Порядок приема заявителей.

Как сдать документы для проставления апостиля.

Документы можно принести лично или через представителя, имеющего нотариально заверенную доверенность, по адресу:

г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 23, каб. 201 отдел лицензирования, государственной аккредитации и подтверждения документов управления по надзору и контролю в сфере образования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.

Дата и время приёма документов: Понедельник и четверг с 10:00 до 16:00, перерыв с 13:00 до 13:50

Прием документов ведется в отделе лицензирования, государственной аккредитации и подтверждения документов 2 этаж, кабинет 201.

Куда: Краснодарский край, 350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 23, каб. 201
Кому: Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, управление по надзору и контролю в сфере образования, АПОСТИЛЬ.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N° 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Вы можете подать заявление в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в электронной форме через Портал государственных услуг Российской Федерации.

Вниманию граждан, сдавших документы об образовании для подтверждения и проставления штампа "Апостиль":

Подтверждены документы об образовании (проставлен штамп "Апостиль") на документы, выданные следующим гражданам:

1. Багдасарян Агавни Гагиковне (аттестат о среднем (полном) общем образовании);

2. Березюкову Алексею Викторовичу (диплом магистра);

3. Григорьян Араму Альбертовичу (диплом о среднем профессиональном образовании);

4. Елефтеровой Софии Эврипидовне (аттестат о среднем общем образовании);

5. Соболеву Михаилу Дмитриевичу (диплом специалиста);

6. Трастману Максиму Викторовичу (дубликат диплома о среднем профессиональном образовании);

7. Трастману Максиму Викторовичу (дубликат диплома специалиста);

8. Ха Тхи Тхань Хиен (аттестат о среднем (полном) общем образовании);

9. Ефременко Полине Владимировне (диплом о высшем профессиональном образовании);

10. Ризаеву Сергею Николаевичу (диплом о высшем профессиональном образовании);

11. Ризаевой Марианне Валерьевне (диплом бакалавра);

12. Елисеевой Анастасии Федоровне (аттестат о среднем (полном) общем образовании);

13. Андреевой Виктории Игоревне (аттестат о среднем общем образовании);

14. Поклонскому Александру Евгеньевичу (диплом магистра);

15. Казанцевой Виолетте Александровне (диплом бакалавра);

16. Касяненко Яне Евгеньевне (диплом об окончании ординатуры);

17. Максимцеву Александру Анатольевичу (диплом о высшем профессиональном образовании);

18. Симонову Ивану Сергеевичу (диплом о среднем профессиональном образовании);

19. Черниковой Анне Игоревне (диплом о высшем профессиональном образовании);

20. Черниковой Анне Игоревне (аттестат о среднем (полном) общем образовании);

21. Цулукия Владиславе Тамазовне (диплом бакалавра);

22. Жемадуковой Саяре Эдуардовне (диплом специалиста);

23. Лоскутову Александру Васильевичу (диплом о высшем профессиональном образовании);

24. Лоскутову Александру Васильевичу (диплом о профессиональной переподготовке);

25. Ротт Анне Альбертовне (диплом магистра);

26. Ротт Анне Альбертовне (диплом бакалавра);

27. Ротт Анне Альбертовне (аттестат о среднем общем образовании);

1. Ротт Анне Альбертовне (аттестат об основном общем образовании);

28. Штокал Татьяне Владимировне (диплом бакалавра);

29. Штокал Татьяне Владимировне (диплом магистра);

30. Гусельникову Георгию Акоповичу (диплом о среднем профессиональном образовании);

31. Пономареву Илье Валентиновичу (аттестат о среднем (полном) общем образовании);

32. Демецкому Сергею Александровичу (диплом бакалавра);

33. Леоновой Ирине Сергеевне (диплом о среднем профессиональном образовании);

34. Шапкиной Ольге Леонидовне (диплом о высшем профессиональном образовании);

35. Головкину Дмитрию Николаевичу (диплом специалиста).

ОТКАЗАНО В ПОДТВЕРЖДЕНИИ:

1.Кадюкову Д.Н. (диплом о среднем профессиональном образовании);

2.Карасеву Е.Ю. (диплом о среднем профессиональном образовании)

Ошибками при предоставлении государственных услуг считаются:

  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Типичными ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются:

  • заявитель обратился с просьбой о предоставлении государственной услуги при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований.

Государственное юридическое бюро Краснодарского края

Консультационные центры для родителей

Консультационные центры для родителей

Победители федерального гранта в рамках национального проекта "Образование"

Реализация федеральной программы "Земский учитель" в Краснодарском крае

Об оказании содействия гражданам в случае международного похищения детей

Информация о реализации Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей

Узнайте о мерах социальной поддержки

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

Официальный сайт Президента РФ

Официальный сайт Правительства РФ

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Официальный сайт администрации Краснодарского края

Министерство образования,
науки и молодежной политики
Краснодарского края

350036, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 23

© Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Елена Федорова

Шаг 1

Прежде всего иностранный диплом и все вкладыши в него (если они есть) нужно перевести на русский язык, а перевод заверить у нотариуса. Сделать это придется в любом случае — и если ваш диплом признается на территории России (об этом ниже), и если вы устраиваетесь на работу в представительство иностранной компании. Государственным языком у нас признан один язык — русский, поэтому весь документооборот, включая кадровый, ведется только на нем.

Шаг 2

Следующий важный момент — признание вашего образования в России (ч. 2 ст. 107 закона № 273-ФЗ). Вам нужно подтвердить, что уровень знаний, полученных за рубежом, соответствует требованиям к образованию, принятым у нас. В этом случае иностранный диплом предоставит вам все те же права, что и диплом российский. Процедура признания может потребовать времени и денег, а может не потребовать ничего — это зависит от того, в какой именно стране и в каком вузе вы получали образование (ч. 3 ст. 107 закона № 273-ФЗ).

С рядом стран у России есть двусторонние и многосторонние договоры о взаимном признании образования. Перечень таких договоров есть, например, в приложении к письму Министерства иностранных дел России (далее — МИД России) от 19 июня 2012 г. № 9333/дп. Там упоминаются в том числе договоры с Италией, Польшей, Венгрией, Болгарией, большим количеством африканских и южноамериканских стран. Есть там и многосторонние конвенции с европейскими странами и странами Азии, с большим числом бывших советских республик. Более актуальную информацию можно найти на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) и в Информации Рособрнадзора.

Если же ваш диплом не подпадает под действие ни соглашений, ни перечня — придется проходить процедуру признания в индивидуальном порядке (ч. 4 ст. 107 закона № 273-ФЗ). Это придется сделать для ряда вузов США, Великобритании, Норвегии, других стран, так как договоров с такими странами нет, а в перечне даны лишь отдельные вузы. Например, в данном перечне отсутствует крупный университет в Тромсё, кроме того, у нас не заключен договор Королевством Норвегия.

Как пройти процедуру признания для отдельного диплома, написано в приказе Минобрнауки России от 24 декабря 2013 г. № 1391 (далее — приказ № 1391).

Вам надо будет обратиться в Рособрнадзор с заявлением, форма которого есть в приложении № 2 к приказу № 1391. К заявлению приложите следующие документы (п. 13 приказа № 1391):

  • оригинал диплома об иностранном образовании — его надо будет показать при подаче заявления, а потом его вам вернут;
  • копию вашего паспорта с переводом на русский язык (нотариально заверенным), если паспорт не российский;
  • нотариально заверенный перевод диплома на русский язык — его заберут и уже не вернут, а для устройства на работу придется делать еще один перевод;
  • если вы не сами подаете все эти документы, то еще нужна будет доверенность на то лицо, которое это все делает от вашего имени, и копия его паспорта.

За процедуру надо будет заплатить пошлину в размере 4000 рублей (п. 24 приказа № 1391) и приложить документ об оплате к заявлению.

Подать документы можно лично, по почте или через интернет. Ждать придется довольно долго — до 45 дней. Срок этот объясняется тем, что специалистам придется провести сравнение вашего иностранного образования с российскими стандартами и программами, чтобы выяснить, можно ли приравнять ваш диплом к российскому.

В результате вы получите свидетельство о признании на русском языке. Или отказ — если признать ваше образование не получается. Это может быть в тех случаях, когда программа совершенно не соответствует российским требованиям, или форма, по которой вы получали образование, не предусмотрена в РФ (п. 23 приказа № 1391).

Шаг 3

Кроме перевода и признания диплома необходимо еще пройти процедуру легализации (п. 13 ст. 107 закона № 273-ФЗ). На самом деле, проходить ее надо до признания, но закон № 273-ФЗ говорит о ней после описания процедуры признания образования.

Главное, не путать эти две процедуры:

Процедура легализации предусматривает (ч. 1 ст. 27 закона № 154-ФЗ, абз. 2 п. 1 приказа № 9470):

  • удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ;
  • удостоверение подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ;
  • подтверждение соответствия документа законодательству государства пребывания.

Фото: Sebastian Gollnow / DPA / TASS

Высшее образование за границей — привлекательная, но недешевая перспектива. При этом гранты и стипендии могут значительно сократить расходы и облегчить жизнь студента. Как их получить, рассказываем в подробной инструкции

Что такое грант? Чем он отличается от стипендии?

И гранты, и стипендии — виды безвозмездной финансовой помощи на оплату обучения. Получатель определяется на конкурсной основе. Разница между ними в том, что стипендию обычно выплачивают каждый месяц, а грант единоразово. Компенсируются они спонсорами-работодателями, НКО, фондами, вузами, правительствами, министерствами иностранных дел или образования, региональными властями.

Какие виды грантов существуют?

Одни гранты покрывают все расходы, другие — только часть: например, плату за обучение. На получение первых обычно высокая конкуренция. По продолжительности они делятся на короткие — от нескольких недель до месяцев, и длительные — до трех лет. По целям выделяют гранты на исследования, стажировки и языковые курсы, бакалаврские, магистерские и аспирантские программы. В магистратуре или докторантуре грантов на обучение больше, чем в бакалавриате. Также они различаются по профессиональным областям. Можно участвовать одновременно в нескольких конкурсах на грант для увеличения шансов на получение нужной суммы.

Фото:Helloquence / Unsplash

В интернете столько терминов, я запутался…

Терминология в разных странах и учебных заведениях может отличаться, единого стандарта нет.

Scholarships — присуждаются вузами. Чаще всего это скидка на обучение и/или другие услуги.

Grants — выделяются в основном независимыми организациями, которые иногда требуют отчетов по расходу средств или проведению работ.

Merit-based scholarships — стипендии за академическую успеваемость: университет может самостоятельно выбирать лучших учащихся курса и присуждать денежные поощрения.

Need-based scholarships — социальные стипендии нуждающимся студентам. Сложную финансовую ситуацию придется доказать объяснительными, справками или выписками из банка, налогового органа.

Fellowships — стипендии, в обмен на которые студенты работают ассистентами преподавателя, помогают проводить занятия, исследования и т.д. Более актуальны для тех, кто планирует проходить магистерские или докторские программы. Иногда покрывают проживание и питание.

Specific scholarships — гранты на поддержку отдельной группы людей по национальному признаку, гендеру и т.д. Например, Google предлагает грант для студентов с ограниченными возможностями.

Какие еще гранты и стипендии существуют?

  • Artist-in-residence grants — программы, позволяющие художникам, музыкантам и другим представителям творческих профессий в течение указанного срока работать над проектами в резиденции.
  • Travel grants — финансовая помощь ученым и студентам на участие в семинарах и конференциях.
  • Career-specific scholarships — стипендии, выделяемые только при поступлении на определенную специальность. Это делается для поднятия интереса к конкретной профессии.
  • Athletic scholarships — актуальный вид стипендий для тех, кто показывает хорошие спортивные результаты.
  • Assistantships — разновидность социальных стипендий для тех, кто не может полностью оплачивать обучение. В обмен на нее студент должен помочь вузу в какой-то работе — например, на кафедре или в лаборатории.

Где и как найти подходящий грант?

некоторые российские вузы устанавливают партнерские отношения с университетами за границей для обмена и обучения перспективных студентов;

на агрегаторах и сайтах компаний, занимающихся организацией обучения за рубежом (например, StudyQA; Grantist; Studies&Careers; Scholarship Positions и другие);

на страницах культурных и дипломатических центров;

на порталах университетов, а также в офисах финансовой поддержки вузов или отделах по работе с иностранными студентами;

на сайтах фондов и НКО, курирующих программы от различных стран (например, программа ЕС Erasmus+, американская Fulbright, германская DAAD, британская Chevening и французская BGF Russie);

Какие основные этапы при получении гранта?

Стоит начинать готовиться к подаче заявки примерно за год до предполагаемой учебы. В общих чертах этапы такие:

  • определиться, в какой стране вы будете учиться;
  • выбрать программу гранта или вуз, если хотите в определенное место и планируете подавать заявку напрямую;
  • подтвердить знание языка, сдав международный тест (TOEFL, IELTS, TestDaf, DELF и т.д.);
  • собрать пакет документов;
  • написать мотивационное письмо;
  • подать заявку для участия в конкурсном отборе;
  • пройти собеседование с организаторами программы и/или сдать вступительные экзамены;
  • заранее озаботиться вопросами визы, жилья и т.д.

Важно следить за сроками подачи документов, иначе их могут не принять. Надо учитывать и срок присуждения гранта, так как средства должны быть доступны к моменту оплаты обучения.

Как выбрать страну?

Считается, что в США хорошо готовят специалистов в сфере IT, медиков и юристов, в Италии и Франции — искусства в различных его проявлениях, в Швейцарии — гостеприимства, а в Великобритании — естественных и общественных наук.

Как выбрать вуз?

Качество образования в вузах разное, их количество велико. Чтобы не запутаться, можно ориентироваться на университеты, которые фигурируют в этих международных рейтингах:

рейтинг университетов мира QS британской компании Quacquarelli Symonds;

Для начала определитесь с направлением, а затем ищите, где его преподают лучше всего.

Помогает общение с выпускниками: так можно выяснить все минусы и плюсы будущего обучения заранее и подготовиться к ним.

Стоит также адекватно оценить свои силы — уровень владения языком, оценки, знания — и сопоставить их с требованиями вуза.

О каких документах речь?

Каждая программа предполагает свой набор документов. Обычно это:

Диплом. Для поступления в магистратуру обычно требуется диплом бакалавра; или специалиста в смежной области или подтвержденный опыт работы в сфере;

Загранпаспорт;

Сертификат о сданном языковом тесте.

Также могут понадобиться:

Рекомендательные письма от преподавателей, профессоров, работодателей, знакомых с вашей деятельностью экспертов;

Мотивационное письмо;

CV;

Портфолио.

Иногда могут потребоваться дополнительные документы, например, заверенные и переведенные свидетельство о рождении, школьный аттестат, заверенные копии паспорта, диплома и приложения, иногда — с печатью университета и т.д.

Что писать в мотивационном письме?

В перечне необходимых документов оно обычно фигурирует как motivation letter, personal statement или statement of purpose. Не ориентируйтесь на шаблоны, которых немало в интернете: они могут подсказать только общую логику повествования.

Единых требований нет. Ознакомьтесь с рекомендациями по объемам и структуре на сайтах грантодателей, у успешных стипендиатов. Везде ценят разное: где-то с радостью принимают во внимание волонтерство, общественные, творческие проекты, где-то больший акцент делается на оценках, опыте работы, наличии научных публикаций, теме диплома.

Постарайтесь продумать эссе так, чтобы основной тезис и общий посыл соответствовал миссии и целям организации, которая предоставляет грант. Расскажите о том, чего вы добились и чем планируете заняться после обучения.

Покажите заинтересованность в выбранной программе. Ошибкой будет писать что вы не знаете точно, чего хотите, что выбрали программу, чтобы побывать в этой стране и совместить приятное с полезным, или что это просто ваша давняя мечта.

Поставьте себя на место вузов и компаний: подумайте, чем вы им можете быть интересны и полезны, почему грантодателю будет выгодно вложиться именно в ваше образование?

Перечисляя личные качества, всегда сопровождайте их фактами. Важно: не дублируйте данные из резюме и не пишите одно и то же мотивационное письмо для нескольких учебных заведений!

После того, как письмо будет готово, проверьте его на наличие ошибок, а лучше дайте перечитать носителю языка.

Есть ли общепринятые требования к кандидатам на грант?

Они различаются в зависимости от программ и видов гранта. Стипендия может не распространяться на граждан РФ и стран СНГ, можно не подойти по возрасту, полу, образованию или профессиональному опыту. В некоторых грантовых конкурсах оцениваются только академические достижения, в других важны и успехи кандидата вне учебы. Часто требуют, чтобы программа, по которой соискатель пытается получить стипендию, была близка к специальности, полученной в вузе (это касается поступающих в магистратуру).

Общими требованиями можно назвать хорошую академическую успеваемость, высокий общий балл диплома, а также хорошее владение языком (английским или тем, на котором говорят в стране поступления).

Обращайте внимание на правила пребывания в стране после прохождения обучения: часто по условиям гранта студент должен на какое-то время вернуться домой. Иногда ему разрешают остаться в стране, но только по туристической визе без права на работу.

Читайте также: