Как затянуть сроки по делу об административном правонарушении

Обновлено: 28.06.2024

Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)

I. Процессуальный блок.

Вопрос 1: Являются ли меры по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) основанием для отложения судебного разбирательства, приостановления производства по делу, продления срока его рассмотрения?

Ответ: Вопросы необходимости отложения судебных разбирательств, приостановления производства по делу, а также продление срока рассмотрения деларазрешаются судами самостоятельно, применительно к каждому конкретному делу, с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства.

Так же, Президиум ВС РФ утвердил категорий дел, которые могут рассматриваться в нынешней эпидемиологической обстановке:

  • дела, находящиеся в упрощенном производстве;
  • дела, находящиеся в приказном производстве;
  • дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие
  • жалобы, представления, подлежащие рассмотрению без проведения судебных заседаний.

Обращаем Ваше внимание, что суд вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении дела, не относящегося к категории безотлагательных, с учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима, введённого в субъекте РФ.

Вопрос 2: Каковы правовые последствия того, что последний день срока исполнения обязательства или срока исковой давности приходится на день, объявленный нерабочим Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239?

Ответ: Нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.

Вопрос 3: Применяется ли правило, установленное частью 4 статьи 114 АПК РФ, в случае, если последний день срока, на который отложено судебное разбирательство, приходится на нерабочий день (в том числе объявленный таковым в целях обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения)?

Ответ: Арбитражный суд продлевает в первый рабочий день продлевает срок отложения судебного разбирательства с назначением нового судебного заседания и извещает об этом стороны в соответствии с правилами АПК РФ.

Вопрос 4: Являются ли ограничительные меры, введенные в субъектах Российской Федерации в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) соблюдение гражданином режима самоизоляции основанием для восстановления процессуальных сроков?

Ответ: Сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.

II. Гражданско-правовой блок.

Вопрос 5: Каковы правовые последствия того, что последний день срока исполнения обязательства или срока исковой давности приходится на день, объявленный нерабочим Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239?

Ответ: При отсутствии иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства (статья 401 ГК РФ) установление нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. основанием для переноса срока исполнения обязательства исходя из положений ст. 193 ГК РФ не является.

Если в условиях распространения новой коронавирусной инфекции будут установлены обстоятельства непреодолимой силы по правилам пункта 3 статьи 401 ГК РФ, то необходимо учитывать, что наступление таких обстоятельств само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

Должник в этом случае не несёт ответственность за просрочку исполнения обязательства, возникшую вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. После отпадения таких обстоятельств, должник обязан в разумный срок исполнить обязательство. Однако, кредитор не лишен возможности отказаться от договора, если вследствие просрочки исполнения обязательств он утратил интерес в его исполнении.

Вопрос 6: Возможно ли восстановление сроков исковой давности (статья 205 ГК РФ) или их приостановление (пункт 1 статьи 202 ГК РФ) в связи с введенными ограничениями и (или) мерами самоизоляции?

Ответ: Приостановление – возможно при соблюдении нескольких критериев:

  • обстоятельства непреодолимой силы возникли в последние 6 месяцев срока исковой давности;
  • подано соответствующее заявление стороной, бремя доказывания – возлагается на лицо, предъявившее иск, необходимо предоставить доказательства, которые препятствовали предъявлению искового заявления.

Восстановление - Невозможность для граждан в условиях принимаемых ограничительных мер обратиться в суд с иском (режим самоизоляции, невозможность обращения в силу возраста, состояния здоровья или иных обстоятельств через интернет-приемную суда или через организацию почтовой связи) может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока исковой давности и основания для его восстановления на основании статьи 205 ГК РФ.

Вопрос 7: Возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ) или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения (статья 416 ГК РФ), в том числе в связи с актом государственного органа (статья 417 ГК РФ), а если возможно – то при каких условиях?

Ответ: Признание распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления мер по ограничению ее распространения не может быть универсальным для всех категорий должников и должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).

Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:

а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;

б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;

в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;

г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

Если указанные выше обстоятельства, за которые не отвечает ни одна из сторон обязательства и (или) принятие актов органов государственной власти или местного самоуправления привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей постоянный (неустранимый) характер, данное обязательство прекращается полностью или в соответствующей части на основании статей 416 и 417 ГК РФ.

Вопрос 8: Возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции основаниями для изменения или расторжения договора, а если возможно – то при каких условиях?

Ответ:Обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях и иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа.

При этом по п. 4 ст. 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях:

  • когда расторжение договора противоречит общественным интересам;
  • повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

III. Блок применения законодательства о банкротстве.

Вопрос 9: Является ли достаточным основанием для возврата арбитражным судом заявления кредитора о признании должника банкротом включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий?

Ответ: Да, достаточно будет включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий. Обстоятельства и период возникновения задолженности должника перед кредитором значения не имеют.

Вопрос 10: Подлежат ли выдаче исполнительные листы на основании судебных актов по имущественным взысканиям в отношении должников, на которых распространяется мораторий?

Ответ: Исполнительные листы могут выдаваться судом, однако, исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).

Вопрос 11: Подлежат ли восстановлению сроки, предусмотренные Законом о банкротстве, пропущенные в связи с возникновением обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория?

Ответ: В зависимости от фактических обстоятельств дела, сроки могут быть восстановлены, либо в их восстановлении будет оказано.

IV. Блок вопросов, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях.

Вопрос 17: В каких случаях граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ?

Ответ: Неисполнение лицами Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №417 от 02.04.2020, а также актов субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Применительно к Москве и Московской области это:

Вопрос 18: Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ?

Ответ:Должностные лицафедеральных органов и органов субъектов РФ. Применительно к Москве и Московской области, перечень управомоченных лиц содержится в трех актах:

Вопрос 19: Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ?

Ответ: 3 месяца с момента обнаружения административного правонарушения.

Вопрос 20: Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?

Ответ: Дела по ч.1 ст. 20.61 КоАП РФ рассматривают судьи районных судов, территориальная подсудность – по месту выявления такого правонарушения. В случае, если по такому делу проводится административное расследование – территориальная подсудность будет по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Вопрос 21: Кому может быть назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ?

Ответ: Любому субъекту, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

Вопрос 22: Какая категория физических лиц подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?

Ответ: Привлечению к административной ответственности по ч.2 ст. 6.3. КоАП РФ принадлежат следующие лица:

  • лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
  • лица, прибывшие на территорию Российской Федерации (в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции);
  • лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
  • лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим;
  • лица, не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор.

Вопрос 23: Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ?

Ответ: Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вправе составлять:

  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ);
  • должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Вопрос 24: Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ?

Ответ: 1 год, исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.

Вопрос 25: Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?

Ответ: Дела по ч.2 ст. 6.3. КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов, территориальная подсудность – по месту выявления административного правонарушения. В случае, если по такому делу проводится административное расследование – территориальная подсудность будет по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Данные дела могут быть рассмотрены с использованием систем видеоконференц-связи.

Вопрос 26: Какой день является датой вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, если окончание срока обжалования такого постановления приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239?

Ответ:Если окончание срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, последний день такого срока не переносится на следующий рабочий день, а постановление вступает в законную силу на следующий день, по истечении названного срока.

Однако, КоАП РФ допускает возможность восстановления данного срока в случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу (приносящего протест). Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме и содержать указание на причины пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных мер различного характера или мер ограничительного характера, примененных в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Могут ли рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, если оно ходатайствовало о переносе рассмотрения дела из-за неблагоприятной сантитарно-эпидемиологической обстановки?

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, которое ходатайствовало о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, является незаконным, поскольку лишает права лица на защиту.

В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом лицо вправе давать объяснения по существу правонарушения, а также по содержанию протокола, данному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе, ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом, он вправе делать замечания, протокол подписывается данным лицом.

Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому при рассмотрении дела устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; разъясняются лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости - иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении физическое лицо или законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела об административном правонарушении.

На территории Пермского края введен режим повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19). Указом Губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 (ред. от 12.11.2020) определены мероприятия, реализуемые в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае.

При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении им не могут быть проигнорированы вышеуказанные положения Указов, а также нормы, установленные Роспотребнадзором.

Действия административного органа при отказе в удовлетворении ходатайства лица об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, не позволяют лицу, привлекаемому в административной ответственности, реализовать свои права на защиту, поскольку физическое лицо, законный либо полномочный представитель не может явиться в административный орган, не создав при этом возможную угрозу жизни и здоровью себе, должностному лицу и иным лицам.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

(подготовлено прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Захаровым Е.В.)

Прокуратура
Пермского края

Прокуратура Пермского края

25 ноября 2020, 10:54

Могут ли рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, если оно ходатайствовало о переносе рассмотрения дела из-за неблагоприятной сантитарно-эпидемиологической обстановки?

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, которое ходатайствовало о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, является незаконным, поскольку лишает права лица на защиту.

В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом лицо вправе давать объяснения по существу правонарушения, а также по содержанию протокола, данному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе, ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом, он вправе делать замечания, протокол подписывается данным лицом.

Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому при рассмотрении дела устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; разъясняются лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости - иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении физическое лицо или законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела об административном правонарушении.

На территории Пермского края введен режим повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19). Указом Губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 (ред. от 12.11.2020) определены мероприятия, реализуемые в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае.

При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении им не могут быть проигнорированы вышеуказанные положения Указов, а также нормы, установленные Роспотребнадзором.

Действия административного органа при отказе в удовлетворении ходатайства лица об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, не позволяют лицу, привлекаемому в административной ответственности, реализовать свои права на защиту, поскольку физическое лицо, законный либо полномочный представитель не может явиться в административный орган, не создав при этом возможную угрозу жизни и здоровью себе, должностному лицу и иным лицам.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

(подготовлено прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Захаровым Е.В.)

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Комментарий к ст. 29.6 КоАП

Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. Комментируемый Кодекс установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленный срок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Поэтому общество нуждается в более быстром реагировании государства на административные правонарушения, посягающие на права граждан. Эта потребность выразилась в установлении пятидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 комментируемого Кодекса. При этом установлен запрет на продление данного срока.

За ряд административных правонарушений предусмотрено установление таких санкций, как административный арест либо административное выдворение. Суровость данных санкций говорит о серьезной угрозе для общества со стороны лиц, совершивших данные правонарушения. Поэтому и возникает необходимость в быстрой изоляции от общества лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. По данной категории дел установлен срок рассмотрения в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если к лицу, которое привлекается к административной ответственности, были применены меры административного задержания, то дело об административном правонарушении в отношении данного лица должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания.

За ряд административных правонарушений, предусмотренных в отношении юридических лиц, установлена санкция "административное приостановление деятельности" и возможно применение такой меры административного принуждения, как временный запрет деятельности. Применение мер административного принуждения должно быть обоснованным и не становиться фактором торможения рыночных отношений. Поэтому в случае применения временного запрета деятельности в целях минимизации убытков организации нецелесообразно затягивать рассмотрение дела на пятнадцать дней. Комментируемый Кодекс установил, что дело об административном правонарушении, которое в качестве санкции предусматривает административное приостановление деятельности и применение временного запрета деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти дней с момента фактического прекращения деятельности.

Судебная практика по статье 29.6 КоАП

Согласно части 1.1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу (часть 1.1 статьи 30.5 КоАП РФ).

Довод жалобы о рассмотрении дела с нарушением срока, установленного частью 3 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, был предметом проверки в рамках рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи и обоснованно признан несостоятельным по мотивам, приведенным в решении судьи районного суда.

Юрист разобрал порядок обжалования в суде гражданами постановлений должностных лиц по делу об административном правонарушении: сроки, правила, заполнение документов.

Порядок и сроки обжалования

Возможность обжаловать постановления должностных лиц по делу об административном правонарушении предусмотрено положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в частности главой 30.

Как правило, постановление по делу об административном правонарушении гражданин, в отношении которого ведется производство по делу, вправе обжаловать в соответствующем районном суде (ст. 30.1 КоАП РФ).

Подача жалобы на постановление госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Жалобу рекомендуется подавать в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

Пропущенный срок подачи жалобы можно восстановить, если суд признает ее пропущенной по уважительным причинам, для этих целей в жалобе нужно указать ходатайство о восстановлении пропуска срока подачи жалобы.

Несмотря на отсутствие соответствующей нормы в КоАП РФ, указанное определение об отказе в восстановлении пропущенного срока можно обжаловать в вышестоящий суд, основываясь на разъяснениях Верховного Суда в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 03.12.2003.

Судья при подготовке к рассмотрению жалобы обязан (ст. 30.4 КоАП РФ):

В силу пояснений Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2006 года, на стадии подготовки к рассмотрению жалобы судья может вернуть жалобу, если из ее содержания не будет возможности установить, чьи права и каким образом нарушены обжалуемым постановлением.

В связи с этим нужно постараться четко формулировать свои требования и основания своих требований.

Обстоятельствами, исключающими возможность рассмотрения дела судьей, являются родственные отношения с участниками производства по делу либо наличие какого-либо интереса в разрешении данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ).

Обстоятельствами, исключающими производство по делу, являются:

  • отсутствие события правонарушения;
  • отсутствие состава правонарушения, в том числе недостижение соответствующего возраста привлекаемого (16 лет) либо невменяемость;
  • крайняя необходимость;
  • издание акта амнистии;
  • истечение сроков давности привлечения к ответственности;
  • иные обстоятельства, подробно регламентированные в статье 24.5 КоАП РФ.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения жалобы судом составляет два месяца со дня поступления в суд, правомочный рассматривать жалобу, но по некоторым делам закон содержит более сжатые сроки рассмотрения (ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалоба должна рассматриваться судьей единолично, а дело подлежит проверке судом в полном объеме.

Обязанность суда проверять дело в полном объеме означает, например, что гражданину не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, несмотря на прекращение дела по причине истечения сроков давности (абз. 2 п. 13.1 постановления пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Необходимо знать некоторые обязанности суда при рассмотрении жалобы:

  • гражданину судом должны быть разъяснены права и обязанности;
  • суд разрешает вопросы о заявленных отводах и ходатайствах;
  • проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления;
  • заслушиваются объяснения гражданина и, при необходимости, показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства.

Если при рассмотрении жалобы выяснится, что спор вне компетенции данного судьи, дело подлежит передаче по подведомственности.

По результату рассмотрения жалобы судья выносит одно из решений:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы — без удовлетворения;
  • об изменении постановления, но только не в сторону усиления административного наказания или иного ухудшения положение обратившегося гражданина;
  • об отмене постановления при малозначительности правонарушения и наличия обстоятельств, исключающих производство по делу, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, если допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые препятствовали объективному рассмотрению дела, а также в связи с необходимостью более строгого административного наказания, если потерпевшим подана жалоба на мягкость наказания;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если постановление было вынесено неправомочным должностным лицом.

Решение по жалобе оглашается немедленно после вынесения, копия направляется гражданину в течение трех суток со дня вынесения.

Указанное решение судьи по жалобе на постановление можно обжаловать далее в вышестоящий суд в порядке пересмотра решения, принятого по жалобе (ст. 30.9 КоАП РФ).

Читайте также: