Что может обеспечить продуктивный характер беседы с родителями трудного ребенка

Обновлено: 18.05.2024

1. Попрошайничество - систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег и других материальных ценностей под каким-либо предлогом или без него (предлога).

2. Бродяжничество - систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую в пределах одной местности без постоянного места жительства с существованием на нетрудовые доходы.

3. Аддиктивное поведение - (зависимое поведение: табакокурение, алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость, пристрастие к азартным играм). Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных типов девиантного поведения и выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Этот процесс настолько захватывает личность, что начинает управлять ее существованием. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием.

5. Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги.

- Мечта ребенка иметь заветную вещь.

- Желание сделать подарки друзьям.

- Привычка, в результате которой ребенок получал похвалу.

- Стремление укрепить свое положение (статус) в коллективе ровесников.

- Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему.

- Способ привлечь внимание.

- Способ компенсации за свою безрадостную жизнь в детском учреждении.

- Выполнение требований взрослых, подростков (угрозы).

- Воздействие на конфликт родителей (ссору).

- Чувство тревоги и страха, что его могут отдать обратно.

- Способ сохранить верность своим кровным родителям.

6. Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности. В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин.

- Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств.

- Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.

- Желание доказать свое превосходство над кем-то.

- Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.

- Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.

- Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.

- Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.

- Проблема отношений внутри семьи, конфликты и непонимание между отцом и матерью, выражающееся в не разделении интересов друг друга и равнодушии.

- Агрессивное поведение самих родителей.

- Равнодушие родителей к делам и интересам своего ребенка, его успешности и социальному статусу.

- Ситуация, когда родители ограждают детей от обязанностей по дому и не допускают к решению семейных вопросов.

- Сильная эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, в этом случае объектом агрессии может стать второй или мать, или отец.

- Противоречия воспитательного процесса, когда поведение родителей не соответствует требованиям, предъявляемым к ребенку.

- Непоследовательность в воспитании, когда требования родителей меняются в зависимости от сложившейся ситуации или в случае, когда родители проводят разные воспитательные линии, противоречащее друг другу.

Источники появления трудного поведения приемного ребенка:

1. последствия депривации, негативный прошлый жизненный опыт;
2. мотив принятия ребенка в семью, стили воспитания;
3. отношение близких родственников, членов семьи, соседей, педагогов, медицинских работников к приемному ребенку, сотрудничество со специалистами, сопровождающими семью.

Причины трудного поведения приемного ребенка:

- эмоциональные нарушения (острые или затяжные посттравматические состояния, горе, повышенная тревожность, агрессивность, страх социальных контактов);

- трудности в обучении (снижение мотивации к учебе, несформированный или низкий уровень познавательных процессов);

- личностно-социальные трудности приемных детей (неумение выстраивать отношения со сверстниками, отсутствие друзей);

- эмоциональная связь с биологическими родителями (непринятие приемным ребенком своего прошлого, негативное отношение к кровным родителям);

- эмоциональные, поведенческие трудности ребёнка;

- конфликты с кровными детьми или близкими родственниками из-за приемного ребенка;

- личностные психологические трудности, оказывающие негативное влияние на воспитание приёмного ребёнка;

Приемным детям важно: знать, что они являются частью вашей семьи, чувствовать, что у них есть дом (в доме личное пространство – место для каждого ребенка); чувствовать себя сильными и значимыми; знать, что их любят.

Если эти желания не удовлетворены, то они проявляются в виде плохого поведения или в форме ошибочной цели.

Цели трудного поведения (с помощью которых дети удовлетворяют свою потребность в любви):

Привлечение внимания;
Борьба за власть (лидерство);
Месть;
Избегание неудач.

1. Привлечение внимания
Привлечение внимания - желание получить особое внимание взрослого; для них необходимо быть в центре внимания. Ощущая недостаток внимания к себе, подростки придумывают различные выходки, в основе которых - демонстративность. Дети просто показывают, что они хотят взаимодействовать с взрослыми, но не знают, как общаться в позитивной манере.

Стратегия поведения родителей:
- Не заглядывать в глаза ребенку, поведение которого вас не устраивает.

- Минимизация внимания: игнорируйте демонстративное поведение ребенка; не разговаривайте с ребенком, не обращайте внимания на ребенка, в то время, как он старается привлечь к себе внимание.

- Физическое приближение: например, дать почувствовать ребенку, что его любят. Лучше погладить его по спине, волосам.

- Неожиданные шаги с вашей стороны: выключите свет, издайте музыкальный звук, начните говорить тихим голосом, измените ваш голос, говорите со стеной, повторите последнее слово несколько раз.

- Разрешающее поведение: доведите до предела демонстративную выходку: например, если ребенок отказывается есть и стучит по столу ложкой, предложите ему делать это в течение часа без остановок; предложите всем остальным присоединится к выходке: например, всем начать стучать по столу 3 минуты; виновник стучит вместе со всеми и не получает какого-то особого внимания, и интерес к этому виду деятельности у него пропадает.

- Помогите ребенку ощутить свою значимость для вас.

- Пользуйтесь условными обозначениями. Когда родитель и ребенок хотят совместными усилиями отказаться от частых конфликтов в сфере влияния друг на друга, тогда большую пользу может принести напоминание, относящиеся к той или иной нежелательной стороне их поведения.

- Узаконьте поведение, которое не можете изменить. Когда мы ставим плохое поведение в пример и пытаемся его узаконить, оно становится менее желанным и забавным.

- Сделайте обычное занятие веселым и забавным.

- Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.

- Обсудите поступок позже.

- Поддержите личного вклада ребенка в домашний процесс.

- Пригласите детей помогать вам в решении самых разных задач.

- Примите правила вместе с детьми.

3. Причина - месть
Причина мести на реальную или вымешенную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, ребят или всему миру.

Стратегия (власть и месть - техники экстренного вмешательства):

- строить отношения с ребенком так, чтобы в них чувствовалась забота о нем;

- обучение детей, как нормальными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также приглашение их к разговору с нами в момент травмы и потрясения. Когда дети научатся этому, они смогут разрешать внутренние конфликты и общаться.

- признавать силу ребенка: возможно, когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой комнате ни выше, ни ниже остальных, мы будем способствовать установлению позитивных отношений;

- соглашаться с ребенком: когда ребенок заявляет нечто способное, по его мнению, вывести вас из себя, они меньше всего ожидают, что вы согласитесь с ним. Это озадачивает. Наше согласие - это отличный способ прекратить сопротивление.

4. Причины избегание неудачи

Дети так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать, им кажется, что они не удовлетворяют требованиям окружающих.

Стратегия поведения родителей:

- использование техники педагогического воздействия, которые помогают таким детям чувствовать себя, самостоятельными в работе;

- объясните, на примере материала: (при выполнении домашнего задания) повторно. При выполнении домашнего задания;

- измените методы объяснения: например некоторым детям в силу их особенностей тяжело воспринимать абстрактные вещи, поэтому следует использовать конкретный материал; или объяснить за один раз что-то одно (детей, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавить, например количеством нового материала или его сложностью);

- это обучение, а не поведение: например, не просите ребенка, чье поведение направлено на избегание неудач, первым что-то делать, если вы чувствуете, что он не готов; покажите сначала сами или в первый раз может сделать другой член семьи;

Трудное поведение подростка: советы родителям

Как отличить трудное поведение подростка от нормального

В случае плохого поведения подростка родители сталкиваются с большими трудностями. Особенно, если он употребляет алкоголь или наркотики. Кроме проблем, с которыми сталкивается каждый подросток, трудные дети переживают серьезные эмоциональные проблемы, трудности с поведением и обучением. Они часто подвергают себя риску, демонстрируя жестокое поведение, прогуливая школу, употребляя наркотики, вступая в сексуальные отношения, нанося себе увечья и совершая противоправные поступки. У подростков могут проявляться симптомы психических расстройств: депрессии, тревожности или расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии). Родителям важно знать, какое поведение подростка нормально для его возраста, а какое грозит серьезными последствиями.

Изменения во внешнем виде

  • Нормальное поведение: подростки следуют моде, поэтому могут носить вызывающую одежду или красить волосы в неестественные цвета. Даже если ребенок заявляет о своем желании сделать себе тату – воздержитесь от жесткой критики, это не самое плохое, что он может сделать. Подросток поменяет взгляды, когда изменится мода.
  • Тревожные сигналы: изменения во внешнем виде должны насторожить вас в том случае, если они сопровождаются проблемами в школе или другими проявлениями плохого поведения. Обращайте особое внимание на то, нет ли на теле подростка следов порезов или других увечий, не менялся ли резко его вес в последнее время.

Постоянные споры и сопротивление

  • Нормальное поведение: стремясь получить независимость, дети часто спорят с родителями.
  • Тревожные сигналы: усиливающиеся споры, проявления жестокости дома. Ребенок ввязывается в драки и совершает противоправные поступки. Все эти признаки свидетельствуют о ненормальном поведении подростка.

Смены настроения

  • Нормальное поведение: гормональные изменения и особенности развития подростка приводят к тому, что у него часто меняется настроение, он становится раздражительным и испытывает трудности с контролем эмоций.
  • Тревожные сигналы: резкие изменения в характере, плохая успеваемость, постоянное беспокойство и грусть или проблемы со сном могут свидетельствовать о депрессии, буллинге или других эмоциональных проблемах. Отнеситесь серьезно к любым упоминаниям подростка о суициде.

Употребление алкоголя или наркотиков

  • Нормальное поведение: большинство подростков рано или поздно пробуют алкоголь и сигареты. Родителям следует честно и открыто поговорить с подростком, чтобы убедиться, что эти эксперименты не переросли в зависимость.
  • Тревожные сигналы: если случаи употребления алкоголя или наркотиков повторяются или сопровождаются проблемами в школе – существует риск алкогольной или наркотической зависимости.

Влияние друзей

  • Нормальное поведение: для подростка друзья имеют чрезвычайно большое значение. Друзья влияют на выбор подростка. Ориентируясь на мнение сверстников, подростки в некоторой мере отдаляются от родителей. Родителей это расстраивает, но подростки всё еще нуждаются в их любви.
  • Тревожные сигналы: стоит насторожиться, если у подростка резко поменялся круг общения (особенно, если новые друзья склоняют его к плохому поведению), когда он протестует против справедливых правил и ограничений или лжет, чтобы избежать наказания. Также о каких-либо проблемах может свидетельствовать то, что подросток много времени проводит в одиночестве.

Помощь специалистов при трудном поведении

Если вы обнаружили вышеперечисленные признаки в поведении вашего ребенка, проконсультируйтесь у врача, психолога или другого специалиста по работе с подростками.

Даже если с трудным подростком уже работает специалист, это не значит, что дело сделано – впереди еще много работы. Родители в первую очередь должны восстановить близкую связь с подростком.

  • Всем подросткам необходимо чувствовать, что их любят. Каждый подросток – это личность с уникальным характером и предпочтениями. Но у всех подростков есть нечто общее. Не важно, насколько ваш ребенок отдалился от вас, насколько он кажется самостоятельным и какое поведение демонстрирует – он нуждается в вашей любви.
  • Постарайтесь понять, как развивается подросток. В подростковом возрасте резко меняются взаимоотношения с окружающими. Мозг подростка еще развивается, и поэтому обрабатывает информацию не так, как мозг взрослого человека. В этом возрасте происходят изменения во фронтальной коре – участке головного мозга, отвечающей за управление эмоциями, принятие решений и самоконтроль. В ней формируется огромное количество новых нейронных связей. В целом головной мозг полностью формируется только к 25 годам.
  • Подросток может быть высокого роста и выглядеть старше своего возраста, но чаще всего он не способен мыслить, как взрослый. Причиной плохого поведения ребенка в физическом плане являются изменения в гормональной системе. Это не оправдывает плохое поведение и не освобождает подростка от ответственности за свои поступки, зато объясняет его импульсивность, тревожность и непокорность. Понимание объективных причин поведения ребенка поможет родителям сохранить с ним близкую связь и вместе найти решение проблем.

Еще один нюанс: подростки во всем видят проявления гнева

Подростки не могут распознавать эмоции по лицам окружающих, как это делают взрослые. У взрослых в этом процессе задействована префронтальная кора головного мозга, а у подростков – миндалевидное тело – участок мозга, отвечающий за эмоциональные реакции. Исследования показывают, что подростки часто неправильно распознают эмоции по выражению лица. В ходе эксперимента подросткам показывали фотографии лиц, выражающих различные эмоции, и большинство испытуемых интерпретировали их как гнев.

Злость и жестокость у подростков

Каждый человек имеет право на физическую безопасность. Если подросток проявляет жестокость по отношению к вам – немедленно обратитесь за помощью к родственникам, друзьям семьи или, в случае крайней необходимости, в полицию. Это не означает, что вы не любите своего ребенка – просто личная безопасность должна быть для вас на первом месте.

В подростковом возрасте гневливыми становятся не только мальчики, но и девочки. Однако они чаще всего проявляют гнев вербально, а не физически. Мальчики больше склонны разбивать вещи, хлопать дверьми или бить кулаком в стену, когда пребывают в гневе. Иногда дети выплескивают свой гнев на родителей. Без сомнения, это печалит и тревожит всех родителей, особенно матерей-одиночек. Однако не следует мириться с таким обращением подростка – это вредно как для него, так для вас.

Как себя вести с рассерженным подростком

Признаки жестокого поведения у подростков

Ни для кого не секрет, что подростковая жестокость сегодня – чрезвычайно актуальная проблема, и её масштабы постоянно растут. Кино и телевидение делают из жестокости элемент шоу, интернет-сайты часто предлагают зрителю соответствующий контент, компьютерные игры провоцируют подростков на проявление жестокости в реальной жизни. Конечно, не каждый подросток настолько подвержен данному влиянию, но группу риска составляют эмоционально неустойчивые подростки или те, кто страдает от различных психических расстройств. Последствия такого влияния могут быть трагическими. Родителям следует обращать особое внимание на следующие сигналы:

Общение с ними может быть омрачено непредсказуемым поведением, агрессией или грубостью, они часто непослушны, недоверчивы, склонны вести себя дерзко и вызывающе.

Что нельзя делать родителям и педагогам?

Родители и учителя должны знать, что такие дети часто чувствуют себя одинокими, поэтому, несмотря на сложности отношений, их нельзя бросать — ни в реальности, ни в угрозах.

Не стоит сравнивать ребенка с другими — он и так понимает, что с ним не все в порядке, а после сравнений может вовсе замкнуться в себе.

Не отдаляйтесь от ребенка, если понимаете, что он отгораживается от вас. Если он это делает, то у него есть причины, возможно, бессознательные. Взрослым людям важно научиться контролировать свои чувства и поведение, быть примером того, что идти на контакт с близким человеком нужно и важно, даже если между ними разверзлась пропасть. Тогда, возможно, ребенок научится доверять старшим и его поведение станет более приемлемым для социальной среды, а сам он скорее придет к принятию собственной личности.

Как управлять любой ситуацией, не теряя спокойствия, в случае если у вас ребенок трудный

Мы не говорим что нужно, позволять плохое поведение. Мы объясняем, что вы должны стараться не злиться на них за их развитие, осуществляемое соответствующими действиями, даже если эти действия раздражают или разочаровывают. Ваше разочарование может быть о вашем собственном отсутствии терпения, что является вашей проблемой.

Поиск путей решения проблемы в том, чтобы меньше злиться на наших детей, это очень важно. Если мы возьмем на себя ответственность за наши собственные чувства и действия, они, наши дети, будут скорее всего, в состоянии сделать, то же самое. Обдумывание, спокойствие, прогнозирование и понимание наших собственных чувств наша работа. Если мы обвиняем наших детей в чувства и реакциях, они будут учиться обвинять других в своих действиях и не узнают, как брать ответственность на себя.

Определите ваши чувства

Затем спросите себя, что вам нужно сделать или изменить внутри себя, чтобы добиться надлежащей обратной связи с вашим ребенком. Другими словами, станьте ответственным родителем, обдумывайте, а затем решайте что нужно сделать, чтобы дать помощь вашему ребенку. В этом случае вы можете сказать себе: «Мне нужно подумать о том, как я могу улучшить свою эффективность в качестве родителя и мне нужно быть уверенным в том, что я сделал все, что я могу. Мне приходится иметь дело с моей тревогой о будущем моего ребенка и найти способ, чтобы решить мою собственную вину «.

Как правило, эти дети когда-то были лишены эмоциональной поддержки взрослых, поэтому если родители решили поменять методы взаимодействия с ними, то им стоит начать демонстрировать выдержку, терпение, стойкость и неуязвимость. Возможно тогда, спустя время, ребенок поверит в то, что вы — надежная фигура и сможет быть с вами откровенным.

Учимся контролировать эмоции

Важно помнить, что все эмоции являются приемлемыми, а поведение нет. Когда мы не можем контролировать наши собственные эмоции, мы будем находиться в нездоровых отношениях с нашими детьми и членами семьи.

Наши дети могут вызвать болезненные эмоции в нас. Наша реакция на эти эмоции может заставить нас принять плохие решения в воспитании. В те моменты, когда мы пытаемся защитить себя, мы обязательно должны иметь в виду детские интересы. Когда мы возбуждены, мы часто говорим то, о чем сожалеем позже. Чувства вины можно избежать следующим образом. Важно помнить, что все эмоции являются приемлемыми, но не все поведение.

Когда мы не можем контролировать наши собственные эмоции, мы будем находиться в нездоровых отношениях с нашими детьми и членами семьи. Когда наши чувства управляют нами, а мы теряем возможность управлять ими. Нам гораздо труднее помогать нашим детям развиваться и решать их жизненные проблемы.

Ключ успеха в том, чтобы сохранять спокойствие и не реагировать на раздражающие импульсы, когда ваш ребенок становится неуправляемым.

Как повысить мотивацию ребенка?

Дети, которые нарушают дисциплину

Московская Сретенская Духовная Семинария



Содержание:

Озлобленная душа ребенка подобна путнику из евангельской притчи, попавшему в руки разбойников

В раннем детстве первенствующее значение для формирования здоровой душевной структуры имеет восприятие, запечатление чувств. Чувства любви и приятия ребенка человеческим сообществом сразу по его рождении имеют религиозный смысл, поскольку родительская любовь в своем безыскусном простом выражении имеет своим прообразом Божественную любовь к своему созданию — она безотносительна и безусловна, проявляется как самоценный факт и основа всяческого бытия, открывает ребенку восприятие духовных основ мироздания — запечатлевает в его душе бескорыстное и неэгоистичное блаженство полноты существования как предчувствие Вечной Жизни. Эти глубоко подсознательные впечатления в дальнейшей жизни выполняют функцию ориентировки ребёнка в процессе освоения и обживания им социального мира, задают ему пространство нравственной интуиции и творческих устремлений[6].

Часто в обычных, благополучных, на первый взгляд, семьях, родители не замечают своих педагогических ошибок (Отцы, не раздражайте чад ваших да не унывают

Особенности развития детей в интернатных учреждениях

Многолетние исследования развития детей из интернатного учреждения и особенностей их поведения, проведённые А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых, позволили им сделать заключение о наличии психологической специфики сиротства, которую авторы интерпретируют не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной характер развития ребёнка[9].

Для ребенка 5-ти лет реальность Божественного присутствия в мире открывается и обосновывается фактом любви родителей друг к другу (а, следовательно, к нему самому)

Общая тенденция описания психологических характеристик воспитанника интернатного заведения такова: эмоциональный фон его развития чрезвычайно беден, что препятствует формированию жизненно важных личностных качеств ребёнка, которые формируются при непосредственной активной самостоятельной деятельности самого ребёнка. Воспитанники интернатных заведений вынуждены приспосабливаться к требованиям окружающей среды, тогда как семейные дети активно реагируют на окружающую их обстановку, творчески осваивая её (безотносительно к тому — благоприятна она для их возрастания или не очень). Иной опыт жизни и воспитания ребёнка в интернатном заведении приводит к недоразвитию эмоционально-волевой сферы, в подтверждение чему можно приводить долгий перечень примеров[13].



Так, И. А. Залысина сравнивала потребность в сопереживании у старших дошкольников, воспитывающихся в семье и вне семьи[14]. Старшие дошкольники, воспитанники детского дома, практически не способны к сопереживанию к окружающим людям. Причём, им чуждо как реактивное сопереживание, появляющееся в ответ на чувства других людей, так и инициативное сопереживание — стремление ребёнка разделить своё переживание с другими людьми, привлечь их к сопереживанию к нему, ребёнку. Семейные дети в экпериментальном исследовании И.А.Залысиной не только искали сочувствия у взрослого и сверстника, но и сами активно откликались на переживания как партнёров, так и персонажей сказок. Потребность в сопереживании развивается на протяжении всего детства, достигая в старшем возрасте наиболее развитой формы. Для того чтобы она могла достичь удовлетворения, необходимо такое взаимодействие ребёнка и взрослого, которое даёт ребёнку возможность высказаться, раскрыться перед другим человеком[15].

Ребенок в силу сложившихся отношений с авторитарным взрослым боится признаться и ему, и самому себе в своем непослушании

Отсутствие домашних запахов — только один небольшой аспект, характеризующий глобальную инаковость атмосферы детского дома или интерната

Иной опыт жизни и воспитания ребёнка в интернатном заведении приводит к недоразвитию эмоционально-волевой сферы

Как преодолеть отчуждение

В настоящее время специалисты констатируют опасную тенденцию развития большинства заведений системы общественного призрения сирот

Но необходимы и вылазки из хорошо защищенной крепости самолюбия; смелые проступки, которые доставляют душе переживания риска

Религиозное питание ребёнка возможно только в семье, только она вырабатывает такую духовную среду, где ребёнку легко жить в Боге

1) воинствующий индивидуализм, когда непрерывно находится повод для конфликта, якобы для того, чтобы защитить независимость и актуализировать свою индивидуальность; на самом же деле человек занят войной с самим собой, терзая и ослабляя и без того расстроенные душевные силы;

2) маскирующий индивидуализм (скрытая конфронтация), когда защита своей индивидуальности создается путем надевания на силы своей души защитных невротических блоков-масок:

• на разумную — тупоумие и смехотворчество;

• на чувствующую — безразличие, показная жестокость;

• на желающую — замыкание на элементарных плотских нуждах.

Воцерковление трудных детей

На практике депривация проявляется как эмоциональная неуравновешенность, повышенная реактивность

Здесь нужно понять, что ребенок в силу сложившихся отношений с авторитарным взрослым боится признаться и ему, и самому себе в своем непослушании. И он будет и дальше врать, подсознательно оправдывать себя, защищаясь от агрессии взрослого, пока не почувствует доверия, снимающего страх. В период становления индивидуальности ребёнок ещё не умеет осознать свои внутренние мотивы поведения то, что может быть отделено от него, воспринимая их как самое себя, как своё субъективное бытие. Поэтому принципиальное неприятие взрослыми проступков ребёнка будет восприниматься им как отвержение самого его права на существование. Он чувствует себя таким, какой он есть, и другим (таким, каким его хотят видеть взрослые) сразу стать не может. Это значило бы для него отказаться от своих жизненных впечатлений, от стихии душевных чувств и сил, которые его питают, то есть — от самого себя[37].
Подобные явления в сглаженном виде всё более распространяются сейчас в детских интернатах и даже в относительно благополучных школах. Эти дети не так заметны, у них, возможно, не было трагических эпизодов, но что-то не сложилось в отношениях с родителями или родственниками, и они перестают учиться, компенсируют свою общественную реализацию вызывающим поведением, асоциальными установками. Они привычны для школы, их называют труднообучаемыми, трудновоспитуемыми, педагогически запущенными и т.д., а перегруженные учителя и классные руководители не могут, как правило, ничего изменить в их судьбе[38].

Автор-составитель:

иерей Владимир Щетинин

Ключевые слова:

детский дом, интернат, трудные дети, сироты, депривация, психология

[1] Ефремов Евгений, свящ.

[3] Феофилакт Болгарский, блж.

[4] Ефремов Евгений, свящ.

[8] Склярова Т. В.

[9] Прихожан А. М., Толстых Н. Н

. Психология сиротства. — СПб., 2005. — 400 с.

[10] Склярова Т. В.

[13] Склярова Т. В.

Православное воспитание в контексте социализации — М.: ПСТГУ, 2006. — 152 с.

[14] Залысина И. А., Симрнова Е. О.

Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. — 1985. — №4.

[15] Склярова Т. В.

[16] Склярова Т. В.

[18] Прихожан А. М., Толстых Н. Н

. Психология сиротства. — СПб., 2005. — 400 с.

[19] Склярова Т. В.

[20] Склярова Т. В.

[22] Склярова Т. В.

[23] Склярова Т. В.

[26] Ефремов Евгений, свящ.

[27] Гонеев А. Д.

Основы коррекционной педагогики. — М.: Академия, 1999.

[28] Ефремов Евгений, свящ.

[35] См. также: Репортажи из православных детских домов. // Нескучный сад. — 2002. — №1(2).

[36] Ефремов Евгений, свящ.

Дети, которые не хотят учиться

Есть дети, которых называют трудными, потому что они не хотят учиться. Часто здесь дело не в лени или капризах, а в отсутствии учебной мотивации. Чтобы понять, как сформировать ее, можно обратиться за помощью к школьному психологу — он знает характер поведения не только ребенка, у которого проблемы, но и весь класс, общение с которым тоже влияет на личность. Кроме того психолог может провести психолого-педагогическое исследование, которое поможет наметить индивидуальный план работы с ребенком, помогающий ему повысить интерес к учебе.

1. Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны чрезмерная активность, суетливость, неор­ганизованность. Поэтому они:

охотно принимают любые предложения, с интересом включа­ются в любую игру, но быстро теряют интерес к ней;

они с трудом соблюдают правила игры, не могут долгое время заниматься одним делом;

с трудом слушают взрослого, отвлекаются, на занятии могут громко разговаривать;

В то же время следует сказать, что интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно вы­сокими. Основной проблемой этих детей являются неразвитость произвольности, неспособность сдерживать свои возникающие желания.

2. Заторможенные, пассивные дети спокойны и усидчивы. Дисци­плину они не нарушают и никому не мешают, спокойно выполня­ют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Но за этой покорностью и спокойствием скрыва­ется отсутствие интереса к окружающему миру: к игре, предме­там, самостоятельной деятельности. Участвуя в играх наравне со всеми, но не проявляя к ним интереса и эмоциональности, они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого отве­та. Предложения взрослого такие дети обычно легко принимают, ни от чего не отказываются, но при этом инициативы не проявля­ют: их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они ждут указаний и инструкций.

Несмотря на покорность таких детей, общаться с ними трудно, так как хоть они и не возражают взрослым, но и не высказывают своей точки зрения, никак не проявляют себя.

Задание. Определите, на каком уровне развития общения находится ребенок.

По какому поводу ребенок чаще всего обращается ко взрослому?

Требует ли он оценки своих действий?

Задает ли он вопросы и каков их характер?

Долго ли он занимается с предметом, не стремясь к общению с другими?

При неразвитой потребности в общении:

ребенок занимается с предметом и не стремится к общению;

он не отходит от взрослого, ждет его ласки. При задержке развития:

поведение малыша пассивное, безынициативное;

он не умеет играть, слушать сказки, разговаривать.

Задание (по Е. О. Смирновой). Проведите беседу с ребенком по пла­ну. Выясните, что он больше хочет делать вместе со взрослым: играть с игрушками, читать новую книжку, поговорить о чем-либо.

Если ребенок выбрал совместную игру, то он предпочитает ситуа­ционно-деловое общение.

Если он выбрал новую книжку, то предпочитает познавательное общение.

Если он выбрал беседу об отношениях между людьми, то предпо­читает внеситуативно-личностное общение.

Задание (по Е. О. Смирновой). Для более точного определения уровня развития общения осуществите все три вида взаимодействия с одним ребенком. Проведите наблюдение, беседу.

1. Ситуативно-деловое общение (деловая игра с любимыми игруш-
ками).

Есть ли желание (но не навыки игры) играть вместе со взрос­лым?

Учитывает ли ребенок интересы партнера?

Предпочитает ли играть в одиночку?

Увлечен ли он совместной деятельностью?

2. Познавательное общение. Проведите беседу по поводу прочитан-
ной книжки, в которой есть новые для ребенка знания.

Сможет ли ребенок побеседовать с вами? (Не пересказать!)

Каков характер беседы?

3. Личностное общение.

• Поговорите о его сверстниках.

Кто из друзей больше нравится и почему?

С кем он чаще всего ссорится?

— С кем хотел бы дружить?

• Поговорите о книжках.

Есть ли у него любимые книжки?

Кто из героев этих книг обладает положительными качества­ми, а кто отрицательными?

• Проявите себя интересным собеседником, выскажите свое мне­ние по тем или иным вопросам. Темы могут быть разными, но разговор должен быть о людях, поступках, отношениях. В про­цессе беседы выясните особенности восприятия ребенком про­шедшего обсуждения.

Интересуется ли ребенок мнением взрослого?

Важны ли для ребенка оценки взрослого?

Способен ли ребенок слушать взрослого, не перебивая его и не отвлекаясь от него?

Способен ли ребенок к чисто речевому общению (без нагляд­ного материала)?

• Сопоставьте результаты ваших наблюдений с характерными особенностями трех видов общения и определите:

когда ребенок проявил наибольшую активность, заинтересо­ванность;

когда чаще всего он обращался к вам с простыми вопросами;

в какой ситуации он чувствовал себя наиболее свободно.

Если же ребенок одинаково активно включает себя во всех ситуаци­ях и хорошо принимает все три формы взаимодействия, то можно ска­зать, что он овладел всеми доступными для дошкольника формами общения.

Сопоставляя поведение ребенка в разных ситуациях общения, имей­те в виду, что нужно выбирать только ситуации общения со взрослым. При этом важно учесть:

активность и разговорчивость ребенка в разных ситуациях;

общее настроение ребенка и его сосредоточенность;

время, в течение которого ребенок хочет общаться.

Сделайте общий вывод об уровне развития общения ребенка.

Взрослый должен обучать детей общению, и чем раньше это будет осуществляться, тем лучше. Помощь взрослого при обучении общению и сотрудничеству детей со сверстниками должна быть незначительной. Например, можно помочь ребенку подсказкой, после чего лучше отой­ти от общающихся детей.

Читайте также: